20.08.2021

Роль православия в патриотическом воспитании молодежи. Патриарх кирилл призвал к восстановлению традиций домостроя Патриарх кирилл о духовном воспитании


18 апреля 2013 года в Храме Христа Спасителя состоялось закрытие V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Собравшихся приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемые организаторы и гости сегодняшней церемонии! Дорогие мои молодые друзья, братья и сестры! Я очень рад видеть всех вас в этом соборном зале Храма Христа Спасителя.

Из ролика, который мы только что посмотрели, становится ясно, что за время существования Олимпиады пройден огромный путь. Количество участников Олимпиады и людей, вовлеченных в эту программу, возросло до 250 с лишним тысяч. Конечно, эти 250 000 - пока еще капля в море, но, несомненно, огромная работа, которая осуществляется в связи с подготовкой и проведением Олимпиады, вовлекая все большее количество людей, становится очень важным фактором в образовательной, духовной и культурной жизни нашего народа, - и не только Российской Федерации, но, как мы знаем, в эту деятельность вовлекаются и наши братья и сестры из ближнего и дальнего зарубежья.

Преподавание Основ православной культуры, знакомство наших детей и молодежи с замечательным пластом мировой культуры, заложившим основу духовного и национального бытия нашего народа, имеет очень большое значение. На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды.

Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем - это зыбкая почва. Почему зыбкая? А потому, что внерелигиозная мораль возводит принципы нравственной жизни не к абсолютному и непререкаемому Началу, Которым является Бог, а к обстоятельствам жизни, к меняющемуся историческому и культурному контексту. И получается так, что внерелигиозная мораль влечет вместе с собой некую относительность нравственных понятий. Что сегодня хорошо, то завтра может быть плохо. Что для одного народа хорошо, для другого может быть плохо. Что для богатых хорошо, то для бедных может быть плохо. И мы знаем, что относительность морали порождала самые страшные, в том числе человеконенавистнические, идеологии, жертвами которых становились миллионы людей.

Именно поэтому нравственное возрастание личности на основе твердого фундамента христианской веры программирует нравственное здоровье общества. А нравственное здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в этой нравственной системе координат, на основании этих принципов.

Вот это, может быть, самое главное сегодня для молодежи, потому что в современном информационном пространстве имеется огромное количество идей, мыслей, предложений, взглядов. А ведь когда современный молодой человек через Интернет погружается в эту стихию, бывает очень трудно разобраться, где правда, а где ложь. В современном информационном пространстве этой ясности нет: ложь может скрываться под правдой. Самое гадкое, разрушительное зло может скрываться под личиной добра, и отличить добро от зла очень непросто, тем более что влиятельнейшие СМИ, к сожалению, нередко работают на то, чтобы пропагандировать зло, представляя его либо в качестве добра, либо в качестве одной из альтернатив поведения, вполне приемлемых для современного человека.

Однако воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Прочный фундамент - стоит здание долго. А если фундамент непрочный, с изъянами, уж не говоря о зыбкой почве, то на этом месте может быть построено прекрасное здание, но через некоторое время оно разрушится.

Вот для того чтобы личность человека никогда не разрушилась, фундамент должен быть твердым. Я уже сказал о том, что наша православная духовная культура основана на этом фундаменте. Поэтому, приобщаясь к культуре, к православной культуре, мы одновременно впитываем нравственные идеи, нравственные постулаты, автором которых является не тот или иной политический лидер, не тот или иной философ, не та или иная партийная группа, не та или иная мощная группа влияния, а Сам Господь Бог. Именно благодаря абсолютной ценности и Божественному происхождению нравственности, она и существует в мире, несмотря на то, что человек согрешает, всякий раз преступая тем самым Божественный нравственный закон.

Именно об этом мне хотелось сегодня сказать. Мы ведь неслучайно начали проводить Олимпиаду и неслучайно стремимся к тому, чтобы Основы православной культуры изучало как можно больше людей, как можно больше молодежи. Мы хотим построить справедливое процветающее общество, из которого бы навсегда ушли коррупция и криминал. Наблюдая по телевидению страшные картины происходящего, все мы ужасаемся, включая тех, кто вносит свой вклад в разрушение нравственных христианских основ в жизни нашего народа. Однажды, обращаясь к одному из тех, кто реально оказывает влияние на очень важные средства массовой информации, я спросил: «Неужели вы не задумываетесь о том, что пилите сук, на котором сами сидите? Ведь разрушение нравственности затронет и вас, и ваших детей, и вашу семью». Не видят этого люди…

Вот для того чтобы обострить нравственное чувство, чтобы воспитать нравственно целостную личность, способную отличать добро от зла, мы и преподаем эти замечательные дисциплины. Радуюсь тому, что сегодня это делает не только Церковь, но и педагогическое сообщество, которое активно включилось в преподавание Основ православной культуры. И радуюсь, что все больше и больше людей выбирают именно этот модуль и изучают православную культуру в школьной программе. Но ведь речь не только о школьной программе. Я познакомился с вопросниками и материалами Олимпиады и убедился, что школьной программы совершенно недостаточно, чтобы отвечать на эти вопросы. И я хотел бы всех вас поблагодарить за большой интерес, который вы проявили к этой жизненно важной теме, - за то, как вы расширили свой горизонт, за то, какими знаниями вы теперь обладаете, и за то, что, участвуя в олимпиаде, вы к этим знаниям приложили свое усердие, свою волю, свое доброе чувство.

Мне хотелось бы сердечно поблагодарить Свято-Тихоновский университет и его ректора отца Владимира Воробьева, которые начали это замечательное дело, можно сказать, на пустом месте. За это время, конечно, очень многое было сделано. Сегодня это программа осуществляется при активном участии и под руководством Преосвященного митрополита Меркурия, который возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Насколько я могу судить, благодаря участию владыки и возглавляемого им Отдела наше олимпийское движение приобрело еще один мощный импульс.

Но особенно мне хотелось бы поблагодарить Николая Александровича Цветкова, который вкладывает свои материальные средства, чтобы поддержать эту Олимпиаду. Действительно, Ваш большой интерес, Николай Александрович, Ваше искреннее отношение к этой программе заслуживают глубокого уважения, которое я хотел бы публично выразить вместе со своей искренней благодарностью. Также Валентине Афанасьевне Сигаёвой и благотворительному фонду «Мета», который оказывает активную поддержку нашему олимпийскому движению.

Наконец, я хотел бы поблагодарить всех педагогов, руководителей учреждений образования и, наконец, самих участников Олимпиады, подаривших нам замечательный всероссийский праздник, который прошел практически по всем регионам нашей страны и ныне завершается этим прекрасным финалом в соборном зале Храма Христа Спасителя. Всех вас сердечно поздравляю с этим событием и благодарю за участие.

В годовщину начала Великой Отечественной войны Предстоятель Русской Православной Церкви дал эксклюзивное интервью РИА «Новости», в котором высказал свое отношение к патриотизму.

Отвечая на вопрос о том, что такое патриотизм, только ли на войне он проявляется, и как Предстоятель Церкви оценивает уровень патриотизма россиян разных поколений сегодня, Святейший Патриарх заметил:

Для меня патриотизм - это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм - это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ - но по-честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа.

Я не знаю, что такое «уровень патриотизма» и как его измерить. Но я верю, что патриотизм невозможен без искренней любви. Любви к своей родине, к своей Церкви и её святыням, любви, по слову поэта, к родному пепелищу и отеческим гробам. Наблюдая за молодым поколением, я не могу сказать, что сейчас все поголовно космополиты, далекие от патриотических настроений. Напротив: сегодня вырастает поколение молодых, которые не были свидетелями страшных преступлений атеистического государства против своего же народа, массового истребления лучших людей. Это не может не сказаться на уровне доверия к государству как таковому. За минувшие годы большинство из тех, кто хотел понять, чем и как живут в других странах, имели возможность познакомиться - и достаточно подробно - с иными цивилизациями. И многие пришли к твердому убеждению: жить надо в России, дорожить тем, что у нас есть, что досталось благодаря вере и трудам наших предков.

На фоне процессов, которые приходится наблюдать сегодня не только в Западной Европе, но и других странах, духовно-нравственный климат в России приобретает совершенно иной вес и значимость. Нам следует прекратить сравнивать себя с другими; не надо никого догонять и перегонять. У нас своя жизнь, и мы должны её прожить так, чтобы не было стыдно ни перед потомками, ни перед нашими предками. Наверное, это и есть настоящий патриотизм.

В интервью РИА «Новости» Патриарх Кирилл также рассказал о духовных основах войны и мира, о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом, о перспективах урегулирования украинского кризиса и предотвращения Третьей мировой войны.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития» Святейший Патриарх Московский и всея Руси подчеркнул важность созидания крепких семей и духовно-нравственного воспитания нации

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития»

Сегодня мир оказался в новой для себя ситуации, столкнулся со многими вызовами, - сказал в начале речи патриарх. - Международный терроризм, экономический и экологический кризис, нравственная деградация миллионов людей - все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит, требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что многие острые проблемы, в частности нравственное оскудение общества, «беспокоят не только православную совесть».

Он также подчеркнул, что церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.

Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами, - отметил владыка Кирилл. - У нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта.

Патриарх обратил внимание не то, согласно мировому опыту, «лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться».

Полагаю, что Русская православная церковь должна помочь государству и обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу - Богово, а Ньютону - ньютоново» - такой принцип поведения недавно предложен нам известным интеллектуалом Виталием Третьяковым. Речь идет, наверное, о том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. И мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое «Богу - Богово», - сказал патриарх Кирилл.

Кроме того, он отметил, что творческое развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной преемственности, запечатленной в лучших образцах, в эталонах.

Мне уже приходилось подчеркивать, что в период государственного атеизма в России сложилась уникальная ситуация, - сказал владыка Кирилл. - Собственный голос Церкви, чрезвычайно ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не слышен, и Евангелие возвещалось не священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития - литература и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и мировоззрение, библейские изречения и церковная мудрость продолжали жить в сознании народа, сохранялись в его песнях, пословицах, поговорках.

Патриарх подчеркнул, что именно культура оставалась носительницей христианского благовестия.

Это драгоценное качество русской культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать.

Владыка Кирилл выразил уверенность в том, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности.

Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром, - отметил он. - И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире.

Патриарх Московский и всея Руси заявил, что Церковь начнёт вести диалог с Министерством образования и науки и «всеми заинтересованными кругами и структурами» по вопросам преподавания основ православной культуры.

В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела, - подчеркнул владыка Кирилл. - Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что РПЦ обязана «актуализировать духовные ценности православия, настоятельно требующие единства веры и знания, молитвы и дела».

Только тогда станет возможен синтез науки, образования и культуры в едином интегральном поле, - сказал он. - С Божией помощью, благодаря в том числе позитивному опыту Рождественских чтений, опираясь на разработки Отдела религиозного образования и катехизации, других синодальных учреждений Русской православной церкви, наших духовных школ, а также всех вас, работающих в регионах, сегодня мы подошли к новым рубежам.

В завершение своей речи патриарх Кирилл рассказал о важности возрождения российского народа:

Единственный прямой путь к возрождению нашего народа - это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи как «малой Церкви» и Церкви как большой семьи, - заключил он.

1 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с речью на торжественном акте, посвященном 145-летию Ташкентской епархии, который состоялся в дворце «Туркистон» в Ташкенте.

(текст выступления Патриарха и видео - см. ниже )

Дорогие братья и сестры! Уважаемый Рустам Туйчиевич! Владыка митрополит Викентий!

Я с очень теплым чувством прибыл в Узбекистан. Я уже говорил неоднократно, в том числе публично, что мне приходилось приезжать сюда несколько раз в то время, когда Узбекистан еще входил в состав Советского Союза. Я видел состояние церковной жизни и могу теперь сравнивать, что произошло за эти годы. Невозможно даже узнать кафедральный собор и прилегающую территорию; построены и продолжают созидаться замечательные сооружения. Могу сказать, что положение Церкви в Узбекистане может служить примером и для некоторых областей Российской Федерации. Конечно, всего этого не было бы без поддержки государства, мы это ясно сознаем. Узбекистан — это многонациональное, многорелигиозное государство, но в основном здесь две религии — ислам и Православие. И тот факт, что государственная власть дает этим двум религиям равные возможности для развития, свидетельствует о понимании важности сохранения межрелигиозного мира для консолидации всего общества.

Радуюсь тому, что русские, украинцы, белорусы — наша паства здесь, в Узбекистане, — являются активной частью общества. Более того, я пошел бы дальше и сказал об особой ментальности православных людей, которые родились и живут в Средней Азии, в том числе в Узбекистане. Некоторые возвращаются в Россию, и, когда встречаешься с ними, отмечаешь их очень сильные, положительные стороны... Вернувшись в Россию, русские люди принимают активное участие в различных делах, в том числе в бизнесе, добиваются успеха. От вашего морального, духовного облика во многом зависит уважение, которое к вам питают наши братья и сестры — мусульмане. И это очень важно, потому что межнациональное уважение сходит на нет, когда люди, представляющие ту или иную общину, начинают уступать другим — в нравственном смысле, с точки зрения образования и прочих качеств... Радуюсь тому, что православная община Узбекистана является органической и активной частью общества, несущей потенциал мира и согласия.

Нужно отметить одно важное обстоятельство. В послании президента перечислялись ценности, которые являются общими и для православных, и для мусульман. Эти ценности связаны с нравственным состоянием человека. Речь идет об отношении к ближнему, об отношении к Родине, об отношении к труду, об отношении к старшим. В глобальном масштабе эти ценности сегодня подвергаются коррозии. Навязываются другие «ценности», которые мы, люди традиции, и ценностями назвать не можем, — такое мы называем просто грехом и сопротивляемся этому. Но во многих странах — впервые за всю человеческую историю — грех поддерживается государственными законами. Когда некие совершенно выпадающие за рамки традиционной морали способы сожительства возводятся в ранг брачных отношений, нравственное чувство большинства людей надрывается. А законы таких стран не просто поддерживают альтернативный, греховный выбор, но, к сожалению, приравнивают эти отношения к естественным отношениям мужчины и женщины. Я упомянул эту болезненную тему, потому что православные люди во многих странах страдают от того, что происходит, ведь с законами нужно волей-неволей считаться. А это приводит православные общины в состояние напряжения с окружающим миром.

Во многих странах поощряется так называемая ювенальная юстиция, с очень жеcткими правилами контроля внутрисемейных отношений — якобы со стороны общества, но, по сути дела, власти. По пустяковым причинам вводится внешнее управление семьей, дети изымаются только потому, что кому-то не понравились условия их содержания, под надуманным предлогом дети передаются даже не в социальные учреждения, а неведомым приемным родителям, а настоящим родителям не дают даже права их посещать. Все это ранит нравственное чувство и создает средостение между православными, которые не принимают такого рода законы, и другими гражданами, не принадлежащими Православной Церкви.

Ничего подобного нет в странах, где большинство граждан принадлежат к мусульманской религии. Потому мы и свидетельствуем об определенной общности наших ценностей... А ведь основа мирной жизни — это всегда общий нравственный консенсус. Если нет нравственного консенсуса, то никакие законы людей не объединят, и даже высокий уровень жизни не ликвидирует средостения. Поэтому нужно с благодарностью Богу отметить, что в этих странах бережно сохраняются нравственные принципы личной, семейной, общественной жизни, которые разделяются и православными. Дай Бог, чтобы так было, и дай Бог, чтобы никогда никакие привходящие обстоятельства не разрушали этого единства. Верю, что так и будет, но для этого мы все должны работать — и православные, и мусульмане. Поэтому я очень приветствую развитие разного рода связей, контактов, в том числе культурных и образовательных...

Слава Богу, что и в Узбекистане мы встречаемся с той же практикой добрососедства — люди живут бок о бок, дружат. Я уже имел возможность сказать, как я был приятно удивлен той симпатией, которую выражали простые мусульмане, мужчины и женщины, вчера в Самарканде, когда я просто гулял по городу. Многие махали руками, кланялись, и достаточно было взглянуть на лица, чтобы убедиться, что это не искусственно, что это исходит от сердца. Думаю, это очень дорогого стоит, и мы все должны хранить и приумножать то, что есть, — и в Узбекистане, и в России, где также во многих регионах православные люди живут бок о бок вместе с мусульманскими братьями и сестрами.

Я не раз чувствовал особую близость наших народов, в том числе встречаясь с Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым. Мы имели продолжительную и очень содержательную беседу. Мне было важно услышать все то, что говорил Президент. Я почувствовал его глубокую заинтересованность в динамичном развитии своей страны, в поддержании межрелигиозного мира, в уважении к православным людям, в верности собственной религиозной традиции. Дай Бог, чтобы эти планы, реализуемые многими молодыми талантливыми политиками, осуществлялись; чтобы Узбекистан процветал духовно, культурно, экономически; чтобы политическая и социальная системы были стабильными; чтобы люди чувствовали себя уверенно, свободно и спокойно вне зависимости от их национальности и религиозных убеждений.

Владыка Викентий в своем вступительном слове рассказал нам об истории становления Православия здесь, в Средней Азии, упомянув 145-летие Ташкентской и Туркестанской кафедры, начало архипастырских трудов Преосвященного Софонии (Сокольского). Мы убеждены: все, что владыка Софония здесь совершал, было продиктовано простым человеческим чувством уважения и любви. Невозможно строить религиозную жизнь своей общины, входя в конфликт с теми, кто тебя окружает. Невозможно заниматься просвещением своей собственной общины, живущей в присутствии другой мощной религиозной традиции, не зная последнюю. А владыка Софония прекрасно знал арабский язык, он читал Коран в подлиннике, он, естественно, имел высокий авторитет среди просвещенных религиозных деятелей ислама, но не гнушался общением и с простыми людьми. Это зафиксировано в воспоминаниях владыки. Мощный социальный срез, в котором жил владыка Софония, был ему реальной поддержкой во всех делах и начинаниях. Мусульмане относились к нему с уважением и любовью, а православные, видя, каким уважением он окружен, с полной открытостью и любовью принимали его духовное руководство.

Для нашей Церкви свидетельство о вере никогда не было средством принуждения и распространения некоего влияния, — это нужно ясно понять. Если сравнить православную миссию с миссией некоторых западных конфессий, которая сопровождалась порой насилием, принуждением, стремлением достичь каких-то политических целей, то можно сказать, что православное свидетельство о вере никогда не несло в себе стремление утвердить некое влияние... Евангелие учит нас быть открытыми, честными и говорить то, что думаем. И если священнослужитель таким образом говорит о Православии, то он, конечно, находит симпатию среди тех, к кому обращено его слово.

Мы с вниманием относимся к нуждам русскоязычных людей, живущих в Узбекистане, среди которых русские, украинцы, белорусы, представители других народов, за судьбу которых мы несем пастырскую ответственность. Но хотел бы особо отметить, что Русская Православная Церковь ― это не национальная община, не политический орган и не представительство какого-либо государства. В ней есть место для любого православного человека, и она готова к соработничеству с любым государством, где несет свое служение. И в России, и в Узбекистане, и в других странах наши архипастыри, пастыри, миряне молятся о мире и благополучии государства, в котором они живут. Они стремятся служить благу единоверцев, уважают страну пребывания, ее народ и власти предержащие. Вот постулаты и принципы, на которых основывается наше присутствие в странах, где Православие не является религией большинства.

В этом году мы отмечаем 100-летие Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 годов. Отмечу, что на Соборе присутствовала церковная делегация из Туркестанского генерал-губернаторства — священнослужители, миряне, которые впоследствии испытали на себе антирелигиозные гонения. Многие страдания перенес и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), светило медицины и архиерей Русской Церкви. В 20-е годы он находился здесь, в Туркестане. Его бескорыстные медицинские труды были известны всем местным жителям, невзирая на политические разделения; и белые, и красные об этом знали. В этом году мы отмечаем 140-летие со дня рождения святителя, которого мы можем по праву называть святым и русской, и узбекской земли. Память о его подвиге, его глубокой вере, служении Богу и ближним является примером для всех, и не только для христиан.

Вера меняет нас и вдохновляет на служение ближнему вне зависимости от национальных, культурных и каких-либо иных отличий. Служением ближним, бескорыстным самопожертвованием мы находим путь к Богу и обретаем смысл человеческой жизни. И Церковь, стремясь быть открытой для людей, развивает сегодня различного рода служения. Конечно, в первую очередь это богослужение, но также сопутствующее богослужебной активности социальное, молодежное, просветительское служение. Сегодня каждый приход должен быть таким центром, где находили бы свое место люди, может быть, с разными взглядами на жизнь — в силу возраста, образования, положения; но каждый должен чувствовать себя в приходе дома.

Именно поэтому нужно обращать особое внимание на работу с детьми и молодежью. Я уже говорил, что молодежь — достаточно уязвимая категория общества, потому что молодые привыкли слушать взрослых, учителей и воспринимать слова, которые к ним обращены, как некую истину в последней инстанции, ведь так ученик воспринимает то, что учитель произносит на уроке. Молодежь живет в атмосфере восприятия сигналов, поступающих извне, как несущих что-то существенное и важное для них. А опыта жизненного еще нет, знаний недостаточно, и поэтому молодой человек не всегда способен к тому, чтобы критически отнестись к этим сигналам. Он не может разделить хорошее и плохое; иногда даже простые слова одноклассника, который восторгается какой-нибудь телевизионной передачей, постом в социальных сетях или еще чем-то, может повлиять на сознание ребенка сильнее, чем слова родителей и даже учителей.

В этом смысле мы должны обратить особое внимание на работу с молодежью. Мы должны помогать молодым людям критически относиться к информационному потоку, который на них обрушивается. Такое разумное отношение к информации можно привить ребенку, если он будет вооружен правильным критерием ее восприятия. Чаще всего проповедь религиозного экстремизма усваивается молодежью. Почему? Да по той же причине — взрослый человек жизнь прожил, он многое знает, он может сравнить и сказать: «Нет, простите, все это не для меня, я по этому пути не пойду». А молодой человек иногда оказывается захвачен самой манерой подачи экстремистских идей. Поэтому очень важно работать с молодежью и прививать ей навык критического отношения к информационному потоку, потому что оградить детей от этого потока невозможно, — так сегодня развивается человеческая цивилизация. То, что раньше родители скрывали от детей, оберегая их психику, считая, что ее нужно беречь от той или иной преждевременной информации, сегодня невозможно, потому что информационный поток проникает через любые стены, даже монастырские, о чем я иногда говорю, встречаясь с монахами. Если у вас есть мобильный телефон, то никаких монастырских стен нет, они рухнули. А ведь монах приходит в монастырь, чтобы оградиться от мира. Раньше так и было — зашел за монастырские стены и оказался в особой атмосфере духовной жизни, молитвы, трудов. А теперь ничего подобного — включил мобильный телефон, вышел в социальные сети, в Интернет, и вся стихия мира на тебя обрушивается…

И вот еще о чем хотел бы сказать… В советское время все было сделано для того, чтобы вытеснить знания о религии. Конечно, отсутствие этих знаний чревато многими опасностями. Дореволюционные традиции православного богословия, исламского образования в советское время были полностью разрушены, десятилетиями интеллигенция и простые люди не имели о них адекватного представления. Активно навязывался миф о том, что верующий — это синоним малообразованного и темного человека, что наука якобы победила религиозные предрассудки; мы, люди среднего и старшего поколения, все это хорошо помним. В результате подобной политики выросли целые поколения людей, не имеющих систематических знаний о собственной религиозной традиции. Сейчас на постсоветском пространстве, да и на Западе существует огромный дефицит знаний о религии, которые во многих странах считаются чем-то факультативным и ненужным. Но ведь даже перед тем, как сесть за руль, человек во всех странах получает водительское удостоверение, — потому что управляемый неумелой рукой автомобиль может быть очень опасен. Если же речь идет о вере, то человеку почему-то предлагается научиться самому, и это в условиях, когда традиции передачи знаний о религии систематически уничтожались и не в полной мере восстановлены до сих пор! Вот мы в России об этом говорим. Долго шла борьба за то, чтобы в наших школах детям могли преподавать основы православной, исламской, иудейской, буддистской культур либо основы религиозных знаний вообще — по выбору. И нам говорили: «Так вы сами воспитывайте детей, пусть они сами учатся в семьях или еще где-то». Так вот, хороший пример: чтобы водительские права получить, ведь недостаточно семейного назидания, чтобы папа научил сына, как ему автомобиль водить, — нужна система, нужны знания. А преподавать важнейшие знания о духовной традиции своего собственного народа в школе не дозволялось. По милости Божией эта проблема в России разрешена.

Думаю, очень важно, чтобы в наше время, когда на молодежь обрушивается избыток негативной информации, повсеместно преподавались основы религиозной культуры и вообще религиозной традиции. И это преподавание должно вестись разумно, на научной основе, просвещенными людьми и сопровождаться не только передачей информации об истории религиозной традиции, о каких-то общих понятиях, но способствовать формированию нравственной личности. Ведь как нас в семьях воспитывали? «Это нельзя делать, потому что это грех». Если ребенка с детства так воспитывали, то понимание того, что украсть, обмануть — это грех, прочно входило в сознание. Вот нам и нужно найти такую возможность, чтобы научные знания о религии сочетать с правильной передачей ее этических норм. Все это должно быть направлено на достижение конкретной цели. Мы преподаем основы Православия, ислама, иудаизма, буддизма, — это традиционные религии в России, — но у нас есть единое целеполагание. Мы стараемся вывести все эти курсы в наших школах к одной цели — к формированию нравственно здоровой, любящей свою Родину, уважающей свои традиции личности. Используем разные аргументы, потому что традиции разные, а цель одна.

Мне кажется, преподавание основ религиозной культуры сегодня имеет очень важное значение не только для России, но и для многих других стран. Когда тысячи лжепроповедников разных мастей борются сегодня за душу ребенка или молодого человека и стараются воспользоваться данной ему свыше потребностью в поисках истины, они преследуют свои низменные цели, и нет никаких сомнений, что за всплесками псевдорелигиозного радикализма во многих случаях стоит религиозное невежество. Я имел возможность обменяться мнениями по этому поводу со всеми, с кем я здесь встречался, в том числе и с Шавкатом Миромоновичем, и с муфтием господином Алимовым, и есть общее понимание того, что отсутствие религиозных знаний способствует формированию экстремистских взглядов в религиозной среде. Полагаю, что повышению культуры, в том числе в сфере межрелигиозного общения в Узбекистане, может способствовать и перевод книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на узбекский язык. Это откроет широкому кругу людей возможности для более глубокого знакомства с христианской культурой. В Священном Писании мусульмане опознают ту же самую этику, которая присутствует в Коране, а это очень важно. Открывается возможность увидеть, что те же самые фундаментальные нравственные принципы, может быть, не во всех деталях, присутствуют и в Священном Писании христиан. Думаю, это будет и развивать наш диалог, и содействовать добрым, братским отношениям, необходимым для построения мирной жизни солидарного общества.

1 октября в Узбекистане отмечается важный праздник — День учителя и наставника. Я никогда раньше не встречался с такой формулировкой названия праздника, которая предполагала бы почитание не просто учителей, но и наставников. А ведь действительно, без наставничества получение знаний бессмысленно. Образование — это не только совокупность теоретических и эмпирических знаний, но это еще и передача определенных норм, в том числе норм мыслей и поведения. Человек, которые лишь обучен профессиональным навыкам, не становится образованным; специалиста нельзя превращать в своего рода товар на рынке услуг, который покупают те, кому определенного рода услуги нужны. Наставник — это тот, кто должен воспитывать ученика, учить его ответственности за использование передаваемых знаний. Знание — сила, а именно наставник призван помочь обучающемуся направить эту силу на созидание мира и любви. Это особенно важно в сфере культуры и творчества, где профессионализм и свобода художника не должны становиться средством разрушения религиозных, семейных и общественных ценностей. Наставничество неотделимо от уважения к старшим, к семье, к своему народу, к Отечеству и его истории, т.е. всему тому, что лежит в основе как христианской, так и мусульманской этики.

Завершая свое выступление, я хотел бы пожелать народу Узбекистана мудрых наставников, искренними трудами которых созидалось бы будущее вашей страны. Пусть мир и благополучие пребывает в доме каждого из вас. Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Кирилл ранее прикрывался словами о том, что ОПК – «культурологический предмет», поскольку формально все еще действовали законы о том, что религия отделена от государства (они действуют до сих пор, вот только теперь на них даже внимания не обращают чиновники), а также что государство гарантирует светский характер образования.

Однако теперь он заявляет уже открыто, что не нужно ничем прикрываться, и необходимо самым вульгарным образом пропагандировать религиозное мракобесие в светских школах. Да, очевидно, патриарху мало того, что есть т.н. «духовные школы», ему нужно максимально охватить как можно больше людей для успешного бизнеса.

Патриарх Кирилл сказал:

"Во всей этой работе по воспитанию детей, молодежи очень большую роль сегодня призвана играть Русская православная церковь, которая является носительницей национального самосознания, обладает исторической мудростью, способна передать детям то, что, может быть, к сожалению, не всегда может передать светская школа"

Важно отметить, что РПЦ никак не «призвана», поскольку единственный «подарок», который получит человек от того, что ему расскажут попы, так это невежество и нетерпимость. Нужно ли это школьникам?

Еще в 1906 году отмечали на III съезде Всероссийского союза учителей, как религия влияет на школу. Было высказано мнение, что урок религии («Закон божий»):

«не подготовляет учеников к жизни, а вытравляет критическое отношение к действительности, уничтожает личность, сеет безнадежность и отчаяние в своих силах, калечит нравственную природу детей, вызывает отвращение к учению. И гасит народное самосознание»

Достойно ли подобное «возрождения»? Это ведь говорили люди компетентные, которые жили в ту пору, когда данный предмет считался чем-то обычным и действовал уже долгие годы.

Важно отметить, что РПЦ ничего передать не сможет лишь постольку, поскольку единственная роль – обслуживание интересов «хозяев», какими бы они не были. Для оболванивания – в самый раз. Впрочем, не исключено, что это намеренный шаг российского правительства. Ведь образование в РФ деградирует стремительно, и введение религии в школах только закрепит подобное положение. С какого-то времени, очевидно, станет просто невозможно получить качественное образование в общеобразовательной школе, где останутся в основном идеологические панегирики и пропаганда мракобесия.

"Школа не должна отказываться от того, чтобы быть местом воспитания детей, а не только передачи им знаний"

Чему могут воспитать люди, которые занимаются мошенничеством, отъемом тех же школ, застройкой зеленых зон, ради «лучшего навара»? Люди, которые продают свечки и иконки, ложки-загребушки втридорога, заявляя о неких волшебных свойствах. С таким же успехом «учителями» в школе могут стать какие-нибудь аборигены, которые поклоняются животным. У них тоже, очевидно, есть легенды, есть обряды, есть цацки и некое подобие попов. Можно и местных подключить, например людей с волчьими мордами на голове.

Школа же в действительности может заниматься воспитанием детей, но должны воспитывать их люди компетентные, а попы – на 100% не воспитатели. Это люди, которых намеренно обучают благочестивому обману . Т.е. они могут детям предложить «антизнания».

Сегодня, к сожалению, опасность религии в школе в действительности есть. Те же ОПК чего стоят. Однако, что важно сказать, речь патриарха не связана с ОПК. Вероятно, он намекает на то, что необходимо расширить влияние религии в школах. Т.е. нужно, чтобы преподавали религиозные «основы» не какие-то там учителя, а попы, причем чтобы они еще и получали зарплату за это от государства (прямо как в армии). Вместе с тем, конечно, необходимо расширяться, т.е. нужно, чтобы религию пропагандировали весь период обучения ребенка, а не только в 4 классе.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча