03.03.2020

По какому признаку образованы субъекты рф. Виды субъектов Российской Федерации. Типы субъектов РФ


Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Вид субъектов РФ (их количество) Наименование субъектов
Республики (21) Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тува, Удмуртская Республика, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия
Края (8) Алтайский, Краснодарский, Камчатский Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский
Области (47) Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская
Города федерального значения (2) Москва, Санкт-Петербург
Автономные области (1) Еврейская автономная область
Автономные округа (8) Агинский Бурятский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий

В состав Российской Федерации входят 87 субъектов: 21 республика, 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения (Москва,
Санкт-Петербург), 1 автономная область и 8 автономных округов (табл. 5.1).

Федеративное устройство РФ строится на следующих принципах.

· Равноправие субъектов Федерации – каждый субъект Российской Федерации имеет равные возможности в осуществлении государственной власти. Все субъекты РФ равноправны в отношениях с федеральным центром: они имеют равное представительство в верхней палате парламента – Совете Федерации, их законодательные органы власти наделены правом законодательной инициативы, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам его компетенции.

· Государственная целостность – территория Российской Федерации состоит из территорий всех субъектов РФ и отчуждение какой-либо ее части или выход субъекта из состава Федерации невозможны. Допускается, однако, изменение территории и правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 66 и ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).

· Принцип гибкости и динамичности российского федерализма – возможность принятия и образования в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации (например, разделение одного субъекта РФ на несколько). Такого рода изменения должны осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ).


· Единство системы государственной власти – государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды, а также органы государственной власти субъектов РФ. Система государственных органов устанавливается субъектами Федерации в своих конституциях и уставах самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, определяемыми федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).

· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
. Такое разграничение осуществляется ст. 71, 72 Конституции РФ, Федеративным договором и иными договорами. Согласно Конституции единая государственная власть в России разделена на три сферы ведения: федеральную компетенцию, совместную компетенцию Федерации и субъектов РФ, и исключительную компетенцию субъектов РФ.

В основе системы органов государственной власти Российской Федерации лежит основополагающий конституционно-правовой принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти .
В политической науке иногда говорят о существовании отдельной президентской ветви власти, подразумевая под ней как самого Президента России, наделенного особым конституционно-правовым статусом, так и его Администрацию. Специалисты же в области конституционного права трактуют термин «президентская власть» не как отдельную ветвь власти, а лишь как особый статус Президента в системе трех властей, комплексный характер его прав и обязанностей во взаимоотношении с другими ветвями властями .

Помимо органов государственной власти, входящих в одну из трех ветвей власти отдельно выделяют также федеральные органы государственной власти с особым статусом : Прокуратуру РФ, Центральный банк (ЦБ РФ), Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ (ЦИК РФ), Уполномоченного по правам человека в РФ и Академии наук.

Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в систему органов государственной власти, а представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.

Общественный контроль за деятельностью государственной и муниципальной власти в Российской Федерации в настоящее время осуществляется Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ.

Любое государство - это административно-территориальное устройство, следовательно - все субъекты являются административно-территориальными единицами. В составе Российской Федерации находятся 85 таких единиц:
  • 46 областей
  • 9 краев
  • 4 автономных округа
  • 3 города, носящие статус федерального значения
  • 1 область автономного значения
  • 22 республиканские территории
Каждый субъект имеет полное право издавать свои законы и правовые акты, но только в том случае, если они не будут идти вразрез с федеральными законами.
Важно! Права каждой административно-территориальной единицы регламентированы в 65 статье главного свода законов Российской Федерации - Конституции.

Права, обязанности и характеристики

Все субъекты России находятся в непосредственном подчинении у президента, по этой причине они не имеют никакого права по собственной инициативе выйти из состава государственных единиц. Однако в противоречии этому фактору стоит образование новых субъектов путем вхождения в состав новых единиц, образующих устройство государства. Считаться полноправной территориальной единицей новые территории могут только в том случае, если на это имеется желание новых граждан. Не менее значимой единицей государственного устройства являются 8 округов Федерального значения. Они включают в себя и объединяют между собой несколько менее масштабных субъектов РФ, но не могут являться административно-территориальными единицами. Все субъекты могут иметь свои собственные уставы, которыми будут регулироваться взаимоотношения и обязанности внутри области, региона, города и т.д. Для республик характерно еще и наличие собственной Конституции.

Города, обладающие статусом федерального значения

Федеральное значение - этот термин сразу дает понять, что речь идет о чем-то очень важном для целого государства. Город федерального значения - это город, имеющий уникальный набор характеристик и качеств, которые поднимают его важность до государственного уровня.

В России на сегодняшний день таких города 3:
  1. Москва считается городом особого статуса по ряду причин:
    • Является столицей государства, следовательно - имеет особую важность.
    • В Москве сосредоточено все Верховное Правительство Российской Федерации. Именно здесь создаются, принимаются на рассмотрение и утверждаются различные законопроекты.
    • Высокий уровень ВВП.
    • Высокий уровень жизни населения.
  2. Санкт-Петербург обладает статусом города федерального значения также по нескольким причинам:
    • Является северной столицей Российской Федерации.
    • В Санкт-Петербурге расположены многочисленные важнейшие точки и центры страны.
    • Высокий уровень развития экономической и политической систем, в связи с чем увеличивается уровень жизни населения.
  3. Севастополь признан городом со статусом федерального по следующим причинам:
    • В нем расположены важнейшие стратегические точки страны, в том числе и главный штаб Черноморского флота, который считается самым большим в Российском военно-морском флоте.
    • Является международным портом.
    • Открывает для морских отношений России с другими государствами широкие перспективы, позволяя сообщаться по морским путям почти со всеми европейским странами.
Можно задаться вопросом, почему именно названные города получили такой высокий статус, ведь еще многие другие города обладают таким же характеристиками? Дать однозначного ответа на этот вопрос не получится, потому что для этого придется “окунуться” в глубины истории становления государства российского.

Области автономного характера

Само слово автономность дает четко и ясно понять, что речь идет о полной независимости от чего-либо. Такими чертами в составе России обладает только один субъект - еврейская автономная область. Ее центром является город Биробиджан. В свою очередь она входит в состав Дальневосточного округа России.

Округа автономного характера

Уникальной особенностью данных округов является не только автономность, но и способ их формирования. Как правило, в составе России все субъекты разделены по определенным характеристикам. То же самое касается и автономных округов. Они формируются по национальному составу граждан, проживающих на данных территориях. Всего в России 4 округа автономного типа:
  1. Ханты-Мансийский . Административным центром этого округа является одноименный город Ханты-Мансийск.
  2. Центром Ненецкого автономного округа является город Нарьян-Мар.
  3. Во главе Чукотского округа стоит город Анадырь.
  4. Ямало-Ненецким округом управляет административный центр в роли Салехарда.
Автономные округа обладают:
  • Собственным законодательством , которое может выражаться в нормативно-правовых актах, созданных органами самоуправления, чья власть распространяется именно на этой территории.
  • Собственной территорией , которая не может изменяться в размерах без воли на то субъекта, и населением.
  • Правом на самостоятельное принятие решений , касающихся определенных вопросов. Однако эта самостоятельность может распространяться только в полномочных рамках.
  • Правом на самостоятельное заключение договоров и соглашений даже на международном уровне.

Республики

В числе субъектов России находятся 22 республики, которые входят в состав различных федеральных округов. Каждая республика имеет свой центр, который может создавать свои собственные правила, действия которых будут распространяться только на эту республику.

Края

Впервые статус края по отношению к определенной территории государства был употреблен еще в конце XIX века - начале XX, но он не считался официальным названием. С того времени значение данного термина значительно изменилось. Сегодня край - это одна из основных единиц государства, чья деятельность и полномочия прописаны в Конституции. В Российской Федерации по состоянию на 2018 год находятся 9 краев с собственными административными центрами.

Области

Области - это одни из самых маленьких территориальных единиц государства по площади. Они, как и все остальные субъекты, имеют право на составление собственных актов, регулирующих нормы поведения, основы культуры, предписывают условия для определенного рода действий. Как и другие субъекты, области находятся под руководством административного центра, который подчиняется вышестоящим органам власти. В 2018 году в составе Российской Федерации насчитывается 46 областей. Расположены они в различных уголках страны и имеют определенные границы, за пределами которых начинают действовать совершенно другие правила и предписания.

Другие факты

Каждая административно-территориальная единица имеет свой код, позволяющий ее идентифицировать. Например, Брянская область имеет код 32. Кроме существующих сегодня субъектов, имеются еще и те субъекты, звание которых было упразднено по тем или иным причинам. Ярким примером этого является Ингушетия, которая лишилась своего звания в результате объявления открытого неповиновения высшим властям государства. Субъекты РФ - это важнейшие составляющие устройства страны как государства. На сегодняшний день в России 85 различных по размерам, численности населения, полномочиям субъектов. Права каждого из них отображены в Конституции РФ. Посмотрите также познавательное видео, в котором раскрыты вопросы правового статуса и субъектов РФ.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча