13.08.2019

Порядок проведение административного расследования. Неожиданный визит инспектора: внеплановая проверка или административное расследование? Алгоритм проведения административного расследования


В случаях, требующих наиболее тщательного или полного изучения обстоятельств по делу об административном правонарушении, должностное лицо может проводить административное расследование в сроки, установленные административным законодательством.

В этой статье:

Понятие и сущность административного расследования

Административное расследование имеет место быть в каждом выявленном правонарушении, однако его продолжительность, сроки и порядок ведения зависит от обстоятельств выявления административного проступка.

В большинстве случаев, проведение административного расследования не требуется, так как обнаруженные обстоятельства позволяют наиболее полно и объективно свидетельствовать о всех признаках правонарушения.

Например, при выявлении нарушения скоростного режима, зафиксированного камерой фото фиксации скорости, подтверждает неоспоримые доказательства вины данного гражданина.

В других случаях, когда требуется более тщательный подход в рассмотрении административного дела, может потребоваться дополнительных мероприятий для сбора доказательственной базы.

Сроки для административного расследования

Законом четко ограничено время для ведения административного расследования. В течение месячного срока, должностные лица должны провести все необходимые для этого мероприятия. В зависимости от сложности дел по административным проступкам, допускается продление указанного срока.

Для этого необходимо вынесения ходатайства должностным лицом о продлении. Случаями для продления может быть следующее:

  • Одобрение на увеличение срока на расследования руководителем, но не более чем на один месяц
  • Продлить срок может также вышестоящий орган или должностное лицо, например, соответствующая инстанция таможенного органа – до шести месяцев
  • Если при выявлении правонарушения на транспорте обнаружен факт телесного причинения вреда здоровью, то начальником ДПС срок расследования можно продлить до шести месяцев
  • При выявлении правонарушения в области организации незаконного игорного бизнеса, срок продлевается до шести месяцев

По каждому факту увеличения срока на расследование, должностное лицо должно вынести определение, с указанием причин и сроков на продление.

Порядок ведения административного расследования

По общему правило расследование будет проведено там, где было выявлено или совершено правонарушение. Это правило продиктовано задачами административного производства, согласно которым по каждому делу должна прослеживаться объективность, полнота и справедливость привлечения виновного к административному наказанию.

В этом есть и логика, так как должностное лицо, расследующее данное дело должно исследовать все обстоятельства правонарушения по месту его совершения.

Лица, совершившие правонарушения, а также потерпевшие лица могут знакомиться с материалами расследования, быть уведомлены о продлении срока, а также давать необходимые объяснения и представлять материалы и документы.

Результат административного расследования

Итогом административного расследования будет подготовка процессуальных документов, согласно которым виновное лицо подлежит привлечению к административному наказанию или освобождается от ответственности.

При подтверждении фактов и обстоятельств совершенного правонарушения, составляется протокол, который направляется на рассмотрение административного дела с целью вынесения административного наказания.

Если же, в ходе расследования не будет доказана причастность лица в совершенном правонарушении или недостаточная доказательственная база, то должностное лицо должно вынести решение в виде постановления. Постановление будет свидетельствовать о прекращении данного дела.

Административное расследование - это деятельность коман-дира (начальника) по установлению фактических обстоятельств со-вершения военнослужащими , гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления , с целью принятия по ним законно -го и обоснованного решения.

Административное расследование является одним из средств укрепления дисциплины, воспитания подчиненных в духе точного выполнения законов, военной присяги, уставов и приказов команди-ров (начальников).

Задачами административного расследования являются:

  • своевременное, всестороннее, полное и объективное выясне-ние обстоятельств каждого проступка и происшествия;
  • принятие на основе собранных доказательств законных и обоснованных решений;
  • неуклонное исполнение принятых командирами и начальни-ками решений по материалам административного расследования;
  • принятие необходимых мер по устранению вредных последст-вий проступка или происшествия и предупреждению новых правона -рушений.

Рассмотрим порядок назначения административного расследо-вания и изучим должностных лиц, в компетенцию которых входит его назначение.

Должностные лица, назначающие административное расследование

Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившим поводом для принятия решения о назначе-нии расследования - данное событие является началом администра-тивного расследования. Также административное расследование мо-жет назначаться решением военного прокурора .

Командир лично либо по указанию надзирающего военного прокурора назначает расследование, осуществляет общее руководство его проведением, принимает по нему решение. В соответствии с тре-бованиями руководящих документов такое право принадлежит не лю-бому командиру (начальнику), а лишь только тем из них, которые яв-ляются командирами воинских частей, начальниками учреждений, заведений, предприятий , организаций и вышестоящими начальниками.

Административное расследование может проводиться лич-но командиром (начальником) или по его указанию одним из офице-ров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией.

Проведение административного расследования может по-ручаться любому офицеру. Обычно расследование поручается наибо-лее инициативным офицерам, способным быстро, всесторонне и объ-ективно выяснить все обстоятельства дела.

Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей ко-мандира воинской части.

Административное расследование не может проводиться

офицером, являющимся подчиненным того лица, чьи действия необ-ходимо расследовать, а также офицером, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.

Командир (начальник) воинской части при обнаружении мате-риального ущерба обязан немедленно назначить административ-ное расследование для установления причин его возникновения, раз-мера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены реви-зией, проверкой, дознанием, следствием или судом , то администра-тивное расследование может не проводиться.

Факт получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военно-служащего, может расследоваться дополнительно командиром вышестоящего органа военного управления .

Административное расследование обязательно назначается и проводится:

  • в случае причинения материального ущерба;
  • при необходимости выдачи инспекторского свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, граждан -ским персоналом государству , утратами материальных и денежных средств , когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет винов-ных;
  • для установления виновных лиц и размера нанесенного госу-дарству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
  • при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходова-ния материальных средств с целью выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
  • по каждому случаю незаконного использования машин вой-скового назначения или перерасхода моторесурсов;
  • при наличии пережога горючего;
  • при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов ;
  • при утрате денежного аттестата;
  • при утрате бланков строгого учета ;
  • в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
  • при утрате архивных дел и описей;
  • при утрате или порче военнослужащим удостоверения лично-сти;
  • по каждому случаю возвращения из войск начавшего военную службу солдата, неправильно призванного по состоянию здоровья;
  • по каждому факту травмирования военнослужащего, повлек-шего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления) по рапорту начальника медицин-ской службы;
  • в случаях разглашения сведений, составляющих государст-венную тайну , а также утраты (хищения) секретных, совершенно сек-ретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия;
  • при несчастных случаях с гражданским персоналом и другими лицами (не военнослужащими) в воинских частях ВС РФ;
  • при несчастных случаях с гражданским персоналом;
  • в случае происшествия;
  • в других случаях, предусматриваемых законодательством.

Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях:

  • установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
  • выяснения причин и условий, способствовавших возникнове-нию недостач, хищений, порчи и незаконного расходования матери-альных и денежных средств.
  • оме того, основаниями для проведения расследования факта получения травмы военнослужащим могут быть:
  • непосредственное обнаружение травмы командиром воинской
  • заявление пострадавшего;
  • уведомление руководителя медицинского учреждения о по-ступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего;
  • сообщение руководителя правоохранительного органа ;
  • рапорт должностного лица воинской части или заявления иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужаще-го.

Порядок и сроки проведения административного расследования

Приступая к административному расследованию, офицер обязан:

  • прежде всего, получить и внимательно изучить все имеющие-ся материалы по делу;
  • ознакомиться с законодательством, которое непосредственно относится к расследуемым обстоятельствам.

Ознакомившись с имеющимися материалами дела и законода-тельством, следует продумать последовательность и характер пред-стоящих действий, а при необходимости составить план проведения административного расследования.

В плане определяются основные вопросы, подлежащие выясне-нию, а также доказательства , которые необходимо установить по делу, способы и сроки их сбора. Составлять какой-либо документ о начале административного расследования не требуется.

В ходе административного расследования должны быть досто-верно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правиль-ного разрешения дела.

В ходе расследования выяснению подлежат следующие во-просы:

  • действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;
  • где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
  • наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
  • каковы последствия проступка;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
  • причины и условия, способствовавшие совершению проступ-ка.

Расследование по факту получения травмы проводится в целях определения:

  • обстоятельств и причин получения травмы;
  • степени вины пострадавшего военнослужащего ;
  • лиц, непосредственно причинивших травму;
  • должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте и при проведении того или ино-го мероприятия (уборка закрепленной территории , физическая заряд-ка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);
  • наличия прямой причинной связи между действиями (бездей-ствием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

Под травмой понимается повреждение органа, ткани в резуль-тате внешнего воздействия. Расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.

При проведении административного расследования по фак-ту утраты, недостачи или порчи материальных средств необхо-димо установить:

  • в чем заключается материальный ущерб и его денежная оцен-ка;
  • какими конкретными действиями причинен ущерб;
  • какие законы , воинские уставы, приказы, инструкции или дру-гие установленные правила были при этом нарушены;
  • умышленно или по неосторожности причинен ущерб;
  • явились ли действия (бездействие) военнослужащего или гра-жданина, призванного на сборы, причиной возникновения ущерба;
  • степень виновности каждого в случае причинения ущерба не-сколькими лицами;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанно-стей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Под материальным ущербом понимается действительный убыток, причиненный государству порчей, уничтожением, утратой или незаконным расходованием военного имущества, денежных средств или других ценностей.

Командир может привлечь к ответственности военнослу-жащих и других подчиненных ему лиц лишь при наличии следую -щих условий:

  • причинении действительного материального ущерба;
  • наличии причинной связи между неправомерным поведением военнослужащего и материальным ущербом;
  • противоправности и виновности действий (бездействия) воен-нослужащего;
  • причинении ущерба при исполнении служебных обязанностей.

Поэтому при расследовании необходимо установить, причинен ли материальный ущерб в действительности и если да, то в чем он выражается и какова его денежная оценка.

Исчисление размера ущерба, подлежащего возмещению, про-изводится по розничным ценам с учетом износа военного имущества по установленным нормам.

Противоправность действия (бездействия) лица, причинив-шего материальный ущерб, выражается в нарушении правил и норм, содержащихся в воинских уставах, наставлениях и других актах, оп-ределяющих порядок получения, хранения и использования матери-альных (денежных) средств. Поэтому при проведении расследования необходимо изучить требования нормативных актов для того, чтобы установить, какие конкретно правила нарушены.

Одной из важных особенностей административного расследо-вания по делам о причинении государству материального ущерба яв-ляется необходимость четкого определения формы вины военнослу-жащего.

В процессе административного расследования должно быть до-казано, что ущерб государству причинен при исполнении военнослу-жащим служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уста-вами, приказами и другими актами.

Фактические обстоятельства устанавливаются с помощью дока-зательств, получаемых при опросе очевидцев, потерпевших , виновных лиц.

Письменное объяснение дается на имя командира части. В объяснении указываются:

  • дата, место составления;
  • должность и воинское звание, фамилия, имя и отчество офи-цера, проводящего расследование;
  • анкетные данные, а при необходимости и другие сведения оп-рашиваемого. Записи делаются в первом лице и дословно. По жела-нию опрашиваемого ему представляется возможность изложить свои ответы на поставленные вопросы в письменном виде.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, про-водящим расследование. Однако брать объяснения у командира воин-ской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к но-вому месту военной службы , необходимый запрос направляется ко-мандиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообща-ется о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которо-го требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы.

При административном расследовании недопустимо оформ-ление показаний опрашиваемых лиц протоколами допроса свидетеля , а также предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. Следует помнить, что запрещается получать объяснения от лиц, находящихся в состоя-нии опьянения.

Для наглядности к материалам расследования могут прилагать-ся схемы, таблицы, фотокарточки. В любом случае необходимо со-блюдать правила обращения с секретными документами и сведения-ми.

При проведении расследования по факту получения военно-служащим травмы к материалам расследования в обязательном поряд-ке должна прилагаться справка из медицинского учреждения или вы-писка из медицинской книжки о характере травмы.

При необходимости расследующий может производить осмотр помещений, местности, техники, предметов, документов и т.п. Для проверки объяснения опрошенных лиц и версий могут проводиться простейшие эксперименты.

Для характеристики лица, привлекаемого к ответственности, необходимо истребовать и приобщить к материалам расследования документы, характеризующие личность военнослужащего, рабочего и служащего.

К таким документам относятся:

  • служебная характеристика;
  • профессионально-психологическое заключение;
  • копия служебной карточки (для военнослужащих) и др.

По решению командира части военнослужащие могут направ-ляться на военно-врачебную комиссию для определения их годности к военной службе.

К расследованию наиболее сложных проступков, происшествий и событий могут привлекаться специалисты и эксперты.

Проведение экспертизы поручается, как правило, научно-исследовательским учреждениям Министерства обороны РФ, а в неко-торых случаях специальным учреждениям других министерств и ве-домств. Решение о проведении экспертизы оформляется в виде на-правления либо ходатайства.

В качестве специалистов чаще всего привлекаются работники медицинской службы, службы тыла, ракетно-артиллерийского воору-жения, автомобильной службы и др.

При административном расследовании не проводятся:

  • допросы и некоторые другие следственные действия, преду-смотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Вместе с тем если в ходе административного расследования бу-дут выявлены признаки преступления , то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора и руководителя следственного органа при военной проку-ратуре по месту дислокации воинской части. Все материалы админи-стративного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

Таким образом, можно сделать вывод, что методически пра-вильно организованное административное расследование обеспечива-ет выяснение истинных причин проступков, происшествий и т.п. и позволяет командиру принять правильное решение о характере даль-нейших действий.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть про-длен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материа-лах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследо-вания.

Рассматривая порядок проведения административного рассле-дования в ВС РФ, необходимо получить представление о порядке на-значения и проведения административного расследования по админи-стративным правонарушениям , которые предусмотрены КоАП РФ.

В случаях, если после выявления административного право -нарушения в области:

  • антимонопольного законодательства;
  • законодательства о рекламе;
  • о выборах и референдумах ;
  • законодательства о противодействии легализации (отмыва-нию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • законодательства о защите прав потребителей;
  • законодательства в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды , производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безо-пасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экс-пертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном право -нарушении и проведении административного расследования при-нимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонаруше-нии, в виде определения, а прокурором в виде постановления немед-ленно после выявления факта совершения административного право-нарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного право-нарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ , предусматри-вающая административную ответственность за данное администра-тивное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту со-вершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном пра-вонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, про-водится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об администра-тивных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не мо-жет превышать один месяц с момента возбуждения дела об ад-министративном правонарушении. В исключительных случаях ука-занный срок по письменному ходатайству должностного лица, в про-изводстве которого находится дело, может быть продлен вышестоя-щим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего тамо-женного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится по-становление о прекращении дела об административном правонаруше-нии.

Документальное оформление материалов расследования

Рассмотрим порядок документального оформления материалов расследования.

Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюру-ются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами орга-низации делопроизводства в воинской части.

В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы:

  • рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (началь-ника) о назначении административного расследования;
  • объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.;
  • справка финансового органа о денежном размере причиненно-го ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов;
  • в случае причинения ущерба здоровью - медицинское заклю-чение о характере и степени повреждений;
  • постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командова-нию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответ-ственности и некоторые другие.

При необходимости к материалам расследования могут приоб-щаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения админист-ративного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным.

Административное расследование завершается составлени-ем заключения офицера, его проводившего, о всех установленных обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Та-кое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части:

  • вводную;
  • описательную;
  • резолютивную.

Во вводной части должно быть указано:

  • на основании чего и по какому факту проводилось расследо-вание;
  • кто, где и когда его проводил.

В описательной части подробно излагаются обстоятельст-ва расследованного проступка (правонарушения) с указанием:

  • какое именно нарушение имело место в данном случае;
  • кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мо-тивам оно совершено;
  • умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо;
  • какие при этом законы , нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены;
  • во время службы или в иной обстановке;
  • есть ли и какова причинная связь между действиями (бездей-ствием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению пра-вонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно от-ражается отношение виновного лица к совершенному проступку.

В резолютивной части должно быть изложено:

  • кто конкретно и в чем именно виновен;
  • конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду от-ветственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устра-нению.

Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления , необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным лицом малозначительного, не представляющего большой общественной опасности преступления , командир воинской части (ор-ган дознания) сообщает об этом надзирающему военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в возбуждении уголовно-го дела.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется надзирающему военному прокурору и руководителю следственного органа при прокуратуре по месту дислокации воинской части.

Заключение (рапорт) по материалам административного расследования подписывается офицером, проводившим администра-тивное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), пред-ставляется командиру (начальнику).

Материалы расследования по факту получения травмы во-еннослужащим, решение командира воинской части на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослу-жащим, и другие документы по факту получения травмы хранятся в штабе воинской части в установленном порядке.

Вместе с указанными документами хранятся и рапорты началь-ника медицинской службы с резолюциями командира воинской части и с приложенными к ним объяснениями пострадавших военнослужа-щих по фактам получения травм, решение о проведении расследова-ния по которым командиром воинской части не принималось.

Принятие командиром решения по материалам расследования

По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более трех дней принимает решение и объяв-ляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного по-рядка, защиты прав и интересов государства , воинской части, военно-служащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в буду-щем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность ко-торых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или применение мер общественного воздействия).

Правовая работа при производстве административного расследования в ВС РФ

Правовой основой проведения административных расследова-ний по различным событиям и обстоятельствам являются:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных право -нарушениях.
  2. Приказ МО РФ «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  3. Приказ МО РФ «Об утверждении Инструкции о порядке рас-следования фактов получения травм военнослужащими в Вооружен-ных Силах Российской Федерации».
  4. Приказ МО РФ «Об обеспечении проведения технических расследований причин аварий и инцидентов на опасных производст-венных объектах Министерства обороны Российской Федерации, а также на паровых и водогрейных котлах, грузоподъемных кранах, лифтах и других объектах гостехнадзора, подконтрольных органам государственного технического надзора Вооруженных Сил Россий-ской Федерации».
  5. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Феде-рации.

Как уже говорилось, по результатам проведения администра-тивного расследования оформляется приказ командира воинской час-ти.

В предыдущей главе рассмотрены основные направления пра-вовой работы, осуществляемой при проведении дознания. Она анало-гична правовой работе, осуществляемой при проведении администра-тивного расследования. Поэтому уделим внимание проведению юри-дической экспертизы приказов командира воинской части, отражаю-щих вопросы укрепления правопорядка и воинской дисциплины.

При осуществлении правовой экспертизы проектов приказов и директив по вопросам укрепления воинской дисциплины подраз-деления юридической службы должны обращать внимание на:

  • конкретность указаний по преодолению имеющихся недостат-ков;
  • недопустимость дублирования ранее установленных требова-ний по данному вопросу (вместо них в проектах документов дается анализ работы по выполнению ранее установленных требований и указания по устранению выявленных недостатков);
  • обязательную оценку в описательной части приказа всех дей-ствий лиц, о которых говорится в распорядительной части документа;
  • правомочность должностного лица, подписывающего доку-мент, поощрять и взыскивать с виновных в правонарушении ;
  • правильное формулирование меры поощрения и дисципли-нарного взыскания.

При изучении состояния дисциплинарной практики необхо-димо обращать внимание на следующие возможные недостатки в работе должностных лиц:

  • отсутствие реагирования на действия подчиненных, заслужи-вающие поощрения или наложения дисциплинарного взыскания;
  • отсутствие реагирования вышестоящих начальников на пас-сивность в дисциплинарной практике подчиненных начальников;
  • применение не предусмотренных Дисциплинарным уставом ВС РФ мер дисциплинарного воздействия;
  • применение мер воздействия должностными лицами, которым такие полномочия не предоставлены;
  • наложение дисциплинарных взысканий при отсутствии вины , в том числе наложение дисциплинарных взысканий на командиров (начальников) в связи с недисциплинированностью их подчиненных;
  • наложение дисциплинарных взысканий без учета тяжести со-вершенного проступка, личности провинившегося, обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность;
  • нарушение порядка приведения в исполнение дисциплинар-ных взысканий и реализации поощрений;
  • несвоевременный и неправильный учет дисциплинарной прак-тики;
  • отсутствие гласности применения мер дисциплинарного воз-действия, недостатки в использовании воспитательных возможностей воинских коллективов и общественных организаций.

Предложения представителя юридической службы или по-мощника командира части по правовой работе командованию по результатам изучения состояния дисциплинарной практики мо-гут касаться:

  • поощрения должностных лиц, правильно осуществляющих дисциплинарную практику, и применения мер дисциплинарного воз-действия к должностным лицам, осуществляющим ее с нарушениями законности , особенно при попытках скрыть правонарушения;
  • проведения занятий с должностными лицами, осуществляю-щими дисциплинарную практику, служебных совещаний по этому вопросу;
  • отмены старшими начальниками неправомерно объявленных поощрений и дисциплинарных взысканий, возбуждения уголовных дел при обнаружении признаков совершенных

Приступая к административному расследованию, офицер обязан:

Прежде всего, получить и внимательно изучить все имеющие­ся материалы по делу;

Ознакомиться с законодательством, которое непосредственно относится к расследуемым обстоятельствам.

Ознакомившись с имеющимися материалами дела и законода­тельством, следует продумать последовательность и характер пред­стоящих действий, а при необходимости составить план проведения административного расследования.

В плане определяются основные вопросы, подлежащие выясне­нию, а также доказательства, которые необходимо установить по делу, способы и сроки их сбора. Составлять какой-либо документ о начале административного расследования не требуется.

В ходе административного расследования должны быть досто­верно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правиль­ного разрешения дела.

В ходе расследования выяснению подлежат следующие во­просы:

Действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;

Где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;

Наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

Каковы последствия проступка;

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

Причины и условия, способствовавшие совершению проступ­ка.

Расследование по факту получения травмы проводится в целях определения:

Обстоятельств и причин получения травмы;

Степени вины пострадавшего военнослужащего;

Лиц, непосредственно причинивших травму;

Должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте и при проведении того или ино­го мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая заряд­ка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);

Наличия прямой причинной связи между действиями (бездей­ствием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

Под травмой понимается повреждение органа, ткани в резуль­тате внешнего воздействия. Расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.

При проведении административного расследования по фак­ту утраты, недостачи или порчи материальных средств необхо­димо установить:

В чем заключается материальный ущерб и его денежная оцен­ка;

Какими конкретными действиями причинен ущерб;

Какие законы, воинские уставы, приказы, инструкции или дру­гие установленные правила были при этом нарушены;

Умышленно или по неосторожности причинен ущерб;

Явились ли действия (бездействие) военнослужащего или гра­жданина, призванного на сборы, причиной возникновения ущерба;

Степень виновности каждого в случае причинения ущерба не­сколькими лицами;

Находился ли виновный при исполнении служебных обязанно­стей;

Какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Под материальным ущербом понимается действительный

убыток, причиненный государству порчей, уничтожением, утратой или незаконным расходованием военного имущества, денежных средств или других ценностей.

Командир может привлечь к ответственности военнослу­жащих и других подчиненных ему лиц лишь при наличии следую­щих условий:

Причинении действительного материального ущерба;

Наличии причинной связи между неправомерным поведением военнослужащего и материальным ущербом;

Противоправности и виновности действий (бездействия) воен­нослужащего;

Причинении ущерба при исполнении служебных обязанностей.

Поэтому при расследовании необходимо установить, причинен

ли материальный ущерб в действительности и если да, то в чем он выражается и какова его денежная оценка.

Исчисление размера ущерба, подлежащего возмещению, про­изводится по розничным ценам с учетом износа военного имущества по установленным нормам.

Противоправность действия (бездействия) лица, причинив­шего материальный ущерб, выражается в нарушении правил и норм, содержащихся в воинских уставах, наставлениях и других актах, оп­ределяющих порядок получения, хранения и использования матери­альных (денежных) средств. Поэтому при проведении расследования необходимо изучить требования нормативных актов для того, чтобы установить, какие конкретно правила нарушены.

Одной из важных особенностей административного расследо­вания по делам о причинении государству материального ущерба яв­ляется необходимость четкого определения формы вины военнослу­жащего.

В процессе административного расследования должно быть до­казано, что ущерб государству причинен при исполнении военнослу­жащим служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уста­вами, приказами и другими актами.

Фактические обстоятельства устанавливаются с помощью дока­зательств, получаемых при опросе очевидцев, потерпевших, виновных лиц.

Письменное объяснение дается на имя командира части. В объяснении указываются:

Дата, место составления;

Должность и воинское звание, фамилия, имя и отчество офи­цера, проводящего расследование;

Анкетные данные, а при необходимости и другие сведения оп­рашиваемого. Записи делаются в первом лице и дословно. По жела­нию опрашиваемого ему представляется возможность изложить свои ответы на поставленные вопросы в письменном виде.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, про­водящим расследование. Однако брать объяснения у командира воин­ской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к но­вому месту военной службы, необходимый запрос направляется ко­мандиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообща­ется о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которо­го требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы.

При административном расследовании недопустимо оформ­ление показаний опрашиваемых лиц протоколами допроса свидетеля, а также предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. Следует помнить, что запрещается получать объяснения от лиц, находящихся в состоя­нии опьянения.

Для наглядности к материалам расследования могут прилагать­ся схемы, таблицы, фотокарточки. В любом случае необходимо со­блюдать правила обращения с секретными документами и сведения­ми.

При проведении расследования по факту получения военно­служащим травмы к материалам расследования в обязательном поряд­ке должна прилагаться справка из медицинского учреждения или вы­писка из медицинской книжки о характере травмы.

При необходимости расследующий может производить осмотр помещений, местности, техники, предметов, документов и т.п. Для проверки объяснения опрошенных лиц и версий могут проводиться простейшие эксперименты.

Для характеристики лица, привлекаемого к ответственности, необходимо истребовать и приобщить к материалам расследования документы, характеризующие личность военнослужащего, рабочего и служащего.

К таким документам относятся:

Служебная характеристика;

Профессионально-психологическое заключение;

Копия служебной карточки (для военнослужащих) и др.

По решению командира части военнослужащие могут направ­ляться на военно-врачебную комиссию для определения их годности к военной службе.

К расследованию наиболее сложных проступков, происшествий и событий могут привлекаться специалисты и эксперты.

Проведение экспертизы поручается, как правило, научно­исследовательским учреждениям Министерства обороны РФ, а в неко­торых случаях специальным учреждениям других министерств и ве­домств. Решение о проведении экспертизы оформляется в виде на­правления либо ходатайства.

В качестве специалистов чаще всего привлекаются работники медицинской службы, службы тыла, ракетно-артиллерийского воору­жения, автомобильной службы и др.

При административном расследовании не проводятся:

Допросы и некоторые другие следственные действия, преду­смотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Вместе с тем если в ходе административного расследования бу­дут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора и руководителя следственного органа при военной проку­ратуре по месту дислокации воинской части. Все материалы админи­стративного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

Таким образом, можно сделать вывод, что методически пра­вильно организованное административное расследование обеспечива­ет выяснение истинных причин проступков, происшествий и т.п. и позволяет командиру принять правильное решение о характере даль­нейших действий.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть про­длен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материа­лах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследо­вания.

Рассматривая порядок проведения административного рассле­дования в ВС РФ, необходимо получить представление о порядке на­значения и проведения административного расследования по админи­стративным правонарушениям, которые предусмотрены КоАП РФ.

В случаях, если после выявления административного право­нарушения в области:

Антимонопольного законодательства;

О выборах и референдумах;

Законодательства о противодействии легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

Законодательства о защите прав потребителей;

Законодательства в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безо­пасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экс­пертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном право­нарушении и проведении административного расследования при­нимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонаруше­нии, в виде определения, а прокурором в виде постановления немед­ленно после выявления факта совершения административного право­нарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного право­нарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматри­вающая административную ответственность за данное администра­тивное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту со­вершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном пра­вонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, про­водится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не мо­жет превышать один месяц с момента возбуждения дела об ад­министративном правонарушении. В исключительных случаях ука­занный срок по письменному ходатайству должностного лица, в про­изводстве которого находится дело, может быть продлен вышестоя­щим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего тамо­женного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится по­становление о прекращении дела об административном правонаруше­нии.

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании, об аккредитации в национальной системе аккредитации, об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о применении контрольно-кассовой техники, а также после выявления административного правонарушения против порядка управления (в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных , 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 28.7 КоАП РФ

1. В части 1 комментируемой статьи перечисляются виды административных правонарушений, после выявления которых проводится административное расследование.

Так, к ним относятся административные правонарушения, предусмотренные:

1) ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе);

2) ст. ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52 (нарушение законодательства о выборах и референдумах);

3) ст. 15.27 (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);

4) ст. ст. 14.6, 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 (административные правонарушения в области антимонопольного законодательства);

5) ст. ст. 15.3 — 15.13 (административные правонарушения в области налогов и сборов);

6) ст. 15.25 (административные правонарушения в области валютного законодательства);

7) ст. ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 (административные правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей);

8) ст. ст. 16.1 — 16.22 (административные правонарушения в области таможенного дела);

9) ст. ст. 8.1 — 8.23 (административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды);

10) ст. ст. 14.16 — 14.19, 15.13 (административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

11) ст. — 12.37 (административные правонарушения в области дорожного движения);

12) ст. ст. 11.1 — 11.29 (административные правонарушения на транспорте);

13) ст. ст. 8.32, 11.16, 20.4 (административные правонарушения в области пожарной безопасности) КоАП.

Административное расследование в указанных случаях может производиться при проведении предусмотренных КоАП процессуальных действий, требующих значительных временных затрат: экспертизы (см. комментарий к ст. ст. 26.4, 26.5), сбора и фиксации вещественных доказательств (см. комментарий к ст. 26.6), истребования сведений и оценки доказательств (см. комментарий соответственно к ст. ст. 26.10, 26.11), а также в указанных случаях при выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).

2. При необходимости проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 дело считается возбужденным с момента вынесения определения.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях указаны в ч. ч. 2, 3 ст. 28.3 (см. комментарий к ст. 28.3).

3. Согласно ч. 1 ст. 28.4 Кодекса прокурор вправе возбудить дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 и 15.10 Кодекса. По факту выявления других административных правонарушений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор вправе возбудить дело при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном прокурором немедленно после выявления факта совершения указанного правонарушения, должно быть указано о проведении административного расследования.

4. Местом совершения административного правонарушения согласно ч. 4 комментируемой статьи считается место выявления факта его совершения, наличие состава административного правонарушения. Оно должно быть подтверждено или опровергнуто при осуществлении административного расследования и последующих, предусмотренных Кодексом, процессуальных действий по делу.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Часть 5 комментируемой статьи перечисляет случаи, когда этот срок может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело. При этом решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения, в котором должны быть указаны дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.9 Кодекса указанное постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело, до передачи дела на рассмотрение, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса.

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определенных стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которыя, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ему задачи, документы и другие особенности Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. С. 5-6. Так, этапы отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждом этапе совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач этапа может оформляться отдельным процессуальным документом. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше. Стадия административного расследования состоит из семи этапов Бахрах Д.Н. Административное право. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. С. 146:

1. принятие решения о проведении административного расследования;

2. установление обстоятельств дела;

3. приостановление административного расследования;

4. процессуальное оформление результатов административного расследования;

5. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу;

6. дополнительное административное расследование;

7. повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Требования и особенности данного документа будут рассмотрены в следующем параграфе.

Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных - признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий. Объём данного этапа зависит от категории дел и обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.

Именно на данном этапе проводятся экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В соответствии с ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"о чем и указано в его преамбуле. Там же указано, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Этап приостановления административного расследования не регламентирован в КоАП РФ, однако его существование обусловлено потребностями практики. В связи с этим, в ст. 28.7 КоАП РФ некоторыми теоретиками в области административного права предлагается внести следующие изменения:

"Административное расследование может быть приостановлено, если местонахождение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении неизвестно, а также в случае тяжкого заболевания этого лица, удостоверенного медицинским заключением, путем вынесения определения должностным лицом, осуществляющим административное расследование.

Административное расследование может быть приостановлено только в том случае, если должностное лицо, его осуществляющее, выполнило все процессуальные и иные действия, производство которых возможно в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и приняло меры к розыску этого лица" Филоненко, И. О. Возбуждение и административное расследование милицией дел об административных правонарушениях в сфере оборота» алкогольной продукции:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / www/fguyn.1hdh/ru/.

Далее следует этап процессуального оформления результатов административного расследования, на котором составляется протокол об административном правонарушении. Протокол - это важнейший процессуальный документ, закрепляющий результат деятельности уполномоченного должностного лица по делу об административном правонарушении на стадии административного расследования, фиксирующий в незначительном объеме существенные черты события правонарушения, квалифицирующие признаки состава, данные о применении мер процессуального обеспечения по делу, сведения о лице, в отношении которого он составлен и который служит основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения наказания правонарушителю компетентным лицом. В дальнейшем протокол направляется рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

Направление протокола теоретиками также считается самостоятельным этапом стадии административного расследованияСм.: Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 130-131; . Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Этап дополнительного административного расследования начинается с момента возвращения дела об административном правонарушении из органа или от должностного лица, которым он был направлен на рассмотрение, в установленных законом случаях для исправления недостатков, препятствующих рассмотрению дела, и заключается в повторном проведении этапа установления обстоятельств дела и последующих этапов. В последующем за ним идет этап повторного направления материалов компетентному должностному лицу или органу. Необходимо так же сказать о сроках и месте проведения расследования в целом, как стадии.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.Частью 4 ст. 28.7 КоАП РФ также установлено, что административное расследование проводится:

по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, - указанным должностным лицом;

по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Как разъяснено в подп. "а" п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.

Сроки проведения административного расследования установлены в ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ:

по общему правилу срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении;

в исключительных случаях срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца;

по делам о нарушении таможенных правил срок проведения административного расследования в исключительных случаях может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Итак, административное расследование как самостоятельную стадию процесса производства дел об административных правонарушениях, в свою очередь можно разделить на ряд самостоятельных этапов, центральным в которых является этап выяснения обстоятельств дела. Современное законодательство в данной сфере по мнению некоторых авторов несовершенно и ими предлагается внести ряд статей в Кодекс об административных правонарушениях. Конкретно это касается этапа приостановления административного расследования, что не регламентировано в кодексе, однако часто встречается на практике.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча