26.06.2020

Правила проведения финансового анализа арбитражным управляющим. Проведение финансового анализа арбитражным управляющим Правила проведения анализа арбитражным управляющим


Г. В. Кальварский канд.эк.н., доцент, профессор кафедры антикризисного управления Международного банковского института, эксперт Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Н. А. Львова канд.эк.н., доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета СПбГУ, в прошлом сотрудник ФСФО России
Журнал «Эффективное антикризисное управление » №3 за 2013 год

Финансовая диагностика кризисного предприятия не ограничивается анализом его финансового положения. Как правило, банкротство происходит не потому, что предприятие становится неплатежеспособным и финансово неустойчивым, а из-за того, что рынок перестает в него «верить» . Хронически убыточное предприятие, не оправдывающее основную цель своего существования, вряд ли будет реабилитировано в кризисной ситуации. Итак, следующим ключевым направлением финансовой диагностики выступает анализ рентабельности. «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа» предусматривают оценку коэффициента рентабельности активов и нормы чистой прибыли, отнесенных законодателем к группе коэффициентов деловой активности (табл. 5):

Таблица 5. Коэффициенты, характеризующие деловую активность кризисного предприятия (составлена по: )

На наш взгляд, состав показателей рентабельности должен быть расширен как минимум за счет показателя рентабельности собственного капитала (return on equity, ROE), зачастую выступающего отправной точкой комплексного декомпозиционного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия . Весьма полезной в этом отношении представляется модель рентабельности собственного капитала Дюпон (DuPont ROE Model): ROE = (Pn / S) (S / A) (A / E), где Pn – чистая прибыль; S – выручка; A – активы; Е – собственный капитал.

Факторный анализ рентабельности собственного капитала, проведенный с учетом отраслевой специфики предприятия, позволит получить предварительное представление о возможных направлениях антикризисного управления. Как видно из формулы, рентабельность собственного капитала предприятия определяется тремя факторами: рентабельностью продаж, оборачиваемостью активов и финансовым левериджем. Данные факторы обобщают не только все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и его бухгалтерскую отчетность: «…первый фактор обобщает «Отчет о прибылях и убытках», второй – актив баланса, третий – пассив баланса» . Успешным является предприятие, активно вовлекающее в хозяйственный оборот имеющиеся средства для производства рентабельной продукции, эффективно управляющее финансовой структурой.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что экономический смысл диагностики кризисного предприятия в настоящее время воспринимается, как правило, формально, финансовый анализ превращается в рутинную техническую процедуру. С нашей точки зрения, было бы целесообразно руководствоваться принципом приоритета экономического содержания над юридической формой. Представляется, что соблюдение данного принципа является залогом качества финансовой диагностики, а следовательно, повышает эффективность антикризисного управления. Кроме того, методика финансовой диагностики должна отвечать конкретным условиям хозяйствования, то есть необходимо следовать не только принципам полноты и достоверности, но и принципу существенности, по возможности полагаясь на грамотное и неангажированное экспертное суждение.

Список литературы:

17. Fabozzi F. J. Bond markets, analysis and strategies. 6-th ed. New Jersey: Pearson Prentice Hall, 2006.760 с.

18. http://www.creditrisk.ru Falkenstein E. RiskCalcTM for Private Companies: Moody"s Default Model. N. Y., 2000

. http://www.creditrisk.ru/publications/files_attached/Moodys_Default_Model.pdf .

19. Palepu K . G., Healy P. M., Bernard V. L . et al. Business Analysis and Valuation. IFRS Edition. London: Thomson Learning, 2007. 788 p.

Документ утратил практическую ценность в связи с постановлением Правительства РФ от 15.04.03 г. № 218, отменяющим постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.94 г. № 498.

SWOT-анализ предприятия предполагает оценку наиболее значимых факторов, которые определяют его финансово-хозяйственную деятельность и делятся на четыре группы: сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats). Первая и вторая группы факторов являются внутренними, третья и четвертая – внешними.

Согласно методике, коэффициент текущей ликвидности отражает обеспеченность оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных активов к величине краткосрочных обязательств.

Документ утратил силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 22.09.2010 № 108н.

Анализ трактовок платежеспособности предприятия с позиций теории динамического баланса (допущение о непрерывности деятельности) и теории статического баланса (допущение о ликвидации) представлен в работах М. Л. Пятова, см., например: .

Коммерческий кредит представляет собой кредит в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, предусмотренный договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками .

Отметим, что продолжительность производственного, операционного и финансового циклов предприятия имеет существенную отраслевую специфику. Сведения, необходимые для оценки соответствующих среднеотраслевых значений, ежегодно публикуются Росстатом, например, в статистическом сборнике «Финансы России».

«Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности)» .

Подробнее о трактовках и методических основах анализа финансовой устойчивости см.: .

В соответствии с данным правилом методические основы анализа финансовой устойчивости фирмы представлены так называемыми структурными моделями, наиболее известными из которых являются модели КМВ-Мертона. Достаточно подробную характеристику структурных моделей прогнозирования дефолта см.: . О логике и особенностях моделей КМВ-Мертона см.: . Структурные модели широко используются в развитых странах, однако сфера их применения ограничена оценкой финансовой устойчивости публичных компаний, котирующих свои акции на ликвидном фондовом рынке, и, следовательно, структурные модели вряд ли могут быть рекомендованы в качестве универсального инструмента финансовой диагностики российских предприятий.

По статистике агентства Moody"s, в среднем за год банкротится около 1,5% фирм, тогда как отрицательное значение чистых активов по балансовым оценкам наблюдается в среднем у 10,0% фирм .

Отметим, что анализ деловой активности предприятия, представленный преимущественно анализом коэффициентов оборачиваемости, часто выделяется в отдельный блок анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности наряду с анализом прибыльности и рентабельности.

Подробный алгоритм декомпозиционного финансового анализа на основе моделей Дюпон см.: . Альтернативную модель декомпозиционного анализа рентабельности см.: .

"Право и экономика", N 9, 2004

Анализ, проводимый арбитражным управляющим в рамках Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", является основополагающей базой для выбора последующей процедуры банкротства, а также для определения комплекса антикризисных (восстанавливающих платежеспособность и финансовую устойчивость) либо ликвидационных мер.

Финансово-экономический анализ - очень ответственный процесс в процедуре наблюдения, поскольку его результаты имеют большое значение для принятия оптимального решения первым собранием кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий должен сделать один из следующих выводов:

о возможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения внешнего управления;

о невозможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения процедуры конкурсного производства.

По моему мнению, это основной вопрос не только проведения финансово-экономического анализа деятельности должника, но и всей процедуры наблюдения. Его значимость определяется, с одной стороны, дальнейшей судьбой должника, а с другой - требованием наиболее полного учета интересов кредиторов.

Анализ финансового состояния может проводить как сам временный управляющий, так и по договоренности с ним соответствующие специалисты. В связи с этим становятся целесообразными и расходы на привлечение к оценке финансового состояния аудиторских и консалтинговых организаций, поскольку от достоверности выводов будут зависеть не только перспективы принятия судебного решения о введении внешнего управления, но и реальная возможность восстановления платежеспособности должника в установленные сроки.

Ранее действовавшие законы о несостоятельности не регламентировали процедуру проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа деятельности должника.

В июне 2003 г. Правительство РФ устранило пробел в законодательстве и утвердило Постановлением от 25 июня 2003 г. N 367 в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа.

Правила определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении.

* * *

Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:

подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;

определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;

подготовки плана внешнего управления;

подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;

подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

В документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются:

дата и место его проведения;

фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и местонахождение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;

наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, номер дела, дата и номер судебного акта о введении в отношении должника процедуры банкротства, дата и номер судебного акта об утверждении арбитражного управляющего;

полное наименование, местонахождение, коды отраслевой принадлежности должника;

коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, рассчитанные поквартально не менее чем за двухлетний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения;

причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;

результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках;

результаты анализа активов и пассивов должника;

результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника;

вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;

вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;

вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (в случае если в отношении должника введена процедура наблюдения).

В ходе анализа должны использоваться лишь документально подтвержденные данные, а заключения и выводы - основываться на расчетах и реальных фактах. Помимо этого анализом охватываются все важные сферы деятельности должника, в Правилах имеется описание механизмов расчета финансовых показателей и информации, которая должна быть получена в результате.

* * *

С введением в действие Постановления Правительства РФ N 367 можно предположить, что Правительство РФ существенно изменило концепцию финансового анализа. Если раньше анализ финансово-хозяйственной деятельности сводился к определению значений финансовых коэффициентов (путем деления одних отчетных данных на другие отчетные данные), то в настоящее время они играют скорее второстепенную роль. Отсутствуют нормативные значения коэффициентов, а также законодательная база, закрепляющая их. В Правилах не указаны какие-либо критерии значений коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника. Несмотря на четкое описание информации, которая должна выявляться в ходе финансового анализа, отсутствуют механизмы ее определения и источники, например, по анализу внешних условий деятельности, анализу рынков, т.е. конкретные значения коэффициентов не являются основой для выводов по финансовому анализу. Поэтому заключение должно основываться на анализе причин, повлекших за собой данную динамику коэффициентов.

Арбитражным управляющим при обосновании своих выводов и заключений по финансовому анализу предоставляется право самостоятельного поиска источников и механизмов определения информации, которая должна быть непосредственно отражена в финансовом анализе.

Государственная политика Правительства РФ сводится к значительному повышению планки в оценке квалификации арбитражных управляющих, т.к. лишь высококвалифицированный арбитражный управляющий сможет выявить причины, повлиявшие на платежеспособность предприятия, провести четко ориентированный комплекс мер на восстановление платежеспособности, вывести предприятие из кризисного состояния.

* * *

Как показывает практика, на предприятиях-банкротах отсутствует большая часть необходимой для анализа информации, реальное состояние должника не соответствует данным его учета. Однако, несмотря на все эти сложности, арбитражные управляющие должны провести анализ финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 367.

Опыт анализа хозяйственной и финансовой деятельности несостоятельных предприятий позволяет сформулировать некоторые выводы.

  1. Проводимый арбитражным управляющим в рамках процедуры наблюдения анализ финансово-хозяйственной деятельности должен носить комплексный характер.
  2. Основная задача осуществляемого комплексного анализа - обоснование арбитражным управляющим антикризисных мероприятий (процедур внешнего управления активами предприятия).
  3. С точки зрения направленности проводимый в рамках наблюдения анализ должен носить в первую очередь перспективный характер.
  4. Предприятию для регулярного анализа своей деятельности достаточно выбрать не более 10 целевых коэффициентов - наблюдаемых показателей, которые должны определять состояние бизнеса.
  5. Выбор коэффициентов производится по значимости их для анализа деятельности конкретного предприятия. Расчет всех возможных коэффициентов в конечном итоге может оказаться абсолютно бесполезным и даже мешать сосредоточиться на действительно полезной информации. Каждый показатель должен "найти" своего пользователя, который может принимать на основании его значения конкретные управленческие решения.
  6. Детализированный анализ финансово-экономического состояния предприятия включает следующие этапы:

подготовка к анализу, или предварительный этап (характеристика направлений деятельности предприятия, проверка правильности оформления финансовых документов, проверка баланса на достоверность, проверка общей финансовой отчетности, уточнение схемы анализа по структуре и выбранным коэффициентам, уточнение критериев оценки);

расчет показателей по финансовой отчетности, или расчетный этап (общая структура баланса, структура брутто-баланса, аналитическая структура баланса, расчет аналитических коэффициентов);

оценка результатов анализа, или аналитический этап (проведение анализа и написание аналитического заключения о финансовом состоянии предприятия).

  1. Задачи финансового анализа - оценка текущего состояния предприятия и моделирование его будущих состояний при различных прогнозах развития его деятельности.
  2. Задачи экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
  3. Полномасштабное исследование деятельности предприятий включает в себя:

анализ положения предприятия на рынке и его способности адаптироваться к условиям экономической конъюнктуры;

анализ финансового состояния предприятия;

анализ внутренней производственной эффективности (анализ использования ресурсов, анализ динамики величины и структуры затрат);

анализ инвестиционной политики и эффективности привлечения средств на нужды финансирования капитальных вложений;

анализ организационной структуры и системы управления компанией, документооборота и распределения полномочий между руководством и подразделениями;

анализ состояния бухгалтерского учета и отчетности (аудиторская экспертиза);

анализ налоговой политики компании и разработку мер по оптимизации платежей в бюджет;

экспертизу информационных систем, обеспечивающих процесс управления предприятием;

общие выводы из анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия; выявленные "узкие места" хозяйственной деятельности предприятия, рекомендации для выработки управленческой политики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.

* * *

Некачественно или некомпетентно проведенный анализ финансово-экономического состояния должника, включая прогнозные разработки, а также недостаточная обоснованность выводов, сделанных по результатам анализа, могут явиться основной причиной разногласий между временным управляющим и кредиторами по вопросу принятия решения первым собранием кредиторов о предпочтительности последующей процедуры несостоятельности.

Учитывая законодательно закрепленную необходимость проведения финансового анализа (в частности, в ходе процедуры наблюдения) и наличие четкой структуры анализа, определенной Правилами, возникает вопрос: кто должен контролировать арбитражных управляющих по соблюдению требований Правил, и какие меры могут быть применены к нарушителям этих требований? Исходя из анализа норм нового Закона о банкротстве, можно сделать предположение о том, что вышеуказанная функция контроля возложена на саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Исходя из анализа норм процессуального законодательства, можно предположить, что это - функция арбитражного суда. Законом о банкротстве не предусмотрена процедура проверки арбитражных управляющих по соблюдению требований Правил, а также процедура проверки достоверности данных финансового анализа, вследствие чего и возникают подобные неясности.

На практике при рассмотрении дел о банкротстве, если арбитражный суд может зафиксировать видимые несоответствия структуры финансового анализа требованиям Правил, то правильность внутреннего содержания разделов анализа остается без контроля. А саморегулируемые организации арбитражных управляющих не принимают какого-либо участия в оценке написанных своими подопечными заключений по финансовому анализу. Таким образом, учитывая тот факт, что результаты финансового анализа определяют стратегию дальнейшей процедуры банкротства, при недостоверном анализе достоверность дальнейшей процедуры банкротства можно поставить под вопрос.

В настоящее время аккредитация организаций, имеющих право давать экспертное заключение о достоверности финансовых анализов, планов внешнего управления и финансового оздоровления, отменена.

Вследствие этого перечень лиц, имеющих право предоставлять экспертные заключения, остается открытым. Процедура проведения экспертиз не регламентирована, компетентность специалистов, участвующих в проведении экспертиз, не определена. Несмотря на то что банкротство стратегически важных предприятий включает в себя комплекс защитных механизмов государства, процедура оценки достоверности анализа таких предприятий тоже остается неурегулированной.

Учитывая то, что результаты финансового анализа являются фундаментом при выборе дальнейшей процедуры банкротства, необходимо законодательно закрепить процедуру и механизмы оценки достоверности финансовых анализов с целью устранения возможных манипуляций банкротством предприятий.

А.Г.Четверкина

Арбитражный управляющий,

специалист по арбитражному управлению

1. Настоящие Правила определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении.

При проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.

Документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.

2. Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:

а) подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;

б) определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;

в) подготовки плана внешнего управления;

г) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;

д) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

3. При проведении финансового анализа арбитражный управляющий, выступая как временный управляющий, использует результаты ежегодной инвентаризации, проводимой должником, как внешний (конкурсный) управляющий - результаты инвентаризации, которую он проводит при принятии в управление (ведение) имущества должника, как административный управляющий - результаты инвентаризации, проводимой должником в ходе процедуры финансового оздоровления, независимо от того, принимал ли он в ней участие.

4. Финансовый анализ проводится на основании:

а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;

б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;

в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;

г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;

д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;

е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

5. При проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми:

в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются все данные, необходимые для оценки его платежеспособности;

в ходе финансового анализа используются документально подтвержденные данные;

все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах.

6. В документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются:

а) дата и место его проведения;

б) фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и местонахождение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, номер дела, дата и номер судебного акта о введении в отношении должника процедуры банкротства, дата и номер судебного акта об утверждении арбитражного управляющего;

г) полное наименование, местонахождение, коды отраслевой принадлежности должника;

д) коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, согласно приложению N 1, рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения;

е) причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;

ж) результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках с учетом требований согласно приложению N 2;

з) результаты анализа активов и пассивов должника с учетом требований согласно приложению N 3;

и) результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника с учетом требований согласно приложению N 4;

к) вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;

л) вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;

м) вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (в случае если в отношении должника введена процедура наблюдения).

7. При проведении финансового анализа арбитражным управляющим проверяется соответствие деятельности должника нормативным правовым актам, ее регламентирующим. Информация о выявленных нарушениях указывается в документах, содержащих анализ финансового состояния должника.

8. К документам, содержащим анализ финансового состояния должника, прикладываются копии материалов, использование которых предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящих Правил.

Приложение N 1 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа

Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета

1. Для расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника используются следующие основные показатели:

а) совокупные активы (пассивы) - баланс (валюта баланса) активов (пассивов);

б) скорректированные внеоборотные активы - сумма стоимости нематериальных активов (без деловой репутации и организационных расходов), основных средств (без капитальных затрат на арендуемые основные средства), незавершенных капитальных вложений (без незавершенных капитальных затрат на арендуемые основные средства), доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, прочих внеоборотных активов;

в) оборотные активы - сумма стоимости запасов (без стоимости отгруженных товаров), долгосрочной дебиторской задолженности, ликвидных активов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров;

г) долгосрочная дебиторская задолженность - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

Цели и методы проведения анализа финансового состояния должника в различных процедурах банкротства. Источники информации для проведения финансового анализа.

Основной целью ФА является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, тенденцию изменения фин.показателей, возможность восстановления платежеспособности. 6 осн. методов ФА: горизонтальный (сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, вертикальный (определение структуры итоговых фин.показателей с выявлением их влияния на результат в целом), трендовый (сравнение каждой позиции с рядом предшествующ. периодов, опред.. осн.. тенденцию динамики показателя) анализ относительных показателей коэффициентов ликвидности, платежеспособность, прибыльность пли рентабельность, эффективность использования Активов, рыночная активность, финансовая устойчивость, определение точки безубыточности, сравнительный, факторный. Основные формы отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах (Ф.2 Отчет о прибылях и убытках).

ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ:

Велика роль анализа в работе внешнего управляющего. В соответствии с требованиями ст.106 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не позднее одного месяца с момента своего назначения он обязан разработать план внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника. При составлении этого плана необходимо провести тщательный анализ финансово-экономического состояния предприятия-должника, его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, положения на товарных и иных рынках.

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ:

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) При введении арбитражным судом процедуры финансового оздоровления утверждается административный управляющий, в обязанности которого входит осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления, за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов, за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов. В связи с этим административный управляющий обязан проводить тщательный систематический анализ финансового состояния, направленный на разработку рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия-должника, определению возможности безубыточной деятельности должника.

Целью анализа финансового состояния в процедуре финансового оздоровления является подготовка плана финансового оздоровления, контроль за выполнением плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, а также в случае необходимости подготовка предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству.



НАБЛЮДЕНИЕ:

Цель процедуры наблюдения – обеспечить прежде всего сохранность имущества должника. Временный управляющий обязан, помимо этого, проводить анализ финансового состояния должника. В связи с этим временному управляющему необходимо проанализировать состав и структуру имущества должника, а также структуру дебиторской и кредиторской задолженности.

Кроме того анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определениявозможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО:

При проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности,

В документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются:

Наименование, местонахождение, коды отраслевой принадяежностн должника;

Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения;

Причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;

Результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника,

Результаты анализа активов и пассивов должника;

Результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника

Вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;

Вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;

Вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

Финансовый анализ проводится на основании:

а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;

б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;

в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;

г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;

д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;

е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

Требования действующего законодательства повышают роль финансового анализа на всех стадиях процедуры банкротства, в том числе и на стадии такой процедуры банкротства, как наблюдение.

Цель процедуры наблюдения – обеспечить прежде всего сохранность имущества должника. В соответствии с п.1 ст.67 «Обязанности временного управляющего» временный управляющий обязан, помимо этого, проводить анализ финансового состояния должника. В связи с этим временному управляющему необходимо проанализировать состав и структуру имущества должника, а также структуру дебиторской и кредиторской задолженности.

Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 утверждены Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, который осуществляется не только временным управляющим, но иными категориями арбитражных управляющих при различных процедурах банкротства, в связи с чем цели финансового анализа шире по сравнению с целями анализа финансового состояния должника, проводимого временным управляющим в ходе наблюдения. Между тем критерии оценки (коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности и требования к анализу деятельности должника) и перечень оснований для проведения анализа должны быть взяты за основу временным управляющим при проведении анализа финансового состояния должника. Указанными Правилами установлено, что временный управляющий проводит финансовый анализ, используя результаты ежегодной инвентаризации, проводимой должником, а также основывает свои выводы на анализе:

статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;

учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;

положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;

отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;

материалов налоговых проверок и судебных процессов;

нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

При проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст.70 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Минимальный уровень судебных расходов, а также расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим определяется включением в данные расходы государственной пошлины, вознаграждения временного управляющего за весь срок наблюдения, а также за установленный Законом о несостоятельности срок наиболее вероятной последующей процедуры банкротства должника.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию права собственности, должен подготовить предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Если будет установлено, что стоимость принадлежащего должнику имущества недостаточна для покрытия судебных расходов, то кредиторы вправе принять решение о введении внешнего управления или финансового оздоровления только при определении источников покрытия судебных расходов либо, если такое решение будет не принято или источника, определенного кредиторами, будет недостаточно, кредиторы, проголосовавшие за введение внешнего управления, несут солидарную обязанность по покрытию указанных расходов. Данное правило, установленное п. 3 ст. 70 Закона о несостоятельности, направлено на создание гарантии арбитражному управляющему, касающейся права на получение вознаграждения за свой труд.

Поскольку восстановление платежеспособности должника возможно при проведении финансового оздоровления или внешнего управления, то срок, на который должен ориентироваться временный управляющий при проведении анализа, ограничен двумя годами. Временный управляющий должен определить достаточность ликвидного имущества должника для погашения требований кредиторов на основе сопоставления размера вероятной выручки от реализации указанного имущества и размера подлежащих удовлетворению требований кредиторов. Если выяснится, что имущества должника недостаточно для погашения требований кредиторов, временный управляющий на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, анализа его активов и пассивов, рынков, на которых осуществляется деятельность должника, инвестиционной привлекательности должника вырабатывает предложения относительно дальнейшей процедуры банкротства должника.

Анализ финансового состояния должника должен быть представлен арбитражному суду, первому собранию кредиторов и саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой является временный управляющий.

При введении арбитражным судом процедуры финансового оздоровления утверждается административный управляющий, в обязанности которого входит осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления, за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов, за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов. В связи с этим административный управляющий обязан проводить тщательный систематический анализ финансового состояния, направленный на разработку рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия-должника, определению возможности безубыточной деятельности должника.

Велика роль анализа в работе внешнего управляющего. В соответствии с требованиями ст.106 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не позднее одного месяца с момента своего назначения он обязан разработать план внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника. При составлении этого плана необходимо провести тщательный анализ финансово-экономического состояния предприятия-должника, его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, положения на товарных и иных рынках.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. В соответствии с требованиями статьи 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий также обязан анализировать финансовое состояние должника. Анализ в данном случае направлен на определение структуры конкурсной массы, обоснованности обязательств, в том числе обоснованности задолженности по обязательным платежам, обеспечение сохранности имущества должника.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча