18.10.2019

Коммерческая деятельность в казенном учреждении. Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении. Реформирование бюджетной сферы


Здравствуйте! В уставе казенного учреждения (противопожарная служба) прописано право заниматься предпринимательской деятельностью и прописан перечень оказываемых работ, услуг. Есть пункт "... и другие виды услуг не связанные с ликвидацией ЧС". Можно ли заключить договор с оператором сотовой связи на обслуживание оборудования системы подвижной сотовой радиотелефонной связи на объекте "исполнителя"? (в данном случае объектом является вышка установленная на объекте казенного учреждения, имущество которого находится в оперативном управлении) и необходимо ли согласование в Минимуществе?

Ответ

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Таким образом, если соответствующий вид деятельности в учредительных документах не прописан, в них должны быть внесены соответствующие изменения. Право на внесение таких изменений имеет только учредитель учреждения. При необходимости все согласования также должны быть произведены учредителем.

Г осударственные (муниципальные) казенные учреждения являются специфической формой некоммерческих организаций. Учитывая тот факт, что переходный период для казенных учреждений продлится весь 2011 год и они имеют право в переходный период получать доход от коммерческой деятельности, при одновременном бюджетном финансировании, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью таких подведомственных учреждений со стороны собственника должен быть усилен. В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений.

Правовые особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенные учреждения. Одновременно внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. Закон № 83-ФЗ вступает в действие с 01.01.2011. В то же время законодатель пока не внес изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ все государственные (муниципальные) учреждения разделяются на бюджетные и автономные. То есть на 01.01.2011 гражданское законодательство приведено в соответствие с бюджетным. По своей правовой основе казенное учреждение является некоммерческой организацией.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий федерального органа исполнительного власти или органа местного самоуправления. Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение имеет следующие правовые особенности:

  1. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Все иные виды деятельности (не указанные в учредительных документах) будут считаться незаконными.

    Пример 1

    Свернуть Показать

    В уставе казенного учреждения, занимающегося аварийно-спасательными вопросами, записано, что оно может осуществлять виды деятельности, приносящей доходы. К таким видам относится поверка датчиков и приборов, обеспечивающих пожарную безопасность, и издание соответствующей справочной литературы. Если же казенное заведение за плату будет издавать художественную литературу, печатать визитки, ремонтировать приборы и т.п., то такая деятельность будет считаться незаконной, даже если она и будет приносить доходы, не сопоставимые с разрешенной.

    Доходы, поступающие казенному учреждению от «разрешенной коммерческой деятельности», у него не остаются, а в полном объеме поступают в доход соответствующего бюджета РФ и учитываются на отдельных лицевых счетах. Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в бюджеты соответствующих уровней без уплаты налогов и сборов, то есть «в полном объеме». Такие доходы не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, а расходы, понесенные казенным учреждением, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Согласно приказу Минфина РФ от 17.08.2010 № 92н (далее - Приказ № 92н) срок действия генеральных разрешений, выдаваемых казенным учреждениям на открытие лицевых счетов по учету средств, поступающих от приносящей доход деятельности, продлен до 01.01.2012. Если новое казенное учреждение создано до вышеуказанного срока, то вместо генерального выдается обычное разрешение. Также Приказом № 92н установлено, что доходы казенных учреждений от платных услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам, поступают в бюджет соответствующего уровня. До 01.01.2012 федеральные казенные учреждения и казенные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований могут использовать внебюджетные средства для обеспечения своей деятельности, на стимулирующие выплаты сотрудникам и развитие материально-технической и производственной базы.
    Согласно п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ для казенных учреждений устанавливаются особые условия оказания платных услуг в переходный период. Особыми условиями является наличие генерального разрешения, выдаваемого главным распорядителем бюджетных средств, на оказание платных услуг. В генеральном разрешении в обязательном порядке должны быть указаны: источники образования и направления использования внебюджетных средств; нормативно-правовые акты РФ, устанавливающие источники образования внебюджетных средств; положения устава казенного учреждения, регламентирующие порядок оказания платных услуг и виды оказываемых платных услуг; гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

  2. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального Казначейства.
  3. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. То есть оно может самостоятельно, без уведомления, с собственником или исполнительным государственным органом, в ведении которого оно находится, инициировать судебные иски.
  4. Казенное учреждение не имеет права получать или предоставлять кредиты (займы), а также приобретать ценные бумаги. Также казенное учреждение не получает бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Любой договор кредита (займа), по которому казенное учреждение выступает одной из сторон, будет считаться ничтожным, так как противоречит действующему законодательству. Это подтверждается и арбитражной практикой.

Судебная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС МО от 08.04.2009 № КГ-А40/1448-09 договор кредита (займа), заключенный бюджетным учреждением в нарушение нормы абз. 2 п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, является ничтожной сделкой.

И хотя в настоящее время арбитражные суды еще не успели «наработать» практику по спорам с участием казенных предприятий, вышеуказанное постановление ФАС Московского округа продолжает действовать, так как эта норма, ранее распространяемая на ФГУ, распространяется и на казенные учреждения.

К казенным учреждениям будут относиться не всякие федеральные государственные (муниципальные), а только те, которые указаны в ст. 31 Закона № 83-ФЗ. К ним относятся:

  • управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы ФСИН, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исправительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • учреждения МВД РФ, ГУСП Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ РФ, СВР РФ, ФСО РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС РФ, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

То есть к казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет бюджетов всех уровней и не могут заниматься приносящей доход деятельностью. Их цель - оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) функций.

Все казенные учреждения, согласно Приказу № 92н, подлежат внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса.

Ликвидация казенных учреждений имеет особенности, указанные в ст. 19.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ), согласно которому решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимает Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя; решение о ликвидации казенного учреждения субъекта РФ принимает исполнительный орган субъекта РФ; решение о ликвидации муниципального казенного учреждения принимает администрация муниципального образования.

Особенностью ликвидации казенных учреждений является то, что в процессе ликвидации кредитор не имеет права требовать досрочного исполнения обязательств перед ним, а также прекращения обязательств и возмещения убытков.

Перевод государственных учреждений в казенные не будет осуществляться одномоментно. Согласно п. 9 ст. 21 Закона № 83-ФЗ до 01.01.2012 будет действовать переходный период. В течение переходного периода все федеральные законы и иные нормативные акты, а также нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований будут действовать для казенных учреждений в части, не противоречащей норме Закона № 83-ФЗ. Также в части, не противоречащей Закону № 83-ФЗ, для казенных учреждений будут действовать и нормативные акты, регулирующие вопросы размещения заказов для государственных нужд.

В переходный период казенные учреждения не имеют права переоткрывать лицевые счета по зачислению доходов, а все внебюджетные доходы, полученные казенными учреждениями, в доход бюджета не зачисляются. Согласно ст. 30 Закона № 83-ФЗ в 2011 году федеральные казенные учреждения имеют право использовать денежные средства, поступившие от приносящей доход деятельности, в качестве дополнительного источника финансирования выполнения ими своих функций, сверх доведенных ЛБО и бюджетных ассигнований. Последнее потребует от органов государственного (муниципального) управления усиления и расширения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных казенных учреждений и за направлениями расходования ими полученных доходов.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» казенные учреждения обязаны проводить тендеры при любых видах закупок.

К 01.01.2012 г. в оперативном управлении казенных учреждений остается имущество, ранее закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями, и процедуры перерегистрации уже не потребуются. Также в связи с нормой ст. 31 Закона № 83-ФЗ не потребуется переназначать руководителей учреждений. Казенным учреждением не потребуется проводить процедуру перерегистрации или повторного получения лицензий на отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию. К казенным учреждениям перейдут уже имеющиеся лицензии. Кроме того, в переходном периоде не производится перерегистрация казенного учреждения, так как требуется только внести соответствующие изменения в его учредительные документы.

Вообще, отличительная черта процесса возникновения в Российской Федерации нового типа бюджетных учреждений состоит в том, что процесс их создания не является реорганизацией. В основном казенные учреждения будут решать государственные задачи в сфере обеспечения безопасности, правопорядка и обороноспособности государства.

Права и обязанности учредителей государственных (муниципальных) казенных учреждений

Согласно ст. 15 Закона № 7-ФЗ учредителями казенных учреждений (для определенного типа таких учреждений) выступают: Правительство РФ, исполнительный орган власти субъекта РФ, администрация муниципального образования. На вышеперечисленные органы возложены и вопросы утверждения и регистрации уставов казенных учреждений.

Пример 2

Свернуть Показать

Устав казенного учреждения должен содержать следующие сведения:

  • наименование казенного учреждения;
  • сведения о собственнике имущества и сведения об органе государственной власти, осуществляющем функции оперативного управления казенным учреждением;
  • сведения о том, какая сделка для данного казенного учреждения является крупной;
  • перечень видов деятельности, которые казенное учреждение может осуществлять в соответствии с задачами своего создания и функционирования;
  • сведения о руководителе казенного учреждения и его полномочия. Обязательно должен быть пункт о возможности расторжения контракта с руководителем в одностороннем порядке по инициативе собственника.

Также в уставе могут быть зафиксированы сведения о структуре казенного учреждения, порядке назначения и освобождения от должности ряда должностных лиц и пр.

В целях эффективного руководства подведомственными организациями Правительством РФ было опубликовано постановление от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (далее - Постановление № 537). Постановление № 537 дает федеральным органам исполнительной власти широкие полномочия в части создания, реорганизации, ликвидации казенного учреждения. В компетенцию федерального органа исполнительной власти входит назначение руководителя, формирование и финансирование госзаданий на оказание госуслуг, а также согласование участия казенного учреждения в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, распоряжение любым имуществом, как движимым, так и недвижимым, находящимся в хозяйственном ведении казенного учреждения.

Постановление № 537 указывает, что заключение сделок с недвижимым имуществом и участие в хозяйственных обществах должны в обязательном порядке получить одобрение Росимущества. Казенные учреждения могут заключать крупные сделки и/или сделки с заинтересованностью только с одобрения и по согласованию с учредителями (то есть с федеральными органами исполнительной власти).

Наибольший интерес представляют крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Как известно, ранее это требование распространялось только на ФГУПы. Казенное учреждение может совершать крупные сделки только с согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.

Согласно п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, которым казенное учреждение имеет право распоряжаться самостоятельно, а также с передачей такого имущества в пользование или залог при условии, что цена сделки или стоимость отчуждаемого/передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов казенного учреждения на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Таким образом, законодатель передал право определения размера крупной сделки в ведение федерального органа исполнительной власти, который должен установить ее размер, одинаковый для всей отрасли.

Пример 3

Свернуть Показать

Размер балансовой стоимости активов казенного учреждения на отчетную дату составил 37 000 000 руб. Если крупной сделкой будет считаться сделка, превышающая 10% от балансовой стоимости активов, то ее размер составит 3 700 000 руб.

Если же в уставе казенного учреждения будет указана фиксированная сумма крупной сделки, например, «крупной считается сделка, превышающая 1 млн руб.», то для совершения операций с денежными средствами или имуществом необходимо получить согласие собственника.

Ответственность за убытки, понесенные в результате совершения крупной сделки, несет руководитель казенного учреждения. Причем ответственность руководитель казенного учреждения несет вне зависимости от того, была данная сделка признана недействительной или нет. Недействительной признается такая крупная сделка, которая была совершена без согласия учредителя казенного учреждения (т.е. федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта РФ или муниципального органа власти). Сделка признается недействительной по искам либо учредителя, либо собственно казенного учреждения в том случае, если будет доказано, что контрагент по сделке знал или должен был знать об отсутствии предварительного согласия учредителя на совершение такой сделки.

Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности своих подведомственных казенных учреждений учредители осуществляют в рамках доведенных до них государственных или муниципальных заданий. Государственное задание будет готовиться для казенных учреждений на основании решения федерального органа исполнительной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, который осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета. Показатели государственного задания являются основой для составления сметы казенного учреждения.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы и за счет средств бюджета соответствующего уровня. В соответствии с приказом Минфина РФ от 30.07.2010 № 84н «Общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы государственного (муниципального) учреждения» с 2011 года распространяются и на казенные учреждения. А это означает, что для казенных учреждений будет действовать система утвержденных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по отдельным статьям (направлениям) финансирования. ЛБО устанавливаются в соответствии со сметой расходов казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Если ЛБО недостаточны для функционирования казенного учреждения, то согласно ст. 13 Закона № 83-ФЗ по обязательствам, ранее взятым на себя казенным учреждением, отвечает федеральный орган исполнительной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, который осуществляет полномочия собственника. Однако это не означает возможность корректировки ЛБО и доведения до казенного учреждения новых бюджетных расписаний.

Налоговые аспекты деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Налоговые аспекты деятельности казенных учреждений имеют следующие особенности:

  • лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенных учреждений главными распорядителями бюджетных средств, согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, относятся к средствам целевого финансирования и не включаются в состав доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль;
  • согласно п. 3 ст. 16 Закона № 83-ФЗ расходы казенных учреждений, связанные с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг и/или выполнением ими государственных (муниципальных) функций, не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, казенные учреждения должны вести раздельную систему учета затрат, как не включаемых, так и включаемых в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Особенностью налогообложения казенных учреждений является то, что согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ в составе неналоговых доходов учитываются в полном объеме доходы от платных услуг и от иной приносящей доход деятельности. К неналоговым доходам казенных учреждений относятся: арендная плата от использования государственного/муниципального имущества; от продажи имущества, находящегося в государственной/муниципальной собственности; от оказания платных услуг. Все перечисленные виды доходов не включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно ст. 333.35 НК РФ казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины. Это означает, что казенные учреждения не уплачивают госпошлину, так же, как и федеральные (местные) органы государственного управления и их территориальные органы.

Пример 4

Свернуть Показать

Казенное учреждение обратилось к государственному нотариусу за совершением нотариальных действий в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ. В этом случае оно не будет уплачивать госпошлину как бюджетное учреждение, полностью финансируемое из бюджета.

В ряде случаев освобождение от уплаты пошлины трактуется неверно, когда при этом понимается неуплата казенными учреждениями государственной пошлины только за какие-либо иные действия, кроме обращений в суд. Такая позиция «подкрепляется» нормой п. 2 ст. 333.17 НК РФ, из которой следует, что плательщиками госпошлины признаются организации в том случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий. Однако это требование налогового законодательства распространялось на федеральные государственные унитарные предприятия и с 2011 года не распространяется на казенные учреждения. Казенное учреждение будет уплачивать государственную пошлину только в том случае, если оно выступает ответчиком в суде и если при этом решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Пример 5

Свернуть Показать

Если казенное учреждение все-таки ошибочно уплатило госпошлину (например, за рассмотрение дела в суде), то ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации с заявлением о возврате уплаченной госпошлины или же обратиться в бухгалтерию суда, рассмотревшего дело, с аналогичной просьбой.

Если суд принял решение в его пользу, то казенное учреждение как истец освобождается от уплаты государственной пошлины. В этом случае все затраты истца ответчик возместит на основании судебного решения.

Казенное учреждение имеет право сдавать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в аренду, но только при наличии письменного согласия собственника данного имущества. Доходы от сдачи в аренду казенными предприятиями имущества не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Это подтверждается и письмом Минфина РФ от 13.07.2010 № 03-03-05/151.

Доходы, полученные казенным учреждением от сдачи в аренду имущества, находящегося у него в оперативном управлении, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база исчисляется по каждому сданному в аренду объекту отдельно.

Пример 6

Свернуть Показать

Федеральное казенное учреждение сдает в аренду три помещения. Стоимость арендной платы в месяц составляет, соответственно, 100 тыс. руб., 60 тыс. руб. и 50 тыс. Сумма уплачиваемого НДС, исчисляемого по каждому объекту, составит 115 254 руб. (100 000 руб. + 15 254 руб. НДС); 69 153 руб. (60 000 руб. + 9 153 руб. НДС); 57 627 руб. (50 000 руб. + 7 627 руб. НДС). Налоговая база по НДС по сдаваемым в аренду помещениям составит 242 034 руб.


Разницу между обычной и коммерческой поликлиникой знает большинство населения. При этом муниципальные учреждения - это не только больницы. К ним относятся и школы, и дома творчества, и организации, ответственные за выдачу документов, а также многие другие.

Часто муниципальные учреждения отождествляют с государственными бюджетными организациями. Сейчас это уже не совсем так - учреждение как , так и муниципального уровня (не путать с ) могут быть не бюджетными. Теперь они классифицируются по нескольким видам финансового обеспечения, а также МУ имеют и другие разновидности. Они зависят от целей, видов деятельности и других критериев.

Что такое муниципальное учреждение

Одной из главных целей МУ являются услуги населению - примерами могут служить образовательные, медицинские и правозащитные функции таких учреждений. Для конкретного МУ цель является реализация задач заданной отрасли.

Целью муниципального учреждения может быть не получение прибыли, хотя и не исключает такую возможность. Если же главная задача МУ - доход, то оно будет называться муниципальным предприятием.

Характерные особенности

Все муниципальные учреждения обладают сходными характерными признаками. Сотрудники таких организаций не являются собственниками - они служащие. Также МУ имеет такие особенности:

  1. Подчинение вышестоящим органам.
  2. Присутствует конкретная смета или бюджет.
  3. Определенную структуру, график работы и дисциплину.
  4. Собственником является муниципальное образование.

Нормативное регулирование и разновидности

Создание различных видов муниципальных учреждений и их деятельность регулируется федеральными законами и приказами Минфина. Ни одно из МУ не вправе утверждать приказы, нормативные акты и другие документы, противоречащие вышестоящим федеральным законам. На данный период действует Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» от 08.05.2010 г.

Согласно этому закону понятие государственных и муниципальных учреждений расширились и приобрели четкое разделение на три крупных разновидности:

  • Казенные
  • Бюджетные
  • Автономные.

Каждая их этих разновидностей отличается по нескольким критериям, но наибольшие отличия демонстрируют казенные и автономные учреждения. Особенно это касается финансирования и расходования заработанных средств.

  • Первый вид обеспечивает свою деятельность на основании бюджетной сметы, финансируемый из отраслевого бюджета, а полученными доходами организация не вправе распоряжаться самостоятельно. Казенные учреждения обязаны перечислять все виды прибыли в бюджет.
  • Автономная организация функционирует за счет прибыли от собственной деятельности и субсидий из бюджета конкретной отрасли. При этом доходы, полученные от деятельности автономного учреждения можно тратить на совершенствование материально-технической базы, премии и другие нужды организации.

О том, кем принимается решение о создании муниципального учреждения, кто имеет права по управлению таковым — все это узнаете далее.

Более подробно об автономном муниципальном учреждении расскажет данное видео:

Возможные участники и их права

Так как муниципальное учреждение организовывается конкретным территориальным субъектом, то не государство становиться учредителем. Главным участником МУ признается район, край или область создаваемой организации.

Функции учредителя в любом МУ выполняет муниципалитет или назначенное вышестоящее ведомство. Личных прав собственности не имеет ни один сотрудник учреждения.

Все работники являются муниципальными служащими и не вправе распоряжаться имуществом МУ.

Для автономных муниципальных учреждений есть особые исключения - они вправе использовать полученные доходы на своих нужд, в частности на выплаты премий или улучшение условий работы. При этом даже автономное МУ не может распоряжаться недвижимостью, земельными участками и другим дорогостоящим имуществом, предоставленным ему в пользование конкретным территориальным субъектом.

Про постановление о создании муниципального бюджетного, автономного, казенного учреждения, учредительные документы, порядок регистрации организации поговорим ниже.

Если вы желаете создать образовательное муниципальное учреждение, то стоит внимательно изучить данное видео:

Особенности создания

Создание МУ возможно двумя способами: учреждение новой организации или реорганизации другого некоммерческого ведомства. Эти способы различны, но для каждого из них требуется сходный пакет документов:

  1. Предложение о создании.
  2. Решение о создании.
  3. Утверждение учредителя.
  4. Проект распоряжения о создании.
  5. Пояснительная записка.

На этапе письменного предложения о создании, инициатор должен обосновать необходимость этого муниципального учреждения в данном территориальном образовании. При этом в уставе будущего учреждения указываются цели деятельности, особенности имущественных отношений и все необходимые данные.

Про устав муниципального автономного, бюджетного, казенного учреждения культуры и т.п. поговорим далее.

Имущественные отношения

Вся деятельность МУ полностью или частично финансируется муниципалитетом. Казенные и бюджетные учреждения практически работают за счет этих средств, автономные организации также получают субсидии, но полученные доходы могут расходовать по своему усмотрению.

Деятельность, направленная на любую прибыль, должна быть прописана в главном документе организации - уставе. В нем отражены вид учреждения, его месторасположения, основные цели, учредители, полное наименование и другие данные.

Особо выделены в уставе условия предоставления в безвозмездное пользования имущества для деятельности МУ - оно не подлежит дарению, продаже или передаче частным лицам или компаниям. Это имущество формирует капитал муниципального учреждения при его создании и является собственностью муниципалитета.

Муниципальное учреждение - организация, созданная на конкретной территории. Учредителем является муниципалитет района, области, края или определенного населенного пункта. Для создания МУ или реорганизации другой некоммерческой организации в учреждение данного типа существует определенная процедура с утвержденным списком документов. Главным документом МУ является устав, а основное имущество принадлежит муниципалитету. Положения указанные в уставе не могут противоречить федеральным законам, а ценное имущество отчуждаться третьими лицами.


Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это , которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений - это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли - ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

Подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

Заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

Представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

Сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Что ждет в будущем бюджетные учреждения

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

По уставу наше предприятие называется "Муниципальное казенное предприятие города Трехгорного "Комбинат питания". По уставу предприятие является муниципальным казенным предприятием, основанном на праве оперативного управления. Предприятие является коммерческой организацией не наделенной правом собственности на закрепленное за ним имуществом. Органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Предприятия, является Управление по муниципальной собственности. С 1 января 2013г. предприятие применяет упрощенную систему налогооблажения. Налоговая инспекция просит представить пояснения правомерности применения упрощенной системы налогооблажения, так как в соответствии со ст.346.12 п.3 пп.17 НК РФ казенные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогооблажения. Прошу дать пояснения по этому вопросу.

Ответ

Если налогоплательщик является казенным предприятием, то налогоплательщик имеет право применять упрощенную систему налогообложения (Письмо ФНС России от 27.06.2011 № ЕД-4-3/10183@)

ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 27.06.2011 № ЕД-4-3/10183@

УСН: казенные предприятия

Вопрос

Может ли муниципальное казенное предприятие применять УСН? Занимаемся благоустройством города, а также сбором и захоронением ТБО. Доход в год около 2 млн. рублей.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев ваш запрос о применении упрощенной системы налогообложения, сообщает следующее.

(далее - Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) признаются организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ее в порядке, установленном , за исключением налогоплательщиков, поименованных в . предусмотрено, что не вправе принять УСН казенные и бюджетные учреждения*.

Согласно казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы*.

В соответствии со муниципальными казенными предприятиями являются унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником*. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча