18.06.2019

Возможность проведения повторного первого собрания кредиторов. Собрание кредиторов в процедуре несостоятельности. Какими правами наделяются участники


События последних десятилетий в истории развития российской экономики показывают, что закономерные процессы, которые затронули деятельность тех или иных предприятий, для многих закончились процедурой банкротства и ликвидации. Такая опасная тенденция есть и сегодня. Поэтому необходимо иметь четкое понимание процедур, сопровождающих этот процесс, а также прав и обязанностей их участников. Опираясь на , кредиторы вправе реализовывать свои права по отношению к должнику как индивидуально, так и коллегиально (в составе объединения). Удовлетворение требований к должнику является их основной целью, для достижения которой законодатель предоставил им особые права.

Существуют два коллегиальных органа, призванные урегулировать взаимоотношения с должником: комитет и собрание кредиторов. Комитет образуется, только если этого захотят все участники, тогда как собрание кредиторов существует в каждом конкурсном процессе, за исключением случаев, когда конкурсный процесс проходит при участии единственного заинтересованного лица.

Процесс подготовки к проведению собрания кредиторов российским законодательством отнесен к праву арбитражного управляющего. Но в некоторых случаях это право становится его обязанностью. Если управляющий не исполнил соответствующую обязанность, то созывать собрание могут лица, требующие его созыва.

Правовая сторона процедуры банкротства

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» четко определен круг лиц, по инициативе которых созывается собрание кредиторов. Это требование может исходить от следующих субъектов конкурсного процесса:

  • арбитражного управляющего;
  • конкурсных, налоговых и иных уполномоченных органов, претензии к должнику которых составляют не менее 10% от общей суммы требований к должнику, внесенных в соответствующий реестр;
  • одной трети от числа конкурсных и уполномоченных органов.

Собрание кредиторов по требованию указанных выше субъектов созывается в трехнедельный срок с момента их обращения к нему с соответствующим требованием. Регламент гласит, что все субъекты, участвующие в конкурсном процессе, и уполномоченные органы, с четко определенными к проведению собрания кредиторов требованиями, включенными в соответствующий реестр, получают статус участника, имеющего право голоса.

Собрание кредиторов традиционно проводится по месту нахождения должника или органов его управления. Тем не менее, по его решению, может быть определено иное место, а в случае невозможности проведения его по месту нахождения должника или его органов управления к относится определение места проведения собрания кредиторов.

Определение основных вопросов

Законом о банкротстве обозначен целый ряд вопросов, касающихся судьбы должника, эти вопросы определяет компетенция собрания кредиторов, которая признана исключительной. К таким вопросам относятся:

  • введение финансового оздоровления, и изменение срока их проведения, обращение с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • утверждение и изменение плана внешнего управления;
  • утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • утверждение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, конкурсного управляющего;
  • выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • установление размера и порядка выплаты ;
  • увеличение размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • заключение мирового соглашения;
  • обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об ;
  • образование комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета и досрочное прекращение полномочий комитета;
  • отнесение к компетенции комитета вопросов, решения по которым, в соответствии с Законом о банкротстве принимает собрание кредиторов или комитет, за исключением вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
  • избрание представителя собрания кредиторов.

Понятие и компетенция первого собрания

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разделяет понятие первого собрания кредиторов, всех последующих процедур и их периодичность.

Поворотным моментом в деле о банкротстве правомерно является первое собрание, поскольку именно на нем решается судьба должника.

На этом этапе выносится основное требование и решение о дальнейшем ходе процесса. Полномочия кредиторов (представителя собрания кредиторов) состоят в том, что ими может быть избрана либо ликвидационная процедура, т.е. конкурсное производство, либо реабилитационная процедура, т.е. финансовое оздоровление или внешнее управление должника. Помимо этого, они могут остановиться на заключении мирового соглашения.

В том случае когда целью является удовлетворение денежных требований, а судьба предприятия-должника абсолютно неинтересна, то исходом первого собрания кредиторов становится решение о переходе к конкурсному производству, так как применение к должнику процедур внешнего управления или санации (финансового оздоровления) только отсрочит момент удовлетворения требований. Практика также показывает, что процедуры реабилитации, применяемые к предприятию-должнику, весьма редко приводят к восстановлению его финансового благополучия и представляют собой лишь способ оттянуть время до начала участия в конкурсном производстве и ликвидационного процесса, который может начаться сразу после проведения собрания кредиторов.

Если же при помощи определенных полномочий должнику хотят помочь остаться полноценным предприятием и восстановить способность выполнения своих финансовых обязательств, сохранить свои позиции на рынке, то итогом проведения первого собрания кредиторов будет решение о введении в отношении должника процедур финансового оздоровления или внешнего управления. Идеальным выходом из создавшейся ситуации для всех сторон было бы, конечно, заключение мирового соглашения, что на практике почти не встречается.

Подготовка первого собрания

Подготовка и проведение первого собрания кредиторов — полномочия и прямая обязанность временного управляющего. Правила гласят, что именно он определяет дату его проведения и уведомляет о ней всех выявленных заинтересованных лиц. Первое собрание должно пройти не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения, а его протокол, вместе с отчетом временного управляющего, должен быть предоставлен в арбитражный суд не позднее чем за пять дней до даты его заседания, указанной в определении арбитражного суда о .

Субъектов, участвующих в первом собрании кредиторов и имеющих определенные полномочия, можно условно разделить на группы. В одну из них входят лица, наделенные полным объемом прав, в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение собрания. К ним относятся конкурсные и уполномоченные органы.

Во вторую можно выделить лиц с ограниченными правами на участие. Основное ограничение прав, по сравнению с предыдущей группой, заключается в отсутствии права голоса на собрании. Сюда относятся: руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Статьей 12 Закона о банкротстве к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий. Основным вопросом, подлежащим разрешению на первом собрании, конечно, является вопрос дальнейшей судьбы должника: здесь принимается решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства.

Основные вопросы первого собрания

Закон о банкротстве четко установил перечень вопросов, входящих в компетенцию первого собрания кредиторов, в отличие от остальных собраний. В соответствии со ст.73 Закона, к компетенции первого собрания кредиторов относится:

  • принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения о и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • образование комитета, определение количественного состава и полномочий комитета, избрание членов комитета кредиторов;
  • определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, ;
  • определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

На заседании арбитражного суда решение первого собрания кредиторов является серьезным аргументом для принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или введении внешнего управления, или утверждения мирового соглашения.

Кроме того, Закон о банкротстве предъявляет определенные требования к решениям первого собрания. Существуют определенные правила и процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Так, согласно статье 74 Закона о банкротстве:

  • решение о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности;
  • решение о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления;
  • в решении об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также может содержаться предлагаемый ;
  • решение о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные ст. 151 Закона о банкротстве.

Значение первого собрания кредиторов в делах о банкротстве

Следует признать, что к подготовке и проведению собрания кредиторов следует относиться с должным вниманием, поскольку только при грамотном и ответственном подходе к делу можно предопределить то или иное решение, используя как организационные, так и психологические нюансы.

Проведению собрания кредиторов на практике придают достаточно серьезное значение. Это не просто необходимая, но одна из важнейших процедур в делах, касающихся банкротства. Чтобы осознать ее истинную роль, нужно четко представлять, что арбитражные суды в большинстве случаев предпочитают принимать решения, утвержденные во время первого, а иногда и повторного собрания кредиторов. Поэтому протокол, имеющийся в деле, — это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения. Следовательно, собрание — одна из важнейших процедур в деле о банкротстве, которая существенно влияет на конечный результат этого процесса.

Одной из важных проблем жизни российского государства всегда была проблема правовой грамотности населяющих его людей. Некомпетентность в самых простейших юридических вопросах, неосведомленность общества о своих правах и обязанностях и, как следствие, невозможность полноценно и качественно отстаивать свои интересы — печальная картина современности.

Собрание кредиторов: участники, компетенция, порядок проведения

Собрание кредиторов действует в любом конкурсном процессе, в отличие от комитета , который образуется не всегда, а только если этого пожелают кредиторы (за исключением ситуаций, когда конкурсных кредиторов 50 и более). Комитет избирается на период проведения любой из процедур конкурса - наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Собрание не созывается только в том случае, если в конкурсном процессе участвует единственный кредитор.

Участники собрания кредиторов - все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы с установленными на момент проведения собрания требованиями. Эти участники имеют на собрании право голоса. Организация и проведение собрания кредиторов является как правом, так и в некоторых случаях обязанностью такого субъекта, как арбитражный управляющий .

Закон о банкротстве установил, что созывать собрание могут лица, требующие его созыва, если управляющий не исполнил соответствующую обязанность.

Исключительная компетенция собрания кредиторов (перечень вопросов, которые не могут быть переданы собранием на разрешение иным лицам или органам (например, комитету):

— принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
— утверждение и изменение плана внешнего управления;
— утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
— утверждение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего;
— выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного, внешнего или конкурсного управляющего;
— выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией;
— принятие решения о заключении мирового соглашения;
— принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении его количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
— отнесение к компетенции комитета кредиторов принятие решений, которые в соответствии с Законом о банкротстве принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех решений собрания кредиторов, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
— избрание представителя собрания кредиторов.

Количество голосов, предоставленных участнику собрания кредиторов, пропорционально количеству его требований. Таким образом, крупные кредиторы обладают значительно большими, чем мелкие, возможностями в конкурсном процессе. При этом учитывается общая сумма требований кредиторов по обязательствам, а также требований налоговых и иных уполномоченных органов по уплате обязательных платежей. Суммы неустоек и штрафов в расчет не берутся (!).

Закон в ст. 61 подтвердил возможность обжалования всех определений и установил, что обжалование не является препятствием для совершения процессуальных действий по делу о банкротстве и основанием для приостановления их действия.

Порядок уведомления участников о проведении собрания определен ст.13. Уведомление должно быть направлено субъектам, имеющим право участвовать в собрании, по почте не позднее чем за 14 дней до даты его проведения либо иным способом, обеспечивающим получение уведомления не менее чем за 5 дней до этой даты.

Просим также обратить внимание, что на нашем сайте можете подробнее ознакомиться банкротство ип , банкротство ип стоимость , правильно и грамотно написать заявление о банкротстве ип , а также к чему все это может привести последствия банкротства ип , и обсудить на форумах банкротства ИП . И у вас возникает вопрос — как спишутся долги ИП .

Также доводим до вашего сведения, что услуги и стоимость банкротства ип дешевое банкротство .

1) когда общее количество участвующих в собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 500;
2) при наличии обстоятельств, делающих иной способ уведомления невозможным (например, при отсутствии сведений, необходимых для личного уведомления кредитора).

Как правило, собрание проводится по месту нахождения юридического лица-должника.

Можно выделить две категории решений, принимаемых собраниями кредиторов - в зависимости от способа голосования:
1) решения, для принятия которых необходимо, чтобы за решение было отдано более 50% голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Названным порядком принимаются все решения, для которых не установлено исключений;
2) если исключение установлено, то решение принимается повторным собранием при условии, что за него подано более чем 30% голосов от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов.

Квалифицированным порядком должны приниматься следующие решения:

— об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов; о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;
— о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении графика погашения задолженности;
— о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении плана внешнего управления;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;
— об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
— о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемым по ним решениям;
— о заключении мирового соглашения.

Собрание проводится:
+ по инициативе арбитражного управляющего;
+ по инициативе комитета кредиторов; по инициативе кредиторов, требования которых составляют 10% от общей суммы требований; по инициативе более чем одной трети конкурсных кредиторов с установленными требованиями.

В последних случаях у арбитражного управляющего возникает особая обязанность: организовать проведение собрания. Собрание должно быть созвано в течение 2 недель с момента соответствующего обращения. За неисполнение этой обязанности управляющий может быть привлечен к ответственности.

Уведомление кредиторов о проведении собрания кредиторов: порядок, сроки, способы

Закон не регламентирует последствий отсутствия уведомления; представляется, что кредитор, доказавший факт отсутствия уведомления, может ставить вопрос о неправомочности собрания, что повлечет недействительность принятых им решений (при этом суд должен обращать внимание на размер требований неуведомленного кредитора). Кроме того, в таких случаях можно говорить о недобросовестности арбитражного управляющего, выразившейся в ненадлежащем исполнении обязанности по уведомлению кредиторов о дате проведения собрания. Кредиторы, у которых в результате возникли убытки (например, связанные с проездом к месту проведения собрания), могут потребовать возмещения управляющим этих убытков. В связи с созывом нового собрания убытки возникают и у должника - это расходы, связанные с созывом и проведением нового собрания.

Во избежание подобных проблем управляющий, уведомляя кредиторов о времени и месте проведения собрания, должен иметь доказательства, что уведомление произведено с соблюдением всех требований Закона.

Пункт 4 статьи 14 говорит о проведении собрания по месту нахождения должника либо органов управления должника, но собрание или комитет кредиторов могут определить иное место. При невозможности проведения собрания по месту нахождения должника либо органов его управления место его проведения определяется арбитражным управляющим. Закон (ч.3 п.4 ст.14) устанавливает, что дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в собрании лиц, имеющих такое право. Недостатком этой нормы является то, что она носит оценочный характер, так как не определяет критериев понятия «препятствия» для участия в собрании, что может повлечь злоупотребления как со стороны управляющих, так и со стороны судов. Кроме того, указанная норма не определяет возможные последствия установления таких даты, времени, места проведения собрания, которые все-таки препятствуют участию в нем. Представляется, что вопрос о недействительности решений таких собраний ставить в принципе можно, но с учетом размера требований кредитора, который не смог принять участия в собрании по указанным причинам. Просим также обратить внимание, что на нашем сайте можете подробнее ознакомиться

Голосование на собраниях организуется следующим образом. Перед собранием управляющий проводит регистрацию кредиторов. При этом на практике необходимо проверить наличие полномочий у них или их представителей - следует отметить, что управляющий нередко совершенно обоснованно не допускает представителей до участия в собраниях либо комитетах по причине неправильного оформления доверенностей, например, представляется доверенность на получение материальных ценностей. Зарегистрированным участникам управляющий выдает бюллетень для голосования, в котором обычно указываются следующие данные: регистрационный номер; наименование (имя) кредитора и сумма его требований; дата, время и место проведения собрания; вопросы, подлежащие рассмотрению, и очередность голосования по каждому из них; разъяснение порядка голосования и указание на необходимость подписания бюллетеня кредитором.

Количество голосов, предоставленных участнику собрания кредиторов, пропорционально количеству его требований; таким образом, крупные кредиторы обладают значительно большими, чем мелкие, возможностями в конкурсном процессе. При этом учитывается общая сумма требований кредиторов по обязательствам, а также уполномоченных органов (ФСФО РФ) с требованиями по уплате обязательных платежей; суммы неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций в расчет не берутся. Суммы убытков, на мой взгляд, должны включаться в размер суммы требований для определения количества голосов на собрании (расчет убытков - единственная возможность для кредитора с неденежными требованиями участвовать в конкурсном процессе). Закон 1998 г. не отвечает на вопрос о включении убытков в размер требования, а Закон 2002 г. прямо устанавливает, что убытки не учитываются как для определения признаков наличия банкротства, так и для целей определения числа голосов на собрании.

Можно выделить две категории решений, принимаемых собраниями кредиторов, - в зависимости от способа голосования (точнее, можно сказать о двух способах голосования при принятии определенных решений).

Во-первых, это такие решения, для принятия которых необходимо, чтобы за решение было отдано более 50% голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Это общее правило, принятое и Законом 1998 г., и Законом 2002 г. Однако Закон 1998 г. устанавливал, что в соответствии с этим правилом принимаются:

Все решения, для которых не установлено исключений;

Решения, для которых установлены исключения, если эти решения принимаются на повторном собрании, при том, что на первом собрании решение принять не удалось.

Закон 2002 г. устанавливает, что названным порядком принимаются все решения, для которых не установлено исключений; если исключение установлено, то решение принимается повторным собранием, но не большинством голосов от присутствующих, а если за него проголосовали более чем 30% голосов от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов (подробнее о проблемах, связанных с установлением такого порядка, будет сказано ниже).

Во-вторых, это такие решения, для принятия которых необходимо большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, т.е. решения принимаются квалифицированным голосованием. Это исключение из общего правила; таким образом принимаются решения, прямо названные в законе (их перечень является исчерпывающим). Закон 1998 г. предписывал принимать квалифицированным порядком следующие решения:

О введении внешнего управления;

О продлении внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.

Закон 2002 г. несколько дополнил этот перечень; в настоящее время особым порядком принимаются следующие решения:

Об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;

О досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;

О введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный

Об утверждении графика погашения задолженности;

О введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

Об утверждении плана внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

О выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;

Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;

О включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;

О заключении мирового соглашения.

Как видим, это наиболее важные для должника решения, поэтому для их принятия предъявляются более жесткие требования (заметим, что вопросы исключительной компетенции общего собрания совпадают с вопросами, голосуемыми квалифицированным порядком, не в полной мере).

Кредиторы должны быть уведомлены о том, какие именно вопросы будут рассматриваться на собрании - если заинтересованность в принятии данного решения у кредитора отсутствует, он не приедет на собрание, но в этом случае, возможно, решение не будет принято.

Если такое решение не принято на первом собрании кредиторов, то для его принятия управляющий может созвать повторное собрание, на котором то же решение будет приниматься несколько иным порядком. Управляющий обязан сообщить кредиторам о том, что созывается повторное собрание для принятия решений, не принятых первым собранием. Естественно, как на первом, так и на повторном собрании могут обсуждаться и другие вопросы (обратим внимание на то, что собрание должно быть именно повторным - практике известны случаи, когда управляющий ставил какой-то вопрос на повторное голосование на этом же собрании, что совершенно незаконно). Количество повторных собраний Закон не регламентирует, т.е. они могут проводиться несколько раз, если позволяет время.

Серьезные проблемы связаны с нормой п. 3 ст. 15 Закона, устанавливающей порядок голосования на повторном собрании: оно правомочно принимать решения, если "за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем 30% общего числа голосов". Очевидно, это не требование к кворуму - оно установлено п. 4 ст. 12 Закона.

Норма п. 3 ст. 15 Закона является императивной.

Проблема возникнет в ситуации, когда на повторное собрание явились кредиторы с большим количеством голосов (например, с 90%) и большинство проголосовало против решения. Например, из этих 90% требований 35% были отданы за принятие решения, а 55% - против. Считается ли решение принятым? Буквальное толкование п. 3 ст. 15 Закона приведет к положительному ответу на данный вопрос, что совершенно неразумно. Очевидно, что Закон исходил из того, что на повторное собрание не придет намного больше кредиторов, чем на первое.

Представляется необходимым ограничительное толкование п. 3 ст. 15 Закона - эта норма должна применяться только в случаях, когда на повторном собрании за решение отданы 30% голосов, а против - меньшее их количество.

Для сравнения. Так же, как и Законом 1998 г., вопрос голосования решается Законами Узбекистана и Казахстана (последний добавляет к числу решений, принимаемых большинством от общей суммы требований, избрание комитета кредиторов). Закон Эстонии устанавливает противоположный порядок, в соответствии с которым все решения принимаются большинством от общей суммы требований, и только на повторном собрании достаточно большинства от числа требований присутствующих на собрании кредиторов.

Интересен порядок определения количества голосов кредиторов, установленный Законом Латвии. В соответствии с п. 5 ст. 8 этого Закона "количество голосов на собрании кредиторов определяется путем принятия за один голос количества наименьших известных требований; количество голосов остальных кредиторов устанавливается путем деления требований каждого кредитора на наименьшее известное требование. Количество голосов каждого кредитора определяется перед каждым собранием с учетом изменений в составе необеспеченных кредиторов и сумм требований".

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Ершовой С.Д.,

Судей Матвеевой С.В., Хоронеко М.Н.,

При ведении протокола секретарем судебного заседания Седухиной И.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Расцвет Ильича» Власенко Олега Александровича на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.11.2015 по делу № А07- 18156/2014 (судья Боженов С.А.).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.11.2014 общество с ограниченной ответственностью «Расцвет Ильича» (ИНН 0227006656, ОГРН 1100264000462, далее – общество «Расцвет Ильича», должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника; конкурсным управляющим утвержден Власенко Олег Александрович, член некоммерческого партнерства «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие».

06.07.2015 Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего Власенко О.А. в порядке, предусмотренном статьей 60 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) (с учетом уточнения, л.д. 2-5, 26-28).

Определением арбитражного суда от 10.11.2015 жалоба ФНС России удовлетворена частично, суд признал незаконными действия (бездействие) конкурсного управляющего общества «Расцвет Ильича» Власенко О.А. в части нарушения срока назначения собрания кредиторов с повесткой дня об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника (далее - Положение о продаже имущества должника), а также по обращению в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об утверждении Положения о продаже имущества должника; в удовлетворении в остальной части жалобы отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, конкурсный управляющий Власенко О.А. обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить определение арбитражного суда от 10.11.2015 в части удовлетворения жалобы уполномоченного органа.

Конкурсный управляющий полагает не объективным вывод суда первой инстанции о непринятии им мер к проведению собрания кредиторов должника с вопросом об утверждении Положения о продаже имущества должника в срок до 10.03.2015, поскольку формирование реестра требований кредиторов закончилось только 20.03.2015; право требования о проведении оценки у ФНС России и основного конкурсного кредитора открытого акционерного общества «Росагролизинг» (94% голосов) истекло 05.03.2015. Учитывая предусмотренные законом сроки для обжалования судебных актов о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов должника, конкурсный управляющий 08.04.2015 направил в адрес кредиторов уведомление о проведении собрания кредиторов 24.04.2015, в повестку дня которого в том числе был включен вопрос об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника. В связи с тем, что 24.04.2015 собрание кредиторов должника не состоялось в связи с отсутствием кворума, конкурсным управляющим было назначено повторное собрание кредиторов на 17.07.2015 с теми же вопросами повестки дня. При этом, в Положение о продаже имущества должника по требованию уполномоченного органа конкурсным управляющим были внесены изменения. Таким образом, Власенко О.А. полагает, что мог обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении Положения о продаже имущества должника только после собрания кредиторов, назначенного на 17.07.2015, что и было им сделано 06.08.2015, по истечении предусмотренного Законом о банкротстве срока на обжалование решений собраний кредиторов.

ФНС России, конкурсный управляющий Власенко О.А., иные лица, участвующие в деле о банкротстве общества «Расцвет Ильича», надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФНС России, заявляя о ненадлежащем исполнении Власенко О.А. обязанностей конкурсного управляющего должника, указала на следующие нарушения арбитражным управляющим требований законодательства, допущенные, по мнению уполномоченного органа, при проведении процедуры конкурсного производства:

1) нарушение сроков проведения инвентаризации имущества должника (пункт 4 статьи , пункт 2 статьи Закона о банкротстве);

2) нарушение сроков представления собранию кредиторов для утверждения Положения о продаже имущества должника (пункт 1.1 статьи Закона о банкротстве);

3) несвоевременное обращение в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об утверждении Положения о продаже имущества должника (абзац 2 пункта 1.1 статьи Закона о банкротстве);

4) назначение собрания кредиторов на нерабочий праздничный день 17.07.2015 (Ураза-Байрам), что препятствовало принятию участия в собрании кредиторов представителю уполномоченного органа (пункт 4 статьи Закона о банкротстве).

Указанные обстоятельства, по мнению уполномоченного органа, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Власенко О.А. возложенных на него обязанностей и наличии оснований для удовлетворения жалобы.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в отзыве указало на обоснованность заявленной уполномоченным органом жалобы, поддерживая его позицию (л.д. 79-82).

Конкурсный управляющий в отзыве возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на необоснованность ее доводов (л.д. 42-44).

Удовлетворяя заявление уполномоченного органа в части признания незаконным действий (бездействия) Власенко О.А., выразившихся в нарушении сроков представления собранию кредиторов для утверждения Положения о продаже имущества должника, несвоевременном обращении в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об его утверждении, суд первой инстанции исходил из того, что собрание кредиторов по вопросу утверждения Положения было назначено только на 24.04.2015, то есть по истечении двух месяцев с даты проведения инвентаризации (07.02.2015), повторное собрание – на 17.07.2015, которые не состоялись в связи с отсутствием кворума; с ходатайством об утверждении Положения о продаже имущества должника конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд лишь 06.08.2015, что свидетельствует о нарушении пункта 1.1 статьи Закона о банкротстве.

Отказывая в удовлетворении остальной части жалобы, суд первой инстанции не усмотрел нарушений конкурсным управляющим Власенко О.А. положений законодательства о банкротстве и прав уполномоченного органа.

Выводы суда в части отказа в удовлетворении жалобы конкурсным управляющим не оспариваются; лица, участвующие в деле, возражений в отношении пересмотра судебного акта в обжалуемой части не заявили, в связи с чем оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции с учетом требований части 5 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.

Исследовав и оценив представленные доказательства, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.

В соответствии с пунктом 4 статьи Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В силу пункта 1 статьи Закона о банкротстве лицам, участвующим в деле о банкротстве, в целях защиты нарушенных прав и законных интересов предоставлено право на подачу жалобы в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей.

По смыслу данной нормы права основанием удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству о банкротстве и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя жалобы.

Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях , Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий конкурсного управляющего незаконными и отстранения от исполнения возложенных на него обязанностей.

В соответствии с пунктом 2 статьи Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

Согласно пункту 1.1 статьи Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложение о продаже имущества должника, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено такое предложение, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи этого имущества.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инвентаризация имущества общества «Расцвет Ильича» проведена конкурсным управляющим Власенко О.А. в период с 12.01.2015 по 07.02.2015, по результатам которой выявлен крупно-рогатый скот в количестве 42 голов, балансовой стоимостью 3 641 400 руб.

Сведения об инвентаризации имущества должника опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 10.02.2015 (л.д. 15).

Таким образом, с учетом положений пункта 1.1 статьи Закона о банкротстве конкурсный управляющий Власенко О.А. обязан был представить собранию кредиторов для утверждения Положение о продаже имущества должника в срок до 10.03.2015.

Между тем, как правильно обращено внимание судом первой инстанции, конкурсным управляющим собрание кредиторов по вопросу утверждения Положения о продаже имущества должника назначено только на 24.04.2015, то есть по истечении двух месяцев с даты проведения инвентаризации (л.д. 14), что свидетельствует о нарушении Власенко О.А. вышеуказанной нормы Закона о банкротстве.

Доводы конкурсного управляющего о том, что формирование реестра требований кредиторов закончилось только 20.03.2015, после включения в него последнего кредитора – ГУСП «МТС «Центральная», предъявившего требование в установленный законом срок, поэтому без сформированного по закону реестра требований кредиторов невозможно было провести собрание кредиторов, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку сумма требования указанного кредитора составляет 36 044 руб. 80 коп. (менее 1 % голосов) (л.д.48, 59), в связи с чем право требования проведения оценки имущества должника в соответствии со статьей Закона о банкротстве у указанного кредитора отсутствует.

Учитывая, что требования остальных кредиторов (ГУП «Башагропродукт», ОАО «Росагролизинг», ФНС России) включены в реестр требований кредиторов должника определениями арбитражного суда от 03.02.2015 и от 19.02.2015, у конкурсного управляющего имелась возможность представить собранию кредиторов для утверждения Положение о продаже имущества должника в срок до 10.03.2015. В случае поступления от кредиторов требования о привлечении оценщика для проведения оценки имущества, решение по вопросу об утверждении Положения о продаже имущества должника могло быть отложено (не принято) до проведения оценки имущества.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что собрание кредиторов по вопросу об утверждении Положения о продаже имущества должника, назначенное на 24.04.2015, не состоялось в связи с отсутствием кворума (л.д. 46-47). Повторное собрание кредиторов, назначенное на 17.07.2015 (праздничный день Ураза-Байрам), также не состоялось по указанной причине (л.д. 57-58).

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с ходатайством об утверждении Положения о продаже имущества должника с нарушением требований абзаца второго пункта 1.1 статьи Закона о банкротстве, а именно 06.08.2015 (по истечении более трех месяцев после собрания кредиторов, назначенного на 24.04.2015).

Из содержания данной правовой нормы следует, что механизм обращения конкурсного управляющего в суд за утверждением Положения о продажи имущества должника обеспечивает гарантии движения дела о банкротстве в случае, если собрание кредиторов по тем или иным причинам не рассмотрело предложения управляющего или отказалось их утвердить. При этом двухмесячный срок предусмотрен законодателем в целях обеспечить возможность созыва повторных собраний кредиторов (комитета кредиторов) в случае отсутствия кворума или срыва собрания (комитета) кредиторов.

В связи с этим представляется излишним выдерживание конкурсным управляющим трехмесячного срока для проведения повторного собрания кредиторов, а в последующем двух месячного срока для обращения в суд по вопросу утверждения Положения о продажи имущества должника.

Поскольку пунктом 2 статьи Закона о банкротстве установлен шестимесячный срок процедуры конкурсного производства, следует исходить из того, что в указанный срок должны быть завершены все мероприятия конкурсного производства, включая реализацию имущества должника и расчеты с кредиторами.

Учитывая изложенное, исходя из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности согласно требованиям статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами Закона о банкротстве, суд апелляционной инстанции полагает, что ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей привело к затягиванию процедуры банкротства, и, как следствие, к увеличению расходов на проведение конкурсного производства, что не согласуется с обязанностью арбитражного управляющего действовать разумно и добросовестно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи Закона о банкротстве), а также к нарушению прав и законных интересов должника, кредиторов и уполномоченного органа.

Ссылка конкурсного управляющего на то, что Законом о банкротстве предусмотрено право, а не обязанность конкурсного управляющего обратиться в суд с ходатайством об утверждении порядка продажи имущества должника, судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку установление указанного права делегирует конкурсному управляющему полномочия, в случае наличия разногласий с кредиторами, в целях не затягивания процедуры банкротства и соблюдения прав и законных интересов должника, кредиторов, утвердить с помощью арбитражного суда Положение в разумные сроки.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части, заявитель апелляционной жалобы не указал.

Арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены оспариваемого определения арбитражного суда от 10.11.2015, апелляционной инстанцией не установлено.

С учетом вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.

Руководствуясь статьями , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.11.2015 по делу № А07-18156/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Расцвет Ильича» Власенко Олега Александровича – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.Д. Ершова

Судьи: С.В. Матвеева

1. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов собранием кредиторов принимаются решения:
об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов;
о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов;
о введении финансового оздоровления, об изменении срока его проведения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении графика погашения задолженности;
о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении плана внешнего управления;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решениях;
о заключении мирового соглашения в порядке и на условиях, которые установлены пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона.
3. В случае, если на собрании кредиторов, созванном для принятия решений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не представлено необходимое для принятия решений число голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, созывается повторное собрание кредиторов, которое правомочно принимать такие решения, если за них проголосовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, число голосов которых составило более чем тридцать процентов общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены.
4. В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.
Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов.
5. Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 15

1. Правомочным может считаться только решение собрания кредиторов, принятое с соблюдением требований, предусмотренных комментируемой статьей.
2. Как отмечалось (см. комментарий к ст. 12), в отличие от ранее действовавшего Закона о банкротстве 1998 г., по новому Закону о банкротстве во всех собраниях кредиторов принимают участие с правом голоса не только конкурсные кредиторы, но и уполномоченные органы (которые ранее обладали правом голоса лишь на первом собрании кредиторов).
3. По общему правилу решение собрания кредиторов считается принятым, если за него подано простое большинство голосов от общего количества голосов конкурсных кредиторов, участвующих в собрании кредиторов.
4. В п. 2 комментируемой статьи названы те решения собрания кредиторов, принятие которых требует квалифицированного большинства голосов. Четыре из указанных решений предусматривались и Законом о банкротстве 1998 г. (п. 2 ст. 14).
Решение о введении внешнего управления принимается на первом собрании кредиторов в период наблюдения или в порядке досрочного прекращения финансового оздоровления (п. 4 ст. 87).
Решение о продлении внешнего управления может быть принято собранием кредиторов в период внешнего управления, в частности в том случае, если план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, предусматривает более длительный срок его осуществления, нежели тот, который был определен арбитражным судом, но в пределах максимального срока внешнего управления, предусмотренного Законом о банкротстве (см. комментарий к ст. 108).
Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может быть принято первым собранием кредиторов в период наблюдения по результатам заслушивания сообщения временного управляющего о финансовом состоянии должника. Такое решение собрания кредиторов, несмотря на то, что оно принимается квалифицированным большинством голосов участников первого собрания кредиторов, не является обязательным для арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве: в некоторых случаях арбитражный суд вправе все же вынести определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления (см. комментарий к п. 3 ст. 75).
Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего может быть принято собранием кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на соответствующего арбитражного управляющего обязанностей, а также несоблюдения правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего.
5. Круг решений собрания кредиторов, принятие которых требует квалифицированного большинства голосов, значительно расширен за счет следующих решений собрания кредиторов.
Решения об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрании его членов принимаются на первом собрании кредиторов. В случае если число конкурсных кредиторов составляет не менее 50, принятие указанных решений для собрания кредиторов является обязательным (п. 2 ст. 17 Закона о банкротстве). Количественный состав комитета кредиторов не может быть менее трех и более 11 человек (п. 4 ст. 17).
Решение о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и об избрании нового состава комитета кредиторов может быть принято во всякое время по усмотрению собрания кредиторов (п. 1 ст. 18 Закона о банкротстве).
Решение о введении финансового оздоровления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством принимается первым собранием кредиторов по обращению учредителей (участников) должника, органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, или на основании их решения руководителем должника, а также третьими лицами (п. 1 ст. 76 Закона о банкротстве). Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об изменении срока проведения финансового оздоровления может быть принято собранием кредиторов лишь в том случае, если новый срок финансового оздоровления не превысит двух лет (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве). Решение собрания кредиторов об утверждении графика погашения задолженности принимается одновременно с решением об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления.
Решение о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, принимается собранием кредиторов при введении процедур финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.
Включение в повестку собрания кредиторов дополнительных вопросов (по отношению к тем вопросам, которые внесены в повестку собрания лицами, инициировавшими проведение собрания кредиторов) теперь также требует отдельного решения собрания кредиторов.
Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается квалифицированным большинством голосов при том условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (п. 2 ст. 150 Закона о банкротстве).
6. В п. 3 комментируемой статьи предусмотрены последствия отсутствия кворума конкурсных кредиторов на собрании кредиторов для принятия решения, требующего квалифицированного большинства голосов. В этом случае такое решение может быть принято на повторно созываемом собрании кредиторов. При этом отпадает необходимость соблюдения требования о квалифицированном большинстве голосов: решение принимается простым большинством голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, участвующих в собрании кредиторов, которое должно составить более 30 процентов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Обязательным условием правомочности такого решения является уведомление всех конкурсных кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов.
7. Законом о банкротстве 1998 г. не предусматривалась возможность признания решений собраний кредиторов недействительными, хотя на практике арбитражные суды нередко принимали соответствующие определения, пользуясь (по аналогии закона) нормами корпоративного законодательства.
8. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает основания и порядок признания недействительным решения собрания кредиторов. Правом на обращение в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с соответствующим заявлением наделены лица, участвующие в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), лица, участвующие в процессе по делу о банкротстве (ст. 35), а также третьи лица. Основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании решения собрания кредиторов недействительным может служить нарушение прав и законных интересов заявителей либо то обстоятельство, что обжалуемое решение собрания кредиторов принято с нарушением предусмотренных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.
Для подачи соответствующего заявления отводится двадцатидневный срок, исчисляемый с даты принятия собранием кредиторов обжалуемого решения. Однако, если заявитель не был уведомлен надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего обжалуемое решение (см. комментарий к ст. 13), заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение 20 дней с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о принятии собранием кредиторов соответствующего решения.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение о признании решения собрания кредиторов недействительным или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов, которое подлежит немедленному исполнению. Данное определение может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня его принятия. Суд апелляционной инстанции должен вынести соответствующее постановление в течение 14 дней. Указанное постановление является окончательным и пересмотру не подлежит.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча