18.10.2019

Может ли муниципальное казенное. Муниципальное казенное учреждение – что это такое. Принципы отражения предпринимательской деятельности на счетах бюджетного учета


Если муниципальному бюджетному учреждению выделяют субсидию, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (КВР 521), то какие КВР может применять муниципальное бюджетное учреждение? Могут ли муниципальному казенному учреждению выделять субсидии?

Ответ

Бюджетам муниципальных образований могут быть предоставлены субсидий на софинансирование комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 № 22) (письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-05-11/31346). По элементу подгруппы видов расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» подлежат отражению расходы на предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Бюджетные и автономные учреждения оказывают услуги (работы) на основании госзадания. Для этого учредитель доводит учреждениям субсидии. На финансовое обеспечение госзадания учредитель предоставляет подведомственным бюджетным учреждениям субсидию по КВР 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)». Объем субсидии на госзадание рассчитывают по нормативным затратам. Нормативные затраты на выполнение госзадания определяются исходя из: базового норматива затрат на оказание госуслуги и корректирующих коэффициентов к нему; информации из соответствующего базового (отраслевого) перечня. Следовательно, для определения возможности выплаты субсидии на госзадание за счет средств МБТ, следует исходить из самого задания и услуг (работ) включенных в это госзадание. Если мероприятия по модернизации региональных систем дошкольного образования за счет межбюджетных трансфертов не включены в госзадание, то на выполнение указанных мероприятий бюджетному учреждению могут быть доведены субсидии на иные цели по КВР 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели».

Бюджетные и автономные учреждения оказывают государственные или муниципальные услуги и выполняют работы по государственному или муниципальному заданию. Казенные учреждения работают с государственным или муниципальным заданием, если такое решение принял главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС). На выполнение госзадания учредитель доводит: казенным учреждениям – лимиты бюджетных обязательств (п. 2 ст. 69.2, ст. 161 БК); бюджетным и автономным учреждениям – субсидии и на госзадание (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК). Следовательно, казенному учреждению доводятся ЛБО, субсидии не доводятся.

Обоснование

Постановление Правительства РФ от 14.01.2014 № 22

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования субъектов Российской Федерации (региональных планов мероприятий ("дорожных карт") структурных изменений в сфере образования) (далее соответственно - комплекс мероприятий, расходные обязательства субъектов Российской Федерации).

3. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие в соответствующем субъекте Российской Федерации потребности в увеличении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

4. Условиями предоставления субсидии являются:1

а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;1

б) наличие в субъекте Российской Федерации утвержденного комплекса мероприятий, обеспечивающего достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, предусматривающего в том числе:
приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях;
создание дополнительных мест в дошкольных образовательных и иных организациях за счет эффективного использования их помещений;
возврат в систему дошкольного образования зданий, используемых не по целевому назначению;
реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий дошкольных образовательных организаций;
строительство зданий дошкольных образовательных организаций;
приобретение зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования;
поддержка развития негосударственного сектора дошкольного образования;
развитие иных форм предоставления дошкольного образования;

в) обеспечение соответствия значений показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение);

г) наличие в субъекте Российской Федерации планов по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих опережающую подготовку педагогических кадров для работы на создаваемых местах в дошкольных образовательных организациях, а также повышение квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и их реализация;

д) выполнение субъектом Российской Федерации комплекса мероприятий в части показателей, характеризующих развитие дошкольного образования;

е) 100-процентное освоение субсидии, предоставленной субъекту Российской Федерации в отчетном финансовом году.

5. В целях реализации комплекса мероприятий может быть предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.

Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н

521 Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности

По данному элементу подлежат отражению расходы на предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

611 Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)4

По данному элементу отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

По данному элементу отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление бюджетным учреждениям субсидий на иные цели, за исключением субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также на предоставление грантов в форме субсидий, при условии их предоставления организатором конкурса, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения - получателя субсидии полномочия и функции Учредителя.

Расчет затрат на услугу2

Нормативные затраты на выполнение госзадания определяйте исходя из:2

1. базового норматива затрат на оказание госуслуги и корректирующих коэффициентов к нему;

2. информации из соответствующего базового (отраслевого) перечня:

o показателей отраслевой специфики, которые отражают ее содержание и форму;

o единицы показателя, который характеризует объем госуслуги. Показатель приведен в соответствующих базовых (отраслевых) перечнях госуслуг и работ.

Об этом сказано в пунктах 13, 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640, и разъяснено в письме Минфина от 13.07.2015 № 02-01-09/40241.

Формулы для расчета

Нормативные затраты на оказание услуг удобно рассчитывать по формулам. Приведем некоторые из них:

Базовый норматив затрат на оказание услуги, в свою очередь, рассчитайте по формуле:

Остальные формулы для расчета нормативных затрат приведены в общих требованиях (например, в разделе 2 общих требований, утв. приказом Минтруда от 01.07.2015 № 422н).

Базовый норматив

В базовый норматив включают затраты, которые непосредственно связаны с самой услугой, и затраты на общехозяйственные нужды. А именно:

Затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуги Затраты на общехозяйственные нужды

– зарплата и страховые взносы сотрудников, в том числе денежное довольствие военнослужащих, которые участвуют в оказании госуслуги;

– приобретение материальных запасов и ОЦДИ, которые используют для оказания госуслуги, с учетом срока полезного использования (в т. ч. арендные платежи 1). То есть в расчет включают сумму годовой амортизации по ОЦДИ 3 .
На 2018 год в расчет норматива амортизацию по этим ОЦДИ включите в виде резерва на их полное восстановление. Резерв формируйте в размере начисленной годовой плановой суммы амортизации по имуществу исходя из срока полезного использования по Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1;

– другие расходы, которые связаны с оказанием госуслуги

Важно: с госзаданий на 2018 год в базовый норматив включайте также расходы на покупку и аренду имущества, которое к ОЦДИ не относится.

– зарплата и страховые взносы сотрудников, денежное довольствие военнослужащих, которые не принимают непосредственного участия в оказании госуслуги. Например, зарплата вспомогательного, технического персонала;

– коммунальные услуги 2 ;

– сумма резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ для общехозяйственных нужд. Резерв формируйте в размере начисленной годовой плановой суммы амортизации по имуществу;

– услуги связи;

– транспортные услуги;

– прочие общехозяйственные нужды

1 Затраты на аренду учитывайте, если аналогичное имущество не закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

2 Затраты по имуществу учреждения, которое используют в госзадании и общехозяйственных нуждах, в том числе арендованному или полученному в безвозмездное пользование.

3 Если в текущем году учреждению не хватает средств, чтобы купить новое имущество, оно может подать учредителю запрос на целевую субсидию (письмо Минфина от 25.12.2015 № 02-01-10/76373).

Об этом сказано в пунктах 16, 19–21 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640, в общих требованиях (например, в п. 3–5 требований, утв. приказом Минтруда от 01.07.2015 № 422н) и разъяснено в письме Минфина от 13.07.2015 № 02-01-09/40241.

На выполнение госзадания учредитель доводит:

 казенным учреждениям – лимиты бюджетных обязательств (п. 2 ст. 69.2, ст. 161 БК).

 бюджетным и автономным учреждениям – субсидии и на госзадание (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК).

Чтобы определить объем финансового обеспечения, учредитель рассчитывает его. Общий порядок расчета устанавливают для:

 федеральных учреждений – Правительство (в настоящее время действует постановление Правительства от 26.06.2015 № 640);

 учреждений субъектов – высший исполнительный орган госвласти субъекта;

 муниципальных учреждений – местная администрация.

Об этом сказано в пункте 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса.

Порядок расчета

Затраты, которые включают в расчет объема финансирования, – в таблице:

Затраты, которые включают в объем финансирования госзаданий Примечание
Нормативные затраты на госуслуги Утверждает учредитель (ГРБС) с учетом общих требований и отраслевой специфики подведомственных учреждений (п. 14–15 Положения, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640)
Нормативные затраты на работы Решение о расчете нормативных затрат на работы принимает учредитель (ГРБС) (п. 4 ст. 69.2 БК, п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640)
Затраты на имущественные налоги Это затраты на налоги, объект налогообложения которых – имущество учреждения. Если учреждение оказывает услуги сверх госзадания за плату и ведет другую платную деятельность, то применяйте дополнительный коэффициент (п. 33 Порядка, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640)
Затраты на содержание имущества, которое учреждение для госзадания не использует

Затраты включают в объем финансирования только по решению учредителя.

Если учреждение ведет платную деятельность сверх госзадания, то применяйте дополнительный коэффициент (п. 34–35 Порядка, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640)

Начиная с 2019 года эти затраты в объеме финобеспечения учитывать не будут (п. 6, 34, 34.1 Порядка, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640).

Не включайте в расчет финобеспечения затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое учреждения сдают в аренду или передают в безвозмездное пользование (п. 11 Порядка, утв. постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640).

Если учреждения оказывают услуги и работы в рамках госзадания за плату, то размер субсидии уменьшите на объем планируемых доходов от платной деятельности.

Как составить план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год

Плановые объемы выплат за счет субсидии на госзадание формируйте с учетом нормативных затрат. Однако они не обязательно должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Едиными требованиями к Плану ФХД это не установлено. Поэтому учреждение самостоятельно определяет объемы выплат в пределах общей суммы субсидии на госзадание. Это касается и зарплаты. Нарушения не будет, если выплаты превышают нормативные затраты. Если перераспределяете средства по видам расходов в утвержденном Плане ФХД, показатели по выплатам нужно уточнить.2

Такой вывод следует из пунктов 11, 12 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н, письма Минфина от 01.11.2016 № 02-07-10/64005.

Как учредителю предоставить финансовое обеспечение подведомственным бюджетным и автономным учреждениям

Субсидии на госзадание2

Субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ доводите бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с госзаданием (ч. 2, 4 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 3, 6 ст. 9.2 Закона от 12.11.1996 № 7-ФЗ). Дополнительно подпишите с учреждением соглашение о субсидии.

КВР и КОСГУ

На какой вид расходов и код КОСГУ учредителю отнести предоставление подведомственным учреждениям субсидий на госзадание

Перечень и правила применения видов расходов едины для всех бюджетов. Поэтому независимо от уровня бюджета при предоставлении субсидий на госзадание применяйте следующие коды:

 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)»;

 621 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)».

В бухучете и отчетности расходы на предоставление субсидий на госзадание подведомственным бюджетным и автономным учреждениям отражайте по статье КОСГУ 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.241, 302.41 .

Об этом сказано в разделах III, V указаний, утвержденных приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н.

Письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-05-11/31346

IV. Межбюджетные трансферты.

1. Предоставление бюджетам муниципальных образований субсидий на софинансирование комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 года № 22) следует отражать по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 520 "Субсидии":1
521 "Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности";
522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности".
Так, например, расходы бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление субсидий на софинансирование строительства, реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования, подлежат отражению по виду расходов 522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности".

Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения являются некоммерческими организациями.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Согласно ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

По оценке Н.Г. Кураковой (2010) нормотворческая деятельность в сферах, прямо или косвенно касающихся здравоохранения, в последнее время активизировалась: приняты законы «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан», а также появился целый ряд постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе по вопросам оказания платных услуг.

Ф.Н. Кадыров (2010) отмечает, что Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»« (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) устранил разнообразие используемых терминов, связанных с видами деятельности государственных (муниципальных) учреждений, которые в соответствии с их уставами не относятся к основным.

Автор указывает, что на практике использовались различные термины, характеризующие деятельность, не связанную с оказанием бесплатной для населения медицинской помощи: «платные услуги», «приносящая доходы деятельность», «предпринимательская деятельность», «внебюджетная деятельность», «коммерческая деятельность», «хозрасчетная деятельность» и т.д. Теперь применительно к подобной деятельности государственных (муниципальных) учреждений законодательно закреплены только два основные термина: «платные услуги» и «приносящая доходы деятельность». Во всех законодательных актах, в которые вносились изменения в соответствии с Федеральный закон № 83-ФЗ, ранее использовавшиеся фразы «предпринимательская и иная приносящая доходы деятельность» либо заменены словами «приносящая доходы деятельность», либо вообще исключены.

Понятие «предпринимательская деятельность» применительно к деятельности государственных (муниципальных) учреждений оказалось «вне закона» (остальные указанные выше термины официально практически не используются). Так в Федеральном законе № 323-ФЗ используются термины «платные медицинские услуги» и «оплата медицинских услуг».

Ф.Н. Кадыров (2010) замечает, что законодательного определения «разрешенных для использования» понятий «приносящая доходы деятельность» и «платные услуги» нет. Определенная ясность существует в отношении термина «предпринимательская деятельность», а термины «приносящая доходы деятельность» и «платные услуги» вызывают много вопросов. Далее в своей работе автор рассматривает соотношение понятие «приносящая доходы деятельность», «предпринимательская деятельность» и «платные услуги».

Определение предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, под ней понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Очевидно, законодатели исходят из того, что в отношении государственных (муниципальных) учреждений это определение не должно применяться хотя бы потому, что они не зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве осуществляющих деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. В статье 298 ГК РФ уже давно используется термин «приносящая доходы деятельность».

При этом ст. 50 ГК РФ устанавливает, что «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность». Правда, с оговоркой: «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Вводя фактический запрет на осуществление предпринимательской деятельности государственными (муниципальными) учреждениями, не нарушает ли Федеральный закон № 83-ФЗ их права, предусмотренные статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации?

По большому счету нет. Законодатели об этом побеспокоились. Дело в том, что в п. 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» после слов «Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность» в соответствии с Законом добавлены слова «и иную приносящую доход». То есть некоммерческая организация может осуществлять либо предпринимательскую деятельность, либо иную приносящую доход деятельность, либо и то, и другое. Так вот в отношении государственных (муниципальных) учреждений (как одной из форм некоммерческих организаций) оставили лишь «приносящую доходы деятельность». Другие некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность.

Ф.Н. Кадыров (2010) обращает внимание на еще один важный момент. Из фразы «предпринимательская деятельность и иная приносящая доход» можно сделать логичный вывод о том, что «приносящая доходы деятельность» не входит в понятие «предпринимательская деятельность». Наоборот, «предпринимательская деятельность» входит в более широкое понятие «приносящая доходы деятельность».

Итак, получается, что «приносящая доходы деятельность» ‑ это деятельность, связанная с получением дохода, но не направленная на систематическое получение прибыли. Какие виды деятельности в таком случае подпадают под понятие «приносящая доходы деятельность»?

Ответ (в части, касающейся бюджетных и казенных учреждений) содержится в ст. 33 Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В соответствии с ч. 8 п. 19 ст. 33 Федеральный закон № 83-ФЗ для отражения на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств, и казенных учреждений операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группа «Доходы от приносящей доходы деятельности» и входящие в нее следующие подгруппы доходов бюджетов:

а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности;

б) рыночные продажи товаров и услуг;

в) безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности;

г) целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Очевидно, к подгруппе «а) доходы от собственности по приносящей доходы деятельности» относятся в первую очередь доходы от сдачи имущества в аренду.

Подгруппа «б) рыночные продажи товаров и услуг» предполагает доходы от оказания платных услуг.

Автор заключает, что приносящая доходы деятельность ‑ это и аренда, и платные услуги, и безвозмездные поступления, и обращает внимание на необходимость дать законодательное определение приносящей доходы деятельности и платным услугам с тем, чтобы четко определить, в каких случаях рыночная продажа товаров и услуг относится к предпринимательской деятельности, а в каких ‑ к приносящей доходы деятельности. Пока получается, что все различия обусловлены организационно-правовыми формами производителей этих товаров и услуг, а вовсе не тем, будет ли при этом извлекаться прибыль или нет.

Это крайне важный момент ‑ ведь иначе государственным (муниципальным) учреждениям могут запретить включать в калькуляции прибыль.

Автор высказывает опасения, что такие ограничения все же могут быть введены в связи с тем, что Федеральный закон № 83-ФЗ вводит в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 9.2. В п. 4 этой статьи устанавливается, что «Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Что означают эти «одинаковые условия»? Относится ли это и к ценам? Не получится ли так, что платные услуги (относящиеся к основным видам деятельности) учреждения здравоохранения вынуждены будут оказывать по тарифам, действующим в системе ОМС?

Некоторое послабление дает вторая часть указанного п. 4 ст. 9.2: «Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность предусмотрена в его учредительных документах».

Автор подводит итог, указывая, что Федеральный закон № 83-ФЗ оставляет достаточно большой простор для различных трактовок отдельных его положений. Остается надеяться, что подзаконные акты не нивелируют его положительные стороны.

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом .

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом некоммерческой организации, она может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение Министерства финансов республики Башкортостан о возможности оказания казенными учреждениями платных услуг, сообщает следующее.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (в том числе созданная в виде казенного учреждения) может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

С учетом положений пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать платные услуги при следующих условиях:

Возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;

Осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.

В отношении формирования перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями (далее - Перечень услуг), считаем необходимым обратить внимание на следующее.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" государственные (муниципальные) учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В связи с этим в Перечень услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Платные услуги включаются в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. При этом отмечаем, что формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.

Обзор документа

Казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

Согласно действующему законодательству казенные учреждения могут оказывать платные услуги при следующих условиях. Такая деятельность закреплена в уставах учреждений, ее осуществление соответствует целям создания этих организаций и отраженным в их уставах.

Формируется перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями. В него могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными российским законодательством полномочиями органов госвласти, а также местного самоуправления.

Платные услуги включаются в названный перечень, только если федеральным законом определено, что они могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. Кроме того, отмечается, что формирование последнего для государственных (муниципальных) казенных учреждений не обязательно.

Муниципальное казенное учреждение занимается предоставлением гражданам государственных услуг, и через которые выполняются функции государства. В зависимости от вида деятельности , разные казенные учреждения имеют разные полномочия, права и обязанности не только перед государством, но и перед гражданами.

Когда и как были созданы

Муниципальные казенные учреждения родились вместе с государством. Само слово «казенное» буквально означает, что учреждение существует за счет поступлений из государственной казны.

Изначально их функциями были сбор податей с населения государства и дальнейшее использование их на содержание:

  • военным;
  • чиновникам;
  • строительства дорог и общественных мест, например, церквей и соборов;
  • на содержание тюрем и приютов.

При Петре Великом еще на строительство музеев, учебных заведений, верфей и даже городов. Все эти объекты являются казенными, так как на их строительство и содержание расходовались государственные средства. Их предназначение – решение крупных государственных задач при строительстве общественных сооружений.

Виды учреждений, в зависимости от выполняемой деятельности

Казенные учреждения занимаются следующими видами деятельности:

  • управление воинскими подразделениями и частями. Армия является казенным учреждением и существует полностью за счет бюджетных (казенных) средств. Она выполняет функции защиты государства и граждан этого государства от агрессии со стороны других стран. Армия имеет жесткую структуру, свой суд, все чиновники военных ведомств подчиняются строгой дисциплине;
  • обеспечение нормальной работы тюрем и исправительных учреждений, в том числе для несовершеннолетних;
  • медицинские учреждения больницы, в том числе дома для содержания сумасшедших, реабилитационные центры;
  • отделения полиции.

Все они находятся на содержании государства и не могут, в соответствии с российскими законами, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, за исключением тех, которые разрешены законом и прописаны в уставных документах.

Круг полномочий, права и обязанности сотрудников в таких ведомствах регулируется специальными законами, указами и инструкциями. Ответственность за работу учреждения несет руководитель. Он должен следить не только за тем как и на что расходуются получаемые из госказны средства, но и отчитываться перед государством.

Чем они могут заниматься

Казенное учреждение – это не какое-нибудь государственное предприятие. Это специально созданное юридическое лицо для решения определенных государственных задач. В соответствии со статьей бюджетные учреждения могут:

  • заниматься деятельностью, которая приносит доход, но при этом она должна быть прописана в учредительных документах. Остальные виды деятельности будут незаконны. Доходы, полученные ими должны перечисляться в местные бюджеты без уплаты налогов и сборов.
  • Проводить операции с деньгами, полученными из госбюджета.
  • Участвовать в судебных разбирательствах, в том числе, связанных непосредственно с деятельностью учреждения и быть инициатором таких разбирательств.

Оно не имеет права заключать какие-либо торговые операции, в том числе получение/выдача , инвестиции в ценные бумаги и иностранную валюту. Если учреждение решает предъявить иск какому-либо банку или кредитной организации на основе договора, то такой договор считается недействительным, так как сам факт его составления считается незаконным.

Платят ли казенные учреждения налоги?

Они платят налоги, но налогообложение таких заведений имеет свои особенности , такие как:

  • суммы бюджетных обязательств, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются в составе доходов, которые создают налогооблагаемую базу, так как бюджет не является источником прибыли;
  • расходы, которые связаны с предоставлением государственных услуг населению или выполнения ими своего основного предназначения. Они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу дохода на прибыль. Поэтому для их учета ведется раздельная система учета, в которой доходы от основной и дополнительной деятельности учитываются на разных счетах.

Все доходы от предоставления платных услуг или какой-либо другой коммерческой деятельности не облагаются налогом. Например, от сдачи помещений в аренду или продажи имущества. Также муниципальные учреждения освобождены от уплаты пошлины.

Все получаемые от такой деятельности средства должны переводиться в бюджет . Учреждения обязаны уплачивать налог на имущество и земельный налог, если в местном законодательстве не прописано, что те освобождаются такого вида налогообложения.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча