02.07.2020

Что является правовой основой деятельности полиции. Обеспечение охраны правопорядка. органы внутренних дел российской федерации.мчс россии: правовые основы организации и деятельности. Доверие и поддержка общества


Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социальной работы" (повышенный образовательный уровень).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 9. обеспечение охраны правопорядка.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

МЧС РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы 1 .

Пифагор

9.1. Правовые основы, задачи, полномочия,

структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации

Органы внутренних дел - это специализированная система органов исполнительной власти, осуществляющая правоохранительную деятельность на основании и в порядке, определенном законодательством по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц; прав и законных интересов юридических лиц; духовных и материальных ценностей общества; конституционного строя, территориальной целостности и охраны правопорядка в целом 2 .

Органы внутренних дел осуществляют правоохранительную деятельность на основе принципа централизации и единства системы органов внутренних дел, с учетом федерального устройства и административно-территориального деления государства.

Правовой основой организации и деятельности системы органов МВД России являются:

1) Конституция РФ;

  1. Федеральные конституционные законы;
  2. общепризнанные принципы и нормы, международные договора РФ - ратифицированные ФЗ;
  3. ФЗ «О полиции»;
  4. ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
  5. ФЗ о ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов; ФЗ о контроле за соответствием расходов и др. ;
  6. Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» и др.;
  7. правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в объеме их компетенции.

В Указе Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» отмечено, что в целях повышения эффективности деятельности МВД России по защите прав и свобод человека и гражданина и в связи с принятием ФЗ «О полиции» утверждены:

а) Положение о МВД России;

б) структура центрального аппарата МВД России.

Положением о МВД России определены территориальные органы:

а) на окружном уровне - главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;

б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

в) на региональном уровне - МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;

г) на районном уровне - управления, отделы МВД России по районам , городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспор те, Управление МВД России на комплексе «Байконур».

Подчиненность территориальных органов определяется МВД России.

Должности федеральной государственной гражданской служим учреждаются МВД России в подразделениях территориальных opганов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ и Положением о МВД России.

Основными задачами МВД России являются:

  1. разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
  2. нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  3. обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  4. управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России;
  5. обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органон внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей и иных лиц.

Руководство деятельностью М ВД России осуществляет Президент РФ.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через ОВД и органы управления внутренними войсками.

М ВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ.

При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, устанавливаемом Президентом РФ.

МВД России является уполномоченным ФОИВ в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.

МВД России осуществляет следующие полномочия:

  1. формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел;
  2. разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
  3. разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ проекты ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ;
  4. осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов в сфере внутренних дел;
  5. определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
  6. обобщает практику применения законодательства РФ в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в своей сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
  7. разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способ ствующих их совершению;
  8. организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;
  9. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
  10. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск лиц и похищенного имущества;
  11. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;
  12. выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами.
  13. принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;
  14. организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность;
  15. организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль в области оборота оружия;
  16. организует и осуществляет контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности вневедомственной охраны;
  17. участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации;
  18. организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренне дел и внутренних войск ;
  19. организует в соответствии с федеральным законом проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;
  20. обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности;
  21. участвует в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками по обеспечению обороны РФ;
  22. обеспечивает по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;
  23. обеспечивает исполнение законодательства РФ о противодействии коррупции в системе МВД России и др.

Структура центрального аппарата МВД России.

  • Министр внутренних дел РФ.
  • Первый заместитель министра МВД России.
  • Заместители министра МВД России.
  • Статс-секретарь - заместитель министра МВД России.
  • Заместитель министра МВД России - главнокомандующий внутренними войсками МВД России.

Служим России, служим закону!

Руководство

Главные управления

Департаменты

Управления

Центры

Генерал-полковник полиции Владимир Александрович Колокольцев родился 11 мая 1961 г. в городе Нижний Ломов Пензенской области. На службу в органы внутренних дел поступил в 1982 г. в отдел милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в г. Москве.

В 1984 г. был назначен на должность командира взвода отдельного батальона ППСМ УВД Гагаринского райисполкома г. Москвы.

В 1985 г. поступил на очное отделение Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР на факультет по специальности "Правоведение", который закончил в 1989 г. По окончании учёбы вернулся на службу в ОВД на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска УВД Кунцевского райисполкома г. Москвы.

После этого был назначен заместителем начальника 20 отделения милиции г. Москвы, затем начальником
8 отделения милиции г. Москвы.

В 1992 г. Владимир Александрович направляется в Управление уголовного розыска на должность старшего оперуполномоченного 2 отдела УУР ГУВД г. Москвы. В начале 1993 г. назначается начальником 108 отделения милиции г. Москвы. Через 2 года утверждён в должности начальника отдела уголовного розыска
2 РУВД Центрального административного округа г. Москвы.

В 1997 г. переходит на службу в МВД России на должность начальника 4 регионального отдела РУОП по г. Москве при МВД России. Спустя два года назначен на должность начальника регионального оперативно-розыскного бюро по Юго-Восточному административному округу г. Москвы Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России.

В 2001 г. становится начальником 3 отдела оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. Впоследствии назначается заместителем начальника оперативно-розыскного бюро ГУ МВД России по Центральному федеральному округу.

В 2007 г. назначен начальником Управления внутренних дел по Орловской области. В апреле 2009 г. становится первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД России.

7 сентября 2009 г. Указом Президента РФ генерал-майор милиции Владимир Александрович Колокольцев назначен начальником Главного управления внутренних дел по г. Москве.

10 июня 2010 г. Указом Президента РФ присвоено специальное звание "генерал-лейтенант милиции".

24 марта 2011 г. после прохождения переаттестации Указом Президента РФ назначен на должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве с присвоением специального звания "генерал-лейтенант полиции".

21 мая 2012 г. Указом Президента РФ Владимира Путина генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

12 июня 2013 г. Указом Президента Российской Федерации № 556 Владимиру Александровичу Колокольцеву присвоено специальное звание "генерал-полковник полиции".

Колокольцев Владимир Александрович женат, имеет сына и дочь. Доктор юридических наук. Заслуженный сотрудник ОВД. Имеет государственные и ведомственные награды.

Родился 11 мая 1961 года в городе Нижний Ломов Пензенской области в семье рабочего. Работал водителем погрузчика, затем машинистом насосной установки в котельном цехе фанерного завода «Власть труда» Пензенской области. В 1979 году был призван в армию, служил в пограничных войсках на границе СССР и Афганистана.

В 1982 году поступил на службу в органы внутренних дел в отдел милиции по охране дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в Москве. В 1984 году назначен командиром взвода отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции УВД Гагаринского райисполкома Москвы.

В 1985 поступил в Высшее политическое училище имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР , с отличием окончив его в 1989 году. После окончания училища вернулся в Москву, начал работать в ОВД оперуполномоченным отдела уголовного розыска УВД Кунцевского райисполкома Москвы. Позднее был назначен заместителем начальника 20-го отделения милиции Москвы, затем - начальником 8-го отделения милиции.

В 1992 году перешёл в Управление уголовного розыска на должность старшего оперуполномоченного 2-го отдела УУР ГУВД Москвы . В начале 1993 года назначен начальником 108-го отделения милиции Москвы. В 1994 году, будучи начальником 108-го отделения милиции Москвы, Владимир Колокольцев снялся в эпизодической роли оперативного уполномоченного в детективном фильме « На углу, у Патриарших ), что не будет «висяка», так как покойный, обнаруженный на месте происшествия, является самоубийцей, а не жертвой убийства.

В 1995 году назначен на должность начальника отдела управления уголовного розыска 2-го РУВД Центрального административного округа. В 1997 году стал начальником 4-го регионального отдела РУОП по Москве при МВД России . В 1999 году назначен на должность начальника регионального Оперативно-розыскного бюро по Юго-Восточному административному округу Центрального регионального управления по борьбе с организованной преступностью при Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России.

В 2001 году назначен начальником 3-го отдела оперативно-розыскного бюро главного управления МВД России по Центральному федеральному округу. В 2003 году назначен заместителем начальника бюро. В январе 2007 года назначен начальником Управления внутренних дел по Орловской области . В период его работы в области были предъявлены обвинения двум первым вице-губернаторам Виталию Кочуеву и Игорю Сошникову, а также нескольким главам подразделений областной администрации . Также были арестованы и приговорены к тюремному заключению некоторые активные участники так называемой «воробьёвской» ОПГ. В апреле 2009 года назначен первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска МВД России.

7 сентября 2009 года указом президента России назначен начальником Главного управления внутренних дел Москвы милиции».

Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2011 года В. А. Колокольцеву присвоено специальное звание генерал-лейтенанта полиции, и он назначен на должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве. Этим же указом он освобождён от должности начальника ГУВД г. Москвы.

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года назначен Министром внутренних дел Российской Федерации, и под его руководством реформа правоохранительной системы продолжилась.

Указом Президента Российской Федерации № 556 от 12 июня 2013 В. А. Колокольцеву присвоено специальное звание генерал-полковника полиции.


ЛЕКЦИЯ

По дисциплине «Правоохранительные органы»

Тема 6: «Министерство внутренних дел РФ»


Вступление

Для управления государственными делами создается единое Министерство, разделенное на 8 отделений: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел , финансов, коммерции и народного просвещения. Руководитель каждого отделения именуется Министром, и сами отделения сразу после их учреждения официально называются Министерствами. Все министерства вместе с Комитетом министров просуществовали до 1917 г. (кроме Министерства коммерции, упраздненного в 1810 г.).

Первым Министром внутренних дел назначается граф Кочубей Виктор Павлович. Товарищем Министра - граф Павел Александрович Строганов.

В 1803 г. опубликован указ "О средствах к исправлению полиции в городах", который стал наряду с "Уставом благочиния" основным нормативным актом, определявшим устройство, функции, компетенцию городских полицейских учреждений.

Сфера деятельности МВД - одного из важнейших в структуре федеральных органов исполнительной власти - весьма обширна: от укрепления правопорядка и законности, охраны государственных устоев, обеспечения общественной безопасности до защиты прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и нарушением законов. 200 лет существования - срок немалый в истории России; за это время коренным образом изменился облик страны, рушились политические режимы, общественные устои, менялись власти и принципы государственного устройства, и, конечно, менялся характер деятельности МВД, границы его полномочий. Но как бы ни разнились функции МВД на протяжении этих двух столетий, в его деятельности всегда ощущалась преемственность, общность, шел подспудный процесс кристаллизации его фундаментальных основ.

Система МВД, организационно-правовые основы деятельности, основные подразделения ОВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.


МВД РФ имеет широкий профиль деятельности и многоплановую компетенцию, которая в значительной мере связана с правоохранительной деятельностью.

Порядок организации и функции министерства регламентируются Положением о Министерстве внутренних дел РФ, которое утверждено Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее - внутренние войска);

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

В современных условиях развития общества МВД РФ организует и осуществляет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации следующие направления деятельности (Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции):

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Если рассматривать общую направленность деятельности МВД РФ применительно к территориальному срезу структуры органов, то можно выделить следующую систему территориальных органов внутренних дел :

а) на окружном уровне - главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

в) на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

г) на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".

1. Если же исследовать структуру органов внутренних дел с точки зрения исполнения возложенных на них функциональных обязанностей, то здесь можно выделить (Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249
"Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"):

· МВД России;

· Главные управления МВД России по федеральным округам;

· Министерства внутренних дел - Главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;

· управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

· управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно - территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

· окружные управления материально-технического и
военного снабжения;

· органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск;

· представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

При этом в системе органов МВД РФ следует различать собственно органы внутренних дел (например, следственный управление (отдел) при МВД-УВД и органы полиции (например, управление (отдел) уголовного розыска). Среди последних находятся структурные подразделения, которые обеспечивает функционирование не только органов полиции, но и органов внутренних дел в целом (например, дежурные части).

Каждое из указанных подразделений органов внутренних дел имеет свои задачи и полномочия, установленные действующим федеральным законодательством.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 структура центрального аппарата в современных условиях включает в себя:

1. Министр внутренних дел Российской Федерации.

2. Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

3. Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

4. Статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

5. Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.

6. Главное командование внутренних войск.

7. Следственный департамент.

8. Главное управление вневедомственной охраны.

9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

10. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Главное управление по противодействию экстремизму.

12. Главное управление собственной безопасности.

13. Главное управление на транспорте.

14. Главное управление уголовного розыска.

15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

16. Департамент государственной службы и кадров.

17. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

18. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.

19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

20. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

21. Договорно-правовой департамент.

22. Организационно-аналитический департамент.

23. Национальное центральное бюро Интерпола.

24. Контрольно-ревизионное управление.

25. Оперативное управление.

26. Организационно-штатное управление.

27. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

29. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

30. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

31. Управление оперативно-розыскной информации.

32. Управление по организации дознания.

Подразделения, указанные в пунктах 8-15, 23, 25, 28-32 настоящей структуры, являются подразделениями полиции.

Каждое из перечисленных подразделений центрального аппарата МВД РФ имеет свои цели-задачи, свою организационную структуру построения органов, различную сферу правового регулирования деятельности, а также специфику выполнения задач, возложенных на них федеральным законодательством.

Для решения стоящих перед МВД РФ задач и обеспечения выполнения функций в структуре его центрального аппарата имеются департаменты, бюро, центры. Их можно условно разделить на:

Функциональные, выполняющие основные функции МВД;

Организационные, занимающиеся организационной и методической работой;

Обеспечивающие, создающие условия для эффективного функционирования всех структур МВД РФ.

К функциональным подразделениям относятся подразделения: уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с организованной преступностью и др.

Организационные структуры: правовой, организационно-инспекторский, собственной безопасности и др.

К обеспечивающим: тыла, кадровые, финансово-экономические и др.

Деятельность некоторых из перечисленных подразделений МВД РФ настолько специфична и социально значима, что она регулируется специальными законами.

Так, например, организация и деятельность внутренних войск МВД регулируется Федеральным Законом "О внутренних войсках МВД Российской Федерации" и т.п.

Как можно заметить в структурном отношении система МВД РФ состоит из органов внутренних дел, в которые входят полиция, органы предварительного следствия, а также военнослужащих внутренних войск (ВВ МВД РФ).

Деятельность большинства подразделений органов внутренних дел организуется на основе сочетания территориального и функционального принципа.

Можно привести некоторые данные деятельности органов внутренних дел ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2010году:

Зарегистрировано 92757 (-15,2%) преступлений, из которых 36395 (-11,6%) являются тяжкими и особо тяжкими.

Как и в предыдущие годы, сохранилась тенденция к снижению числа убийств (-16,6%), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-6,2%), разбойных нападений (-25,2%), грабежей (-29,2%), краж (-13,8%), в том числе из квартир (-17,8%), хулиганств (-21,1%), мошенничеств (-25,1%), изнасилований (-27,3%).

На этом фоне, активнее велась работа по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений (+1,6%).Значительно возрос уровень как общей раскрываемости преступлений (+3,6%; 52,1%), так тяжких и особо тяжких составов (+2,5%; 43,0%), в том числе убийств (+1,1%; 84,4%), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (+6,9%; 68,1%), разбоев (+6,6%; 60,3%), грабежей (+5,0%; 34,7%), краж (+3,7%; 35,8%), в том числе из квартир (+1,4%; 28,5%), мошенничеств (+8,7%; 60,5%). Из незаконного оборота изъято свыше 1600 единиц огнестрельного оружия, 1600 гранат, более 52 тысяч боеприпасов, 270 килограммов взрывчатых веществ. Кроме того, изъято свыше 122,4 килограммов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Подразделениями ГУВД выявлено 79,3% от общего массива выявленных всеми правоохранительными органами наркопреступлений

Полиция в РФ

С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В рамках проходящего реформирования системы органов внутренних дел, принятие указанного закона следует считать отправной точкой в создании новых органов правопорядка. Попытаемся раскрыть основные правовые новеллы указанного закона относительно действовавшего ранее законодательства о милиции.

Вопреки распространенному мнению о выведении полиции в самостоятельную структуру, закон императивно утвердил, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 4 закона), что по сути дела означает, что МВД России и органы внутренних дел на местах остаются практически в прежнем виде. То есть полиция структурно войдет в состав органов внутренних дел, в которых, как и ранее будут проходить службу и иные сотрудники (юстиции и внутренней службы).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Состав полиции, порядок создания ее подразделений, их реорганизации и ликвидации будет утвержден Президентом, однако уже сегодня можно констатировать, что закон не предусматривает деление полиции на криминальную и общественной безопасности как было в милиции, исключено подчинение органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принципы деятельности полиции:

Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Законность

Беспристрастность

Открытость и публичность

Общественное доверие и поддержка граждан

Взаимодействие и сотрудничество

Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Важно отметить, что закон «О полиции» более детально раскрывает принципы деятельности полиции. Отдельно регламентирует вопросы соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Закон закрепляет, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Кроме того, новым законом (в статье 6) предусмотрено, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Статьей 7 впервые на законодательном уровне установлено, что сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Коснулись нововведения и вопросов оценки деятельности полиции, ее открытости и публичности, формирования общественного доверия и поддержки граждан.

Так, в соответствии с законом, полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Статьей 9 предусмотрено, что в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

Существенные изменения претерпели положения, предусматривающие обязанности и права полиции. В частности, исключены следующие несвойственные полиции функции:

Конвоирование задержанных и заключенных под сражу, содержащихся в учреждениях ФСИН;

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации;

Розыск должника и его имущества, а также содействие судебным приставам исполнителям;

Уведомление налоговых органов о принятом решении по материалам налоговых проверок;

Функции по государственному техническому осмотру транспортных средств;

Осуществление привода в учреждения здравоохранения по их представлениям;

Организация работы медицинских вытрезвителей.

Права полиции также дополнены новыми положениями, например:

Предусмотрено право полиции в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

Вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

Предусмотрены дополнительные внепроцессуальные полномочия по доставлению граждан в органы внутренних дел, вызову граждан в полицию, истребованию от организаций образцов и каталогов продукции, а также документации для проведения экспертиз и др.

Закон дополнительно предусматривает применение отдельных мер государственного принуждения (задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов, ведение банков данных о гражданах (Глава 4).

Уточнен порядок применения физической силы, специальных средств и оружия (Глава 5). Установлен перечень оснований для их применения, запретов связанных с применением, гарантий личной безопасности вооруженного сотрудника. Исключено понятие использования оружия предусмотренного законом «О милиции».

В статье 25, впервые на законодательном уровне закреплен принцип территориальности деятельности полиции. А именно, установлено, что сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Не менее пристальное внимание в законе уделяется и самим сотрудникам. Статьей 27 предусмотрены основные обязанности сотрудника полиции. Вот некоторые из них:

Обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

Представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства и др.

Статьей 29 предусмотрены ограничения связанные со службой. Из нововведенных запретов на прохождение службы в полиции можно выделить:

Отказ от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гостайну;

Наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации и т.п.

Кроме того, установлено, что гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию если он:

Имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

Является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

Неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

Не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Введены дополнительные требования при приеме на службу, в части психофизиологического исследования, тестирования на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, то есть МВД России (статья 35).

Законом уделено отдельное внимание и особенностям режима служебного времени сотрудников полиции. Статья 37 законодательно закрепляет специфичность отдельных положений, регулирующих вопросы продолжительности служебного времени сотрудников полиции и привлечению их к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени. Например, приоритетной обязанностью работодателя по отношению к сотруднику полиции, является предоставление за отработанные «сверхурочные» отгулов, а денежная компенсация вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена по личной просьбе.

Кроме того, указанной статьей установлено, что в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускается в порядке, определяемом МВД России, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника полиции, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника полиции. При этом за нарушение указанных норм предусмотрено самостоятельное основание для увольнения сотрудника полиции.

Кстати, об основаниях для увольнения. Их круг, в отличие от закона «О милиции», расширен. Так статья 40 устанавливает такие, отсутствовавшие ранее основания для увольнения сотрудников, как:

Истечение срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа, при отсутствии возможности перемещения по службе;

Отчисление из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

Перевод на государственную службу иного вида;

Прекращение оснований для приостановления службы в полиции;

Отказ от выполнения служебных обязанностей в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций;

Прекращение гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства.

Необходимо сказать и о заключительных положениях закона, которые предусматривают, что до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. То есть, Положение продолжает действовать для всех сотрудников, в том числе и для сотрудников полиции, в части не урегулированной законом «О полиции».

Также заключительными положениями закона предусмотрено, что все сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы.

Необходимо отметить, что финансирование полиции с 1 января 2012 будет осуществляться из средств федерального бюджета, однако указанное не исключит возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлять отдельные расходы на полицию по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, будут переданы в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для подготовки слушателей на самостоятельной подготовке

По дисциплине

Выполнил: Преподаватель

Цикла Ю и СД ЦПП

УМВД России по Вологодской области специалист Поляков Ю.И.

Вологда 2016 год

1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

2. Вопросы на самостоятельную подготовку (для самопроверки)……….4

3 Вопросы контрольно-проверочного занятия………………………………5

4. Выписка из тематического плана…………………………………………..6

Тема 1.1.1. «Деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»……10

Тема 1.1.2. «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Место полиции в системе органов внутренних дел. Полиция: правовые основы, основные направления, принципы деятельности»…………………………………………………………………24

Тема 1.1.3. «Обязанности и права полиции»…………………………….47

Тема 1.1.4. «Правовые основания применения полицией

отдельных мер государственного принуждения»……………………….55

Тема 1.1.5. «Применение полицией физической силы,

специальных средств и огнестрельного оружия»………………………73


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Организационно-правовые основы деятельности полиции»

входит в программу профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на базе высшего юридического образования либо на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образованияпо должности служащего «Полицейский».

Дисциплина «Организационно-правовые основы деятельности полиции» является одним из важных предметов изучаемых на цикле юридических и специальных дисциплин ЦПП УМВД России по Вологодской области.

Структура построения дисциплины ориентированы на последовательное изучение вопросов гуманитарных и юридических наук и использования их в деятельности полиции, по выполнению возложенных на нее задач.

Изучение организационно-правовых основ службы в органах внутренних дел является базовым элементом подготовки сотрудников. Это тот фундамент на котором строится вся остальная подготовка специалиста. Без этого фундамента, дальнейшая подготовка сотрудника невозможна.

Целью дисциплины «Организационно-правовые основы деятельности полиции»являетсяформирование у слушателей комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне. Состоит в обеспечении усвоения теоретического материала курса, в овладении приемами и методами практической деятельности и в приобретении соответствующих навыков.

Данные методические рекомендации направлены на то, чтобы слушатели в процессе самостоятельной подготовки имели возможность ознакомиться с материалами необходимыми им для изучения данной дисциплины и подготовки в дальнейшем к сдаче итогового контрольно - проверочного занятия.

Вопросы самостоятельной подготовки слушателей по дисциплине:

«Организационно-правовые основы деятельности полиции»

1. Российская Федерация в системе глобальной безопасности и современных международных отношений. Понятие национальной безопасности. Конституционные основы национальной безопасности России. Взаимосвязь внутренней и внешней политики российского государства по обеспечению национальной безопасности.

2. Внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации, их источники и связь с внешними угрозами. Система обеспечения национальной безопасности России, роль и место органов внутренних дел. Задачи органов внутренних дел по противодействию внутренним угрозам национальной безопасности.

3. Правоохранительная деятельность - понятие, цели, задачи.

4. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности.

5. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Роль и место Министерства внутренних дел Российской Федерации в системе правоохранительных органов, его система и структура.

6. Назначение полиции. Место полиции в системе органов внутренних дел.

7. Взаимодействие подразделений полиции между собой, с другими правоохранительными органами.

8. Контроль и надзор за деятельностью правоохранительных органов.

9. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности.

10. Основные направления деятельности полиции.

11. Принципы деятельности полиции.

12. Обязанности и права полиции как основной элемент ее правового статуса. Их правовое закрепление.

13. Классификация обязанностей полиции.

14. Классификация прав полиции.

15. Механизм реализации обязанностей и прав полиции.

16. Гарантии обеспечения административной деятельности сотрудников полиции.

17. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

18. Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

19. Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

20. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

21. Основания применения физической силы.

22. Основания применения, состоящих на вооружении полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

23. Основания применения полицией огнестрельного оружия. Запреты, связанные с применением огнестрельного оружия.

24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

Вопросы к контрольно-проверочному занятию по дисциплине:

«Организационно-правовые основы деятельности полиции»

1. Правоохранительная деятельность – понятие, цели, задачи.

2. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности.

3. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Роль и место Министерства внутренних дел Российской Федерации в системе правоохранительных органов, его система и структура.

4. Назначение полиции. Место полиции в системе органов внутренних дел.

5. Взаимодействие подразделений полиции между собой, с другими правоохранительными органами.

6. Контроль и надзор за деятельностью правоохранительных органов.

7. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности.

8. Основные направления деятельности полиции.

9. Принципы деятельности полиции.

10. Обязанности и права полиции как основной элемент ее правового статуса. Их правовое закрепление.

11. Классификация обязанностей полиции.

12. Классификация прав полиции.

13. Механизм реализации обязанностей и прав полиции.

14. Гарантии обеспечения административной деятельности сотрудников полиции.

15. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

16. Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

17. Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

18. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

19. Основания применения физической силы.

20. Основания применения состоящих на вооружении полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

21. Основания применения полицией огнестрельного оружия. Запреты, связанные с применением огнестрельного оружия.

22. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

Тематический план

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

основная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по должности служащего «Полицейский» (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования)

№ п/п Наименование тем Всего часов Теоретич. занятия Практич. занятия Форма контроля
1.1.1. Деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации - -
1.1.2. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Место полиции в системе органов внутренних дел. Полиция: правовые основы, основные направления, принципы деятельности - -
1.1.3. Обязанности и права полиции - -
1.1.4. Правовые основания применения полицией отдельных мер государственного принуждения - -
1.1.5. Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - -
Контрольно-проверочное занятие - -
Всего: -

Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы .

Пифагор

Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации

Органы внутренних дел - это специализированная система органов исполнительной власти, осуществляющая правоохранительную деятельность на основании и в порядке, определенном законодательством по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц; прав и законных интересов юридических лиц; духовных и материальных ценностей общества; конституционного строя, территориальной целостности и охраны правопорядка в целом .

Органы внутренних дел осуществляют на основе принципа централизации и единства системы органов внутренних дел, с учетом федерального устройства и административно-территориального деления государства.

Правовой основой организации и деятельности системы органов МВД России являются:

  • 1) Конституция РФ;
  • 2) федеральные конституционные законы;
  • 3) общепризнанные принципы и нормы, междугородные договора РФ - ратифицированные ФЗ;
  • 4) ФЗ «О полиции»;
  • 5) ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
  • 6) ФЗ о ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов; ФЗ о контроле за соответствием расходов и др.;
  • 7) Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» и др.;
  • 8) правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в объеме их компетенции.

В Указе Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» отмечено, что в целях повышения эффективности деятельности МВД России по защите прав и свобод человека и гражданина и в связи с принятием ФЗ «О полиции» утверждены:

  • а) Положение о МВД России;
  • б) структура центрального аппарата МВД России.

Положением о МВД России определены территориальные органы:

  • а) на окружном уровне - главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
  • б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • в) на региональном уровне - МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;
  • г) на районном уровне - управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Байконур».

Подчиненность территориальных органов определяется МВД России.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются МВД России в подразделениях территориальных орга нов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ и Положением о МВД России.

Основными задачами МВД России являются:

  • 1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
  • 2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  • 3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  • 4) управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России;
  • 5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей и иных лиц.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через ОВД и органы управления внутренними войсками.

МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ.

При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, устанавливаемом Президентом РФ.

МВД России является уполномоченным ФОИВ в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.

МВД России осуществляет следующие полномочия:

  • 1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел;
  • 2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
  • 3) разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ проекты ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ;
  • 4) осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов в сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования законодательства и иных НПА;
  • 5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
  • 6) обобщает практику применения законодательства РФ в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в своей сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
  • 7) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
  • 8) организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;
  • 9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
  • 10) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск лиц и похищенного имущества;
  • 11) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;
  • 12) выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями);
  • 13) принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;
  • 14) организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность;
  • 15) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль в области оборота оружия;
  • 16) организует и осуществляет контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности ведомственной охраны;
  • 17) участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий и др.;
  • 18) организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
  • 19) организует в соответствии с федеральным законом проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;
  • 20) обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности;
  • 21) участвует в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками по обеспечению обороны РФ;
  • 22) обеспечивает по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (Эта функция для Министерства внутренних дел РФ является правовой новеллой и по цели напоминает «осуществление мировой революции» для марксистско-ленинской власти. - Прим, авт.);
  • 23) обеспечивает исполнение законодательства РФ о противодействии коррупции в системе МВД России и др.

Министерство внутренних дел РФ в целях осуществления своих полномочий имеет право:

  • 1) запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправле ния, общественных объединений документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений в сфере внутренних дел;
  • 2) приостанавливать или ограничивать во время чрезвычайных ситуаций использование любых сетей связи и средств связи, а также реализовывать право на приоритетное использование этих сетей связи и средств связи;
  • 3) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, научные и иные организации, общественные объединения, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
  • 4) организовывать и проводить общественную экспертизу проектов ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;
  • 5) формировать и вести в соответствии с законодательством РФ федеральные учеты, базы данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации;
  • 6) образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в сфере внутренних дел;
  • 7) применять в порядке, установленном законодательством РФ, электронные формы приема и регистрации документов и др.

В единую централизованную систему МВД России входят: ОВД, включающие: полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

МВД России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Количество заместителей Министра устанавливается Президентом РФ.

Назначение сотрудников органов внутренних дел на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, и освобождение от этих должностей, а также продление им срока службы осуществляет Президент РФ по представлению Министра, если иное не предусмотрено ФЗ.

Структура центрального аппарата МВД России.

  • 1. Министр внутренних дел РФ.
  • 2. Первый заместитель министра МВД России.
  • 3. Заместители министра МВД России.
  • 4. Статс-секретарь - заместитель министра МВД России.
  • 5. Заместитель министра МВД России - главнокомандующий внутренними войсками МВД России.
  • 6. Главное командование внутренних войск.
  • 7. Следственный департамент.
  • 8. Главное управление вневедомственной охраны.
  • 9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.
  • 10. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
  • 11. Главное управление по противодействию экстремизму.
  • 12. Главное управление собственной безопасности.
  • 13. Главное управление на транспорте.
  • 14. Главное управление уголовного розыска.
  • 15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
  • 16. Департамент государственной службы и кадров.
  • 17. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.
  • 18. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.
  • 19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.
  • 20. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.
  • 21. Договорно-правовой департамент.
  • 22. Организационно-аналитический департамент.
  • 23. Национальное центральное бюро Интерпола.
  • 24. Контрольно-ревизионное управление.
  • 25. Оперативное управление.
  • 26. Организационно-штатное управление.
  • 27. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.
  • 28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
  • 29. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
  • 30. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
  • 31. Управление оперативно-розыскной информации.
  • 32. Управление по организации дознания.

Примечание. Подразделения, указанные в п. 8-15, 23, 25, 28-32 настоящей структуры, являются подразделениями полиции, т.е. 15 подразделений полиции из 32 подразделений МВД России.

  • Однако в конституционном законодательстве, к сожалению, не нашли дальнейшегозаконодательного развития такие основные понятия нравов нашего народа, как «верав добро и справедливость», «ответственность за свою Родину» (в Преамбуле),«нравственность» (ч. 3. ст. 55 Конституции РФ), при этом уместно сослаться навысказывание В.Д. Зорькина (Указ. соч. С. 30): «...право без понятий бессмысленно».
  • Федерального закона об органах внутренних дел у нас нет, хотя в соответствии сп. «г» ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ он должен быть. Федеральные законы осоставных частях МВД России есть (ФЗ «О полиции», «О внутренних войскахМинистерства внутренних дел Российской Федерации»), а ФЗ о единой системе ОВДили МВД России нет. В зарубежной практике в значительном большинстве стран такой закон имеется.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча