13.08.2019

Контрольные вопросы (тесты) для проверки знаний требований охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда Требования по охране труда обязательны исполнения


1. Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

2. Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

1.Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда – важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда .

Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них.

2.Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Ниже приводится государственные требования по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда


п/п

Нормативные правовые акты

Федеральный орган
исполнительной власти,
утверждающий документ

Минтруда России

Федеральные органы

Исполнительной власти

Госгортехнадзор России

Госатомнадзор России

Госстандарт России

Госстрой России

Госстрой России

Минздрав России

Правительством РФ утверждено Постановление от 23 мая 2000 года № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" . Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования и включает:

Межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда,

Строительные и санитарные нормы и правила,

Правила и инструкции по безопасности,

Правила устройства и безопасной эксплуатации,

Свод правил по проектированию и строительству,

Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

Тем же Постановлением утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанный Перечень включает в себя следующие виды нормативных правовых актов:

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ - Министерство труда и социального развития РФ.

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО). Утверждаются соответствующими органами федеральной исполнительной власти.

3. Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Утверждаются Госгортехнадзором РФ и Госатомнадзором РФ.

4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Утверждаются Госстандартом РФ и Госстроем РФ.

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Утверждаются Госстроем РФ.

6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила - СП, гигиенические нормативы - ГН, санитарные правила и нормы - СанПиН, санитарные нормы - СН). Утверждаются Минздравом РФ.

Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в приведенном выше Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

1) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;

2) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ;

3) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила. Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству, в части государственных нормативных требований охраны труда, разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

Разработка и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин произведенного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний. А также изучения передового отечественного и мирового опыта работ по улучшению условий и совершенствованию охраны труда, а также с учетом анализа результатов сертификации работ по охране труда, возлагается на федеральные органы исполнительной власти РФ. Разработка и утверждение методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при оформлении государственных нормативных требований по охране труда, поручается Министерству труда и социального развития РФ.

На федеральные органы исполнительной власти также возлагается обязанность направлять в месячный срок утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда. А также обязанность по изданию указанных нормативных актов и обеспечению данной документацией все заинтересованные организации в установленном порядке.

В соответствии с положениями п. 5 Постановления государственные нормативные требования охраны труда могут утверждаться сроком на пять лет, а их действие сверх указанного срока может быть продлено не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований по охране труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

В тех случаях, когда в содержание законодательных актов РФ об охране труда вносятся необходимые изменения, соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат обязательному пересмотру независимо от ранее установленного для них срока действия. Аналогичные требования распространяются на межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда при внедрении новой техники и технологии, а также по результатам анализа состояния производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф на территории РФ.

В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований.

Общей задачей системы стандартов безопасности (ССТБ) является стандартизация требований безопасности труда и включение этих требований в стандарты, и технические условия. Порядок разработки и согласования требований безопасности труда в стандартах и технических условиях устанавливаются соответствующими нормативными актами.

Система ССТБ непосредственно состоит из пяти составляющих стандартов. При этом структуру, задачи, цели и сферы действия ССТБ, а также применяемые термины, классификацию опасных и вредных факторов, сопутствующих осуществлению работниками своих трудовых обязанностей, и методы оценки безопасности труда, устанавливаются организационно-методическими стандартами основ построения охраны труда.

Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов, обязательными к исполнению являются нормы и/или правила пожарной безопасности.

3.Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

Статья 211 Трудового кодекса «Государственные нормативные требования охраны труда» гласит, что порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Кроме того, порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда определяется документами соответствующих федеральных органов государственной власти, включая Правительство РФ, которое отвечает за подготовку и утверждение соответствующего подзаконного нормативного акта.

Федеральный закон «О техническом регулировании» потребовал кардинального изменения всего сложившегося порядка, ввел новый вид нормативных документов «технический регламент», только в которых можно излагать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ в сфере технического регулирования, и разрешил принятие технических регламентов федеральными законами, международными договорами и двумя подзаконными актами: указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Однако, поскольку устанавливаемый этим законом порядок окончательно наступит только с 1 июля 2010 года, в настоящий (переходный) период все ранее принятые (до 1 июля 2003 года) нормативные документы продолжают действовать.

Подзаконные нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается

Подчеркнем, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты.

Подзаконный нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда


п/п

Нормативные правовые акты

Федеральный орган
исполнительной власти,
утверждающий документ

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

Минтруда России

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы

Исполнительной власти

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России

Госатомнадзор России

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России

Госстрой России

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарии к ст. 211 ТК РФ


1. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти (порядок их принятия определен Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"), а также систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" установлено следующее. В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

2. В соответствии с установленным порядком межотраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются Минздравсоцразвития России. Отраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по охране труда.

Правила по безопасности, инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в соответствии с Приказом Госгортехнадзора России от 14 апреля 2005 г. N 219.

Перечень действующих СНиПов (приводится по Общероссийскому

строительному каталогу СК-1 "Нормативные и методические

документы по строительству")

СНиПы по вопросам проектирования, производства строительных

материалов и конструкций и организации строительства

документа Наименование документа Взамен чего введен

1.04.03-85 Нормы продолжительности

строительства и задела в

строительстве пред-

приятий, зданий и

сооружений (изд. 1991 г.

с изменениями)

1.05.03-87 Нормы задела в жилищном

строительстве с учетом

комплексной застройки СН 104-81

1.06.04-85 Положение о главном

инженере (главном

архитекторе) проекта Положение, утв.

Постановлением

Госстроя СССР от 30

декабря 1969 г. N 150

2.01.07-85 Нагрузки и воздействия

(изд. 2003 г. с

изменениями) Глава СНиП II-6-74

2.01.09-91 Здания и сооружения на

подрабатываемых

территориях и

просадочных грунтах Глава СНиП II-8-78

2.02.01-83 Основания зданий и

сооружений (изд. 1995

г. с изменением N 1) СНиП II-15-74, СН 475-75

2.02.02-85 Основания

гидротехнических сооруже-

ний (изд. 2004 г. с

изменением) СНиП II-16-76

2.02.03-85 Свайные фундаменты СНиП II-17-77

2.02.04-88 Основания и фундаменты

на вечномерзлых

грунтах СНиП II-18-76

2.02.05-87 Фундаменты машин с

2.03.02-86 Бетонные и железобетонные

конструкции из плотного

силикатного бетона СН 165-76

2.03.03-85 Армоцементные конструкции СН 366-77

2.03.04-84 Бетонные и железобетонные

конструкции,

предназначенные для

работы в условиях

воздействия повышенных и

высоких температур СН 482-76

2.03.06-85 Алюминиевые конструкции Глава СНиП II-24-74

2.03.09-85 Асбестоцементные

конструкции СН 265-77

2.03.11-85 Защита строительных

конструкций от коррозии СНиП II-28-73, СН 65-76

2.03.13-88 Полы СНиП II-В.8-71

2.04.01-85 Внутренний водопровод и

канализация зданий (изд.

1996 г. с изменениями 1 и

2) СНиП II-30-76 и СНиП II-

2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные

сети и сооружения (изд.

1996 г. с изменением 1) Глава СНиП II-31-74

2.04.03-85 Канализация. Наружные

сети и сооружения СНиП II-32-74

2.04.12-86 Расчет на прочность

стальных трубопроводов СН 373-67

2.05.02-85 Автомобильные дороги

(изд. 2004 г. с

изменениями) СНиП II-Д.5-72,

2.05.03-84 Мосты и трубы (изд. 1996

г. с изменением 1) СНиП II-Д.7-62, СН

200-62, СН 365-67

2.05.06-85 Магистральные

трубопроводы (изд. 1997

г. с изменениями 1,2 и 3) СНиП II-45-75

2.05.07-91 Промышленный

транспорт (изд. 1996

г. с изменением 1)

2.05.09-90 Трамвайные и

троллейбусные линии СНиП II-41-76

2.05.11-83 Внутрихозяйственные

автомобильные дороги в

колхозах, совхозах и

сельскохозяйственных

предприятиях и

организациях

2.05.13-90 Нефтепродуктопроводы,

прокладываемые на

территории городов и

других населенных пунктов СНиП 2.05.13-83

2.06.03-85 Мелиоративные системы и

сооружения СНиП II-52-74

2.06.04-82 Нагрузки и воздействия на

гидротехнические

сооружения (волновые,

ледовые и от судов) (изд.

1995 г. с изменениями 1 и

2) СНиП II-57-75

2.06.05-84 Плотины из грунтовых

материалов (изд. 1991 г.) СНиП II.4-73(II-53-73)

2.06.06-85 Плотины бетонные и

железобетонные СНиП II-54-77

2.06.07-87 Подпорные стены,

судоходные шлюзы,

рыбопропускные и

рыбозащитные сооружения СНиП II-55-79

2.06.08-87 Бетонные и железобетонные

конструкции

гидротехнических

сооружений СНиП II-56-77

2.06.09-84 Туннели гидротехнические СН 238-73

2.06.14-85 Защита горных выработок

от подземных и

поверхностных вод

2.06.15-85 Инженерная защита

территорий от затопления

и подтопления

2.07.01-89 Градостроительство.

Планировка и застройка

городских и сельских

поселений (изд. 1994 г.

с изменениями 1 и 2 и

дополнениями) СНиП II-60-75

2.08.02-89 Общественные здания и

сооружения (изд. 2003 г.

с изменениями) СНиП 2.08.02-85

2.09.03-85 Сооружения промышленных

предприятий СНиП II-91-77, СН

302-65, СН 471-75

2.09.04-87 Административные и

бытовые здания (изд. 2001

г. с изменениями) Глава СНиП II-92-76

2.10.02-84 Здания и помещения для

хранения и переработки

сельскохозяйственной

продукции СНиП II-98-77

2.10.03-84 Животноводческие,

птицеводческие и

звероводческие здания и

помещения

2.10.04-85 Теплицы и парники СНиП II-100-75

2.10.05-85 Предприятия, здания и

сооружения по хранению и

переработке зерна СН 261-77

2.11.02-87 Холодильники Глава СНиП II-105-74

2.11.03-93 Склады нефти и

нефтепродуктов. Про-

тивопожарные нормы СНиП II-106-79

3.01.03-84 Геодезические работы в

строительстве СНиП III-2-75

3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию

законченных

строительством объектов.

Основные положения СНиП III-3-81

3.02.01-87 Земляные сооружения,

основания и фундаменты СНиП 3.02.01-83, СНиП

III-8-76, СН 536-81

3.02.03-84 Подземные горные

выработки СНиП III-11-77

3.03.01-87 Несущие и ограждающие

конструкции СНиП III-15-76, СН 383-

67, СНиП III-16-80, СН

420-71, СНиП III-18-75,

СНиП III-17-78, СНиП

III-19-76, СН 393-78

3.04.01-87 Изоляционные и отделочные

покрытия Разделы СНиП III-20-74,

СНиП III-21-73, СНиП

III-B.14-72, ГОСТ 227-

53-77, ГОСТ 22844-77,

ГОСТ 23305-78

3.04.03-85 Защита строительных

конструкций и

сооружений от коррозии СНиП III-23-76

3.05.01-85 Внутренние санитарно-

технические системы

3.05.03-85 Тепловые сети

3.05.04-85 Наружные сети и

сооружения водоснабжения

и канализации (изд. 1995

г. с изменением 1)

3.05.05-84 Технологическое

оборудование и тех-

нологические трубопроводы

3.05.06-85 Электротехнические

устройства

3.05.07-85 Системы автоматизации СНиП III-34-74

3.06.03-85 Автомобильные дороги СНиП III-40-78

3.06.04-91 Мосты и трубы СНиП III-43-75,

ВСН 81-80, ВСН 98-

74, ВСН 109-64,

ВСН 163-69, ВСН

3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила

обследований и испытаний

3.07.01-85 Гидротехнические

сооружения речные

3.07.02-87 Гидротехнические морские

и речные транспортные

сооружения Разделы 1 и 3 СНиП III-

3.07.03-85 Мелиоративные системы и

сооружения (изд. 1995 г.

с изменением 1)

3.09.01-85 Производство сборных

железобетонных

конструкций и изделий СН 324-72, СН 488-76,

СНиП II-7-81 Строительство в

сейсмических районах

(изд. 2000 г. с

изменениями) Глава СНиП II-А.12-69

81 Каменные и армокаменные

конструкции (изд. 2004 г.

с изменениями) СНиП II-В.2-71

81 Стальные конструкции

(изд. 1995 г. с

изменениями) СНиП II-В.3-72, СНиП

II-И.9-62, СН 376-67

80 Деревянные конструкции Глава СНиП II-В.4-71

76 Кровли СН 394-74

76 Котельные установки СНиП II-Г.9-65, СН 350-

75 Электростанции тепловые СНиП II-И.8-62, СН 372-

80 Генеральные планы

промышленных предприятий

(изд. 1994 г. с измене-

ниями) СНиП II-М.1-71

80 Подземные горные

выработки СНиП II-М.4-65

76 Генеральные планы

сельскохозяйственных

предприятий СНиП II-97-76

СНиП II-108-

78 Склады сухих минеральных

удобрений и химических

средств защиты растений СНиП II-Н.6-67

СНиП III-10-

75 Благоустройство

территорий Глава СНиП III-К.2-67,

СНиП III-24-

75 Промышленные печи и

кирпичные трубы СНиП III-Г.12-62

СНиП III-39-

76 Трамвайные пути СНиП III-Д.4-62

СНиП III-41-

76 Контактные сети

электрифицированного

транспорта СНиП III-Д.9-62

СНиП III-42-

80 Магистральные

трубопроводы (изд. 1997

г. с изменениями

СНиП III-44-

77 Тоннели железнодорожные,

автодорожные и

гидротехнические.

Метрополитены СНиП III-Б.8-68, СНиП

96 Инженерные изыскания для

строительства. Основные

положения СНиП 1.02.07-87

2003 Инструкция о порядке

разработки, согласования,

экспертизы и утверждения

градостроительной

документации МДС II-7.2000

2001 Безопасность труда в

строительстве. Часть 1.

Общие требования СНиП 12-03-99

2002 Безопасность труда в

строительстве. Часть 2.

Строительное

производство СНиП III-4-80, ГОСТ

12.3.035-84, ГОСТ

12.3.038-85, ГОСТ

96 Основные положения

создания и ведения

государственного

градостроительного

кадастра Российской

Федерации

97 Пожарная безопасность

зданий и сооружений (изд.

2002 г. с изменениями) СНиП 2.01.02-85

99 Стоянки автомобилей

(изд. 2004 г. с

изменением)

95 Геофизика опасных

природных воздействий

99 Строительная

климатология (изд.

изменением) СНиП 2.01.01-82

95 Естественное и

искусственное освещение

(изд. 2003 г. с

изменением) СНиП II-4-79

97 Планировка и застройка

территорий садоводческих

(дачных) объединений

граждан, здания и

сооружения (изд. 2001 г.

с изменением) ВСН 43-85

2001 Производственные здания СНиП 2.09.02-85

2001 Складские здания СНиП 2.11.01-85

95 Железные дороги колеи

1520 мм СНиП II-39-76, СНиП

III-38-75, СН 468-74

96 Аэродромы СНиП 2.05.08-85, СНиП

97 Тоннели железнодорожные и

автодорожные СНиП II-44-78, СНиП

III-44-77 в части ж.д.

и автодор. тоннелей,

искл. приемку

99 Подземные хранилища

газа, нефти и продуктов

их переработки СНиП 2.11.04-85

2001 Доступность зданий и

сооружений для

маломобильных групп

населения ВСН 62-91, кроме треб.

к специализ. зданиям

2002 Газораспределительные

системы СНиП 2.04.08-87, СНиП

95 Разработка и применение

норм и нормативов расхода

материальных ресурсов в

строительстве. Основные

положения СНиП 5.01.18-86

95 Федеральные (типовые)

элементные нормы расхода

цемента при изготовлении

бетонных и железобетонных

изделий и конструкций СНиП 5.01.23-83

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие на основании документов Государственной системы стандартизации РФ, в частности:

ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения";

ГОСТ Р 1.2-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены";

ГОСТ Р 1.5-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения";

ГОСТ 12.0.001-82 "Система стандартов безопасности труда. Основные положения".

Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, направляются ими при необходимости в федеральные надзоры.

3. В соответствии со ст. 370 ТК представители профсоюзов имеют право принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ.

4. В настоящее время действуют следующие отраслевые правила по охране труда:

Правила по охране труда для полиграфических организаций и Типовые инструкции по охране труда для полиграфических организаций, утв. Приказом МПТР России от 4 декабря 2002 г. N 237;

Правила по охране труда при работах на радиорелейных линиях связи, утв. Приказом Минсвязи России от 25 декабря 2002 г. N 148;

Правила по охране труда в кондитерской промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 48;

Правила по охране труда в животноводстве, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 49;

Правила по охране труда при проведении мелиоративных работ, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 50;

Правила по охране труда в табачной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 51;

Правила по охране труда для организаций крахмалопаточной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 52;

Правила по охране труда в птицеводстве и птицепереработке, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 53;

Отраслевые правила по охране труда при работе с электрохимической бумагой типа ЭХБ в подразделениях полетной информации организаций гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 20 марта 2003 г. N 26;

Отраслевые правила по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 20 марта 2003 г. N 27;

Правила по охране труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи, утв. Приказом Минсвязи России от 10 апреля 2003 г. N 39;

Правила по охране труда на послеуборочной подработке и хранении семян сахарной свеклы, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 887;

Правила по охране труда в организациях по хранению и переработке зерна, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 888;

Правила по охране труда в растениеводстве, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 889;

Правила по охране труда в мясной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 890;

Правила по охране труда при эксплуатации объектов очистки сточных вод организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 891;

Правила по охране труда при производстве спирта, водки, коньяка, вин, пива и соков, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 892;

Правила по охране труда в масложировой промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 893;

Правила по охране труда работников агропромышленного комплекса в условиях радиоактивного загрязнения территории, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 894;

Правила по охране труда при производстве хлебопекарных дрожжей, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 895;

Правила по охране труда в хлебопекарной и макаронной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 896;

Правила по охране труда в молочной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 897;

Правила по охране труда при хранении плодоовощной продукции, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 898;

Правила по охране труда работников АПК при использовании пестицидов и агрохимикатов, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 899;

Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2007 г. N 269;

Правила по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утв. Приказом ФТС России от 15 апреля 2008 г. N 403.

Статья 209 (ТК РФ). Основные понятия

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Статья 211 (ТК РФ). Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности , в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;

отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.

Требования охраны труда содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет.

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций (правил) по охране труда и в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно .

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

обязаны соблюдать и работодатели, и работники. Как нормативка помогает сохранить здоровье и трудоспособность работающих, расскажем в нашей статье.

Госрегулирование охраны труда

Словосочетание «государственные нормативные требования охраны труда» знакомо каждому коммерсанту, использующему наемный труд. Государство относит вопросы сохранения жизни и здоровья людей при исполнении ими трудовых функций к разряду наиболее важных и существенных, поэтому считает необходимым осуществлять нормативное регулирование в данной сфере.

Государственные нормативные требования охраны труда представлены в российском законодательствесамыми разнообразными законами, указаниями, стандартами и правилами.

Важно! Государственная задача по сохранению труженикам их здоровья и способности осуществлять трудовые функции заключается в установлении специальных нормативов, правил и процедур.

Эта нормативная совокупность позволяет разумно сочетать желание бизнеса заработать прибыль любыми способами и необходимость уберечь работающее население от чрезмерных нагрузок, некачественных средств и предметов труда, невыносимых условий работы и др.

В исполнении государственных нормативных требований охраны труда в первую очередь должен быть заинтересован сам человек. Его здоровье в его руках и во многом зависит от разумности его действий.

Однако при выполнении трудовых функций работник вынужден подчиняться работодателю, поэтому процесс сохранения трудоспособности и здоровья всех членов трудового коллектива — это результат совместных действий всех заинтересованных лиц. А для того, чтобы не было перегибов и недоработок, государство и устанавливает ограничения в виде трудоохранных нормативных требований.

Важно! Правительство РФ — основной госрегулятор, утверждающий документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

При осуществлении этой функции оно обязательно должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда охватывают весь спектр трудовых отношений с учетом специфики отраслей и производств, включая нюансы охраны труда отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин, лиц до 18 лет и др.).

Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей

Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.

В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.

Важно! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.

Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:

  • постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
  • постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
  • другими аналогичными нормативными актами.

На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).

О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.

Государственные нормативные требования по охране труда женщин

Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.

Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.

Важно! Постановлением от 25.02.2000 № 162 Правительство РФ утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин.

К примеру, нельзя использовать труд женщин в горячих цехах, на подземных, сварочных и иных видах работ. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.

Важно! Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.

Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще 2 раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).

В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.0.555-96, 2.2.2/2.4.1340-03).

Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями

Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.

Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.

К примеру, положения Закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:

  • создание условий труда для данной категории трудящихся в соответствии с носящими индивидуальный характер программами реабилитации (п. 5 ст. 20);
  • организацию специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22).

Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.

Важно! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.

Гигиена условий труда инвалидов также регламентирована на государственном уровне (СП 2.2.9.2510-09).

Нормативные требования к условиям труда подростков

Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения.

Важно! Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.

В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.

Важно! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.

Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в разработке и внедрении специальных нормативных актов, к примеру Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков (утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81).

Вопросы гигиены условий труда подростков выделены в отдельный нормативный комплект (СанПиН 2.4.6.664-97, 2.4.6.2553-09).

Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, см. в статьях на нашем сайте:

Итоги

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в целом комплексе разнообразных федеральных, региональных, отраслевых и локальных нормативных актов.

Все они направлены на сохранение здоровья и трудоспособности работающего населения при выполнении трудовых функций.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча