12.10.2019

Курсовая работа развитие логического мышления у старших дошкольников. Методы развития логического мышления у дошкольников


Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления.

Несомненно, очень важно развивать представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять и др. Но не менее важно развивать у ребёнка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятии.

В целом, проблема развития логического мышления в период дошкольного детства являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего (Ж. Пиаже, А. Валлон, К. Коффка, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин), и на сегодняшний день она по-прежнему актуальна.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Развитие логического мышления у детей имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении поможет успешно овладеть основами математики и информатики.

Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».

Время. выделенное программой на НОД, не достаточно для развития логического мышления. Большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное . Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей, и эта необходимость привела меня к созданию кружка «Посидим-подумаем».

Цель: развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года. При организации работы кружка создается благоприятная среда для общего развития ребенка. Постепенно, в процессе активного участия в деятельности, у ребенка закрепляется интерес к играм на логику и желание ими заниматься. Работа на логику при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.

Приготовила консультации для родителей по теме «Логика во вне занятия», «Логика в детском саду», проводила родительское собрании «Логическое мышление», посвященное логике, с непосредственным участием родителей, где они наглядно видели материал и некоторые упражнения и игры проиграли сами.

Использование занимательных игр, интересного дидактического материала как демонстрационного, так и раздаточного характера, создание игровых ситуаций помогает избежать утомляемости и повышает интерес к выполнению заданий. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

С.Т. Шацкий

Игра – это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенное новообразование в физической, психической и логической сферах, даёт эффект общего психического развития. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса. Кроме того, они способствуют развитию памяти, логического мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников я составляла, используя дидактические игры. Ведь для детей игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний, способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно. Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.

Используемый дидактический материал:

– палочки Кюизенера. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей;

– игра «Логические задачи на поиск недостающих фигур» – развивает логическое мышление, смекалку и сообразительность;

– Занимательная логика. Ребусы. Сделано руками человека;

– геометрический конструктор («Монгольская игра», «Волшебный круг», «Танграм», «Колумбово яйцо») – требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности;

– игра «Найди фигуру» развивает логическое мышление, закрепляет знание геометрических фигур;

– настольная игра «Весёлая логика». Пазловые замки на элементах тренируют у ребенка мелкую моторику, глазомер, развивают образное и аналитическое мыщление, формируют умение разделять предмет и соединять части в целое;

– игра «На что похоже?» развивает внимание,зрительное восприятие, воображение;

– математический планшет для детей – игры для развития сенсорных, логико-математических, речевых и творческих способностей;

– развивающая предметно-игровая система «Соты кайе» позволяет поводить занятия в области геометрии, математики и логики, игры с замещением, а также использовать набор в качестве крупной мозаики и домино;

– книга «Графические диктанты» развивает тонкую моторику, стимулирует интеллектуальные способности, графические упражнения помогают ребенку подготовиться в целом к обучению к школе;

– развивающая игра-лото. «Логические таблицы» – закрепление геометрических фигур, цвета и оттенка, а также развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.

Картотека дидактических игр:

– Занимательные уроки «Думай, решай, считай».

– Книжка кроссвордов «Отгадайка».

– Наглядное пособие «Найди отличия».

– Игра «Где чей домик?» – сравнивать числа, упражняться в умении определять направление движения.

– Изготовили игры на складывание объёмных фигур «Кубики для всех» – развивает мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные умения.

– Головоломки на составление геометрических фигур – стимулируют умственную активность ребенка.

Имея возможность раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем самым повышаем уровень познавательной деятельности ребёнка и тем быстрее осуществляется плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному мышлению.

Использованная литература:

«Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов

«Давай поиграем» математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А.А.Столяра

«Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет» Развиваем логику и мышление. Е.Черенкова

«И учеба, и игра: математика» Т.И. Тарабарина, Н.В.Елина

Развитие познавательных способностей детей. Л.Ф. Тихомирова

«И учеба, и игра: русский язык» Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова

Развивающие игры для дошкольников Н.И. Васильева, Н.В. Новоторцева.

Логическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды. Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир. Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает вникать в , которые составляют основу логики.

Важно: родителям не стоит торопить развитие логического мышления у маленького ребенка. Следует понимать, что это процесс постепенный и последовательный. Лучше обратить внимание на совершенствование наглядно-действенного мышления у детей раннего возраста, наглядно-образного у дошколят, как ступеней к формированию логики и ее форм: понятий, суждений, умозаключений.

Чтобы развитие логического мышления у детей дошкольного возраста достигло необходимого уровня к началу школьного периода, педагоги и родители должны приложить к этому определенные усилия. Для решения вопроса, как развить логическое мышление, родителям нужно познакомиться с современными техниками и приемами.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика - это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Правила развития логики у дошкольников

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд, рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей - картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели - карточка с одеждой.

Как развить логику у старших дошколят

Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. К началу обучения в школе дети должны овладеть всеми логическими операциями: оперировать разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать умозаключения. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в особые занятия, но и в повседневную жизнь.

Важно: для того чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.

Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Наиболее популярные из них рассчитаны на решение логических задач: «Составь фигуру из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», пазлы, шахматы, головоломки. Во время прогулок в лесу родители обязательно должны обращать внимание детворы на разнообразие окружающей природы, учить видеть общее и частное у наблюдаемых объектов. Природа дает большие возможности для развития у ребенка умения находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели облака, значит … (пойдет дождь)»; «Из желудей, лежащих под дубом, вырастут … (молодые дубки)»; «Составь биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».

Классические логические задания на нахождение ассоциаций предназначены, в основном, старшим дошкольникам. Если работа по развитию ребенка ведется на протяжении длительного времени, ассоциации будут доступны детишкам среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Задания для средних дошколят

Взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов разных групп: обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Ребенок должен объединить все карточки в различные группы, опираясь на общие признаки. Можно предложить детям поиграть с мячом, предлагая разные интересные задания:

  • «скажи наоборот (мягкий-твердый, большой-маленький, смеяться-плакать, зима-лето)»;
  • «назови похожий предмет (мяч-арбуз, солнышко-колобок, снег-пух, ежик-колючка)»;
  • «назови одним словом (яблоко, груша, слива - фрукты, помидор, огурец, перец - овощи, кресло, диван, шкаф - мебель)».

Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукта…» помогает развивать логику, умение мыслить быстро, обогащает словарный запас.

Задания для старших дошкольников

Для развития знаний у ребенка об ассоциативных связях хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

  • «дополни ряды» - ребенку предлагают карточку с рядами однородных предметов, например, игрушки: юла, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Малыш должен подбрать соответствующие карточки, дополнив ряд, а старшим ребятам предложить подрисовать предметы той же группы.
  • «составь ряд» - ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответственным образом, например,

1 ряд - две куклы, два мишки, два мяча,
2 ряд - кукла, мишка, мяч и т.д.,
3 ряд - две куклы, мяч, два мишки, мяч.
Дошкольник должен составить самостоятельно ряды по подобию, используя заготовленные карточки или нарисовав их. Задание хорошо помогает формировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания:

  • загадай сам ряд,
  • отгадай недостающие предметы,
  • что неправильно в ряду.

Логические игрушки для семейного досуга

Большую помощь в развитии логического мышления у дошкольников окажут развивающие игрушки, в которые интересно играть всей семьей. Развитие ребенка будет проходить в непосредственной обстановке, что поможет родителям и поиграть, и поучить с увлечением свое чадо. Сейчас можно найти много логических игр и развивающих игрушек на детских порталах, специализированных магазинах. Малышей можно заинтересовать логическими вкладышами, которые , научат манипулировать с ними; волшебными мешочками - помогут сформировать понятия; мозаиками - разовьют логическое воображение. С детьми постарше играют в игрушки-лабиринты, логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, разнообразные игры с правилами, расширяющие интеллектуальные возможности.

«Конструктор»

Самая популярная игрушка для семейного досуга. Разработаны разного вида конструкторы: из металла, дерева, магнитов, пластмассы. Главное, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка, давала возможность действовать с ней самостоятельно. Родители вместе с ребенком рассматривают детали, учат правильно закрепить их. Хорошо организовать соревнование, кто быстрее и интереснее сделает поделку. Игрушка тренирует логическое мышление, воображение, обогащает словарный запас, развивает моторику.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности, или у субъекта на данный момент времени, не существует. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Таким образом, мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями 11, с. 37.

Разновидностью мышления является логическое мышление. Логическое мышление - это тип мыслительного процесса, во время которого используются готовые понятия и логические инструкции.

Как правило, логическое мышление основывается на трёх признаках:

1. Временный (длительность протекания процесса).

2. Структурный (разделение на этапы).

3. Уровень протекания (неосознанность или, наоборот, осознанность принятого решения).

То есть логическое мышление имеет четко выраженную структуру, этапы, конкретно представлено в человеческом сознании, а также оно развернуто во времени. Все эти особенности составляют основную часть логического мышления .

Средствами логического мышления являются понятия о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. Признаки, входящие состав научных понятий, - это общие и существенные признаки предметов и явлений.

Как отмечает Р.С. Немов, мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой. Соответственно этому ученый выделяет следующие логические операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация .

Сравнение установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания .

Анализ -- мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением .

Синтез -- операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности .

Абстракция -- мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий .

Обобщение -- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам .

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными .

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными .

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии .

Наиболее отчетливо проявляется логическое мышление у дошкольников при установлении ими различных связей, существующих между предметами и явлениями. Раньше других ребенок устанавливает связи функциональные (назначение, использование предметов). Наиболее трудным для маленьких детей оказывается раскрытие связей пространства и времени в логическом, т.е. смысловом, их значении. Причина этой трудности лежит, во-первых, в скрытой форме самих связей (они не лежат на поверхности явления, хотя доступны чувственному практическому опыту). Детям трудно выделять эти смысловые связи из-за недостаточного внимания педагогов к этим зависимостям.

Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления .

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии логических операций, когда его мышление приобретет характерные черты мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Психолог Л.С. Выготский считал, что научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли.

Таким образом, изучая основные понятия по данной теме, мы видим, что логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Важнейшую роль в развитии ребёнка играет воспитание и обучение. Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний об явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие мышления было бы невозможно. Поэтому в педагогической работе должны применяться эффективные методы и средства развития логического мышления.

Развитие логического мышления у детей

Вашему ребенку еще нет 6-ти, однако период старшего дошкольного возраста – это важный этап для подготовки к школе, когда в наших, родительских силах, сделать будущее обучение увлекательным и доступным. К 7 годам Ваш малыш должен уметь:
- обозначать признаки предметов (используя качественные и относительные прилагательные),
- определять предметы по указанным в задании признакам,
- называть отличия между предметами, сравнивая их (предметы) между собой,
- классифицировать предметы по: форме, величине, цвету, функциям,
- в ходе логических умозаключений указывать последовательность событий,
- осознавать временную протяженность и ограниченность во времени для той или иной деятельности,
- уметь ориентироваться в пространстве,
- иметь хорошую моторику рук,
- наделять понятия определениями и характеристиками,
- проявлять сообразительность, смекалку и находчивость.

Чтобы справиться с такой всесторонней подготовкой к школе, нужно не только постоянно организовывать досуг малыша, насыщая его походами в места культурного и образовательного отдыха, но и проявлять внимание к его усидчивости дома. От Вас зависит подбор заданий, в зависимости от его склонности и интересов на данный момент жизни (т.е. если ребенок стал проявлять интерес к счету, пользуйтесь этим – давайте задания на счет; если к рисованию – то давайте чаще краски и бумагу; если Вы заметили, что ребенок стал проявлять любовь к объяснению всего и вся, давайте задания на классификацию предметов, где разовьются его навыки обобщения и выделения частных признаков). 8 заданий, приведенных в статье, направлены на развитие внимания, воображения, навыков счета, мелкой моторики.

Распечатайте их, и проведите небольшой тренинг по подготовке к школе. (Картинки увеличиваются по клику мыши)

1. Перед тобой корзина продуктов и две кастрюли: для супа и компота. Куда и что ты положишь, и почему?

2. Перед тобой три домика. На каждом из этажей должно проживать столько человечков, сколько указано в кружочке с цифрой на крыше дома. В пустых окошечках каждого дома дорисуй нужное количество человечков, чтобы общее число проживающих на этажах составило «3», «4», «5».

3. Сосчитай и напиши – сколько рыб плывут влево и сколько вправо?

4. Помоги ежику придумать и нарисовать фигуры, используя круги.

5. Проведи ниточки от шаров к руке девочки. Сосчитай – сколько их.

6. Раскрась бусы так, чтобы последовательность ритма узора была соблюдена.

Федеральное агентство по образованию

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников на занятиях математикой

Курсовая работа

Волгоград 2010


Введение……………………………………………………………………..…2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития логического мышления детей дошкольного возраста……………………………………………………………………...….5

1.1 Психолого-педагогическое исследование особенностей развития мышления детей дошкольного возраста…………………………………..…5

1.2 Специфика развития основ логического мышления детей дошкольного возраста……………………………………...……………………………......11

Вывод по 1 главе……………………………………………………..............16

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….….17

2.1 Методы и результаты исследования…………………………...………..17

2.2 Развивающая работа…………………………………………………...…22

2.3 Результат развивающей работы…………………………………………27

Вывод по 2 главе…………………………………………………..................28

Заключение…………………………………………………………………...31

Список используемой литературы………………………………..………...33

Приложение ………………………………………………………….............35

Введение

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребенок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приемов мышления и, в большей мере, степенью их оформленности в систему.

Работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы, а эти приёмы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала.

В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать четкие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логических построений и учат их применению.

В разработку основ теории развития логического мышления большой вклад внесли П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин, А.В. Белошистая, Р.Н.Непомнящая и другие.

Необходимость и возможность развития логической сферы ребенка дошкольного возраста неоспоримы, как и то, что это проблема более всего именно математического развития. Вопрос лишь в том, на каком содержании наиболее оптимально развитие логических умений дошкольников: на традиционном арифметическом содержании или на менее традиционном – геометрическом.

Обращение к теме формирования логического мышления дошкольников на занятиях математикой обусловлено недостаточным вниманием современных образовательных программ к развитию логики.

Психолого-педагогические исследования ученых доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6 летнего возраста. Однако практически все представленные работы направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления, а не логического мышления как структуры.

В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития логического мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Актуальность выбранной нами темы «Формирование основ логического мышления у старших дошкольников на занятиях математикой» в том, что при соблюдении на занятиях по математике в дошкольном учреждении психолого-педагогических требований развития логического мышления, использования развивающих логику заданий, игр, упражнений, основы логики будут заложены своевременно.

Объект исследования развитие логического мышления дошкольника в образовательном процессе ДОУ.

Предмет исследования процесс развития логического мышления дошкольников посредством математических заданий.

Цель исследования определить педагогические условия развития логического мышления дошкольников.

Задачи исследования:

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у дошкольников;

2. подобрать валидные методики, позволяющие определить уровень развития логического мышления в дошкольном возрасте;

3. выявить уровень развития логического мышления у обследуемой группы дошкольников;

4. определить средства обеспечивающие развитие логического мышления дошкольников в образовательном процессе.

Гипотеза:

Развитие логического мышления у дошкольников будет проходить более эффективно если мы:

1) проанализируем проблему развития логического мышления у дошкольников;

2) выявим уровень сформированности логического мышления;

3) определим средства обеспечивающие развитие логического мышления.

Методы исследования:

1. Теоретические

Обзор и анализ психолого-педагогической литературы.

2. Экспериментальные

Наблюдение, беседа, эксперимент.

Этапы исследования:

1. Констатирующий эксперимент.

1. Формирующий эксперимент.

2. Контрольный эксперимент.

ГЛАВА І. Теоретические аспекты изучения проблемы развития логического мышления детей дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическое исследование особенностей развития мышления детей дошкольного возраста

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Ж. Пиаже утверждал, что «Мышление человека... также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера».

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики». Механизм логического мышления заключается в операциях логического мышления, основывающихся на четырёх законах логики: тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания.

Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека. Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию, они являются отражением связей и отношений вещей материального мира.

Л. М. Фридман в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения математике в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчёркивая значение математики в воспитании логического мышления, учёный выделяет общие положения организации такого воспитания:

Длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;

Недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;

Вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;

Включение в содержание обучения системы определённых теоретических знаний.

Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления.

Н.В.Григорян отводит математике привилегированное местоположение в процессе формирования логического мышления и сводит её обучение к следующему:

1. Целое и части . Смысл практически всех математических действий и операций может быть дан без определений, а в процессе самостоятельного поиска (например, интуитивно: сложить - это значит собрать вместе, соединить в целое). Итогом такого подхода является логическо-действенная схема, позволяющая свернуть ряд математических правил (освоение принципа действий сложения, умножения, деления, вычитания; решение уравнений; разбиение фигур на части; решение определённого типа задач; усвоение понятия «дробь»; нахождение проекций и т.д.) в некий логический блок определённых действий.

2. Единство противоположностей. Принцип построения математических знаний, как ни одного другого предмета, очевидно базируется на представленной закономерности (сложение-вычитание, прямые и обратные задачи, знаки больше и меньше, положительные и отрицательные числа, обычные и десятичные дроби, степени - корни и т.д.). Изучая какие-либо действия и явления, предлагая ребёнку найти противоположность, в поисковый процесс включается логический компонент, поскольку приходится иметь действие с абстракцией, опираясь на конкретный материал.

3. Идея преобразования в математическом ракурсе ярче всего прослеживается при наблюдении за изменением результата в зависимости от изменения компонентов (« ...а как изменилось бы решение и ответ, если бы в задаче вместо... »). Идея преобразования всегда даёт детям возможность самим, оттолкнувшись от известного знания, предложить попробовать решить новую для них задачу. В этой ситуации очевидным является обязательное использование в процессе поиска логического мышления и предполагает механизм его совершенствования.

Взаимосвязь формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирования логической сферы дошкольников является одной из популярных методических проблем последних десятилетий. Наиболее значительным исследованием в этой области явилась работа Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка» (1941), в которой автор достаточно убедительно доказывает, что формирование понятия о числе у ребенка (а также и понимания смысла арифметических операций) коррелятивно развитию самой логики (формированию логических структур, в частности, формированию иерархии логических классов, т.е. классификации, и формированию асимметричных отношений, т.е. качественных сериаций).

В современной науке существуют различные направления исследования становления логических структур мышления. Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что процесс структуризации логического мышления происходит естественно, без «внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию логического мышления.

В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.

Эксперименты по изучению детских рассуждений, понимания детьми причинно-следственных отношений, образования у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений.

Возможность системного усвоения логических знаний и приемов детьми старшего дошкольного возраста показана в исследованиях Х. М. Веклеровой, С.А. Ладымир, Л.А. Левитова. Л.Ф. Обуховой, А.Г. Лидерса. Ими была доказана возможность формирования отдельных логических действий (сериации, классификации, умозаключений на основе транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при использовании соответствующей их возрасту особой фронтальной методике (С.А. Ладымир, Л.А. Левитов). В условиях индивидуального обучения прием подведения под понятие формировался в эксперименте Х.М. Веклеровой у детей 6-7 лет на материале «искусственных понятий» (Веклерова, 1998).

Хорошо развитое логическое мышление «способных учащихся» позволяет им применять приобретённые знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе. Феномены детского мышления лишь свидетельствуют о стихийности его развития в мыслительной деятельности детей.

Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. Однако, возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены.

Непомнящая Р.Н. утверждает, что применение наглядных моделей при формировании математических представлений служит средством перевода детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы помочь ребенку овладеть высоким уровнем логического мышления, приемами мыслительной деятельности.

«Любознательность ребенка - это постоянная направленность на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок играя, экспериментирует, пытается установить различные причинно-следственные связи и зависимости. Логическое мышление – основной вид мышления старшего дошкольника. Старший дошкольный возраст является сензитивным для обучения опирающегося на наглядность» - так говорила Белошистая А.В.

С развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных новообразований как анализ, внутренний план действий, рефлексия, синтез, обобщение.Дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнение, выделение существующих и несуществующих признаков, обобщение, определения понятий и т.д.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что развитие логических приёмов мышления также имеет определённую последовательность. Понятно, что с произвольно взятой операции начать работу нельзя, так как внутри системы логических приёмов мышления существует строгая взаимосвязь, один приём строится на другом.

1.2 . Специфика развития основ логического мышления детей дошкольного возраста

Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.

В литературе логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование – называют также логическими приемами мышления. Их формирование важно для ребенка как с общеобразовательной точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.

Практически все исследования психологов, тема которых – анализ способов и условий развития мышления ребенка, свидетельствуют: методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно. Иными словами, специальная работа, цель которой – формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка. И еще: во многих исследованиях – и психологов, и педагогов – проблема организации развивающего обучения детей любого уровня связывается со специальными занятиями. Академик В.В. Давыдов в этой связи отмечал: развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения.

Развитие детей целесообразно рассматривать в русле математических занятий. Вопрос в том, какие средства и содержание наиболее оптимальны: традиционное – арифметическое или менее традиционное – геометрическое.

Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают геометрическое содержание. Суть проблемы в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений математического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Такое сочетание – системные задания логико-конструктивного характера, развивающие мелкую моторику – активно влияет на математическое развитие дошкольника. Педагогу необходимо применять такие приемы как сериация, анализ, синтез, сравнение, конструирование, обобщение и др.

Сериация – построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации – матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. Сериации детям можно предоставить по размеру – длине, высоте, ширине, если предметы одного типа: куклы, палочки, ленты, камешки. Если же предметы разного типа, то по «величине», которая характеризует их различия (с указание, что считать «величиной»), например игрушки, отличающиеся по росту.

Анализ – выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, или группы объектов по определенному признаку. Например, задается признак: все предметы кислые. Сначала у объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, затем объекты выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, синтез через анализ).

Психологически способность к синтезу формируется раньше чем к анализу, и развивать ее активно можно с помощью конструирования. На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс конструирования, затем по памяти. Наконец, усваивает способ самостоятельно восстанавливать построение уже готового объекта. Следующий этап заданий носит уже творческий характер. Ребенок должен построить к примеру, высокий дом, гараж, но все без образца, по представлению и – самое главное – придерживаться заданных параметров (например, сложить гараж для конкретной машины).

Для конструирования используются мозаика, конструктор, кубики, разрезные картинки, рекомендуемые для каждой возрастной группы. Педагог в этих играх выполняет роль ненавязчивого помощника, его цель – способствовать окончанию работы, т.е. выполнить задуманное.

Сравнение – логический прием умственных действий, требующий умения выявлять сходства признаков объекта и различия между ними (предмет, явление, группа предметов), выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других, а также для установления количественных отношений.

Наиболее эффективный метод обучения – игра-задание, в ходе которого следует найти сходство (или различие) по указанным признакам, например определить, какой из предметов – мяч или медведь – большой и малый. Или что может быть большим, желтым и круглым? Но вот на что следует обратить внимание: ребенок должен понять и роль ведущего. Только тогда он научится отвечать на вопросы, требующие умения охарактеризовать предмет (арбуз большой, круглый, зеленый; солнце круглое, желтое, горячее; лента синяя, длинная, блестящая, шелковая) или давать общие признаки (белое, холодное, рассыпчатое).

Сначала необходимо учить сравнивать два объекта, затем группу. Дошкольнику легче сначала определить признаки различия, затем сходства. Поэтому можно предложить такую последовательность:

1) задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие), требующие сравнения;

2) игры (вида «Найди такой же»), направленные на формирование умения сравнивать. Однако для детей 2-4 лет набор признаков, по которым он должен отыскать сходство, должен быть ясно опознаваем. Со старшими по возрасту детьми 5-6 лет – количество и характер признаков сходства можно широко варьировать.

Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию проводят либо по заданному основанию, либо по поиску самого основания (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как он требует определенного уровня сформированности операций – анализа, сравнения, обобщения). При классификационном разделении множества полученные подмножества попарно не пересекаются, их объединение должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество, и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основание групп.

Классификацию можно проводить:

По названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т.п.);

По размеру (в одной группе большие мячи, в другой – маленькие; в одной коробке длинные карандаши, в другой – короткие и т.п.);

По цвету (в одной коробке красные пуговицы, в другой – синие и т.п.);

По форме (в одной коробке квадраты, в другой – кружки; в третьей – кубики, в четвертой – кирпичики и т.п.);

По другим признакам нематематического характера: что можно, а что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме, кто в лесу; что бывает летом, а что зимой; что растет в огороде, а что в лесу и т.п.

Перечисленные примеры - это классификация по заданному основанию: педагог сообщает – дети разделяют. В другом случае классификация выполняется по основанию, которое дети определяют самостоятельно. Педагог задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов). Дети самостоятельно ищут соответствующее основание. При этом основание может быть определено в нескольких вариантах.

Обобщение – оформленное в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения- формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и формировать общий признак двух и более объектов. Дети хорошо понимают этот процесс в том случае, если результат деятельности, например классификации, произведен ими самостоятельно. Операции классификации и сравнения завершаются обобщением.

Затем дошкольники способны обобщать результаты своей деятельности даже эмпирически. Но для этого педагог должен подбирать объекты деятельности, задавать вопросы и следовать разработанной последовательности, чтобы подвести к необходимому обобщению. Формируя обобщение помогать детям строить предложения, подбирать нужные термины, словесные обороты.

Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения.

Вывод по 1 главе

Логическое мышление человека является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста.

Взаимозависимость математического развития и развития логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения.

А.А. Столяр реализуя идеи простейшей логической подготовки дошкольников разработала методику введения детей в мир логико-математических представлений о свойствах, о множестве, операций над ними.

Непомнящая Р.Н. утверждала, что «Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и т.о. самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний».


Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста

2.1. Методы и результаты исследования

В начале практического исследования в области развития логического мышления у дошкольников, мы организовали констатирующий эксперимент.

Цель: выявление уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе детского сада «Олимпия» Дзержинского района города Волгограда, с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек, с 8.02.2010 по 8.05.2010 года.

Для реализации цели были подобраны методики Белошистой А.В. и Непомнящей Р.Н., на их основе мы разработали комплекс диагностических заданий. Задания были направлены на развитие представлений у детей о форме, пространстве и времени.

Задание №1.

Материал: лист бумаги с заданием.

Заполните таблицу и внесите недостающие цифры.

Задание №2.

Материал: лист бумаги с нарисованными фигурками.

Разделите изображенные фигуры по:

Задание №3.

Материал: карточки с рисунками.

Сколько предметов нужно добавить, чтобы получились данные числа.

В пустую клетку впишите нужную цифру.

Задание №4.

Материал: модели мебели.

Модели мебели воспитатель расставляет на столе.

Расскажите о положении предметов. Что находится впереди, сзади, справа, слева.

Задание №5.

«Стоит клён. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене?»

Ответ: ни одной. На клене вишни не растут.

Задание №6.

« У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?»

Ответ: в семье трое детей.

Задание 7.

Материал: счетные палочки.

Выложите из палочек домик.

Переложите палочки таким образом, чтобы получился флажок.

Задание 8.

Материал: счетные палочки.

Выложите из палочек оленя.

Переложите палочки таким образом, чтобы олень посмотрел в другую сторону.

Задание 9.

Материал: счетные палочки.

Выложите из палочек домик.

Переложите палочки таким образом, чтобы домик смотрел в другую сторону.

Задание 10.

«Что на что похоже?»

Материал: нитки.

Педагог и ребенок по очереди выкладывают ниткой любые контуры и придумывают на что похоже получившееся изображение.

Так, например, круг напоминает мяч, яблоко, солнце, тарелку, часы, колесо, обруч, барабан и т.д.

Овал – яйцо, дыню, мыло, картошку, сливу, зеркало.

Грушевидная фигура напоминает грушу, лампу, гирю, грибок, матрешку.

«Восьмерка» похожа на очки, цифру 8, пропеллер, бант.

Трапеция на юбочку, ведро, цветочный горшок, чашку, абажур.

Волнистая линия напоминает червяка, змею, веревку, дорожку.

Полученные результаты были занесены в таблицу (см. Приложение №1).

Нами были разработаны критерии, уровни развития и баллы.

Критерии развития:

1. Устойчивый интерес к занятиям по математике.

2. Уровень усвоения материала.

3. Проявление самостоятельности в рассуждениях и деятельности.

Уровни развития и баллы:

8-10 заданий = 3 балла – высокий уровень;

4-7 заданий = 2 балла – средний уровень;

0-3 задания = 1 балл – низкий уровень.

Данные были занесены в таблицу №1 (см. приложение №1).

Из таблицы видно, что у Сони Б, Вовы У, Софьи Г, Захара А, Семена Т, Миланы Б, Кирилла К, Ани Д, Алены К - средний уровень развития. Эти дети при выполнении заданий допускали не точности и ошибки, при помощи воспитателя продолжали выполнять правильно, были заинтересованы в работе, проявляли старательность, не отвлекались. Инна К, Олег Б, Егор А, Влад Н, Полина У - находятся на низком уровне развития. При выполнении заданий допускали много ошибок, не были заинтересованы в работе, оставляли задания не доделав до конца, плохо понимали помощь педагога, отвлекались Детей с высоким уровнем развития не выявлено. Такие результаты были получены возможно потому, что работа по развитию логического мышления детей идет не достаточно систематически, мало внимания уделяется индивидуальной работе с детьми. Результаты не утешительны. Для того чтобы перевести детей на более высокий уровень развития необходимо провести коррекционно-развивающую работу, систематично, целенаправленно и последовательно используя дидактические игры и упражнения.


2.2 Развивающая работа

Целью формирующего эксперимента является определение условий способствующих эффективному развитию основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

На данном этапе с детьми мы провели коррекционно-развивающую работу, где использовали дидактические игры.

Интенсивность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность: 3 месяца.

Дидактическая игра №1. «Нарисуй!»

Прямоугольник находился внутри круга;

Круг находился в прямоугольнике.

Дидактическая игра № 2. «Слушай и рисуй»

Цель: развитие знаний детей о форме.

Материал: лист бумаги и карандаш.

Ход: Дети выполняют следующее задание.

Нарисуйте круг и прямоугольник так, чтобы

Прямоугольник и круг пересекались;

Прямоугольник и круг находились рядом.

Дидактическая игра №3.

Цель: развитие ориентировки в пространстве, знаний о геометрических фигурах.

Материал: лист бумаги с нарисованными точками, набор цветных карандашей.

Ход: Дети выполняют следующее задание:

Соедините нарисованные точки

Какая фигура получилась

Сколько сторон у фигуры

Сколько углов у фигуры

Закрасьте углы красным цветом.

Дидактическая игра №4. «Соедини точки»

Цель: развитие ориентировки в пространстве, анализа и синтеза мышления.

Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ход: Графический диктант. Дети рисуют по клеткам, под диктовку педагога.

Поставьте точку. От нее 2 клетки →, 1 клетка ↓, 2 клетки →, 2 клетки , 3 клетки →,2 клетки ↓, 2 клетки →,4 клетки , 2 клетки →, 1 клетка ↓, 1 клетка ←, 4 клетки ↓, 4 клетки ←, 2 клетки , 1 клетка ←, 2 клетки ↓, 4 клетки ←, 1 клетка , 1 клетка ←, 1 клетка .

Дидактическая игра №5. «Чего не хватает?»

Цель: развитие знаний о геометрической форме, анализа мышления.

Материал: лист бумаги с нарисованными фигурами, цветные карандаши.

Ход: Дети выполняют следующее задание педагога.

Заполните таблицу и внесите недостающую фигуру.

Дети дорисовывают недостающую фигуру.

Раскрасьте круги красным цветом, треугольники зеленым цветом, квадраты синим цветом.

Дидактическая игра №6. «Заколдованный путник»

Цель: развитие временных представлений детей, логического мышления.

Материал: секундомер.

Ход: играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

«Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

Три минуты лишь пройдет,

Путник снова оживет!»

Можно назначать различные промежутки времени. С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.

Дидактическая игра №7. «Когда это бывает?»

Цель: развитие временных представлений детей, логики.

Материал: не требуется.

Ход: Педагог загадывает время суток и показывает, что они в это время делают.

Задача наблюдавшего определить, что делает ведущий, и назвать время суток.

Дидактическая игра№8. «Время года»

Цель: ориентировка детей во времени.

Материал: лист бумаги и цветные карандаши.

Ход: педагог читает детям стихотворения о времени года, и после прочтения задает вопрос.

1)Начало года,

Силен его мороз,

Уснула вся природа,

Теперь уж не до гроз.

Какой это месяц года?

2) Начало лета.

Зазолотились все луга,

В нем столько солнца, столько света,

Что сном нам кажутся снега.

Какой это месяц года?

Задание: зарисуйте времена года о которых мы говорили.

Дидактическая игра №9. «Что-где стоит?»

Цель: ориентировка в пространстве, развитие анализа и синтеза мышления.

Материал: план-схема комнаты, лист бумаги и карандаши.

Ход: Детям показывают план-схему комнаты. Они проговариваю вместе с педагогом какой предмет где находится. Педагог убирает план-схему и дети должны нарисовать ее по памяти.

2.3. Результат развивающей работы

Цель контрольного эксперимента состоит в выявлении эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

В данном эксперименте мы использовали те же методики и диагностические задания, что и в констатирующем эксперименте. Результаты эксперимента мы занесли в таблицу (см. Приложение №2).

Из таблицы 2 (см. Приложение №2) видно, что дети Соня Б, Вова У, Софья Г, Захар А, Семен Т, Милана Б и Кирилл К - со среднего уровня перешли на высокий уровень развития. При выполнении заданий старательно и правильно выполняли работу, не допускали ошибок, проявляли интерес к работе, мотивацию успеха, не отвлекались. Эти дети проявляли творчество в дидактических играх и при диагностике. Инна К, Олег Б, Егор А, Влад Н, Полина У и Ульяна Б - перешли с низкого на средний уровень развития. При выполнении заданий допускали не точности и ошибки, но при помощи воспитателя продолжали выполнять правильно, были заинтересованы в работе. С низким уровнем развития детей не выявлено, так как работа проводилась целенаправленно, систематически и последовательно.


Вывод по 2 главе

Практическое изучения уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста началось с организации констатирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Результаты констатирующего эксперимента были занесены в таблицу №1 (см. Приложение №1).

Из таблицы видно, что у Сони Б, Вовы У, Софьи Г, Захара А, Семена Т, Миланы Б, Кирилла К, Ани Д, Алены К - средний уровень развития. Эти дети при выполнении заданий допускали не точности и ошибки, при помощи воспитателя продолжали выполнять правильно, были заинтересованы в работе. Инна К, Олег Б, Егор А, Влад Н, Полина У - находятся на низком уровне развития. При выполнении заданий допускали много ошибок, не были заинтересованы в работе, оставляли задания не доделав до конца, плохо понимали помощь педагога. Детей с высоким уровнем развития не выявлено. Такие результаты были получены возможно потому, что работа по развитию логического мышления детей идет не достаточно систематически, мало внимания уделяется индивидуальной работе с детьми. Результаты не утешительны. Для того чтобы перевести детей на более высокий уровень развития необходимо провести коррекционно-развивающую работу, используя дидактические игры и упражнения.

На втором этапе – формирующем эксперименте, цель - определение условий способствующих эффективному развитию основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. В ходе реализации развивающей работы с детьми выполнялись задания, проводились дидактические игры, направленные на формирование логического мышления. Коррекционно-развивающая работа состояла из комплексных, последовательно проводимых дидактических игр.

На третьем этапе исследования - контрольном эксперименте, цель - состоит в выявлении эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

Мы провели с детьми диагностику по выявлению развития логического мышления, используя те же диагностические задания и методики, что и на констатирующем этапе.

Из таблицы видно, что дети Соня Б, Вова У, Софья Г, Захар А, Семен Т, Милана Б и Кирилл К - со среднего уровня перешли на высокий уровень развития. При выполнении заданий старательно и правильно выполняли работу, не допускали ошибок, проявляли интерес к работе, творчество, мотивацию успеха. Инна К, Олег Б, Егор А, Влад Н, Полина У и Ульяна Б - перешли с низкого на средний уровень развития. При выполнении заданий допускали не точности и ошибки, при помощи воспитателя продолжали выполнять правильно, были заинтересованы в работе, проявляли старательность и аккуратность. С низким уровнем развития детей не выявлено, так как работа проводилась целенаправленно, систематически и последовательно.

Поэтому поэтапное обучение и правильно подобранные игры и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний в самостоятельной деятельности способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленные действия педагога, правильный подбор заданий и упражнений помогают ребенку в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления. Значит наше предположение подтверждается.

Заключение

Проблема развития логического мышления ребёнка является одной из наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на формирование продуктивного мышления, внутренней потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения применять имеющийся багаж знаний на практике, в творческом преобразовании действительности.

Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Непомнящая Р.Н. утверждает, что применение наглядных моделей при формировании математических представлений служит средством перевода детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы помочь ребенку овладеть высоким уровнем логического мышления, приемами мыслительной деятельности.

Белошистая А.В. утверждала, что «Любознательность ребенка - это постоянная направленность на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок играя, экспериментирует, пытается установить различные причинно-следственные связи и зависимости. Логическое мышление – основной вид мышления старшего дошкольника. Старший дошкольный возраст является сензитивным для обучения опирающегося на наглядность.

Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решённая. Она требует тщательного анализа научной литературы по проблеме развития мышления, основ современных наук, и на этой базе разработки программно-методического и дидактического и психологического обеспечения всей системы дошкольного образования.

Практическое изучения уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста началось с организации констатирующего эксперимента. Целью являлось выявить уровень развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

Результаты констатирующего эксперимента были занесены в таблицу (см. Приложение №1).

Из таблицы видно, что у Сони Б, Вовы У, Софьи Г, Захара А, Семена Т, Миланы Б, Кирилла К, Ани Д, Алены К средний уровень развития. Эти дети при выполнении заданий допускали не точности и ошибки, при помоши воспитателя продолжали выполнять правильно, были заинтересованы в работе. Инна К, Олег Б, Егор А, Влад Н, Полина У находятся на низком уровне развития. При выполнении заданий допускали много ошибок, не были заинтересованы в работе, оставляли задания не доделав до конца, плохо понимали помощь педагога, часто отвлекались. Детей с высоким уровнем развития не выявлено. Такие результаты были получены возможно потому, что работа по развитию логического мышления детей идет не достаточно систематично, мало внимания уделяется индивидуальной работе с детьми. Результаты не утешительны. Для того чтобы перевести детей на более высокий уровень развития необходимо провести коррекционно-развивающую работу, систематично, целенаправленно и последовательно используя дидактические игры и упражнения.

Целью формирующего эксперимента являлось определить условия способствующие эффективному развитию основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации развивающей работы с детьми выполнялись задания, проводились дидактические игры, направленные на формирование логического мышления. Коррекционно-развивающая работа состояла из комплексных, последовательно проводимых дидактических игр, которые проводились с детьми регулярно.

Целью контрольного эксперимента являлось - выявить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы. На данном этапе исследования использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.

Полученные данные были занесены в таблицу №2 (см. Приложение №2).

Из таблицы видно, что дети Соня Б, Вова У, Софья Г, Захар А, Семен Т, Милана Б и Кирилл К - со среднего уровня перешли на высокий уровень развития. При выполнении заданий старательно и правильно выполняли работу, проявляли интерес, мотивацию успеха. Инна К, Олег Б, Егор А, Влад Н, Полина У и Ульяна Б - перешли с низкого на средний уровень развития. При выполнении заданий допускали не большие не точности и ошибки, при подсказке воспитателя продолжали выполнять правильно, были заинтересованы в работе. С низким уровнем развития детей не выявлено, так как работа проводилась целенаправленно, систематически и последовательно.

Поэтому поэтапное обучение и правильно подобранные игры и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний в самостоятельной деятельности способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.

Таким образом, наше предположение полностью подтверждается.


Список используемой литературы

1. Вилеикин Н. Я. О некоторых аспектах преподавания математики в младших классах// Математика в школе. – 1965. - №1.

2. Вилеикин Н. Я., Дрибышев Ю. А. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики// Начальная школа. – 1988. - №12.

3. Волкова С. И., Сушкова Е. Ю. Математика: задания для учащихся 1-2 классов четырехлетней школы: Методические рекомендации для учителя. – М.,1988.

4. Методика начального обучения математике: Учебное пособие для педагогических институтов/ Под общ. ред. А. А. Столяра и В. Л. Дрозда. – Минск,1988.

5. Михайлова З. И. Игровые и занимательные задания для дошкольников. – М., 1985.

6. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Теория и методика обучению математике в начальной школе. – М. 1988.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М., 1999.

8. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В.- М., 1953.

9. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1997.

10. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления// Дошкольное воспитание. – 1982. - №1.

11. Венгер Л., Мухина В. Развитие мышления дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1974.- №7.

12. Подьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.; Педагогика, 1977.

13. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. Спб., 1993.

14. Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль, 1998.

15. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

16. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников – М. 2004.

17. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 2000.

18. Дурова Н.В., Новикова В.П. 200 упражнений для подготовки детей к школе. М.,2000.

19. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СП., 2007.

20. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., 1999.

21. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1990.

22. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей. Новосибирск 2008.

23. Л.В. Управителева Подготовка к школе в детском саду: счет, чтение, речь, мышление. Ярославль Академия развития – 2006.

24. Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников от 3 до 6 лет. Минск 2007.

25. Белошистая А.В. Развиваем логику. Журнал Дошкольное воспитание 2002, №6

№п/п Ф.И. ребенка возраст задания баллы уровень развития
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Соня Байрамова 5 лет 3 мес + + + - + + - - - + 2 средний
2 Вова Ульченко 5 лет 2 мес + - + + - - + + - + 2 средний
3 Софья Глубокая 5 лет 5 мес + - - + + + + - - + 2 средний
4 Захар Альталиев 5 лет 4 мес + + + - - - + - - + 2 средний
5 Семен Тугаринов 5 лет 2 мес - - + + + - + + + - 2 средний
6 Милана Бузмакова 5лет 1 мес + - + + + - - + - - 2 средний
7 Кирилл Коновалов 5 лет 6 мес + + - + - - + - - - 2 средний
8 Аня Дмитриева 5 лет 3 мес + - - + + + + - - - 2 средний
9 Алена Купавина 5 лет 4 мес - - - + + + + + + + 2 средний
10 Инна Ким 5 лет 4 мес + - - - - - + + - - 1 низкий
11 Олег Бочков 5 лет 3 мес - - - - + - + - - - 1 низкий
12 Егор Анисимов 5 лет 2 мес - - - - + + - - - - 1 низкий
13 Влад Никитин 5 лет 5 мес - - - - - - + + - - 1 низкий
14 Полина Узун 5 лет 4 мес - - - + + - - - - - 1 низкий
15 Ульяна Болдина 5 лет 3 мес + - - - - - - - - - 1 низкий

Приложение №1


№п/п Ф.И. ребенка возраст задания баллы уровень развития
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Соня Байрамова 5 лет 6 мес + + + + + + + - - + 3 высокий
2 Вова Ульченко 5 лет 5 мес + - + + + + + + + + 3 высокий
3 Софья Глубокая 5 лет 8 мес + + + + + + + + - + 3 высокий
4 Захар Альталиев 5 лет 7 мес + + + + + + + + - + 3 высокий
5 Семен Тугаринов 5 лет 5 мес - + + + + + + + + + 3 высокий
6 Милана Бузмакова 5лет 4 мес + + + + + + + + - - 3 высокий
7 Кирилл Коновалов 5 лет 9 мес + + + + - - + + + + 3 высокий
8 Аня Дмитриева 5 лет 6 мес + + + + + + + - - - 2 средний
9 Алена Купавина 5 лет 7 мес - - - + + + + + + + 2 средний
10 Инна Ким 5 лет 7 мес + + + - - - + + - - 2 средний
11 Олег Бочков 5 лет 6 мес - + + + + - + - - - 2 средний
12 Егор Анисимов 5 лет 5 мес - + + - + + - + - - 2 средний
13 Влад Никитин 5 лет 8 мес - - - + + + + + - - 2 средний
14 Полина Узун 5 лет 7 мес - + + + + - - + - - 2 средний
15 Ульяна Болдина 5 лет 6 мес + + - - - + + + + - 2 средний

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча