29.06.2019

Реализация административно-правовых норм. Формы реализации. Реализация административно-правовых норм Способами реализации административно правовых норм являются


Реализация АПН - практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.

Реализация АПН - это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.

Формами (способами) реализации АПН являются:

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.

Реализация АПН в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация АПН в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

Использование как форма реализации АПН состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании, субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы-дозволения.

В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

По своему социальному содержанию применение АПН представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

Соблюдение, соблюдение, использование и применение

Реализация административно-правовых норм в форме с о б л ю д е н и я характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям указанных норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме и с п о л н е н и я заключается в активных правомерных действиях субъекта права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

И с п о л ь з о в а н и е как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Сущность п р и м е н е н и я административно-правовых норм состоит в принятии компетентным органом государства, должностным лицом властного решения, т. е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов (привлечение к административной ответственности за правонарушение или, наоборот, поощрение государственных служащих, граждан, участвующих в охране общественного порядка).

Вопрос 6. Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения – регулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

Они складываются в особой сфере жизни – сфере государственного управления.

Имеют своим объектом действие либо поведение людей.

Они складываются при обязательном участии органа государственного управления.

Споры решаются в административном, а не в судебном порядке.

Ответственность за нарушение норм участник несет перед государством.

Структура административно-правовых отношений: субъект, объект и юридический факт

Субъект – органы, лица, наделенные административно-правовым статусом (правами и обязанностями)

Административное право субъекта – возникает с момента рождения. У государственных органов – с момента образования и государственной регистрации. Служащих – с момента зачисления на должность.

Объектом административно-правовых отношений являются сами общественные отношения, действия сторон. Каждый участник имеет определенный круг прав и обязанностей.

Факты бывают правомерные и неправомерные. Факты – основания возникновения, изменения и прекращения отношений.

Вопрос 7. Виды административно-правовых отношений



1) материальные

2) процессуальные

По соотношению прав и обязанностей участников отношений

1) вертикальные

2) горизонтальные

По характеру юридических фактов

1) порожденные правомерным юридическим фактом

2) неправомерным

По способу защиты

1) защищаемые в административном порядке

2) в судебном порядке

Вопрос 8. Граждане РФ как субъекты административного права

Структура административно-правового статуса гражданина РФ включает: а) административную правосубъектность; б) систему прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) политические и социально-экономические гарантии; г) исполнение возложенных на граждан обязанностей.

Гражданство

Административная правоспособность и дееспособность

Права, свободы и обязанности граждан;

Гарантия обеспечения прав и свобод граждан

Ответственность граждан за свои действия

Вопрос 9. Основные права и обязанности граждан

Права – абсолютные и относительные, обязанности только относительные.

Абсолютные права зависят только от воли граждан.

1) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2) поступать на государственную службу.

3) свободно передвигаться (ст. 27 Конституции).

4) проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирование.

5) свободно объединяться.

6) на свободу и личную неприкосновенность.

7) на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти.

8) право на общее образование.

9) свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

10) на изменение фамилии, имени и отчества.

11) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Относительные права зависят не только от воли гражданина, но и от соблюдения других условий.

К основным обязанностям Конституция РФ относит:

Уплату законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции).

Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Защиту Отечества (ст. 59 Конституции РФ).

Заботу о сохранении исторического и культурного наследия,

сбережение памятников истории и культуры (ст. 44 Конституции

Обеспечение родителями или лицами, их замещающими, получения детьми основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ).

Вопрос 10. Административно-правой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства или подданства иностранного государства, постоянно или временно пребывающее на территории РФ.

Лицо без гражданства – лицо, не имеющее гражданства РФ, не имеющее доказательства наличия гражданства иного государства и пребывающее на территории РФ.

Правовое положение иностранных граждан и ЛБГ определяется конституцией РФ, существует ФЗ о порядке въезда/выезда на территорию РФ и др.

Иностранные граждане должны иметь миграционную карту и при необходимости визу.

Органы государственной власти могут отказать иностранным гражданам в разрешении въезда на территорию РФ.

Для воплощения норм административного права в жизнь необходимо обеспечить безусловное соответствие поведения субъектов административного права (то есть будущих участников государственно-управленческих отношений) требованиям правовой нормы. Поэтому правомерные действия субъектов, которые отвечают предписаниям норм административного права и состоят в использовании права, выполнении или соблюдении юридических обязанностей в сфере государственного управления, определяют реализацию этих норм.

Реализация таких норм осуществляется в четырех формах: использование, выполнение, соблюдение, применение.

Использование - это такая форма реализации, которая состоит в активном поведении участников сферы государственного управления по реализации своих субъективных прав, предусмотренных правовой нормой, что осуществляется ими по их собственному желанию. Выполнение - состоит в активных действиях, отношениях субъектов по выполнению предписаний, которые предусмотрены административно-правовой нормой, осуществляемой независимо (а иногда и вопреки) их собственному желанию. Реализация в форме соблюдения состоит в пассивном поведении субъектов (также независимо от желания этих субъектов).

Применение - это организационно-правовая деятельность компетентных государственных органов, уполномоченных на это общественных объединений или их должностных лиц. Она состоит в установлении поднормативних формально-обязательных индивидуальных правил поведения персонифицированных субъектов с целью создания условий, необходимых для реализации ими определенных норм. Применение, в отличие от использования, выполнения, соблюдения является государственно-властной деятельностью, которая не может быть связана с желанием (или с его отсутствием) уполномоченного субъекта, на ее осуществление, а должна быть реализована им в обязательном порядке с появлением определенных условий, обстоятельств.

Главная задача применения административно-правовой нормы состоит как раз в воплощении ее предписаний относительно субъектов управленческих отношений в зависимости от характера жизненной ситуации, в которую попадают участники этих отношений.

Государство поручает уполномоченному органу право оценки ситуаций и сравнения ее с условиями, предусмотренными в гипотезе нормами и при их совпадении - предъявить субъекту, который находится в сфере государственного управления, предписание относительно его оптимально-обязательного поведения в конкретной жизненной ситуации с помощью установления (изменения, отмены) его прав или обязанностей. Этим предписанием является акт применения.

Акт применения нормы административного права - устанавливает правило поведения индивидуального характера, поэтому он относится к индивидуальным актам, но не все индивидуальные акты являются правоприменительными. Среди индивидуальных актов правоприменительные занимают особое место: они устанавливают, изменяют, отменяют права и обязанности конкретных субъектов в конкретной жизненной ситуации. Поэтому служебным назначением актов применения административно-правовых норм является организация управленческих отношений. Это влечет за собой целый ряд специфических черт этой деятельности.

Во-первых, применение административно-правовых норм осуществляют все без исключения государственные органы, органы регионального и местного самоуправления, общественные объединения, имеющие государственно-властные полномочия (или их должностные лица). Но если для органов исполнительной власти применения норм административного права - основная часть их правовой деятельности, то для иных субъектов - это дополнительная деятельность, связанная с применением норм иных областей права (уголовного, гражданского и т. п.). Они применяют нормы административного права преимущественно для регулирования внутриорганизацонных отношений.

Во-вторых, применение норм административного права - это, прежде всего, применение ее диспозиции. Диспозиция может применяться всеми субъектами правоприменения, тогда как санкция административно-правовой нормы - только уполномоченными органами государственного управления (в отдельных случаях - судом или иными уполномоченными на это субъектами).

В-третьих, правоприменение представляет юридически значимую государственно-управленческую деятельность только тогда, когда оно происходит на основании правовых норм и в порядке, предусмотренном юридическими нормами.

Этими нормами являются административно-процессуальные нормы. С ними связано существование административного процесса. Этим понятием охватывается порядок деятельности государственных органов (уполномоченных общественных объединений) относительно применения норм права с целью организации и регулирования управленческих отношений. Поэтому структуру административного процесса составляют:

а) осуществление применения норм административного права органами государства (кроме исполнительной власти) и местного самоуправления с целью регулирования индивидуального поведения работников во внутренне-управленческих отношениях;

б) осуществление применения норм права различных отраслей права органами исполнительной власти с целью реализации и регулирования управленческих отношений индивидуального характера путем установления, изменения или отмены прав и обязанностей участников этих отношений в конкретной жизненной ситуации: как во внутренне-, так и внешнеорганизационной деятельности.

Применение административно-правовой нормы, независимо от инициатора этого применения, всегда является организационно-правовой деятельностью государственных структур, которая довольно часто связана с вмешательством в сферу прав и интересов граждан и иных участников управленческих отношений. Это требует осуществления такой деятельности на законном основании и в порядке, регламентированном административно-процессуальными нормами.

Этим нормам присущи два основных признака: во-первых, они регулируют отношения, возникающие в сфере государственного управления (независимо от того, кто является обязательной стороной этих отношений); во-вторых, они регулируют не все государственно-управленческие отношения, а лишь те, которые возникают в связи с необходимостью решения конкретной жизненной ситуации, то есть решение конкретного дела.

Таким образом, административно-процессуальная норма - это установленное государством правило поведения, закрепляющее порядок использования прав или выполнения обязанностей, предусмотренных в материальных нормах отдельных отраслей права в конкретной жизненной ситуации в сфере государственного управления.

Однако лишь факт существования процессуальных норм автоматически не влечет за собой обеспечения оптимального правоприменения. Существуют определенные требования правильного применения правовых норм. Это, прежде всего, требования законности, что означает принятие правоприменительного решения только:

а) в границах полномочий правоприменяющего органа;

б) на основаниях, предусмотренных в гипотезе норм, которые применяются;

в) по процедуре, установленной законом;

г) в полнейшем соответствии с содержанием закона;

д) в форме, предусмотренной законом.

Этот процесс состоит из отдельных стадий, каждая из которых содержит несколько связанных действий, направленных на решение частичной задачи правоприменения. Деятельность уполномоченного органа относительно применения нормы административного права начинается с установления фактических обстоятельств ситуации, что требует своего решения с помощью правоприменительного акта.

Установление фактических обстоятельств административного дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства - это фактические данные, на основании которых в установленном законом порядке уполномоченное лицо (орган) устанавливает объективную истину в ситуации, требующей применения административно-правовой нормы. Эти данные находятся в разнообразных источниках: письменных документах, пояснениях свидетелей, актах экспертиз и т. п. Служебная цель доказывания - обеспечение принятия его на основе всестороннего и объективного изучения обстоятельств дела.

К основным стадиям применения административно-правовых норм относятся стадии принятия решения по делу и оформление его в акте применения. Во-первых, это функция реализации конкретных задач государственного управления. Акт применения обеспечивает прогнозирование, планирование, контроль, координацию и прочие назначения государственного управления. Во-вторых, это функция реализации норм административного права; при помощи акта применения осуществляется переход государственной управленческой воли от абстрактного к конкретному волеизъявлению относительно интересов участников общественных отношений. В-третьих, это функция реализации не только правовых норм. При правоприменении реализуются обычаи и иные социальные нормы.

Понятие и сущность реализации норм административного права. Общие и специальная формы реализации норм административного права. Особенности исполнения, использования и соблюдения норм административного права. Правоприменительная форма реализации норм административного права.

Проблема реализации норм административного права имеет важное практическое значение. Административно-правовые нормы реализуются тогда, когда заложенные в них общеобязательные правила воплощаются в фактическом поведении участников общественных отношений, когда достигается предусмотренный в них правовой результат. Действительная реализация этих норм свидетельствует, что государственная администрация организована и функционирует в точном согласии с волей законодателя, установленными им публичными целями и интересами. А находящиеся под ее юрисдикцией все иные субъекты неукоснительно следуют административно-правовым нормам, процесс административно-правового регулирования и административного управления осуществляется и развивается должным образом, как необходимо обществу и государству. В то же время все участники административно-правовых отношений удовлетворяют свои потребности и интересы в точном соответствии с нормами.

Различают общие и специальную формы реализации юридических норм. Общие формы реализации административно-правовых норм являются универсальными, так как в них реализуют правовые веления все без исключения субъекты. Среди общих форм реализации норм выделяют три вида: а) исполнение; б) использование; в) соблюдение. Любая из названных общих форм "привязана" к соответствующим способам административно-правового регулирования (обязыванию, дозволению, запрету) и соответственно обязывающим, управомочивающим, запрещающим нормам.

Исполнение является одной из общих форм реализации, при которой субъекты следуют обязывающим административно-правовым нормам, выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению и совершают тем самым активные действия. В Градостроительном кодексе РФ содержится обязывающая административно-правовая норма о том, что "лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства" . Приведенная обязывающая норма может быть реализована всеми субъектами, осуществляющими строительство, лишь путем исполнения возложенной на них обязанности по предоставлению требуемой информации, если на подведомственных им объектах имели место аварийные ситуации. Для этого им необходимо совершить собственные активные действия в качестве обязанной стороны соответствующего административного правоотношения.

Использование - другая общая форма реализации административно-правовых норм. Она также выражается в активном поведении субъектов, однако в отличие от предыдущей формы основывается не на исполнении обязанностей, а на следовании правам, установленным в управомочивающих нормах. Здесь используются права на собственное активное поведение. При этом субъекты имеют правовую возможность в определенных пределах как воспользоваться предоставленными им правами путем совершения собственных активных действий, так и воздержаться от них.

Таможенный кодекс Таможенного союза содержит управомочивающую административно-правовую норму, предоставляющую проверяемому лицу при проведении таможенной проверки право запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств - членов Таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок . Реализация нормы будет осуществлена в форме использования, когда проверяемое лицо обратится к таможенным органам с просьбой предоставить ему указанную информацию и получит ее.

Соблюдение третья из общих форм реализации административно-правовых норм. Она характерна для реализации запрещающих норм и выражается в том, что субъекты следуют установленным в таких нормах запретам, а потому не совершают никаких действий. При данной форме реализации они выполняют возложенные на них обязанности путем бездействия (пассивного поведения). Путем соблюдения реализуются административно-правовые нормы, запрещающие совершение административных правонарушений и служебных проступков. Согласно ТК ТС товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза . Для реализации указанной административно-правовой норму.] достаточно не производить фактический вывоз указанных товаров с таможенной территории Таможенного союза, т.е. соблюдать установленный запрет.

Реализацию норм в специальной форме осуществляют исключительно органы государственной административной власти и их должностные лица. В отличие от общих форм реализация в специальной форме возможна при наличии властных полномочий, правоприменительной компетенции. Субъекты, наделенные указанной компетенцией, в процессе реализации норм административного права разрешают индивидуально-конкретные административные дела путем принятия индивидуальных правовых актов, именуемых правоприменительными. Такие дела связаны, например, с назначением на государственную должность гражданина, принятием решения лицензирующим органом о предоставлении лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо изданием постановления о наложении па правонарушителя административного наказания.

Специальная форма реализации права получила наименование правоприменения (правоприменительной деятельности). Она основана также на общих формах реализации права - использовании и исполнении. Для административно-правового регулирования данная форма имеет важнейшее значение и по содержанию, и по объему. Огромное множество конкретных административно-правовых дел решается только благодаря правоприменительным актам государственной администрации, в том числе принятых ее должностными лицами. Граждане и организации, за исключением их органов и должностных лиц, не обладают правоприменительной компетенцией.

Проблема реализации права и законодательства является острейшей для государственной администрации, потому что неисполнительность - ее пока неискоренимый и серьезный недостаток. Следовательно, совершенствование правореализационной деятельности должно стать одним из существенных направлений формирования в России действительно правового государства, единообразного правового пространства и развитого гражданского общества.

Социальное назначение норм административного права состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов в сфере государственного управления. Однако эти нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

Как отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, «под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда – значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права» .

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь государственной воли, выраженной в нормах, субъектами административного права. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих правоотношений, но по-разному, т. е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Форма реализации норм административного права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых данными нормами, от правила (содержания) правовой нормы, от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений; от формы внешнего проявления правомерного поведения.

В юридической литературе принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм.

По характеру действий субъектов административного права, степени их активности и направленности в отношении административнопра во вых норм выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение как форма реализации норм административного права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.» .

Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов правоотношений, направленных на выполнение предписанных правовой нормой обязанностей. Таким образом, путем исполнения реализуются обязывающие административно-правовые нормы. Исполнение правовых норм обеспечивается определенными государственными мерами. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «при осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы, за что государство обещает определенную компенсацию. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет столь качественным.



Отдельные люди исполняют юридические обязанности по внутреннему убеждению, следуя чувству долга» .

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащих им прав проявляется в сфере действия управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм, тем более не грозит лишениями в случае отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага 2 .

Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права.

По сути, в таких формах осуществляются акты реализации прав и обязанностей субъектов административных правоотношений.

Между тем осуществления актов реализации прав и обязанностей субъектов административного правоотношения недостаточно для его урегулирования. По результатам их осуществления должно быть принято основанное на законе государственно-властное решение органа исполнительной власти либо его должностного лица в виде индивидуального правоприменительного акта. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.



Применение административно-правовых норм состоит в принятии индивидуального юридического акта по конкретному делу. Данные нормы реализуются в процессе разрешения конкретного дела, связанного с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности. Применение административно-правовых норм не представляет обязанности всех сторон управленческих отношений, оно относится к компетенции специально уполномоченных на то органов управления и должностных лиц.

Применение административно-правовых норм отражает сущность административно-правовых отношений. Именно в процессе применения административно-правовых норм наиболее четко прослеживаются форма и содержание данных правоотношений, их динамика. В процессе применения административно-правовых норм участвует орган государственного управления (исполнительной власти), который уполномочен принимать юридически значимое решение в отношении организационно неподчиненного ему субъекта.

Н.И. Матузов и А.В. Малько обоснованно считают, что «применять нормы права – это значит применять власть, а нередко – принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены» .

Таким образом, правоприменение рассчитано как на урегулирование правоотношений в сфере государственного управления, которые не связаны с противоправным поведением подвластных субъектов (такие правоотношения всегда направлены на реализацию прав и свобод граждан и организаций), так и на охрану данных правоотношений от противоправных посягательств.

В отличие от исполнения как формы реализации административноправовых норм, составляющих обязанность всех, к кому они обращены, применение этих норм составляет обязанность лишь специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.

По своему социальному содержанию применение административноправовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности.

Основным требованием правильного применения норм административного права является законность правоприменительной деятельности. Этот принцип в процессе применения административно-правовых норм выражается в ряде конкретных требований, обращенных к правоприменяющим органам и должностным лицам:

1) применение нормы административного права в каждом отдельном случае должно строго соответствовать подлинному ее содержанию, тем целям, для достижения которых она установлена;

2) норма административного права должна применяться в установленном государством порядке с соблюдением всех процессуальных требований, обеспечивающих правильность ее применения;

3) акт применения нормы административного права должен быть определенным образом оформлен, в частности иметь соответствующее наименование, дату принятия, должен быть подписан надлежащим должностным лицом;

4) акт применения нормы административного права должен быть в установленный срок объявлен заинтересованным органам и лицам, что составляет одно из необходимых условий его фактической реализации;

5) применяющий норму административного права орган обязан сам или через соответствующие подчиненные ему органы обеспечить фактическое проведение в жизнь акта правоприменения посредством организации его исполнения и проверки исполнения.

Некоторые административно-правовые нормы в соответствии с действующим законодательством могут применяться в судебном порядке (например, при рассмотрении судами жалобы на постановление административной комиссии о наложении штрафа или принятии судьей решения о привлечении к административной ответственности). Это свидетельствует о том, что для применения административно-прав овых норм необходимы полномочия юридически властного характера.

Применение нормы административного права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий. Каждая стадия механизма административно-правового регулирования может быть детализирована исходя из особенностей административных правоотношений.

Первая стадия механизма административно-правового регулирования – это стадия общего действия права (действие права в статике). На этой стадии правоприменителем устанавливается взаимосвязь абстрактной правовой нормы с конкретными жизненными обстоятельствами, порожденными юридическим фактом. При реализации данной стадии конкретным правоприменителем в конкретных административных правоотношениях она может быть разбита на несколько этапов:

1. Установление юридической основы дела. На этом этапе правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, выбирается правовая норма, подлежащая применению, проверяется ее юридическая сила, подлинность текста, выясняется ее действие во времени, пространстве и по кругу лиц.

2. Установление фактической основы дела. На данном этапе устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми (правомерными либо неправомерными), поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

Вторая стадия механизма правоприменения характеризуется фактической реализацией прав и обязанностей субъектов административных правоотношений (динамика действия права) и принятием уполномоченным органом решения по делу. Указанная стадия также может подразделяться на несколько этапов:

1. Фактическая реализация прав и обязанностей субъектов административного правоотношения. На этом этапе осуществляются сбор и оценка юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений специалистов и т. д.), добытых в установленных законом формах и порядке, представление документов, необходимых для реализации прав и законных интересов управомоченной стороны правоотношений, их оценка, направление запросов, рассмотрение ходатайств и т. д.

Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

2. Принятие решения по делу. Это завершающая стадия процесса применения норм административного права.

Решение по делу сопровождается одновременно принятием полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуальноправового акта (акта применения права). Ими могут быть постановления, решения, распоряжения, приказы, издаваемые органами государственного управления (должностными лицами), а также акты судебных органов.

Признаками акта применения норм административного права являются:

– его индивидуальный характер;

– обоснованность его нормой (или нормами) административного права.

Доведение актов применения до заинтересованных органов и лиц и непосредственное их исполнение.

Действия по применению норм административного права в зависимости от характера и конкретных целей разделяются на две группы:

1) действия, имеющие своей непосредственной целью юридическое обеспечение удовлетворения тех или иных конкретных потребностей общества или личности;

2) действия по привлечению к ответственности нарушителей норм.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе применения административно-правовой нормы выражается механизм адм инистративно-правового регулирования. Реализация административноправовых норм создает необходимые условия для укрепления режима законности в сфере государственного управления, возникновения административно-правовых отношений, их изменения или прекращения.

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникают в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча