27.09.2019

Методика анализа международной геополитической ситуации


Которое говорит о связи общества с географической средой. Также этим термином могут обозначать концепции, которые придают географическим факторам решающее значение. А теперь подробнее об этом.

Из глубин древности

В течение двух тысячелетий географический детерминизм был единственным материалистическим учением, которое исследовало общество. Это течение могло оправдывать все существующие политические порядки, революции и захваты взаимосвязью с природой.

Впервые концепция географического детерминизма была сформулирована еще в Древней Греции. Обычно это нововведение связывают с именами Геродота, Гиппократа, Страбона и Полибия. В это время человек сильно зависел от природы, поэтому вполне естественно, что философы древности пытались связать погодные явления с жизнью и культурой человека.

К примеру, Гиппократ считал, что дух и тело человека формируются под влиянием климата. Его идеи поддержал Аристотель, который заявил, что жители холодных стран храбрые, но лишены изобретательности, в отличие от людей южного континента.

Таким образом, можно сказать, что географический детерминизм - это учение о влиянии природной среды на человеческие судьбы.

Детерминизм в Средние века

Первые идеи географического детерминизма появились в античном мире и остались там на долгие годы, пока вновь не получили развитие в XVI веке. Это течение имело прогрессивное значение, поскольку выражало стремление людей из научного круга отойти от религиозных догм и найти более материалистичное объяснение истории развития общества.

Жан Боден в 1566 году выпустил в мир знаменитую книгу «Метод облегченного изучения истории», которая была популярной во всей средневековой Европе. Основная идея этого произведения заключалась в том, что качества человека во многом зависят от географических условий. В своей работе Жан Боден обусловил не только связь природы и человека, но также взаимосвязь географии и социально-политического устройства государства. Автор пишет об особенностях развития науки в разных уголках Земли. И делает выводы о том, какую роль сыграли различные государства в истории развития Европы. Хотя этим он не ограничился: Жан Боден точно таким же образом исследовал страны Передней Азии и Ближнего Востока.

Климат Жана Бодена

Поскольку на передний план у мыслителя выходят естественные условия, он уделяет много внимания климату. Боден поделил землю на три климатических пояса:

  1. Экваториальный.
  2. Полярный.
  3. Умеренный.

Каждый из этих климатических поясов мыслитель связал с предпосылками для определенного труда человеческой деятельности. В своих работах он также дает рекомендации политикам относительно того, как установить оптимальный политический режим.

Взгляды Монтескье

Раскрыть понятие географического детерминизма пытался не только Жан Боден. Его идеи оказали определенное влияние на развитии философской мысли других ученых. К примеру, самым крупным представителем этого направления считается Ш. Монтескье. В книге «О духе законов» Шарль Монтескье говорит, что все географические факторы, которые окружают человека, влияют на нравы и склонности людей. Именно на этих нравах базируется общественный строй, образ жизни и законы народа.

Плодородная почва

Шарль Монтескье говорил, что в жарких странах люди робкие, ленивые и изнеженные. Теплый климат и плодородная почва порождают эту изнеженность, поскольку в таком климатическом поясе нет особой нужды рисковать жизнью, чтобы выжить. Люди будут работать только перед страхом наказания, поэтому неудивительно, что в таких государствах зачастую деспотичное правительство.

Там, где холодно, люди намного отважнее. Бесплодные земли благоприятны для развития ощущения свободы. Людям приходится самостоятельно добывать себе необходимые ресурсы для поддержания жизни. Такие условия делают жителей неплодовитых земель закаленными, храбрыми и воинственными, и они всегда будут отстаивать свою свободу. В противовес этому можно сказать, что малодушие южных народов всегда приводило к рабству.

Повтор пройденного

Географический детерминизм Монтескье во многом зависит от идей Жана Бодена. Грубо говоря, он не сказал ничего принципиально нового, только расширил мысли своего предшественника. Плеханов точно подметил, что Монтескье пытался поднять теорию географического детерминизма на уровень естественных наук того времени и пытался сформулировать законы, похожие на те, что в свое время создали Галилей, Кеплер и Ньютон. В конечном счете работы Монтескье стали рабочими гипотезами у «просвещенных монархов», которые исходили из идей философа, устанавливая новый политический режим.

Девятнадцатый век

Особенности политического развития стран Европы начала ХХ века оказали влияние на формирование социологических теорий и геодетерминистской мысли. Генри Томас Бокль попытался объединить идеи Монтескье и демографические концепции Мальтуса. На их основании он сделал вывод, что жители того климатического пояса, в котором вырастает больше пищи, должны делиться ею с жителями районов, где еды меньше. Бокль считал, что индийские народы, которых английские колонизаторы довели до постоянных голодовок, осуждены на бедность физическими законами климата. Правда, его идеи в современной социологии не получили дальнейшего развития.

Карл Риттер

В противовес Боклю, его современник Карл Риттер исследовал проблему диалектической связи развития природы и общества. Его идея базировалась на трех теоретических задачах, которые были характерными для философии Гегеля. Он впервые внес идеалистическую диалектику в анализ географического, а не исторического материала.

В основе географического детерминизма Риттера лежала проблема ландшафта и географического индивидуума. Он считал, что внешние территориальные границы имеют влияние на внутренние связи массы людей.

Маркс и Энгельс

Риттер преподавал эти идеи студентам, и одним из его слушателей был Карл Маркс, который считал, что географическая среда оказывает влияние на личность посредством производственных отношений, которые развиваются под воздействием этой среды.

Маркс первым показал, что неравномерное развитие государств напрямую связано с тем, как они используют естественные природные богатства.

Идеи Маркса позже начал развивать Фридрих Энгельс, он указывал на связь пищи с уровнем развития различных племен. Он считал, что успешное развитие рас напрямую зависит от того, чем питается племя. К примеру, обильное мясное и молочное питание арийцев стало одной из причин успешного развития расы.

Представители детерминизма в России

Основоположники географического детерминизма были не только в Европе и античном мире. В России тоже были мыслители, которых интересовало это направление. К. Бэр говорил, что судьба народов определяется тем, какую местность они занимают.

Л. И. Мечников хотел доказать, что географическая среда - это сила, которая определяет весь исторический прогресс. При этом ученый подчеркивает, что важным элементом в этом развитии являются водные пути сообщения.

Отечественные ученые не делали из географического детерминизма конечную точку развития. Мечников утверждал, что все люди, вне зависимости от того, где они родились, выросли и пребывают в настоящем времени, способны создавать культурные ценности.

Идеология империализма

В социологии географическое направление давало возможность делать выводы о неравноценности и неравенстве народов как естественном следствии климатических условий. Это было подмечено французскими материалистами еще в XVIII веке.

Это направление стало источником идеологии империализма. Ф. Рацтель утверждал, что государство способно самостоятельно существовать и развиваться, только имея большую территорию. Поэтому политика должна ориентироваться на приобретение и подчинение новых территорий.

Критика

Если говорить в целом, то суть географического детерминизма была подвержена критике. Основные недостатки его ученые видят в следующем:

  • Это направление рассматривает развитие общества слишком односторонне, видя движущие силы эволюции во внешних факторах. При этом в стороне остаются внутренние детерминанты социального развития.
  • Природа меняется намного медленнее, чем эволюционирует общество. Конечно, природа меняется, но для того чтобы в ней произошли существенные изменения без человеческого вмешательства, требуется не одна тысяча лет. Поэтому немного неразумно утверждать, что среда, которая остается практически стабильной, может быть причиной изменения других явлений. Даже если смириться с концепцией географического детерминизма, то сложно будет объяснить тот факт, что в Англии практически одна и та же географическая среда стала причиной развития ремесленного, мануфактурного, промышленного и постиндустриального периодов жизни государства. Также стоит обратить внимание на то, что Англия, Америка и Япония - это развитые капиталистические страны с разной географической средой.
  • Это направление рассматривает влияние природной среды на развитие общества как нечто неизменное, а это недиалектично.
  • Географический детерминизм практически не учитывает влияние человека на природу. А ведь без этого невозможно всесторонне анализировать проблему общества и природы.

Проще говоря, проблемы влияния природы на человечество нуждаются в более глубоком осмыслении, нежели это делали сторонники географического детерминизма.

Заключение

Мыслители XVII-XVIII веков предполагали, что вся человеческая деятельность определяется природой стран, которые населены разными народами. Географический детерминизм в философии оказал большое влияние на развитие научной мысли, однако позже его признали лженаукой, такой же, как астрология и алхимия.

По этому вопросу в научном сообществе ведутся споры, и участники этих дискуссий разделились на две фракции, которые придерживаются диаметрально противоположных мнений. Одни говорили, что климатические изменения оказали антропогенное воздействие и повлияли на физиологию. Другие считали, что нет ничего общего между природой и развитием общества.

Ученые согласны только в одном: географические факторы сыграли большую роль в формировании культуры на начальных этапах общественного развития. Позже эти моменты отразились в культуре и могли воспроизводиться народом независимо от среды его обитания.

Проще говоря, нельзя полностью отрицать влияние природы на развитие человечества, но в то же время глупо все изменения отождествлять с природными явлениями. Как сказал Аристотель, во всем должна быть золотая середина, и этот принцип необходимо применять в географическом детерминизме.

Географический детерминизм - учение, согласно которому главной детерминантой общественного развития является географический фактор. Яркими представителями географического детерминизма были французский просветитель XVIII века Ш.-Л.Монтескье и замечательный русский ученый XIX века Л.И.Мечников.

Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Так, например, в холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку «холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу». Южные народы, напротив, ленивы от природы, и поэтому они не способны к героическим поступкам. Восприняв однажды те или иные законы, обычаи и традиции, они не расстаются с ними, ибо предпочитают покой. Конечно, эти рассуждения французского философа следует воспринимать в общем контексте знаний его эпохи, поскольку , удалённых от Европы, была известна европейским мыслителям весьма поверхностно, да и эти знания изобиловали искажениями и фантастическими представлениями.

Анализируя вопросы происхождения рабства, Монтескье считает, что в жарких странах, где люди всякую работу исполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит разуму, ибо без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса. Климатическими же условиями объясняет французский мыслитель многоженство и моногамную семью.

При рассмотрении вопросов государственного устройства Монтескье приходит к выводу, что в странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе, которую французский мыслитель понимает прежде всего как отсутствие зависимости от государственной власти . Но в то же время, по мнению Монтескье, они боятся потерять свое богатство и потому предпочитают правление одной, хотя и деспотической, личности, которая защитила бы их богатый урожай от грабежа.

В странах же с холодным климатом, где условия для земледелия крайне неблагоприятны, люди больше думают о своей свободе, чем об урожае, и поэтому в этих странах отсутствует деспотическая форма правления. Таким же образом Монтескье объясняет и другие социальные явления (торговлю, гражданские законы, и т.д.).

В развитии идей географического детерминизма важную роль сыграл также и Л.И. Мечников. Исследуя причины возникновения человеческих цивилизаций , главное внимание он обращает на географическую среду, которая, по его глубокому убеждению, играет решающую роль в их формировании и генезисе. «В жарком поясе, писал он, — несмотря на его роскошную флору и фауну, до сих пор также не возникло прочной цивилизации, которая занимала бы почетную страницу в летописях человечества. Здесь причина этого кроется в самом факте, так сказать, излишнего развития органической жизни во всех ее формах, это изобилие жизни служит в ущерб развитию энергии и умственных способностей у населения; жители жаркого пояса, получая в изобилии и почти без всяких координированных усилий со своей стороны все необходимое для материального благоденствия, по этой самой причине лишены единственного стимула к труду, к изучению окружающего мира и к солидарной, коллективной деятельности» .

Другим занимающим Мечникова предметом является свобода человека, так как свобода, с его точки зрения, представляет главную характерную черту цивилизации. Развитие свободы он также связывает с наличием соответствующих географических условий, которые, как он пишет, оказывают решающее воздействие на формирование различных видов деятельности людей, в частности на кооперацию. Там, где по выражению русского ученого, существует «кооперативная солидарность», имеется больше возможностей для свободы и меньше для возникновения деспотических форм правления. Деспот, под которым Л.И. Мечников подразумевает и царя, и военачальника, и жреца - словом, любого, кто проявляет авторитарно-властные устремления в отношении других людей, имеет место там, где ему нет отпора и люди, лишенные кооперативной солидарности, безропотно ему подчиняются.

В богатом готовыми ресурсами тропическом климате напряжённый труд не является необходимым условием для зарождения цивилизации и её прогресса. Такие стимулы существуют лишь в условиях умеренного климата, поскольку природа там ничего не дает людям в готовом виде. Этим и объясняется возникновение цивилизаций в умеренном поясе. Особую роль здесь играет наличие больших полноводных рек, которые Л.И. Мечников считал основным фактором, определявшим развитие цивилизации. «Четыре древнейшие великие культуры все зародились и развились на берегах великих рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата - двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот , «даром» или «созданием» Нила» .

При общем сравнении Древнего Запада и Древнего Востока Л.И. Мечников делает вывод, что преимущества Запада главным образом объясняются географическими условиями жизни населяющих его народов, способствующими развитию у них предприимчивости и настойчивости в достижении поставленных целей. Обратным проявлением всё той же зависимости может служить «инертность», характерная, как полагает Мечников, для обитателей Индии.

Следующий шаг в развитии цивилизаций Мечников связывает с освоением океанов. Возникновение океанской цивилизации начинается с открытия Америки. Русский ученый разделяет точку зрения, согласно которой демаркационной линией между Средними веками и Новым временем является открытие Колумбом Нового Света.

Следует подчеркнуть, что в развитии исторической науки сторонники географического детерминизма сыграли известную положительную роль. Во-первых, признавая определяющую роль географической среды в историческом процессе, они тем самым показали, что детерминанты общественного развития следует искать на земле, а не на небе, как это делали и делают теологи. Во-вторых, многие их идеи очень актуальны в наше время, когда, как уже выше отмечалось, мир переживает глубокий экологический кризис и когда необходимо беречь природную среду, от которой в конечном счете зависит жизнь и дальнейшее существование человечества. Вместе с тем нельзя не отметить, что они не учитывали качественного своеобразия общества и все объясняли лишь географическими условиями.

Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995.

Монтескье Ш.-Л. О духе законов. // Избранные произведения, М., 1955.

Семенов Ю.И. Философия истории. М., 2003.

греч. «география» и лат. «determinismus», «предопределенность») — историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события предопределены той географической средой, где они развертываются.

Источник: Философия политики: глоссарий терминов проекта Арктогея

ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ

социол. концепция, объясняющая явления и процессы обществ. жизни особенностями природных условий и геогр. положения (климат, плодородие почв, ландшафт, наличие полезных ископаемых и т.д.). Крайняя методол. установка внутри шк. геогр. социологии допускает, что психич. жизнь и деятельность человека обусловлена его естеств. средой, к-рая однозначно направляет эволюцию данного обва и культуры. Филос. базой Д.г., коль скоро она признает, что психич. и культ. процессы однозначно определяются физ. факторами внешн. среды, явл. физ. монизм и механистич. миропонимание. «Чистый» Д.г. редок; он, как правило, сложно переплетается с культ. детерминизмом и психологизмом, поск. само понятие геогр. «среды» неявно включает те или иные антропогенные факторы из мира труда и культуры, веками формировавшие ее. Одним из первых теоретиков Д.г. явл. Ш.Л.Монтескье, связывавший особенности полит. системы об-ва, структуры власти и роли з-нов в обществ. жизни с «нар. нравами», вырастающими на основе геогр. факторов. Во второй половине XIX в. идеи Д.г. стимулировали формирование такого направления мысли, как геополитика. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

теория в культурологии и социологии, объясняющая особенности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере природными причинами, усматривающая главную роль географической среды в формировании и функционировании культуры. Эта среда понимается как совокупность предметов и явлений природы (земля, вода, воздух, растительный и животный мир, и т. п.), вовлеченных в процесс человеческой жизнедеятельности и составляющих необходимое условие существования и развития человека и общества. Естественно, что с развитием экономики расширяются и рамки географической среды (которую нельзя отождествлять со средой природной). Идеи причинной обусловленности особенностей общества, его культуры географической средой высказывалась уже в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот). В Новое время идеология Г. д. была направлена против религиозной идеи о божественной заданности общественной жизни (Воден, Монтескье, Тюрго), подчеркивала роль природных факторов для культуры и общества. В настоящее время идеи Г. д. весьма актуальны в экологическом плане, а также в связи с тенденциями информационной рационализации культуры. В. К. Королев

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

Географический детерминизм

учение, согласно которому развитие общества, причины войн и революций, человеческие обычаи, нравы имеют «естественное происхождение» и определяются прежде всего географической средой, одно из проявлений натурализма. Сторонников Г. д. можно обнаружить еще в древности (Геродот). В Новое время сторонник Г. Д. Ш. Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят особенности характера, привычки, привязанности людей. «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». К сторонникам этой натуралистической концепции можно отнести также французского государственного деятеля, философа, экономиста XVII в. А. Тюрго. Сторонниками Г. д. в XIX в. были английский историк Г. Бокль, французский философ и историк И. Тэн. Жаркий климат, по мнению Бокля, был причиной рабства в Индии, поскольку особым образом влиял на сознание местного населения. Благодатный климат, тучная почва Голландии, по мнению Тэна, определили натурализм и «полнокровность» голландской живописи. Отечественный мыслитель Л. Мечников (1838-1888) полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была «речная» цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с овладением морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная «океаническая» цивилизация. На принципы Г. д. опирается так называемая геополитика. Термин этот был введен шведским ученым и политиком Р. Челленом (1846-1922) и означал учение о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению. Дальнейшая разработка принципов геополитики была осуществлена немецким мыслителем Ф. Ратцелем (1844-1904). Он выделил народы с индивидуальными естественными особенностями, в частности «чувством пространства», и стремящиеся к увеличению территории проживания. Основные понятия теории геополитики этого периода - «жизненное пространство», «естественные границы». Внешняя политика государств, согласно этой версии геополитики, в основном определяется географическими факторами (климатом, местоположением, природными ресурсами, темпами роста народонаселения). Современные геополитические версии стремятся отделить геополитику от Т.д., рассматривают геополитический потенциал страны как один из важных факторов международных отношений.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение в развитии науки

3.1 Теория индукции

Бэкон отразил в своем учении новую характерную особенность научного развития, возникшую лишь вместе с буржуазным способом производства. Он всесторонне разрабатывает специальный и строгий метод познания природы с тем…

Глава 1. Принцип детерминизма

«right»>Я никогда не поверю, чтобы Бог играл в кости при сотворении мира. «right»>Альберт Эйнштейн детерминизм случайность закономерность причинность ДЕТЕРМИНИЗМ (лат.: deternino — ограничивать, определять, устанавливать): 1…

Неслучайный взгляд на случайность

§ 4.2 Суть и анализ лапласовского детерминизма

Лапласу принадлежат следующие слова, ставшие своего рода девизом представителей этого вида детерминизма: «Всякое явление … не может возникнуть без производящей его причины…

Неслучайный взгляд на случайность

Глава 6. Проблема синтеза видов детерминизма

Кто же прав?

Географический детерминизм: понятие и концепция, основоположник, суть теории

Представители жесткого или вероятностного детерминизма? Аргументы сторонников жесткой детерминации кажутся логически убедительными…

О субъекте истории — краткие замечания по поводу ложных альтернатив

Теория рефлексии

философия история саморефлексия эволюция Проекты философии истории 18-го века и эволюционные теории общества 19-го века можно определить как попытки решить проблему идентичности посредством соответствующего требования к научности толкования…

Особенности философии ХХ века

1. Сравнительная характеристика двух противоположных философских течений детерминизма и индетерминизма

Детерминизм (от лат. determino — ограничивать, определять границы) — представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место…

Платон и Аристотель: сравнительный анализ философских систем

1.3 Теория познания

Платон воспринял слова Сократа о значении, которое для познания бытия имеют понятия, и шел от «идей» как первообразов мира через явления чувственного мира, в которых эти «идеи» как истинные формы бытия, представлены в искаженном виде…

Познание как предмет философского анализа

1.3 Теория истины

познание вера интуиция истина Истина рассматривает отношение сознания к внешнему миру. В древнем Китае пробовали подойти к характеристике познания как процесса раскрытия причинности, выявления сходства и различия явлений…

Принцип детерминизма. Основные положения и проблемы

2. Принцип детерминизма в классической механике

До формулирования законов квантовой механики все физические законы — от законов классической механики до системы уравнений Максвелла и статистических законов термодинамики — подчинялись принципу детерминизма…

Проблема истины в философии

Теория истины

Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии…

1.3 Теория Платона

Платон создатель объективного идеализма.

Он внес идеи Сократа и Пифагора, получился синтез его теории, где и его мысли преобладали не в малой степени. В его теории говорится, что есть мир, в котором существуют идеи. Эта идеальная проекция вещей…

Проблемы души в древнегреческой философии

1.4 Теория Аристотеля

Аристотель был учеником Платона, и расходился во многих аспектах, которые касались души. У Платона был мир вещей и мир идей, но Аристотель не согласен с этим вещь и идея не отделима друг от друга. То же самое, и с душой, он говорит…

Проблемы души в древнегреческой философии

1.6 Теория Плотина

На философию Плотина повлиял Платон со своими диалогами. Плотин во многом поддерживал его, и пошел даже дальше Платона. Нужно отметить все телесное — это эманация из Мировой души. Душа бессмертна. Тело — смертно. Существуют три субстанции…

Философия Платона

2. Теория идей

Согласно теории Платона есть три вида сущего: вечные идеи, конкретные вещи, подверженные изменениям, и пространство, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая…

Философская общественно-политическая мысль в Украине в XVI-XIX веках

7. Принцип детерминизма. Специфика социального детерминизма

Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений…

Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Учение о причинности, закономерности, генетической связи, обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире.

Географический детерминизм

Детерминизм явл-ся наиболее важным инструментом объяснения и предвидения будущего, представление о появлении новых свойств и любых объектов в их развитии.

Географический детерминизм немарксистская социологическая концепция, пытающаяся объяснить явления общественной жизни особенностями природных условий и географическим положением страны или района.

Его представители видят в географической среде или её отдельных элементах определяющую силу развития человеческого общества.

Географические факторы определяют человека и общество. Общество укоренено к почве.

Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755) — французский писатель, правовед и философ. Основной труд «Дух законов». Интерес Монтескье был прикован прежде всего к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством. Философ объяснял манию англичан к самоубийству климатом. Полагал, что открыл в климатических различиях между Европой и Азией «великую причину слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии». Раздвоение между природой как разумом и природой как детерминирующей принудительной силой может считаться главной темой его мышления. Он не урегулировал этот внутренний конфликт и не смог последовательно и органично провести учение о климате.

Карл Шмитт (1888-1985) – немецкий философ. «Земля и море»: деление держав на морские (Англия) и сухопутные (Россия).

Фридрих Ратцель (1844-1904) — немецкий географ, этнограф, социолог. Основные труды - о взаимоотношении человека и окружающей природной среды. Р. - один из основателей школы антропогеографии. Ошибочная концепция Р. об определяющем влиянии природы на культуру и социально-политические отношения оказала существенное влияние на формирование геополитики. Ратцель исходил из идеи, что государство представляет собой организм, который развивается, стареет и умирает; законы этого развития зависят от географических факторов.

27. Психология масс, толпы в социологии (кон.19 – нач. 20 вв.) (Г.Тард, Г.Лебон).

20 век – век публики, век толпы. Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.
1) в 19 в. Власть толпы сменяет власть элит.

2) осн. свойства толпы: анонимность, распространение мнения, внушаемость, стремление немедленно претворить идеи в жизнь.

3) психология толпы похожа на психологию дикарей, женщин и детей: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать поступки.

4) поведение толпы изменчиво.

5) толпа впадает в крайность.

6) массы уважают только силу.

8) рассуждения примитивны

9) воспринимает только образы

10) толпе необходим вожак (деятелен, энергичен, фанатичен)

Гюстав Лебон (1841-1931) – франц. психолог, социолог, основатель соц.психологии, работы: «Эволюция цивилизации» (1895), «Психология народов и масс» (1896), «Психология социализма». Он полагал, массами людей правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе: обезличенность, резкое преобладание чувств, утрата интеллекта, утрата личной ответственности. Тема его работ - соц.-психол. факторы коллективного поведения.

Г. Лебон, отождествляя толпу с массой, предсказывал наступление «эры масс».

Габриель жан Тард (1843-1904) — французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психол. направления в западной социологии. Он трактует общество именно как процесс подражания , понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл «социальной логикой».

Методика анализа международной геополитической ситуации

III.Географический детерминизм

– теории о том, что развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов (природы).

Платон, Аристотель, Бокль, Л. Мечников, Риттер и другие.

Климатическая теория Бокля

Генри Бокль, Ш.Монтескье, Реклю считали, что развитие народов определяется в первую очередь местнымиклиматическми условиями : местным ландшафтом, почвой, климатом, пищей.

Характерно такое высказывание французского писателя, ученого Ш. Монтескье (1689-1755): ”Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны как юноши”. Английский ученый Г. Бокль (1821-1862) объяснял наличие рабства в Индии соответствующим жарким климатом, влияющим на психику индусов.

Учет влияния географических факторов, этнические особенности населения безусловно необходимо учитывать. Это позволит обществу более эффективно строить свою политику с учетом природных особенностей.

2. Океаническая концепция Льва Мечникова (1838-1888), родной брат лауреата Нобелевской премии И. Мечникова.

Работа “Цивилизация и великие исторические реки” (опубл.

Развитие человеческого общества определяется в первую очередь освоением водных ресурсов и путей сообщения .

Согласно его концепции, последовательно сменяя друг друга, существовало несколько цивилизаций

1. Первая из них – речная (древняя ). В это время общество развивалось благодаря освоению и использованию великих рек Китая, Египта, Мессапотамии.

2. Затем возникла Средиземноморска я цивилизация, позволившая людям овладеть морскими пространствами и перемещаться с континента на континент.

3. И, наконец, с открытием Америки и освоением океанов человечество вступило в период новой океанической цивилизации в масштабах всей Земли.

При всей возможной спорности данной теории Л. Мечникова, в ней, в отличие от некоторых других социально-политических доктрин развития общества, не находится места для оправдания насилия, диктатуры какого-либо класса или социального слоя общества. Она носит гуманистический, общечеловеческий смысл.

3. Концепция пассионарности Льва Н. Гумилева (1912-1992), оригинальный мыслитель, сын знаменитых русских поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилева.

Активно занимался проблемой этногенеза (происхождения народов ). Он усматривалпрямую зависимость этногенеза от конкретной географической среды . В свою очередь эта среда является фрагментом биосферы Земли, которая входит в состав Солнечной системы — участка Галактики. Таким образом, человек и общество являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом).

Концепция “пассионарности Л. Гумилева:

По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов (народов) напрямую зависит от многих природных, в том числе и космических факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Развитие этносов определяется главным образом наличием в них особых людей — пассионариев , обладающих сверхэнергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели, пусть даже иллюзорной. Именно активностью и деятельностью пасссионариев объясняются, по мнению Л. Гумилева, главные исторические события в жизни народов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионарной индукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность тесно связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами (это своего рода географический, а точнее — космический детерминизм).

Как бы не оценивать теории, которые относят к географическому детерминизму, очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых, политиков и экономистов к более глубокому осмыслению значительной роли окружающей природной среды в развитии человека.

Геополитика теория,опирающаяся на выводы географического детерминизма о значении природных факторов.

Разрабатывали в основном ученые Западной Европы. Среди них Р. Челлен (Швеция, автор термина “геополитика” — 1916 г.),Ф. Ратцель, К. Хаусхофер и др.

Согласно положениям геополитики политика государства (в первую очередь внешняя) во многом определяется различными географическими факторами (пространственным положением, климатом, природными ресурсами, темпом роста населения и т.п.). История человеческого общества толкуется какборьба государств, которые воюют за жизненное пространство подобно биологическим организмам.

Немецкий этнограф и географ Ф. Ратцель (1844-1904), основатель «политической географии», отстаивает необходимость расширения территорий государств для создания условий увеличения их народонаселения.

Эти выводы геополитики послужили теоретическим оправданием и обоснованием колониализма, агрессии Германии, Японии, Италии, Израиля, других стран, боровшихся за увеличение «жизненного пространства» из-за мнимого перенаселения.

Этим же геофактором пытались объяснить надуманный “антагонизм” между морскими державами Запада и континентальными странами Востока, между передовым индустриальным Севером и отсталым аграрным Югом. Печальные практические последствия многих геополитических установок очевидны.

Биосфе́ра (от др.-греч. βιος - жизнь и σφαῖρα - сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В.

И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».

Французский учёный-естествоиспытатель Жан Батист Ламарк в начале XIX в. впервые предложил концепцию биосферы, ещё не введя даже самого термина. Термин «биосфера» был предложен австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом в 1875 году .

Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.

Существует и другое, более широкое определение: Биосфера - область распространения жизни на космическом теле. При том, что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается, что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах. Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане Европы - спутника Юпитера.

Общества с закрытой и открытой структурой

В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) - рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.

Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены . Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены .

Рабство

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степеньюнеравенства .

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Касты

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии 4 основные касты : брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.

Сословия

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями .

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIIIвв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству . Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов . Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.

Класс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев.

Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами .И соответственно расслоение общества - его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).

истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Стоит сказать, для практических и научных целей важно выявить те, кᴏᴛᴏᴩые обладают некᴏᴛᴏᴩыми существенными аналогичными признаками. На ϶ᴛᴏм основании их можно сравнивать и даже в некᴏᴛᴏᴩом отношении прогнозировать их развитие.

Сегодня существует множество классификаций и типологий обществ , кᴏᴛᴏᴩые берут за основу различные характеристики.

Назовем распространенные в научной литературе основания, выбранные для классификации:

Предыдущая1234567891011Следующая


Введение

Географический детерминизм – это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином “географический детерминизм” иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой.

Целью работы является рассмотрение истории географического детерминизма. На протяжении более чем двух тысяч лет географический детерминизм был единственным материалистическим учением во взглядах на общество. Социальная функция географического детерминизма как социального учения претерпевает в это время ряд изменений. Он мог оправдывать существующие политические порядки, он мог становиться знаменем революционной буржуазии, оправданием империалистических захватов в конце XIX – начале XX века. В настоящее время интеграционные процессы, идущие в истории и географии, ставят на очередь необходимость философского осмысления нового понимания, взаимосвязей природы и человеческого общества. Несостоятельность концепции “покорения природы” заставляет обратить внимание не только на трагические последствия столкновения с природой созданных человеком производительных сил, но и на общество, зависимость которого от природы опосредована производством. Всё это заставляет обратиться к философскому наследию, общим для которого является трактовка взаимоотношений природы и общества, получившая название “географический детерминизм”.

Глава1. История возникновения

1.1 Первые концепции

Впервые вопрос о роли географического фактора в развитии общества был поставлен в древней Греции. Это открытие обычно связывается с именами Геродота, Гиппократа, Страбона, Полибия. Культурный переворот VIII – V веков до нашей эры, метко названный Э.Ренаном “греческим чудом”, вызвал к жизни целый ряд идей, в том числе таких, которые не получили дальнейшего развития в рамках классической древности, но к которым человечество было вынуждено не раз обратиться.

В это время человек очень сильно зависел от природной среды и естественно, что главным, и единственным, в географии было то, как природная среда влияет на жизнь людей, их культуру, историю и т.п. Гиппократ считал что тело и дух людей определяется климатом, а Аристотель – что жители холодных стран храбры, но лишены выдумки и технической изобретательности, в отличии от людей проживающих в теплых краях.

Казалось бы, здесь и следует произнести ставшую традиционной роковую фразу о том, что античные мыслители, увидевшие объективную связь между человеческим обществом и вмещающим его ландшафтом, абсолютизировали её. Подобное суждение справедливо для таких мыслителей, как Гиппократ, Полибий, Страбон. Но распространить его на всю историю античной мысли нам мешает существование такой фигуры, как Геродот.

Итак, географический детерминизм – учение об определяющем влиянии географической (природной) среды на судьбы человечества. Но надо иметь в виду, что этим термином пользовались историки и политики, географы не делали таких шовинистических выводов. Геродот в V в до н.э. пытался объяснить жизнь людей, их нравы и обычаи, с природной точки зрения, но не говорил, что одних надо поработить, потому что они выросли не там.

Мы не найдём у Геродота развёрнутых манифестов географического детерминизма, с которым будут выступать последующие мыслители. Вот как пишет прогрессивный французский географ: “Геродот обычно трактуется как историк. Но он был в то же время (и, может быть, в большей степени) географом… он проводил широкое исследование, чтобы точно показать страны Средиземноморья и Ближнего Востока, Египет и Персию... Особенно важно то, что он сделал точное описание различных стран, интересуясь, как их “физическими” конфигурациями – реки, горы, пустыни, - так и их “социальными” характеристиками – формами социальной организации и обычаями разных народов, как и политическими и военными структурами различных государств... Так Можно сказать Геродот стал не только как основоположником двух наук – истории и географии, но и прямого предшественника современной зарубежной социальной географии, “географии действия”, ставящей перед собой задачу решения наболевших социальных противоречий и опирающейся на теоретическую базу классического географического детерминизма. Не случайно журнал, в котором опубликована эта статья, носит название “Геродот. Журнал географии и геополитики”.

Новые идеи были внесены в географическое обоснование исторического процесса Страбоном. Идеологической основой для этого была империалистическая экспансия Римской республики, перешагнувшей границы Италии и утратившей в своём пространственном расширении исходные политические институты. Идеи Страбона будут надолго забыты, их отблеск мы найдём в Англии в конце XVIII века, а своим полным цветом им суждено расцвести в лоне германской геополитики.

1.2 Средние Века

Идеи географического детерминизма вновь получили развитие в XVI в. Даже с точки зрения не географов (Жан Боден, Монтескье) имел прогрессивное значение т.к. выражался стремлением отойти от средневековых, религиозных догм и найти материалистическое объяснение истории общества.

Жан Боден родился в 1530 году во французском городе Акжере. Происхождение его утонуло во мраке средневековья: о его отце нам не известно ничего; мать, кажется, была еврейкой, эмигрировавшей во Францию из Испании из-за религиозных преследований. Этот факт, видимо, сыграл большую роль в формировании мировоззрения философа. Боден получил юридическое образование в Тулузе, заслужил ученую степень, некоторое время преподавал в университете, и хотя лекции его заканчивались под аплодисменты, должность профессора он так и не получил. Вероятно, именно неудача в карьере профессора привела его в 1561 году в Париж, где он попытал свои силы на адвокатском поприще. Биограф Бодена Бодрияр, живший в Париже в XIX веке, пишет: “Более предрасположенный к кабинетным размышлениям, чем к адвокатской импровизации, он почти полностью отдается углубленному философскому изучению истории и права, собирая обширный материал, который помог ему в дальнейшем воздвигнуть себе свой главный памятник. Таким образом, он стал выдающимся публицистом, вероятно из-за того, что не был хорошим адвокатом.” - делает вывод Бодрияр.

1566 год ознаменовался выходом в свет его первой знаменитой книги "Метод облегченного изучения истории". Эта книга стала популярна во всей Европе, выдержав несколько изданий. Правда следует заметить, что ее содержание не вполне соответствовало интригующему названию.

Основная идея книги заключается в том, что качества человека во многом зависят от тех природных условий, в которых он проживает. Эта теория, называемая теорией географического детерминизма, пережила свой расцвет еще в эпоху античности. Поэтому не случайно, что Жан Воден так часто цитирует Платона.

В своей работе Жан Боден не только обуславливает особенности народов климатическими и другими географическими условиями, но и делает выводы о роли этих факторов на социально-политическое устройство государств, находящихся в различных точка Земного шара. Он пишет oб особенностях развития науки на севере и на юге, на западе и востоке. Наконец, он приходит к определенным выводам о роли различных государств в жизни Европы в период рабовладельческого и феодального строя. При этом он не ограничивается государствами Европы, но переносит свой интерес и на государства Передней Азии и Ближнего Востока.

Географический детерминизм Жана Бодена - очень тонкая теория. Одно неосторожное движение может привести к опасным философским выводам. На основе географического детерминизма родились шовинистические теории XIX - XX веков. Но с другой стороны географический детерминизм может помочь вернее строить дипломатические и личные отношения с представителями иностранного государства. С помощью концепции географического детерминизма мы можем точнее предсказать влияние определенных факторов на политическое и социальное состояние государства. Не зря же говорят "Что русскому хорошо, то немцу - смерть". Можно сказать, что Жан Боден создал с одной стороны первую геополитическую модель нового времени, а с другой - впервые вывел зависимость духовной жизни человека и целой нации и условий их существования.

Выдвигая на первый план влияние естественных условий, Боден уделяет особое влияние климату. Боден разделил землю на три пояса:

1. Экваториальный

2. Полярный

3. Умеренный

Каждый из них, он связал с предпосылками для определённого труда человеческой деятельности: “И если правильно изучать историю, увидишь, что величайшие полководцы приходят с севера, а искусство, философия и математика рождаются на юге”. Боден даёт в своём труде конкретные рекомендации правителю, желающему установить оптимальный политический режим, связанные с учётом географических факторов.

Географический детерминизм Жана Бодена отразился на философских воззрениях многих европейских мыслителей, и особенно на взгляде Шарля Монтескье, не сказавшим ничего ни чего качественно нового сравнительно со своими предшественниками, как справедливо указывал Плеханов. Монтескье лишь попытался поднять географический детерминизм на уровень естественных наук его времени, сформулировать законы, подобные законам Галилея, Кеплера, Ньютона. Мы уже видели, что подобные попытки в античности привели к выхолащиванию тех немногих результатов, которых удалось добиться. Так случилось и с автором “Персидских писем”. Чего стоит одна только его фраза: “Народы Северного Китая мужественнее, чем народы Южного Китая. Народы Южной Кореи уступают в этом отношении жителям Северной Кореи”.

Несмотря на лёгкий налёт идей Просвещения, абсолютистская концепция, заимствованная у Бодена, определяет как несамостоятельность, так и общественно-политическое звучание труда Монтескье. Географический детерминизм по Монтескье стал рабочей социологической гипотезой тех, кого принято называть “просвещенными монархами”. Поклонница французского мыслителя Екатерина II писала: “Российская империя есть столь обширна, что кроме самодержавного государя, всякая другая форма правления вредна ей, ибо все прочие медлительнее в исполнениях”. Отсюда – вывод о том, что для таких огромных просторов необходим самодержец – просветитель, вполне совместимый с мыслью о том, что “неудивительно”, что “Россия имела среди правителей много тиранов”

1.3 Девятнадцатый век

С XVI в. по начало XX в. европейские народы захватили полмира путем колониальных операций, а другую половину – путем ввоза товаров или идей. Последние тоже приносили немалый доход. Преимущество европейцев над прочими народами в XIX в. было столь очевидно, что Ф. Гегель построил философию истории на принципе мирового прогресса, который должен был быть осуществлен германцами и англосаксами, ибо считал, что все обитатели Азии, Африки, аборигены Америки и Австралии – “неисторические народы”. Но прошло полтора века и стало ясно, что европейское преобладание в мире – не путь прогресса, а эпизод.

Своё дальнейшее развитие геодетерминизм получил в двух странах, политические условия в которых были крайне несхожи. К концу XVIII – началу XIX века уже была создана английская колониальная империя, над которой “никогда не заходило солнце”, Германия же представляла конгломерат отдельных государств, частично тяготевших к Пруссии, частично к Австрии. Особенности политического развития оказали влияние на социологические теории, из авторов которых нас более всего будут интересовать Бокль и Риттер.

Английский историк Генри Томас Бокль (1821-1862) в своём труде объединил идеи Монтескье о роли климата с демографической концепцией Мальтуса, которого он считал “наиболее крупным авторитетом по вопросам народонаселения”. Если сами по себе идеи Мальтуса были выражением глубокого сомнения в том, что мир разумен и создан для человека, то их развитие последователями носило реакционный характер. Так случилось с Боклем, который из мальтузианской идеи ограниченного общественного продукта и теории климатических поясов, взятой из Монтескье, сделал вывод о том, что жители тропического пояса, которым необходимо меньше пищи, чем жителям умеренного, должны делиться своими богатствами с последними. Согласно Боклю, индийский народ, доведённый английскими колонизаторами, разрушившими ирригационные системы, до постоянных голодовок, “осуждён на бедность физическими законами климата”. Идеи Бокля не получили дальнейшего развития в современной буржуазной социологии, которая предпочитает возвращаться непосредственно к наследию самого Мальтуса, что характерно, например, для Римского клуба.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

географический детерминизм общество среда

ВВЕДЕНИЕ

Географический детерминизм - это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином “географический детерминизм” иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой.

Целью работы является рассмотрение географической среды как важнейшего условия осуществления процесса общественного воспроизводства и географического детерминизма. На протяжении более чем двух тысяч лет географический детерминизм был единственным материалистическим учением во взглядах на общество. Социальная функция географического детерминизма как социального учения претерпевает в это время ряд изменений. Он мог оправдывать существующие политические порядки, он мог становиться знаменем революционной буржуазии, оправданием империалистических захватов в конце XIX - начале XX века. В настоящее время интеграционные процессы, идущие в истории и географии, ставят на очередь необходимость философского осмысления нового понимания, взаимосвязей природы и человеческого общества. Несостоятельность концепции “покорения природы” заставляет обратить внимание не только на трагические последствия столкновения с природой созданных человеком производительных сил, но и на общество, зависимость которого от природы опосредована производством. Всё это заставляет обратиться к философскому наследию, общим для которого является трактовка взаимоотношений природы и общества, получившая название “географический детерминизм”.

1. Географическая среда как важнейшее условие осуществления процесса общественного воспроизводства

Природа, географическая (природная) среда играет важную роль в жизни и развитии человеческого общества. Природа в широком смысле слова охватывает весь материальный мир. Географическая среда - часть природы, которая непосредственно связана с жизнью и деятельностью общества, взаимодействует с ним. Важнейшая особенность географической (природной) среды - территориальная неоднородность, делает ее одним из главных факторов расселения людей и размещения производства.

Составные элементы географической (природной) среды - природные условия и ресурсы.

Природные условия - это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для жизни и деятельности общества, но не участвуют непосредственно в материальном производстве (например, рельеф, климат местности, ее географическое положение).

Природные ресурсы - это тела и силы природы, которые непосредственно используются в материальном производстве (например, полезные ископаемые).

Такое деление географической (природной) среды на условия и ресурсы весьма условно и исторически изменчиво. Одни и те же компоненты природной среды могут выступать и как условия, и как ресурсы. Например, вода, солнечный свет, растительность являются и условиями и ресурсами. С развитием общества, его производительных сил все большая часть тел и сил природы из класса условий переходит в класс ресурсов. Например, солнечная энергия, энергия ветра, приливов.

К природным условиям из компонентов природной среды, как правило, относят: климат, почвы, рельеф, геологическое строение, растительный и животный мир местности. Весьма важной составляющей природных условий является также физико-географическое положение местности, в частности ее расположение в той или иной природной зоне земли.

Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Особенно велико их воздействие на здоровье и стоимость жизни населения (затраты на жилье, одежду, продукты питания), продуктивность и специализацию сельского хозяйства, способы и эффективность добычи полезных ископаемых, экономику строительства, водного транспорта, технологические характеристики производства.

Влияние природных условий на жизнь, труд и бытовые особенности населения определяется уровнем их комфортности для человека, для чего используется множество показателей: продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и др.

Широко распространена оценка природных условий в отношении различных сфер и отраслей хозяйственной деятельности людей (транспорта, промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии). Особое значение имеет она для сельского хозяйства, где производство продукции напрямую связано с использованием земли, солнечной энергии, влаги и других компонентов природного комплекса.

Сельскохозяйственная оценка природных условий основана на сопоставлении параметров их основных характеристик с требованиями различных видов культурных растений и животных к факторам жизни: теплу, влаге, почвам, естественным видам растительности, составляющим кормовую базу для домашних животных, и др.

Агроклиматические условия местности характеризуют показатели тепла и влаги. Количество тепла (термических ресурсов) и влаги (условия увлажнения) - непременное условие не только жизни сельскохозяйственных растений, но и эффективности их производства (существенно сказывается на урожайности сельскохозяйственных культур и качестве продукции).

Для учета термических ресурсов используют сумму активных (среднесуточных) температур за весь период роста (период вегетации, вегетационный период) растений. При этом выделяют периоды с температурами выше +5, +10, +15 °С.

Условия увлажнения той или иной местности оценивают по количеству осадков (сумма атмосферных осадков за год в миллиметрах) и величине их возможного испарения. Для этой цели используется отношение этих величин, именуемое как коэффициент испаряемости.

Почвенные условия - другая важная составляющая природной характеристики региона (страны, района), также имеют огромное значение в жизни растений. Показателем ценностных свойств почв является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать растение усвояемыми питательными веществами, влагой и давать урожай. Основой для оценки плодородия почвы или ее бонитировки служат материалы обследования механического и органического состава почв, содержание в ней гумуса и элементов питания растений, важнейшие физические свойства и др. Результаты бонитировки почв выражаются в обобщенных относительных показателях - баллах и используются для практических рекомендаций по поводу возможности выращивания тех или иных видов сельскохозяйственных культур (развития сельскохозяйственных отраслей) в той или иной местности.

Помимо агроклиматических показателей, определяющих плодородие почв, учитывают и другие условия (показатели), имеющие большое значение в сельском хозяйстве: рельеф (степень пересеченности, крутизна и экспозиция склонов), конфигурация и размеры земельных массивов, особенно земель сельскохозяйственного назначения, наличие водоемов (поверхностных и подпочвенных вод), видов (типов) растительности и др.

В процессе обоснования размещения отраслей сельского хозяйства пользуются данными о зональных различиях территории страны (района и т.п.).

Природные ресурсы, обнаруживающие в ходе исторического развития общества тенденцию к постоянному расширению своих видов, в основном подразделяются на минерально-сырьевые (или ископаемые), земельные, водные, биологические и рекреационные. Специфическим видом природных ресурсов является территория, понимаемая как жизненное пространство, на котором возникло, развивается и осуществляет свою деятельность (в том числе хозяйственную) человеческое общество.

Запасы многих природных ресурсов ограничены, в связи, с чем возникает проблема их исчерпаемости. По признаку исчерпаемости природные ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые. В свою очередь, исчерпаемые подразделяются на невозобновляемые (минеральные) и возобновляемые (биологические, земельные, водные).

Очень часто природные ресурсы отождествляются с минеральными ресурсами (полезными ископаемыми). Минеральные ресурсы относятся к категории исчерпаемых, невозобновляемых, их общие запасы по мере использования неуклонно уменьшаются.

По направлению использования минеральные ресурсы принято подразделять на топливно-энергетическое сырье (нефть, уголь, природный газ, сланцы, торф, уран), черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.), цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.), благородные металлы (золото, серебро, платиноиды), химическое и агрономическое сырье (калийные и каменные соли, апатиты, фосфориты и др.), техническое сырье (алмазы, асбест, графит, слюда, тальк), строительное сырье (глины, пески, известняки и др.), флюсы и огнеупоры.

Наиболее распространенный показатель оценки минерально-сырьевых ресурсов - запасы полезных ископаемых, т. е. количество минерального сырья в недрах Земли, на ее поверхности, на дне водоемов и в поверхностных и подземных водах.

Запасы полезных ископаемых в недрах измеряются в кубических метрах (горючие газы, строительные материалы и др.), в тоннах (нефть, уголь, руды), килограммах (благородные металлы) или в каратах (алмазы).

Геологические запасы полезных ископаемых имеют различную степень изученности и различную степень точности оценки. Различают общие запасы, т. е. все имеющиеся в наличии, и балансовые - те, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики. Балансовые запасы по степени достоверности их определения разделяют на категории.

В России различают четыре категории балансовых запасов: А (детально разведанные запасы), В (разведанные месторождения с примерно определенными границами залегания), С 1 (разведанные в общих чертах), С 2 (предварительно оцененные запасы). Существует также категория прогнозных геологических запасов, оцениваемых как возможные.

В зарубежных странах применяется другая классификация запасов. Выделяют разведанные (конечные извлекаемые), достоверные (извлекаемые при современном уровне развития техники), прогнозные, или вероятные (наличие которых в недрах Земли предполагается на основе научных прогнозов и гипотез).

Очень важным показателем оценки полезных ископаемых является также ресурсообеспеченность, под которой понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования (добычи). Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (как частное от деления объема запасов какого-либо вида полезных ископаемых на объем его годовой добычи), либо его запасами из расчета на душу населения.

Совокупную обеспеченность территории (региона, страны, района) природными ресурсами характеризует понятие «природно-ресурсный потенциал». Его величина складывается из потенциалов отдельных видов природных ресурсов, т. е. представляет собой совокупную оценку структуры, размеров запасов, качества, степени изученности и направления освоения этих ресурсов.

2. Теория географического детерминизма

Видные мыслители XVII -XVIII вв. Боден, Монтескье и Гердер предполагали, что все проявления человеческой деятельности - в том числе культура, психологический склад, форма правления и т.п. - определяются природой стран, населенных разными народами. В последующем "географический детерминизм" считался "лженаукой", наряду с астрологией и алхимией. Так, Г.В. Плеханов писал: "Современных итальянцев окружает та же естественная среда, в которой жили древние римляне, а между тем как мало похож "темперамент" современных нам данников Менелика (короля Эфиопии) на темперамент суровых покорителей Карфагена!" Плеханов умудрился не заметить ни произошедших за 2300 лет изменений климата, ни антропогенного воздействия, совершенно преобразившего Италию, ни связанных с этим изменений в физиологии итальянцев.

Но уже в 1922 году Л.С. Берг пишет: "Географический ландшафт воздействует на организм принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т.д.- все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переселиться в другой географический ландшафт или вымереть".

Этнография и антропология дают нам достаточно материала, чтобы доказать наличие связи между менталитетом народа, его внешним видом, культурой и т.д. - и местностью. Так, угро-финны в IV веке кочевали по Южной Сибири в верховьях Оби и, по-видимому, ничем особенным - ни внешне, ни поведенчески - не отличались ни от тюрктютов, ни от не пустившихся в переселение обских угров. Во второй половине VI века угро-финны кочуют в нынешних Казахстане и Средней Азии, поднимают восстание против Тюркского каганата, терпят поражение и создают Великую Венгрию на Урале, занимая левобережье Нижней Камы и Южное Предуралье. Затем они двумя потоками - южным и северным - проникают в Европу, которая и формирует современные финно-угорские народы - ханты и манси, вепсов, финнов, эстонцев, венгров... Теперь финно-угорцы начинают резко делиться на европейских и азиатских. Лишь последние сохраняют свои тюркские черты во внешности, культуре и менталитете. Из первых Европа сделала вполне качественных европейцев.

Еще более поразительный пример мы наблюдаем в Малой Азии. Она лежала на древнем пути расселения индоевропейцев; здесь располагалась великая держава хеттов. Кельты и персы, греки и армяне, македонцы и римляне, арабы, турки-сельджуки - кто только не завоевывал эту землю. Но внешний облик населяющих Малую Азию людей практически не изменился за десятки веков. В стране остались высеченные на камне тысячи лет назад лица древних ее поселенцев. И на эти изображения похожи современные турки, как дети похожи на портретные изображения отцов.

Изменения во внешности русского, прожившего два-три десятка лет в Средней Азии, легко заметить - это и набухание нижнего века, и увеличение кривизны голеней, и темнеющие со временем брови и ресницы.

Классический пример быстрого изменения облика людей под действием местности - "уровская патология", названная так по одноименной сибирской реке, в воде которой содержание солей стронция превышает содержание солей кальция. Стронций замещает кальций в костях, но и сам их легко покидает. Кости искривляются, что соответственно изменяет внешний вид людей.

Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне (в полярной зоне, в степи или в субтропиках). Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни. Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.

Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы разви­тия экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых чело­веком усилий.

Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа. Щепаньский, известный польский социолог, считал, что "демократические системы развились в странах, имеющих естественные границы (Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы, подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная, абсолютистская власть".

Становление человечества связано не только с природными воздействиями, как у прочих животных, но и с особым спонтанным развитием техники и социальных институтов. На практике мы наблюдаем интерференцию обеих линий развития. Следовательно, общественно-экономическое развитие через формации не тождественно этногенезам, дискретным процессам, протекающим в географической среде. С.В. Калесник отчетливо показал различие между географической и техногенной средой, в которых люди живут одновременно. Географическая среда возникла без вмешательства человека, и сохранила естественные элементы, обладающие способностью к саморазвитию. Техногенная среда создана трудом и волей человека. Ее элементы не имеют аналогов в девственной природе и к саморазвитию не способны. Они могут только разрушаться. Техно- и социосфера вообще не относятся к географической среде, хотя постоянно взаимодействуют с ней. Отмеченные адаптивные способности человека не просто повышены сравнительно с его предками, а связаны с особенностью, отличающей человека от прочих млекопитающих. Человек не только приспособляется к ландшафту, но и путем труда приспособляет ландшафт к своим нуждам и потребностям. Значит, пути через разные ландшафты ему проложили не адаптивные, а творческие возможности. Это само по себе известно, но часто из виду упускалось, что творческие порывы человечества, как и отдельного человека, эпизодичны и не всегда приводят к желаемому результату, а следовательно, влияние человека на ландшафт далеко не всегда бывало благотворным. Шумерийцы провели каналы, осушив междуречье Тигра и Евфрата в III тыс. до н.э., -китайцы начали строить дамбы вокруг Хуанхэ 4 тыс. лет тому назад. Восточные иранцы научились использовать грунтовые воды для оро­шения на рубеже новой эры. Полинезийцы привезли на острова сладкий картофель (кумара) из Америки. Европейцы оттуда же получили картофель, помидоры и табак, а также бледную спирохету - возбудитель сифилиса. В степях Евразии мамонта истребили палеолитические охотники на крупных травоядных. Эскимосы расправились со стеллеровой коровой в Беринговом море; американские колонисты всего за полвека (1830 - 1880 гг.) перебили бизонов и странствующих голубей, а австралийские - несколько видов сумчатых.

В XIX - XX вв. истребление животных уже превратилось в бедствие, о котором пишут зоологи и зоогеографы столько, что нам нет необходимости останавливаться дальше на этом предмете. Отметим, однако, что хищническое обращение человека с природой может иметь место при всех формациях и, следовательно, вряд ли может рассматриваться как результат особенностей социального прогресса. При всех формациях человек деформирует природу. Очевидно, это становится важным элементом рельефа, сжигание угля и нефти влияет на состав атмосферы. Но ведь и непроточное озеро, мелея, быстро превращается в болото, тогда как окружающий его лес за это же время не меняется. Разница между антропогенными и гидрогенными образованиями, как бы она ни была велика, в аспекте естествознания не принципиальна.

Дело не в том, насколько велики изменения, произведенные человеком, и даже не в том, благодетельны они по своим последствиям, или губительны, а в том, когда, как и почему они происходят.

Бесспорно, что ландшафт промышленных районов и областей с искусственным орошением изменен больше, чем в степи, тайге, тропическом лесу и пустыне, но если мы попытаемся найти здесь социальную закономерность, то столкнемся с непреодолимыми затруднениями. Земледельческая культура майя в Юкатане была создана в V в. до н. э. при господстве родового строя, пришла в упадок при зарождении классовых отношений и не была восстановлена при владычестве Испании, несмотря на внесение европейской техники и покровительство крещеным индейцам. Хозяйство Египта в период феодализма медленно, но неуклонно приходило в упадок, а в Европе в то же время и при тех же социальных взаимоотношениях имел место небывалый Подъем земледелия и ремесла, не говоря о торговле.

С давних пор считалось, что народ, нация непрерывно связан с условием местности, сформировавшими его. Даже у Даля мы читаем такое определение народа: "люди, народившиеся на известном пространстве". В конце XIX - начале XX веков географический детерминизм уступил свои позиции марксизму и немецкой классической философии, но сейчас, когда роль психологии человека в поведении общества стала играть не последнюю роль, идея географического детерминизма вновь приобретает вес.

Например, Гумилев считал вторым фактором определяющий ход процесса этногенеза - географическую среду, игнорирование роли которой С.В. Калесник правильно назвал «географическим нигилизмом», но и преувеличение значения географической среды, не приводит к положительным результатам. В 1922 г. Л.С. Берг сделал вывод для всех организмов, включая и людей. «Географический ландшафт воздействует на организм принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т.д. - все это накладывает свой отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переселиться в другой географический ландшафт или вымереть».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовно-эстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.

Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан, лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в сочетании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фудзи у японцев и т.п.) становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и названия самих народов.

Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Казахстана).

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между географической средой и процессами социальной жизни, когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб.: Азбука - Классика, 2002.

2. Савицкий П.Н. Географические особенности России. - М., 1997.

3. Исаченко А.Г. География в современном мире. - М.: Просвещение, 1998.

4. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. - М., 1982.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание природно-географической среды Республики Корея. Залежи полезных ископаемых. Экономическое развитие этой страны. Особенности функционирования промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Участие в международной экономической интеграции.

    презентация , добавлен 06.02.2014

    Характеристика географического положения, рельефа, климатических особенностей и полезных ископаемых Испании. Исследование развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Изучение культуры, достопримечательностей и туристических услуг страны.

    презентация , добавлен 11.12.2011

    Исследование географического положения, протяжённости сухопутной границы и береговой линии Китая. Характеристика развития хозяйства и внешнеполитических связей страны. Изучение природных условий и ресурсов, населения, полезных ископаемых, флоры и фауны.

    презентация , добавлен 08.04.2012

    Изучение географического положения, тектоники, геологии и полезных ископаемых Тюменской области. Анализ климатических особенностей и внутренних вод. Характеристика крупных рек, озер и минеральных источников. Уникальные природные объекты Тюменской области.

    отчет по практике , добавлен 18.12.2014

    Изучение особенностей формирования географической культуры, как составной части общей культуры человека. Характеристика основных компонентов географической культуры. Исследование перспектив проектирования культурологического географического образования.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Физико-географическая характеристика Южного района Смоленской области, история формирования рельефа. Геологическое строение, распределение запасов полезных ископаемых. Климат, речная сеть района. Почвы и животно-растительный мир. Описание городов.

    реферат , добавлен 10.03.2011

    Анализ географического положения, особенностей климата, рельефа, внутренних вод и численности населения Польши. Описания экономического развития, полезных ископаемых и туристической инфраструктуры. Изучение национальной кухни, традиций польского народа.

    презентация , добавлен 05.11.2012

    Характеристика географического положения, особенностей рельефа, климатических условий, растительного и животного мира Центрального Китая. Запасы полезных ископаемых центральных провинций Китая, месторождение магнетитовых руд в нижнем течении Янцзы.

    презентация , добавлен 02.10.2014

    Характеристика компонентов природы материка Антарктиды: географического положения, геологии, полезных ископаемых, климата, растительного и животного мира. Исследование особенностей динамики движения и изменения ледникового покрова, образования айсбергов.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2011

    Особенность географического положения Поволжского экономического района, природные условия, климат. Особенности нефтяной промышленности, описание полезных ископаемых, их запасы. Демография, структура и территориальная организация хозяйства района.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча