29.06.2020

Шлагбаум придомовой. Законны ли шлагбаумы во дворах — отвечают юристы. Проведение собрания собственников жилья и принятие коллективного решения


Установка шлагбаума на придомовой территории во многих дворах многоквартирных домов — необходимость, а не вредность жителей. Особенно это касается центральных районов городов, потому что в них очень много административных зданий, а мест под парковки мало, отчего все окрестные дворы заставлены машинами так, что невозможно пройти — про проехать даже и говорить нечего.

Придомовая территория многоквартирного дома (МКД) согласно Жилищному кодексу РФ является общей собственностью владельцев квартир и комнат в этом доме. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в МКД, согласно которым дворовая территория относится к этому имуществу. Значит, они имеют право солидарно распоряжаться своим земельным участком и могут поставить шлагбаум на въезде во двор.

Но просто взять и установить шлагбаум во дворе не получится, потому что любая жалоба какого-либо гражданина или организации в государственные органы приведет к тому, что будет проведена проверка законности установки шлагбаума, в ходе которой никаких документов не обнаружится, а преграду заставят убрать и выпишут штраф за нее.

При установке искусственных преград нужно соблюдать порядок необходимых действий, тогда все будет сделано в рамках закона.

Во-первых, обратитесь в администрацию города, округа или района, в котором находится ваш МКД, и возьмите там копии документов, где будут обозначены границы придомовой территории.

Во-вторых, убедитесь, что установка шлагбаума во дворе возможна.

В-третьих, необходимо провести собрание собственников помещений вашего дома, вынести на повестку вопрос об искусственной преграде, а решение собственников оформить протоколом в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Необходимо, чтобы больше половины согласились.

В-четвертых, оформить документы на то, что придомовая территория — общая долевая собственность. В-пятых, перейти к согласованию установки шлагбаума с ответственными организациями.

В каких случаях нельзя поставить шлагбаум?

К сожалению жильцов МКД, есть такие дворы, которые никто и никогда не позволит закрыть от посторонних лиц. Даже если собственники соберут все документы, правильно оформят протокол голосования, даже если им, как воздух, необходима искусственная преграда на въезде во двор, на этапе согласования им откажут. Но если они не согласны с властями города, то всегда сохраняется возможность обратиться в суд.

Правила установки шлагбаумов:

  • обязательно оставлять проход для человека, велосипедиста, людей с детскими колясками;
  • экстренные службы (пожарные, скорая помощь, полиция), коммунальные службы в любое время суток должны попадать на территорию дома;
  • каждый собственник и наниматель помещений в доме, а также лица, проживающие с ними, имеют право беспрепятственно проезжать в общий двор;
  • если через двор вашего дома идет дорога к другому зданию, подъезд к которому иным способом невозможен, то для установки шлагбаума необходимо и согласие собственников того здания.

Перед установкой шлагбаума необходимо провести собрание жильцов.

Иногда встречаются такие улицы, где проезд существует только с одной стороны. Если перегородить дорогу в самом начале пути, потому что так захотели собственники МКД, то права собственников помещений в следующих домах будут нарушены.

Еще один важный вопрос — финансирование работ по установке искусственной преграды на въезде во двор.

Согласно действующему законодательству эти действия целиком и полностью оплачиваются за счет средств владельцем помещений в доме.

Это затраты на оформление собственности на земельный участок, на согласования, на покупку, установку и обслуживание шлагбаума.

Незаконная установка шлагбаума наказывается штрафом, а оплачивать его будут тоже собственники.

Как правильно провести собрание собственников?

Необходимо разместить объявления в общедоступных местах о проведении собрания за 10 дней до события. В нем необходимо указать время, место, вопрос, который вы хотите обсудить, адрес и фамилию инициатора встречи.

Чтобы собрание могло принимать решения, должно собраться свыше половины владельцев помещений в МКД. Потом вопрос обсуждается, гражданам выдаются бюллетени, где они должны выразить свое мнение («за», «против»). Внимание, голосовать могут только собственники! Не имеют право голоса пользователи помещений и наниматели. В случае если кто-то пожелает признать установку шлагбаума незаконной, то подобные бюллетени выйдут вам боком.

Для установки шлагбаума потребуется преобладающее количество голосов «за».

Администрации района или города являются фактическими владельцами муниципального жилья, поэтому обязательно дайте им возможность проголосовать, их голос очень важен.

То же самое касается и нежилых помещений в доме, у них также есть хозяева, которые имеют свое мнение по этому вопросу. Чем больше голосов «за», тем легче вы потом будете жить со шлагбаумом во дворе.

После сбора бюллетеней производится их подсчет, но не в количестве людей, а в квадратных метрах, то есть по площади помещений, которыми владеет гражданин или организация.

Решение оформляется протоколом с указанием даты, адреса МКД, повестки дня, общего количества принявших участие в голосовании, информации о том, сколько «за» и сколько «против», какое решение принято, подписи инициатора собрания, места хранения документа.

Согласование установки искусственной преграды во дворе

Если домом управляет ТСЖ, то вопросом монтажа шлагбаума должен заниматься председатель товарищества. При управлении МКД управляющей компанией указанными вопросами занимается избранный совет из числа хозяев помещений многоквартирного дома. Первым делом все документы об установке искусственной преграды нужно представить в управляющую компанию и коммунальные службы, так как они непосредственно занимаются обслуживанием дворов и подземных коммуникаций.

Следующая организация, где нужно согласовать документацию, это пожарная охрана по району или городу. Представитель этой организации обязан проверить место, где планируется установить шлагбаум, технические характеристики самой преграды (материал изготовления, порядок пользования и т.д.). Помните, что она должна быть расположена не ближе 8 м от стены здания. Монтаж шлагбаума согласуется с территориальным управлением ГИБДД, так как все дороги находятся в их ведении.

После того, как все организации одобрили установку искусственной преграды, можно приступать к ее монтажу. Организацию, которая будет производить работы, собственники выбирают самостоятельно. Установленный шлагбаум может быть механическим или автоматическим. При установке первого нужно рядом с ним ставить строение, где будет находиться человек, отвечающий за его открытие и закрытие. Работнику нужно платить заработную плату, а это дополнительные расходы.

Но зато он будет следить за преградой, и сломать или повредить ее будет трудно. Второй открывается с помощью пульта или брелока. Но минус его в том, что при отключении электричества он перестанет работать, да и следить за ним никто не будет, а пожарники или полиция при въезде во двор могут совсем снести в экстренной ситуации.

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля.

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников. Фото: Сергей Михеев

А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.

Как шлагбаумы во дворах превратились в инструмент раздора между соседямиПопытки жителей домов избавиться от «чужих» автомобилей во дворах с помощью шлагбаумов спровоцировали волну новых конфликтов уже между самими соседями: одни не желают платить за ограждение, другим не хватает места. Итогом таких споров порой становится запрет на парковку отдельным соседям. Суды, как правило, встают на сторону обиженных. За попытку застолбить за собой место с помощью металлических раскладывающихся блокираторов можно оказаться в суде, предупреждают юристы.

Парковка для своих

Все чаще жители многоквартирных домов в российских мегаполисах с помощью шлагбаумов ограничивают въезд во двор для машин посторонних граждан. Активно эта практика развивается в Москве , где местные власти даже частично компенсируют расходы на установку ограждения, выплачивая им до 100 тыс. рублей за один шлагбаум. Такой возможностью уже воспользовались порядка 1,5 тыс. домов. Профит, казалось бы, для всех: и для чиновников, развивающих в городе сеть платных парковок, и для жителей дома - двор становится свободнее, и шанс оставить там свою машину повышается.

На деле же вышло несколько иначе: соседи стали выяснять отношения: кто вправе парковаться во дворе, а кто - нет. И в ряде случаев общее собрание жителей дома лишало такого права некоторых соседей - у них отбирали брелки от шлагбаума или не выдавали их вовсе. Поводом для таких решений становились отказ оплачивать установку или абонентскую плату за шлагбаум, нарушение правил парковки во дворе, в том числе закрепленных на собрании жителей, а не Правилами дорожного движения, следует из материалов судебных дел.

Например, жители одного московского дома не пускали на парковку сразу пятерых своих соседей, которые отказались вносить абонентскую плату за шлагбаум без предоставления им финансовой отчетности. Но вместо заветных квитанций и документации, следует из решений судов, инициативная группа соседей, ратовавшая за установку шлагбаума, запретила им оставлять машины во дворе. Схожая ситуация произошла и с москвичкой, которая лишилась права оставлять машину во дворе по решению соседей-автомобилистов «за нарушение правил парковки и правил въезда».

Суды в таких случаях признают санкции незаконными и обязывают их инициаторов не чинить препятствия соседям в доступе на придомовую территорию.

Не имеете права!

Жители дома не могут лишить кого-либо из соседей права пользоваться парковкой во дворе, говорят российские суды. Собственникам квартир «принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома», к которому относится и земельный участок.

«Придомовой земельный участок многоквартирного дома, как и подвал или подъезд, входит в состав общего имущества сособственников многоквартирного дома. При этом он может быть как оформлен в общую собственность жильцов дома, так и не оформлен», - говорит адвокат Александр Липатников.

Кроме того, суды, вынося решения в пользу изгнанных с парковки жителей дома, ссылаются на отсутствие у общего собрания жильцов компетенции принимать соответствующие решения. По Жилищному кодексу РФ оно «не наделено полномочиями по ограничению собственников жилых помещений многоквартирного дома на пользование общим имуществом».

«Запреты как собственникам квартир и нежилых помещений, так и их арендаторам въезжать на придомовую территорию противоречат действующему законодательству, поскольку нарушают право на беспрепятственный доступ к общему имуществу», - объясняет доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Наталья Залюбовская.

«Власть собрания собственников квартир не беспредельная, и его решения не могут противоречить закону», - соглашается гендиректор юркомпании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов.

В связи с этим, отмечает Александр Липатников, ключи от шлагбаума во дворе должны получить все собственники квартир.

Все споры - через суд Оплата за шлагбаум не дает автовладельцу право на конкретное место. А долги за пользование шлагбаумом «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во двореПетр Кассин/Коммерсантъ/Vostock Photo

Суды дали ответ и на вопрос инициаторов появления шлагбаумов во дворах, как быть с неплательщиками за установку и обслуживание. «Вопросы оплаты за пользование шлагбаумом решаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ», говорится в решении Московского городского суда по упомянутому выше делу пяти москвичей. То есть если соседи самостоятельно к компромиссу не пришли, то спор стоит разрешать в суде. Долги за пользование шлагбаумом, пояснил Мосгорсуд, «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во дворе.

Через суд также придется решать спор, если желающих парковаться больше, чем мест во дворе, а автовладельцам договориться не удается. В этом случае порядок пользования стоянкой придется устанавливать через суд, говорит адвокат из конторы «Бородин и партнеры» Олеся Спиричева.

Более того, оплата за шлагбаум, охрану и другие платежи не дают автовладельцу право на конкретное место, уточняет Наталья Залюбовская. Жилищный кодекс РФ запрещает выделять и отчуждать доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме. По этой же причине, говорит она, никто не вправе лишить жителя права пользоваться этим имуществом в связи с отсутствием парковочных мест.

Не место красит человека

Металлические раскладывающиеся блокираторы, цепочки на замке, старые покрышки периодически встречаются во дворах и свидетельствуют о том, что у этого места есть «хозяин». Иногда они появляются по согласию соседей в обмен на благоустройство автовладельцами парковочных мест, дворовой территории. Однако никакие «добрые дела» не дают человеку права считать это место своим и мешать другим им пользоваться, объясняют юристы. Установка различных запирающих устройств незаконна, говорят они.

Несогласные с таким «разделом» двора вправе обратиться в суд, который предпишет нарушителю демонтировать конструкцию. Кроме того, ему будет грозить административный штраф от 5 тыс. рублей за самовольное занятие земельного участка, говорит Александр Липатников. Помимо этого, человека могут наказать - штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей - за порчу дорожного полотна, если при установке заграждения оно было испорчено, уточняет Валерий Глазунов.

Самостоятельно демонтировать запирающие устройства, пусть даже и незаконные, юристы не рекомендуют. «Самостоятельный демонтаж, равно как и порча чужого имущества, пусть и незаконно установленного, также будет являться нарушением. За такие действия, помимо административной ответственности, может наступить и материальная. Демонтажем должен заняться либо сам нарушитель, либо уполномоченные организации, но никак не соседи, которым мешает самовольно установленное ограждение», - предупреждает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев .

Источник конфликтов

В интернете встречаются жалобы автомобилистов на то, что из-за конфликта по поводу места на парковке им порезали колеса или поцарапали машину либо облили ее какой-нибудь краской. Управу на оппонента в таком случае найти можно, обнадеживает Румянцев: за такие действия ему грозит ответственность вплоть до уголовной, кроме того, он должен компенсировать ущерб, причиненный имуществу. Но сначала виновника нужно найти, а ущерб - задокументировать и оценить.

Для этого придется обратиться сначала в полицию с заявлением об умышленном повреждении имущества. Если ущерб свыше 5 тыс. рублей, то нужно просить возбудить уголовное дело, если меньше - административное, говорит Олеся Спиричева. Проще будет найти виновника, если в машине был включен видеорегистратор, отмечает Дмитрий Лесняк из юркомпании BMS law firm.

«Самое сложное в таких делах - доказать, что вред автомобилю причинило определенное лицо. Наличие четкой видеозаписи с камеры наблюдения или видеорегистратора существенно увеличивает шансы на победу в суде», - соглашается Олеся Спиричева.

Впрочем, не всегда доходит до порчи имущества. В борьбе за место во дворе соседи порой устраивают пакости друг другу - в ход идут спущенные колеса, грязь или смывающаяся краска, яйца с пшеном и т. д. В этом случае инициаторы «злодейства» считают, что наказывать их не за что. Это не так, полагает Валерий Глазунов.

Если вреда имуществу нет, а виновник известен, то можно попытаться его наказать за хулиганство. Кодекс об административных правонарушениях сулит за такие действия штраф до 1000 рублей.

Практически в каждом городе существуют проблемы с парковочными местами. Многие люди вовсе сталкиваются с тем, что рядом с их домом другие граждане оставляют машины, причем сами могут проживать на достаточно значительном расстоянии от парковки. Это приводит к тому, что люди не могут оставить свой автомобиль под окнами квартиры. Им приходится в срочном порядке искать другое место, которое может быть очень далеко от дома. Для предотвращения такой ситуации нередко жильцами одного дома производится установка шлагбаума на придомовой территории. Закон разрешает выполнять этот процесс, но при этом он должен осуществляться правильно и с учетом многочисленных требований. Предварительно необходимо получать разрешения от разных инстанций.

Законодательное регулирование

Довольно часто требуется установка шлагбаума на придомовой территории. Закон не запрещает монтаж разных заграждений дорог, располагающихся рядом с жилыми многоэтажными домами. Для этого обязательно учитываются сведения, указанные в разных законодательных актах. К ним относится ст. 26 ЗК, ст. 16, 36, 44 и 46 ЖК, а также п. 1,5 ПДД.

Только при учете требований законодательства может реализоваться установка шлагбаума на придомовой территории. Закон требует предварительного получения разрешения на этот процесс от различных государственных инстанций, к которым относится пожарная инспекция, администрация города и даже ЖЭУ.

Какие условия должны соблюдаться?

Если собственники квартир одного строения принимают решение о том, что требуется установить шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома, то они должны учитывать некоторые требования, которые должны ими соблюдаться. Только в этом случае гарантируется, что процесс монтажа будет реализован правильно и с отсутствием нарушений законодательства.

К основным таким требованиям относится:

  • Участок земли, располагающийся рядом с домом, должен быть приватизирован. Данный процесс может выполняться только собственниками квартир в строении. Для этого оформляется долевая собственность. Только при таких условиях с помощью решения, принимаемого на собрании собственников, можно осуществлять установку разных конструкций на территории. Для этого предварительно надо получать разрешение от разных государственных органов. Если отсутствует право собственности на землю, то установка шлагбаума на придомовой территории не разрешается. Поэтому первоначально тратится время и средства на приватизацию земли.
  • Решение относительно монтажа конструкции может приниматься исключительно на законном общем собрании собственников. При этом за такое решение должно быть отдано не меньше 2/3 голосов. Если положительных голосов будет меньше, то остальные собственники квартир могут обжаловать решение через суд. Сама процедура установки требует действительно значительных финансовых затрат, поэтому положительное решение принимается достаточно редко.
  • Для реализации этого процесса требуется предварительно разрабатывать специальный проект. В нем должно учитываться, что обязан создаваться свободный проезд на территорию к дому разного специального транспорта, к которому относятся: пожарная машина, скорая помощь или авто коммунальных служб. Если проект нарушает это условие, то он не сможет быть реализован.

Если имеются новые собственники квартир, которые не принимали участие в голосовании, то с них не допускается взимать средства для установки шлагбаума на придомовой территории, так как они не являются ответственными за такое решение.

Юридическое оформление

Многим жильцам одного дома требуется для сохранения парковочных мест установка шлагбаума на придомовой территории. Закон учитывает, что этот процесс должен реализоваться исключительно с учетом многочисленных требований и условий. Только при официальном и законном оформлении гарантируется отсутствие проблем с этим ограждением.

Юридическое оформление считается несложным, для чего реализуются последовательные действия:

  • назначается дата собрания жильцов строения;
  • на этом собрании принимается решение, относительного которого территория рядом с домом будет оформляться в собственность жильцов;
  • решение такого собрания с другими документами на дом передается в государственные органы.

Каждый владелец квартиры в таком строении должен приготовиться к тому, что ему придется уплачивать налог на землю, так как он становится владельцем не только жилья, но и прилегающей территории.

На основании письменного заявления жильцов, переданного в администрацию и отдел кадастра, устанавливается, какая площадь будет зарегистрирована в их долевую собственность. В Росреестре регистрируются границы данной территории на основании ФЗ № 122.

Принятие решения

После регистрации участка в долевую собственность решается на собрании, можно ли ставить шлагбаум на придомовой территории. 2/3 жильцов должны быть согласны с этим решением, а иначе монтаж конструкции будет считаться незаконным.

Для принятия такого решения вновь назначается и проводится собрание собственников. Если результат голосования является положительным, то закрепляется официальным документом, в котором указывается на необходимость установки и введения в эксплуатацию конструкции. Протокол подписывается участниками голосования.

Как выбрать конструкцию?

Важным моментом является непосредственный выбор конструкции. Она должна быть исправной и регулярно работающей. При этом надо обеспечить постоянный доступ к территории разным службам и специальным машинам. Выбирать можно разные виды шлагбаумов.

Вид шлагбаума

Его особенности

Механический

Считается доступным по стоимости и легким в установке. Но для регулярного его использования требуется нанимать вахтеров, которые будут поднимать и опускать конструкцию. Также сами владельцы квартир в доме могут самостоятельно заниматься поднятием и опусканием шлагбаума. Но такой вариант считается неподходящим, так как по закону перед разными службами должен открываться проход, поэтому требуются вахтеры. Это ведет к регулярным и значительным тратам средств, что вызывает недовольство среди жильцов дома.

Автоматический

Оснащается приводом, который может быть гидравлическим или автоматическим. Наиболее оптимальным считается первый вариант, который работает без перебоев даже зимой. Оба варианта являются надежными и удобными в использовании. Каждому владельцу квартиры в доме выдается ключ для использования конструкции, а также для этого может использоваться телефон или радиоуправление. При отключении электричества можно вручную поднять шлагбаум. Стоимость таких моделей считается значительной, поэтому придется подготовиться к существенным тратам на покупку и установку.

Перед монтажом следует убедиться, что обеспечивается свободный доступ к дому разным службам и специальным машинам.

Согласование с пожарной инспекцией

Законность установки шлагбаума на придомовой территории должны подтверждаться наличием разрешения от разных служб. К ним в первую очередь относится пожарная инспекция.

Согласование проекта должно осуществляться до начала монтажных работ, чтобы не возникала необходимость в будущем переделывать разные элементы.

Значимым требованием пожарной инспекции выступает необходимость создания беспрепятственного доступа пожарной машины непосредственно к дому. Если ограда может легко подниматься, а также не создаст другие препятствия для пожарников, то выдается разрешение.

Оптимальным решением для этого считается установка системы видеонаблюдения, на основании которой выводится сигнал на диспетчерскую, работающую круглосуточно. В этом случае оперативно будет подниматься шлагбаум перед пожарными машинами.

Разрешение от администрации региона

Перед монтажом подается заявление с проектом в местную администрацию или совет депутатов.

На принятие решения выделяется 30 дней, причем для новых домов получить разрешение не составит труда, а вот для старых домов могут возникнуть проблемы. Работники администрации могут потребовать наличие вахтера или охранников, чтобы аварийные службы всегда имели свободный доступ к строению.

Отказ может быть получен при несоблюдении норм или создании препятствий для свободного передвижения пешеходов.

Согласование с ГИБДД

Дополнительно установка шлагбаума на придомовой территории по закону требует получения разрешения от ГИБДД.

По ст. 15 ПДД не допускается самостоятельно гражданам размещать разные заграждения или иные аналогичные конструкции, мешающие проезду. Поэтому в ГИБДД жильцы должны доказать, что придомовая территория не является дорогой, поэтому не нарушается законодательство.

Разрешение от коммунальных служб

Шлагбаум располагается на территории, где проложено электричество и разные магистрали. Поэтому установка должна проводиться в таком месте, где не будет нарушена их целостность.

Дополнительно коммунальщики должны убедиться, что, если им понадобится проведение ремонтных работ, они получат для этого свободный доступ к дому.

Утверждение сметы на установку

Непосредственно на собрании решается, какой шлагбаум будет выбираться, какова будет стоимость самого оборудования и его установки, а также разрабатывается схема монтажа. Она фиксируется в протоколе собрания.

Далее в администрацию региона передается заявление, на основании которого будет реализовываться установка шлагбаума на придомовой территории. Предварительно придется получить разрешение на процесс от разных служб, причем официальные документы прикладываются к заявлению.

Как только будет закончено согласование шлагбаума на придомовой территории, можно приступать к его непосредственной установке.

Правила монтажа

Конструкция должна монтироваться только опытными специалистами. Правила установки шлагбаума на придомовой территории заключаются в следующем:

  • не должно создаваться препятствий для свободного передвижения граждан;
  • обеспечивается свободный доступ к придомовой территории разным коммунальным службам, скорой помощи, пожарным машинам или другой специальной технике;
  • стрела должна быть сделана из легкого материала, так как это считается значимым, если по каким-либо причинам придется вручную поднимать конструкцию;
  • изделие должно оснащаться разными элементами, гарантирующими безопасность его использования, например, автоматическая блокировка, если под стрелой находится человек или машина;
  • основание для установки надо бетонировать для повышения устойчивости конструкции.

Располагаться шлагбаум может исключительно на земле, которая оформлена в собственность граждан. Для этого первоначально наносится разметка, бетонируется основание и устанавливается оборудование по всем правилам. Оно подключается к сети при необходимости. Также нередко требуется монтаж системы видеонаблюдения.

Какие нужны документы?

Для монтажа изделия понадобится определенная документация. Документы для установки шлагбаума на придомовой территории включают в себя:

  • свидетельство, подтверждающие, что действительно жильцы дома оформили долевую собственность на объект;
  • выписка из ЕГРН, указывающая на оформление земли;
  • протокол собрания, где принимается решение о необходимости установки конструкции;
  • техническая документация на купленное оборудование;
  • разрешения от разных государственных органов и служб.

Так как шлагбаум не является капитальным объектом, то не требуется разрешение на строительство.

Сколько стоит?

Если соблюдается правильный порядок установки шлагбаума на придомовой территории, то граждане могут защитить свои парковочные места от других автовладельцев.

Стоимость установки может значительно отличаться, так как она зависит от вида шлагбаума, стоимости услуг монтажников и других факторов. Обычно варьируется цена конструкции от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб.

Работа по установке обычно стоит в пределах 10 тыс. руб.

Что делать при незаконной установке?

Не все жильцы одного дома будут довольны принятием такого решения. Если при установке оборудования нарушаются разные законы или требования, то граждане могут подать жалобу в районную администрацию.

На основании этого документа проводится проверка, целью которой является установление законности монтажа. Для этого привлекаются работники ГИБДД и МЧС. Если выявляется незаконная установка, то жильцы уплачивают штрафные санкции, а также требуется грамотно оформить оборудование.

Нередко требуется на придомовой территории установить шлагбаум. Данный процесс считается несложным, если выполнить все правильно и на основании многочисленных требований законодательства. Для этого надо приватизировать землю, получить разрешение на установку от разных государственных органов и инстанций, а также грамотно выбрать оборудование и оптимально установить его.

По данным ГИБДД, количество автомобилей в России за последние 10 лет увеличилось более чем на 65% и превысило 55 млн. Тем самым все острее становится проблема отсутствия парковочных мест. Довольно часто, не имея возможности припарковаться рядом с офисом, торговым центром или даже собственным домом, автолюбители оставляют свои машины во дворах соседних домов. Желая защитить свой двор от непрошеных гостей, собственники стали все чаще устанавливать шлагбаумы, ограничивающие проезд на территорию многоквартирного дома.

В некоторых случаях жильцы даже согласовывают особый порядок въезда и выезда автомобилей, вводя различные требования и ограничения. Но вправе ли ТСЖ заблокировать шлагбаум, чтобы собственник, нарушивший такой порядок, не мог попасть во двор? Верховный Суд Российской Федерации дал ответ на этот вопрос.

Суть дела

9 июня 2013 года на общем собрании собственники жилых помещений в многоквартирном доме, находящемся под управлением ТСЖ "Н", решили установить автоматические шлагбаумы с дистанционным управлением и утвердить Порядок пользования земельным участком. Так, например, право въезда на территорию дома было предоставлено исключительно собственникам (на личном автотранспорте). При этом владельцу пульта дистанционного управления от шлагбаума запрещалось использовать его для въезда во двор других автомобилей. Контроль над въездом постороннего транспорта на территорию был отдан диспетчеру – попасть во двор можно было только по предварительному согласованию с ним. В качестве санкции за нарушение этого порядка была предусмотрена блокировка электронного устройства.

Нужно ли платить налог за сдачу в наем комнаты в коммунальной квартире и подлежит ли такой договор найма регистрации? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

П., являясь собственником квартиры в указанном доме, сдавал ее другим лицам и, соответственно, передал им пульт управления шлагбаумом. Но поскольку квартиросъемщики собственниками помещения не являлись, ТСЖ сочло, что был нарушен утвержденный общим собранием порядок пользования земельным участком, и заблокировал эти пульты.

10 марта 2016 года П. обратился к ТСЖ, потребовав предоставить ему пульт дистанционного управления шлагбаумом, но получил отказ. Осуществлять въезд во двор ему предложили по предварительному звонку диспетчеру. Такое решение П. счел явным нарушением своих прав, так как ему был закрыт свободный подъезд к его дому и ограничена парковка его автомобиля во дворе. Все это он расценил как создание со стороны ТСЖ препятствий, мешающих ему пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью.

Позиции судов

В результате П. подал в суд иск с требованием обязать ТСЖ изготовить и передать ему два исправных пульта дистанционного управления от шлагбаума и . Однако районный суд в иске отказал (решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 25 августа 2016 г. по делу № 2-5679/2016). Суд признал позицию ТСЖ обоснованной, отметив, что причиной блокировки пультов стало использование придомовой территории лицами, не являющимися собственниками квартир, что нарушило утвержденный общим собранием порядок пользования земельным участком. Более того, добавил суд, решение общего собрания собственников, которым этот порядок был утвержден, не было признано недействительным, а потому подлежит применению и является обязательным для всех собственников, включая П.

Он обжаловал это решение, но апелляция поддержала позицию суда первой инстанции ().

С таким исходом дела П. не согласился и потому решил обратиться с кассационной жалобой в ВС РФ, и тот нашел основания для отмены актов нижестоящих судов (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14 ноября 2017 г. № 78-КГ17-80).

Суд напомнил, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты ( , ).

Тем самым, пояснил ВС РФ, блокировка пультов управления шлагбаумом и, следовательно, запрет П. въезжать на придомовую территорию незаконны. Решение ТСЖ нарушает права и законные интересы истца как собственника квартиры на беспрепятственный доступ к общему имуществу, а также на парковку его автомобиля в любое время суток на любом свободном месте на придомовой территории.

Суд также обратил внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придомовую территорию на основании решения общего собрания собственников в качестве санкции за нарушение установленного порядка пользования земельным участком. Тот факт, что утвержденный общим собранием собственников порядок не был признан недействительным, не является безусловным основанием для его применения, подчеркнул ВС РФ.

По мнению кассации, нижестоящим судам следовало руководствоваться правилом, согласно которому суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, должен применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (). Это правило, указал Суд, относится не только к нормативным правовым актам, принятым органами публичной власти, но и к локальным нормативным актам, каковым является утвержденный общим собранием собственников Порядок пользования земельным участком.

С учетом этого ВС РФ отменил обжалуемые акты и направил дело на новое рассмотрение.

Экспертное мнение

В рассмотренном случае речь шла о нарушении прав собственника. А как быть с квартиросъемщиками – вправе ли ТСЖ ограничить их въезд во двор? И можно ли не пускать на территорию клиентов фирм, расположенных на первых этажах жилого дома? Портал ГАРАНТ.РУ задал эти вопросы экспертам и узнал их мнение.

МНЕНИЕ

Иван Шевельков, генеральный директор Юридического центра "Высшая инстанция":

"Если собственник жилого помещения передает часть своих прав по договору аренды, к арендатору также переходит право пользования придомовой территорией, к которой относится и парковка ( , ). Ограничение права арендатора на пользование ею будет незаконным.

Что касается прав на парковку для клиентов юридических лиц, располагающихся на первых этажах жилых домов, стоит отметить следующее. Любое занятие парковочного места лицами, не являющимися собственниками недвижимости, чья придомовая территория используется в качестве парковки, должно совершаться с согласия собственников жилья либо не совершаться вовсе, так как чаще всего количество таких парковочных мест существенно ограничено".

МНЕНИЕ

Алина Дмитриева, юрисконсульт компании "Мой Семейный Юрист":

"Решая вопрос о парковке на территории многоквартирного дома третьих лиц, необходимо руководствоваться положениями, установленными общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Если заключен договор найма жилого помещения, то лица, указанные в договоре, имеют право получить электронные ключи от шлагбаума и въезжать на территорию дома. Если на общем собрании не было принято решение о въезде третьих лиц во двор, то необходимо в досудебном порядке оспаривать блокировку пульта, переданного собственником квартиры.

Важно отметить, что если юридическое лицо принимает клиентов по зарегистрированному адресу, то жильцы многоквартирного дома могут запретить въезд на территорию дома только в судебном порядке, так как юридическое лицо, владеющее помещением на законных основаниях, имеет такие же права, как и собственники квартир".

МНЕНИЕ

Юрий Аванесов, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

"Нередко собственники квартир за вознаграждение или без такового передают свои пульты управления шлагбаумом третьим лицам, чтобы те могли использовать их парковочные места. Подобные действия незаконны, поскольку земельный участок относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и, следовательно, для этого необходимо решение общего собрания ( , ).

Применительно к парковке клиентов расположенных в доме фирм важно отметить, что собственники не вправе общим собранием препятствовать собственнику или иному лицу, владеющему на законных основаниях нежилым помещением, пользоваться участком, но они вправе не пускать на участок транспортные средства третьих лиц".

МНЕНИЕ

Константин Орлов, основатель онлайн-системы Домсканер:

"Чтобы на законных основаниях ограничить въезд во двор, собственники многоквартирного дома должны на общем собрании принять решение о Порядке въезда на территорию. Как правило, этот Порядок прописывают в общем Положении об использовании придомовой территории. Соответственно, после принятия такого документа собственники получают пульты от шлагбаума. Кому они передадут их дальше (съемщикам жилья, тем, кто работает в офисе недалеко от дома), остается на совести самих владельцев. ТСЖ в праве заблокировать некоторые пульты, если люди начинают продавать свои парковочные места. Поэтому мы рекомендуем собственникам указывать в Порядке въезда на территорию, что никто не вправе передоверять пульты и передавать их третьим лицам. Если же подобный документ не был принят специально на общем собрании жильцов, запрещать парковку клиентам юридических лиц (салонов красоты, ветеринарных клиник и т. д.) незаконно".

МНЕНИЕ

Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры":

"Само по себе парковочное место не может быть отдельным объектом гражданских прав и, следовательно, предметом купли-продажи. Исключение составляют случаи, когда предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места) описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Таким образом, передача пультов управления третьим лицам должна квалифицироваться как фактическое действие, необходимое для предоставления в пользование части общего имущества, и не может быть ограничена ТСЖ при отсутствии со стороны управомоченного лица злоупотребления правом.

Запрещение парковки во дворе клиентам юрлиц возможно путем принятия соответствующего решения собственниками многоквартирного дома при условии, что эти клиенты занимают площадь общего имущества непропорциональную доли в праве общей собственности, что создает препятствие иным собственникам в пользовании имуществом либо иным образом нарушает их права и законные интересы. Жильцы вправе прибегнуть к самозащите своих прав, если они считают, что клиентами юрлица нарушаются их права, но только при условии соответствия самозащиты способу и характеру нарушения".


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча