11.02.2019

Интерактивное занятие по пожарной безопасности в доу. Конспект занятия по пожарной безопасности в детском саду в старшей группе


Ирина Горохова
Конспект занятия «Пожарная безопасность» в подготовительной группе

Цель :

1. Обучающая задача :

Закрепить у детей понятие пожарная безопасность , убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности .

2. Развивающие задачи :

Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице ; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи.

3. Воспитательные задачи :

Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, игровой.

Материал : Иллюстрации по пожарной безопасности , карточка с номером телефона 01, телефон, 2 шлема, 2 ведра, 2 конуса – ориентира, 2 обруча, памятки – картинки.

Предварительная работа :

Поход в пожарную часть , беседы, чтение рассказов о правилах пожарной безопасности ; игра «Вызови пожарных » .

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в группу , встают в круг.

Воспитатель : - Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (психогимнастика) .

Введение игрового момента.

Воспитатель : - Отгадайте, из какого произведения данный отрывок?

(показ иллюстрации)

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит :

"Эй, пожарные , бегите!

Помогите, помогите!" (К. Чуковский «Путаница» )

Воспитатель : - Алеша, скажи, пожалуйста , как ты считаешь, правильно ли поступили лисички? (ответ ребенка) .- Правильно! Со спичками играть нельзя и очень опасно!

Ну а чтобы с лисичками не случилось беды, давайте расскажем им историю о пожарной службе ? А вы хотите ее узнать? (Да) . Присаживайтесь на стулья. Дети садятся на стулья напротив интерактивной доски.

1 часть :

Воспитатель : - Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. А вот огонь, человеку друг или враг? (ответы детей) . Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в котором мы поближе познакомимся с огнем, друг он нам или враг, узнаем историю пожарной службы . (показ презентации) . Почти два века, как в нашей стране появились пожарные .

Посмотрите, каким было житьё - бытиё первых пожарных . Высокая башня – это каланча. Из неё виден пожар : где огонь, там и дым. На втором этаже жили пожарные с семьями . На первом – повозки с водой, багры, лестницы, лошади. Лошади – самые лучшие, самые резвые! (показ слайда) . Необыкновенной удалью и геройством славились пожарные . За это и любил их народ, а особенно детишки. (показ слайдов) .

А вот так выглядит пожарная часть в наши дни . (показ слайда) . По тревоге пожарные спускаются , как и раньше : в полу устроено отверстие, а в нём гладкий столб. Это чтоб по тревоге быстрее вниз соскальзывать. Но не к лошадям, а к машинам. (показ слайда) . Вот такие пожарные машины были раньше . (показ слайда) .

А это современные машины. Они отличаются от машин прошлых лет? Конечно, ребята, это уже совсем другая техника.

Степа, скажи, как ты думаешь, помогают ли такие машины пожарным ? (ответ ребенка, – Правильно! Ведь с помощью машин, пожарные быстро приезжают на место, где происходит пожар . (показ слайда) .

Воспитатель : - Есть у пожарных и поезда . В одном вагоне - насосная станция, в другом – пожарный автомобиль . В таком поезде есть всё, что нужно для схватки с огнём. К горящей станции или составу его домчит дежурный локомотив. (показ слайда) .

Настя, скажи, пожалуйста , а ты знаешь, что такое локомотив? (ответ ребенка) .

Воспитатель : - Есть и пожарные самолёты и вертолёты. (показ слайда) . Бывают и пожарные суда .

Саша, а как ты думаешь, опасен ли пожар на море ? (ответ ребенка) . – Правильно! Да, ребята, пожар на воде не так- то просто потушить. Только профессионалы могут справиться с огнем на воде. (показ слайда) . Чтобы тушить пожары , пожарные тренируются в скорости, силе, ловкости. Пожарные проводят тренировочные занятия - учения . И, когда вызывают тушить пожар , сильные, смелые пожарные приступают к работе ! (показ слайда) .

Игра-эстафета : «01» спешит на помощь»

Воспитатель : - А сейчас проведем игру - Эстафету "01” спешит на помощь”. Итак, вам необходимо разделиться на две команды и выполнить следующие задания. Но для начала, нам необходимо разделиться на две команды. И так ребята, построились! На первый – второй рассчитайся. (далее дети делятся на две команды с помощью расчета на первый – второй. Когда готовы команды воспитатель объясняет задание).

Воспитатель : - Итак, перед вами не простая задача, преодолеть полосу препятствия, а именно :

1. Надеть шлем

2. Взять ведро

3. Бег "змейкой” между конусами

4. Пролезть в обруч

5. "Вылить” воду, потушить огонь

6. Обратно - бег по прямой, передаем ведро следующему участнику.

На старт! Внимание! Марш! (По сигналу дети выполняют задание) .

Воспитатель : - Молодцы ребята, хорошо справились с поставленной задачей! Я надеюсь, из вас получились бы хорошие пожарные .

Воспитатель : - Ну а сегодня мы с вами будем говорить о тех опасностях, которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому мы должны знать, как правильно вести себя, если нам угрожает опасность.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом» .

Словечко за словечком -

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье -

И лёгкий огонёк

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчёл.

Кирилл, скажи, что случилось в этом доме? (Пожар )

Софья, а чем опасен пожар ? (При пожаре могут сгореть вещи , квартира, но главное могут погибнуть люди). – Правильно!

Лиза, скажи, пожалуйста , отчего может возникнуть пожар ? (игры со спичками, свеча, керосин, бензин) . - Правильно (показываю иллюстрации, располагаю на доску) .

Дидактическая игра : «А ну-ка, отгадай»

Воспитатель : - А теперь я хочу предложить вам игру «А ну-ка, отгадай» :

1. Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его… (водой)

2. Победит огонь коварный

Тот, кого зовут… (пожарный )

3. Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками,

Тоненькими … (спичками)

4. Висит - молчит,

а перевернешь, шипит, и пена летит… (огнетушитель)

5. Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из… (розетки)

6. Если младшие сестренки

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять

Сразу спички… (отобрать)

7. Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре им … . (сообщить)

8. Если хочешь ты гулять

Вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил?. (проверь)

Воспитатель : - Молодцы.

Дидактическая игра : «Вызови пожарных »

Воспитатель : - А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить и сообщить о том, что случился пожар ?

Игра называется «Вызови пожарных » Вы должны разделиться на две команды. (дети делятся на две команды с помощью считалки на выбор детей) . Далее воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит телефон.

Воспитатель : - Перед вами стоит телефон. Ваша задача : добежать до телефона, набрать номер «01» , сообщить свою фамилию, свой домашний адрес, место возгорания и вернуться. (Дети выполняют задание) .

Воспитатель : - Знает каждый гражданин

Этот номер 01

Если к вам пришла беда

Позвони скорей туда (воспитатель показывает карточку с номером 01) .

А если звонишь с мобильного телефона, набирай 010 или 112.

Воспитатель : - И опять поиграем, игра : . Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором : «Это я, это я, это все мои друзья» с хлопками.

Кто, из вас завидев дым, набирает 0-1 (это я, это я.)

Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я… .)

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат)

Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички? (молчат)

Чирк беспечно и на спичке - огонечек аленький

Смотришь - спичка невеличка - а пожар не маленький . (молчат)

Кто соседской детворе объясняет во дворе

Что игра с огнем недаром завершается пожаром ? (это я)

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)

Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)

Кто пожарным помогает - правила не нарушает

Кто пример для всех ребят? (это я) . – Молодцы! Справились с заданием!

4 часть :

Итог занятия :

Воспитатель : - А теперь подведем итог :

Женя, скажи, о чем мы сегодня говорили? пожаре ) .

Снежана, а почему он возникает? (спички, свеча, керосин, бензин)

Костя, скажи, пожалуйста , что мы должны делать, если случился пожар ? (ответы детей)

Воспитатель : - А я ребята надеюсь, что вы будете очень внимательны и осторожны в обращении с огнем. И чтобы ничего не забыть, я вручаю вам вот такие памятки – картинки о правилах пожарной безопасности . Будьте внимательны!

Данное занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие формирует у детей понятие "пожарная безопасность", закрепляет знание о причинах пожаров. Дети в игровой форме узнают как вести себя при пожаре, какие действия важны при возникновении пожара. Проходят специальное обучение, подготовку, как стать юными пожарными. Юные пожарные отвечая на вопросы описывают и в то же время узнают о внешнем виде пожарных, их работе, их инструментах работы. В экпериментальной лаборатории воспитанники с воспитателем проводят опыты с огнем, где они с интересом узнают свойства огня.

В дополнение к тексту занятия использовались: видеослайдшоу с озвучиванием, прослушивание песни, наглядные материалы и пособия которые повышают интерес к теме пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3"Теремок" Елабужского муниципального района" Республики Татарстан

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему: «Юные пожарные»

Работа выполнена

Воспитателем

МБДОУ № 3 «Теремок» ЕМР

Бычковой Мариной Валерьевной

г.Елабуга, 2015 г.

Тема интегрированного занятия: «Юные пожарники»

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка,Здоровье, Безопасность

Пояснительная записка

В связи с увеличением числа пожаров по вине детей и повышением детской смертности, учитывая материалы письма Департамента государственной политики в образовании и науки, Министерства образования и науки РФ от 30.08 2005г., № 03 - 1572 об установлении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности детей, считаем актуальным проведения занятий, игр, бесед, чтения художественной литературы по пожарной безопасности в дошкольном учреждении. Это позволит формировать осознанное безопасное поведение детей во время чрезвычайной ситуации (пожар), тем самым, обеспечивая охрану жизни детей и их безопасность.

Новизна проекта : через создание развивающей среды и внедрение инновационных форм работы: видеоматериалов в виде слайд-шоу с музыкальным сопровождением и элементами игровой и познавательной деятельности с детьми формировать осознанное безопасное поведение воспитанников во время чрезвычайной ситуации (пожар).

Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности.

Задачи

Обучающие задачи:

  • Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
  • Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
  • Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли.
  • Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
  • Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые.

Развивающие задачи:

  • Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
  • Укреплять здоровья детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

Воспитательные задачи :

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, уважения к труду пожарных, ее значимость в жизни людей.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг; плакат по пожарной безопасности, письмо.
  • Костюмы пожарных для детей(каски, жилеты).
  • Для игры «Потуши пожар»: макет костра, ведра с песком, водой, землей, снегом, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности.
  • Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком,землей, снегом, стеклянная колба, лист бумаги, немного ваты, деревянная щепа; фартук, нарукавники и шляпа.
  • Музыкальный центр (лучше если заменит музыкальный работник), аудио запись песни «Песня пожарных» Григория Гладкова.
  • Туннель, надувные кубики 3 шт., 2 телефона.

Предварительная работа:

  • Разучивание пословиц и поговорок, загадоко противопожарной безопасности.
  • Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
  • Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого; «Что я видел», «В дыму» В.Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» С.Маршака; «Тревога» М.Лазарев.
  • Рассматривание иллюстраций к ним.
  • Беседа о профессии «Пожарный».

Словарная работа: автолестница, пожарный рукав, огнезащитный костюм, мобильный пункт управления, автоцистерна, дыхательный аппарат, радиационно- защитный комплект одежды.

Ход занятия.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Сейчас я загадаю вам загадку:

Веселый шалунишка,

Оранжевый мальчишка,

Лишь вечер настает,

Концерт в печи дает.

Разбегался мальчонка,

Трещат дровишки звонко,

Оранжевые пряди

Так хочется погладить…

Зовется он…(Огонь).

Воспитатель : Правильно. Почему возникают пожары?

Ответы детей.

Воспитатель :Сегодня я получила письмо от инспектора Пожарного. Инспектор Пожарный просит вашей помощи в тушении пожара. Послушайте, пожалуйста.

«Дорогие ребята детского сада №3! Я – инспектор Пожарный. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!».

Воспитатель : Вы согласны помочь пожарным?

Дети : Да, согласны!

Воспитатель : Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?

Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.

Воспитатель : Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами вспомним пословицы и поговорки о безопасном поведении, повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем чем можно потушить огонь.

Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать я прошу ответить Вас, на несколько вопросов:

  • Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).
  • Что вы знаете о форме пожарного?
  • Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
  • Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).
  • Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).

Воспитатель : Вот мы и приехали. Первая остановка « Рекомендации о безопасном поведении », а ими являются очень древние пословицы и поговорки. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки, где говорится о пожарной безопасности?

Дети отвечают :

  • Слезы пожара не тушат.
  • Спички – не игрушка, огонь не забава.
  • Нет дыма без огня.
  • Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
  • Спичка – невеличка, огонь – великан.
  • Водой тушат пожар, а умом предотвращают.

Воспитатель : Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг. (Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации)

Воспитатель : Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Дети : За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

Воспитатель : А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

Воспитатель : От чего бывают пожары?

Дети : Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.

Физкультурная минутка.

Дым и огонь не к добру, так и знай,

Взрослых на помощь скорей призывай

И в «01» поскорее звони:

Срочно пожарных! Помогут они!

«Вызов пожарных».

Прыжки через островки (3 шт.).

Пролезть в туннель (1 шт.).

Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать(крикнуть) «01»

Обратно – бег по прямой - передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).

Воспитатель : Молодцы ребята! Занимайте свои места, наше путешествие продолжается, в автобусе.

Дети продолжают поездку, подъезжают к следующей остановке.

Воспитатель: Обратите внимание налево – здесь находится остановка « Картинная галерея ». Она необычная, догадались, почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).

Воспитатель: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.

Детирассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае .

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму :

  • Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь.
  • Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
  • Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
  • Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
  • Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

Воспитатель : Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку

Когда, грозя спалить наш дом,
Появится огонь с дымами,
Мы скажем папе или маме -
И вмиг на улицу уйдём.
Уймут пожар песок, вода -
С колодца, речки и пруда,
И возгорания душитель,
Борец с огнём - ОГНЕТУШИТЕЛЬ.

Воспитатель: Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.)

Воспитатель : Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места. Следующая остановка: « Экспериментальная лаборатория ». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем и его свойствами.

Воспитатель : Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем .

Воспитатель надевает фартук, нарукавники и шляпу

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?(Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься.Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага? (Да).

Эксперимент третий:

Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает? (Да).

Эксперимент четвертый :

Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает? (Нет). Да, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.

Эксперимент пятый :

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Эксперимент шестой, седьмой, восьмой : Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент девятый:

Воспитатель : А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.

Воспитатель : Мы сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается, садимся в автобус. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожарный.

Воспитатель включает слайд с изображением пожарника и его последующей беседы с детьми.

Пожарный : Здраствуйте, ребята! Я инспектор Пожарный, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.

  • Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
  • Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар).
  • Вопрос третий: Можно ли включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
  • Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (Водой, песком, землей, огнетушителем). Слад с изображением огнетушителя

Пожарный: По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Прежде чем приступить к тушению, необходимо одеть специальную форму пожарного. (Детиодевают костюмы пожарных ). Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.

Игра «Потуши пожар» .

Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком; второй – песком; Третий – снегом; четвертый заливает водой и т.д.(Средства тушения пожара находятся в пластиковых контейнерах)

Пожарный : Пожарная бригада! Вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!

Пожарный : Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт,пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.)

Пожарный : А на прощанье хочу дать вам один совет:

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен,

Ребята, помните, о том.

Что нельзя шутить с огнем!

Инспектор Пожарный прощается с детьми и уходит.

Воспитатель : Ну, ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилось вам,наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня. Поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре. Помогли инспектору Пожарному потушить огонь).

Ну, вот и прекрасно, я рада от души.

О наших советах другим расскажи:

Что шалость опасна, ребята, с огнем. Наше путешествие окончено.

Дети садятся в автобус, звучит песня про пожарных.

Список литературы:

1) Белая К. Ю., Зимонина В. И., Кондрыкинская А. А.

«Как обеспечить безопасность дошкольников»-Просвещение, 2004г. -издание 4-е.

2) Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников», Айрис-Пресс, 2008, издание 2-е/3-е. 128с.

3) Т. А. Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» М: ТЦ Сфера, 2007- 64с.

4) В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».

5) В.А. Степанов «Азбука в загадках».


Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Правила пожарной безопасности для детей 5-6 лет».

Цель: Формировать у детей понятие “пожарная безопасность”. Дать знания о причинах возникновения пожара. Закрепить знания детей правил пожарной безопасности в доме. Упражнять в умении создавать сюжетный рисунок на заданную тему.

Оборудование: иллюстрации, плакаты на противопожарную тематику, картинки электроприборов (чайник, утюг, фен, магнитофон); альбомный лист формата А4, карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята посмотрите, тут какая - то посылка, давайте посмотрим, что в ней! (Берет письмо, кончик конверта у него обгоревший): Какое необычное письмо, здесь написано: «Правила пожарной безопасности».

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, машин паспорт -

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Чтобы самовозгоранья

В доме не произошло,

Выходя из помещенья

Уноси с собой утюг.

Пылесос, электроплитку,

Телевизор и торшер

Лучше, с лампочками вместе,

Вынести в соседний двор.

А еще надежней будет

Перерезать провода,

Чтоб во всем твоем районе

Сразу вырубился свет.

Тут уж можешь быть уверен

Ты почти наверняка,

Что от самовозгоранья

Дом надежно уберег.

(Григорий Остер «Вредные советы»)

Воспитатель : Какие странные советы даются в этом письме? Разве так нужно поступать, чтобы не было пожара? Посмотрите на эти электроприборы. Можно их все забрать с собой. Удобно будет ходить? Что нужно сделать, чтобы эти электроприборы не стали источником пожара? Что может случиться, если мы поступим со спичками так, как здесь написано? (Ответы детей). Это вредные советы. Давайте вспомним настоящие правила пожарной безопасности.

Воспитатель демонстрирует иллюстрации, дети вместе с педагогом формулируют правила:

При пожаре звони 101.

Во время пожара нельзя прятаться в шкафу и под кроватью.

Не бойся пожарных и слушайся их.

Нельзя играть со спичками.

Уходя из дома, выключай все электроприборы.

Фейерверки и бенгальские огни могут зажигать только взрослые.

Не подходи близко к огню.

Нельзя бросать в огонь предметы.

При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт.

Воспитатель: Правила очень простые, их легко запомнить. Если случится пожар, эти правила могут спасти вас.

Физкультминутка “Не ошибись”

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши: пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт

Воспитатель: Ребята, я хочу побеседовать с вами об очень интересной профессии. Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, о ком беседа?

Дети: О пожарном.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.

Воспитатель : Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Воспитатель: Правильно, когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети : Смелым, отважным, храбрым, умным.

Воспитатель: А каких людей не возьмут в пожарные?

Дети: Ленивых, трусливых, слабых.

Воспитатель: Почему возникают пожары?

Дети: Если не соблюдают правила пожарной безопасности.

Воспитатель: Где могут возникнуть пожары?

Дети: На земле, в воздухе, на воде.

Воспитатель: Правильно. Если возник пожар, то по какому номеру телефона нужно звонить?

Дети: 101.

Воспитатель: А что еще нужно сообщить по телефону?

Дети: Город, адрес, фамилию, что горит.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:

Кротким пленником годами,

Я живу внутри печи.

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне, всегда поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь.

Дети: Это огонь.

Воспитатель: Правильно ребята! Чтобы запомнить правила пожарной безопасности, давайте мы нарисуем рисунки ко всем правилам и организуем выставку наших работ. (Дети рисуют рисунки).

Марина Денисова

Цель : Научить детей правильно вести себя в чрезвычайной ситуации - пожаре .

Задачи : Учить правильно и адекватно реагировать при пожаре , уметь защититься самому и защитить окружающих , знать элементарные правила поведения при пожаре , учить находить причинно-следственные связи.

Развивать коммуникативные навыки, мышление, внимание, сообразительность, бдительность.

Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Предварительная работа :

заучивание пословиц и стихотворений о пожаре ;

работа с демонстрационным материалом «Правила пожарной безопасности » ;

игры с пожарной машиной .

Материалы к занятию :

демонстрационные картинки : не разводи костёр вблизи деревянных построек, не оставляй электроприборы без присмотра, не оставляй непотушенный костёр в лесу, не суши вещи над открытым огнём , не балуйтесь спичками, при пожаре звонить 01 ; для опыта (3 листа бумаги, 3 блюдца, вода, песок, свеча, банка) ; разные машины, в том числе пожарная .

Ход занятия:

Звучит звук пожарной машины , с включенной сиреной едущей на пожар .

Воспитатель : Ребята вы слышите этот звук, как вы думаете, что это? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно это похоже на едущую пожарную машину . А как вы думаете : куда спешит пожарная машина ? (ответы детей) .

Воспитатель : Да ребята, пожарная машина может спешить на пожар . А кто знает, как выглядит пожарная машина (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, она красного цвета и на боку машины есть цифры 01. А почему она красного цвета? (ответы детей)

Воспитатель : Совершенно правильно, она цвета огня , чтобы все её видели из далека (перед детьми стоят разные модели машин в том числе и пожарная , ребёнку предлагается среди стоявших машин найти пожарную машину )

Воспитатель : Молодец … правильно нашёл, все согласны с … (ответы детей)

Воспитатель : А кто знает как называется профессия людей которые едут в этой машине на пожар ? (ответы детей)

Воспитатель : Правильно пожарные (входит пожарный ) .

Пожарный : Здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл главный специалист отдела НД по Подольскому району капитан внутренней службы Донских Александр Сергеевич.

(Показывает или картинку или в натуре одежду пожарного ) . Давайте посмотрим, как одет пожарный какого цвета его одежда, из какого материала она сшита, что у пожарного на голове . (Рассказ пожарного про одежду ) .

Воспитатель : Мы с вами выяснили, что пожарная машина едет на пожар , а скажите, как вы думаете, от чего же случается пожар ? (ответы детей)

Воспитатель :

Да, наверно кто- то неправильно обращался с огнём и произошёл пожар .

Пожарный : А вы знаете правила, которые надо соблюдать, чтобы не было пожара ? (ответы детей) .

Воспитатель : Вы многое сказали правильно. Давайте ещё раз скажем эти правила и запомним.

1. Не играй со спичками, опасно!

2. Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг,обогреватель, чайник, микроволновую печь) .

3. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, и не сушите над ней одежду.

4. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух.

5. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться.

Воспитатель : Я вижу, что вы все хорошо запомнили правила и теперь сможете сыграть со мной в игру.

(Дети встают полукругом) .

Игра называется . Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши, если вы согласны или промолчать, если предлагаемые действия неправильные.

Кто, учуяв запах гари, сообщает о пожаре ?

Кто из вас, заметив дым, закричит : «Пожар ! Горим!» ?

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

Кто, увидев, дым в квартире позвонит по 04?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том!

Пожарный : Молодцы.

А кто знает, что же надо делать, если вдруг произошёл пожар ? (ответы детей) .

1. Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по вашей вине) .

2. Позвоните в пожарную охрану по телефону 01, сообщи свой точный адрес и что горит.

3. Никогда не прячьтесь в шкафу или под кроватью, пожарным будет трудно найти вас там.

4. Когда в доме горит, быстрей выбегайте на улицу. Ни за что не задерживайтесь из-за игрушек, собаки или кошки.

5. Если в квартире дым, лягте на пол (там меньше дыма, и постарайтесь добраться до выхода из горящего помещения.

6. Рот и нос закройте влажной тряпкой или любой тряпичной вещью.

7. Не открывайте окно , (это усилит горение) .

8. Если горит ваша одежда, надо упасть на пол и кататься, сбивая пламя.

10. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом.

И самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ.

Воспитатель : Ребята, скажите, а чем можно тушить огонь? (ответы детей)

Воспитатель : А я вам сейчас покажу и вы всё увидите сами.

Демонстрация опытов с огнём.

Опыт № 1. Стоит тазик с водой, бумага. Поджигается бумага и бросается в воду. Бумага гаснет. Какой вывод можно сделать – что огонь можно потушить водой.

Опыт № 2. Стоит пустая тарелка, тарелка с песком, бумага. Скомканный комок бумаги кладётся на тарелку и поджигается. Горящая бумага засыпается песком. Огонь гаснет. Какой вывод можно сделать – огонь можно потушить песком.

Опыт № 3. Стоит свечка и банка. Свечка зажигается и на горящую свечку надевается банка. Свеча горит какое- то время и гаснет. Какой можно сделать вывод – что огонь горит пока есть воздух, как только он не получает воздух он гаснет.

Воспитатель : Ребята скажите, что интересного сегодня вы узнали на занятии ? (ответы детей) .

Пожарный : Теперь вы многое узнали об огне и способах тушения. Я надеюсь, что вы всегда будете внимательными и никогда не будете играть с огнём. У меня для вас есть подарок.

Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся с Александром Сергеевичем, пожелаем ему ещё больше силы, смелости, выдержки и отваги. Спасибо Вам за спасение стольких жизней, за оперативность и за доброту! Удачи Вам, счастья, благополучия!


Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в старшей группе «Не играй с огнем» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Цель: Воспитание у детей чувства.

I. Цель – закрепление знаний правил пожарной безопасности. II. Материал: - носовые платочки, - сигнальные карточки красного и зеленого цветов,.

Занятие по правилам пожарной безопасности на тему «Спички детям не игрушка» в старшей группе дошкольного блока МКОУ «СОШ №6» г. п. Нарткала.

Цель: формирование у старших дошкольников компетенций в области пожарной безопасности. Задачи: уточнить и закрепить у детей представления.

Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы ДОУ Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы Цель: Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости.

Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе Конспект занятия

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники. Причиной несчастных, а порой и трагичных случаев с огнем обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. А в итоге - ежегодные статистические отчеты органов Государственной противопожарной службы, в которых констатировано, что основными причинами многочисленных пожаров по-прежнему остаются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов и шалости детей. Все это приводит к огромным материальным потерям и человеческим жертвам. В огне ежегодно погибают тысячи людей, в том числе дети. Травмы и ожоги различной степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров еще долгое время нуждаются в психологической реабилитации


«Взрывы»

Занятие 10

Тема: взрывы

Классный час

Цель: объяснить учащимся причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. П о в т о р е н и е пройденного материала.

З а д а н и я:

1) Заполните два пустых блока схемы.

2) Распределите перечисленные строительные материалы по группам их возгорания:

– горючие;

– трудногорючие;

– негорючие.

Строительные материалы для классификации:

ДВП битум мрамор пластмасса

металл древесина кирпич ДСП

бетон целлюлоза рубероид гипс

2. С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала.

1. Р а с с к а з учителя о взрывах как опасном факторе при пожарах.

Учитель . Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа с очень высоким давлением, который при моментальном расширении оказывает ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Взрывы подразделяют на образующиеся:

в твердой среде (сопровождаются разрушением и дроблением);

в воздушной среде (образование воздушной ударной волны);

в водной среде (образование гидравлической ударной волны).

Взрывы происходят в результате:

освобождения химической энергии взрывчатых веществ;

электромагнитной энергии (искровой разряд, лазерная искра);

механической энергии (извержение вулканов);

энергии сжатых газов (превышение пределов давления на стенки баллона, трубопровода).

Запишите о п р е д е л е н и е:

Взрывоопасный объект – это объект, на котором хранятся, используются, производятся и транспортируются вещества, способные при определенных условиях взрываться.

К взрывоопасным объектам относятся:

1) предприятия, производящие:

порох и другие взрывчатые вещества;

ракетное твердое топливо;

пиротехнические средства и составы;

2) предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности;

3) предприятия хлебопродуктовой и текстильной промышленности;

4) склады легковоспламеняющихся жидкостей, сжиженных газов;

5) склады вооружений.

С 90-х годов XX века произошло заметное увеличение числа взрывов криминального характера в целях устранения нежелательных конкурентов в политике, в бизнесе и др., вымогательства, убийства и совершения террористических актов.

2. К о м м е н т и р о в а н и е схемы.

Подтверждением этому может служить схема, в которой отслежены все случаи террористических актов и взрывов в Москве с 1995 г. по 2000 г.

Рассмотрите эту схему и скажите, какие наблюдаются общие черты в осуществлении террористических актов, какие объекты выбирают террористы для свершения своих злостных действий.

Схема 3

География московского терроризма

О б о з н а ч е н и я на схеме:

1. Взрыв памятника Николаю II в Тайнинском (1997 г.);

2. Взрывы в редакции «Московский комсомолец» (1995 г.);

3. Взрыв в гостинице «Интурист» (1999 г.);

4. Обстрел посольства США (1999 г.);

5. Попытка взрыва памятника Петру I (1998 г.);

6. Попытка взрыва автобуса на Беловежской улице (1996 г.);

7. Попытка минирования газового коллектора на Верейской улице (1996 г.);

8. Взрыв в тоннеле метро вблизи станции «Тульская» (1996 г.);

9. Взрыв жилого дома на Каширском шоссе (сентябрь 1999 г.);

10. Взрыв жилого дома на улице Гурьянова (сентябрь 1999 г.);

11. Взрыв здания МВД на Житной улице (1999 г.);

12. Взрыв в Манеже (1999 г.);

13. Взрыв синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке (1999 г.);

14. Взрыв в приемной ФСБ на Кузнецком мосту (1999 г.);

15. Взрыв троллейбуса на Страстном бульваре (1996 г.);

16. Взрыв синагоги в Марьиной роще (1998 г.);

17. Взрыв троллейбуса на проспекте Мира (1996 г.);

18. Взрыв автобуса в Останкине (1996 г.);

19. Взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади (август 2000 г.)

Каждый взрыв уносит множество людских жизней.

Так во взрыве на улице Гурьянова и на Каширском шоссе погибло 230 человек, в подземном переходе на Пушкинской площади в 2000 году погибло 12 человек, помещено в больницу 59 человек.

III. Итог занятия.

Б е с е д а по вопросам:

Каковы последствия взрыва?

Какой объект называют взрывоопасным?

Перечислите предприятия, которые можно отнести к взрывоопасным объектам.

Просмотр содержимого документа
«Действия школьников при пожаре»

Тема:

Цель:

Ход занятия

Учитель.

2) н

Н а п р и м е р:

В о п р о с ы и задания:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

Просмотр содержимого документа
«Запомнить надо твердо нам»

Занятие 5

Тема:

пожара в квартире

Цель:

Оборудование:

Ход занятия

I. Организационный момент.

А н а л и з

Дети дают оценку поступкам.

Учитель.

1. Р а с с к а з учителя.

Учитель .

2. О б с у ж д е н и е

3. И г р а на внимание.

О п и с а н и е

1. Б е с е д а по вопросам:

2. О ф о р м л е н и е

Учитель

V. Итог занятия.

Учитель

Регулярно проверяйте (что?)

Не допускайте (чего?) … (перегревания проводки).

(к переключателям)

Просмотр содержимого документа
«Меры предосторожности по недопущению»

Занятие 5

Тема: Меры предосторожности по недопущению

пожара в квартире

Цель: учить детей осторожному обращению с огнем; закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Оборудование: сюжетные картинки с опасностью пожаров; плакаты и рисунки с примерами нарушения правил пожарной безопасности; фрагменты компьютерных программ, видеофильмов и т. п.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Закрепление знаний о правилах пожарной безопасности.

А н а л и з конкретных воображаемых ситуаций:

Что ты скажешь, если со спичками шалят твои товарищи, маленькие дети?

Ты идешь и видишь, как ребята играют с огнем вблизи строений, на чердаках или в подвалах. Твои действия?

Что может произойти, если оставить незатушенный костер?

Ребята подожгли сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например, муравьи. Что произойдет с насекомыми?

Дети дают оценку поступкам.

Учитель. Вы убедились, что надо бережно относиться к природе, строго соблюдать правила пожарной безопасности, чтобы избежать пожара.

Ребята, всегда помните об этих правилах и разъясняйте их своим товарищам. Тем самым вы окажете большую помощь своему микрорайону, людям, которые в нем живут, работникам пожарной охраны, а также таким путем вы защитите окружающую нас природу.

III. Беседа о мерах предосторожности по недопущению пожара в квартире.

1. Р а с с к а з учителя.

Учитель . С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения, несметные сокровища, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадил никого и ничего. Сталкиваются две силы – человек и огонь. Пожар не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.

2. О б с у ж д е н и е иллюстрированных опасных ситуаций возникновения пожара в доме.

Могут быть использованы фрагменты компьютерных программ, видеофильмы, диапозитивы или вывешены плакаты, сюжетные картинки, с помощью которых проводится обсуждение.

3. И г р а на внимание.

О п и с а н и е . Называются основные причины возникновения пожара в доме: игра детей со спичками, неправильное обращение с электроприборами и телевизором, электроплитой, газовыми плитами.

Показывается рисунок (или плакат), на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности.

Учитель или ведущий ученик называет число изображенных на рисунке нарушений и предлагает ребятам за 1–2 минуты назвать и показать их, а затем рассказать, какие меры предосторожности не были соблюдены.

В игре побеждает тот, кто назовет все быстро и правильно. По окончании игры преподаватель должен подробно рассказать ребятам о том, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.

IV. Закрепление темы занятия.

1. Б е с е д а по вопросам:

Можно ли оставлять включенный телевизор? Включенную электроплиту?

Почему детям не разрешают включать газовую плиту?

Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

2. О ф о р м л е н и е классного уголка пожарной безопасности.

Учитель . Предлагаем вам, ребята, оформить в классе уголок пожарной безопасности, так как правила пожарной безопасности очень важно знать каждому человеку, а их соблюдение помогает сохранить от огня личное и государственное имущество и даже собственную жизнь.

В заключение нашего занятия давайте перечислим и закрепим знание основных мер пожарной безопасности в квартире.

Правила поведения при возникновении пожара:

по возможности попытаться потушить пожар, пока он не распространился;

позвонить по телефону «01», сообщить характер возгорания и свой точный адрес;

сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив электричество и газ;

в задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться пригнувшись или ползком.

Для оформления классного уголка пожарной безопасности учащимся может быть предложена следующая работа: нарисовать рисунки, плакаты, листовки; описать опасные истории с огнем; подобрать пословицы, поговорки и мудрые высказывания об опасности пожаров; найти информацию о пожарах и их последствиях в средствах печати, произведениях художественной литературы; сочинить вымышленные истории, стихотворения о пожарах.

V. Итог занятия.

Учитель . Сформулируйте основные правила пожарной безопасности в доме. Я начну, а вы продолжите по цепочке.

Регулярно проверяйте (что?) … (сохранность электрических контактов и проводов).

Не допускайте (чего?) … (перегревания проводки).

Исключите доступ воды (к чему?) … (к переключателям) , чтобы предотвратить (что?) … (возможность короткого замыкания).

Никогда не оставляйте без присмотра (что?) … (включенную газовую горелку, электронагревательные приборы).

Просмотр содержимого документа
«Огонь и человек»

Занятие 8

Тема: Огонь и человек

Дидактическая игра

Цель: развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; формировать у учащихся твердое убеждение того, что огонь – не игрушка; закреплять умения справляться с огнем и спасаться от огня.

Оборудование : рисунки, сюжетные картинки по теме; плакат к игре-лабиринту «Огонь и человек».

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Рассказ учителя «Что нужно помнить при обращении с огнем?».

Огонь не всегда был добрым другом и помощником человека. В древности, когда люди и огонь еще не подружились, он приносил немало бед. Только потом огонь стал служить человеку. Он обогревает его дом, работает вместе с ним на заводе.

Давайте вспомним, как правильно обращаться с огнем.

Помни, что огонь подчиняется только умелым рукам. Если обращаться с огнем неосторожно, он опять станет диким. Справиться с ним будет очень трудно. Причины пожара бывают разными. Но пожар всегда начинается с того, что огонь остается без присмотра.

Помни – огонь не игрушка!

Если загорание небольшое и началось не от газовой плиты или от электроприбора, его можно залить водой. Если ты не можешь справиться с огнем сам, вызывай пожарных по телефону «01». Зови на помощь взрослых. Не пугайся и не пытайся спрятаться. Выходи на улицу, выводи с собой других детей, особенно малышей!

При пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться! Он забирается во все, даже самые крошечные щели.

Помни: при пожаре главное – защита от дыма! Если это невозможно, быстро уходи на улицу, закрыв за собой двери.

Чтобы защититься от дыма – дыши через мокрую тряпку! Выбираться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.

Если в квартире много дыма, то можно заблудиться и у себя дома! Если ты не можешь выйти из дома на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма. После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь!

III. Игра-лабиринт «Огонь и человек».

О п и с а н и е . Учитель обращает внимание детей на плакат с изображением макета обычной квартиры, представленного в виде лабиринта, предлагает принять участие в игре-лабиринте, в которой детям необходимо указкой определить правильный путь к спасению – выход из задымленного помещения квартиры. (Макет квартиры на плакате (размещение комнат, мебели, инвентаря, вещей и т. п.) учитель может изготовить по своему усмотрению).

Игра поможет сформировать четкие представления о правильном поведении в подобных ситуациях.

IV. Дидактическая игра «В гостях у Бабы Яги».

Цель : формировать у детей знания и умения осторожного обращения с огнем; познакомить с технологией разведения огня в печи и способами оказания первой помощи в случае угара (отравления угарным газом).

Учитель . Представьте себе, что вы попали в гости к Бабе Яге. Она просит вас помочь ей истопить печку.

И г р о в ы е з а д а н и я :

1. Разводим огонь. Как вы это сделаете?

2. Печка топится. Чем займемся?

3. Печка истопилась, огонь погас. Что ты будешь делать дальше?

4. Ты почувствовал себя плохо (угорел). Что нужно делать?

И н ф о р м а ц и о н н ы й р я д , помогающий в ответах:

Чтобы дрова быстро разгорелись, нужно правильно сложить дрова в печи: сначала положить бумагу, на нее щепки и бересту, а сверху – поленья; их складывают домиком (колодцем) или шалашиком.

Прежде чем поджечь дрова, убедись, что задвижка (вьюшка) дымохода открыта.

Не оставляй горящую печь или камин без присмотра! Уголек может упасть на лежащие рядом предметы и вызвать пожар.

После того как дрова прогорели и образовались угли, не закрывай трубу задвижкой, пока не исчезнут голубые огоньки.

Если ты закрыл вьюшку раньше, а на углях еще остались голубые огоньки, то ты можешь отравиться угарным газом (угореть). У тебя может болеть и кружиться голова, появятся слезы, тошнота, начнется рвота. В этом случае необходимо позвать на помощь взрослых, выйти на улицу, открыть все окна и проветрить помещение. Выпей молока, вызови врача, ложись в кровать.

Просмотр содержимого документа
«Первичные средства пожаротушения»

Тема: действия школьников при пожаре

Цель: научить учащихся правильно действовать в случае обнаружения пожара, провести тренировку по эвакуации учащихся из данного кабинета школы.

Ход занятия

I. Рассказ о действиях в случае пожара.

Учитель. Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в обращении с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все их выполняют. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:

1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;

2) н ельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.

Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый кинескоп может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим. При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены. Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.

Н а п р и м е р: «Пожар в школе № ____ по адресу: улица _____, дом _____. Горит электропроводка в спортивном зале. Сообщила Иванова Наталья Ивановна».

Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

II. Беседа «Что предпринять?».

В о п р о с ы и задания:

1. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?

2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

3. Как потушить горящий телевизор?

4. Как лучше выбраться из сильно задымленной комнаты?

5. Составьте сообщение о пожаре:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

О т р а б о т к а действий (учебная тренировка) по эвакуации:

1. Подвести учащихся к плану эвакуации с данного этажа на случай пожара, объяснить порядок эвакуации.

2. Провести тренировку по эвакуации из данного помещения. При проведении тренировки обратить внимание на то, чтобы учащиеся шли вдоль стены спокойно, организованно, держа за руки друг друга, закрыв нос мокрым полотенцем, платком.

Просмотр содержимого документа
«Пожары -большая беда для человека»

Тема: действия школьников при пожаре

Цель: научить учащихся правильно действовать в случае обнаружения пожара, провести тренировку по эвакуации учащихся из данного кабинета школы.

Ход занятия

I. Рассказ о действиях в случае пожара.

Учитель. Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в обращении с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все их выполняют. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:

1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;

2) н ельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.

Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый кинескоп может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим. При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены. Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.

Н а п р и м е р: «Пожар в школе № ____ по адресу: улица _____, дом _____. Горит электропроводка в спортивном зале. Сообщила Иванова Наталья Ивановна».

Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

II. Беседа «Что предпринять?».

В о п р о с ы и задания:

1. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?

2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

3. Как потушить горящий телевизор?

4. Как лучше выбраться из сильно задымленной комнаты?

5. Составьте сообщение о пожаре:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

О т р а б о т к а действий (учебная тренировка) по эвакуации:

1. Подвести учащихся к плану эвакуации с данного этажа на случай пожара, объяснить порядок эвакуации.

2. Провести тренировку по эвакуации из данного помещения. При проведении тренировки обратить внимание на то, чтобы учащиеся шли вдоль стены спокойно, организованно, держа за руки друг друга, закрыв нос мокрым полотенцем, платком.

Просмотр содержимого документа
«Пожары»

Занятие 9

Тема: пожары

Классный час

Цель: изучить с учащимися причины, классификацию, условия возникновения пожаров.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Повторение пройденного материала по в о п р о с а м:

Какие техногенные катастрофы и аварии могут возникнуть в нашем районе?

Перечислите основные причины возникновения аварий.

С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала по теме.

1. И с т о р и ч е с к и е сведения.

Учитель . Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2–3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

превращают в пепел жилые и промышленные здания;

уничтожают лесные массивы;

уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.

Приведу примеры некоторых исторических фактов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные пожарами:

1470 г. – пожар в Москве (осталось только 3 двора);

1493 г. – пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

1812 г. – пожар, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города);

1972 г. торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);

1977 г. – пожар в гостинице «Россия», погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека;

1993 г. – пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей).

2. Б е с е д а по вопросам:

На каких объектах наиболее часто возникают пожары?

Как вы думаете, какие предприятия нашего города, района наиболее пожароопасные?

3. О п р е д е л е н и е понятий «пожар», «горение».

Учитель . Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Горение – это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.

Оно сопровождается:

интенсивным выделением тепла;

выделением дыма;

световым излучением.

Для возникновения горения необходимы три условия:

1) наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:

 дерево;

 бумага;

 бензин;

 керосин;

 газ и др.;

2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:

кислород воздуха;

 селитра;

азотная кислота;

 окислы азота;

3) источник воспламенения, которым может послужить:

 искра;

 пламя костра;

непогашенный окурок и др.

Рассмотрите зависимость всех трех условий возникновения пожара между собой на схеме.

Как вы думаете, если не будет одного из этих условий, что произойдет? (Ответы учащихся.)

Схема 1

Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара.

На скорость распространения пожара влияет огнестойкость строительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на:

 горючие;

 трудногорючие;

 негорючие.

Компоненты возгорания различных групп материалов и их характеристика представлены в схеме на с. 38. Ознакомьтесь с этой схемой.

Чаще всего причиной гибели людей является не огонь, а удушающий газ, выделяемый при горении пластмасс, применяемых при отделке зданий.

Схема 2

По интенсивности пожары подразделяются:

на отдельные (то есть пожары в отдельном здании);

массовые (отдельные пожары, охватившие 25 % территории застройки).

Ведение спасательных работ в зоне массового пожара практически исключено.

Условиями возникновения такого пожара являются:

массовая застройка;

 лесной массив;

большое скопление горючих материалов;

огненный шторм (пожар охватывает в городах 90 % зданий), который характеризуется подъемом вверх продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком с ураганной скоростью со всех сторон свежего воздуха.

Распространение пожаров в городах и населенных пунктах зависит от следующих факторов:

огнестойкости зданий;

плотности застройки;

характера местности;

 условий погоды.

Как вы думаете, какие здания вероятнее всего подлежат истреблению во время огненной стихии? Какие населенные пункты представляют наибольшую опасность при возникновении пожара? (Наибольшую опасность представляют населенные пункты с деревянными застройками.)

Вспомните статистику о случаях с пожарами. Где чаще всего происходят пожары с наибольшим количеством жертв? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). Наибольшее число жертв бывает в зданиях с массовым пребыванием людей:

 гостиницы;

спортивные сооружения;

 магазины;

образовательные учреждения;

 театры и др.

Уместно привести примеры последних сведений из хроники пожаров, показать видеосюжеты.

При горении нефтепродуктов в резервуарах возможны вытекание нефтепродуктов и взрывы, приводящие к выбросам горящей жидкости.

Как остановить горение? (Ответы учащихся.)

Учитель (дополняет). Горение может быть прекращено:

охлаждением водой;

специальными растворами;

углекислотой и другими средствами;

разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным напором, углекислым газом, азотом;

изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом;

химическим торможением реакции горения специальными веществами (бромэтил, фреоны).

Существуют различные способы тушения пожаров, которые применяются и эффективны в каждом конкретном случае с пожарами.

Рассмотрим эти способы тушения пожаров:

первичные очаги возгорания тушат огнетушителем, засыпают песком и другими подручными средствами;

отдельные очаги горения оставляют для догорания горючего материала;

массовые пожары разбиваются на отдельные участки.

Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:

быстрым повышением температуры;

задымлением помещений;

распространением огня открытым путем;

потерей конструкциями несущей способности.

Вам необходимо знать признаки развития обстановки на пожаре:

закрытые оконные проемы свидетельствуют об отсутствии людей или их нахождении в бессознательном состоянии;

сильное пламя, выбивающееся из окон, – признак интенсивного горения внутренних помещений здания;

резкое падение высоты пламени из окон – признак разрушения конструкций, может последовать разрушение;

отсутствие выбросов пламени из окон – признак быстрого распространения огня по внутренним конструкциям;

большое количество густого дыма – признак горения при недостатке кислорода в воздухе.

Что необходимо предпринять для тушения пожаров в городах? (Для тушения пожаров в городах на первом этапе необходимо использовать подручные средства и позвонить «01».)

Особое внимание должно уделяться своевременному оповещению людей о возникновении признаков пожара – дыма.

Для оповещения используется (должен использоваться) пожарный извещатель.

Закон об установке пожарных извещателей принят правительством в 1999 году.

III. Итог занятия.

Б е с е д а по вопросам:

Перечислите основные способы прекращения горения.

Охарактеризуйте процесс горения.

Что влияет на способ распространения горения?

Просмотр содержимого документа
«Причины возникновения пожара»

Занятие 1

Тема: причины возникновения пожара

Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности.

Ход занятия

I. Рассказ о причинах возникновения пожаров.

Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники – все связано с огнем.

Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.

Но как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.

Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И тем не менее количество пожаров растет.

Почему происходят пожары?

Вот лишь несколько типичных случаев:

1) Пожар возник от неосторожности обращения со свечой шестилетнего мальчика. В прихожей квартиры находилось много макулатуры. Из-за ожога горячим воском мальчик выронил свечу, бумага загорелась. Малыш испугался и убежал. Пожар быстро распространился по квартире и отрезал путь к спасению. Мальчик погиб.

2) Десятилетний Андрей шел к маме на работу и увидел бочку с какой-то жидкостью на дне. Он бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.

3) Десятилетняя Наташа зажигала у елки бенгальские огни. Искры попали на вату, произошел пожар. Сгорела часть комнаты. К счастью, дома были взрослые.

Не понимая опасности подобных игр с огнем, вы, ребята, разжигаете костры вблизи строений, поджигаете мусор в баках, старую траву, тополиный пух, пускаете горящие «самолетики» и можете стать виновниками пожаров.

Но кроме того, бывают случаи, когда дети, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному ложные сведения о пожаре. Но может быть в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте?! А ребячья шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию ваших родителей и вас самих.

Пожар – это страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах, школах. Вы помните, наверное, недавнюю трагедию, которая произошла в якутском поселке, когда во время пожара в школе погибло 22 ребенка.

II. Инструктирование по правилам пожарной безопасности.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

1. Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.

2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.

3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.

4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.

5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, солярки).

6. Не оставляйте незатушенных костров – это может привести к пожару.

7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.

Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.

III. Беседа «Сделать правильный выбор».

В о п р о с ы:

1. Были ли вы свидетелями пожара?

2. Какова была причина пожара?

3. Где у вас дома хранятся спички?

4. Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?

IV. Итог занятия.

Учитель . Придумайте начало и конец рассказа.

Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчишки не растерялись. Они стали забрасывать костер … (песком). Постепенно огонь уменьшился и угас.

Просмотр содержимого документа
«Условия и причины возникновения пожаров»

Занятие 11

Тема: условия и причины возникновения

пожаров и взрывов

Классный час

Цель: изучить с учащимися основные причины возникновения пожаров и взрывов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. П о в т о р е н и е пройденного материала по вопросам:

Перечислите промышленные и хозяйственные объекты, относящиеся к взрывоопасным.

Как подразделяются взрывы?

2. С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала.

1. Р а с с к а з учителя с элементами беседы.

Учитель . Вспомните, какие условия сопутствуют возникновению пожаров и взрывов. (Ответы учащихся.)

Условия для возникновения взрывов и пожаров могут быть следующими:

наличие большого количества легковоспламеняющихся веществ и горючих жидкостей;

присутствие источников воспламенения:

заводские факелы;

печи с огненным обогревом и др.;

проведение электросварочных и газосварочных работ;

наличие газовоздушных смесей.

О трагичности событий со взрывами свидетельствуют многочисленные факты. Приведем некоторые из них:

1990 г. – объемный взрыв газовоздушной смеси на производственном объединении «Ярославнефтеоргсинтез» (6 погибших, 12 че-ловек получили травмы);

1989 г. – в Башкирии взрыв газообразной смеси нефтепродуктов и воздуха (погибло 780 человек).

Какие причины приводят к пожарам и взрывам? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). К пожарам и взрывам приводят:

нарушение технологии производства;

нарушение правил перевозки пожароопасных и взрывоопасных веществ;

халатное отношение персонала к соблюдению правил безопасности.

Наиболее частыми причинами перерастания возгорания в пожар являются:

недостатки в проектировании зданий;

использование строителями легкогорючих и полимерных материалов (выделяются ядовитые газы);

недостатки в противопожарном оборудовании;

отсутствие запасных путей эвакуации;

несоблюдение правил пожарной безопасности;

неподготовленность людей (паника);

неисправность электропроводки и электрооборудования зданий;

курение (тлеющая сигарета имеет температуру 400 °С и может тлеть до 12 минут);

взрывы и пожары из-за утечки бытового газа.

Какие комфортные условия или неудобства мы имеем от пользования газом? (Ответы учащихся.)

80 % всех жилых домов в России газифицированы и таят три главные опасности:

опасность террористического акта (открытые газовые магистрали, проходящие по стенам домов);

высокая вероятность аварий газопроводов (60 % изношенности газовых труб);

утечка газа в быту.

2. С о с т а в л е н и е памятки «Ваши действия при обнаружении запаха газа».

Если почувствовали запах газа, то:

перекройте кран на трубопроводе, устройте сквозняк, позвоните в газовую аварийную службу по телефону «04»;

не включайте свет, а если он включен, выключите его;

предупреждая соседей, не пользуйтесь электрическим звонком.

Особую опасность вызывает ослабление внимания к вопросам безопасного хранения взрывчатых веществ в армии. Примеров тому достаточное количество, вот один из них:

1994 г. – начавшийся пожар на военном складе в Новонежино (Дальний Восток) уничтожил полностью склад. Бомбы рвались сутки и разлетались в радиусе до 4 км.

Не пытайтесь копаться в снарядах и бомбах или хранить их дома!

III. Итог занятия.

Назовите причины перерастания возгорания в пожар.

Какие действия жильцов приводят к пожарам и взрывам в жилом секторе?


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча