16.08.2019

Что нового в законе о защите персональных данных. Федеральный закон "О персональных данных": основные положения простыми словами Изменения в федеральном законе 152 фз


К статье 13.11 КоАП РФ. Штрафы за незаконную обработку персональных данных существенно выросли, а Роскомнадзор получил полную свободу действий по отношению к нарушителям.

Рассказываем, как сделать все правильно и обезопасить свой бизнес.

В чем суть 152-ФЗ

Любое юридическое лицо, ИП или некоммерческая организация является оператором персональных данных , которые условно делятся на 3 категории:

  • информация о сотрудниках,
  • информация о клиентах,
  • данные о пользователях сайта.

На любого оператора распространяются требования закона к обработке и защите персональных данных:

  • получать, хранить и использовать данные можно только с согласия владельцев,
  • использовать их можно только в целях, указанных во взаимном соглашении,
  • хранить данные необходимо на территории РФ (это касается всех видов носителей — в частности, хостинга сайта),
  • требуется удалять или обезличивать данные по окончании использования.

Карать за незаконную обработку персональных данных может Роскомнадзор, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и даже Трудовая инспекция.

Не ответили вовремя на запрос пользователя удалить его из базы рассылки? Штраф 40 тыс. руб. Храните резюме сотрудников в открытом доступе — 50 тыс. руб. Не уведомляете пользователей сайта о сборе их персональных данных — 75 тыс. руб.

Не забывайте о том, что штрафы по разным нарушениям суммируются, сайту грозит блокировка, а особо активные владельцы персональных данных могут пойти в суд и потребовать возмещения морального ущерба.

Как соблюсти требования закона

  1. Сначала приведите сайт в соответствие с требованиями 152-ФЗ — скорее всего аудит начнут именно с него и в первую очередь придут к тем, у кого на сайте нет ни слова про персональные данные.
  2. Затем начинайте вносить изменения в документооборот компании — это может занять не один месяц.
  3. Не используйте данные ваших пользователей для рекламы без их согласия. Это касается и онлайн-пользователей, и покупателей оффлайн-магазинов, которые оставляют свои координаты, получая карты лояльности. Уставшие от назойливых рассылок граждане теперь могут подать на вас жалобу и быть услышанными.
  4. Если среди ваших сотрудников, клиентов или целевой аудитории есть жители европейских стран, с 26 мая 2018 г. вам также нужно выполнять требования Регламента GDPR.

План действий: сайт

Шаг 1. Разработать и утвердить «Политику конфиденциальности» компании

Владельцам сайтов необходимо разработать и утвердить приказом собственный документ, где будут прописаны права и обязанности оператора в отношении сбора и обработки персональных данных пользователей.

В каких случаях НЕ нужно подавать заявление:

  • если вы обрабатываете персональные данные без средств автоматизации (компьютера),
  • если вы обрабатываете только внутренние персональные данные (сотрудников, клиентов или партнеров на основании договорных отношений),
  • если все данные ваших пользователей находятся в публичном доступе (например, комментарии к записям),
  • если вы собираете только ФИО пользователей,
  • общественным, религиозным и государственным структурам.

Всем сайтам, где пользователи оставляют адрес электронной почты, телефон или платежные данные, подавать заявление нужно.

План действий: документооборот

Шаг 1. Назначить лиц, ответственных за ПД

Необходимо назначить сотрудника, ответственного за обработку персональных данных в компании — речь идет о данных сотрудников, клиентов и партнеров. Это может быть бухгалтер или кто-то из руководства.

Шаг 2. Составить внутренние правила обращения с ПД

Нужно составить Правила обработки персональных данных в компании и в письменной форме ознакомить с ними сотрудников. В документе, в том числе, нужно отразить уровни доступа к конфиденциальным данным, согласно с должностными инструкциями. Все сотрудники должны подписать Обязательство о неразглашении персональных данных.

Правила обработки персональных данных должны быть прописаны отдельным разделом и в договорах с клиентами и партнерами компании. Также это можно сделать в форме Соглашения, которое подписывается в дополнение к существующему договору.

Не обязательно, но желательно

1. Защитить информационные системы

Если конфиденциальные данные пользователей задействованы в информационных системах (к примеру, в 1С, CRM и т.д.), нужно убедиться в высоком уровне их технической защищенности, составить специальный акт, а при наличии угроз — техническое задание на проект системы защиты с использование продукта, рекомендованного ФСТЭК. Процедура долгая и достаточно дорогая.

В первую очередь, это актуально для корпораций, больших интернет-магазинов, государственных и общественных учреждений. Особенно осторожными нужно быть владельцам компаний, которые собирают и обрабатывают данные более чем 100 000 субъектов, касающиеся политических взглядов, состояния здоровья, интимной жизни, расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений.

Риск проверки этого требования ФСТЭК и ФСБ РФ у малого и среднего бизнеса крайне мал. Бюджетный вариант для подстраховки — организовать хранение баз данных в облаке с помощью специального сервиса.

2. Перейти на защищенный протокол HTTPS

Установка протокола HTTPS для шифрования данных и их безопасной передачи не является требованием 152-ФЗ, но очень рекомендуется. Если вы до сих пор этого не сделали, то рекомендуем запланировать переход до конца 2018 года.

Для чего это нужно, если кратко: протокол исключает перехват информации сторонним сервисом и ее использование мошенниками, существенно повышая доверие и пользователей, и поисковых систем.

Для корректного перехода на HTTPS обратитесь к своему SEO подрядчику.

Однако практика показывает, что при проверке контролирующий орган скорее всего будет трактовать закон в свою пользу. Рекомендуем всем реализовать тот минимум, который мы изложили, и спать спокойно.

Для наших клиентов на продвижении мы сами выполняем требования к сайту (пункты 1-4).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ,от 27.12.2009 N 363-ФЗ, от 28.06.2010 N 123-ФЗ, от 27.07.2010 N 204-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ от 23.12.2010 N 359-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

  1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
  2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:
    • обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
    • организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
    • утратил силу. - Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ;
    • обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
    • предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
  • оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  • обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
  • автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
  • распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
  • предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
  • блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
  • уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
  • обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
  • информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
  • трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

  1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
  2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.
  3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
  4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данных

  1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
  2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
  3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
  4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
  5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
  6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
  7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 6. Условия обработки персональных данных

  1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
    • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
    • обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
    • обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
    • обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг;
    • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
    • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
    • обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
    • обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
    • обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
    • осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
    • осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
  2. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.
  3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
  4. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
  5. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Алексей Кондратов
Сооснователь и руководитель юридического отдела сервиса сайт, специалист в области защиты персоальных данных, юридического сопровождения стартапов и судебной защиты бизнеса.

Образование: юридический факультет Поморского государственного университета. Ранее работал на позиции CEO в компании «Иски Онлайн».

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в российском Кодексе Административных правонарушений. Увеличились размеры взысканий за нарушения по закону №152-ФЗ «О защите персональных данных», изменились некоторые формулировки. Новые правила заставили многих владельцев сайтов забеспокоиться о том, насколько их ресурсы соответствуют нормам закона. Пробуем разобраться.

Начнем с небольшой вводной информации. 152-ФЗ – первый в России современный закон о персональных данных. Он начал разрабатываться в 2000 году и вступил в силу 27 июля 2006 года. Основным положением закона стало обязательное согласие человека на обработку информации о нем в любых целях. Во время разработки 152-ФЗ были введены два новых термина, которыми закон оперирует до сих пор – субъект персональных данных и оператор персональных данных. Легко догадаться, что субъект – человек, личность которого можно установить, используя определенную информацию. Оператором же может стать как физическое, так и юридическое лицо, которое имеет доступ к личным данным субъекта. Последнее определение крайне важно для нас, поэтому остановимся на нем подробнее.

Кто по закону 152-ФЗ считается оператором персональных данных?

Органы государственной власти и муниципального управления, суды, образовательные и медицинские учреждения, работодатели, любые компании и организации, предоставляющие персональные услуги: банки, юридические фирмы, операторы мобильной связи, строительные компании, интернет-ресурсы – всё это операторы персональных данных, поскольку они в разной мере имеют доступ к личной информации людей.

Какие персональные данные пользователей могут быть на вашем сайте?

Чаще всего под персональными данными (ПДн) понимаются:

  • фамилия,
  • возраст,
  • место рождения,
  • фото,
  • адрес проживания,
  • номер телефона.

Также к персональным данным относятся сведения:

  • о семейном положении,
  • религиозных, философских и политических взглядах,
  • интимной жизни,
  • состоянии здоровья.

Обезличенные персональные данные и автоматически собираемая информация:

  • e-mail,
  • IP-адрес,
  • геолокация,
  • файлы cookie.

Какие есть формы сбора персональных данных на сайте?

  • Форма регистрации.
  • Форма заказа.
  • Форма обратной связи.
  • Кнопка «Заказать обратный звонок».
  • Форма подписки на e-mail рассылку.

Размеры штрафов после изменений 1 июля 2017 года

Номер статьи

Возможные нарушения

Размер штрафа

ч.1 ст.13.11 КоАП

  • Запрос сканов документов у посетителей сайта.
  • SMS- и e-mail рассылка без согласия клиента.
  • Любая дезинформация пользователей относительно цели ввода данных в форму на сайте.

Для физ. лиц - до 3 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

ст.13.11 КоАП

  • Обработка, сбор и хранение любых ПДн, в том числе IP-адресов и cookie, без электронной подписи пользователей.
  • Отсутствие на сайте документов «Политика конфиденциальности» и «Пользовательское соглашение».
  • Несоответствие документов требованиям закона, которое может возникнуть из-за ошибок при составлении.
  • Отсутствие дисклеймера при первом посещении сайта пользователем.

Для физ. лиц - до 5 т.р.

Для юр. лиц - до 75 т.р.

ч. 3 ст.13.11 КоАП

  • Отсутствие свободного доступа к Политике конфиденциальности для каждого посетителя сайта.

Для физ. лиц - до 1.5 т.р.

Для ИП - до 10 т.р.

Для юр. лиц - до 30 т.р.

ч. 4 ст.13.11 КоАП

  • Отказ, игнорирование или ложь в ответ на требование пользователя предоставить полную информацию о том, как хранят и обрабатывают его персональные данные.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 15 т.р.

Для юр. лиц - до 40 т.р.

ч. 5 ст.13.11 КоАП

  • Отказ удалить ПДн из публичного доступа по желанию пользователя.
  • Другие действия, нарушающие право субъекта отозвать согласие на обработку ПДн.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 45 т.р.

ч. 6 ст.13.11 КоАП

  • Хакерская атака, взлом базы данных третьими лицами, распространение ПДн пользователей.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

При совершении уголовного преступления к штрафу прибавляются дополнительные меры взыскания, в том числе блокировка ресурса и арест нарушителя.

Как это работает?

Чтобы выявить нарушения, Роскомнадзор проводит плановые, внеплановые (по заявлениям граждан) и документарные (с запросом документов) проверки сайтов. Например, в ходе проверки в 2016 году «Тамбовскую городскую юридическую компанию» оштрафовали за размещение формы обратной связи без сопроводительных документов, а зимой 2017 года за подобные нарушения были оштрафованы несколько астраханских сайтов.

Как избежать штрафа и блокировки сайта: 5 шагов

  1. Перенесите базы данных на российские сервера. Это требование закона N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нарушение закона может привести к блокировке ресурса – так, например, прекратила свою деятельность на территории России деловая социальная сеть LinkedIn.
  2. Составьте два документа – «Политику обработки персональных данных» и «Пользовательское соглашение». Обратите внимание, что публичная оферта заменяет документ о политике конфиденциальности. Крайне важно, чтобы документы не содержали в себе фактических и юридических ошибок. Лучше всего доверить эту работу профессиональному юристу. В 9 статье закона указано, что виртуальный документ равнозначен документу на бумажном носителе, поэтому никаких физических документов не потребуется.
  3. Подключите форму с согласием на обработку ПДн и обязательным чекбоксом ко всем полям сбора персональных данных на сайте.
  4. Убедитесь, что страница с «Политикой обработки персональных данных» доступна для прочтения каждому пользователю сайта.
  5. Отправьте бумажное и электронное уведомление в Роскомнадзор по установленной форме – ее можно найти на сайте Роскомнадзора. В соответствии со 22 статьей закона этот пункт является обязательным.

Если вы сомневаетесь в своей юридической компетенции или просто не хотите тратить много времени на формальности, есть более простое и практичное решение проблемы – сервис . Это простое, дешевое и быстрое решение для Вашего сайта и бизнеса.

Среди наших предложений, Вы, наверняка, сможете подобрать удобное Вам. Если Вы не хотите затягивать с решением проблемы, то можете уже сейчас. Возникающие юридические вопросы можно задать по телефону нашей службы поддержки 8 800 100 43 45 или ниже в форме комментариев.

В связи со сложной геополитической обстановкой в мире, Россия предпринимает определенные меры по защите личной жизни своих граждан. На законодательном уровне, это выражается внесением изменений в закон о защите персональных данных. В данном тексте вы узнаете суть происходящих изменений в законодательстве о персональных данных, а также об ответственности, которая наступает в связи с нарушением этого законодательства.

С развитием Всемирной сети Интернет у государства появились новые заботы – как обезопасить миллионы людей от несанкционированного использования их личных данных в мошеннических, либо других незаконных целях. Ежедневно в Сети совершается множество операций, предусматривающих, что человек даст доступ к определенному набору собственных данных и абсолютное большинство людей, не имеет ни малейшего понятия об элементарных правилах безопасности поведения в Интернете. Поэтому, государство старается возложить обязанности по защите персональных данных на организации, которые используют эти самые данные.

Как именно происходит их защита, кто должен принимать меры по ограничению доступа к персональным данным, что принесут изменения в закон о персональных данных от 01.09.2015 года и какая ответственность за нарушение этого закона? Все это вы узнаете в данной статье.

Краткий обзор закона №152-ФЗ

Основным законом, регулирующим обработку персональных данных различными субъектами, является от 27.07.2006 года №152-ФЗ (далее – закон 152-ФЗ).

Под его сферу попадают субъекты, которые осуществляют действия по обработке персональных данных с применением средств автоматизации (учитывая информационно-телекоммуникационные сети), либо без использования таких средств, при условии, что подобные действия позволяют совершать поиск или предоставлять доступ к персональным данным в базах, размещенных на материальном носителе или находящихся в картотеках, либо других систематизированных собраниях данных.

Не попадают под сферу регулирования закона 152-ФЗ следующие действия:

  • Обработка чужих персональных данных физическими лицами для собственных нужд (личных и семейных), при условии, что такая обработка не нарушает права владельца персональных данных;
  • Действия по организации архивов, которые попадают в сферу регуляции законодательства об архивном деле в РФ;
  • Обработка персональных данных, которые содержат сведения, отнесенные в соответствии с действующим законодательством РФ, к государственной тайне;
  • Персональные данные, относящиеся к деятельности судов, предоставленные в порядке, закрепленном соответствующими законодательными актами.

В п. 1 ст. 3 закона 152-ФЗ закреплено понятие «персональные данные» - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Субъекты, которые совершают действия по обработке персональных данных, называются «операторы». Расшифровка этого понятия закреплена в п. 2 ст. 3 закона 152-ФЗ: «оператор» - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

П.3 ст.3 закона 152-ФЗ раскрывает понятие «обработка персональных данных» - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Учитывая вышесказанное, можно подытожить, что действие закона 152-ФЗ распространяется, кроме прочего, на всех предпринимателей и организации, которые в процессе своей деятельности берут у клиентов данные, относящиеся к персональным, и осуществляют их обработку.

Вступающие в силу с 01.09.2016 года изменения в закон 152-ФЗ, будут вносить серьезные коррективы в деятельность бизнес структур и организаций, которые расширили свой бизнес в сеть Интернет и при помощи собственных сайтов собирают определенные персональные данные.

Закон о персональных данных: изменения

От 21.07.2015 года (далее – закон 242-ФЗ), с момента его принятия в середине 2014 года, в народе он получил название «закон о переносе серверов». Все, кто попадет под определение «оператор» и собирают персональные данные посредством своих сайтов, то есть предлагают совершать какие-либо рассылки, получить фирменную карту, скидки в обмен на имя, фамилию, e-mail, телефон, адрес проживания (для отправки фирменной корреспонденции) граждан РФ и так далее, с момента вступления изменений в силу обязаны будут хранить эти сведения в базах данных, которые находятся на территории России.

В противном случае, Роскомнадзор, по результатам проверки, может внести Интернет-ресурс, который не соответствует законодательным требованиям, в так называемый «черный» список, а его владельца привлечь к ответственности, в том числе к административной и уголовной.

Остается совсем мало времени до вступления изменений в силу и такие гиганты как eBay и Google уже вплотную занялись коррективами собственной деятельности под действующее российское законодательство, а Lenovo и Samsung уже завершили все действия по переносу баз данных.

В данной ситуации, у всех операторов, попадающих под действие этих изменений, еще есть немного времени, что бы совершить перенос баз данных, так как в законе №242-ФЗ нет видимых лазеек для его обхода.

Так как нет ясной картины целей, которые преследует государство, внося данные изменения, скорее всего к концу года будет понятно, зачем так срочно понадобилось переместить все персональные данные о гражданах России на «отечественные» сервера. Также, почти без сомнений, нас ждет обширная судебная практика, касающаяся данного вопроса.

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Исходя из норм ст. 24 закона 152-ФЗ, лица, нарушившие требования данного закона, несут ответственность предусмотренную законодательством РФ.

Административная ответственность установлена статьями 13.11, 13.14 и 19.7 КоАП РФ.

Уголовная ответственность устанавливается при наличии в составе преступления, признаков нарушения неприкосновенности частной жизни. В таком случае применяется статья 137 УК РФ.

Учитывая объемы и состав действий, нарушающих нормы закона 152-ФЗ, могут быть применены и иные статьи КоАП РФ и УК РФ.

Об обновлении закона в 2019 году

Летом 2017 года Госдума РФ рассмотрела и одобрила новую версию закона о персональных данных, который получил новое название: Федеральный закон от 29.07.2017 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

В частности, он расширил перечень оснований для привлечения к административной ответственности за незаконную обработку персональных данных (ПДн) и увеличил штрафы.

Персональные данные: штрафы

Основание Размер штрафа
Физлица Должностные лица Юрлица ИП
Обработка ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ; обработка ПДн, несовместимая с целями сбора ПДн предупреждение или штраф — от 1000 до 3000 руб. предупреждение или штраф — от 5000 до
10 000 руб.
предупреждение или штраф — от 30 000 до 50 000 руб.
Обработка ПДн без письменного согласия на то их субъекта от 3000 до 5000 руб. от 10 000 до 20 000 руб. от 15 000 до 75 000 руб.
Невыполнение обязанности по опубликованию или обеспечению доступа к документу, определяющему политику по обработке ПДн, или сведениям по защите ПДн от 700 до 1500 руб. от 3000 до 6000 руб. от 15 000 до 30 000 руб. от 5000 до 10 000 руб.
Непредоставление субъекту ПДн информации по их обработке предупреждение или штраф — от 1000 до 2000 руб. предупреждение или штраф — от 4000 до 6000 руб. предупреждение или штраф — от 20 000 до 40 000 руб. предупреждение или штраф — от 10 000 до 15 000 руб.
Невыполнение оператором требования субъекта ПДн или его представителя об уточнении, блокировке, уничтожении (если ПДн неполные, устаревшие, неточные, незаконно получены, не являются необходимыми для заявленной цели обработки) предупреждение или наложение штрафа в размере от 1000 до 2000 руб. предупреждение или штраф — от 4000 до
10 000 руб.
предупреждение или штраф — от 25 000 до 45 000 руб. предупреждение или штраф — от 10 000 до 20 000 руб.
Необеспечение оператором при обработке ПДн без средств автоматизации обязанности по сохранности ПДн, что привело к неправомерному или случайному доступу к ПДн и стало причиной их уничтожения, изменения, блокирования, копирования от 700 до 2000 руб. от 4000 до
10 000 руб.
от 25 000 до 50 000 руб. от 10 000 до 20 000 руб.
Невыполнение оператором (гос. или муниципальным органом) обязанности по обезличиванию ПДн; несоблюдение требований по обезличиванию ПДн предупреждение или наложение административного штрафа — от 3000 до 6000 руб.

Обратите внимание: именно такое основание, как обработка ПДн без получения согласия их субъекта, предусматривает самые крупные штрафы для всех категорий нарушителей — до 75 000 руб.

В связи с этим возникает много вопросов, наиболее часто задаваемые:

  • Являюсь ли я оператором персональных данных?
  • Распространяется ли на меня закон о персональных данных?
  • Как уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных?
  • Что делать владельцу сайта, чтобы избежать штрафов?

Давайте разбираться со всеми вопросами по порядку.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча