12.10.2019

Как телеге – пятое колесо: что такое аспирантура и зачем идти и что дает? Этапы обучения в аспирантуре


Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад. Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор. Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.

Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации. Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области.

Какова длительность и содержание магистерской программы?

Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее). Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.

Платно или бесплатно?

Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.

Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук. За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе. При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.

Аспирантура

Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру , подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Грядут перемены

В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы. Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам. Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.

В аспирантуре, которая является очередным этапом постижения науки, принято выделять несколько этапов обучения. Это время, отведенное на учебу в аспирантуре, надо использовать предельно рационально и разумно, т.е. так, чтобы, чтобы успеть усвоить учебный материал достаточно хорошо и в тоже время достойно защитить диссертацию.


Многие приступают к обучению в аспирантуре сразу по окончании вуза и сразу же сталкиваются с определенными трудностями, свойственными данному периоду обучения. Естественно, что молодые ученые, особенно аспиранты гуманитарных и естественных специальностей часто прибегают к нехитрым рекомендациям, чтобы наиболее эффективно использовать годы учебы с целью расширения и углубления знаний в своей сфере.

Первый год обучения. Обычно после поступления в аспирантуру будущие ученые теряются, не зная, с чего начать обучение. Надо иметь ввиду, что в аспирантуре, как и в вузе, времени будет в обрез и поэтому надо постараться не терять время или тратить его попусту, а сразу приступить к делу. Первым делом обязательно надо посещать занятия по философии и иностранному языку, если такую возможность предоставляет выбранное аспирантом учебное заведение. Это необходимое условие не только для повышения уровня своей эрудиции и общей образованности, но и для успешной подготовки и сдачи экзаменов по упомянутым дисциплинам, чтобы получить ученую степень кандидата наук.

Пройденный курс философии дает аспиранту возможность в дальнейшем углубить свои познания и лучше понимать не только направления современной философии, но и литературу, искусство, политику, устройство общества, особенности духовности разных стран. Изучение иностранного языка окажет незаменимую услугу в прочтении трудов зарубежных авторов по интересующей аспиранта специальности. Чтение этих трудов в оригинале поможет лучше понять изучаемый предмет. Даже при слабом знании иностранного языка чтение источников зарубежной литературы со временем станет проще, ведь вскоре аспирант обязательно обнаружит бесчисленное множество схожих со своим основным языком терминов, конструкций. Легче всего ему будет читать работы, написанные неносителями языка, например, испанцами или китайцами на английском, так как они пишут просто, доступно и понятно, без всяких изощренных фраз и сложных слов. Во многих учебных заведениях преподают также курс психологии и педагогики. Прослушивание вышеупомянутых курсов необходимо как для дальнейшей педагогической практики, так и для углубления своих знаний.

Надо иметь ввиду, что люди с ученой степенью имеют высокий авторитет и считаются в высшей степени интеллигентными. Многие считаются с их мнением, и поэтому аспиранту за годы обучения надо постараться соответствовать такой высокой оценке, чтобы иметь авторитет. Надо учиться, пока есть время, силы и возможности, ведь по окончании аспирантуры молодой ученый теряет этот шанс в основном в силу своей занятости. Потом придется учиться самостоятельно, порой уча при этом других, но получение аспирантом образования уже вряд ли кого заинтересует.

Регулярно посещая занятия, аспирант получит возможность сдать кандидатские экзамены. Но для написания диссертации этого недостаточно. В первый же год обучения надо заняться организацией научного исследования, так как получение кандидатской степени предполагает также написание кандидатской работы. Поэтому, зачислив аспиранта в аспирантуру, университет назначает ему научного руководителя из числа докторов наук или профессоров. Тему кандидатской диссертации утверждает Кафедра или Совет факультета до 31 декабря года поступления. Вместе с научным руководителем аспирант разрабатывает индивидуальный план работы, заполняет титульный лист плана, объяснительную записку относительно выбора темы и заполняет план на первый год обучения. После утверждения плана на заседании кафедры, аспирант находится под чутким вниманием профессора, т.е. научного руководителя, организующего и направляющего научные исследования аспиранта, контролирующего и несущего ответственность за выполнение индивидуального плана.

Правильнее всего постараться сдать экзамены по философии и иностранному языку в конце первого учебного года, ведь потом аспирант вряд ли найдет свободное время, чтобы посвятить его на повторное посещение занятий по этим дисциплинам. К тому же у аспиранта уже не будет большого желания посещать лекции без группы аспирантов, составлявших ему в свое время компанию. Если аспирант захочет сдавать экзамен, то ему надо подать в аспирантуру соответствующее заявление о своем намерении.

Молодые ученые могут и не мечтать о том, чтобы расслабиться, ведь по окончании каждого года обучения они обязаны сделать отчет о проделанной за год работе на заседании кафедры. Для этого им необходимо сдать в аспирантуру уже заранее оформленный и утвержденный отчет.

Для того чтобы отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, надо предварительно позаботиться о его организации. В аспирантуре никого не будет волновать, по каким внутренним причинам кафедра не смогла провести заседания. (Если учебный год кончается в декабре, то заняться сдачей отчета надо в ноябре. Следовательно, в октябре пройдет заседание кафедры, а заняться организацией его созыва надо в сентябре, т.е. непосредственно после того, как аспирант выйдет из отпуска.)

Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен продолжению проведения соответствующего эксперимента, сбору и первичной обработке данных, а также более глубокому анализу проводимой работы на данном этапе обучения. Промежуточными этапами работы здесь являются исследование, результаты, обсуждение (анализ) результатов, выводы. Лучше проводить оформление и представление каждого промежуточного этапа работы как научную статью.

Такое представление проделанной промежуточной работы впоследствии может помочь аспиранту при написании текста диссертации. Это также может явиться важным опытом в преподнесении полученных при изучении материала данных.

Особенностью второго года обучения является то, что он становится основным как по количеству конференций, где аспирант докладывает свои результаты, так и по количеству его публикаций на основании проделанной работы. Другой особенностью второго года обучения является педагогическая практика, которую проходят аспиранты. Во время педагогической практики они выполняют работу преподавателя на кафедре, что составляет 40-50 учебных часов. Положительный аспект в том, что во второй половине второго года обучения аспирант благодаря практике, легче сдаст кандидатский экзамен по специальности. Конец второго года предполагает завершение экспериментальной части работы или, в крайнем случае, основной ее части.

Третий год обучения характерен тем, что на данном этапе придется завершить проведение эксперимента, если работы по его завершению не были закончены заранее. Надо также успеть провести окончательную обработку данных, их анализ, после чего сделать выводы. Третий год знаменателен тем, что именно в это время аспирант пишет львиную долю текста своей диссертации. Целесообразнее начало года потратить на завершение написания главы 3 («Результаты исследования»), основательное редактирование текста главы и оформление рисунками, таблицами, схемами. Для написания главы 4 («Обсуждение результатов») придется использовать знания, обретенные в процессе изучения соответствующей литературы по специальности. Цель главы 4 - провести теоретический анализ данных. В главе 1 приводится обзор и/или анализ использованной литературы. Можно приступить к написанию главы 1 намного раньше (летом по окончании второго года, в первый год обучения или одновременно с главами 3 и 4).

Что касается выводов работы, то их необходимо формулировать четко, конкретно, но емко. Они должны логически исходить из результатов исследования. Примерно 5-8 выводов достаточно для кандидатской диссертации, однако, естественно, что количество реальных выводов будет превосходить количество проводимых в диссертации выводов. Следует заметить, что не стоит спешить с формулировкой этой части диссертации, так как окончательный вариант выводов может быть написан только в результате многочисленных изменений в редакции.

Во время написания своей скромной диссертации аспиранту не стоит заботиться о славе ученого, оставившего неизгладимый след в науке. Только время покажет, насколько удачной «путевкой» в научную жизнь стала его кандидатская диссертация.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Эта статья для тех, кто никак не может решиться идти или не идти в аспирантуру после окончания ВУЗа? Многие бывшие и нынешние студенты бояться своей будущей неопределённости.

Вот окончат они ВУЗ, а что потом? Ведь на высокооплачиваемую работу вас вряд ли возьмут прямо с учебного порога. Так? Так. А работать за копейки сейчас никто не хочет. Всё-таки Россия - это страна возможностей как-никак. Не хочется же вам прозябать на непрестижной работе в молодые годы?

Может, лучше, перед тем как влиться в ряды работающих людей, следует повысить своё образования, чтобы будь более конкурентоспособным на рынке труда? Давайте, разберёмся, нужно всё-таки поступать в аспирантуру и если нужно, то зачем.

Для тех, кто не в курсе, аспирантура - это послевузовское образование. Как говорят в англоязычных странах - postgraduate («после окончания»). Обычно аспиранты учатся 3 года (бывает и 4). Существуют бюджетные и платные места, всё как в ВУЗе.

Идти ли в аспирантуру или нет?

Жизнь аспиранта несколько отличается от жизни обычного студента, хотя и тот, и другой получают знания. Только в аспирантуре, по большому счёту, вы будете получать знания самостоятельно, для нужд своей кандидатской диссертации, в то время как студенты, в большинстве своём, получают новую информацию посредством слушания лекций и посещения семинаров, т.е. от какого-нибудь преподавателя.

А что вообще происходит в аспирантуре, и чем она может вам помочь при устройстве на работу?

Хороший вопрос, который требует детального ответа. Если вы пойдёте обучаться в аспирантуру, то вас ждёт примерно следующее.

Если в ВУЗе «на выхлопе» вы должны написать дипломный проект, который подтверждает, что вы овладели навыками своей специальности, то в аспирантуре планка повышается. Там вы уже должны под конец своего обучения представить собственную научную работу по интересующему вас вопросу.

Что это значит? Это означает, что вы должны за годы своего обучения в аспирантуре «перелопатить» не одну сотню разных книг, научных журналов, статей и т.д.

Затем, на основе прочитанного материала, сформировать своё научное видение той проблемы, над которой вы работаете. Затем свою кандидатскую диссертацию вы представляете перед комиссией, которая и решает - присуждать ли вам учёную степень кандидата N наук или нет.

От чего зависит их решение? В первую очередь, от того, что сможете ли вы доказать, что в своей кандидатской работе отражён совершенно новый (ваш собственный) взгляд на исследуемую проблему, т.е. есть ли в вашей работе то, что продвигает науку на шаг вперёд по данному вопросу.

Если в ВУЗе, вы можете, почти не опасаясь, «копипастить», т.е. вставлять в якобы свою дипломную работу «куски» текста из разных книг, то в аспирантуре такой фокус не пройдёт. Там очень строгие требования к использованию чужих мыслей. Короче говоря, чужое за своё вам выдать вряд ли удастся. Придётся работать, причём упорно работать.

Зато, если вы защитите свою работу перед строгой комиссией, вы будете очень далеко в интеллектуальном плане от большинства людей, т.е. от ваших потенциальных конкурентов.

Обычно, те люди, которые оканчивают аспирантуру с хорошими или отличными результатами, больше не задумываются над денежной проблемой. Её просто не будет, чего над ней задумываться?

Хотя есть множество примеров, когда кандидаты N наук работают обыкновенными рабочими на стройках, заводах, дворниками и т.д.

Почему, спросите вы? Они же ведь сумели защититься перед комиссией, значит, они обладают большими знаниями, чем среднестатистический человек? А вот и нет. Скорее всего, такие «кандидаты» заказывали свои кандидатские диссертации в какой-нибудь конторе (благо их сейчас пруд пруди, средняя цена кандидатской: 25-40 тысяч рублей).

Защитив свою кандидатскую, они приходят на работу, обоснованно рассчитывая, что им дадут высокооплачиваемое место. Аннет! Даже если и да, то по истечению небольшого количества времени, такого неблагочестивого «кандидата» вычислят и попросят на все 4 стороны.

Ведь вычислить лже-кандидата очень просто. Он банально не будет соответствовать заявленной компетенции.

Вот вам и объяснение низких зарплат интеллигенции. Просто это никакая не интеллигенция, а обыкновенные люди, решившие прорваться на вершину общества путём обмана. Причем, по большому счёту, самообмана. Система редко пропускает несоответствующие элементы. Она как Касперский блокирует «вирусы».

Однако, если человек действительно способный и честный, если он действительно доказал посредством своей кандидатской работы, что он что-то стоит в научном обществе, система это одобряет и «пихает» его в высший класс. Всё просто до безумия.

Поэтому, в следующий раз, когда вам скажут, что после окончания аспирантуры человек работает обыкновенным менеджером в обыкновенной компании, намекая на то, что аспирантура - это пустая трата времени, вспомните эту статью. Может быть человек, о котором вам говорят, и есть тот самый «вирус», которого система не пускает дальше.

Надеемся, вы поняли, что аспирантура - это серьёзное мероприятие, которая требует серьёзных людей и серьёзного подхода к обучению. Вы именно такой человек?

Вы сильный духом, целеустремлённый, но всё ещё раздумываете над тем, идти ли в аспирантуру или нет ? Тогда посмотрите, с чем вам предстоит столкнуться, если вы всё-таки решитесь пойти учиться после ВУЗа. Вы к этому готовы?

Минусы обучения в аспирантуре

Сначала давайте начнём с минусов учёбы в аспирантуре. Их не так много, как плюсов, однако, мы хотим вас предостеречь от поспешных решений. Итак, поехали!

1. Чтобы учиться в аспирантуре, нужны аналитические способности и желание к познанию. Вы можете часами просиживать над книгами в поисках необходимой информации? Нет? А это придётся делать, если вы собираетесь учиться в аспирантуре. Помимо поиска информации, вам ещё предстоит её анализировать, «вычленять» главное, «отбрасывать» второстепенное.

Как у вас были дела в ВУЗе с высшей математикой? В аспирантуре она вам очень пригодится. А есть ли у вас желание углубляться в какой-нибудь вопрос? Быть иногда «занудой», доказывая окружающим свою точку зрения?

Эти и другие качества вам понадобятся, если вы нацелились обучаться в аспирантуре. Хорошенько посмотрите на себя и честно скажите: есть ли у меня подобные качества или хотя бы их зачатки?

Если нет, и вы пока ещё не выпускник ВУЗа, а только дальновидный студент (молодец!), но желание учиться там очень большое, тогда вам нужно постараться их выработать. Как? А очень просто. Участвуйте во всех научных конференциях, проходящих в вашем ВУЗе. «Прививайте» себе привычку научной работы.

2. Денежная проблема.

Если вы собрались учиться в аспирантуре, то, скорее все, поначалу вы столкнётесь с тем, что у вас будет очень туго с деньгами.

Вам уже будет около 22-23 лет, и естественно, что вам деньги будут очень нужны. Можно, конечно, параллельно работать, только это будет то же самое, как в поговорке про двух зайцев. Концентрируйтесь на чём-нибудь одном (лучше, на аспирантуре) или ищите такую работу, которая будет по минимуму вас отвлекать от учебного процесса.

Такую работу сейчас найти не составит труда. Например, работа фрилансером вам может принести неплохой доход на первых порах.

Под конец аспирантуры, обычно аспирантам дают легальное разрешение заработать денег. Вам предстоит учить студентов уму-разуму. Да, может там и будут платить «крохи», но хоть что-то.

Поэтому, если вы решили поступать в аспирантуру, тогда заранее продумайте варианты вашего материального содержания в течение 3 лет вашего обучения. Большинство молодых людей не идут в аспирантуру именно потому, что их отпугивает денежная проблема.

Надеемся, вы не «простачок», который думаете «как все». В современном мире можно найти бесчисленное количество возможностей заработать денег. Поэтому, мы очень рассчитываем на то, что в не свернёте с намеченного пути поступать в аспирантуру из-за денежной проблемы.

Если вы талантливы и умны, то дайте своему таланту дорогу, не губите его в зародыше!

3. Долгий «выхлоп»

Ну, и, наверное, самый главный минус обучения в аспирантуре состоит в том, что плоды своего труда вам предстоит пожинать через какое-то время. В то время как ваши друзья и знакомые работают и зарабатывают деньги, покупая на них разные вещи, вы будете читать книги. Вы будете учиться.

Но это минус как бы вымышленный. На самом деле, вы будете инвестировать в себя. А инвестиции - это залог успеха практически любого богатого и успешного человека. Только мало кто знает, что богатые и успешные люди сначала инвестируют…в себя. И не деньги (хотя и их тоже), а знания. Ведь знания сейчас очень дорого стоят.

Современный мир переполнен товарами, услугами, а вот люди с качественными знаниями — нет. Информацией - да. А знаниями - нет.

Блин, сейчас можно скачать практически любую книгу бесплатно, пройти любой видеокурс не заплатив ни копейки. Нужные знания так легко достать и «впитать» их в себя. Но также легко и не сделать этого. Выбор лишь за вами

Поэтому, не тревожьтесь, что все вокруг при деньгах, а вы всё как бедный студент. Во-первых, вы далеко не бедный (в духовном плане-то уж точно), а, во-вторых, у вас в 1000 раз больше шансов стать «большим и уважаемым» человеком после окончания аспирантуры, чем у ваших знакомых без кандидатской степени. Главное, запомните, что всегда нужно отдаваться любимому занятию полностью, тогда и «выхлоп» случится мощнее и заметно быстрее.

Плюсы аспирантуры

Теперь настала очередь вам рассказать о тех плюсах, которые сулит вам обучение в аспирантуре. Их гораздо больше, чем минусов. Ниже мы приведём лишь самые весомые, чтобы показать вам, что самообразование, которое подразумевает обучение в аспирантуре - это ключ к вашему будущему успеху.

1.Повышение образования.

Сегодня как никогда ценят образованных людей. Уже создано очень многое: есть и технологии, и опыт. Нет главного - людей, которые могут всем этим успешно управлять и координировать действия.

Поэтому спрос на высокообразованных людей сейчас как никогда высок. На действительно высокообразованных, а не на «вирусы». Поэтому, если вы выберете путь дальнейшего повышения своего образования, поступив в аспирантуру, то, скорее всего, вы приблизитесь на шаг к успеху.

Тот опыт, который вы получите, изучая научные труды лучших учёных по вашей проблеме, вам очень сильно пригодится в практической деятельности.

Вы будете компетентнее любого среднего специалиста в вашей области. Время советской «уравниловки» прошло, настало время успешных людей и … «простачков». Кем быть, решать только вам! Аспирантура двигает вас вверх по социальной лестнице и с эти трудно поспорить. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши интеллектуальные способности соответствовали потребностям современного общества, тогда вам жизненно необходимо учиться в аспирантуре.

2. Личностный рост.

Помимо глубоких знаний, которые вам даст аспирантура (а на самом деле, ваше самообразование), вы также будете расти как личность.

Ведь во время обучения вам предстоит участвовать в огромном количестве всевозможных научных конференций, где собираются лучшие умы.

А среди лучших личностей, ваша личность волей-неволей будет расти. Вы это очень скоро почувствуете на себе. Если вы станете сильной личностью, то вас будут меньше тревожить жизненные проблемы. Как вы думаете, почему влиятельные люди стали такими? Всё потому, что у них есть сильный стержень, который успешно противостоит внешним угрозам.

Другим доказательством, что сейчас личностный рост - это очень важная составляющая вашей жизни, является то, что почти на каждом углу можно найти объявления курсов по повышению самооценки, ораторским способностям, стрессоустойчивости и т.д.

Всё это в совокупности и есть личностный рост. Раз интернет пестрит такими объявлениями, значит, на подобные услуги есть спрос. А если есть спрос, значит это важно для современных людей.

Ведь сейчас всё очень быстро меняется, появляется много нового. Всё это приводит к тому, что люди не могут нормально жить, т.к. они подвержены различным стрессам, проблемам и т.д.

Однако вам это будет грозить в меньшей степени, ведь вы будете после окончания аспирантуры знать, как относиться ко всему, что происходит в этом мире. Будете-будете знать, чувство знания функционирования системы (мира) обязательно вас настигнет.

Поэтому, если вы собрались учиться в аспирантуре, то вы сделали шаг на пути к самосовершенствованию. Подобное качество очень цениться в современном мире.

3. Карьерные возможности.

Конечно, большинство людей идут в аспирантуру для того, чтобы в дальнейшем быть человеком с высокооплачиваемой работой. Деньги, конечно, правят миром, но это отчасти.

Миром правят разумные люди, которые принимают самые ответственные решения. Окончив аспирантуру, вы вступите в неофициальный клуб «рулящих». Именно те, кто управляют, всегда получают больше простого рабочего. Всегда!

Только деньги не должны быть вашей самоцелью. Самое главное для вас, это то, чтобы вы смогли применить полученные знания с пользой для общества.

Если вы будете добросовестно работать, то деньги придут сами собой. Получив глубокие знания в аспирантуре, примените их с пользой для людей. И тогда наш мир станет немного лучше. Из таких, на первый взгляд, небольших дел, и стоятся великие дела. Помните об этом.

4. Забудьте об армии.

Этот пункт касается мужской части.

Во-первых, если вы поступите в аспирантуру сразу же после окончания ВУЗа, то вы автоматически получаете отсрочку на весь период своего обучения (если, конечно это очная аспирантура).

А во-вторых, если вы успешно защитите свою кандидатскую работу, и вам присвоят учёную степень кандидата N наук, то об армии вы можете вообще забыть. По Федеральному закону "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ" от 28.03.1998 N 53-ФЗ вы освобождаетесь от службы в Вооруженных силах России. Вот так вот.

Вывод : В данной статье мы рассмотрели вопрос, который интересует выпускников ВУЗов - идти или не идти в аспирантуру после окончания ВУЗа.

Если вы всё-таки решили туда поступать, тогда вы должны знать, что вас там ожидает. Во-первых, вам предстоит по окончанию обучения представить аттестационной комиссии свою кандидатскую диссертацию по интересующей вас научной проблеме.

Это что касается смысла обучения. Во-вторых, вы должны трезво оценить свои способности: сможете ли вы там учиться или нет? И, в-третьих, мы рассказали вам о тех привилегиях, которые вам может дать аспирантура после её окончания. Выбор за вами!

Делайте всё на совесть, и наш мир станет лучше!

Адъюнктура, клиническая ординатура

  • Адъюнктура - аспирантура вузов и научно-исследовательских учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации .
  • Клиническая ординатура - форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Аспирант

Социальные гарантии

В Российском законодательстве Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации» предусматриваются следующие гарантии :

P.S. Временно, до весеннего призыва 2012 года, учащиеся очной формы неаккредитованной аспирантуры не подлежат призыву в ВС РФ при наличии на руках Приложения № 2 и лицензии аспирантуры, так как указ о получении аспирантурами аккредитаций издан сравнительно недавно (ранее обязательны были только лицензии). ВУЗам было дано время на подготовку.

Россия

В некоторых европейских странах терминам аспирант и аспирантура соответствуют докторант и докторантура .

Украина

Освобождение от службы в армии получают кандидаты и доктора наук .

Ссылки

См. также

  • Ординатура

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аспирантура" в других словарях:

    Адъюнктура, целевка Словарь русских синонимов. аспирантура сущ., кол во синонимов: 2 адъюнктура (1) … Словарь синонимов

    - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) в РФ форма подготовки научных работников при вузах и научно исследовательских учреждениях … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    - (от лат. aspiro стремлюсь стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В нач. 1990 х … Большой Энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА, аспирантуры, жен. (неол.). 1. Должность, деятельность аспиранта. 2. только ед., собир. Аспиранты (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АСПИРАНТУРА, ы, жен. Подготовка, которую проходят аспиранты; система такой подготовки. Учиться в аспирантуре. Кончить аспирантуру. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    аспирантура - ы, ж. aspirant m.>нем. Aspirantur. Система подготовки научных и научно педагогических кадров при вузах и научно исследовательских учреждениях. БАС 2. Лекс. Уш. 1935: аспиранту/ра … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АСПИРАНТУРА - АСПИРАНТУРА. Форма подготовки научно педагогических и научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930 х гг. в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций – с 1934 г.). Может быть очной (3 года обучения)… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Аспирантура - (от латинского aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В начале … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АСПИРАНТУРА - (от лат. aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться) форма подготовки научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 30 х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934 г.). В… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Философия науки: Уч. пос. / Т. Г. Лешкевич - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.-272 с..-(ВО: Аспирантура)(П) , Лешкевич Т.Г.. В краткой и доступной форме изложен материал, сответствующий программе кандидатского минимума по основам философии науки. Осуществлена попытка сохранить мировоззренческий потенциал философии,…

Этот вопрос мне задают настолько регулярно, что решил оформить это все в единый поток мыслей, чтобы в следующий раз просто прислать ссылку.

Несмотря на то, что поставленный вопрос достаточно простой, ответ на него далеко не простой. Хотя есть и простой ответ: «it depends». И это действительно так.

Статью построим в виде «описание тезиса» – «контраргументы» - «вывод».

Я пойду в аспирантуру, ведь я стану кандидатом!

Понятно, что конечная цель учебы в аспирантуре – это получение степени кандидата наук. Учиться ради учебы, на мой взгляд, не целесообразно. Поэтому несомненный плюс обучение – получения научной степени кандидата каких-то там наук и возможность преподавать в высших учебных заведениях. Степень кандидата – жирная строка в вашем резюме.

Реальность такова, что кандидаты наук не получают +30% к зарплате, если они работают в сфере информационных технологий. Студент третьего курса со знанием PHP, Java и удачно устроившись на компанию А, может с легкостью получать такие же деньги, как и кандидаты наук, а иногда (чаще именно так) еще и больше. Справедливо? Отнюдь.

Но, возможно, в будущем, вы захотите поработать топ менеджером огромной компании (хе-хе), то научная степень вам очень сильно пригодится. У вас будет неимоверно больше формальных шансов. Есть много примеров, когда люди через 10-15 лет все-таки возвращались в университеты для получения заветной корочки.

Нужно также заметить, что в зарубежных ИТ компаниях кандидаты наук ценятся очень сильно. Например, в Израиле кандидаты очень редко работают в ИТ компаниях разработчиками – это считается не логичным.
Они все работают в научных исследовательских центрах, университетах, что считается намного круче, чем работать в Microsoft и Google.

Вывод: кандидат наук – это долгосрочная выгода при определенных условиях и местоположения.

В аспирантуру идут только лохи, которые не умеют ничего делать!

В аспирантуру идут разные люди, в том числе и люди из заголовка. Но это не означает, что там нет толковых и умных людей. Гораздо больше людей, которые как-то связаны с университетами – дети сотрудников университета, для которых аспирантура – гарантированное рабочее место в будущем при минимуме усилий и продолжение дела семьи. Вот такие люди и доставляют больше всего, так как правила и атмосфера создается вокруг и для них. Все остальное, как и везде – есть более умные и менее умные, более ленивые и менее ленивые, более хитрые и менее хитрые, более богатые и менее богатые.

Вывод: в аспирантуру идут всякие люди.

После аспирантуры люди выходят полными теоретиками и не могут решить практические задачи

Отчасти верное утверждение – для университета главное – это научные теоретические выводы, хотя практический аспект тоже присутствует. Это часто напрягает, так как алгоритм не может считаться научной новизной, а излишняя формализация убивает всякий творческий процесс.

Но тут есть другая проблема – часто люди излишне практичны. Т.е. вместо того, чтобы немного подумать над проблемой, абстрагироваться от конкретной реализации, люди часто сломя голову бросаются в омут кода, забывая обо всем, что часто приводит к полному переписыванию кода в будущем. В процессе написания кандидатской человек обдумывает каждое слово, так как одно неверное движение может привести к переписыванию целых разделов. Да, я не шучу. К концу третьего года обучение написание одной страницы А4 занимает неделю, хотя в блог 3 А4 пишется за час.

Не факт, что эти знания вам пригодятся. Но тут срабатывает такой принцип: если мы чего-то не знаем, то нам кажется, что нам это не нужно. Как только мы что-то узнаем новое, то сразу мы понимаем, как и где это может быть использовано. Это очень легко характеризуется фразой классика: «я знаю то, что ничего не знаю».

Вывод: профессия айтишника + теоретические навыки аспирантуры – две стороны медали, которые дополняют один одного.

А где же экспериментировать, если не в аспирантуре?

Вы пишите интересный проект и у вас есть много идей, но начальство совершенно не принимает трату времени на исследования. Вот тогда аспирантура – место для таких экспериментов. Да, желательно, чтобы тема работы и исследований были похожи, тогда знания, полученные в процессе исследований, можно использовать в практической работе, а знание технологий и ЯП – в процессе проверки своих предположений и теорий. У меня лично было именно так.

Опять таки, если ваша цель – простое зарабатывание денег без желания заниматься лишними телодвижениями, то в аспирантура для вас будет невыносимым грузом.

Получение опыта преподавания и управления людьми

В аспирантуре заставляют читать пары, вести дипломников, быть руководителем, старостой, куратором и т.д. И не нужно говорить, что это лишний опыт.
Такой же опыт можно получить и в ИТ компании, став тим-лидом или ведя курсы, выступая на конференциях. Проблема в том, что вряд ли вас кто-то поставит тим-лидом в 22 года. А в университете поставят и спрашивать не будут.

Вывод: будут заставлять преподавать. Хорошо это или плохо – каждый решает сам.

Общение с другими исследователями

В процессе написания работы я познакомился с большим количеством научно-одаренных людей и даже был шанс поехать в Китай в Microsoft Research на стажировку. Всевозможные олимпиады, европейские университеты и гранты открыты перед вами. Это дает очень много возможностей и опыта. Если говорить в целом, то, это, наверное, самое ценное из всего, что я вынес из обучения в аспирантуре.

Кроме того, это учит смотреть не только в сторону отечественной науки, но и в сторону мировых наработок.

Все так классно, иду в аспирантуру!

Да, статья до этого момента несла офигенно приятные тона. У вас могло сложиться впечатление, что все классно. Это не так.

За 3 года вам необходимо сдать три экзамена – специальность, иностранный и (оу, бл*ть), философию .
Вам необходимо испортить приблизительно 7-8 стандартных пачек бумаги на оформление документов и кучу нервов, их оформляя, например:

  • полугодичные отчеты, журналы активности
  • документы для публикации научных статей, и сами научные статьи
  • оформление протоколов заседаний кафедр + сопровождающие документы
  • оформление госдоговорной темы, где вы должны выступать ответственным руководителем в рамках своей научной работы

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча