04.03.2020

Органы местного самоуправления понятие и классификация. Органы и должностные лица органов местного самоуправления. К основным видам ПР относят


Классификации органов местного самоуправления Содержательная классификация органов местного самоуправления сводится к их делению на представительные, исполнительные и иные. Представительные органы по характеру своей деятельности являются органами, осуществляющими учредительные и нормотворческие функции, которые заключаются в выявлении и формировании интересов населения муниципального образования, т.е. в выработке на основе обсуждения и согласия большинства депутатов решений, определяющих пути развития муниципального образования. Эти стратегические решения требуют, в свою очередь, решений и действий, направленных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительные органы, которые могут быть выборными и невыборными (назначаемыми). Поскольку органы местного самоуправления являются органами народовластия, а народ осуществляет свою власть непосредственно (путем выборов и референдума) или через представителей, формирование невыборных органов местного самоуправления должно быть, хотя бы косвенно, связано с волеизъявлением граждан. В связи с этим невыборными органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры муниципальной власти, участвующие в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), получившими свои полномочия в ходе непосредственного волеизъявления граждан (представительный орган, глава муниципального образования). Следует иметь в виду, что выборность и невыборность органов местного самоуправления является лишь признаком их разграничения по порядку образования и не дает полного представления о функциональном их назначении.

По назначению или компетенции органы местного самоуправления подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией обладают представительные органы, глав муниципальных образований, местные администрации. Специальной компетенцией обладают контрольные органы, избирательные комиссии, отделы, управления, комитеты, службы местной администрации.

Компетенция -- это круг постоянных и устойчивых полномочий, отраженных в нормативных правовых актах местного самоуправления. По способу принятия решений: коллегиальные и единоличные. Представительный орган интегрирует интересы различных групп населения, представленных депутатами. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэтому свои решения от имени всего населения представительный орган принимает в коллегиальном порядке. В муниципальном образовании могут формироваться наряду с представительным органом иные коллегиальные органы для выполнения отдельных функций местного самоуправления. Однако по закону они не могут выполнять те функции, которыми наделены представительные органы.

Вопросы в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, когда конкретными участниками деятельности руководят профессионалы, и они же несут персональную ответственность за результаты своей деятельности.

1. Зарубежный и отечественный опыт организации муниципальной власти

Отечественный опыт организации муниципальной власти

На протяжении тысячелетней истории российского государства, в силу особенностей развития общества, система управления отличалась чрезмерной централизацией государственной власти, постоянным господством исполнительных структур, отсутствием развитой системы самоуправления. При этом сложившиеся структуры местного самоуправления практически не отражали интересы населения, часто являясь тормозом для общего развития. В то же время в истории России существовало достаточно моделей и систем самоуправления, давших положительный эффект социально-экономического развития территории.

Традиционно выделяют три отечественные модели местного самоуправления: земскую, советскую и новую (современную). Однако система местного самоуправления начала складываться и на более ранних этапах развития отечественной истории.

Советской модели местного управления были присущи следующие черты: 1) органы местного управления являются государственными и представляют собой «нижний этаж» государственного механизма; 2) отсутствие собственной компетенции; 3) жесткая централизация управления; 4) принцип патернализма и т. д.

В связи с проведением реформы местного самоуправления в Российской Федерации достаточно много внимания уделяется зарубежному опыту организации местной власти, и в частности зарубежным моделям местного самоуправления.

Модель местного самоуправления - это система горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления. Впервые местное самоуправление было юридически оформлено в Риме в первом веке до н. э. В настоящее время практически каждая страна имеет свою модель местного самоуправления. Основными зарубежными моделями по праву считают англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления.

Англосаксонская модель местного самоуправления - современная зарубежная система местного самоуправления, возникшая в Великобритании и действующая в настоящее время в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Для нее характерны следующие черты: 1) децентрализация управления; 2) многоуровневость модели местного самоуправления (существование двух, а иногда и трех уровней местного самоуправления); 3) высокая степень автономии различных уровней власти; 4) четкое определение компетенции органов каждого уровня; 5) выборность ряда должностных лиц местного самоуправления; 6) полномочия органов местного самоуправления определяются на основе позитивного принципа правового регулирования (принцип inter vires, от лат. - действовать в пределах своих полномочий). Принцип inter vires получил свое воплощение в правиле Дилона. Это правило предоставления полномочий местным органам власти, по которому муниципальные органы вправе делать лишь то, что им прямо разрешил закон (разрешено лишь то, что прямо предписано); 7) отсутствие на местах контролирующих органов, представителей центральной власти; 8) осуществление косвенного контроля с помощью финансовых рычагов и через судебные органы; 9) муниципализация многих служб (например, передача служб из частного сектора в ведение муниципалитета) и т. п.

Континентальная модель местного самоуправления - это современная зарубежная модель местного самоуправления, возникшая во Франции и действующая в настоящее время в континентальной Европе, во Франции, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Для данной модели характерны следующие основные черты: 1) высокая степень централизованного управления; 2) многоуровневость модели местного самоуправления;

3) подчинение нижестоящего уровня власти вышестоящему уровню; 4) отсутствие четкого определения компетенции органов каждого уровня (бывает, что одни и те же вопросы в одних регионах решают выборные органы местной власти, а в других - представители государственной власти); 5) сочетание выборности и назначаемости местных органов власти; 6) принцип ultra veries (от лат. - действовать с превышением полномочий), воплотившийся в правиле негативного регулирования. Это правило предоставления полномочий местным органам власти, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, прямо не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции других органов (разрешено все то, что не запрещено); 7) сочетание государственного управления и местного самоуправления в пределах одних административно-территориальных единиц; 8) осуществление прямого контроля за деятельностью местных органов власти с помощью контролирующих органов; 9) муниципальная служба рассматривается как разновидность государственной службы.

Например, Германия является федеративным государством, поэтому структура государственного управления состоит из трех независимых уровней: федеральное управление, земельное управление и коммунальное управление. Каждый из уровней власти обладает собственным автономным кругом задач.

Коммунальное управление в свою очередь также подразделяется на три уровня: общинное, районное и надрайонное. Местное самоуправление означает выполнение местными органами в соответствии с законом под свою ответственность собственных и возложенных на них государственных задач.

14.1. Предназначение и классификация органов
местного самоуправления

В широком смысле местное самоуправление , а следовательно, и управление муниципальным хозяйством осуществляется населением локальной территории. Для обозначения населения, проживающего в границах муниципального образования и объединенного общими интересами, существуют различные термины (территориальный коллектив, община, коммуна и т. п.); в настоящей работе для этой цели используется термин «местное сообщество » как уже получивший устойчивое распространение.

Реализация населением права на местное самоуправление, в том числе и на управление муниципальным хозяйством , возможна либо непосредственно, либо через создаваемые местным сообществом органы местного самоуправления и через должностных лиц местного самоуправления. Можно рассматривать местное сообщество в целом как представительный «квазиорган», имея в виду, что существуют процедуры принятия решений через прямое волеизъявление (местный референдум, сход). Сход для небольших сельских поселений , где по различным соображениям нет необходимости избирать представительные органы , может быть довольно устойчивой и систематически применяемой формой волеизъявления. В крупных поселениях, особенно в городах, а также в муниципальных образованиях, объединяющих несколько поселений, прямое участие населения в оперативном управлении муниципальным хозяйством нецелесообразно, точнее, практически невозможно.

Поэтому, оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения (местный референдум , сход и т. п.) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения (приобретение, создание, отчуждение и перепрофилирование наиболее значимых объектов муниципальной собственности , принятие планов и программ развития муниципального образования), необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления, и в частности по управлению муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных компетенцией, необходимой для исполнения возложенных на них функций.



Таким образом,текущее, оперативное управление муниципальным хозяйством должно осуществляться специально создаваемыми для этого структурами, сформированными из профессионально подготовленных кадров. Функции таких структур управления в муниципальных образованиях выполняют . Они создаются для более широких целей и решения как минимум двух задач: политического (властного) и хозяйственного управления, причем не всегда возможно четко разделить эти задачи.

Любые классификации не имеют самостоятельного и абсолютного значения. Это лишь определенный прием, с помощью которого упрощается задача исследования явлений. Нельзя назвать какие-либо «объективные» основания для классификации: эти основания формулируются сознательно применительно к изучаемым явлениям и тем задачам, которые должны быть решены в процессе исследования.

При изучении органов местного самоуправления как субъектов управления муниципальным хозяйством используется их классификация по следующим основаниям: 1

§ способу образования;

§ назначению (степени специализации);

§ предметам ведения ;

§ способу принятия решений;

§ типу исполняемых функций.

По способу образования органы местного самоуправления в самом общем случае могут быть разделены на выборные и другие. Если в отношении выборных органов не требуется дополнительных разъяснений (нужно только отметить, что обязательность наличия выборного органа в муниципальном образовании является одним из основных принципов местного самоуправления), то другие органы создаются по мере необходимости и, в свою очередь, могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.) и т. п.

Точно такая же классификация может быть результатом применения другого основания ¾ способа делегирования полномочий. Общепризнанным в демократических государствах считается, что источником и носителем власти является народ. Исходя из этого всякие органы власти, в том числе и органы местного самоуправления как одна из форм осуществления власти, получают свои полномочия от народа, т. е. выборы ¾ способ не только образования органов, но и наделения этих органов полномочиями. Органы, формируемые иными способами, получают свои полномочия опосредованно ¾ либо от выборных органов, либо в соответствии с правовым актом, принимаемым выборным органом или непосредственно населением. Указанный правовой акт может быть общегосударственным (например, Конституция) или местным (устав муниципального образования).

Самостоятельное значение имеет вопрос о том, какие органы должны образовываться в результате избрания, а какие ¾ другими способами, а также вопрос о выборе той или иной избирательной процедуры (см. главу 15 ).

По назначению органы местного самоуправления можно разделить на органы общего и специального назначения (органы с широкой и узкой специализацией соответственно), понимая при этом под органами общего назначения те, деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления (или их большую часть), а под органами специального назначения ¾ «отраслевые» органы, т. е. органы, занимающиеся узким направлением деятельности местного самоуправления, одной или несколькими его сферами. Более понятным такое деление становится на конкретных примерах. Так, очевидно, что деятельность практически всех структур местного самоуправления находится в прямой зависимости от функционирования его финансовых и бюджетных органов (которые и относятся, среди прочих, к органам общего назначения). В качестве специализированных (отраслевых) можно рассматривать органы управления образованием, здравоохранением, муниципальным жилищным строительством, муниципальной собственностью.

Конечно, такое деление, как и любое другое, достаточно условно. Можно говорить, что финансовые органы решают ограниченный круг задач ¾ формируют и развивают доходные источники местного бюджета , а органы управления муниципальным здравоохранением ¾ широкий круг задач, так как от состояния здоровья населения зависит и решение большинства других вопросов. Но мы рассматриваем в данном случае деятельность органов управления муниципальным хозяйством в их взаимодействии и взаимовлиянии, т. е. проводим внутреннюю классификацию субъекта управления муниципальным хозяйством по степени воздействия решений одних органов на все другие. С этой точки зрения вводимые нами основания классификации оправданны, так как позволяют с учетом особенностей объекта управления определить перечень необходимых управленческих функций и соответствующим образом структурировать субъект управления , проще говоря, определить наиболее целесообразную в каждом конкретном случае структуру органов управления муниципальным хозяйством. При этом речь не идет о том, что под каждую функцию нужно создавать отдельное управленческое звено. Если, например, объем муниципального строительства измеряется единичными объектами или в муниципальном образовании имеется одна общеобразовательная школа, то нет необходимости создавать отдел строительства или соответственно отдел народного образования. В этом случае указанные функции могут исполнять укрупненные структурные подразделения органов местного самоуправления: управление строительством может быть поручено отделу коммунального хозяйства, а управление образованием ¾ отделу социальной политики или другим близким по направлениям деятельности подразделениям.

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы местного самоуправления не только решают вопросы местного значения , отнесенные к ведению местного самоуправления, но и исполняютотдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти. Расширение самостоятельности местного самоуправления в управлении местными делами и одновременное обременение органов местного самоуправления государственными полномочиями, которые более целесообразно исполнять на местах, стало общемировой тенденцией, направленной на создание разумного баланса между централизацией и децентрализацией . Отношение к этому процессу со стороны населения, представителей органов местного самоуправления, теоретиков муниципального права неоднозначно, но это реальный факт, который нужно учитывать.

Отдельные государственные полномочия могут исполняться и органами, созданными для решения вопросов местного значения, хотя, как правило, реализуются специально создаваемыми органами (отделами записи актов гражданского состояния, военно-учетными столами и т. д.). В области исполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны государственным органам. Выделение органов, исполняющих отдельные государственные полномочия, существенно уже потому, что материально-финансовое обеспечение их деятельности должно гарантироваться государством, а это предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу ему материальных и финансовых ресурсов .

Классификацияорганов местного самоуправления может быть выполнена и по способу принятия решений . В этом случае двум типам функций (проектной, представительской и программной, исполнительской) соответствуют два типа органов ¾ представительные и исполнительные. Для деятельности представительных органов характерны наиболее значимые коллегиальные решения, а исполнительный орган реализует их, принимая, в свою очередь, единолично или коллегиально конкретные решения тактического и оперативного характера. Следует подчеркнуть, что речь идет не о принципе разделения властей, а именно о классификации органов местного самоуправления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством. Вопросы осуществления власти интересуют нас здесь постольку, поскольку реализация проектов развития муниципального образования обеспечивается в том числе и принятием нормативных правовых актов.

С точки зрения приведенных выше оснований классификации можно характеризовать каждый орган местного самоуправления. Например, муниципальный комитет по социальной политике является: по способу образования ¾ формируемым на основе назначения; по назначению ¾ специального назначения, по полномочиям ¾ исполняющим и собственные и делегированные полномочия, по способу принятия решений ¾ коллегиальным; по типу исполняемых функций ¾ исполнительным органом. Естественно, такое разделение является достаточно условным, и практически по всем классификационным признакам возможны варианты частичного или даже полного совмещения разнородных функций в одном органе.

Классификация органов местного самоуправления может проводиться как по приведенным выше основаниям, так и по ряду других. Важно, чтобы она способствовала решению более общей задачи ¾ определению по возможности оптимальной (применительно к конкретным условиям) структуры органов местного самоуправления. Результатом анализа должно быть формулирование предложений по совершенствованию структуры органов местного самоуправления там, где они уже созданы и функционируют, или определение необходимой структуры во вновь формирующихся муниципальных образованиях .

Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органы местного самоуправления

Лекция 2

  1. Понятие органов местного самоуправления
  2. Место и роль органов местного самоуправления в управлении муниципальным хозяйством
  3. Классификация органов местного самоуправления
  1. Понятие органов местного самоуправления

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления - это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления - это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

В соответствии с федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:

представительные органы местного самоуправления;

иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Согласно Закону (ст. 14) наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и т.п. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.



Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на Основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного Самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

  1. Место и роль органов местного самоуправления в управлении муниципальным хозяйством

Местное самоуправление, а, следовательно, и управление муниципальным хозяйством осуществляется населением. Более точно, поскольку мы имеем в виду управление в границах муниципального образования, речь должна идти не о населении вообще, а о жителях конкретной локальной территории.

Под муниципальным образованием понимается населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Реализация населением права на местное самоуправление, в том числе и на управление муниципальным хозяйством, возможна, либо непосредственно, либо через создаваемые местным сообществом органы местного самоуправления и должностных лиц.

Оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения (приобретение, создание, отчуждение и перепрофилирование, наиболее, значимых объектов муниципальной собственности, принятие планов и программ развития муниципального образования),регулярная, повседневная деятельность по осуществления местного самоуправления, и, в частности, по управления муниципальным хозяйством, практически невозможна вне системы органов местного самоуправления наделенных собственной компетенцией необходимой для исполнения возложенных на них функций.

Текущее, оперативное управление муниципальным хозяйством должно осуществляться специально создаваемыми этого структурами, сформированными из профессионально подготовленных кадров. Функции таких структур управления в муниципальных образованиях выполняют органы местного самоуправления. Они создаются в более широких целях и для решения как минимум двух задач; политического и хозяйственного управления,- причем не всегда можно четко разделить эти задачи.

  1. Классификация органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления классифицируются на следующих основаниях;

- по способу образования;

- по назначению (степени специализации);

- по предметам ведения;

- по способу принятия решений;

- по типу исполняемых функций.

По способу образования органы местного самоуправления в самом общем случае могут быть разделены на выборные и другие.

По назначению органы местного самоуправления можно классифицировать как органы общего и специального назначения (органы с широкой и узкой специализацией), понимая при этом под органами общего назначения те, деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления (или их большую часть), а под органами специального назначения «отраслевые» органы, то есть занимающиеся узким направлением деятельности местного самоуправления, одной из его сфер (возможно несколькими).

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы местного самоуправления решают не только вопросы местного значения, отнесенных к ведению местного самоуправления, но и исполняет отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти.

Классификация по способу принятия решений вводится в силу того, что в зависимости от характера решений они могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично.

По типу исполняемых функций соответствует два типа органов – представительные и исполнительные.

Представительный орган в целом наделяется в связи с его ролью в системе местного самоуправления исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам. Только представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает общеобязательные на территории муниципального образования правила, решает принципиальные вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, контролирует от имени населения деятельность других органов местного самоуправления.

Исполнительный орган может иметь еще более сложную организацию, в которой требуется установить место каждой его составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах определенной компетенции органом, структурным подразделением органа, единоличным должностным лицом. Орган и структурное подразделение различается в зависимости от наличия права принятия самостоятельных юридически значимых решений по вопросам, относящихся к компетенции местного самоуправления.

  1. Структура и типы структур органов местного самоуправления

Возможные сочетание трех традиционно устойчивых элементов систем муниципального управления – представительного органа, местной администрации и высшего должностного лица местного самоуправления основывается на следующих основных вариантах распределения полномочий местного сообщества:

Вариант 1:

Непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенции представительного органа и выборного высшего должностного лица.

Вариант 2.

Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции представительного органа.

Вариант 3:

Все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов).

Применение того или иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности решаемых вопросов, социально-политической ситуации и множества других факторов.

Этим вариантам соответствует следующие модели организационных структур (при их описании в отношение структурных единиц используется: мэр, совет, администрация).

Модель «сильный мэр-совет»

Мэр и совет избираются всем населением. «Сильный» мэр называется в силу ряда присущих в этой модели полномочий: мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета; самостоятельно формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц администрации; единолично руководит деятельностью администрации; организует работу совета, председательствует на его заседания, подписывает акты, принимаемые советом. Для соблюдения баланса совет наделяется правом преодоления вето квалифицированным большинством голосов депутатов. Механизм досрочного прекращения полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей является местный референдум.

Модель «слабый мэр – совет»

В этой модели мэр избирается из числа депутатов совета. «Слабость» его заключается в полной подконтрольности и подотчетности совету: мэр не имеет права вето; формирование администрации, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц администрации производится им с согласия совета; пределы его права руководства администрацией ограничены решениями советами. Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется советом по собственной инициативе или инициативе населения.

Модель «Совет-управляющий»

В модели «совет-управляющий» должность мэра не предусматривается. Организация деятельности совета осуществляется избираемым из числа депутатов совета председателем, который не имеет полномочий по руководству местной администрацией. Все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрактной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц администрации. Отношения управляющего с советом определяются условиями контракта.

Модель «городская комиссия»

Эта модель основана на выборности целого ряда должностных лиц местного самоуправления и сочетание представительных и исполнительных функций. При этом избираются не депутаты представительного органа, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица.

Модель «мэр-собрание»

Модель «мэр-собрание» может быть рекомендована только для малых поселений, где функции представительного органа может осуществлять непосредственно население. Иначе данную модель называют «староста-сельский сход». Единственным выборным лицом здесь является мэр (староста), который и осуществляет полномочия всех органов местного самоуправления, за исключением утверждением местного бюджета, отчета о его исполнении и контрольных полномочий. При этом в случае необходимости может формироваться и небольшой аппарат управления, например назначаться или выбираться казначей.

Тема. Риск-менеджмент как раздел финансового менеджмента.

4. Методы избежания, методы удержания.

5. Страхование – основной прием риск-менеджмента.

Риск – это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и финансовая категория. Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

Как финансовая категория риск предсталяет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Рискология – наука о законах и закономерностях действия целеполагающих и целеосуществляющих систем по определению возможных опасностей, которые могут встретится в их будущей деятельности.

Одной из важнейших проблем является выделение предмета исследования рискологии. Рискология изучает, какие возможные риски, а также их величины (построение поля рисков) могут возникнуть в процессе определенной деятельности системы, которую называют основной. Прочее построения поля рисков напрямую не связан с основным видом деятельности, это особый вид деятельности (рисколгическая деятельность). Рискологическая деятельность, как сложное явление, может быть классифицирована самым различным образом.

Всю рискологическую деятельность в зависимости от учета временного фактора разделяют следующим образом:

Ретроспективная рискологическая деятельность связана с анализом проявившихся рисков и пострением на их базе моделей. Эти модели, могут, во-первых, объяснить почему из всего массива возможных рисков реализовались только эти, а во-вторых, либо построить новые, либо усоврешенствовать существующие модели, позволяющие проводить анализ и давать оценку рискам сегодняшнего момента или прогнозируемым. Проблема ретроспективной рискологической деятельности заключается в том, что многие ситуации, имеющие место, трудно оценить однозначно – отсюда нередко спорным является то, какие риски проявились, а какие нет. Другая проблема – так называемые неявные риски. Такие риски неощутимы на поверхности, но зачастую именно они играют роль роковой силы;

Текущая рискологическая деятельность связана с анализом и оценкой рисков, которые могут проявиться в настоящий момент. Текущая рискологическая деятельность имеет свои особенности, например, очень часто приходится сталкиваться с проблемой страхов и «определения ситуации»;

Перспективная рискологическая деятельность связана с прогностическими представлениями о рисках. Необходимо различать прогностическую деятельность как таковую, которая определяет варианты будущего, от перспективной рискологической деятельности, которая предназначена для определения, какие поля рисков несет в себе каждый из вариантов и чем это грозит в будущем;

Третий уровень или уровень конкретных наук. На данном уровне располагают области знания, являющиеся конкретно научными, т.е. здесь действуют так называемые специфические науки, имеющие свой предмет, свои методы и свои цели. Риск всегда связан с целеполаганием и целеосуществлением, и следовательно, любую науку всегда сопровождает рискологическая деятельность.

2. Виды предпринимательского риска.

Классификация предпринимательских рисков была предметом исследования многих ученых.

Кейнс в своей классификации использовал монетаристкий подход и рассматривал риск через призму отношений заемщик-кредитор. Он полагал, что в экономинческой жизни целесообразно выделить три основных риска.

Во-первых, это риск предпринимателя или заемщика , который возникает из-за сомнения, удастся ли действительно получить ту перспективную выгоду, на которую он рассчитывает. Этот вид риска возникает тогда, когда человек пускает в ход только свои деньги.

Во-вторых, это риск кредитора . Он возникает там, где практикуются кредитные операции, под которыми Кейнс понимал предоставление ссуд под реальное или личное обеспечение. Этот риск может быть связан с сомнением насчет обоснованности оказанного доверия, то есть с опасностью намеренного банкротства или других попыток должника уклониться от выполнения обязательств (в том числе и легальными способами), а также с возможной недостаточностью размеров обеспечения, то есть с опасностью невольного банкротства из-за того, что расчеты заемщика на получение дохода не оправдались.

В третьих, риск связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы в связи с инфляцией. Исходя из этого, Кейнс считал, что денежный заем в известной мере менее надежен, чем реальное имущество. Это вид риска, как и первые два, также требует предварительной оценки.

Предпринимательский риск (ПР)

К основным видам ПР относят:

1. Производственный – связан с производством продукции.

Производственный риск связан – с материалами, трудом и технологиями, используемые фирмой. Управленцы сталкиваются с вопросами адекватного использования сырья, сокращения себестоимости продукции, эффективности подготовки кадров, сокращения потерь рабочего времени, установления эффективных форм оплаты труда, использования новых методов производства машин, механизмов, технологий, материалов и др. Не всегда представляется возможным оценить, будут ваши решения хороши для ближайшего времени и отдаленного будущего, возвратятся ли производственные затраты, в том числе затраты на исследования и проекты.

2. Коммерческий (маркетинговый) – отвечает за реализацию продукции

Коммерческий риск (маркетинговый) связан с неопределенностью того, где продать продукцию по цене, достаточной для дальнейших инвестиций. Другой важный элемент маркетингового риска временной разрыв между производством и реализацией продукции. Маркетинговый риск включает факторы, которые влияют на денежный и реальный спрос на товары и услуги. При этом содержание его составляют не рыночные изменения сами по себе, а невозможность точного определения размеров и времени этих измнений.

3. Финансовый – возникает в сфере отношения предприятий с обеспечивающей подсистемой финансовой системы.

Финансовый риск – связан с проблемой увеличенияи адекватного управления фондами фирмы: правильностью финансовых нужд фирмы в будущем. Неадекватный капитал (его структура и распределение) часто являются причиной неудач в бизнесе.

Среди предпринимательских рисков, принято выделять:

- систематический (общий, постоянно повторяющийся) риск, который обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов факторов (с позиции рискологии они являются объектами). Это – снижениеповышение деловой активености в национальной экономике, регионе, отрасли деятельности. Это инфляция, сопровождающаяся неуклонным ростом цен и снижением покупательной способности денег. Это – изменение банковских процентов, налоговых и таможенных ставок, введение квот и ограничений на хозяйственные операции.

- несистематический (конкретный, специфический, отличительный) риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта. Это –потеря рынков сбыта товаров, продукции, работ, услуг вследствие ухудшения их качества, неэффективной ценовой политики, низкого уровня маркетингового анализа; снижения доходности продаж и рентабельности капитала, ведущее к потере источников финансирования, к неплатежеспособности; снижение ликвидности активов баланса; рост дебиторской задолженности; иммобилизация оборотных средств.

Уровень систематических рисков относительно тождественен для различных хозяйствующих субъектов, тогда как уровень несистемтического риска сильно колеблется даже для организаций, сопоставимых по масштабу и сфере деятельности и другим общим признакам.

Все виды рисков взаимосвязаны между собой. В крупных компаниях работают специалисты по риску (риск-менеджера).

3. Оценка риска. Приемы управления риском.

В системе принципов оценки рисков четко выделяют три уровня:

Первый уровень – методологические принципы, т.е. принципы, определяющие концептуальные положения, являющиеся наиболее общими, а главное – не зависящие от специфики рассматриваемого вида риска (даже вариантные относительно характера и конкретного содержания целевых и ценностных установок);

Второй уровень – методические принципы, т.е. принципы, непосредственно связанные с видом деятельности, его спецификой, ценностными представлениями, конкретно-историческими ситуациями и т.д.;

Третий уровень – операционные принципы, т.е. принципы, связанные с наличием, достоверностью, однозначностью информации и возможностями ее обработки.

Оценка риска зависит от нескольких факторов:

Индивидуальное восприятие руководителем успеха (оптимист) и неудачи (консервативный тип). Специалисты считают, что приемлемый уровень риска обратно пропорционален количеству исполнителей;

Величина капитала, кот. располагает предприниматель, ибо существует большая разница, рискует ли предприятие, приняв то или иное решение 1% своего капитала или 90% своего капитала.

Условия, в кот. принимаются финансовые решения:

1. в условиях определенности, когда точно, с единичной вероятностью известны результаты каждого из альтернативных вариантов решений (например: инвестирование в депозитные сертификаты или государственные облигации)

2. в условиях риска, когда известна лишь вероятность получения каждого из результатов; вероятность определяется как степень возможности совершения данного события и измеряется от 0 до 1; сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна 1.

3. в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Методы определения степени риска:

1. Статистический

2. Экспертный

3. Комбинированный

Решение вопросов местного значения население осуществляет, как правило, через создаваемые им органы местного самоуправления, путем делегирования этим органам собственных прав, принадлежащей только населению компетенции.

Таким образом, органы местного самоуправления создаются только в связи с делегированием части полномочий населения с одновременным наделением соответствующей достаточной компетенцией.

Поэтому органы местного самоуправления можно классифицировать по:

  • - механизму делегирования полномочий;
  • - качеству делегирования полномочий;
  • - количеству делегирования полномочий.

Классификация по механизму делегирования полномочий

Конституция Российской Федерации закрепляет только один из возможных принципов классификации: по способу их образования , механизму делегирования населением своих полномочий.

"Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления ", причем для выборных органов порядок создания определяется в соответствии с законодательством и уставами муниципальных образований. Порядок создания других органов определяется в соответствии с уставами муниципальных образований.

Под "другими" необходимо понимать органы, созданные иным, невыборным путем (например, сформированные путем делегирования представителей других органов или организации; созданный соответствующим решением уполномоченного на то органа или должностного лица и т.д.).

Принципиальное различие между такими органами состоит в том, что через выборный механизм население напрямую наделяет соответствующие органы собственной, принадлежащей только ему компетенцией, позволяющей осуществлять управление муниципальным хозяйством в полном объеме полномочий собственника. Все остальные не выборные органы создаются именно для обеспечения делегированных полномочий и не располагают собственной компетенцией.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены наличие высшего должностного лица - главы муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией, по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и входящим в категорию муниципальных служащих .

Классификация по качеству делегируемых полномочий

Кроме различного механизма делегирования полномочий (создания органов), необходимо классифицировать органы местного самоуправления по качеству делегируемых полномочий.

Такая классификация предусматривает наличие органов местного самоуправления, наделенных представительными, исполнительными и контрольными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом представительные и контрольные полномочия делегируются, как правило, одному органу (представительному), но население может создать и отдельный, специальный орган, наделенный контрольными полномочиями (контрольный комитет, счетная палата и т.п.).

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление предусматривает наличие представительных органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.

Федеральный закон № 131 определяет исключительное ведение представительных органов:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
  • 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят:

  • - решения, постановления выборного органа или главы муниципального образования по вопросам осуществления местного самоуправления;
  • - распоряжения и приказы по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.

Действующее федеральное законодательство не обуславливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Кроме того, в уставе помимо представительных органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы, должностные лица местного самоуправления. Под этим, как правило, подразумевается создание органов, наделяемых компетенцией для исполнения решений, принимаемых населением муниципального образования или его представительным органом.

Полномочия представительного органа, а также компетенция исполнительных органов местного самоуправления должны быть определены и закреплены в муниципальном уставе.

Виды органов местного самоуправления:

Представительные органы : собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал, муниципальный совет, муниципальное собрание, окружной сельский комитет.

Исполнительные органы: местная администрация (администрация муниципального образования), волостная управа, исполком, мэрия.

Иные органы: контрольный орган (контрольно-счетная палата), избирательная комиссия.

Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав муниципального образования (глава администрации, председатель совета, председатель исполкома, мэр, городской голова, и т.д.) и иных выборных должностных лиц и сроки их полномочий определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. Однако, в целом ряде субъектов Российской Федерации (Удмуртия, Вологодская область, Воронежская, Новгородская и другие) вопрос наименования представительных и исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции местного самоуправления, и в каждом конкретном случае определяется в уставе муниципального образования.

Классификация по количеству делегированных полномочий

Еще одной возможной классификацией может быть разделение, как выборных, так и создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемых полномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.

Представительные, и исполнительные органы местного самоуправления могут создавать постоянные или временные специальные органы для реализации отдельных полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому принципу.

Таким образом, делегирование полномочий населения приводит к созданию в муниципальных образованиях целой системы взаимосвязанных органов местного самоуправления с различной компетенцией, различающихся по механизму их создания, качеству и количеству делегируемых им полномочий.

Однако можно выявить и систематизировать основные, наиболее распространенные схемы построения таких структур.

Мировая практика показывает большое разнообразие организационно-правовых форм используемых на местном уровне.

С учетом особенностей и специфики стран авторы по-разному подходят к классификации, выделяют до десятка организационно-правовых форм. На основании изучения мирового опыта можно предположить пять основных моделей местного самоуправления, которые схематично можно изобразить следующим образом :

  • 1. Форма "сильный совет - слабый мэр " характеризуется ограничением прав мэра по координации деятельности исполнительных органов и контроля за их деятельностью. За мэром закрепляется в основном представительские и оперативно-представительные функции. Совет обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах и особенно в вопросах назначения на должность.
  • 2. Форма "сильный мэр - слабый совет ". Для этой формы характерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые позиции по отношению к представительному органу. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы и обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено только квалифицированным большинством голосов последовательно. Мэры городов - весьма влиятельные фигуры, облеченные значительной властью и призванные решать многочисленные проблемы населения. Этот пост традиционно рассматривается как трамплин для выхода на общенациональную политическую проблему, шаг к посту Губернатора или, даже, Президента.
  • 3. Форма "совет - управляющий " отражает стремление "к очищению городской политики" и устранению коррупции, неэффективного и авторитарного управления. Управляющий представляет собой политически нейтральную фигуру, профессионала в сфере общественного управления. Назначается на должность и увольняется советом, который выбирается населением. Недостатком этой модели является невозможность или затрудненность влияния на политику, проводимую управляющим.

Основные обязанности менеджера сводятся к следующему:

  • - координировать и контролировать деятельность всех отделов и управлений, назначать их руководителей;
  • - готовить и представлять на утверждение совета годовой бюджет муниципалитета;
  • - контролировать исполнение решений совета;
  • - представлять рекомендации по вопросам, требующим решения совета.

Форма управления "совет - управляющий " продемонстрировала свою жизнеспособность. В настоящее время многие американские органы муниципального управления идут по этому пути .

  • 4. "Комиссионная форма ". Комиссия образуется из выбранных лиц - уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городского Правительства. В этой модели не предполагается наличие высшего должностного лица (мэра). С одной стороны, достоинство этой модели является отсутствие разделение властей, которое приводит к замедлению принятия решений. С другой стороны "комиссионная " форма управления резко критикуется специалистами, утверждающими, что поскольку она не позволяет провести принцип разделения властей, она недемократична. Считается, что она может развиваться в самых непредсказуемых направлениях и принимать уродливые формы, особенно если члены совета не будут вникать в дела других отделов и тем самым "развяжут " друг другу руки.
  • 5. Комбинированная форма . Управляющий или главный администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста - управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку, голосуя "за" или "против" мэра, который назначает или снимает управляющего, они тем самым голосуют за сохранение или замену администрации муниципального образования.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется на территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций .

На организацию местного самоуправления оказывает влияние ряд особенностей:

  • · численность жителей города;
  • · занимаемая территория;
  • · наличие, либо отсутствие районов в городе;
  • · другие факторы.

В субъектах Федерации местное самоуправление осуществляется на территории малых и средних городов (райцентров), а также крупных городов - региональных центров с обязательным делением на внутригородские районы.

В областных центрах, район в городе не имеет самостоятельности, а является лишь структурным подразделением местной администрации по территориальному принципу. Администрация района в городе действует на основании положения о ней разработанного представительным органом местного самоуправления.

В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге существуют особенности местного самоуправления, которые заключаются в том, что городские органы власти имеют двойной статус - органов государственной власти и городских органов самоуправления. Согласно статье 5 Устава города Москвы, жители Москвы образуют в совокупности городское местное сообщество и осуществляют самоуправление на основе норм Конституции РФ .

Правовое положение представительных и исполнительных органов власти города Москвы устанавливается Уставом города Москвы. Территориальными единицами города Москвы являются районы, административные округа, и др. части территории города, имеющие наименование границы, устанавливаемые в городских правовых актах.

Организация местного самоуправления на территории сельских подразделений подразумевает осуществление местного самоуправления на территории районов (уездов, сельских округов, станиц, деревень и т.п.). Существует два пути организации местного самоуправления на территории сельских подразделений:

  • - во-первых, на территории района возможно образование единого районного муниципального образования.
  • - во-вторых, организация местного самоуправления на территории района может предполагать несколько отдельных, независимых друг от друга муниципальных образований.

Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях относится к полномочиям органов государственной власти РФ. В данных образованиях имеются органы местного самоуправления. Территории границ закрытого территориального образования устанавливаются органом государственной власти.

Таким образом, в различных субъектах РФ организация местного самоуправления складывается исходя из многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления, что обуславливается рядом причин:

  • - на организацию местного самоуправления в РФ оказывают влияние Федеративное устройство государства;
  • - географические факторы;
  • - этнические процессы.

Все вышеперечисленные причины не могут не накладывать отпечаток на формы и способы организации осуществления местного самоуправления. Многообразие форм организации и осуществление местного самоуправления связано с возможностью избирать населением ту или иную модель организации местного самоуправления посредством Устава муниципального образования, согласно законодательству о местном самоуправлении субъектов Федерации.

Местное самоуправление и управление муниципальным хозяйством осуществляется населением локальной территории. Для обозначения населения, проживающего в границах муниципального образования и объединенного общими инте­ресами использует­ся термин «местное сообщество» как уже получивший устойчивое рас­пространение.

Реализация населением права на местное самоуправление, в том числе и на управление муниципальным хозяйством, возможна либо непосредственно, либо через создаваемые местным сообществом орга­ны местного самоуправления и через должностных лиц местного само­управления. Т екущее, оперативное управление муниципальным хозяйством должно осуществляться специально создаваемыми для это­го структурами, сформированными из профессионально подготовленных кадров. Функции таких структур управления в муниципальных образо­ваниях выполняют органы местного самоуправления. Они создаются для более широких целей и решения как минимум двух задач: полити­ческого и хозяйственного управления. При изучении органов местного самоуправления как субъектов управления муниципальным хозяйством используется их классифика­ция по следующим основаниям:

По способу образования органы местного самоуправления в самом общем случае могут быть разделены на выборные и другие. Выборные органы – это обязательность наличия выборного органа в муниципальном образовании является одним из основных принципов местного самоуправления), то другие органы создаются по мере необхо­димости и, в свою очередь, могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комис­сии представительного органа), на основе назначения (местная админи­страция), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.) и т.п.

Точно такая же классификация может быть результатом примене­ния другого основания - способа делегирования полномочий. Обще­признанным в демократических государствах считается, что источни­ком и носителем власти является народ. Исходя из этого всякие органы власти, получают свои полномочия от народа, т.е. выбо­ры - способ не только образования органов, но и наделения этих орга­нов полномочиями. Органы, формируемые иными способами, получа­ют свои полномочия либо от выборных органов, либо в соответствии с правовым актом, принимаемым выборным органом или непосредственно населением.

По назначению органы местного самоуправления можно разделить на органы общего и специального назначения (органы с широкой и узкой специализацией), органы общего назначения т.е., деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления (или их большую часть), а под органа­ми специального назначения - «отраслевые» органы, зани­мающиеся узким направлением деятельности местного самоуправления, одной или несколькими его сферами. Деятельность практически всех структур местного самоуправления находится в пря­мой зависимости от функционирования его финансовых и бюджетных органов (которые и относятся, среди прочих, к органам общего назначе­ния). В качестве специализированных (отраслевых) можно рассматри­вать органы управления образованием, здравоохранением, муниципаль­ным жилищным строительством, муниципальной собственностью. Рассматриваем в данном слу­чае деятельность органов управления муниципальным хозяйством в их взаимодействии и взаимовлиянии, т.е. проводим внутреннюю клас­сификацию субъекта управления муниципальным хозяйством по сте­пени воздействия решений одних органов на все другие.

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы местного самоуправления не только решают вопросы местного значения, отнесен­ные к ведению местного самоуправления, но и исполняют отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государ­ственной власти. Расширение самостоятельности местного самоуправ­ления в управлении местными делами и одновременное обременение органов местного самоуправления государственными полномочиями, которые более целесообразно исполнять на местах, стало общемировой тенденцией, направленной на создание разумного баланса между цент­рализацией и децентрализацией. Классификация органов местного самоуправления может быть выполнена и по способу принятия решений. В этом случае двум типам функций (проектной, представительской и программной, исполнитель­ской) соответствуют два типа органов - представительные и исполни­тельные. Для деятельности представительных органов характерны наи­более значимые коллегиальные решения, а исполнительный орган реали­зует их, принимая, в свою очередь, единолично или коллегиально конкретные решения тактического и оперативного характера.

Состав ОМС

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.

Ясно, что в каждом конкретном муниципальном образовании и политическая ситуация, и хозяйственная инфраструктура имеют суще­ственные особенности. Поскольку объекты управления различны, долж­ны быть созданы и соответствующие им субъекты. Это возможно при наличии права муниципальных образований на самостоятельное опре­деление структуры органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возлагается решение опреде­ленного круга вопросов, за которые они несут ответственность перед населением и государством. При этом возникает необходимость наде­ления указанных органов правом собственной компетенции. В связи с тем, что для оптимального решения вопросов управления муниципаль­ным хозяйством необходимо согласованное взаимодействие различных органов местного самоуправления, каждый из них должен обладать соб­ственной четко определенной компетенцией. Структуру органов местного самоуправления составляют: пред­ставительный орган муниципального образования, глава муниципаль­ного образования, местная администрация (исполнительно-распоряди­тельный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уста­вом муниципального образования (например, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция и др.). При этом, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, наличие представительного органа, главы муниципального образования и мест­ной администрации является обязательным. В основных чертах муниципальные органы различных стран, за немногим исключением, обладают одним общим типом структуры.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча