Российское государство – это федерация.
РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.
Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.
Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.
В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.
Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.
Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.
Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.
Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).
В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.
Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.
Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».
Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.
Вид субъектов РФ (их количество) | Наименование субъектов |
Республики (21) | Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тува, Удмуртская Республика, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия |
Края (8) | Алтайский, Краснодарский, Камчатский Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский |
Области (47) | Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская |
Города федерального значения (2) | Москва, Санкт-Петербург |
Автономные области (1) | Еврейская автономная область |
Автономные округа (8) | Агинский Бурятский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий |
В состав Российской Федерации входят 87 субъектов: 21 республика, 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения (Москва,
Санкт-Петербург), 1 автономная область и 8 автономных округов (табл. 5.1).
Федеративное устройство РФ строится на следующих принципах.
· Равноправие субъектов Федерации – каждый субъект Российской Федерации имеет равные возможности в осуществлении государственной власти. Все субъекты РФ равноправны в отношениях с федеральным центром: они имеют равное представительство в верхней палате парламента – Совете Федерации, их законодательные органы власти наделены правом законодательной инициативы, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам его компетенции.
· Государственная целостность – территория Российской Федерации состоит из территорий всех субъектов РФ и отчуждение какой-либо ее части или выход субъекта из состава Федерации невозможны. Допускается, однако, изменение территории и правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 66 и ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).
· Принцип гибкости и динамичности российского федерализма – возможность принятия и образования в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации (например, разделение одного субъекта РФ на несколько). Такого рода изменения должны осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ).
· Единство системы государственной власти – государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды, а также органы государственной власти субъектов РФ. Система государственных органов устанавливается субъектами Федерации в своих конституциях и уставах самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, определяемыми федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
. Такое разграничение осуществляется ст. 71, 72 Конституции РФ, Федеративным договором и иными договорами. Согласно Конституции единая государственная власть в России разделена на три сферы ведения: федеральную компетенцию, совместную компетенцию Федерации и субъектов РФ, и исключительную компетенцию субъектов РФ.
В основе системы органов государственной власти Российской Федерации лежит основополагающий конституционно-правовой принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти
.
В политической науке иногда говорят о существовании отдельной президентской ветви власти, подразумевая под ней как самого Президента России, наделенного особым конституционно-правовым статусом, так и его Администрацию. Специалисты же в области конституционного права трактуют термин «президентская власть» не как отдельную ветвь власти, а лишь как
особый статус Президента в системе трех властей, комплексный характер его прав и обязанностей во взаимоотношении с другими ветвями властями
.
Помимо органов государственной власти, входящих в одну из трех ветвей власти отдельно выделяют также федеральные органы государственной власти с особым статусом : Прокуратуру РФ, Центральный банк (ЦБ РФ), Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ (ЦИК РФ), Уполномоченного по правам человека в РФ и Академии наук.
Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в систему органов государственной власти, а представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.
Общественный контроль за деятельностью государственной и муниципальной власти в Российской Федерации в настоящее время осуществляется Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ.
Любое государство - это административно-территориальное устройство, следовательно - все субъекты являются административно-территориальными единицами. В составе Российской Федерации находятся 85 таких единиц:- 46 областей
- 9 краев
- 4 автономных округа
- 3 города, носящие статус федерального значения
- 1 область автономного значения
- 22 республиканские территории
Важно! Права каждой административно-территориальной единицы регламентированы в 65 статье главного свода законов Российской Федерации - Конституции.
Права, обязанности и характеристики
Все субъекты России находятся в непосредственном подчинении у президента, по этой причине они не имеют никакого права по собственной инициативе выйти из состава государственных единиц. Однако в противоречии этому фактору стоит образование новых субъектов путем вхождения в состав новых единиц, образующих устройство государства. Считаться полноправной территориальной единицей новые территории могут только в том случае, если на это имеется желание новых граждан. Не менее значимой единицей государственного устройства являются 8 округов Федерального значения. Они включают в себя и объединяют между собой несколько менее масштабных субъектов РФ, но не могут являться административно-территориальными единицами. Все субъекты могут иметь свои собственные уставы, которыми будут регулироваться взаимоотношения и обязанности внутри области, региона, города и т.д. Для республик характерно еще и наличие собственной Конституции.Города, обладающие статусом федерального значения
Федеральное значение - этот термин сразу дает понять, что речь идет о чем-то очень важном для целого государства. Город федерального значения - это город, имеющий уникальный набор характеристик и качеств, которые поднимают его важность до государственного уровня.- Москва
считается городом особого статуса по ряду причин:
- Является столицей государства, следовательно - имеет особую важность.
- В Москве сосредоточено все Верховное Правительство Российской Федерации. Именно здесь создаются, принимаются на рассмотрение и утверждаются различные законопроекты.
- Высокий уровень ВВП.
- Высокий уровень жизни населения.
- Санкт-Петербург
обладает статусом города федерального значения также по нескольким причинам:
- Является северной столицей Российской Федерации.
- В Санкт-Петербурге расположены многочисленные важнейшие точки и центры страны.
- Высокий уровень развития экономической и политической систем, в связи с чем увеличивается уровень жизни населения.
- Севастополь
признан городом со статусом федерального по следующим причинам:
- В нем расположены важнейшие стратегические точки страны, в том числе и главный штаб Черноморского флота, который считается самым большим в Российском военно-морском флоте.
- Является международным портом.
- Открывает для морских отношений России с другими государствами широкие перспективы, позволяя сообщаться по морским путям почти со всеми европейским странами.
Области автономного характера
Само слово автономность дает четко и ясно понять, что речь идет о полной независимости от чего-либо. Такими чертами в составе России обладает только один субъект - еврейская автономная область. Ее центром является город Биробиджан. В свою очередь она входит в состав Дальневосточного округа России.Округа автономного характера
Уникальной особенностью данных округов является не только автономность, но и способ их формирования. Как правило, в составе России все субъекты разделены по определенным характеристикам. То же самое касается и автономных округов. Они формируются по национальному составу граждан, проживающих на данных территориях. Всего в России 4 округа автономного типа:- Ханты-Мансийский . Административным центром этого округа является одноименный город Ханты-Мансийск.
- Центром Ненецкого автономного округа является город Нарьян-Мар.
- Во главе Чукотского округа стоит город Анадырь.
- Ямало-Ненецким округом управляет административный центр в роли Салехарда.
- Собственным законодательством , которое может выражаться в нормативно-правовых актах, созданных органами самоуправления, чья власть распространяется именно на этой территории.
- Собственной территорией , которая не может изменяться в размерах без воли на то субъекта, и населением.
- Правом на самостоятельное принятие решений , касающихся определенных вопросов. Однако эта самостоятельность может распространяться только в полномочных рамках.
- Правом на самостоятельное заключение договоров и соглашений даже на международном уровне.