13.08.2019

Кто является уполномоченным лицом компании. Представление интересов налогоплательщика в налоговых органах. Правовой статус налогоплательщика


Кто является законным представителем юридического лица?

Законный представитель организации — термин, обозначающий физическое лицо, полномочия которого основаны на законе и учредительных документах. Он не является общепринятым, хотя и встречается в законодательных актах. Подробности — в статье ниже.

Как полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются по ГК РФ

Кто является законным представителем юридического лица? Такой вопрос может возникнуть при знакомстве со ст. 27 Налогового кодекса и ст. 25.4 Кодекса об административных правонарушениях. Гражданскому кодексу законный представитель юридического лица неизвестен. В ст. 53 ГК указано:

  • полномочия могут быть предоставлены одному или нескольким лицам, действующим совместно или по отдельности, в соответствии с учредительными документами;
  • сведения о них должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Информация вносится в ЕГРЮЛ согласно заявлению по одной из форм, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (например, при учреждении подается заявление по ф. Р11001, сведения о лице, действующем без доверенности, вносятся в лист Е).

В письме «Об обязанности представлять заявление…» от 16.06.2017 № ГД-4-14/11530@ ФНС РФ указывает, что внешний или конкурсный управляющий также является лицом, которое действует от имени юрлица без доверенности, и в 3-дневный срок после его назначения арбитражным судом сведения о нем должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Таким образом, основным подтверждением статуса законного представителя юрлица является запись в ЕГРЮЛ, сделанная на основании учредительных документов и документа о назначении (протокола или решения). В дополнение к этому может представляться договор на управление (выписка из него), если управление возложено на управляющего.

Наиболее сложная для применения трактовка понятия «законный представитель» содержится в КоАП РФ.

Применение термина «законный представитель юридического лица»

Законоположения, в которых содержится термин «законный представитель», отражены в таблице.

Как видим, законодатель использует разнообразные формулировки и понятия (так, НК РФ не требует, чтобы законный представитель был органом юрлица). В научной литературе встречаются такие возражения против использования выражения «законный представитель»:

  • Осуществление полномочий руководителем или другим лицом, действующим без доверенности, — это не представительство, а непосредственная реализация дееспособности юрлица, в связи с чем применение термина «законный представитель» юридически некорректно.
  • Существует общепризнанная терминология для обозначения органов юрлица, которая закреплена в отраслевом (гражданском и трудовом) законодательстве: единоличный исполнительный орган, руководитель (ст. 273 Трудового кодекса). И нет никакой необходимости дублировать ее. В ст. 53 ГК РФ приводится обозначение «лицо, действующее без доверенности от имени юридического лица», перечень таких лиц закрепляется в ЕГРЮЛ, и нет никакой необходимости переименовывать их в законных представителей.

Кто законный представитель по КоАП — управляющая компания или ее директор?

Возможность передачи управления организацией другому юрлицу или индивидуальному предпринимателю (ИП) предусмотрена:

  • п. 1 ст. 42 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ;
  • п. 1 ст. 69 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

При учреждении юрлица сведения об управляющей компании вносятся в лист Ж ф. Р11001. В п. 14.2.05.36 письма ФНС РФ «О направлении правовых позиций…» от 31.01.2014 № СА-4-14/1645 указано, что сведения о физлице, непосредственно осуществляющем управленческие функции, в ЕГРЮЛ не вносятся.

Поскольку сведения о руководителе управляющей организации есть в ЕГРЮЛ, на практике он представляет интересы управляемого лица без доверенности. Поскольку законный представитель — физлицо, директор управляющей компании является законным представителем двух организаций: управляющей и управляемой (см. также решение Мосгорсуда от 10.04.2018 по делу № 7-4128/2018).

Может ли директор филиала быть законным представителем юрлица по КоАП

Юрлица вправе создавать филиалы и представительства, в том числе в других регионах (ст. 55 ГК РФ). Эти подразделения вносятся в ЕГРЮЛ, а их руководители действуют на основании доверенности. При этом филиалы могут быть территориально отдалены от головной организации. Исходя из ст. 25.4 КоАП РФ, законным представителем является орган юрлица.

Во многих нормах КоАП РФ содержится требование о непосредственных действиях законного представителя:

  • подписать протокол осмотра (ст. 27.8 КоАП РФ);
  • воспользоваться правом на ознакомление с протоколом об административном правонарушении (п. 4 ст. 28.2 КоАП РФ) и др.

В судебной практике встречаются разные подходы при рассмотрении дел о нарушениях филиалов. Так, в определении ВАС РФ от 18.01.2008 № 7617/08 поддержана позиция ФАС СКО по делу № А-32-11471/2007-23/274-57АЖ: директор филиала не может быть законным представителем, о возбуждении дела должен был быть извещен именно руководитель организации. Подтверждением извещения была бы выдача доверенности на представительство по конкретному делу.

В п. 24 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 02.06.2004 № 10 (далее — постановление № 10) сделан акцент на том, что перечень законных представителей закрытый и директор филиала к ним не относится.

Вместе с тем исполняющий обязанности директора организации вполне считается законным представителем (см. постановление ФАС МО от 06.02.2013 по делу № А40-52047/12-93-522).

Когда по КоАП может быть допущен уполномоченный представитель

ВАС РФ в пп. 24, 24.1 постановления № 10 дал толкование норм о производстве по КоАП РФ, по которому можно сделать следующие выводы:

  • в деле об административном правонарушении определяющее значение для соблюдения прав юрлица является извещение о возбуждении дела, а также разъяснение прав и обязанностей, следует контролировать, чтобы проинформирован был именно законный представитель (ст. 25.15, п. 3 ст. 28.2 КоАП РФ);
  • дальнейшая реализация прав зависит от руководства юрлица, которое может направить представителя или защитника для участия на всех этапах процедуры (в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ).

При этом в доверенности, выданной представителю, должны быть перечислены конкретные полномочия по делу об административном правонарушении, общая доверенность в данном случае может быть отклонена (см. постановление ВС РФ от 01.09.2017 по делу № 18-АД17-22). Это касается и абстрактной судебной доверенности, которая при судебном обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях не принимается (см. решение ВС РФ от 07.06.2018 № 47-ААД18-9).

В соответствии с выводами ВС РФ, изложенными в приведенных судебных актах, если в доверенности указаны полномочия на представительство именно по этому делу, такой документ является подтверждением, что законный представитель надлежаще извещен и выразил свою волю на участие в данном деле представителя по доверенности.

Законный представитель и уполномоченный представитель по НК РФ

В налоговом законодательстве применение норм о представительстве не потребовало разъяснений высшей судебной инстанции, поскольку выстроены они более последовательно:

  • участвовать в налоговых правоотношениях можно через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26 НК РФ);
  • действия законного представителя юрлица приравниваются к действиям самого юрлица (ст. 28 НК РФ);
  • уполномоченным представителем является физическое или юрлицо, действующее на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Отметим также, что в отдельных нормах НК РФ допускается вручение документов как самому налогоплательщику, так и его представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В других законодательных актах терминология, являющаяся темой статьи, не используется. Так, в п. 5 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства РФ, относящегося к другой ветви административного процесса и принятого позднее (закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ), указано, что дела организации могут вести в суде единоличный орган управления или уполномоченные лица в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо представители организации.

Итак, законный представитель юридического лица — это термин для обозначения руководителя юрлица и других лиц, внесенных в ЕГРЮЛ в качестве действующих без доверенности. Наиболее сложный порядок представительства, связанный в том числе с введением этого термина, предусмотрен КоАП РФ. Его требования можно найти в статье выше.

Законным представителем физического лица считается человек, который представляет интересы третьего лица в различных инстанциях. В разных ситуациях это может быть разное лицо, обладающее рядом полномочий и обязанностей.

Кто может стать законным представителем физлица

Если гражданин не может самостоятельно представлять свои интересы в инстанциях и государственных структурах, то он должен назначить законного представителя, который и будет заниматься данными вопросами.

Он будет выступать от имени физлица :

  • в рядовых жизненных ситуациях, если гражданин полностью или частично недееспособен;
  • осуществлять права представителя в суде;
  • в учебных заведениях;
  • на заседаниях и советах;
  • в государственных инстанциях.

Чаще всего гражданский представитель требуется для представления интересов в первых двух случаях.

К недееспособным лицам относятся и несовершеннолетние граждане. Их законные представители — родители. По достижению совершеннолетия необходимость в представлении и защите прав пропадает и данные лица перестают нуждаться в представительстве.

Если у ребенка нет родителей, то его права будут представлять и защищать бабушка с дедушкой, а при их отсутствии приемная семья или опекуны. Если у несовершеннолетнего никого из родных нет, то он остается на попечении государства и именно оно является его законным представителем.

В ряде случаев дееспособный гражданин тоже нуждается в представителе. В суде эту роль выполняет адвокат. Также он имеет право назначить того, кому доверяет защиту и отстаивание его интересов. Данное назначение обязательно должно происходить через нотариальную контору.

Отметим, что не заверенная доверенность не имеет никакой законной силы.

Правила оформления представителя

Полномочия представителя выражаются в доверенности, которая должна быть оформлена соответствующим образом с учетом действующего законодательства. Она может быть заверена не только нотариально, но и иметь подпись организации, в которой доверитель работает или учится, а также ТСЖ или иным учреждением.

Важно: Доверенность от имени организации должна быть подписана её руководителем или иным лицом, который отвечает за учредительную документацию, также должна присутствовать печать компании.

При судебном разбирательстве гражданский представитель должен иметь документы, которые удостоверяют его статус и полномочия. Право своего клиента удостоверяется специальным ордером, выдаваемым адвокатским бюро. Доверитель может передать представителю все права в устном заявлении в ходе судебного процесса. Этот факт будет отражен в протоколе.

Подписывая доверенность, гражданин передает доверенному лицу право выступать от его имени в различных инстанциях и не только защищать интересы доверителя, но и действовать в его интересах для получения прибыли или определенных выгод.

Обязанности и полномочия представителя

Законный представитель получает от доверителя определенные права и полномочия. В их число входит:

1. Заключение юридических сделок для повышения благосостояния доверителя.

2. Распоряжение имуществом физического лица для получения им прибыли.

Такими правами чаще наделяются законные представители инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

Но бывают и другие ситуации. Например, гражданин находится заграницей, а ему необходимо продать квартиру или другое имущество. В этом случае он прибегает к помощи законного представителя, который от его лица будет заниматься поиском покупателя и оформлением сделки.

3. Разрешать или запрещать частично дееспособному лицу заключать разного рода сделки от своего имени.

4. Расторгать или аннулировать сделки, которые наносят вред имуществу или благосостоянию доверителя.

Обязанности представителя напрямую зависят от того, какими полномочиями он наделен и какие функции будет выполнять. Главной его обязанностью является представление и защита интересов лица, являющегося доверителем.

Законный представитель должен сделать все, чтобы физическое лицо, передавшее ему все полномочия, находилось в выгодном положении. Поэтому он может заключить выгодные сделки, или расторгать невыгодные для доверителя контракты и договора.

Обязанности представителя в суде

Статья 48 ГПК гласит, что граждане вправе брать присутствовать и участвовать в судебном разбирательство лично или же через представителя. В данном случае представительские услуги могут оказываться как истцу при решении споров, так и обвиняемому в правонарушении.

Представитель потерпевшего в суде может быть как родственник, так и адвокат. В любом случае он должен иметь доверенность или же справку о таком праве и участии в судебном разбирательстве от имени истца. В первую очередь представитель несовершеннолетнего в суде это родитель или же законный опекун. Доказательством на право ведения спора от имени ребенка будет свидетельство о рождении или документы на усыновление (в случае приемного дитя).

Если же говорить о законном представителе обвиняемого, то им чаще будет адвокат, но ответчик имеет право отказаться от такого рода юридических услуг и передать права родственнику, знакомому или иному лицу. В этом случае третье лицо не обязано иметь юридическое образование и все сводится к воле обвиняемого.

Не зависимо от стороны спора в обязанности представителя в суде входят:

  • Защита прав доверителя
  • Помощь доверителю в реализации его прав в суде

Подтверждающие документы права на представительство

Законный представитель должен иметь доверенность или справку, которые подтверждают его полномочия действовать от имени другого лица.

Для родителей или опекунов несовершеннолетнего обучающегося или нет документом является свидетельство о рождении ребенка. Опекунам или усыновителям нужно иметь решение об усыновлении или опекунстве, выданное социальным территориальным отделом. Интересы сирот в различных инстанциях и ситуациях представляет социальное учреждение, в котором данное лицо проживает.

Доверенность на законного представителя

Она представляет собой сделку, носящую юридический характер. В ней указываются права, обязанности и полномочия представителя. Оформлена доверенность может быть у нотариуса по его бланку или же в свободной форме, но обязательно заверенная. На оформление влияет в большей степени для каких инстанций требуется доверенность.

Доверенность может быть бессрочной. Этот момент должен быть в ней прописан. Если данная запись в документе отсутствует, то срок её действия составляет 1 год с момента подписания.

Но бывают ситуации, когда действия доверенности прекращается:

  1. У документа закончился срок действия.
  2. Представитель по определенным причинам отказывается представлять интересы доверителя.
  3. Сам доверитель отказывается от услуг своего законного представителя.
  4. В случае смерти доверителя.
  5. В случае смерти доверенного лица или признания его недееспособным.

Доверенность обязательно должна быть в письменной форме и иметь подписи двух сторон. Исключения составляют те случаи, когда ходатайство о представителе в суде подается устно на судебном заседании и физическое лицо передает права отстаивать свои интересы другому лицу. Этот факт фиксируется в протоколе, поэтому составлять письменную доверенность нет необходимости.

Если доверительный документ выдавался представителю для получения товаров от организации, а потом его действие было отменено, то доверитель обязан предупредить поставщика о том, что данный гражданин больше не представляет его интересы и не является его законным представителем.

"Торговый эксперт", 2008, N 1
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Нередко во взаимоотношениях с другими организациями, налоговыми органами, судами, организация выступает через своих представителей - специально уполномоченных лиц. Этими представителями могут быть не только руководитель или иное лицо, уполномоченное учредительными документами, но и другие штатные работники, а в ряде случаев и приглашенные со стороны. Все зависит от задач, для решения которых привлекается представитель.
Статьи 182 - 189 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) дают общие положения о представителях и о том, как должны оформляться подобные полномочия представителей для совершения ими разного рода юридических действий (сделок), направленных на установление, изменение или прекращение имущественных и других гражданских прав и обязанностей.
Официально уполномоченное лицо
Под представителем юридического лица понимается лицо, уполномоченное совершать сделки от имени представляемой организации (юрлица) на основании закона или учредительных документов, а также на основании доверенности (ст. 182 ГК РФ).
Официально уполномоченными лицами юридических лиц на основании закона или учредительных документов выступают их исполнительные органы. Это единоличные органы - директор (генеральный директор), руководитель, президент; коллегиальные органы - правление, дирекция, совет директоров и глава коллегиального исполнительного органа (председатель, управляющий). В учредительных документах организации должно быть указано такое лицо (орган), а также определен круг его полномочий.
Для удостоверения полномочий официального (а по НК РФ - законного) представителя организации следует руководствоваться учредительными документами юридического лица (устав, учредительный договор, положение), а также документом, подтверждающим назначение (избрание) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).
Временное исполнение обязанностей руководителя
Часто при заключении сделок или при совершении иных юридических действий от имени юридического лица выступает не исполнительный орган организации - директор, президент, избранный соответствующим органом управления, а временно исполняющий обязанности руководителя (так называемый ВРИО). Он назначается самим руководителем либо принимает исполнение данных обязанностей в силу наступления определенных юридических фактов (увольнение, болезнь руководителя и т.д.).
Примечание. Понятие "ВРИО" довольно условное, но оно означает оперативное замещение должности руководителя в связи с временной невозможностью осуществления им своих полномочий.
Следует заметить, что нынешнее законодательство не содержит специальных правовых норм, регулирующих отношения по исполнению обязанностей руководителя при его временном отсутствии. В то же время обычаи делового оборота предусматривают определенные правила по приравниванию ВРИО по объему полномочий к единоличному исполнительному органу организации - руководителю.
Для представления и защиты интересов организации в хозяйственных, административных, налоговых и иных правоотношениях ВРИО можно и не назначать. Достаточно выдать соответствующему работнику доверенность, содержание которой будет включать максимальный объем полномочий доверенного лица. Такие полномочия будут составлять лишь часть компетенции руководителя. Но бывают случаи, когда руководитель не смог оформить доверенность, например, внезапно тяжело заболел. Для обеспечения нормальной работы организации необходимо полное исполнение его обязанностей другим лицом. Назначить ВРИО вправе тогда тот орган управления, который назначает (избирает) самого руководителя. Например, в ООО это общее собрание участников. Но чаще всего это довольно сложная процедура, особенно по времени для созыва и проведения собрания. Поэтому в большинстве случаев назначение ВРИО оформляется приказом руководителя организации.
Справка. Вопрос о назначении ВРИО необходимо предусмотреть в учредительных документах организации (уставе).
Бывают ситуации, когда принятие исполнения обязанностей происходит автоматически, но это будет правомерным, если должностные инструкции, локальные акты организации прямо указывают, какое должностное лицо замещает должность руководителя при его временном отсутствии.
На практике нередки случаи, когда в организации требуется ВРИО при увольнении руководителя по собственной инициативе или заболевании, приведшем к невозможности дальнейшего продолжения им функций руководителя. Эти ситуации лучше всего предусмотреть в учредительных документах.
Остальные работники организации могут выступать в качестве ее уполномоченных представителей в конкретных правоотношениях лишь на основании доверенности, выданной им органом управления этой организации: директором, президентом и т.п.
Доверенность от имени организации (юридического лица) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.
Виды доверенностей
Доверенности бывают разные. Например, генеральная доверенность выдается руководителю филиала или отдельного подразделения организации. Чаще всего выдаются доверенности на совершение разового конкретного действия - заключить договор, получить зарплату и т.п.
Наиболее распространенными являются специальные доверенности, выдаваемые для совершения однородных сделок или каких-либо однородных юридических действий (например, для представления интересов организации в судебных органах, на управление транспортным средством).
Не следует в тексте доверенности использовать общие фразы, например, "и иные полномочия, связанные с доверенностью", так как это может вызвать разногласия по поводу полномочий представителя.
Какие полномочия нельзя передавать
Следует обратить внимание, что некоторые полномочия вообще нельзя передавать по доверенности. Например, в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика может представлять интересы организации налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов) и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Но такой уполномоченный представитель не вправе сам платить за налогоплательщика налоги и сборы, так как это непосредственная обязанность плательщика.
Для оказания юридической помощи организациям, в отношении которых ведется дело об административных правонарушениях, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также по делам, рассматриваемых в арбитражных судах или судах общей юрисдикции, допустимо участие представителя - адвоката или иного лица.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, подтверждаются доверенностью (ст. 25.5 КоАП РФ и ст. 59 АПК РФ). Но, если представителем организации будет выступать сам руководитель организации, ему понадобятся устав, приказ (протокол) о назначении и паспорт.
Как составить доверенность
ГК РФ содержит ряд общих установок о том, как должны быть оформлены полномочия представителя:
- доверенность не может быть устной - только письменная (п. 1 ст. 185 ГК РФ);
- нотариальное удостоверение доверенности требуется, если на то есть специальное указание в законе. Например, если речь идет о передоверии (п. 3 ст. 187 ГК РФ) или согласно ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- доверенность можно оформить на бланке организации, но это не обязательно. Главное, чтобы в доверенности было четко указано, что именно уполномочен сделать доверенное лицо (поверенный);
- на доверенности от имени организации должны быть печать и подпись руководителя (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
При составлении доверенности руководствуются также следующим:
- даты и сроки в ней следует указывать не только цифрами, но и прописью. Согласно ст. 186 ГК РФ, если срок действия доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее оформления, т.е. даты выдачи указанной доверенности. Срок действия доверенности лучше указывать, так же как и указывать в обязательном порядке дату ее выдачи;
- наименование организации, фамилии, имена и отчества доверителей (т.е. тех, кто выдает доверенность) и представителей, а также иных лиц следует писать полностью.
И еще одна важная деталь оформления доверенности - указание паспортных данных представителя (поверенного). Это избавит представителя доказывать, что документ выдан именно ему.
Доверенность на получение материальных ценностей и денег
Согласно ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", при оформлении документов на получение материальных ценностей организация обязана использовать утвержденные в установленном порядке унифицированные документы.
Документом, подтверждающим право представителя на получение товарно-материальных ценностей, является доверенность, оформляемая по типовым формам N М-2 или N М-2а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Справка. Доверенности на получение товарно-материальных ценностей оформляются в соответствии с Указаниями, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, а также действующей ныне Инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (утв. Письмом Минфина СССР от 14.01.1967 N 17).
Доверенность по форме N М-2а используют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдача таких доверенностей регистрируется в специально заводимом, пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Доверенности по форме N М-2 применяют в тех случаях, когда получение ценностей производится нерегулярно, порой в разовом порядке. Для их учета не требуется ведение специального журнала, хотя они должны регистрироваться бухгалтерией или иным подразделением, уполномоченным приказом (распоряжением) дирекции, в книге доверенностей (номер доверенности определяется в книге доверенностей по корешку предыдущей доверенности).
Обе формы указанных доверенностей подписываются руководителем или иными уполномоченными на это лицами и главным (старшим) бухгалтером. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами с приложением печати этой организации. Поэтому подпись главного бухгалтера согласно ГК РФ необязательна. (Однако все-таки подписывать такие доверенности желательно и главбуху.) Право подписи доверенности лицами, уполномоченными на то руководителем и главным (старшим) бухгалтером, следует оформить приказом (распоряжением) руководителя организации.
А вот доверенности от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей согласно ст. 185 ГК РФ должны быть подписаны также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Причем все подписи скрепляются печатью организации.
Срок действия таких доверенностей устанавливается в зависимости от возможности получения, вывоза соответствующих ценностей по наряду, счету, накладной или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней.
Доверенность на получение товарно-материальных ценностей, расчеты за которые производятся в порядке плановых платежей, допускается выдавать на календарный месяц. При лишении доверенного лица права на получение ценностей по доверенности, срок которой не истек, необходимо истребовать у этого лица доверенность, одновременно известив поставщиков (продавцов) об аннулировании такой доверенности.
В тех случаях, когда товары должны быть получены в одном месте (с одного склада), но по нескольким нарядам, счетам, заказам и другим заменяющим их документам, доверенному лицу может быть выдана одна доверенность с указанием в ней номеров и дат выдачи всех нарядов, счетов и других аналогичных документов. Если товарные ценности необходимо получать на нескольких складах, то может быть выдано несколько доверенностей.
В доверенности (соответствующих графах) приводится наименование товаров, подлежащих получению. Если же в документах на отпуск товаров (соглашении и т.п.) приведены наименование и количество товаров, то в таблице доверенности о материальных ценностях (на оборотной стороне формы) можно поставить прочерк.
В форме доверенности предусмотрен корешок, который остается в книжке доверенностей. В этом корешке доверенности заполняются все реквизиты, идентично данным, приведенным в основной части доверенности, выдаваемой доверенному лицу. Ответственность за правильность заполненных данных в корешке доверенности возлагается на должностное лицо, ответственное за выдачу доверенностей. Это следует предусмотреть в приказе организации о порядке выдачи доверенностей и их оформлении и подписании.
Примечание. После получения материальных ценностей в корешке указывается подтверждение этого по представленным уполномоченным лицом соответствующим документам (накладной, счету-фактуре и т.п.).
Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого получения товаров (независимо от того, получены они полностью или частично) представить в бухгалтерию организации документы о выполнении поручений и сдаче полученного товара соответствующему материально ответственному работнику. Неиспользованные доверенности также возвращаются на следующий день после истечения срока их действия. Об этом делается отметка в корешке книги доверенностей.
Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, срок которых истек, новые доверенности не выдаются. И конечно, не допускается выдача доверенностей, полностью или частично не заполненных, и доверенностей без образцов подписи лиц, на имя которых они выданы.
И еще одна деталь. Доверенности, независимо от срока их действия, отбираются представителями поставщика-продавца при первом же отпуске товаров. В случае отпуска товаров частями на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемно-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием на ней номера доверенности и даты ее выдачи. Один экземпляр накладной передается получателю товара, а другой подкладывается к оставшейся у поставщика (продавца) доверенности. Это используется для контроля за отпуском товаров по доверенности, а также предъявления счета покупателю. По окончании отпуска товаров доверенность сдается в бухгалтерию организации продавца вместе с документами на отпуск последней партии товаров по этой доверенности.
О печати, скрепляющей документы организации
Как уже отмечалось, доверенность на те или иные полномочия работника подписывается руководителем и скрепляется печатью организации. Особенно этот порядок касается при оформлении доверенностей на получение товарно-материальных ценностей.
В основополагающих правовых актах - Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах " (п. 7 ст. 2); от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 5 ст. 2); от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (п. 3 ст. 2) предусматривается, что названные юридические лица - организации не только должны иметь обязательно круглую печать, с указанием на ней обязательных реквизитов: полного фирменного наименования организации на русском языке и места ее нахождения. Кроме этого, печать может содержать дополнительные реквизиты, например, фирменное наименование не только на русском языке, но и на любом языке народов РФ или иностранном языке.
Обратите внимание! Помимо обязательных реквизитов организации по своему усмотрению могут указывать на своих печатях ИНН, КПП, ОГРН, товарный знак, логотип и т.д.
Региональные власти также могут устанавливать свои требования к наличию на печати тех или иных реквизитов. Так, органы исполнительной власти в Хабаровске, Екатеринбурге в их региональных положениях о разрешении изготовителя печатей предусмотрели обязательное наличие в реквизитах печати идентификационного номера (ИНН).
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" размещать на печати герб Российской Федерации могут только:
- федеральные органы государственной власти;
- иные государственные органы;
- организации и учреждения;
- организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
- органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В соответствии с ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведениями государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" наряду с гербом указанные организации включают в текст гербовой печати:
- полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках его краткое наименование (если оно имеется);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Следует заметить, что любая организация может иметь несколько печатей, так как ограничения по их количеству не установлены.
Если имеется несколько печатей, то рекомендуется внутренними локальными документами установить порядок их использования.
Иногда организации заказывают себе печати с надписью "Для документов". Такой печатью не рекомендуется заверять официальные документы, договоры. Более правильным будет заверка таких документов основной печатью.
Право подписи доверенностей и финансовых документов
Как правило, во всех случаях доверенности на получение материальных ценностей и финансовые документы подписывает руководитель (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись). Право подписи доверенностей должностными лицами должно быть предоставлено приказом руководителя организации.
На финансовых документах, предоставляемых в банк, право первой подписи принадлежит руководителю, а право второй подписи - главному бухгалтеру. Иным лицам юридического лица право первой и второй подписи на таких документах должно быть предоставлено соответствующим приказом руководителя. Вместо приказа удостоверить передачу полномочий на право первой и второй подписи можно доверенностью, должностной инструкцией. В них должно быть прямо прописано, что работник наделяется правом первой или второй подписи.
Подобные документы дают право работнику только заключать различного рода договоры. Они не могут свидетельствовать о полномочиях работника на право подписи (первой и второй) на финансовых документах, т.е. распоряжаться денежными средствами организации. А значит, банк не примет карточку с образцами подписей ввиду неуполномоченности этих лиц (см. Письмо Банка России от 14.06.2007 N 31-1-6/1244 "О подтверждении полномочий лиц, наделенных правом подписи").
Что может сказать подпись
Говоря о праве подписи на документах организации, хотелось бы остановиться на их графологическом анализе. К такому анализу нередко прибегают в бизнесе с целью наблюдения за поведением и изменением характера сотрудников и выявления претендентов на повышение или увольнение, но, конечно, без афиширования этого наблюдения.
Что же могут сказать подписи тех или иных лиц с графологической точки зрения?
В первой букве подписи зашифрована самооценка личности. Чем буква выше остальных, тем более искривлена самооценка. Очень высокая первая буква трактуется как признак завышенного самомнения. Если же высота первой и последующих букв гармонически сочетаются, это говорит о самокритичности. Заглавная буква, написанная фигурно, показывает, что мысли и человека так же витиеваты и имеется склонность к романтике. Те, кто ставят точку после первой буквы подписи, явно педантичны и пунктуальны. Две заглавные буквы в подписи демонстрируют неординарную и амбициозную личность.
Высокая вторая буква (по отношению к первой) означает нереализованные амбиции. Подчиненным следует опасаться такого руководителя, а последнему - своих замов.
Подпись, "сходящая" в конце на нет, принадлежит человеку коварному, в планы которого никто никогда не посвящается. Такие личности обычно занимают высокие должности.
Черточки после подписи могут означать у мужчин наличие женских признаков в характере, у женщин - тягу к драгоценностям либо излишнюю чистоплотность.
С точки зрения графологов, если заглавная буква в подписи руководителя или его работника намного выше остальных, значит, оба они излишне горды, амбициозны и склонны к преувеличениям. Так что закорючки на подписях того или иного работника могут сказать многое о том, о чем они сами хотели бы умолчать.
Ю.Н.Болдырев
Юрист-консультант
Лиги предпринимателей торговли
г. Москвы
Подписано в печать
17.03.2008

Налогоплательщик вправе направить налоговую декларацию в инспекцию через своего представителя. Об этом говорится в пункте 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. Выразитель интересов организации в ИФНС может быть законным или уполномоченным. Обязательным условием сдачи отчетности при помощи посредника является документальное подтверждение его полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 26 НК РФ).

Законный представитель

Законным представителем организации признается лицо, уполномоченное выражать ее интересы на основании закона или учредительных документов (то есть без доверенности). Основание - пункт 1 статьи 27 НК РФ. Например, таким посредником является:

  • для общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества — их единоличный исполнительный орган. Это генеральный директор, президент или другое лицо (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
  • для производственного кооператива - его председатель (ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ);
  • для полного товарищества - его участник, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ).

Полномочия законного представителя организации подтверждают документы, удостоверяющие его служебное положение, в том числе копии учредительных документов.

Отметим, что руководители представительств и филиалов организации являются ее уполномоченными, а не законными представителями. Ведь они действуют на основании доверенности организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Важный момент

Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителей. И наоборот, если хозяйствующий субъект действует в налоговых правоотношениях через посредников, это не значит, что он лишен права на участие в указанных правоотношениях персонально (п. 2 ст. 26 НК РФ).

Уполномоченный представитель

Выражать интересы организации в отношениях с налоговыми органами могут также иные физические и юридические лица. Свои полномочия они вправе осуществлять только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст. 29 НК РФ). В качестве уполномоченных представителей могут выступать работники организации (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора и прочие руководители различных служб организации), частные аудиторы или специализированные фирмы.

Для представления интересов в налоговых органах организация может иметь несколько уполномоченных представителей. Каждому из них она должна выдать доверенность. Эта бумага должна содержать (статьи 185-187 ГК РФ):

  • дату и указание на место составления. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • данные организации: ее полное наименование, ИНН, место нахождения;
  • должность, Ф.И.О., паспортные данные, адрес представителя - работника организации (полное наименование, место нахождения представителя - юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, адрес - представителя - стороннего физического лица);
  • сообщение о представлении посредником интересов организации отношениях с налоговыми органами;
  • права уполномоченного лица;
  • срок действия доверенности. Он не может превышать трех лет. Если этот срок не указан, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее подписания (ч. 1 ст. 186 ГК РФ);
  • подпись представителя;
  • подпись руководителя организации, выдавшей доверенность, или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами;
  • оттиск печати доверителя.

Образец доверенности на представление уполномоченным представителем интересов организации в отношениях с налоговыми органами, в том числе на сдачу налоговых деклараций

Доверенность № 22

на представление интересов организации в отношениях с налоговыми органами

г. Москва Первое октября две тысячи одиннадцатого года

Общество с ограниченноей ответственностью «Орбита» в лице генерального директора Ступина Л.Э., действующего на основании Устава, в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса, доверяет аудитору Альберту Михайловичу Ремезову паспорт серии 97 03 N 864256, выдан ОВД «Раменское» г. Москвы 29 сентября 2002 г., проживающему по адресу: 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д. 32, кв. 54, представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

В целях выполнения этого поручения Ремезову А.М. предоставляются следующие права:

Представлять интересы ООО «Орбита» в налоговых органах по всем вопросам, связанным с данным поручением;

Представлять в налоговые органы декларации ООО «Орбита»;

Получать и передавать документы;

Вести переписку во исполнение данного поручения;

Расписываться и совершать иные законные действия, связанные с выполнением данного поручения.

Полномочия по настоящей доверенности не могут быть переданы другим лицам.

Образец подписи Ремезова А. М. Ремезов удостоверяю.

Генеральный директор ООО «Орбита» Ступин /Ступин Л.Э./

Внимание

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Отметим, что подтверждением полномочий представителя служит оригинал доверенности или ее заверенная копия. Это следует из постановлений ФАС Дальневосточного округа от 28 декабря 2009 г. № Ф03-7808/2009 по делу № А51-2623/2009, от 24 декабря 2009 г. № Ф03-7569/2009 по делу № А51-7172/2009, от 23 декабря 2009 г. № Ф03-7520/2009 по делу № А51-2622/2009 и от 21 декабря 2009 г. № Ф03-7420/2009 по делу № А51-4697/2009. Кроме того, наличие доверенности - обязательное условие даже, если интересы в сфере налогообложения представляются по договору поручения (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2009 г. по делу № А32-16230/2007-66/102-2008-3/385-2009-29/188, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2009 г. по делу № А32-16233/2007-66/100-2008-3/384).

Передоверие полномочий

Уполномоченный представитель должен лично совершать те действия, которые обозначены в выданной ему доверенности. Он может передоверить их выполнение другому гражданину или организации. Для этого надо, чтобы в документе было указано, что ему разрешается это сделать. Передоверие без такого указания возможно только в силу обстоятельств для охраны интересов лица, чьи интересы выражаются.

Допустим компания оформила доверенность сторонней фирме с правом передоверия полномочий ее сотруднику. Тогда в этой бумаге ей следует указать на такое право.

Уполномоченный представитель, передавший полномочия, должен известить об этом доверителя и сообщить ему необходимые сведения о новом обладателе полномочий. Неисполнение этой обязанности возлагает на передоверителя ответственность за действия лица, которому он отдал полномочия, как за свои собственные.

Доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Период ее действия не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (ст. 187 ГК РФ).

Внимание

О том, что представить пользователю бухгалтерскую отчетность организация может через представителя, говорится в пункте 5 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Предположим ведение учета фирма передала специализированной организации. Вместе с тем, руководитель последней вручил свои полномочия по подписанию налоговой и бухгалтерской отчетности своему работнику. В этой ситуации при представлении в налоговый орган деклараций фирмы сторонняя организация должна приложить к отчетности:

  • документ, подтверждающий полномочия своего руководителя, на подписание декларации;
  • документ, который подтверждает полномочия физического лица, подписавшего декларацию, на такие действия.

Кроме того, необходимо руководствоваться установленным порядком заполнения формы налоговых деклараций по конкретному налогу, в том числе предусматривающим положения о подтверждении достоверности и полноты сведений в налоговой декларации уполномоченным представителем налогоплательщика (см. письма Минфина России от 31 января 2011 г. № 03-02-07/1-28 и от 27 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-523).

Отчетность представляется по ТКС

При представлении отчетности в электронном виде по ТКС необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@. Согласно им, доверенность (ее копию), удостоверяющую право подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, представитель налогоплательщика направляет в инспекцию до сдачи им налоговой отчетности в электронном виде. Ее копия сохраняется в ИФНС в течение трех лет после истечения срока действия названного документа.

Программным обеспечением на стороне представителя последовательно выполняются действия по формированию:

  • налоговой декларации в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения;
  • информационного сообщения о реквизитах доверенности, выданной данному представителю;
  • транспортного сообщения, содержащего зашифрованные для налогового органа декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сформированные отчетность, информационное и транспортное сообщения представитель подписывает своей электронной цифровой подписью.

Представитель сохраняет подписанные своей электронной цифровой подписью декларацию и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сообщение о выданной доверенности

Форма информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах, установлена в Приложении № 1 к указанным выше Методическим рекомендациям.

В сообщении указываются срок, на который выдана доверенность, ее номер, сведения о представляемом лице, доверителе, уполномоченном представителе, полномочиях представителя. Отметим, что в рассматриваемом документе предусмотрено 16 видов полномочий представителя:

  • подписывать налоговую декларацию, другую отчетность;
  • представлять налоговую декларацию, другую отчетность;
  • получать документы в инспекции ФНС России;
  • вносить изменения в документы налоговой отчетности;
  • подписывать документы по постановке и снятию с учета;
  • представлять документы по постановке и снятию с учета;
  • получать в инспекции ФНС России документы по постановке и снятию с учета, кроме свидетельства;
  • подписывать документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по учету банковских счетов;
  • представлять документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • получать в инспекции ФНС России документы по применению специальных налоговых режимов и консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • подписывать документы по консолидации учета по обособленным подразделениям;
  • представлять заявления и запросы на проведение сверки расчетов с бюджетом, получение справок о состоянии расчетов с бюджетом;
  • получать в инспекции ФНС России акты сверок и справки о состоянии расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт сверки расчетов с бюджетом;
  • подписывать акт и решение налоговой проверки.

Формат представления сведений информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах в электронном виде (версия 5.03), часть LXXXVI, установлен Приложением № 1 к приказу ФНС России от 9 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/534@.

Иные требования

Также при формировании информационного сообщения о доверенности, выданной представителю, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, которые утверждены заместителем руководителя ФНС России А.С. Петрушиным 21 ноября 2011 г. Они доведены до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 24 января 2011 г. № 6-8-04/0002@. Согласно этим Методическим рекомендациям информационное сообщение о доверенности, уполномоченный представитель направляет в ИФНС только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом. Обязательно он должен подать в инспекцию копию доверенности на бумажном носителе до начала совершения доверенных ему действий.

В этом информационном сообщении должны быть указаны реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи, которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи.

Заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде по сути является отражением информации, находящейся на бумажном носителе - оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю.

  • номер доверенности;
  • дата выдачи доверенности;
  • срок действия доверенности (не более трех лет);
  • отражение права передоверия полномочий в случае наличия;
  • реквизиты организации-налогоплательщика, от имени которой (выдается прямая доверенность) или за которую (в случае передоверия полномочий) уполномоченный представитель представляет интересы;
  • реквизиты доверителя (лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если оно не является руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, то есть в случае передоверия);
  • реквизиты уполномоченного(ых) представителя(ей) (лица), которому предоставляется право взаимодействовать и подписывать отчетность;
  • сведения о полномочиях.

Перечень полномочий является обязательным для заполнения. Для сдачи деклараций в электронном виде по ТКС уполномоченным представителем, как минимум, должен быть указан код - «01» (подписывать налоговую декларацию). При предоставлении уполномоченному представителю полных полномочий - указывается код «99».

Важный момент

Действующий перечень полномочий размещается в виде справочника на Интернет-сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России: www.gnivc.ru - Информационное обеспечение - Классификаторы и справочники - «СППР». Справочник полномочий, представителя налогоплательщика.

Типы уполномоченных представителей

Уполномоченные представители, подписывающие налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней, подразделяются на два типа.

Первый тип имеет место в следующей ситуации. Налоговую декларацию представляет сам налогоплательщик, а подписывает декларацию сотрудник организации-налогоплательщика, не являющийся руководителем. В этом случае в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП налогоплательщика, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносится код «02» (уполномоченный представитель) и фамилия, имя, отчество сотрудника организации-налогоплательщика;

Второй тип - налоговую декларацию сдает уполномоченный представитель, являющийся организацией или индивидуальным предпринимателем. Тогда в наименовании файлов налоговой декларации и информационного сообщения о доверенности заносится ИНН и КПП представителя, в налоговой декларации в блоке «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» заносятся: код «02» (уполномоченный представитель), фамилия, имя, отчество сотрудника уполномоченной организации (фамилия, имя, отчество уполномоченного индивидуального предпринимателя) и полное наименование уполномоченного представителя.

Информационные сообщения о доверенности формируются в различных ситуациях, в том числе, когда:

  • руководитель организации подписал доверенность, в которой он уполномочивает своих сотрудников совершать при представлении в налоговые органы налоговой отчетности действия от имени организации;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, которым является сторонняя фирма, в лице руководителя и сотрудников последней;
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя в лице индивидуального предпринимателя;
  • законный представитель организации подписал доверенность на ее сотрудника (сотрудников);
  • руководитель организации подписал доверенность на уполномоченного представителя, в качестве которой выступает фирма, в лице руководителя последней. В свою очередь, при наличии соответствующих прав, этот руководитель подписал доверенности на своих сотрудников;
  • руководитель организации подписал доверенность, в которой уполномочивает директора ее филиала совершать действия от имени организации только в части филиала в ИФНС России по месту нахождения такого подразделения.

Сдача отчетности по страховым взносам

Возможность сдавать отчетность во внебюджетные фонды через законного или уполномоченного представителя предоставлена с 1 января 2011 года. Ведь с этой даты вступили в силу изменения, внесенные Законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ в Закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ).

Согласно положениям статьи 5.1 Закона № 212-ФЗ, личное участие плательщика страховых взносов в отношениях с соответствующими внебюджетными фондами, не лишает его права иметь представителя, равно как участие последнего не лишает плательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с Законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами.

Законными представителями организации во внебюджетных фондах признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное организацией представлять ее интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах.

Уполномоченный представитель организации во внебюджетных фондах осуществляет свои полномочия на основании доверенности, которая оформляется и выдается согласно требованиям, указанным в статьях 185-187 Гражданского кодекса.

Не могут быть уполномоченными представителями плательщика страховых взносов должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Налоговый консультант Д.П. Харитонов

Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс - КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.

Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия "должностное лицо". КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ - на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП "О должностных лицах". Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.

Особенности должностного лица в административном праве

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Должностные лица и обычные граждане

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП "должностное лицо". Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений - все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример - недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.

Правонарушения должностных лиц

В "особой части" российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц - это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Санкции за правонарушения

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан - административный штраф и дисквалификация.
В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример - высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией - но только в случаях смены власти на территории всей страны.

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет - вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном - высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча