25.03.2019

Коллегиальность принцип единого обсуждения вопроса в отдельном органе


  • -- Оппонент не враг, не соперник, но коллега, соавтор по единому и общему творческому процессу познания истины.
  • -- В одной связке, помогая друг другу, к вершинам знания.
  • -- Предельная корректность, стремление к пониманию и к взаимопониманию ускоряют и облегчают продвижение к истине. Стоит только забыться, придраться, и между соавторами и попутчиками проляжет тень взаимного недоверия, а то и неприязни. Связующая их нить превратится в канат для перетягивания, диалог переродится в поединок. Гордый пик познания обернется привычным пьедесталом победителя...

Принцип коллегиальности не универсален. Его применимость ограничена рамками логической дискуссии. Этот принцип предполагает совпадение целей партнеров по диалогу. Трудно обозреть нюансы полемики, в которой один из участников исповедует принцип коллегиальности и видит в собеседнике соратника, в то время как тот не знает других резонов, кроме как побольнее уязвить своего визави. Результат может быть неожиданным, печальным, но он едва ли будет представлять познавательную ценность.

Определенность

Собеседникам ясно, что их мнения разошлись, но они намерены совместными усилиями разрешить проблему, найти единственно верный ответ. Что может им помешать? От чего должен уберечь их новый императив? От распыления интеллектуальных усилий, от вполне разумных и в общих чертах информативных разглагольствований вокруг да около.

Чтобы не впасть в грех празднословия, следует максимально точно, в ясном и определенном логическом виде сформулировать суть противоречия. При этом, если работа выполнена добросовестно, тезис и антитезис участников (любой пары участников) будут находиться в строго логическом отношении противоречия друг к другу. Такая ясная определенность сути противоречия -- если не залог успеха всего диалога, то его необходимое условие. (35:)

Если тема сформулирована недостаточно определенно, то полемика с неотвратимостью будет скатываться к «логомахии» (беспредметному спору), по крайней мере до тех пор, пока этот дефект не будет надежно устранен.

Коллегиальность отнесена к одному из основных принципов деятельности Конституционного Суда РФ наравне с такими, как независимость, гласность, состязательность и равноправие сторон. Коллегиальное рассмотрение дел в Суде способствует наиболее глубокому, всестороннему и объективному их разбирательству и разрешению. Именно коллегиальность обеспечивает возможность тщательного исследования всех доказательств, правильной и всесторонней их оценки, обдуманного и внимательного применения требуемых нормативных актов и норм права и принятия объективного решения дела по существу.

Согласно Закону о Конституционном Суде РФ (ст. 30) разрешение дел осуществляется только коллегиально. В отличие от иных видов судопроизводства конституционное судопроизводство не знает единоличного рассмотрения дел. Более того, Конституционный Суд вправе осуществлять деятельность лишь при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Коллегиальность предполагает непосредственное участие судей в исследовании вопросов дела. Решение принимается только судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Законом устанавливается кворум, при котором Конституционный Суд может принимать решения в заседаниях: при наличии не менее двух третей от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, чьи полномочия приостановлены. Решение Суда считается принятым, если за него проголосовали большинство судей. В случае разделения голосов поровну дело считается решенным в пользу конституционности акта. В ряде случаев Законом о Конституционном Суде РФ установлены иные требования. Например, решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей (п. 4 ст. 72). Таким же большинством решается вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда (п. 5 ст. 18). Следует отметить, что судьи, чьи полномочия приостановлены, а также судьи, отстраненные от участия в деле, не учитываются при определении кворума.

Принцип коллегиальности действует и при принятии Конституционным Судом иных решений, не связанных с правосудной деятельностью. Например, коллегиально выносится решение о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в этом (ст. 41), решается вопрос о назначении дела к слушанию и устанавливается очередность рассмотрения дел (ст. 47), определяется судья-докладчик (ст. 49), составом Суда может быть предложено компетентным органам приостановить действие оспариваемых актов до вынесения Конституционным Судом решения по делу (ст. 42).

Принцип гласности закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом». Следует отметить, что в результате внесения изменений в Закон о Конституционном Суде РФ рассмотрение дел в нем является открытым, только если они назначены к слушанию в заседании Суда.

Данный принцип также установлен в ряде международных актов. «Каждый человек имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно», - гласит Всеобщая декларация прав человека (ст. 10). Право на публичное рассмотрение дела закреплено в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Гласность - установленный порядок рассмотрения дел, при котором судебные заседания проводятся открыто с предоставлением реальной и равной возможности гражданам присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом судопроизводства и при желании вести необходимые записи; представителям средств массовой информации (пресса, радио, телевидение) - фиксировать все происходящее в судебном заседании для более широкого обнародования содержания и результатов процесса 1 .

Следует согласиться с мнением Ф. А. Ержановой, которая отмечает, что «не совсем оправдано отождествление гласности с информированностью. Во многих аспектах информированность является лишь способом достижения подлинной гласности» . Бесспорно, информирование выступает одним из основных атрибутов реализации принципа гласности. Закон о Конституционном Суде РФ разрешает присутствующим в зале судебного заседания фиксировать ход заседания со своих мест. Интересно отметить: действующий Закон, провозглашая в ст. 31 принцип гласности, устанавливает, что кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседаний допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 54).

Принцип гласности распространяется не только на свободный доступ желающих в суд, но и на само обсуждение вопросов. Прежде всего, законодатель гарантировал оповещение о заседаниях Конституционного Суда через средства массовой информации (ст. 51). Заседания Суда происходят открыто в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Однако, провозглашая принцип гласности, законодатель вместе с тем обозначил ее пределы. Например, в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда Председатель Суда с согласия судей может распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Закона о Конституционном Суде РФ допускается закрытое заседание, хотя в строго ограниченных случаях. Например:

  • - когда открытое разбирательство противоречит интересам охраны государственной, профессиональной или коммерческой тайны;
  • - при необходимости охраны тайны личной или семейной жизни;
  • - по делам, связанным с усыновлением;
  • - в целях обеспечения безопасности граждан;
  • - по другим делам в целях защиты общественной нравственности.

Применительно к перечисленным основаниям будет уместно сказать, что ограничение гласности допускается и международными актами, названными ранее. В частности, Международным пактом о гражданских и политических правах предусмотрено, что «печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия». Подобные ограничения допускаются и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 6).

Проявить инициативу проведения закрытого заседания по Закону о Конституционном Суде РФ могут стороны, участвующие в деле, либо сам Суд. Закрытое заседание проводится только на основании решения, принятого судьями, причем коллегиально (само решение оформляется определением). Решение о проведении закрытого заседания может быть принято одновременно с назначением дела к слушанию, в начале или уже в ходе заседания. Такой порядок связан с тем, что основания для проведения закрытого заседания могут появиться уже в ходе рассмотрения дела и касаться только части подлежащих рассмотрению в Суде вопросов.

Кроме того, названный Закон устанавливает ограничение гласности при рассмотрении вопросов неприкосновенности судей Конституционного Суда, приостановлении их полномочий (ст. 15, 17-19), при отстранении судьи от участия в деле (ст. 56) и др.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их представители. Возможность присутствия иных лиц определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Все анализируемые выше нормы международных актов очень требовательно относятся к форме объявления судебного решения. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «любое судебное постановление... должно быть публичным». Исключение составляют случаи, когда задеты интересы несовершеннолетних, когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.

Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «судебное решение объявляется публично» (ст. 6). Аналогичное требование закреплено в Законе о Конституционном Суде РФ. Независимо от формы проведения заседания (открытое или закрытое) решения Конституционного Суда в любом случае провозглашаются публично и обнародуются в официальном издании.

  • См.: Петрухин И. Л. Конституционное правосудие в СССР. М., 1981. С. 171.
  • Ержанова Ф. А. Государственно-правовые аспекты принципа гласности // Советское государство и право. 1988. № 10. С. 13.

Коллегиальность - это определенный управленческий метод, с использованием которого функции осуществления руководства определенной организацией, учреждением или даже целой отраслью возлагаются не на одного конкретного человека, а на группу назначаемых либо избираемых лиц, у которых существует одинаковое

История возникновения коллегиальности

Обращаясь к истории данного понятия, можно увидеть, что свое начало оно берет еще с когда значение слова «коллегиальность» приравнивалось к универсальному методу управления, вплоть до армии. Однако с 1918 года Лениным была развернута борьба против такого понимания коллегиальности и выбрано направление на единоначалие.

Сегодня коллегиальность - это определяющее начало в организации деятельности различных органов, в том числе и судебных. При этом в любом оперативном аппарате должен быть строго проведен так называемый «принцип единоначалия».

Единство коллегиальности и единоначалия в управлении

Принцип коллегиальности и единоначалия реализуется в направлении преодоления авторитаризма и субъективности в управлении, например, педагогическим процессом. В общей очень важно опираться на знания и опыт коллег с соответствующей организацией их деятельности, направленной на разработку правил управления с последующим обсуждением и принятием оптимальных решений.

Взаимодействие коллегиальности и единоначалия

В таком аспекте коллегиальность - это не исключение личной ответственности отдельных членов коллектива за порученное им дело. Посредством единоначалия, с управленческой точки зрения, обеспечиваются дисциплина и порядок с четким разграничением и соблюдением полномочий всех участников любого процесса.

У коллегиальности высокий приоритет на этапе обсуждения с последующим принятием решений. Необходимость в единоначалии возникает на следующем этапе - реализация решений, принятых ранее.

В управлении единоначалие и коллегиальность - это отображение единства противоположностей. Так, при помощи единоначалия удается достичь оперативности в исполнении решений, а коллегиальности свойственна некоторая «медлительность». Таким образом, при осуществлении тактических действий целесообразно использовать единоначалие, а при стратегических - описываемый метод управления.

Принцип коллегиальности

Под подразумеваются основополагающие закономерности, идеи и правила поведения руководителей различных уровней для осуществления управленческих функций. Это определенные требования и нормы, которыми руководствуются работники системы, включая руководящий состав организации.

Постулаты в управлении

Предполагают:


Вывод

Необходимо отметить, что коллегиальность способна повысить объективность и обоснованность всех принимаемых решений. Однако принятие их может осуществляться достаточно медленно. Поэтому самым верным решением может быть объединение коллегиальности с единоначалием.

Переход от коллегиальной формы исполнительной власти к принципу единоначалия произошел в муниципальном управлении со сменой государственной власти в России. Коллегиальное принятие решений исполкомами практически было прикрытием безответственности местной номенклатуры перед населением. Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия, утверждая на деле принцип индивидуальной ответственности в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Закон, закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, оставляет по существу открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставом муниципального образования. Органы, осуществляющие управление в системе муниципального управления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия. В любом случае эти органы в соответствии с уставом муниципального образования наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставе муниципального образования.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения он принимает в коллегиальном порядке. Устав муниципального образования закрепляет организационно-правовые гарантии коллективного принятия данным органом своих решений: это, прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, необходимого для принятия решения. Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, населения), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д.

Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность исполнительных органов в системе муниципального управления, допускает возможность использования коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этого органа, выработке решений по наиболее важным вопросам местной жизни. В практике муниципального управления существуют примеры, когда деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при нем и выполняет совещательные функции.

Принцип коллегиальности

  • -- Оппонент не враг, не соперник, но коллега, соавтор по единому и общему творческому процессу познания истины.
  • -- В одной связке, помогая друг другу, к вершинам знания.
  • -- Предельная корректность, стремление к пониманию и к взаимопониманию ускоряют и облегчают продвижение к истине. Стоит только забыться, придраться, и между соавторами и попутчиками проляжет тень взаимного недоверия, а то и неприязни. Связующая их нить превратится в канат для перетягивания, диалог переродится в поединок. Гордый пик познания обернется привычным пьедесталом победителя...

Принцип коллегиальности не универсален. Его применимость ограничена рамками логической дискуссии. Этот принцип предполагает совпадение целей партнеров по диалогу. Трудно обозреть нюансы полемики, в которой один из участников исповедует принцип коллегиальности и видит в собеседнике соратника, в то время как тот не знает других резонов, кроме как побольнее уязвить своего визави. Результат может быть неожиданным, печальным, но он едва ли будет представлять познавательную ценность.

Определенность

Собеседникам ясно, что их мнения разошлись, но они намерены совместными усилиями разрешить проблему, найти единственно верный ответ. Что может им помешать? От чего должен уберечь их новый императив? От распыления интеллектуальных усилий, от вполне разумных и в общих чертах информативных разглагольствований вокруг да около.

Чтобы не впасть в грех празднословия, следует максимально точно, в ясном и определенном логическом виде сформулировать суть противоречия. При этом, если работа выполнена добросовестно, тезис и антитезис участников (любой пары участников) будут находиться в строго логическом отношении противоречия друг к другу. Такая ясная определенность сути противоречия -- если не залог успеха всего диалога, то его необходимое условие. (35:)

Если тема сформулирована недостаточно определенно, то полемика с неотвратимостью будет скатываться к «логомахии» (беспредметному спору), по крайней мере до тех пор, пока этот дефект не будет надежно устранен.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча