04.03.2020

Уголовное право. танский кодекс. Право древнего китая Уголовные установления тан 653 г




  • Составление Танского кодекса было закончено в 653 г., однако обнародование состоялось только в 737 г.
  • Кодекс устанавливал социальное неравноправие: тяжесть наказания зависела от социального и политического положения преступника.
  • Танское законодательство не знает института необходимой обороны, но освобождает от ответственности ближайших родственников, вступившихся за отца, мать, деда, бабку в случае нападения, ибо негативные последствия их действий (вплоть до убийства нападавшего) не были продиктованы их преступной волей. В данном аспекте рассматривалось также, например, преступное деяние слуги, совершенное по приказу хозяина.

Структура Танского кодекса

Разделы имели следующие области регулирования:

  • Меры наказания и принципы применения законов;
  • Охрана запретных мест;
  • Должностные обязанности чиновников и порядок их исполнения;
  • Домохозяйства и бракосочетания;
  • Государственные конюшни и зернохранилища;
  • Самовольные действия администрации;
  • Разбой и хищения;
  • Драки и тяжбы;
  • Мошенничества и подлоги;
  • Разнородные карательные законоустановления;
  • Задержания и побеги;
  • Судопроизводство и тюремное содержание.


Классификация преступлений в свете конфуцианской морали – «10 зол»

1. Заговор о мятеже против императора.

2. Великое непокорство.

3. Заговор, измена.

4. Неподчинение, непокорство.

5. Несправедливость, порочность.

6. Выражение великого непочтения.

7. Выражение сыновней непочтителньости.

8. Несогласие, разногласие.

9. Несправедливость, неправедность.

10. Кровосмесительные половые связи.



Наказания

  • удары тонкими палками (от 10 до 50);
  • удары толстыми палками (от 60 до 100);
  • смертная казнь (обезглавливание, удушение, с X в.- расчленение трупа);
  • каторжные работы (от 1 до 3 лет);
  • ссылка в отделенные местности (от 2000 до 3000 ли(1ли- 500 км)

Наказания (в соответствии с кодексом династии Тан)

Основная цель наказания – устрашение.


Наказания чиновников

  • лица, имеющие высокий социальный статус , выводились из-под юрисдикции обычных судов их преступление деяния рассматривал император.
  • родственники чиновника освобождались от ответственности или несли смягченные наказания (согласно наличию института тени в традиционном праве Китая)

(2 часа)

План семинарского занятия

1. Источники права средневекового Китая. Общая ха­рактеристика Танского кодекса.

2. Правовое положение основных групп населения.

3. Преступления и наказания.

Цель семинарского занятия

Правовой памятник средневекового Китая «Тан люй шу и» («Уголовные установления с разъяснениями») со­ставлен в годы правления императорской династии Тан (VII - X вв.), в эпоху расцвета средневековой китайс­кой цивилизации и окончательного оформления тради­ционной системы китайского права, идейную основу ко­торого составили положения ортодоксального конфуци­анства. Во время правления династии Тан Китай был одной из самых могущественных держав мира, а осуще­ствленная в это время кодификация китайского права послужила образцом для всех последующих династийных кодексов вплоть до начала XX в., когда в результате Синьхайской революции в 1911 г. была свергнута после­дняя императорская династия.

Целью занятия является анализ основных положений Танского кодекса, его специфических институтов и са­мобытных черт китайской нормативно-правовой куль­туры, базирующейся на синтезе древних традиционных нормативных представлений и более поздних доктринальных политико-правовых концепций конфуцианства и легизма.

1. Источники права средневекового Китая. Общая характеристика Тайского кодекса

Кодекс «Тан люй шу и», первый полностью дошед­ший до нас правовой памятник средневекового Китая, представляет собой сборник предписаний «люй» - норм главным образом уголовно-правового характера.

Образцом для составления Танского кодекса послу­жил один из кодексов предыдущей династии Суй. Пол­ностью работа над Кодексом была закончена лишь к 653 г. Существенным отличием танской кодификации от дру­гих является наличие в ней разъяснений («шу и»), что отражено в самом названии памятника. Студенту следует обратить внимание на своеобразную структуру кодекса: «Тан люй шу и» состоит из 30 цзюаней (частей-свитков), подразделяемых на 502 статьи, которые сведены в 12"разделов. В настоящее время на русском языке опуб­ликованы шесть первых разделов:

Наказания и нормы их применения. Цзюани 1-6 I, (57 статей);

Охрана и обеспечение запретов. Цзюани 7-8 (33 статьи);

Служебные обязанности и порядок их исполнения. Цзюани 9-11 (59 статей);

Семья и брак. Цзюани 12-14 (46 статей);

Государственные конюшни и хранилища. Цзюань 15 (28 статей);

Самовластные мобилизационные действия. Цзюань 16 (24 статьи).



Усвоение нормативного материала Кодекса вызывает определенные трудности, обусловленные колоссальным объемом текста, сложностью языка, ограниченностью и повторяемостью лексических оборотов, особенностью структуры, специфической логикой изложения, многочисленными обращениями к историческим прецедентам, свидетельствующими об устойчивых ассоциациях с глубинными пластами традиционной культуры. В связи с этим для правильного понимания положений Танского кодекса студенту необходимо ознакомиться с истори­ческой и философской основами традиционного китай­ского права.

Становление в Китае писаного права претерпело дли­тельную эволюцию.

В китайском обществе еще с древности сложился ряд своеобразных соционормативных принципов и институ­тов, впоследствии глубоко укоренившихся в традици­онном сознании и наложивших свой отпечаток на всю правовую культуру Китая. Жизнь китайского общества регулировалась, с одной стороны, совокупностью тра­диционных морально-этических норм (ли), с другой - системой наказаний (сын)- Причем считалось, что толь­ко элитарные слои китайского общества всегда следуют в своем поведении нормам ли и не подлежат наказанию со стороны государства. Тот же, кто не соблюдает пред­писания морали (простолюдины и варвары), нуждается в насильственном наказании.

Законодательное и правовое регулирование социаль­ной жизни изначально виделось как некая вынужденная и вспомогательная мера. Согласно древнекитайской пра­вовой традиции закон, лишенный религиозной санк­ции (в отличие от других стран Древнего и Средневеко­вого Востока, европейской Античности и Средневеко­вья), первоначально применялся только варварами (некитайцами), не понимающими норм морали. Лишь со временем, когда «нравы в Поднебесной стали пор­титься», законы пришлось принимать и в Китае.

Периоды китайской истории Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.) и Чжаньго (V-III вв. до н. э.) известны бурным развитием китайской государственности, важными из­менениями в социальной структуре общества и его иде­ологии. Эти процессы нашли отражение в оформлении различных политико-правовых доктрин, разрабатывае­мых в качестве практических методов управления «идеальным и гармоничным» государством. Именно эти учения - раннего конфуцианства, легизма и др. - в сочетании с древнейшей традицией заложили основы сред-1евекового китайского права.



Основное внимание китайской политико-правовой мысли было направлено на достижение гармонии внутри общества, правильное распределение полномочий между правителем, аристократией и простым народом. Наибольший вклад в развитие теории и практики го­сударственного регулирования внесли раннее конфуци­анство и легизм.

Согласно учению Конфуция (Кун-цзы) и его учени­ков в качестве главного инструмента в достижении со­циальной гармонии выступали нормы ли - моральные устои общества, закладываемые воспитанием и исполняемые в силу социального долга, как наиболее полно Соответствующие человеческой природе. Гарантом неиз­менности моральных устоев ли, согласно Конфуцию, выступало Небо (Тянь) - верховная организующая и гармонизирующая сила мирового устройства.

Победу конфуцианства в противоборстве с другими доктринами обусловило заимствование им наиболее продуктивных положений и принципов иных учений, в первую очередь из легизма («школы закона» - «фа-цзя»), представленных в реформаторской деятельности Шан Яна, императора Цинь Шихуанди (IV-III вв. до н. э.).

Теоретическую основу легизма составили представления о применении законов - фа как наиболее дей­ственного инструмента достижения практической пользы государства и правителя. Представители «школы закона» стремились в короткие сроки улучшить мир, считая, что все население «Срединного государства», включая претендующую на власть высшую аристократию, должно полностью зависеть от указаний правителя. Средством установления такой зависимости должны стать законодательно вводимые награды и наказания. Поведение, соответствующее образцам, устанавливаемым государем (нормам фа), должно поощряться, не соответствующее же этим предписаниям поведение дол­жно рассматриваться как уголовное преступление и на­казываться.

Длительная борьба конфуцианства и легизма привела к оформлению кардинально нового учения - ортодок­сального конфуцианства, вобравшего в себя отдельные положения как первого, так и второго течений полити­ко-правовой мысли. Основной тезис ортодоксального конфуцианства, оформившийся в процессе так называ­емой конфуцианизации китайского законодательства, которая завершилась к периоду правления династии Тан, состоял в утверждении того, что надежное управление государством возможно лишь при комплексном исполь­зовании позитивных, предписанных нормами ли, и не­гативных, запрещаемых нормами фа, стереотипов пове­дения. Студент может выявить наличие этого принципа ортодоксального конфуцианства на примере многочис­ленных этически ориентированных положений Танского кодекса. Подобная направленность норм Танского кодекса обусловила большое количество разъяснений, обоснований того или иного положения, исторических примеров, отсылок к памятникам древности, коммен­тариев со ссылками на моральные устои. Этико-философская основа стоит за каждым значимым предписа­нием Кодекса (см., например, разъяснения к ст. 6 «Де­сять зол»).

Правовая система Китая формировалась под влиянием двух противоборствующих ученик - этико-политических догматов конфуцианства и политико-правовых концепций легизма.

Право Древнего Китая - это, прежде всего, уголовное право. Здесь центральное место занимает уголовное уложение Тан - "Тан люй шу и", в котором сконцентрировано всю философию права Китая.

"Тан люй шу и" (уголовные установления Тан)

Уголовный кодекс китайской династии Тан (618-907 годы нашей эры) относится к группе крупнейших правовых памятников мировой цивилизации. Это первый из китайских юридических сводов, полностью сохранился. Он содержит в конкретных нормах основные принципы китайского уголовного права, которые впоследствии легли в основу всего китайского законодательства и повлияли на правотворчество сопредельных с Китаем стран.

Разработка и принятие кодекса

Кодекс разработан по распоряжению основателя династии Тан - Гао-цзу (тронное имя Гао-цзу носил также основатель династии Хань, бывший крестьянин Лю Бан). Последний повелел голове Шаншушену (правительственный департамент) Лю Вэнь-цзину составить проект уголовного кодекса, взял за образец Кодекс Кай-хуан (589-600 года) и Кодекс Да-е (618-617 года), которые были приняты при династии Суй (581-618 годы). Династия Суй жестокостью правителя и законов вызвала общественные возмущения и мятежи. Поэтому было решено переработать указанные кодексы, радикально смягчив их (Гао-цзу распорядился оставить смертную казнь только за государственную измену, убийство, грабеж и дезертирство). Однако переработка этих кодексов не дало положительных результатов. Комиссия танских правоведов начала создание нового кодекса, в котором должны быть максимально смягчены наказания, а положения кодекса соответствовать в первую очередь потребностям управления государством.

В 653 году под руководством Чжансунь У-цзи, родственника императора, был создан окончательный вариант. Кодекс "Тан люй шу и" состоит из 30 цзюанів (цзюань - это отдельный свиток с текстом, аналог раздела), 502 статей и 12 глав:

1) наказания и правила их применения (57 статей. Цзюані 1-6);

2) охрана и обеспечение запретов (33 статьи. Цзюані 7-8);

3) служебные обязанности и порядок их выполнения (59 статей. Цзюані 9-11);

4) семья и брак (46 статей. Цзюані 12-14);

5) государственные конюшни и хранилища (28 статей. Цзюань 15);

6) самовластные мобилизационные действия (24 статьи. Цзюань 16);

7) разбой и хищения (54 статьи. Цзюані 17-20);

8) драки и тяжбы (60 статей. Цзюані 21-24);

9) мошенничества и подделки (27 статей. Цзюань 25);

10) разнородные уголовные установления (62 статьи. Цзюані 26-27);

11) задержания и побега (18 статей. Цзюань 28);

12) судопроизводство и тюремное содержание (34 статьи. Цзюані 29-30).

Кодекс хорошо организовано. Разработчики снабдили каждую статью комментариями, разъяснениями, "вопросами" и "ответами", примерами.

Философия кодекса

Право Древнего Китая отличается от европейских и многих восточных правовых систем несколькими важными признаками. Право здесь не является освященным божественным авторитетом. "Изобретение" права приписывался "варварам", поскольку последние, по мнению китайцев, не имели моральных регуляторов поведения и поэтому вынуждены были прибегать к внешней принудительной силы закона. (По легенде право - "фа" - изобрел варварский народ миао в XXIII веке до н.е. "Небо" потом уничтожило этот народ.)

В быту китайцев обращения к праву считалось позорным. Жителю общины следовало соблюдать рите в, своего рода дхармів, что соответствовали его социальному статусу в обществе. Кодифицированного гражданского права Китай вообще до XX века не имел, поскольку хозяйственные отношения регулировались преимущественно административным путем. Что касается уголовного права, то, как считалось, в "лучшие времена" в нем не было необходимости, поскольку люди руководствовались исключительно нормами морали. Только в результате "порча нравов" пришлось обратиться к "варварского" регулирование общественных отношений с помощью норм права. Китая изначально чуждо европейское понимание равенства людей в праве. Уголовное право Китая является глубоко сословным и самым тщательным образом ранжируваним. Но в этой неровности парадоксальным образом выражается воображение китайских законодателей о моральной справедливость права: применять одинаковые наказания к разным по моральными достоинствами лиц несправедливо, и наоборот, применять разные наказания, что является адекватными относительно морально неравноценных людей, - справедливо. Равенство, по представлениям китайских юристов, заключается в соответствии степени влияния моральному уровню человека. Поскольку "количество морали" в человеке является тождественной ее социальному рангу, служебному положению и степени родства с носителями более высокого социального ранга, то и применение норм права должно соответствовать ранговому положению лица. Этот принцип пронизывает весь кодекс.

Становление китайской государственно-правовой доктрины, в том числе уголовно-правовой, проходило под влиянием четырех традиционных для Китая учений: конфуцианства, даосизма, моїзму и легизма. Все четыре школы имели целью привести огромную империю, которую раздирали социальные противоречия, династические войны и народные восстания, к внутренней гармонии, к порядку, который стал бы продолжением и отражением универсального порядка, заданного Небом. Ставилась цель создать практическую теорию идеального гармоничного общества. Однако пути и средства, предложенные конфуціанцями, даосистами, моїстами и лепетами, отличались. У конфуцианцев - это стереотип поведения ("Ли"), диктуемый морально-социальным долгом "И". "Ли" -ритуал, правило приличия, церемония, социальный аспект, который понимается в широком морально-этическом плане. Высшим гарантом порядка и моральных устоев выступает Небо - сила мироздания, гармонизирует. Небо передает гармонізуючу благодать по нисходящему принципу: императору (сыну Неба) - правителю - старшему чиновнику - старшему в роде - главе семьи. Сверху сходит Порядке, снизу - синовня почтительность, морально-социальная обязанность уважать старших -132 предков, родителей, старших по должности, императора и Небо. Авторитет старших и диктована моральным долгом синовня почтительность младших образуют гармонию. Любое отступление от этого порядка ведет общество к губительного хаоса.

Конфуціанізації китайского права способствовала деятельность философа и политика эпохи Хань Дун Чжун-гу (179-104 года до н. е.), которого прозвали "Конфуцием эпохи Хань". Он учил, что хорошо в человеке должен проявляться и утверждаться воспитанием, а плохо - подавляться наказанием. Конфуціанізація права, начавшаяся в период Хань, продолжалась несколько веков и завершилась в период Тан. Кодекса "Тан люй шу и" присуща этическая ориентированность, в нем частыми являются объяснение и оправдание норм традиционного предписания морали и отсылки к памятникам древности.

Преступления и наказания

Тяжесть преступлений в "Тан люй шу и" измеряется степенью нарушения нравственного долга. Самые тяжелые из них объединяются в "Десять зол" (Цзюань 1, ст. 6). В кодексе они характеризуются как "предельное зло". К их числу относятся "Намерение Восстание против", "Умысел Великой строптивости", "Намерение измены". Эти три вида преступлений так или иначе направлено против государства и власти императора. Далее идут "Злостная строптивость" (нанесение побоев, намерение убить или убийство ближайших родственников), "Извращение" (убийство трех человек в одной семье, расчленение, изготовление ядов, гадания), "Большая непочтительность" (хищения ритуальных приборов, предметов императорского обихода, неуважительные высказывания "про Того, кто в паланкине", вообще "поведение, не соответствующее моральным устоям Ли подданного"), "Синовня неуважение" (донос на деда, бабку, отца, мать, их плохое обеспечение, нарушение сроков траура и проч.), "Вражда" (намерение убийства или продажи дальних родственников, нанесение побоев мужчине, донос на родственников), "Нарушение обязанности" (убийство главы заведения, своего начальника округа, уезда, своего наставника, невыявление скорби о смерти мужа, новое замужество до окончания траура), "Внутренний Хаос" (вовлечение в развратных отношений родственников, наложницы отца или деда). Большое количество статей кодекса (33) посвящена преступлениям против порядка управления (особенно это касается охраны императорских дворцовых комплексов, несения караульной службы, охраны границ), специфическим преступлениям чиновников (взяточничество, присвоение имущества с использованием служебного положения и др.). Должностные преступления делились на "частные", то есть лично корыстные, и "общественные", что не имели корыстного характера. Кодекс различает преступления спланированные умышленные (совершенные по заранее разработанному плану), умышленные несплановані (прямой умысел, но без заранее подготовленного плана), неумисні действия ("когда глазами и ушами не сумел заметить, а в мыслях и опасениях не смог предвидеть"), ошибочные действия. Кодекс предусматривает пять видов наказаний: 1) наказания легкими палками; 2) наказание тяжелыми палками; 3) ссылка; 4) каторжные работы; 5) смертную казнь через удавлення или отсечения головы. Кодекс не содержит телесных наказаний и квалифицированных видов смертной казни. Наказание - от легких палок до смертной казни - могли заменяться штрафами от 1 до 120 цзинів меди (один цзинь -569,82 г) или компенсироваться понижением в должности. Однако такие изменения не допускались в отношении преступлений, входящих в "Десяти зол".

Порядок назначения наказаний

Это самая сложная и наиболее подробно разработанная часть кодекса. Наказание скрупулезно высчитывалось. Установленные в нем санкции представляют собой усредненный стандарт и ориентированы на свободных простолюдинов. Для знатных и лично зависимых наказание могло или смягчаться, или становиться жестче. В каждом отдельном случае преступление расценивался ситуативно, а мера наказания должна точно соответствовать степени знатности, ранта, занимаемой должности, семейному положению и многим другим обстоятельствам. Цель наказания заключалась в восстановлении нарушенной преступлением гармонии путем адекватной компенсации. Наказание должно быть равным по силе преступления. Если преступник раскаялся в содеянном и устранил причиненное им зло, он не подлежал наказанию. Судебные функции в период Тан выполнялись уездной или окружной администрацией, для чиновников - теми ведомствами, в которых он служил. Преступления, которые карались каторгой или ссылкой, рассматривались центральными ведомствами. Смертную казнь мог назначить только император.

Кодекс (Цзюань 1, ст. 7) указывает на "Восемь причин для обсуждения", которые устанавливают особый порядок назначения наказаний для родственников императора, приближенных к нему, "достойных и благородных мужчин", лиц, имеющих "великую доблесть", занимающих должности третьего ранга и выше, почетные должности второго ранга, титулы знатности первого ранга, представителей предыдущих династий и тех, "кто старательно работает". В случаях, когда лица перечисленных категорий совершали преступление, не тянул за собой смертной казни, наказание им снижалось на одну ступень и могло или заменяться уплатой соответствующего штрафа, или компенсироваться понижением в должности. В случаях, когда предусматривалась смертная казнь, правительственный департамент докладывал дело императору с просьбой разрешения на "обсуждение" дела. После "обсуждения" правительственным департаментом материалы дела снова посылались императору для "неоспоримого решения". Однако такой порядок назначения наказания не применялся для преступлений, которые входили в "Десяти зол". При назначении смертной казни император по запросам судебной палаты подтверждал свое решение или пять раз, или три раза, или один раз, в зависимости от характера преступления. Назначения и исполнения наказания определялись рядом факторов: нельзя было назначать смертную казнь, если преступник был единственным, кто должен был ухаживать за старыми или больными родителями. Именно в таких случаях нельзя было назначать ссылки, выполнять наказание весной и летом, чтобы не нарушить "гармония жизни".

Характерной чертой "Тан люй шу и" есть строгое преследование преступлений против семейной морали. Достаточно сказать, что тот, кто донес на своих родителей, деда или бабку, подлежал удавленню, даже если донос был правдив.

Раздел первый. Наказания и нормы их применения (мин ли)

1. Наказаний легкими палками - пять

ДЕСЯТЬ УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - один цзинь меди.

20 УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - два цзиня меди.

30 УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - три цзиня меди.

40 УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - четыре цзиня меди.

50 УДАРОВ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - пять цзиней меди.

2. Наказаний тяжелыми палками - пять

60 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - шесть цзиней меди.

70 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - семь цзиней меди.

80 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - восемь цзиней меди.

90 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - девять цзиней меди.

100 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Откуп - десять цзиней меди.

3. Наказаний каторгой - пять

один год.

Откуп - 20 цзиней меди. 1,5 ГОДА.

Откуп - 30 цзиней меди.

ДВА ГОДА.

Откуп - 40 цзиней меди. 2,5 ГОДА.

Откуп - 50 цзиней меди.

ТРИ ГОДА.

Откуп - 60 цзиней меди.

НА- 2000 ли.

Откуп - 80 цзиней меди. На 2500 ли. НА 2500 ли.

Откуп - 90 цзиней меди. На 3000 ли. НА 3000 ли.

Откуп - 100 цзиней меди.

6. Десять зол

Разъяснение. Среди [преступлений], наказуемых пятью [видами] наказаний, Десять зол (ши э) являются наиболее предосудительными. Они сводят на нет морализующее влияние и разрушают упорядоченность. Они специально расположены в начале раздела, чтобы быть ясным предостережением. Множество [деяний], которые могут быть определены как [предельное] зло, сгруппированы в десять родов (лэй) преступлений. Поэтому на них указывается как на Десять зол.

ПЕРВОЕ НАЗЫВАЕТСЯ Умыслом ВОССТАНИЯ ПРОТИВ (МОУ ФАНЬ).

Имеется в виду умысел повредить Алтарям Земли и Зерна (шэ цзи).

ВТОРОЕ НАЗЫВАЕТСЯ УМЫСЛОМ ВЕЛИКОЙ СТРОПТИВОСТИ (МОУ ДА ни).

Имеется в виду умысел разрушить Императорский Храм предков, [императорские] усыпальницы и дворцы.

Разъяснение. Люди, о которых эта статья, подрывают устои и выступают против того, чему всем [надлежит] следовать, идут против Дао и противодействуют Дэ. Нет большей строптивости, нежели эта. Поэтому она называется Великой строптивостью.

ТРЕТЬЕ НАЗЫВАЕТСЯ УМЫСЛОМ ИЗМЕНЫ (МОУ ПАНЬ).

Имеется в виду умысел отвернуться от страны (го) или стать соучастником самозванцев.

Разъяснение. Есть люди, которые замышляют отвернуться от правящего дома, или намереваются предаться стране дальних варваров, или сдать город и стать соучастниками самозванцев, или хотят бежать со [своей] земли...

ЧЕТВЕРТОЕ НАЗЫВАЕТСЯ ЗЛОСТНОЙ СТРОПТИВОСТЬЮ (Э ни).

Имеется в виду нанесение побоев деду или бабке по мужской линии, или отцу, или матери либо умысел убить (моу ша) [кого-либо из них], или же убийство [кого-либо из] старших и младших братьев отца и их жен (бо шу фу му), либо старших или младших сестер отца (гу), либо [собственных] старших братьев и сестер, либо деда или бабки по женской линии, либо мужа, либо деда или бабки мужа по мужской линии, либо его отца или матери.

ПЯТОЕ НАЗЫВАЕТСЯ ИЗВРАЩЕНИЕМ (БУ ДАО).

Имеется в виду убийство трех человек в одной семье, ни один из которых не совершил наказуемого смертью преступления, а также расчленение людей, изготовление и хранение ядов гу, ворожба или колдовство (я мэй).

Разъяснение. Хладнокровная жестокость и кощунственное изуверство, идущие наперекор правильному Пути, называются Извращением.

Разъяснение. Имеется в виду, что внутри одной семьи были убиты три человека и все они не совершали наказуемых смертью преступлений. Если среди этих троих одного должно было наказать смертью или же если в каждой из нескольких семей было убито по два человека, тогда [преступник] должен быть наказан лишь смертной казнью, но [преступление его] не входит в Десять зол. Или же если в одной семье были убиты три человека, но по соответствующей преступлению статье (бэны-пяо) наказание [за убийство кого-либо из них] не доходит до смерти, это также не входит в Десять зол.

Расчленение человека - имеется в виду убийство человека с его расчленением. По соответствующей преступлению [статье], это также должно наказываться смертью.

Комментарий. Изготовление и хранение ядов гу, ворожба или колдовство.

Разъяснение. Имеется в виду завершенное изготовление ядов гу. Если хотя бы и не изготовил [сам], но передал [кому-плюс всех родственников близости ци. При этом те, кто был занесен в один список, могли быть какой угодно близости родства, хоть вообще не кровными родственниками, в то время как родственникам близости ци совсем не обязательно было числиться по одному двору, чтобы рассматриваться членами одной семьи.

ШЕСТОЕ НАЗЫВАЕТСЯ ВЕЛИКОЙ НЕПОЧТИТЕЛЬНОСТЬЮ (ДА БУ цзин).

Имеется в виду хищение предметов, на которых во время Больших жертвоприношений пребывают духи (шэньюй чжи у), или же державных вещей, относящихся к платью или выезду того, кто в паланкине (чэнъ-юй фуюй у), хищение или поддель¬ное изготовление (вэй цзао) державных печатей (юй-бао), ошибочное составление державного лекарства несоответственно [правильному] способу (у бу жу бэньфан) или ошибка в со¬проводительном предписании (фэнти у), а также ошибочное нарушение кулинарных запретов при изготовлении державной пищи, ошибочное изготовление непрочными державных судов счастья, непочтительные высказывания (чжи чи) о том, кто в паланкине, когда побуждения и соображения исключительно вредоносны (цинли цехай), а также неподчинение и сопротивле¬ние (дуй хань) указным посланцам (чжиши) и поведение, не [соответствующее] моральным устоям Ли подданного.

СЕДЬМОЕ НАЗЫВАЕТСЯ СЫНОВНЕЙ НЕПОЧТИТЕЛЬНОСТЬЮ (БУ СЯО).

Имеется в виду устный донос (гаоянь), заклятья или брань (цзули) на деда или бабку по мужской линии, на отца или на мать или же отдельная регистрация в подворных списках (цзи), либо отделение имущества при жизни деда или бабки по мужской линии, отца или матери, а также недостаточное [их] обеспечение (гунъян юцюэ), лично [сговоренная] своя свадьба, а также музицирование либо смена траурного одеяния на одежду радости (цзо юэши фу цун цзи) во время траура по отцу или матери, сокрытие известия о кончине деда или бабки по мужской линии, отца или матери и неизъявление скорби о них (ни бу цзюйай), или же ложное заявление о смерти деда или бабки по мужской линии, отца или матери.

Разъяснение. Доброе служение отцу и матери называется сыновней почтительностью. Преступное противодействие им определяется как Сыновняя непочтительность.

ВОСЬМОЕ НАЗЫВАЕТСЯ ВРАЖДОЙ (БУ МУ).

Имеется в виду умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе (шан), [а также] нанесение побоев мужу, либо старшему родственнику близости да-гун и ближе, либо родственнику старшего поколения близости сяогун, или же донос [на кого-либо из них].

Разъяснение. В «Ли» сказано: заботятся о доверии и кре¬пят дружбу. В «Сяо цзине» сказано: люди пребывают в согласии и дружбе. Дружба - это родственные чувства. В настоящей статье [рассматриваются] преступления, которые совершают родичи один против другого, когда среди девяти поколений нет гармонии и дружбы. Поэтому называется Враждой.

Комментарий. Имеется в виду умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе.

Разъяснение. [Достаточно того] только, что имели место умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе. Вне зависимости от того, принадлежит ли [этот родственник] к старшему поколению или к младшему, старше он или младше в целом (цзун), [эти действия] входят в настоящую статью.

Умысел убить старшего родственника близости ци, если убийство совершилось, входит в Злостную строптивость. Теперь говорится только об умысле убить, а о преднамеренном [убийстве] или [убийстве] в драке не говорится. Но если совершились преднамеренное убийство или убийство в драке, это тоже входит во Вражду. Умысел убийства без нанесения телесного повреждения указывается как легкое, чтобы прояснить совершившееся преднамеренное убийство или убийство в драке как тяжелое. Легкое и тяжелое проясняют одно другое, и [тяжелое] закономерно подпадает под Десять зол.

Продажа родственника близости сыма, вне зависимости от того, [совершилась ли она с применением] насилия (цян) или по обоюдному согласию (хэ), и в том и в другом случае входит во Вражду. [Однако] несостоявшаяся [попытка] продажи [таковой] не является.

Комментарий. Нанесение побоев мужу, либо старшему родственнику близости дагун и ближе, либо родственнику старшего поколения близости сяогун или же донос [на кого-либо из них].

Разъяснение. Согласно «Ли», муж есть Небо для жены. Еще сказано: жена есть [дополнение до] целого. О муже говорится особо ввиду того, что он не приравнивается к старшим родственникам...

ДЕВЯТОЕ НАЗЫВАЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ДОЛГА (БУ и).

Имеется в виду убийство своего (бэныну) главы учреждения (фучжу), своего начальника округа (цыши), своего начальника уезда (сянь-лин) или своего наставника в образовании (изянь-шоу вши), убийство мелким гражданским или военным служащим (лицзу) своего начальника (чжангуань), имеющего пятый ранг или выше (шан), а также сокрытие известия о кончине мужа и неизъявление скорби о нем, музицирование либо смена траурного одеяния на одежду радости во время траура по мужу, или новое замужество [до истечения этого траура].

ДЕСЯТОЕ НАЗЫВАЕТСЯ ВНУТРЕННИМ ХАОСОМ (нэп ЛУАНЬ).

Имеется в виду вовлечение в развратные сношения (цзянь) родственницы близости сяогун и ближе, а также наложницы отца или деда по мужской линии, в том числе по обоюдному согласию.

Разъяснение. Вовлечение в развратные сношения родственницы близости сяогун и ближе - имеются в виду развратные сношения с теми женщинами, по которым мужчина, согласно «Ли», должен носить траур сяогун. Если женщина должна носить по мужчине траур сяогун, а мужчина, со своей стороны, должен носить по ней траур сыма, это не является [Внутренним Хаосом]. Имеются в виду [родственные связи] такого рода, как между дочерью дочери (вай суньнюй) и дедом по женской линии или же между дочерью сестры и дядей по женской линии.

В том числе по обоюдному согласию - имеется в виду, что женщина, [действуя] совместно (гун) с мужчиной, по обоюдному согласию вступает [с ним] в развратные сношения. Оба подпадают под [действие статьи о] Внутреннем Хаосе. Если [женщина] подверглась насильственному вовлечению в развратные сношения (цянцзянъ), а потом, сообразовавшись [с происшедшим], согласилась, [как с чем-то] возможным, это тоже является [таковым].

7. Восемь причин для обсуждения

Разъяснение. В «Чжоу ли» сказано: Восемь норм действуют наряду с законами [каждого] края (бон). Восемь причин для обсуждения и есть чжоуские Восемь норм. В «Ли» сказано: наказания не распространяются на знатных, а если те преступают закон, то [подпадают под] Восемь причин для обсуждения, и легкость или тяжесть [наказания] определяется не по сводам наказаний. Люди, которым полагается обсуждение, это либо те,кому уделена толика Небесной обильной влаги, либо те, кто в жемчужных нитях давно служит позади престола, либо те, кто многоталантлив или многоискусен, либо те, кто утвердился делами или заслугами. Они запечатлены в императорском сердце и в наградных книгах государевых кладовых.

Если [кем-либо из них] было совершено наказуемое смертной казнью преступление, проводится обсуждение, определяется [статья] и подается доклад с [изложением результата обсуждения и] просьбой вынести непререкаемое решение (цзоу цай). Решение всегда принимается в сокровенной глубине императорских покоев, учреждения же не осмеливаются сами [что-либо] определять.

8. Те, кому полагается обсуждение по одной из восьми причин

Всякий РАЗ, КОГДА [КТО-ЛИБО ИЗ] ТЕХ, КОМУ [ПОЛАГАЕТСЯ] ОБСУЖДЕНИЕ по одной из Восьми ПРИЧИН, СОВЕРШИЛ НАКАЗУЕМОЕ СМЕРТНОЙ КАЗНЬЮ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СНАЧАЛА ПОДАЕТСЯ ДОКЛАД С ПРОСЬБОЙ РАЗРЕШИТЬ ПРОВЕСТИ ОБСУЖДЕНИЕ. В НЕМ УКАЗЫВАЮТСЯ ВСЕ СТАТЬИ, ПО КОТОРЫМ [ПРЕСТУПНИК] ПОДЛЕЖИТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПО КОТОРЫМ ЕМУ ПОЛАГАЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ. По ЗАВЕРШЕНИИ ОБСУЖДЕНИЯ ПОДАЕТСЯ ДОКЛАД С [ИЗЛОЖЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТА ОБСУЖДЕНИЯ И] ПРОСЬБОЙ ВЫНЕСТИ НЕПРЕРЕКАЕМОЕ РЕШЕНИЕ.

Обсуждающие выясняют обстоятельства и обсуждают пре¬ступление, указывают уголовное установление, по которому [должно определить] наказание, но не определяют прямо (чжэн) способа его исполнения (цзюэ).

12. Женщины, имеющие чиновничьи ранги или владетельные титулы

Всякий РАЗ, КОГДА ЖЕНЩИНА, ИМЕЮЩАЯ ЧИНОВНИЧИЙ РАНГ или ВЛАДЕТЕЛЬНЫЙ ТИТУЛ (И ХАО), СОВЕРШИЛА ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СООТВЕТСТВЕННО КАЖДОМУ ДАННОМУ СЛУЧАЮ СОГЛАСНО ЕЕ РАНГУ СЛЕДУЮТ УГОЛОВНЫМ УСТАНОВЛЕНИЯМ ОБ ОБСУЖДЕНИИ, ПОДАЧЕ ПРОШЕНИЯ, УМЕНЬШЕНИИ НАКАЗАНИЯ, ОТКУПЕ, ЗАЧЕТЕ должностью И ЛИШЕНИИ должности. [ТАКИЕ ЖЕНЩИНЫ] НЕ МОГУТ ПРЕДОСТАВИТЬ «ТЕНЬ» своим РОДСТВЕННИКАМ.

14. Люди, имеющие [возможность] обсуждения, подачи прошения или уменьшения наказания

Всякий РАЗ, КОГДА ОДИН ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ [ВОЗМОЖНОСТИ] И ОБСУЖДЕНИЯ, и ПОДАЧИ ПРОШЕНИЯ, И УМЕНЬШЕНИЯ НАКАЗАНИЯ, ВСЛЕДСТВИЕ КАЖДОЙ ИЗ КОТОРЫХ ПОЛАГАЕТСЯ УМЕНЬШИТЬ НАКАЗАНИЕ, можно УМЕНЬШАТЬ ЕМУ НАКАЗАНИЕ только по одной, САМОЙ ВЫСОКОЙ ИЗ НИХ. НЕЛЬЗЯ СУММИРОВАТЬ (лэй) УМЕНЬШЕНИЯ.

16. Совершение преступлений не имеющими должностей

В ТЕХ ЖЕ СЛУЧАЯХ, КОГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЫЛО СОВЕРШЕНО ЧЕЛОВЕКОМ, ИМЕВШИМ ДОЛЖНОСТЬ, А РАСКРЫЛОСЬ ДЕЛО [ТОЛЬКО ТОГДА], КОГДА ОН УЖЕ НЕ ИМЕЛ ДОЛЖНОСТИ, ИЛИ БЫЛО СОВЕРШЕНО ЧЕЛОВЕКОМ, ПОЛУЧАВШИМ «ТЕНЬ», А РАСКРЫЛОСЬ ДЕЛО [ТОЛЬКО ТОГДА], КОГДА ОН УЖЕ НЕ ПОЛУЧАЛ «ТЕНИ», ЛИБО БЫЛО СОВЕРШЕНО ЧЕЛОВЕКОМ, НЕ ПОЛУЧАВШИМ «ТЕНИ», А РАСКРЫЛОСЬ ДЕЛО [ТОЛЬКО ТОГДА], КОГДА ОН УЖЕ ПОЛУЧАЛ «ТЕНЬ», ВСЕГДА СЛЕДУЮТ ЗАКОНАМ [ПРЕДУСМОТРЕННЫМ ДЛЯ] ИМЕЮЩИХ ДОЛЖНОСТЬ ИЛИ ПОЛУЧАЮЩИХ «ТЕНЬ».

17. Зачет должностью каторги

ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА БЫЛО СОВЕРШЕНО ЧАСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КАТОРГОЙ ЗАЧИТЫВАЕТСЯ ДОЛЖНОСТЬЮ

Под частными преступлениями имеются в виду преступления, совершенные в частных интересах по своему почину (сы цзы), а также [преступления] такого рода, как обман и искажение дествительности в ответе на Указ (дуй чжи чжа бу и ши) или нарушение закона по получении прошения (шоу цин ван фа).

Разъяснение. Под частными преступлениями имеются в виду преступления, совершенные в частных интересах по своему почину, не в связи с [выполнением] общественных дел. Но, хотя бы [преступление] и было связано с общественными делами, если в помыслах [у преступника] были пристрастие и криводушие [совершенное] также приравнивается к частному преступлению. [Например], обман и искажение действительности в ответе на Указ. Ответ на Указ хоть и связан с общественными делами, [но преступник ради собственного] удобства не изложил действительного положения дел и в сердце своем затаил скрытность и лживость. Поэтому приравнивается к частному преступлению.

ОДНОЙ ДОЛЖНОСТЬЮ ПЯТОГО РАНГА ИЛИ ВЫШЕ ЗАЧИТЫВАЕТСЯ ДВА ГОДА КАТОРГИ, А ОДНОЙ ДОЛЖНОСТЬЮ ДЕВЯТОГО РАНГА ИЛИ ВЫШЕ ЗАЧИТЫВАЕТСЯ ОДИН ГОД КАТОРГИ.

ЕСЛИ ЖЕ БЫЛО СОВЕРШЕНО ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ,

Под общественными преступлениями имеется в виду, что в связи с [выполнением] общественных дел дошло до преступления, но частный интерес и криводушие (сы цюй) отсутствуют.

СООТВЕТСТВЕННО КАЖДОМУ ДАННОМУ СЛУЧАЮ ЗАЧИТЫВАЕТСЯ НА ОДИН ГОД БОЛЬШЕ.

Разъяснение. [Для определения преступления как частного] обязательно, чтобы [разом наличествовали] и частный интерес, и криводушие. Хотя бы упущения при [выполнении] общественных дел и [приводили] к нарушениям законов или внутриведомственных установлений, но если в обстоятельствах отсутствовали частный интерес и криводушие [эти нарушения] рассматриваются как общественные преступления. [Тогда] соответственно каждому данному случаю зачитывается на один год больше...

18. Десять зол и общесемейная ответственность за восстание против или великую строптивость

Всякий, кто СОВЕРШИЛ [КАКОЕ-ЛИБО из] ДЕСЯТИ ЗОЛ ИЛИ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ УБИЙСТВО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ПОДЛЕЖИТ ОБЩЕСЕМЕЙНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОССТАНИЕ ПРОТИВ ИЛИ ВЕЛИКУЮ СТРОПТИВОСТЬ,

Те, кому по соответствующей преступлению [статье] полагается (бэнь ин) [подлежать] общесемейной ответственности, но кто по старости или болезни избавляется [от наказания] (лао цзи мянь), также подпадают [под действие данной нормы].

Разъяснение. Десять зол - имеются в виду преступления от Умысла Мятежа и ниже до Внутреннего Хаоса и выше. Преднамеренное убийство человека - имеется в виду, что убил преднамеренно, а не в драке. Умысел убить человека, если убийство уже совершилось, также подпадает [под действие данной нормы]. Когда в остальных статьях указывается, что наказание определяет¬ся как за предумышленное или преднамеренное убийство, а также когда сказано, что следуют [закону] о преднамеренном или предумышленном убийстве, если убийство уже совершилось - всегда [действуют] сообразно с настоящим [предписанием].

К буцюям, рабам (ну) и рабыням (би) это не относится...

Разъяснение. Имеется в виду, что [оказавшиеся] среди подлежащих общесемейной ответственности мужчины 80 лет или мужчины], пребывающие в состоянии дуцзи, и женщины 60 лет или [женщины], пребывающие в состоянии фэйцзи, хотя избавляются от [полагающегося им] по общесемейной ответственности наказания, но те из них, кто лично имеет должности и ранги, все равно во всех случаях наказываются разжалованием.

ЕСЛИ СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ УЖЕ ВЫНЕСЕНО (юЙ ЧЭн), ТО, ХОТЯ БЫ И БЫЛА ПРОВОЗГЛАШЕНА ОТМЕНА ПРИГОВОРОВ, ВСЕ РАВНО НАКАЗЫВАЕТСЯ РАЗЖАЛОВАНИЕМ.

19. Развратные сношения, хищение, похищение людей и получение взяток

ВСЯКИЙ, КТО СОВЕРШИЛ ВСТУПЛЕНИЕ В РАЗВРАТНЫЕ СНОШЕНИЯ, ХИЩЕНИЕ, ПОХИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ БЕЗ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА (ШОУЦАЙ БУ ВАНФА),

Во всех [перечисленных] случаях имеется в виду, что приговор - каторга или тяжелее.

При наказаниях лишением должностей, лишением занимаемой должности или зачетом должностью в тех случаях, когда [преступник], будучи уже приговорен, совершил повторное преступление (гэнфань), если у него остались должности, на которых он служил прежде, соответственно каждому данному случаю он проходит по законам о зачете и лишении...

26. Совершение наказуемых смертью преступлений, не входящих в Десять зол Всякий РАЗ, КОГДА СОВЕРШЕНО НАКАЗУЕМОЕ СМЕРТЬЮ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НЕ [ВХОДЯЩЕЕ] в ДЕСЯТЬ ЗОЛ, А ДЕД или БАБКА [ПРЕСТУПНИКА] ПО МУЖСКОЙ линии, ЛИБО ЕГО ОТЕЦ или МАТЬ СТАРЫ или БОЛЬНЫ и В СЕМЬЕ НЕТ ДОСТИГШИХ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ (ЧЭН ДИН) РОДСТВЕННИКОВ БЛИЗОСТИ ЦИ, ПОДАЕТСЯ ПРОШЕНИЕ НА ВЫСОЧАЙШЕЕ [ИМЯ].

28. Лично зависимые гун, юэ и цзаху

Всякий РАЗ, КОГДА [КТО-ЛИБО ИЗ] ГУН, юэ, ЦЗА-ХУ ИЛИ ЖЕ ТАЙ-ЧАН иньшэн жэнь

Разъяснение. Гун и юэ - гун приписаны к Директорату императорских мастерских. Юэ приписаны к Управлению императорских жертвоприношений. И у тех, и у других родословные списки в округах и уездах не ведутся. Цзаху распространены по всем государственным учреждениям и отрабатывают повинности посменно, что прежде уже было разъяснено. Тайчан иньшэн жэнь - имеются в виду те, кто музицирует в Управлении императорских жертвоприношений. Первоначально они не отличались от гун и юэ. Все они относятся к категории переданных в принадлежность. Но [тайчан иньшэн жэнь] не приписаны ни к округам, ни к уездам, а только к Управлению императоских жертвоприношений. ...Все [преступники] оставляются по месту жительства и отбывают работы три года. Совершившие преступления, наказуемые ссылкой с дополнительными работами, отбывают работы четыре года.

Разъяснение. Означенные [лица] отличаются от лично свободных простолюдинов. Они выполняют свои обязанности только в Управлении императорских жертвоприношений, Директорате императорских мастерских и всевозможных государственных учреждениях, поэтому при преднамеренном совершении ими преступлений, наказуемых ссылкой, они не подпадают под [действие предусмотренных для] обычных людей норм отправки...

ЧТО КАСАЕТСЯ ТЕХ, КТО ЗАКОНЧИЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ И СПОСОБЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ (СИ Е И ЧЭН НЭП ЧЖУАНЬ ЦИ ШИ), ИЛИ ТЕХ, КТО ПРОФЕССИОНАЛИЗОВАЛСЯ КАК ЗВЕЗДОЧЕТ (СИ ТЯНЬВЭНЬ), А ТАКЖЕ СЛУГ ЦЗИШИ И САНЬШИ, ВСЕ ОНИ ПОЛУЧАЮТ ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ НАКАЗАНИЕ 200 УДАРАМИ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

ПРИ СОВЕРШЕНИИ ЖЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАКАЗУЕМЫХ КАТОРГОЙ, ОНИ ПОЛУЧАЮТ ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ НАКАЗАНИЕ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ В СООТВЕТСТВИИ с НОРМОЙ (ЧЖУНЬ... ЛИ) ОБ ОТСУТСТВИИ ДРУГИХ со- ВЕРШЕННОЛЕТНИХ [ТЯГЛЫХ] И ВОЗВРАЩАЮТСЯ В СВОЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ КАТЕГОРИЮ.

ЖЕНЩИНЫ, СОВЕРШИВШИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НАКАЗУЕМЫЕ ссылкой, ТАКЖЕ ОСТАВЛЯЮТСЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА.

За изготовление или хранение ядов гу полагается ссылка, и [виновные] отправляются в ссылку согласно закону.

Разъяснение. По нормам, [установленным] законами о женщинах, их нельзя отправлять в ссылку одних. Поэтому тех [женщин], которые совершили наказуемые ссылкой преступления, не отправляют [в ссылку], а оставляют по месту жительства. Исполняется наказание тяжелыми палками и работами в установленном месте.

Женщина, подучившая и побудившая изготовить или хранить яды гу, подлежит ответственности только за подстрекательство, а это не одно и то же с личным изготовлением и хранением. [В этом случае] закон предусматривает наказание как за обычное преступление.

ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ. [С КАЖДОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ] СТЕПЕНЬЮ НАКАЗАНИЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НА 20 УДАРОВ. Во ВСЕХ ЭТИХ СЛУЧАЯХ [ПОЛАГАЕТСЯ] ТРИ ГОДА РАБОТ.

Если муж или сын в дороге сам умер, женщина не должна следовать в ссылку. Поскольку ей можно вернуться обратно, работы в установленном месте не предписываются.

29. Когда совершенные преступления уже раскрылись

ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ТОТ, КТО, СОВЕРШИВ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, КОТОРОЕ УЖЕ РАСКРЫЛОСЬ, И БУДУЧИ ОТПРАВЛЕН, СОВЕРШИЛ ПОВТОРНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СООТВЕТСТВЕННО КАЖДОМУ ДАННОМУ СЛУЧАЮ ДЕЛО УТЯЖЕЛЯЕТСЯ.

30. Старые, малые, [инвалиды] фэйцзи

Всякий РАЗ, КОГДА ТОТ, КОМУ 70 ЛЕТ ИЛИ БОЛЬШЕ, 15 ЛЕТ или МЕНЬШЕ, ИЛИ [ИНВАЛИД] ФЭЙЦЗИ СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НАКАЗУЕМОЕ ССЫЛКОЙ ИЛИ ЛЕГЧЕ, ВНОСИТСЯ ОТКУП.

32. Присвоения, при которых наказанию подлежат обе стороны

ВСЯКОЕ ПРИСВОЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ НАКАЗАНИЮ ПОДЛЕЖАТ ОБЕ СТОРОНЫ,

Имеется в виду, что для [определения] наказания рассчитывается стоимость присвоения.

А ТАКЖЕ [ВСЯКАЯ НАХОДЯЩАЯСЯ] В ПРЕСТУПНОМ [ВЛАДЕНИИ] ЗАПРЕТНАЯ ВЕЩЬ КОНФИСКУЮТСЯ В КАЗНУ (мо ГУАНЬ).

37. Совершение преступления и добровольная явка с повинной до его раскрытия

ВСЯКОМУ, кто СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НО ДО ЕГО РАСКРЫТИЯ

ДОБРОВОЛЬНО ПРИШЕЛ С ПОВИННОЙ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЕГО ПРОЩАЕТСЯ.

Прямое присвоение, тем не менее, взыскивается по закону.

ТОТ, КТО ВСЛЕДСТВИЕ РАСКРЫТИЯ ЕГО ЛЕГКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПОВИНИЛСЯ В ТЯЖЕЛОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ, ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ НАКАЗАНИЯ ЗА ТЯЖЕЛОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

38. Совершение преступлений и совместный побег

ВСЯКИЙ РАЗ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА [ПОСЛЕ] СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ [ПРЕСТУПНИКИ] СОВМЕСТНО СОВЕРШИЛИ ПОБЕГ, И ТОТ, КТО [СОВЕРШИЛ БОЛЕЕ] ЛЕГКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, СМОГ ЗАДЕРЖАТЬ ТОГО, КТО [СОВЕРШИЛ БОЛЕЕ] ТЯЖЕЛОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, А [ЗАТЕМ] ПРИШЕЛ С ПОВИННОЙ,

Если за тяжелое преступление полагается смерть, убивший и пришедший с повинной также подпадает под [действие] этой нормы.

А ТАКЖЕ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА [СОВЕРШЕННЫЕ] ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫЛИ ОДИНАКОВЫ ПО ТЯЖЕСТИ, И [КТО-ЛИБО ИЗ ПРЕСТУПНИКОВ] ПОИМАЛ (XO) ПОЛОВИНУ ИЛИ БОЛЬШЕ И ПРИШЕЛ С ПОВИННОЙ, ВСЕМ ТАКИМ ОТМЕНЯЮТСЯ ИХ НАКАЗАНИЯ.

В случаях [тех преступлений, которые] не прощаются обычной отменой приговоров, [действуют] согласно обычному закону.

42. При совместном совершении преступления тот, кто подал мысль, рассматривается как главарь

ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ СОВЕРШАЕТСЯ СОВМЕСТНО, ТОТ, КТО ПОДАЛ МЫСЛЬ, РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ГЛАВАРЬ. ПОСЛЕДОВАВШИМ ЗА НИМ СОУЧАСТНИКАМ НАКАЗАНИЕ УМЕНЬШАЕТСЯ НА ОДНУ СТЕПЕНЬ. ЕСЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ СОВМЕСТНО СОВЕРШИЛИ ЧЛЕНЫ [ОДНОЙ] СЕМЬИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДЛЕЖАТ ТОЛЬКО СТАРШИЕ РОДСТВЕННИКИ.

Если по закону они не могут подлежать ответственности, наказание переносится на следующих за ними старших родственников. Под старшими родственниками имеются в виду мужчины.

ЕСЛИ БЫЛ НАНЕСЕН МАТЕРИАЛЬНЫЙ ИЛИ ФИЗИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ЧЕЛОВЕКУ, НАКАЗАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПОСТОРОННИМ ПРОСТЫМ ГЛАВАРЮ И СОУЧАСТНИКАМ.

В СЛУЧАЯХ ЖЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВМЕСТНО С ПОЛНОМОЧНЫМИ ИЛИ ЗАВЕДУЮЩИМИ ЧИНОВНИКАМИ, ХОТЯ БЫ МЫСЛЬ ПОДАЛ [ПОСТОРОННИЙ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК], ТЕМ НЕ МЕНЕЕ КАК ГЛАВАРЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОЛНОМОЧНЫЙ ИЛИ ЗАВЕДУЮЩИЙ ЧИНОВНИК, А ПО-СТОРОННЕМУ ПРОСТОМУ ЧЕЛОВЕКУ НАКАЗАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ОБЫЧНОМУ СОУЧАСТНИКУ.

43. Совместное совершение преступлений, когда наказания по соответствующим преступлению статьям различны

ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ПРИ СОВМЕСТНОМ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛНИЯ ЕМУ СООТВЕТСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ [СТАТЬИ И] НАКАЗАНИЯ, ТО, хотя [ПРЕСТУПНИКИ] ВЗАИМНО ОБУСЛОВЛИВАЮТ одни другим (сян ИНЬ) [ПОЛОЖЕНИЕ] ГЛАВАРЯ И СОУЧАСТНИКОВ, ИХ НАКАЗАНИЯ, СООТ-ВЕТСТВЕННО КАЖДОМУ ДАННОМУ СЛУЧАЮ, ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК ГЛАВАРЮ И СОУЧАСТНИКАМ СОГЛАСНО [РАЗЛИЧНЫМ] СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПРЕСТУПЛЕНИЮ УГОЛОВНЫМ УСТАНОВЛЕНИЯМ.

45. Из двух наказаний следуют [более] тяжелому

ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ОДНОВРЕМЕННО РАСКРЫЛИСЬ ДВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЛИ БОЛЕЕ, НАКАЗАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО [БОЛЕЕ] ТЯЖЕЛОМУ.

Имеется в виду, что не полагается суммировать. Только указываются статьи, [предусматривающие наказания для] данных обстоятельств, но легкое не суммируется с тяжелым для его увеличения. Если по [более] тяжелому наказанию полагается откуп, а по [более] легкому полагаются работы в установленном месте или зачет должностью, работы в установленном месте и зачет должностью рассматриваются как тяжелое.

47. Лично зависимые гуанъху и буцюй

Всякий РАЗ, КОГДА [КЕМ-ЛИБО ИЗ] ГУАНЬХУ, БУЦЮЕВ, Когда указывается на буцюев, жены буцюев, а также кэнюй тоже подпадают [под действие соответствующей нормы].

КАЗЕННЫХ ИЛИ ЧАСТНЫХ РАБОВ И РАБЫНЬ БЫЛО СОВЕРШЕНО ПРЕ-СТУПЛЕНИЕ, ЕСЛИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЭТОМУ ПРЕСТУПЛЕНИЮ СТАТЬЕ НЕТ ТЕКСТА С ПРЯМЫМИ [УКАЗАНИЯМИ], СООТВЕТСТВЕННО КАЖДОМУ ДАННОМУ СЛУЧАЮ [в ОТНОШЕНИИ ИХ ДЕЙСТВУЮТ] СООБРАЗНО [НОРМАМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ ДЛЯ] ЛИЧНО СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ.

Разъяснение. Гуаньху [переданы в] принадлежность и относятся к Сельскохозяйственному управлению Сынун[сы]. В округах и уездах их родословные списки изначально не ведутся. Буцюи - имеются в виду те, кто принадлежит частным семьям. Их жены, взятые замуж из лично свободных, из кэнюй или из рабынь, а также дочери буцюев - все при совершении ими преступлений приравниваются к гуаньху и буцюям. И казенные или частные рабы и рабыни...

Если ПОЛАГАЕТСЯ ВЗЫСКАТЬ стоимость ПРЯМОГО ПРИСВОЕНИЯ или ОТКУП, НЕИМУЩИЕ (УЦАЙ) ЗА КАЖДЫЕ ДВА ЦЗИНЯ МЕДИ ПОЛУЧАЮТ ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ НАКАЗАНИЕ ДЕСЯТЬЮ УДАРАМИ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ. ПОСЛЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ [ПРЕСТУПНИКИ] ПЕРЕДАЮТСЯ В КАЗНУ

или ХОЗЯИНУ.

ЕСЛИ РАБ ИЛИ РАБЫНЯ УБИЛИ ДРУГИХ РАБА ИЛИ РАБЫНЮ [ПРИНАД-ЛЕЖАЩИХ] ТОМУ ЖЕ ХОЗЯИНУ, НО ХОЗЯИН ПОПРОСИЛ ИЗБАВИТЬ [ПРЕ-СТУПНИКА ИЛИ ПРЕСТУПНИЦУ] ОТ СМЕРТИ, РАЗРЕШАЕТСЯ УМЕНЬШИТЬ НАКАЗАНИЕ СМЕРТЬЮ НА ОДНУ СТЕПЕНЬ.

Если один родственник убил другого [действуют] согласно обычным уголовным установлениям.

48. Совершение варварами преступлений одним против другого

ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ОДИН ВАРВАР СОВЕРШИЛ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ДРУГОГО ВАРВАРА, ЕСЛИ ОНИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ РОДА (лэй), СООТВЕТСТВЕННО КАЖДОМУ ДАННОМУ СЛУЧАЮ [ДЕЙСТВУЮТ] ПО ЗАКОНАМ ИХ СОБСТВЕННЫХ ОБЫЧАЕВ (БЭНЬ СУ ФА), А ЕСЛИ ОНИ РАЗНОГО РОДА - НАКАЗАНИЕ [ПРЕСТУПНИКУ] ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ЗАКОНАМ И УГОЛОВНЫМ УСТАНОВЛЕНИЯМ.

50. Вынесение приговоров за преступления, относительно которых нет статей с прямыми указаниями

Всякий раз, когда выносится приговор за преступление, относительно которого нет статьи с прямыми [указаниями], если полагается вывести из-под наказания, тогда указывается тяжелое, чтобы выяснить легкое (цзюй чжун и мин цин).

Если же полагается подвести под наказание, тогда указывается легкое, чтобы выяснить тяжелое (цзюй цин и мин чжун).

Раздел второй. Охрана и обеспечение запретов (вэй цзинь)

Разъяснение: Цзиньский1 первый министр Цзя Чун и другие, обдумав уголовные установления Хань и Вэй и сообразно ситуации, [кое в чем] дополнив их и [кое в чем] сократив, разработали этот раздел... «Охрана» означает законы о страже, а «запреты» обозначают те запреты, которые [обеспечиваются] на заставах...

81. Проникновение за стены [административных центров] округов, военных округов и пограничных гарнизонов

Всякий ПРОНИКШИЙ ЗА ГОРОДСКУЮ СТЕНУ [АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА] ОКРУГА, ВОЕННОГО ОКРУГА или ПОГРАНИЧНОГО ГАРНИЗОНА

ИЛИ ЖЕ СТЕНУ ВОЕННОГО СКЛАДА НАКАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ ГОДОМТОРГИ, А ЗА ГОРОДСКУЮ СТЕНУ [АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА] УЕЗДА - 90 УДАРАМИ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

Везде имеется в виду, что есть ворота, [свободный проход через которые] запрещен (мэнь цзинь).

ПРОНИКШИЙ ЗА СТЕНУ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗДАНИЯ или ЖЕ СТЕНУ ЛИБО ОГРАДУ КВАРТАЛА ИЛИ РЫНКА НАКАЗЫВАЕТСЯ 70 УДАРАМИ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ. ЗАХВАТ ИЛИ ПОРЧА [НАКАЗЫВАЮТСЯ] ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ.

[Попавший] внутрь или наружу по каналу либо водоотводу наказывается так же, как за проникновение. Проникавшему, но не успевшему (юэ эр вэй го) наказание уменьшается на одну степень. [При совершении преступлений, рассматриваемых] в остальных статьях, не успевшие подпадают под [действие] настоящего [предписания].

85. Частный проход тех, кто совершил другие преступления

ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ЧАСТНЫМ ПОРЯДКОМ ПРОШЕЛ ТОТ, КТО СОВЕРШИЛ ДРУГОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НАКАЗУЕМОЕ ТЯЖЕЛЕЕ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОТВЕТСТВЕННЫМ ЛИЦАМ, ЗНАВШИМ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, HAKA3AНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СОГЛАСНО [ЭТОМУ БОЛЕЕ] ТЯЖЕЛОМУ, А НЕ ЗНАВШИМ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ - СОГЛАСНО ОБЫЧНЫМ УГОЛОВНЫМ УСТАНОВЛЕНИЯМ.

Раздел третий. Служебные обязанности и порядок их исполнения (чжи чжи)

Разъяснение. Что до уголовных установлений о служебных обязанностях и порядке их исполнения, они возникли при Цзинь и назывались уголовными установлениями (люй) о нарушениях порядка. ...Это обозначало обязанности тех, кто [служит] в учреждениях, а также законы и порядки, [которыми эти обязанности регулируются]. Они и предусматриваются настоящим разделом. Когда завершен [разбор] дел дворцовой охраны, за ним следует [разбор] дел административного аппарата. Поэтому [данный раздел] расположен за [установлениями об] охране и обеспечении запретов.

109. Разглашение больших дел

ВСЯКИЙ, КТО РАЗГЛАСИЛ БОЛЬШОЕ ДЕЛО, КОТОРОЕ ПОЛАГАЕТСЯ ХРАНИТЬ В ТАЙНЕ, НАКАЗЫВАЕТСЯ УДАВЛЕНИЕМ.

Большое дело - имеются в виду секретный замысел внезапного нападения или поимка [повинных в преступлениях] такого рода, как умысел измены (моу пань).

112. Нарушения при исполнении указов Всякий, КОГО УКАЗ ОБЯЗЫВАЛ [ЧТО-ЛИБО] исполнить и кто [ПРИ ИСПОЛНЕНИИ] СОВЕРШИЛ НАРУШЕНИЕ [УКАЗА], НАКАЗЫВАЕТСЯ ДВУМЯ ГОДАМИ КАТОРГИ. Если [ДОПУСТИЛ] ОШИБКУ или НЕТОЧНОСТЬ (шиЦО), НАКАЗАНИЕ - 100 УДАРОВ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ.

138. Получение взяток с нарушением закона полномочными и заведующими чиновниками

Всякий ПОЛНОМОЧНЫЙ или ЗАВЕДУЮЩИЙ чиновник (цзяньлинь ЧЖУСЫ), ПОЛУЧИВШИЙ ВЗЯТКУ И НАРУШИВШИЙ ЗАКОН (ШОУ ЦАЙ ВАН ФА), ЗА ОДИН ЧИ НАКАЗЫВАЕТСЯ 100 УДАРАМИ ТЯЖЕЛЫМИ ПАЛКАМИ. ЗА [КАЖДУЮ ПОСЛЕДУЮЩУЮ] ОДНУ ПИ НАКАЗАНИЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НА ОДНУ СТЕПЕНЬ. ЗА 15 ПИ - УДАВЛЕНИЕ.

148. Вымогательство с использованием положения

ВСЯКОМУ, КТО, ИСПОЛЬЗУЯ СЛЕДСТВИЯ ЧИНОВНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЖЕ [ЯВЛЯЯСЬ] ВЫДАЮЩИМСЯ ИЛИ СИЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, СОВЕРШИЛ ВЫМОГАТЕЛЬСТВО, НАКАЗАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИСВОЕНИЕ С УМЕНЬШЕНИЕМ НА ОДНУ СТЕПЕНЬ. СОБРАВШИЕ И ПЕРЕДАВШИЕ ПОДЛЕЖАТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК СОУЧАСТНИКИ.

Раздел четвертый. Семья и брак (хухунь)

Разъяснение. Что до уголовных установлений о семье и браке, то ханьский первый министр Сяо Хэ, восприняв Циньские уголовные установления в шести разделах, добавил туда три раздела - о конюшнях, мобилизационных действиях и семье, так что получились уголовные установления в девяти главах. ...Как только рассмотрение дел административной службы завершилось, [можно перейти] к семьям, населению, заключению браков. Поэтому [данный раздел] расположен следующим после [раздела о] служебных обязанностях и порядке их исполнения.

177. Двоеженство

ВСЯКИЙ, КТО, ИМЕЯ ЖЕНУ, ЖЕНИЛСЯ СНОВА, НАКАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ годом КАТОРГИ. СЕМЬЯ ЖЕНЩИНЫ [ПОЛУЧАЕТ НАКАЗАНИЕ],УМЕНЬШЕННОЕ НА ОДНУ СТЕПЕНЬ. ЕСЛИ ЖЕНИЛСЯ ЖУЛЬНИЧЕСКИ ИЛИ ПРОИЗВОЛЬНО (ЦИ ВАН), НАКАЗАНИЕ - ПОЛТОРА ГОДА КАТОРГИ. СЕМЬЯ ЖЕНЩИНЫ НЕ ПОДЛЕЖИТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Во ВСЕХ СЛУЧАЯХ[ВСТУПИВШИХ В БРАК] РАЗЛУЧАЮТ.

178. Низведение жены в наложницы

ВСЯКИЙ, КТО НИЗВЕЛ ЖЕНУ В НАЛОЖНИЦЫ ИЛИ ВОЗВЕЛ РАБЫНЮ В ЖЕНЫ, НАКАЗЫВАЕТСЯ ДВУМЯ ГОДАМИ КАТОРГИ, А КТО ВОЗВЕЛ НАЛОЖНИЦУ ЛИБО КЭНЮЙ В ЖЕНЫ ИЛИ РАБЫНЮ В НАЛОЖНИЦЫ, НАКАЗЫВАЕТСЯ ПОЛУТОРА ГОДАМИ КАТОРГИ. СООТВЕТСТВЕННО КАЖДОМУ ДАННОМУ СЛУЧАЮ ВОЗВРАЩАЮТ ИХ К ПРАВИЛЬНОМУ [СОСТОЯНИЮ].

185. Женитьба на беглых женщинах

ВСЯКИЙ, КТО ЖЕНИЛСЯ - КАК НА ЖЕНЕ ИЛИ КАК НА НАЛОЖНИЦЕ - НА ЖЕНЩИНЕ, СОВЕРШИВШЕЙ ПОБЕГ (ТАО ВАН), ЕСЛИ ОН ЗНАЛ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ПОЛУЧАЕТ ТО ЖЕ САМОЕ НАКАЗАНИЕ, [ЧТО ПОЛАГАЕТСЯ ЕЙ]. КОГДА доходит до СМЕРТИ, НАКАЗАНИЕ УМЕНЬШАЕТСЯ НА ОДНУ СТЕПЕНЬ. [ВСТУПИВШИХ В БРАК] РАЗЛУЧАЮТ. ЕСЛИ МУЖА НЕ БЫЛО, И ПРОВОЗГЛАШЕНА БЫЛА МИЛОСТЬ, ИЗБАВЛЯЮЩАЯ ОТ НАКАЗАНИЯ, ТО НЕ РАЗЛУЧАЮТ.

190. Разлучение [супругов] при разрыве связей [супружеского] долга Всякий РАЗ, КОГДА БЫЛ СОВЕРШЕН РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ [СУПРУЖЕСКОГО] ДОЛГА, [СУПРУГОВ] РАЗЛУЧАЮТ. НАРУШИВШИЙ ЭТО НАКАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ ГОДОМ КАТОРГИ. ЕСЛИ МУЖ И ЖЕНА, НЕ БУДУЧИ В МИРЕ И ЛАДУ ДРУГ С ДРУГОМ, РАЗЛУЧАЮТСЯ ПО ОБОЮДНОМУ СОГЛАСИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОНИ НЕ ПОДЛЕЖАТ.

Раздел пятый. Государственные конюшни и хранилища (цзю ку)

Разъяснение. Что до уголовных установлений о государственных конюшнях и хранилищах, то [впервые] разработанные уголовные установления о государственных конюшнях были добавлены в Ханьские упорядочения (чжи) в девяти главах...

207. [Домашнее] животное, боднувшее, лягнувшее или покусавшее человека

Всякий РАЗ, КОГДА [ДОМАШНЕЕ] ЖИВОТНОЕ или КУСЛИВАЯ СОБАКА БОДНУЛИ, ЛЯГНУЛИ ИЛИ ПОКУСАЛИ ЧЕЛОВЕКА, А ПРАВИЛА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ ИЛИ ПУТ НЕ БЫЛИ [СОБЛЮДЕНЫ], А ТАКЖЕ КОГДА БЕШЕНАЯ СОБАКА НЕ БЫЛА УБИТА, [ ХОЗЯИН ] НАКАЗЫВАЕТСЯ 40 УДАРАМИ ЛЕГКИМИ ПАЛКАМИ. ЕСЛИ ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ЧЕЛОВЕК БЫЛ УБИТ ИЛИ ПОЛУЧИЛ ТЕЛЕСНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ, НАКАЗАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ЗА НЕЧАЯННОЕ (ГО ШИ) [СОВЕРШЕНИЕ ДАННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ]. ЕСЛИ ПРЕДНАМЕРЕННО ОТПУСТИЛ С ТЕМ, ЧТОБЫ УБИТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ НАНЕСТИ ЕМУ ТЕЛЕСНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ, ПОЛУЧАЕТ НАКАЗАНИЕ, УМЕНЬШЕННОЕ НА ОДНУ СТЕПЕНЬ ОТНОСИТЕЛЬНО [ПОЛАГАЮЩЕГОСЯ ЗА] УБИЙСТВО ИЛИ НАНЕСЕНИЕ [ДАННОГО] ТЕЛЕСНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ В ДРАКЕ.

216. Растранжиривание казенных вещей

ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА БЫЛИ РАСТРАНЖИРЕНЫ (фАН-CAHb) КАЗЕННЫЕ ВЕЩИ, НАКАЗАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИСВОЕНИЕ.

Имеется в виду выдача с излишком казенных вещей для использования либо сделок на рынке или же для поднесения [в ситуациях] такого рода, как жертвоприношения и пиры.

Если вещи наличествуют, их возвращают в казну. Если они уже использованы, то не взыскивают.

Имеется в виду, что [например] излишки от строительства рассматриваются, как наличествующие вещи. Если церемония уже завершилась или трапеза закончилась - рассматриваются как уже использованные.

Раздел шестой. Самовластные мобилизационные действия (шань син)

Что до уголовных установлений о самовластных мобилизационных действиях, то уголовные установления о мобилизационных действиях разработал ханьский первый министр Сяо Хэ. ...Хотя заглавие то расширялось, то сокращалось и последовательно изменялось с течением времени, смысл основной темы [раздела] оставался неизменным. Военное дело рассматривается как чрезвычайно существенное, поэтому установлены законы, согласно которым [внимание к] обороне необходимо повышать. По завершении [дел] государственных конюшен и хранилищ следует подготовиться к любым неожиданностям. Поэтому настоящее рассмотрение военного дела следует за [разделом о] государственных конюшнях и хранилищах.

224. Самовластное приведение войск в движение

ВСЯКИЙ, КТО САМОВЛАСТНО ПРИВЕЛ ВОЙСКА В ДВИЖЕНИЕ, ЗА ДЕСЯТЬ БОЙЦОВ И БОЛЕЕ, НАКАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ ГОДОМ КАТОРГИ, ЗА 100 БОЙЦОВ - ПОЛУТОРА ГОДАМИ КАТОРГИ, ЗА [КАЖДЫХ ПОСЛЕДУЮЩИХ] 100 БОЙЦОВ НАКАЗАНИЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НА ОДНУ СТЕПЕНЬ. ЗА 1000 БОЙЦОВ НАКАЗАНИЕ - УДАВЛЕНИЕ.

Имеется в виду, что самоуправно привел войска в движение, когда не было ни тревоги, ни срочной необходимости, и к тому же не сообщив сначала наверх. Если хотя бы и сообщил наверх, но не дождался ответа [действия] также рассматриваются как самовластные. Письменному документу был дан ход - и [виновный] уже подлежит ответственности.

237. Совершение преступлений в военных округах и пограничных гарнизонах

ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА В ВОЕННОМ ОКРУГЕ ИЛИ ПОГРАНИЧНОМ ГАРНИЗОНЕ СОВЕРШАЕТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЕСЛИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТАТЬЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ОПРЕДЕЛЕННОГО НАКАЗАНИЯ, СООТВЕТСТВЕННО КАЖДОМУ ДАННОМУ СЛУЧАЮ УМЕНЬШАЕТСЯ НА ДВЕ СТЕПЕНИ НАКАЗАНИЕ, ПОЛАГАЮЩЕЕСЯ [ЗА ДАННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ] ВОИНУ-ПРИЗЫВНИКУ.

Согласно этому кодексу, в правовом отношении общество танского Китая подразделялось на три группы. Верхний, привилегированный слой составляли чиновничество и знать; среднее положение занимали лично свободные простолюдины; на нижней ступени социально-юридической лестницы стояли пораженные в правах лично зависимые различных категорий. В кодексе была зафиксирована шкала основных видов наказаний: пять степеней наказания тонкими палками (десять, двадцать, тридцать, сорок и пятьдесят ударов); пять степеней наказания толстыми палками (шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девяносто и сто ударов); пять степеней продолжительности каторжных работ (один, полтора, два, два с половиной и три года); три степени наказания ссылкой (на две тысячи, на две с половиной тысячи и на три тысячи ли); две степени наказания смертью (удавление и обезглавливание).

Описанная система наказаний имела универсальный характер, т. е. под ее действие подпадали (по крайней мере формально) все три правовых слоя. Но применялась она, так сказать, дифференцированно: за одинаковое преступление представителю слоя пораженных в правах наказание назначалось тяжелее, а представителю привилегированного слоя - легче, нежели простолюдину.

Привилегии сводились к систематизации уровня снижения наказания, действие их ограничивалось лишь приговорами к тем наказаниям, которые перечислены в упомянутой выше шкале, т. е. к основным наказаниям.

Привилегии были четырех типов: принадлежности к одной из восьми групп лиц, суждение по делу которых выносилось императором (ба и); подачи прошений императору о смягчении или отмене наказания (цин, или шан цин); уменьшения тяжести наказания на одну степень (цзянь); откупа от наказания (шу).

Распределение привилегий строго соответствовало внутренней иерархии господствующего класса. Формально та или иная привилегия могла предоставляться на двух основаниях - благодаря либо собственному чину или титулу, либо родственным связям, определенной степени близости с лицом, имеющим более высокую привилегию. Мерилом такой близости был срок траура, который должен был носить по данному родственнику обладатель более высокой привилегии в случае его смерти. Кодекс выделяет четыре основные категории траура и, следовательно, четыре степени близости родственных отношений: сыма (длительность три месяца), сяогун (пять месяцев), дагун (девять месяцев) и ци (год и более), а также специфический траур таньмянь, который носил лишь император по родственникам более далеким, нежели родственники категории траура сыма (например, по своим пятиюродным братьям, четвероюродным братьям отца, троюродным братьям деда и т. д.). Длительность этого траура неизвестна.

Право2 на «суждение» было наиболее элитарной привилегией.

Узкий круг пользовавшихся ею лиц был разбит на восемь групп.

1. Группа родственных (цин), под которыми понимались лица, связанные по крови с августейшими особами. Кодекс выделяет три группы таких лиц: родственники царствующего императора (категории траура таньмянь и выше); родственники бабки и матери царствующего императора (категории траура сыма и выше); родственники жены царствующего императора (категории траура сяогун и выше).

2. Группа близких (гу)-старые, испытанные друзья и слуги императора, те, кто прислуживает в его внутренних покоях и постоянно удостоен счастья непосредственного общения [с ним].

3. Группа достойных (сянь) - те, чьи поступки исполнены добродетели, чьи слова и дела могут служить образцами.

4. Группа способных (нэн)-занимающиеся делами управления с большим талантом, всегда способные дать императору ценный совет, являющиеся образцом в поведении.

5. Группа заслуженных (гун) -те, кто имеет большие заслуги, например смог обезглавить вражеского полководца, сорвать вражеское знамя, пройти в авангарде более десяти тысяч ли или же способствовал подчинению власти танских императоров большого числа людей.

6. Группа знатных (гуй) - занимающие служебные должно сти (чжишигуань) рангов третьей категории3 и выше или же почетные должности4 рангов (саньгуань) второй категории и выше или же имеющие титулы знатности (цзюэ)5 рангов первой категории, т. е. гогун и выше.

7. Группа усердных (цинь)- те, кто действует с большим прилежанием, т. е. и крупные полководцы, и мелкие чиновники, которые с благоговением отдаются служебной деятельности, и днем и ночью трудясь во имя общественного блага, а также те, кто, будучи послан на край света, переносит лишения и опасности.

8. Группа гостящих (и бинь)-те, кто, будучи потомками предыдущих династий, становится гостями государства.

Нетрудно заметить, что перечисленные группы серьезно отличались друг от друга по обширности охватываемых и по четкости определения круга входящих в них лиц. Первая, шестая и в некоторой степени восьмая группы намечены максимально четко. Состав остальных групп назван чисто описательно, поскольку включение в них могло, вероятно, быть результатом произвола. Не случайно в примерах, которыми в кодексе разъясняется положение пользующихся данной привилегией лиц, говорится либо о первой, либо о шестой группе.

Рассматриваемой привилегией пользовался также еще определенный круг лиц вследствие специфической особенности, которую придавало привилегиям тогдашнее китайское законодательство. Мы пока назовем ее свойством «наибольшего благоприятствования». Им обладали все четыре привилегии. Суть его заключалась в следующем: если лицо теряло положение, дающее право на привилегии, не в результате наказания за какое-либо преступление, то привилегии за ним сохранялись®.

Привилегия права на «суждение» в плане состава преступлений была наиболее всеохватывающей. Она действовала при совершении преступлений любой тяжести, за исключением перечисленных в списке «десяти зол» (ши э), т. е. преступлений, направленных непосредственно против особы императора и основ существующего строя. В случае совершения лицом, пользовавшимся данной привилегией, преступления, наказуемого смертной казнью, Палатой наказаний (син бу) составлялся документ, фиксировавший состав преступления, статью закона, под которую оно подпадало, и группу имевших право на суждение, к которой принадлежал преступник. Этот документ с просьбой о вынесении суждения направлялся вверх по инстанции. Для вынесения суждения собирался Дутан - центральный орган Департамента государственных дел (Шаншу шэн), разделенный на шесть отделов, каждый из которых ведал делами подведомственной ему палаты. Происходило, таким образом, совещание лиц, ответственных за деятельность высших исполнительных органов танского правительства. Дутан и выносил суждение по делу подсудимого, а затем посылал его на рассмотрение и утверждение императору. Под вынесением суждения Дутаном кодекс понимал выяснение побудительных мотивов и обстоятельств преступления, подтверждение заключения первоначальной инстанции о наказуемости виновного смертной казнью, но точного приговора - удавление или обезглавливание - Дутан не предлагал. Реальное вынесение приговора оставалось за императором, который имел право снизить или вовсе отменить наказание. «Если есть особая милость,- указывал кодекс,- то преступник будет удостоен полного прощения. Такие необычные приговоры есть право повелителя людей».

Таким образом, в случае совершения преступлений, наказуемых смертной казнью, лицо, пользующееся привилегией права на «суждение», оказывалось фактически неподсудным обычным нормам. Такое дело должно было быть рассмотрено императором и решено им согласно его собственным соображениям.

При более легких преступлениях суждение не выносилось, а тяжесть наказания преступнику просто понижалась на одну степень.

Деяния же, отнесенные к категории «десяти зол», автоматически влекли за собой отмену действия привилегий.

В прошении сообщалось, под какую статью подпадает совершенное преступление, и указывалось основание, в силу которого преступник пользуется данной привилегией. Палата наказаний точно формулировала, какого вида казни заслуживает преступник по обычным нормам. Прошение с просьбой о смягчении наказания направлялось непосредственно императору, минуя Департамент императорских дел (Мэнься шэн), который ведал обычно поступающей к императору документацией.

При совершении лицами, обладавшими правом подачи прошений, менее серьезных преступлений, тяжесть наказания уменьшалась на одну степень без подачи прошения.

Рассматриваемая привилегия теряла силу не только при совершении преступлений, отнесенных к категории «десяти зол», но и при рассмотрении дел об убийстве, умышленном покушении на убийство, прелюбодеянии, похищении человека, взимании взяток и т. п., совершенных чиновником при исполнении служебных обязанностей.

Право на снижение тяжести наказания на одну степень было как частью двух описанных выше привилегий (и, естественно, распространялось на весь круг пользовавшихся ими лиц), так и самостоятельной привилегией для чиновников рангов шестой и седьмой категорий, а также дедов, бабок.

Данная привилегия носила менее универсальный характер, нежели две другие, упомянутые выше. Из сферы ее действия были исключены случаи, когда выносился смертный приговор. Одновременно шире был круг исключений: помимо случаев, названных при рассмотрении первых двух привилегий, она теряла свою силу при привлечении к общесемейной ответственности за совершение родственниками преступлений, квалифицируемых по статьям 1 или 2 «ши э», а также при осуждении за непредумышленное убийство в драке, за случайное ранение или нанесение увечий родственникам категории траура ци и выше, за различные преступления, совершенные чиновником с использованием своего служебного положения, и т. д.

Привилегия откупа от наказания также не распространялась на преступников, осужденных на смерть. Для обладавших первыми тремя привилегиями она вступала в силу уже после снижения тяжести наказания. Кроме них этой привилегией пользовались: чиновники рангов восьмой и девятой категорий; ряд родственников тех, кто обладал привилегией уменьшения наказания на одну степень благодаря собственному статусу (т. е. чиновников шестой и седьмой категорий ранга); наложницы чиновников пятой категории ранга и выше.

Объем ситуационных исключений из сферы ее действия настолько значителен, что даже беглое их рассмотрение в рамках небольшой статьи не представляется возможным.

Мы видим, таким образом, что привилегии охватывали не только высшую знать и весь корпус чиновничества, но и членов их семей, т. е. практически весь тот социальный слой, из которого наиболее вероятным было дальнейшее (рекрутирование кадров в государственный аппарат. При помощи привилегий государство ограждало от многих наказаний не только своих служащих, но и вою среду, в которой жили и воспитывались те, кто в будущем мог прийти им на смену. Вместе с тем действие привилегий не распространялось на совершивших особо опасные, по современной терминологии, государственные преступления. Криминальные деяния такого рода можно, в общем, подразделить на три группы: преступный умысел или преступления, направленные непосредственно против особы императора и его семьи, а также на подрыв окружающего их пиетета; все преступления, так или иначе связанные с нарушением конфуцианских добродетелей - сыновней почтительности, гуманности, беспристрастности и т. п.; большинство преступлений, связанных с использованием служебного положения в корыстных целях и пренебрежением должностными обязанностями, ставящими под удар престиж чиновничества и мешающими нормальному функционированию административного аппарата.

Таким образом, институт привилегий призван был укреплять государственный и общественный порядок. Его бюрократическая природа обусловила весьма специфический способ жалования привилегий.

В списках пользовавшихся той или иной привилегией мы постоянно обнаруживаем определенный круг лиц, получивших данное право благодаря родственным отношениям с кем-то, имеющим более высокую привилегию. Таким образом, подобная своеобразная «передача» привилегий осуществлялась последовательно от самого верха иерархической пирамиды до ее подножия. В кодексе постоянно указывалось, что основой этого порядка было право «тени», «отбрасываемой» родственником, занимающим более высокое положение, на менее именитого родственника. Для последнего же получаемая им привилегия и составляла реальное содержание «тени» сановного родственника.

Сравнение реальной значимости различных привилегий приводит к выводу, что «интенсивность» «родственной тени», явно неодинаковая, была четырех порядков. Лица, охваченные «тенью» первого порядка «интенсивности», пользовались привилегией права на «суждение», охваченные «тенью» второго порядка «интенсивности» - привилегией подачи прошений и т. д.

Данный порядок кодекс также обосновывает понятием «тени», но уже другого типа - «тени ранга» (гуань инь).

Интенсивность «тени ранга» (так же как и «тени родственника») распадалась на четыре группы. Причем лица, пользовавшиеся «тенями рангов» трех первых порядков «интенсивности», в свою очередь, ретранслировали, если можно так выразиться, «тень» своим родственникам, т. е. являлись источниками «родственной тени», по «интенсивности» уступавшей на один порядок их «тени ранга». Таким образом, мы можем разделить «тени» на первичные - порождаемые положением в бюрократической иерархии и вторичные - «отбрасываемые» обладателями первичной «тени» на своих родственников с потерей при этом одного порядка «интенсивности».

По принципу действия и первичные и вторичные «тени» совершенно однотипны и обладают одинаковыми свойствами.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча