13.10.2019

Икона “Тайная вечеря”: значение, в чем помогает. Икона "тайная вечеря"


Икона «Тайная вечеря», наверняка, представляет собой наиболее популярный священный артефакт на нашей планете. И даже если вам не довелось лично повидать святой лик, то вы как минимум должны были что-то слышать про этот библейский сюжет и его участников. Если желаете узнать сакральное значение иконы «Тайная вечеря», историю её написания, а также то, с какими мольбами к ней можно обращаться – тогда настоятельно рекомендую вам чтение данной статьи.

То, что же произошло в тот вечер, хотели выяснить и иконописцы, и мастера живописи. Широкой известностью пользуется фреска, написанная Леонардо Да Винчи, которая по сегодняшний день провоцирует уйму бурных обсуждений вокруг себя.

Однако, в церковной живописи немного другая цель, она отличается глубоким символизмом, даже каждому оттенку соответствует определённая характеристика. Так про что же призван поведать лик «Тайная вечеря» для православного христианина?

Изначально постараемся выяснить, по какой причине трапезу проводили именно в вечернее время? Оказывается, что праздник Пасхи у иудеев относится к Ветхому Завету и уходит своими корнями во времена Древнего Египта.

Основное действие происходило как раз в ночное время суток. Всем людям от ангела было дано задание заколоть ягнёнка и пометить с помощью его крови двери своих жилищ, чтобы избежать гнева Господнего, направленного на египтян. Евреям же запрещалось покидать свои дома, пока не наступит утро. Той ночью поумирали все первенцы, а фараон был вынужден сдаться и отпустить невольников, ведомых Моисеем.

В дальнейшем мы можем понять значение нового ритуала, который установил Христос. Отныне более нет нужды в кровавых жертвах, так как в качестве Агнца теперь берут Сына Божьего.

А исходя из этого, лик «Тайной вечери» рассказывает про то, что для человечества начинается новая эра, следует новый этап взаимоотношений между Богом и людьми. Это объясняет, почему рисунок знаменитого ужина можно обнаружить почти во всех православных храмах у входа в алтарь. Но теперь уже, также как и той ночью, в качестве жертвы преподносят хлеб с вином, так как больше не происходит пролитие крови, ведь её искупил Спаситель.

Что происходило тем Страстным четвергом?

  • Сначала Иисус омывал ноги своих последователей.
  • Потом устанавливалась Евхаристия.
  • Спаситель молился про чашу (Гефсиманский сад).
  • Иуда Искариот предал Иисуса.
  • Иисуса арестовали.

Что обозначает святой образ

Перечисленное выше – это не все события того вечера. Одному ученику пришла в голову идея предательства своих компаньонов, договор уже был заключён, а за измену дали деньги.

Рассматривая различные версии икон «Тайная вечеря», мы наблюдаем в ряде образов особенно ярко нарисованную фигуру Иуды, который тянется к центральной части стола, демонстрируя, что он и есть предатель. Заметно, что он сидит в нелепой и немного неловкой позе. За счёт неё мастера иконописного искусства делают акцент на всей дерзости и глубине падения предателя. Его имя стали использовать в качестве порицания.

Где происходила сама секретная трапеза – достоверно неизвестно. Однако, маловероятно, что в той обстановке имелись стулья с привычным нам широким длинным столом. Ведь тогда стульями не пользовались даже римляне, у евреев они могли быть, но в весьма ограниченном числе. Пищу принято было употреблять, возлегая на лавке либо на полу, дополнительно подстилалась подушка для большего комфорта.

Стол на иконе выступает символом совершенно иного. Говоря о богословском значении «Тайная вечеря» следует заметить, что он призван напомнить про Евхаристию, совершённую тогда в первый раз. А, исходя из этого, стол в этом случае не выполняет роль просто кухонного предмета мебели, на котором принимают пищу, а выступает прообразом Престола в алтаре. Принять участие в Евхаристии является основной целью жизни христианина, ведь именно так он может в полной мере соединиться с Создателем.

Объяснение. Евхаристия представляет собой по факту то же самое причастие, относится к одному из семи таинств в христианстве.

Иконы, имеющие греческое и русское происхождение, демонстрируют нам очень детальное описание ужина: мы можем увидеть и большую чашу с мясом, и рыбу, и кусок хлеба и даже травы. Отличается также и стол по своей форме и то, что находится в комнате. Но один единственный момент остаётся неизменным – живописцы выделяют фигуру Иисуса либо по размеру, либо по особенностям одежды, позы и так далее.

Где может быть размещена икона в жилище?

Необходимо ли покупать себе в жилище икону «Тайная вечеря»? Если вы считаете себя верующим человеком и хотели бы иметь её в своём домашнем иконостасе, то тогда ответ будет однозначным – безусловно, что необходимо.

В принципе здесь отсутствуют какие-то строгие правила. Есть лишь пожелания, согласно которым в доме православных христиан должны присутствовать лики Спасителя, Богородицы и Святого Николая Угодника. Кроме того, это могут быть и апостолы, запечатлённые в очень трогательный момент: когда они первыми принимают Святые Дары.

Есть вариант размещения иконы на кухне, чтобы вы могли вознести молитву ей перед трапезой. Или просто поставьте её на свой домашний иконостас – самый простой, но не менее эффективный вариант.

Интересный нюанс. Икона «Тайной вечери» аналогично иконе «Святая Троица» может быть размещена сверху от образов Иисуса Христа и Богородицы. Исходя из этого, можно сделать вывод о высокой значимости данного образа.

В каких проблемах помогает икона «Тайная вечеря»?

Теперь, когда вам известны общие сведения об этом образе, давайте ознакомимся с областью применения иконы.

Знакомы ли вы с интересной притчей, связанной с человеком, написавшим фреску «Тайная вечеря»? Когда композиция уже была составлена художником, ему нужны были модели для неё, однако, с этой задачей справиться было достаточно нелегко. Особенные трудности возникали у художника с поиском модели самого Спасителя.

Один же раз, Леонардо довелось увидеть молодого человека очень привлекательной внешности, выступающего в церкви. У него было такое доброе лицо, что он моментально же пленил живописца.

А вот найти Иуду Искариота у Да Винчи никак не получалось. Терпение заказчика было на исходе, работа должна была быть завершена в короткий срок во что бы то ни стало. Неожиданно, когда Леонардо прогуливался по дороге, он заметил бродягу в канаве. Его лицо было искажено жестокостью, греховными страстями, злостью – всем спектром негативных эмоций. Именно этим он и обратил на себя внимание художника и тот отдал распоряжение притащить его в мастерскую.

Когда же бродяга протрезвел, то начал утверждать, что уже видал эту картину ранее. Удивительно, но выяснилось, что именно он выступал в качестве модели для написания Иисуса Христа. Это кажется очень прозаичным – как быстро люди подвергаются известным порокам и страстям.

Поражающая жертвенность

Святой лик «Тайная вечеря» демонстрирует нам в действительности очень переломный момент. В очень скором времени Спаситель покажет свою Божественную природу ученикам. А впоследствии многим из них также доведётся умереть такой же мучительной смертью.

И несмотря на то, что Церковь основали в день Пятидесятницы, именно там, в той комнатке, изображённой на иконе, совершили главную жертву – Спаситель сперва омыл ноги своих учеников, а затем отдал и своё тело с кровью, хоть и символично, но ведь вскорости он взойдёт на Голгофу… И воспоминания про это событие призваны помочь верующим поддерживать их в трудные моменты жизни и вселять надежду и веру в их сердца.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

В пятый день после входа Господа в Иерусалим значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало заклать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?"
Иисус Христос сказал им: "пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху".

Сказав это, Спаситель послал двух учеников своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: "очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием".

Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: "знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам". Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы низшему себя человеку.

После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она "тайною вечерею".

Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов", (т.е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: "пейте из нее все, это Моя Кровь Новаго Завета, за вас Проливаемая во оставление грехов".

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: "сие творите в Мое воспоминание". Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней.

Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: "не я ли Господи?" Спросил и Иуда: "не я ли, Равви?" Спаситель тихо сказал ему: "ты", но никто этого не слышал.

Иоанн же возлежал рядом со Спасителем, Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: "Господи! кто это?" Иисус Христос так же тихо ответил: "тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам". И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: "что делаешь, делаей скорее".

Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику, или раздать милостыню нищим. Иуда приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: "Дети! уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (отдаст жизнь свою) за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполните то, что я заповедую вам". Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, - все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь". Тогда Спаситель сказал ему: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня".

Но Петр еще больше стал уверять, говоря: "хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя". То же говорили и все другие апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их. Утешая их, Господь сказал: "да не смущается сердце ваше (т.е. не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте".
Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святаго Духа. Он сказал: "Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святый пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа - в Церкви Христовой).

Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т.е. Я есть жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что я говорил вам". Дух Святой - Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15, 26-27).

Иисус Христос предсказал также ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него. "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (крепитесь)", сказал Спаситель, "Я победил мир" (т.е. победил зло в мире).
Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвой об учениках своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве) между собой.
Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.

По материалам сайта pravoslavie.ru

Верующие люди часто обращаются к ликам святых за помощью и обретением духовных сил .

Вера помогает о многих делах и ее символы должны присутствовать в доме настоящего христианина.

Многим верующим присутствие икон в доме помогает наладить благоприятную обстановку, а для кого-то они являются самыми сильными оберегами. Какие же иконы можно поставить в доме?

Образ Спасителя и Божьей Матери

Эта икона сохранит семейное счастье и благополучие. Поставить эту иконы лучше всего в самом красивом месте в гостиной. В русской православной традиции иконописания есть очень много образов Богородицы — Казанская, Владимирская пр. Все они помогают и хранят нас в самых разных жизненных ситуациях.

Венчальная икона

Если муж и жена повенчались, то самым сильным семейным оберегом для дома будет их венчальная икона. Она сохранит любовь, уважение, благополучие семьи и защитит от любых невзгод и трудностей.

Божьи Угодники

Уместно установить в домашнем иконостасе иконы Святых Угодников. Самые почитаемые из них — Николай Чудотворец , Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Эти образа славятся своими чудодейственными силами и могуществом. Считается, что молитва, обращенная к Святым Угодникам, быстрее будет передана Богу.

Тайная вечеря

Если в вашей семье принято молиться перед трапезой, то на кухню можно повесить икону «Тайная вечеря», на которой изображены Иисус Христос и апостолы.

Иконы святых покровителей членов семьи

Уместно также размещать дома иконы Ангелов-Хранителей каждого члена семьи . При крещении каждому дается свой небесный покровитель, свой святой. Иконы этих святых станут хорошей защитой для каждого члена семьи. Особенно приемлемо будет установление иконы Ангелов-Хранителя в детской малыша.

Не забывайте бережно относиться к иконам. Старайтесь обращаться к ним не только в минуты горести и печали и с просьбами, но и во времена радости и счастья со словами благодарности. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

08.06.2015 09:51

Каждый родитель желает защитить свое драгоценное чадо и наставить его на верный и праведный путь. Узнайте, какие молитвы...

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ...

Сюжет и значение иконы тайная Вечеря. Символизм.

Одно событие — две традиции: Евхаристия и Пасха.

Тайная Вечеря — трапеза Иисуса Христа с апостолами, последнее событие в Его земной жизни, которое описали синоптики (от греч. «синопсис» - обозрение, общий обзор) в своих Евангелиях (первые три книги Нового Завета от Матфея, Марка и Луки).

Иисус днём отправил Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить пасху. Ветхозаветная Пасха (дренеевр. «избавление») праздновалась за 1500 лет до Христа в связи с освобождением древних Иудеев от рабства Египта.

Вечером, в соответствии с древним обычаем, он опоясался полотенцем и омыл ноги ученикам, в том числе Иуде, хотя знал, что он предатель (предсказал, что один из учеников предаст Его). На изумлённый возглас Петра, последовал ответ, что по Его примеру они должны тоже мыть ноги друг другу, так как раб, не выше господина, а посланник «не больше» пославшего. Таким образом, Он показал истинное христианское смирение.

Во время трапезы с двенадцатью апостолами Спаситель раздал хлеб ученикам и сказал, что это Его Тело, а в чашах — Его кровь, которую Он прольёт за многих во искупление грехов. Он установил Новый Завет — Евхаристию (благодарение), Таинство причащения. Христос сказал, кто ест Его плоть и пьёт Его кровь, тот становится един с Ним. Он благословил учеников совершать это таинство до скончания века, так как это таинство — залог жизни в Нём и с Ним, пребывания в Боге сейчас и в будущем веке. Иуда тоже причастился, а потом первый покинул Вечерю, чтобы привести воинов и указать им своим поцелуем Учителя.

После вечери Иисус пошёл в Гефсиманский сад, взяв с собой только братьев Заведеевых и Петра. Он молился, скорбел и тосковал; просил Отца, если можно, чтобы миновала «чаша сия», но делай, «как ты хочешь, а не как Я». В этом эпизоде заложен смысл, что Христос — Бог, но Он и истинный Человек, которому не чужды человеческие страдания.

Установление таинства Евхаристии Православной Церковью вспоминается в Великий Четверг. А также ежедневно на литургии в молитве Иоанна Златоуста вспоминаются события Тайной Вечери.

Таинство причащения в церкви (благодарения Спасителя за пролитую кровь для спасения человечества от первородного греха) совершается ежедневно, кроме будней Великого поста. Чашу с Телом и Кровью Христа выносят к народу для причащения через Царские врата. Над Царскими вратами в иконостасе находится или Причащение Апостолов.

Праздник Новозаветной Пасхи апостолы наполнили новым смыслом — победой над смертью. В V веке Церковью были разработаны сроки и правила празднования Пасхи, упорядочив прежние каноны и обряды. Было принято, Пасха — праздник Воскресения Христа, а не воспоминание о смерти, как прежде. День празднования переходящий, так как происходит в первое воскресения после полнолуния, которое следует после весеннего равноденствия.

Множество икон и картин написано на сюжет Тайной Вечери. Одно из самых знаменитых произведений — фреска на стене трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие в Милане, написанная Леонардо да Винчи.

Иконы отличаются большим разнообразием сюжета. На некоторых иконах, подчёркивая предательство Иуды, он только один изображён без нимба, иногда он изображается с кошельком. На других, акцентируя внимание на Причащении апостолов, нимб только у Иисуса.

На данной иконе Иисус Христос — в центре с крестчатым нимбом. Остальные двенадцать апостолов без нимбов, Иуда ничем не отличается от других (подчёркивается его двуличие). Иоанн Богослов, самый юный апостол, припал к груди Иисуса. Видно, что апостолы обсуждают сказанное Христом.

Значение иконы « Тайная Вечера» трудно переоценить, так как она повествует и постоянно напоминает о том, что последовало после этого события: страдания Христа, Смерть, Воскресение. Кроме того, это событие способствовало актуализации Церкви, началом практической деятельности. Церковь жива Телом и Кровью Христа. Поэтому икона находится над Царскими вратами, а за Литургией совершается Евхаристия, данная Господом на Тайной Вечере.

На иконе Тайная вечеря изображена последняя земная трапеза Господня. Величие и трагизм последней Вечери Его вдохновлял иконописцев и художников всех исторических эпох. В восточной традиции точную дату самых древних икон историкам определить не удалось, но те, что датированы, восходят к XIV – XV векам. Имена их создателей неизвестны, кроме немногих – классический извод Симона Ушакова, незабываемое полотно Николая Ге. Более поздняя западная традиция оставила нам имена да Винчи, Гирландайо, Рафаэля, Фра Анжелико, другие, работы Дюрера, Пуссена, Джотто и даже гениальный насмешник Дали создал свою художественную версию Тайной вечери.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед, говорит, что хотя евангелисты достаточно верно описывают иудейскую предпасхальную трапезу, никто не упоминает о жертвенном ягненке, агнце, который по традиции должен быть заклан, чистой душе, которая должна быть умерщвлена в дань греху…

На той Тайной вечере Агнцем Божием был Он Сам – Сын Божий и Сын человеческий, Иисус Христос. Пастырь и жертва, Он раздал ученикам из рук Своих Свою Плоть и Свою Кровь в виде вина и хлеба, навсегда тем самым отменяя кровавое приношение между людьми. Его кровь скоро станет последней кровью, пролитой перед последней дохристианской Пасхой, а Он – отвергнутый и осужденный как злейший преступник, толком не понятый пока даже Его учениками будет оплакан немногими у подножия Его распятия.

Наша тайная вечеря на таинстве причастия, как о том говорил Владыка Антоний, только слабый блик той, иерусалимской. Она не освобождает нас от греха, который мы ежечасно в себе носим, сообщая лишь предчувствие полной победы Царства Божия. Однако, причастившись Святых даров, что делать дальше, чтобы она наступила? Или всё далее само устроится и, выйдя за церковный порог, можно продолжить обычную жизнь по известному принципу «не согрешишь – не покаешься»?

Те, кто вкушал трапезу Господню на Тайной вечери истинно последовали за Ним, став Его апостолами, когда Его уже не было меж ними. Они, следуя Его путями, вкусили то одиночество, то страдание, ту отверженность – все оплеухи мира, которые в полной мере вкусил Он, и, подобно Ему, в подавляющем большинстве своем приняли мученическую смерть. И выходя из храма после Божественной литургии, не задуматься ли о смысле иконы Тайная вечеря не только в предвкушении пасхальной радости, а как о продолжении собственного крестного пути – с Ним, понимая, что прежде всего Он шел не к нашедшим Его – но к заблудшим, не к благополучным – но к убогим, спускался со светом Любви – во тьму Ненависти. Ведь если помнить тот хлеб и то вино и слова Его призыва совершать эту трапезу в память о Нем, то каждое Причастие действительно станет и для нас малой толикой Тайной вечери Гоподней, обретая всю глубину своего евангельского значения.

Значение иконы
Что сказать о значении этой иконы? Событие, изображенное на ней, – одно из важнейших в духовной истории человечества, когда величайшее из таинств – евхаристия было даровано каждому, кто стал на путь следования за Христом как за Солнцем Правды, приняв Его заповеди как главный жизненный ориентир, выравнивая свою жизнь по Его Истинам. Эта икона – центр иконографических откровений, изображающих двунадесятые праздники. Они в сумме – Евангелие в красках, и «Тайная вечеря» едва ли не самая волнующая духовный мир верующего икона из тех, где отражены события Страстной седмицы. Тайная вечеря – переломный момент самого начала всей грядущей истории Нового Завета.

Святое причастие – при-частие... Причаститься – это значит стать пусть малейшей, но частью Церкви Христовой. Вслушаемся и вдумаемся в эти слова. Быть при-частным – значит стать частью чего-либо, а осознав и приняв величие той трапезы – частью той эпохи, того события, в очередной раз Промыслом Божиим соединившего Небеса и землю.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча