09.07.2019

Какие права и обязанности имеются у инспектора ДПС на дороге? Виды и структура подразделений дпс и их функции Взаимоотношения с участниками дорожного движения


Большое количество автовладельцев порой не знают, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль, основания остановки и как при этом он должен себя вести. Попробуем разобраться, в соответствии с правилами дорожного движения Административным регламентом МВД и Кодексом об административных правонарушениях. Если раньше ответы на эти вопросы были общими, теперь они четко прописаны в Административном регламенте, который доступен для всех желающих. Введение новых правил, по словам самих сотрудников ГИБДД, должно сделать и водителей, и инспекторов более дисциплинированными по отношению друг к другу.

Административный регламент МВД РФ является основным документом, регламентирующим действия инспектора ДПС при исполнении им своих служебных обязанностей.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Сотрудники ДПС обязаны соблюдать порядок получения доказательств, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно. Разъяснить участнику дорожного движения суть совершенного им нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и другие нормативные акты. При проверке обращаться с документами граждан аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах.

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При возникновении конфликтных ситуаций или по требованию участников дорожного движения инспектор должен разъяснять порядок обжалования своих действий, в соответствии с п. 167 Административного регламента, а также по требованию должен сообщить местоположение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

Итак, Инспектор ДПС имеет право остановить транспортное средство в следующих случаях:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства*(75).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Не допускается останавливать транспортные средства: на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев,когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, с нарушением установленного законом порядка.

Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если инспектор ДПС останавливает транспортное средства без необходимости, то он сам совершает административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.35 КоАП с наказанием до 20 000 руб.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что соблюдение элементарных прав и обязанностей сотрудниками ДПС, приведет к взаимодействие участников дорожного движения и сотрудников дорожной полиции. Вследствие чего произойдет уменьшение конфликтных ситуаций на дорогах. Так как ситуации на дорогах зачастую бывают противоречивыми, отсюда и конфликты, и недоброжелательное отношение большинства водителей к инспекторам.

Являясь участником дорожного движения, каждый водитель задумывается над вопросом, какими полномочиями обладает инспектор ГИБДД, когда он имеет право остановить водителя, и имеет ли сотрудник право остановить машину, если водитель не нарушает правила дорожного движения.

Нормативная база

Для начала установим какими нормативными документами руководствуется сотрудник ДПС при несении службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принимаемые законы постоянно изменяются и дополняются. Рассмотрим действующие в 2019 году законы и нормативно-правовые акты.

После отмены Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, МВД России приказом от 02.03.2009 N 185 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112).

В октябре 2017 года вступил в силу новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приказ МВД России от 23.08.2017 N 664), который детализировал права и обязанности водителей и инспекторов ДПС.

Именно данный регламент и определяет основные права, обязанности и полномочия сотрудников ГИБДД при общении с водителями и пешеходами.

В каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить транспортное средство

В соответствии с действующим законодательством остановить движущее транспортное средство сотрудник ГИБДД имеет право в случаях:

  1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. То есть при нарушении водителем ПДД, инспектор имеет полное право остановить нарушителя;
  2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.;
  3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании автомобиля в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. В этом случае может быть остановлено практически любое транспортное средство;
  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. необходимость использования транспортного средства водителя для выполнения возложенных на сотрудников ГИБДД обязанностей;
  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  9. проведение на основании распорядительных актов руководителей ОВД, ГИБДД специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. Обычно такими мероприятиями является операция «трезвый водитель», проходящая в праздничные дни;
  10. проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Более подробно о причинах и основаниях для остановки водителя инспектором ГИБДД

Новое. С 2017 года Административным регламентом предусмотрено право по остановке транспортных средств для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, не только на стационарных постах ДПС.

Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства

Действующими нормативно-правовыми актами четко регламентированы действия сотрудника ГИБДД при остановке ТС.

Так, в соответствии с Административным регламентом МВД требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Таким образом, Анализируя действующее законодательство, установлено, что инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль даже жестом руки, без применения иных технических средств. При этом не допускается останавливать автомобили на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения.

Действия сотрудников ГИБДД после остановки автомобиля

В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом МВД РФ сотрудник ГИБДД, остановив транспортное средство, должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им их права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важно. При представлении инспектор ГИБДД должен назвать свою должность, специальное звание и фамилию.

Остановка с целью проверки документов

Основной причиной остановки водителей является проверка документов.

Рассмотрим правила проверки документов у водителей. Согласно п. 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Об ответственности за управление автомобилем без полиса ОСАГО можно прочитать в статье по ссылке.

Справочно. С 2016 года на водителя возложена обязанности представлять также и документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".

О правилах проведения проверки документов инспектором ГИБДД можно прочитать в статье по ссылке.

Следует обратить внимание, что в случае отсутствия необходимых документов и нежелание их представления водителем, помимо административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ, инспектор может применить ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции).

Практика привлечения водителей к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ свидетельствует, что данная статья применяется при применении водителями специальных удерживающих средств для документов (цепочки).

Так, один из водителей был остановлен инспектором ДПС для проверки документов. Водитель предъявил документы: водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, скрепленные друг с другом на цепочке. Водителю было предложено представить документы в развернутом виде, на что водитель ответил отказом, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Судья районного суда, пришел к обоснованному выводу о том, что действия водителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Предъявление документов на цепочке препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД для проверки.

Доводы водителя о том, что требования сотрудников о предъявлении документов он исполнил, предъявил запрашиваемые документы в специальном удерживающем устройстве, суд посчитал несостоятельными.

Суд в своем решении указал, что Правилами дорожного движения предусмотрена обязанность водителя по требованию уполномоченного должностного лица передать ему для проверки перечисленные в п. 2.1.1 ПДД РФ документы. В нарушение данной нормы водитель предъявил документы на цепочке, не передавая их сотруднику ГИБДД. Водитель должен осуществлять хранение документов таким образом, чтобы при необходимости их проверки уполномоченным сотрудником ГИБДД не возникало препятствий для передачи документов для проверки, однако водитель умышленно скрепил документы зажимным устройством, прикрепив данное устройство на цепочку, которая препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД и дальнейшей их проверке.

Сообразительный водитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкция которой предусматривает ответственность в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток или административный штраф.

Остановка транспортного средства при нарушении водителем ПДД

Также как и в случае проверки документов, сотрудник ГИБДД обязан представиться и объяснить причину остановки. При нарушении водителем ПДД и наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В присутствии водителя составляется протокол об административном правонарушении, выносится определение о назначении места и времени рассмотрения дела и выносится постановление по делу об АП.

В случае несогласия с вынесенным постановлением его можно обжаловать в течение 10 дней со дня получения его копии.

Случаи, при которых сотрудник вправе предложить водителю выйти из автомобиля

Законодательством установлены следующие случаи:

  • необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Сотрудник ГИБДД имеет право пригласить водителя занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Наши статьи

Права и обязанности сотрудников дорожно-постовой службы (ДПС)

Сотрудник ДПС при несении службы обязан:

1. Знать нормы Правил дорожного движения Российской Федерации и законодательство об ответственности за их нарушения.

2. Организовать безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения.

3. Знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования.

4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.

5. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия.

6. Предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить.

7. Оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

8. Знать дислокацию ближайших нарядов милиции, войсковых нарядов, представителей общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними, места расположения и режим работы медицинских учреждений, организованных автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса.

9. Осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

10. Регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов.

11. Производить неотложные действия на месте ДТП, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений Правил дорожного движения и ДТП.

12. Принимать меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств.

13. Оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах.

14. Выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, или используемые в противоправных целях.

15. Контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

16. Контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность.

17. Изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов и принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.

18. Осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на улицах и дорогах ремонтно-строительных и других работ.

19. Быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать законность.

20. Оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) содействие водителям в устранении неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям при переходе ими улиц и дорог.

Сотрудник ДПС при несении службы имеет право:

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений.

2. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения.

3. Останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их.

4. Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили Правила дорожного движения.

5. Запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

6. Проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении.

7. Задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

8. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

9. Применять в установленном порядке оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств.

10. Осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств.

11. Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, принимать другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

12. Ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, а также не допускать граждан и транспортные средства на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий.

13. Ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.

14. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, подложные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения.

15. Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам.

16. Использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту происшествия или сбора по тревоге, в не терпящих отлагательства случаях, с отстранением при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами.

17. Применять и использовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке оружие, специальные средства и физическую силу.

  1. Начальник отдела (отделения) дорожно-патрульной службы подразделений безопасности дорожного движения (далее - БДД) МВД, ГУВД, УВД областей, ГУВД г. Бишкек и г. Ош отвечает за организацию работы ДПС в соответствии с нормативными документами, регламентирующими ее деятельность и состояние профессиональной подготовки личного состава. Он обязан:

Организовать и контролировать деятельность службы.

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на территории республики, области, при необходимости разрабатывать предложения об изменении дислокации имеющихся сил и средств, готовить предложения об их перераспределении в зависимости от состояния аварийности.

Обеспечивать проведение гласного и негласного контроля за несением службы и лично осуществлять его не менее двух раз в месяц.

Проверять и анализировать административную практику подразделений ДПС, разрабатывать на этой основе предложения по ее совершенствованию.

Контролировать проведение служебной и боевой подготовки в подразделениях ДПС и воспитание личного состава в духе строгого соблюдения законности, чуткого и внимательного отношения к гражданам.

Анализировать результаты работы подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, борьбы с преступностью, состояния законности и дисциплины среди личного состава, готовить предложения по совершенствованию этой деятельности.

Изучать, обобщать и внедрять положительный опыт, принимать меры по совершенствованию форм и тактических приемов несения службы, развивать у личного состава подразделений инициативу и творческое исполнение обязанностей.

Проводить работу по внедрению и правильному использованию современных технических средств (автомобилей, мотоциклов, средств связи, другой специальной техники).

Осуществлять прием граждан, обеспечивать контроль за своевременным и качественным рассмотрением заявлений и жалоб граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками ДПС.

  1. Командир подразделения ДПС (отдела, полка, батальона, роты, отделения взвода, группы) отвечает за состояние аварийности на обслуживаемой территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения деятельности подразделения, несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности. Командир подразделения обязан:

Осуществлять руководство работой личного состава по вопросам, входящим в компетенцию подразделения;

Ежеквартально планировать работу подразделения, контролировать выполнение планов;

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории и в соответствии с ее изменениями вносить предложения руководителям управления, отдела, отделения БДД о расстановке сил и средств строевого подразделения, осуществлять ими маневр;

Непосредственно участвовать в разработке и контроле за выполнением принципиальной схемы комплексного использования сил и средств ОВД и добровольных народных дружин в надзоре за дорожным движением и охране общественного порядка;

Обеспечивать выполнение обязательных (расчетных) норм выставления нарядов для несения службы;

Организовывать непрерывное управление силами и средствами подразделения, а также их взаимодействие с нарядами подразделений охраны общественной безопасности, органами государственной безопасности, другими общественными организациями и гражданами в осуществлении надзора за дорожным движением и охраны общественной безопасности;

Лично контролировать несение службы, обращая особое внимание на соблюдение законности и дисциплины личным составом подразделения, добросовестное выполнение возложенных на него обязанностей;

Совершенствовать формы и методы надзора за дорожным движением;

Организовывать и не менее 2 раз в неделю лично проводить инструктаж нарядов перед заступлением их на службу с постановкой задач, исходя из анализа аварийности и складывающейся обстановки. Обеспечивать эффективность контроля за работой нарядов, объективный учет и оценку деятельности сотрудников подразделения, ежедневное подведение в конце смены итогов их работы;

Организовывать и направлять работу личного состава по розыску водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также угнанных и похищенных транспортных средств, давать указания дежурному о введении в действие типовых планов МВД;

Организовывать охрану транспортных средств на местах ДТП, а также доставку на охраняемые стоянки поврежденных в результате происшествий транспортных средств, владельцы которых вследствие полученных телесных повреждений госпитализированы;

Обеспечивать своевременное направление материалов в подразделения БДД о нарушениях Правил дорожного движения, для принятия мер административного воздействия к правонарушителям;

Организовывать подбор, расстановку и обучение кадров и лично проводить занятия по наиболее актуальным темам в системе служебной и боевой подготовки, особое внимание обращать на привитие навыков высокой культуры в работе;

Воспитывать личный состав в духе строгого соблюдения законности, высокой дисциплинированности и добросовестного выполнения служебного долга, постоянно планировать и проводить индивидуально-воспитательную работу;

Организовывать работу по предупреждению ДТП среди личного состава подразделений ДПС при выполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать повышение профессиональных навыков личного состава, совершенствовать мастерство управления транспортными средствами;

Принимать меры к сохранности, содержанию в исправном состоянии и правильному использованию вооружения, специальных технических и транспортных средств, периодически проверять их наличие и состояние;

Анализировать результаты работы подразделения, принимать меры к повышению ее эффективности;

Обеспечивать соблюдение личным составом режима секретности;

Осуществлять прием граждан, организовывать тщательную проверку по жалобам и заявлениям, лично рассматривать заявления граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками подразделения, назначать служебное расследование по каждому такому факту;

Давать объективную оценку деятельности подразделения, а также отдельным сотрудникам с учетом их реального вклада в обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка на обслуживаемой территории.

  1. Заместитель командира полка (батальона, роты, взвода, отделения, поста, маршрута) отвечает за постоянную готовность подразделения к выполнению стоящих перед ним задач, качество служебной и боевой подготовки, несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. В отсутствие командира подразделения выполняет его обязанности. Заместитель командира подразделения ДПС обязан:

Организовывать несение ДПС в строгом соответствии с действующими нормативными документами;

Разрабатывать мероприятия по деятельности подразделения в особый период, при возникновении чрезвычайных ситуаций и в военное время;

Организовывать и лично участвовать в проверках несения службы инспекторским составом подразделения;

Осуществлять своевременное доведение приказов и указаний командиров до личного состава подразделения, а также проверку их исполнения;

Постоянно знать наличие инспекторов ДПС, транспортных и специальных технических средств;

Разрабатывать планы подготовки, повышения квалификации, служебной и боевой подготовки подразделения и контролировать их выполнение;

Лично проводить занятия по наиболее сложным и актуальным темам;

Изучать и внедрять в работу подразделения положительный опыт и научную организацию труда передовых строевых подразделений;

Подготавливать предложения по организационно-штатным вопросам.

  1. Заместитель командира подразделения ДПС контролирует исправность транспортных и специальных технических средств, их правильное использование, обслуживание, метрологическое обеспечение, хранение и ремонт, состояние авто- мото- парков и организацию внутренней службы в них, в соответствии с действующими нормативными актами в данной сфере деятельности ОВД. Несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного ему личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности.
  2. Заместитель командира подразделения (полка, батальона, роты, взвода, отделения) по технической службе обязан:

Участвовать в разработке плана служебной и боевой подготовке типовых планов подразделения и организовывать их выполнение;

Организовывать правильное использование транспортных и специальных технических средств, своевременное проведение их технического обслуживания, метрологического обеспечения и ремонта;

Составлять и контролировать соблюдение графиков профилактического обслуживания транспортных и специальных технических средств;

Знать наличие и техническое состояние транспортных и специальных технических средств, организовывать и контролировать ведение установленного для них учета и отчетности;

Организовывать получение, хранение, выдачу использование и контроль за эксплуатацией по назначению, а также сохранность автомототранспорта;

Обеспечивать оборудование автомобилей и мотоциклов светомаскировочными устройствами на «особый» период;

Подготавливать и вносить предложения по обеспечению подразделения новейшими специальными техническими средствами;

Изучать и анализировать опыт использования транспортных и специальных технических средств, разрабатывать предложения по улучшению их эксплуатации;

Организовывать изучение личным составом подразделения Правил дорожного движения, эксплуатации транспортных и специальных технических средств и ежегодное принятие по ним зачетов;

Проводить мероприятия по повышению квалификации личного состава подразделения, профессиональных навыков эксплуатации специальных технических средств, вождения служебного автомототранспорта.

6. Командир взвода (в составе роты, батальона, полка или отдела БДД) ДПС отвечает за состояние аварийности на закрепленной территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за качественное комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения служебной деятельности подразделения. Несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава подразделения, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, постоянное проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Командир взвода обязан:

6.1. Принимать участие в планировании работы подразделения;

6.2. Вносить предложения прямым начальникам об изменении в расстановке сил и средств, при осложнении оперативной обстановки на обслуживаемой территории;

6.3. Осуществлять управление силами и средствами взвода, организовывать взаимодействие личного состава с нарядами ОВД, вневедомственной охраны, военной автомобильной инспекции Министерства обороны Кыргызской Республики, органами национальной безопасности, другими общественными организациями и гражданами, в осуществлении надзора за дорожным движением и охране общественной безопасности;

6.4. Ежедневно проводить инструктажи нарядов и контролировать несение службы личным составом взвода;

6.5. Добиваться снижения числа ДТП на обслуживаемой территории;

6.6. Ежедневно проверять порядок и обоснованность применения подчиненными мер административного воздействия к правонарушителям норм, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения;

6.7. Вести ежедневный учет и анализ работы инспекторского состава взвода;

6.8. Разрабатывать графики отпусков и несения службы личным составом подразделения;

6.9. Воспитывать личный состав подразделения в духе строго соблюдения служебной дисциплины и законности.

  1. Старший инспектор-дежурный обязан:

7.1. При подготовке инспекторов ДПС строевого подразделения, заступающих на службу:

Принимать доклады от командиров взводов (старших групп) о прибытии на службу инспекторского состава ДПС и заполнять постовую ведомость;

Осуществлять контроль за выходом и возвращением патрульного автомототранспорта с отметкой в Журнале учета использования транспортных средств;

Выдавать инспекторам ДПС оперативно-технические и специальные средства, о чем производить соответствующую запись в Журнале выдачи и приема вооружения, оперативно-технических и специальных средств, а также табельное оружие, нагрудные отличительные знаки, служебные документы;

Проверять готовность инспекторского состава ДПС к несению службы, его внешний вид, экипировку;

Организовывать на инструктаже доведения до заступающего на службу личного состава состояние оперативной обстановки;

Докладывать о не прибывших на службу сотрудниках ДПС командиру строевого подразделения и принимать меры к выяснению причин неявки;

7.2. По окончании службы нарядами:

Принимать от сотрудников ДПС оружие, нагрудные отличительные знаки и специальные средства, проверять их комплектность и исправность, о чем делать соответствующие записи в журналах;

Передавать принятые от командиров взводов (старших групп) административные материалы помощнику дежурного для их регистрации в журнале учета материалов о нарушениях Правил дорожного движения;

Докладывать командиру подразделения или лицу, его замещающему, о случаях неявки по неизвестным причинам инспектора ДПС с маршрута патрулирования (поста) и в дальнейшем действовать по его указанию;

Обобщать результаты несения службы для доклада командиру строевого подразделения, делать запись в постовой ведомости и докладывать командиру подразделения (лицу, его замещающему) о приеме-сдаче дежурства.

7.3. При сборе информации и оценке обстановки на обслуживаемой территории:

Изучать, анализировать и оценивать сведения о совершенных ДТП и преступлениях, розыске транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, угнанных и похищенных транспортных средствах, разыскиваемых преступниках и нераскрытых преступлениях, намеченных и производимых массовых, спортивных и других мероприятиях, степени участия инспекторского состава по поддержанию соответствующих режимов дорожного движения в местах их проведения, изменения климатических условий, состоянии автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, которые могут оказывать влияние на дорожное движение, оперативную обстановку, расстановку сил и средств;

Систематизировать, обобщать и докладывать полученную информацию командиру подразделения, а в предусмотренных нормативными правовыми актами МВД случаях - вышестоящему дежурному.

7.4. По управлению силами и средствами:

Обеспечивать непрерывное управление нарядами, их четкое взаимодействие между собой и с другими подразделениями органов внутренних дел;

Контролировать несение службы нарядами, в случае невыхода их на связь в назначенное время, принимать необходимые меры по установлению их местоположения;

Информировать инспекторский состав подразделения об изменениях оперативной обстановки;

Организовывать и направлять работу личного состава при получении команды из вышестоящих органов или Министерства по чрезвычайным ситуациям Кыргызской Республики;

7.5. По приему сообщений и заявлений о преступлениях, ДТП, нарушения общественного порядка и других чрезвычайных происшествиях:

Выясняет время, место, обстоятельства происшествия, приметы правонарушителей, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон), данные о транспортных средствах, причастных к происшествию (марка, государственный регистрационный номерной знак, принадлежность), наличие пострадавших. Если водитель с места ДТП скрылся, дополнительно выясняет цвет, особые приметы, характер возможных повреждений, направление движения транспортного средства, приметы водителя;

Принимает, регистрирует сообщения о преступлениях и своевременно передает полученную информацию в ОВД по территориальности. Сведения о ДТП регистрирует в тетради для записей дежурного, а после уточнения - в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий;

Докладывает командиру подразделения и вышестоящему дежурному о преступлениях, ДТП с тяжкими последствиями и действует в соответствии с их указаниями. В случаях организации розыска преступников по горячим следам, для ориентирования нарядов ДПС, немедленно передает необходимую информацию на маршруты патрулирования и посты ДПС;

Информирует о ДТП, повлекших гибель, ранение людей или причинение существенного материального ущерба, дежурные части ОВД по территориальности. При необходимости вызывает скорую медицинскую помощь, пожарную охрану, другие оперативные и спасательные службы, а в случае, когда участники происшествия при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося прибыли в дежурную часть подразделения, организует оформление материалов по происшествию в установленном порядке;

Докладывает об осложнении обстановки на месте происшествия, угрозе возникновения групповых хулиганских проявлений или других чрезвычайных обстоятельств дежурному по ОВД, командиру строевого подразделения и в дальнейшем действует по их указанию. При возникновении затора на месте происшествия, организовать объезд этого места;

Организует доставку транспортных средств с мест происшествий в территориальные ОВД по месту совершения (когда нельзя их передать владельцу), а также транспортных средств, задержанных у лиц, управляющих ими без водительских документов или в состоянии опьянения. В последнем случае они могут быть приняты под охрану в дежурную часть подразделения. Принятие на хранение, а также передача транспортного средства и груза в другое подразделение ОВД оформляется актом приема на хранение произвольной формы. Выдача транспортного средства и груза владельцам осуществляется по предъявлении ими соответствующих документов;

Докладывает вышестоящему дежурному и по возможности ставит в известность представительство Министерства иностранных дел Кыргызской Республики о ДТП с участием иностранных граждан;

Оповещает командира и наряды подразделения ДПС, руководителей заинтересованных дорожных коммунальных служб об осложнении условий дорожного движения вследствие обвалов, оползней, селей, схода лавин, разрушения дороги, снежного заноса, гололедицы, выхода из строя средств регулирования и т.п.. Принимает необходимые меры по организации и обеспечению безопасного и бесперебойного движения на указанных участках дорог, в дальнейшем осуществлет контроль за выполнением соответствующих работ;

Организует и направляет деятельность личного состава ДПС.

7.6. По обеспечению сопровождения автомобилей и колонн:

Ведет оповещение нарядов ДПС по маршруту следования сопровождаемых автомобилей и колонн;

Организует взаимодействие нарядов подразделения и ОВД по обеспечению беспрепятственного проезда сопровождаемых автомобилей и колонн;

Информирует экипажи автомобилей сопровождения об обстановке на маршруте движения;

7.7. По контролю над организацией перевозок опасных грузов:

Знает маршруты перевозки опасных грузов их техническое наименование, вид опасности, код, экстренные меры. Информирует наряды ДПС по маршруту их следования;

Принимает меры по организации безостановочного движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

7.8. По обеспечению справочной работы:

Дает исчерпывающие разъяснения (без сообщения секретных или носящих служебный характер сведений) при обращении в дежурную часть граждан или должностных лиц по вопросам деятельности ДПС, других подразделений ОВД, а при необходимости организовывает проверку или информирует заявителя о порядке дальнейших действий;

Информирует родственников о погибших или раненых при ДТП.

7.9. По обеспечению сохранности имущества, вооружения, оперативно-технических, специальных и авто- мото- транспортных средств:

Обеспечивает хранение, выдачу и учет оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств в оборудованных несгораемых шкафах (ящиках) в соответствии с нормативными правовыми актами МВД;

Проверяет при приеме оружия и специальных средств их состояние, укомплектованность, исправность, чистоту, смазку (оружия) и т.д. В случае обнаружения повреждения или недостачи требует от сотрудников ДПС письменное объяснение, и принимать необходимые меры к розыску утраченного. О фактах их утраты или непригодности к дальнейшей эксплуатации в результате повреждений немедленно докладывает письменным рапортом командиру подразделения и производит записи в журналах;

Запрещает передавать ключи от оружейной комнаты, шкафов с оружием и комнаты хранения оперативно-технических и специальных средств кому бы то ни было, кроме лица, сменяющего или замещающего дежурного. Передача ключей оформляется в журнале для записи дежурного с указанием номера личной печати дежурного, которой опечатаны шкафы и комнаты. При нарушении оттисков печатей в отсутствие дежурного, проверка и передача хранящегося оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств осуществляется комиссией, назначаемой командиром подразделения;

  1. Инспектор-дежурный (для выезда на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется старшему инспектору-дежурному, а при выезде на дорожно-транспортные происшествия в составе следственно-оперативной группы - старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию).

8.1. Инспектор-дежурный обязан:

Выезжать по указанию дежурного или прямого начальника на ДТП в составе следственно-оперативной группы или самостоятельно;

Оказывает необходимую помощь пострадавшим, организует их отправку в медицинские учреждения, записав предварительно необходимые данные о них и номер наряда скорой медицинской помощи;

  1. Инспектор ДПС (выезжающий на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется дежурному, а при выезде на ДТП в составе следственно-оперативной группы старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию). Инспектор ДПС обязан:

Сообщать дежурному о прибытии следственно-оперативной группы на место происшествия;

Поддерживать постоянную связь следственно-оперативной группы с дежурным;

Организовывать охрану места происшествия, обеспечивать безопасное движение транспортных средств в районе происшествия, поддерживать там необходимый общественный порядок, принимать меры к ликвидации задержек в движении;

Выполнять в ходе осмотра отдельные поручения старшего следственно-оперативной группы;

Охранять лиц, причастных к происшествию, до организации их отправки на медицинское освидетельствование, в дежурную часть подразделения или ОВД;

Следить за техническим состоянием вверенного транспорта.

10. Помощник дежурного подчиняется дежурному. Он обязан:

Выполнять указания дежурного по всем вопросам деятельности дежурной части;

Принимать, фиксировать и передавать телефонограммы, ориентировки и другую информацию;

11. Старший инспектор дорожно-патрульной службы принимает непосредственное участие в несении службы, обеспечении безопасности дорожного движения и охране общественного порядка на обслуживаемой территории. Он является непосредственным начальником и воспитателем инспекторского состава, ответственным за состояние аварийности на закрепленной за ним территории, порядок несения службы инспекторским составом, служебную и специальную подготовку. Старший инспектор дорожно-патрульной службы обязан:

11.1. Осуществлять надзор за дорожным движением;

11.2. Знать оперативную обстановку на обслуживаемом участке дорог (улиц), в зоне несения службы инспекторского состава

11.3. Руководить службой нарядов, находящихся в его подчинении, организовывать между ними взаимодействия, производить подмену их для принятия пищи и отдыха, а также докладывать вышестоящему командиру (начальнику), дежурному по подразделению о необходимости внесения изменения в расстановку нарядов в порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки;

11.4. Осуществлять не менее двух раз за смену контроль за несением службы инспекторским составом;

11.5. Помогать инспекторам ДПС при решении вопросов, связанных с выполнением ими задач по надзору за дорожным движением;

11.6. Производить маневр силами нарядов ДПС в случае необходимости предупреждения или пресечения ДТП, грубых нарушений Правил дорожного движения, преступлений. При чрезвычайных обстоятельствах, докладывая об этом командиру подразделения;

11.7. Оформлять по указанию прямых начальников или дежурного первоначальные материалы по ДТП без пострадавших и существенного материального ущерба;

11.8. Проверять правильность ведения служебной документации инспекторами ДПС и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков;

11.9. Следить за своевременным обеспечением нарядов вооружением, снаряжением и специальными техническими средствами, а также бланками служебной документации;

11.10.Осматривать ежедневно транспортные средства, оружие, боеприпасы и снаряжение, контролировать их сохранность и чистоту, а также сдачу его на хранение дежурному после окончания несения службы инспекторами ДПС;

11.11.Твердо знать задачи, как свои, так и подчиненных сотрудников ДПС, при введении типовых планов МВД КР;

11.12. Обучать и воспитывать инспекторский состав ДПС в духе строго соблюдения законности и служебной дисциплины, требовать от него твердого знания своих служебных обязанностей, материальной части, правил применения и использования оружия, соблюдения правил ношения форменной одежды, опрятного внешнего вида и строевой выправки;

11.13. Использовать в своей работе опыт передовых подразделений ДПС;

11.14. Следить за правильным использованием специальных технических средств;

11.15. Вести учет ДТП, в соответствии с установленным порядком.

11.16. Анализировать причины ДТП и условия, способствующие их совершению, готовить отчеты, сведения, информации, справки и предложения по этим вопросам;

11.17. Изучать и применять новые формы и методы анализа;

11.18. Осуществлять контроль за своевременным и качественным заполнением карточек учета по ДТП, сведения о которых подлежат включению в государственную статистическую отчетность;

11.19. Сверять ежемесячно сведения о ДТП с пострадавшими, с учетом, осуществляемым в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях, предприятиях и организациях;

11.20. Осуществлять кодирование, подготовку информации о ДТП для последующей передачи в вышестоящие органы;

11.21. Участвовать в подготовке документов, касающихся организации ДПС;

11.22. Вносить предложения по совершенствованию форм и методов надзора за дорожным движением;

11.23. Участвовать в гласном и негласном контроле за работой инспекторского состава ДПС на маршрутах патрулирования и постах. Обобщать результаты этой работы;

11.24. Проводить, по указанию прямого начальника, служебное расследование по фактам нарушения личным составом подразделения служебной дисциплины, законности и установленного порядка несения службы;

  1. Инженер по специальной технике подчиняется командиру подразделения и его заместителю. Он обязан вести учет имеющихся в подразделении специальных технических средств, а также контроль за их техническим состоянием и использованием.
  2. Старшина подразделения ДПС отвечает за своевременное обеспечение предметами экипировки инспекторского состава ДПС, поддержание установленного внутреннего порядка, сохранность имущества подразделения, противопожарную безопасность в служебных помещениях, экономию и рациональное использование электроэнергии в кабинетах. Он подчиняется командирам подразделения и их заместителям. Является материально ответственным лицом. Старшина обязан:

13.1. Получать и выдавать бланки строгой отчетности;

13.2. Обеспечивать всем необходимым занятия с личным составом по служебной, боевой и физической подготовке;

Отдела внутренних дел райисполкома, старший инспектор дорожно-патрульной службы Николай Евстратов о своей работе говорит неравнодушно, хотя и с изрядной долей юмора. А рассказать Николаю Александровичу есть что - все-таки за плечами 15 лет службы в Госавтоинспекции. За это время его экипаж вместе с бывшим напарником Николаем Гиричевым признавался лучшим экипажем ДПС Республики с вручением прибора измерения скорости «Сокол» и эмблемы «Лучший экипаж» на служебный автомобиль. Сам он был лучшим сотрудником Госавтоинспекции страны, награжден нагрудными знаками «Отличник милиции», «Отличник », медалью «90 лет белорусской милиции». В свободное время увлекается охотой и кулинарией.

Ни один день сотрудников на дороге не похож на остальные, - рассказывает майор милиции. - Если со стороны кому-то и может показаться, что инспекторы ДПС все время выполняют одно и то же - остановил, проверил, отпустил или составил протокол о правонарушении, - то для каждого из нас любое дежурство - это, прежде всего, большая ответственность за других и постоянное общение с людьми. У каждого из них - свои заботы и проблемы, а незапланированная встреча сотрудником рассматривается чаще всего как нежелательная.

-Много негатива приходится выслушивать?

У нас со временем вырабатывается своеобразный «иммунитет» ко всякого рода отрицательным высказываниям в свой адрес,- невесело улыбается инспектор. - Сотруднику нужно быть хорошим психологом, так как случается, что даже на малейшее замечание водитель или пешеход реагируют неадекватно. Тем более, есть такие нарушения ПДД, за которые предусматривается ответственность в виде предупреждения. И здесь уже инспектору необходимо решить, подействует ли эта мера на человека или, наоборот, «легко отделавшись», он даже не задумается о своем поведении.

В любом случае все участники дорожного движения должны помнить, что Правила дорожного движения - это закон, который необходимо выполнять каждому, в первую очередь для своей же безопасности. А инспектор ДПС - представитель закона, требования которого также направлены на обеспечение дорожной безопасности.

-Что входит в обязанности старшего инспектора ДПС?

Прежде всего, моя работа, как и всего коллектива отделения ГАИ, направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. Это большой круг вопросов, куда входят контроль за работой инспекторов ГАИ, профилактика нарушений ПДД, их выявление, предупреждение аварийности и дорожного травматизма, выступления в трудовых коллективах, учебных заведениях района, розыск скрывшихся с мест ДТП водителей, угнанного транспорта, раскрытие преступлений и многое другое.

-Как сотрудника ГАИ, что Вас волнует больше всего?

За годы службы мне не раз приходилось выезжать на места дорожно-транспортных происшествий, в том числе с ранеными и погибшими людьми. Внезапно оборванная жизнь человека - это всегда трагедия, к которой нельзя привыкнуть, как и к просьбам: «Помогите, я умираю…» В ДТП люди чаще всего получают очень тяжелые травмы, часто несовместимые с жизнью. Никогда не забуду дорожно-транспортное происшествие, на которое выезжал еще в начале моей службы в ГАИ. Девочка 8 лет, играя возле дороги, попала под колеса грузового автомобиля, перевозившего зерно. Прибыв первым на место аварии, я на руках перенес ребенка в патрульный автомобиль, но, к сожалению, спасти девочку не удалось… Когда дети гибнут на дороге - это самое страшное. Поэтому больше всего тревожит, конечно, детская безопасность. А она, как и в целом поведение детей, зависит в первую очередь от взрослых.

Хочется обратиться ко всем читателям газеты - не забывайте лишний раз напомнить детям правила поведения на дороге, не оставляйте без внимания чужих детей, перебегающих проезжую часть в неположенном месте. Если вы водитель - будьте особенно внимательны, проезжая вблизи детских учреждений, парков и других мест, где дети и подростки проводят свое время.

Повесьте себе и членам своей семьи на одежду светоотражатели - это не пустое требование ГАИ. Когда вы в вечернее время находитесь на улице, обратите внимание, насколько заметнее становится человек с фликером, когда его освещают фары проезжающих мимо автомобилей. К тому же и сумма штрафа за отсутствие светоотражающих элементов немалая - 100 тысяч рублей.

-Николай Александрович, как Вы относитесь к женщинам за рулем?

Положительно. Женщина за рулем, как показывает практика, более внимательна и осторожна, чем мужчина, ответственнее относится к соблюдению Правил дорожного движения и бережнее - к своему автомобилю. Тем не менее, неоднократно приходилось наказывать представительниц слабого пола, в том числе и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

И еще, в отличие от водителей-мужчин, женщины, нарушив ПДД, часто стремятся оспорить не только слова инспектора, но и показания фото-видеорегистратора, где явно запечатлен факт этого нарушения.
В целом же, ко всем нарушителям, независимо от их пола, отношусь принципиально и строго в соответствии с КоАП.

У работников Госавтоинспекции нет цели наложить как можно больше взысканий, тем более, что размеры штрафов сейчас заметно возросли. Отсутствие аварийности, безопасность людей - лучшая награда и смысл нашей службы.

Если все мы будем взаимовежливыми, станем уважать друг друга и закон, тогда встреча инспектора ГАИ, водителя и пешехода на дороге всегда будет начинаться и заканчиваться только улыбкой.
Беседовала

Татьяна ИСТРАТЬКОВА.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча