30.06.2019

Кому присвоили 4 категорию объекта нвос. Росприроднадзор сообщил, как определить, относится ли объект нвос к iv категории. Выводы и предложения


Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).

Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

  • I категория - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ);
  • II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС.

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории учитываются (п. 2 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ):

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством РФ (п. 3 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Во исполнение указанных требований, принято Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1029 утверждающее Критерии определения категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Критерии) и вступившее в силу 11 октября 2015 года.

Для того, что бы вам было удобнее и проще определить категорию эксплуатируемого объекта и понять какие требования к вашему объекту будут предъявляться в дальнейшем, экспертами проведен анализ изменений нормативно-правового регулирования природоохранной деятельности. В итоге подготовлены материалы, обобщающие критерии и требования в отношении деятельности по эксплуатации объектов НВОС в зависимости от их категорий.

К категории значительного НВОС относятся объекты наиболее опасных видов хозяйственной деятельности. Так же данная категория присваивается объектам НВОС в зависимости от объемов производимой ими продукции или проектной мощности (подробнее см. п.1 Критериев).

1) Объекты наибольшего негативного воздействия:

По добыче сырой нефти и природного газа, в т.ч. переработке природного газа;

По производству нефтепродуктов;

По добыче и подготовке руд цветных металлов;

По производству химических веществ, по обработке и утилизации отходов и т.д.

2) Объекты негативного воздействия определяемые в зависимости от объемов производства и проектных мощностей:

Производство стекла с проектной производительностью от 20 т/сутки;

Захоронение отходов IV и V классов опасности, включая ТКО от 20 т/сутки;

Производство кожи и изделий из неё с проектной мощностью от 12 т/сутки и т.д.

С 1 января 2015 г.:

1) Производственный экологический контроль.

Разрабатывается и утверждается программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК), осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК

(п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Применение НДТ.

Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п. 2 ст. 28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

1) Автоматические средства измерения и учета . Стационарные источники (из перечня, установленного Правительством РФ), оснащаются автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи такой информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (п.9 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Государственная экологическая экспертиза. Проектная документация объектов капитального строительства будет подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня, за исключением проектной документации входящей в состав материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (п.п. 7_5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ)).

1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов.

При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Разработка технологических нормативов (п.1 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

3) Получение комплексного экологического разрешения (п.1 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

4) Программа повышения экологической эффективности.

В обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, если невозможно соблюдение данных нормативов (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

5) Разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) (п.2 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ).

6) Комплексное экологическое разрешение устанавливает:

- НООЛР (п.3 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ);

Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п.9 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ)).

Плата за НВОС.

Оплата в полной мере (коэффициент 100 ) - за превышение установленных для данных объектов объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Комплексное экологическое разрешение.

Обращение в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения (п.6 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).


К категории умеренного НВОС относятся объекты менее опасных видов хозяйственной деятельности. Объекты с меньшими объемами производимой продукции или проектной мощности, чем у объектов I категории (подробнее см. п.2 Критериев).

Согласно п.3 Критериев в данную категорию входят следующие объекты:

  • порты морского и внутреннего сообщения;
  • объекты приема и отправки воздушных судов;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Примеры хозяйственной деятельности Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС
1) Объекты умеренного негативного воздействия:

Эксплуатация ядерных установок;

Транспортирование по трубопроводам газа, нефти и продуктов их переработки;

Хранение отходов производства и потребления I-III классов опасности и т.д.

2) Объекты, негативного воздействия определяемых в зависимости от объемов производства и проектных мощностей:

Производство чугуна или стали менее 2,5 т/час;

Сбор и обработка сточных вод (систем канализации) менее 20 тыс. м(3)/сутки;

Производство мяса и мясопродуктов с проектной производительностью менее 50 т/сутки и т.д

С 1 января 2015 г.:

1) Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляется ПЭК, документируется информация и хранятся данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Применение НДТ.

Хозяйственная деятельность, отнесенная к категории наибольшего негативного воздействия, подлежит применению НДТ (п.2 ст.28_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

При планировании строительства объектов, производится расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п.2 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Комплексное экологическое разрешение.

Право получения комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ (п.12 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

3) Представляется декларация о воздействии на окружающую среду (п.1 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

4) План мероприятий по охране окружающей среды.

Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

5) Разрабатываются НООЛР (п.2 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ).

6) Учет образовавшихся и размещенных отходов.

Информация об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов включается в декларацию о воздействии на окружающую среду (п.4 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ);

7) Выбросы загрязняющих веществ.

Осуществляют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании декларации о воздействии на окружающую среду (за исключением радиоактивных выбросов) (п.10 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ);

Плата за НВОС.

Оплата в полной мере (коэффициент 100) - за превышение указанных в декларации о воздействии на окружающую среду объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п.5 ст.16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

К категории незначительного НВОС, относятся объекты эксплуатации исследовательских ядерных установок нулевой мощности или радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий (п.4 Критериев).

Так же, согласно п.5 Критериев, к данной категории принадлежат объекты НВОС, не отнесенные к I, II и IV категориям.

Примеры хозяйственной деятельности Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС
Объекты, на которых оборудование используется для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов. С 1 января 2015 г.

Производственный экологический контроль.

Разрабатывается и утверждается программа ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Вносится плата за НВОС (за исключением размещения ТКО) (п. 1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

1) Плата за НВОС.

Платой облагаются только радиоактивные веществ, высокотоксичные веществ, вещества, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами (вещества I, II классов опасности). Нормативы объемов или масс выбросов и сбросов прочих веществ устанавливаются в соответствии с данными учета, следовательно, платой они не облагаются (п. 8 ст. 16_3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

2) Нормативы допустимых выбросов и сбросов.

Не рассчитываются нормативы допустимых выбросов и сбросов за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности)

(п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

3) План мероприятий по охране окружающей среды.

Разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды, если невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, на период их поэтапного достижения (п. 1 ст. 67_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

4) Отчетность по деятельности в области обращения с отходами.

Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ), т.е. разработка ПНООЛР не требуется.

5) Отчетность о выбросах.

Представляется в Росприроднадзор или уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при отсутствии радиоактивных выбросов получение комплексного экологического разрешения или заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются

(п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ).

Объекты НВОС относятся к категории минимального негативного воздействия по одному из 3 критериев:

1) Одновременное действия следующих условий:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды;

б) масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т/год;

в) в составе выбросов отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные вещества;

г) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся при водопользовании для бытовых нужд);

д) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду

(подробнее см. п.6 Критериев).

2) Осуществление деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, при условиях:

а) использование оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива (если тепловая мощность при потреблении газообразного топлива более 2 Гкал/час, объектотносится к III категории);

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ

(подробнее см. п.7 Критериев).

3) Одновременное действия следующих условий:

а) использование оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;

б) соответствие их требованиям вышеизложенного критерия 1.

(подробнее см. п.8 Критериев).

Примеры хозяйственной деятельности Обязанности и меры стимулирования снижения НВОС
1) Социально значимые сферы деятельности (производства, услуг).

2) Некоторые предприятия:

Опытного производства;

Научно-исследовательские институты;

Опытно-конструкторские бюро.

С 1 января 2015 г.

Производственный экологический контроль.

(п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Плата за НВОС не вносится (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

1) Нормативы допустимых выбросов и сбросов.

2) Не предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду (п. 12 ст. 31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

3) Государственный экологический надзор.

Объекты данной категории не подлежат плановым проверкам государственного экологического надзора осуществляемого в рамках государственного строительного надзора (п. 9 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Не требуется разработка НООЛР или представление в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

К объектам, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть к IV категории, относятся здания, в которых нет источников выбросов веществ I и II классов опасности. А как определить класс опасности загрязняющих веществ? Ответ на этот вопрос содержится в письме Росприроднадзора от 26.04.17 № АС-09-01-36/8824 .

Напомним, что по степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории:

  • объекты I категории — оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • объекты II категории — оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты III категории — оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • объекты IV категории — оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на объектах I-III категорий. А те, кто работают исключительно на объектах IV категории, от уплаты экологических платежей освобождены (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; см. « »).

Согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.15 № 1029 , объектами IV категории считаются объекты, на которых одновременно выполняются два условия:

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Возникает вопрос: каким образом определить класс опасности загрязняющих веществ? В Росприроднадзоре отвечают на него так: чтобы определить класс опасности загрязняющих веществ, необходимо использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, которые предусматривают классы опасности для загрязняющих веществ. К таким нормативам, в частности, относятся «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (ГН 2.1.6.1338-03)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ

Приветствую, уважаемые друзья! Сегодня мы поговорим об очередных глобальных изменениях экологического законодательства... что же предстоит сделать экологам предприятий в ближайшем будущем?

Заглянем в историю...

Так, в середине позапрошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

1. объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ) (объекты I категории);
2. объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
3. объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
4. объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект, а затем спустя некоторое время согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 были утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

П.С: Как же подтвердить отнесение предприятия к нужной категории объектов, оказывающих негативное воздействие?

Так, согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет ЮЛ и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией

В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

На основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. до 1 января 2017 г.) юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих НВОС, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих НВОС, осуществляются без взимания платы.

Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Таким образом, на сегодняшний день форма заявки о постановке на государственный учёт, порядок создания и ведения Реестра и порядок формирования кодов объектов и присвоения их этим объектам не утверждены.

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

На этом у меня всё. До новых заметок!

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий


Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 сентября 2015 года N 1029

I. Критерии отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории

1. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по производству кокса;

б) по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа;

в) по производству нефтепродуктов;

г) по добыче и обогащению железных руд;

д) по добыче и подготовке руд цветных металлов - алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, тантала, ванадия, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;

е) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

ж) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов);

для производства ферросплавов;

з) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);

и) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:

простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);

кислородсодержащие углеводороды - спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы;

серосодержащие углеводороды;

азотсодержащие углеводороды - амиды, азотистые соединения, нитросоединения или нитратные соединения, нитрилы, цианаты, изоцианаты;

фосфорсодержащие углеводороды;

галогенированные углеводороды;

полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;

синтетический каучук;

синтетические красители и пигменты;

поверхностно-активные вещества;

к) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:

газы - аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода, соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид (фосген);

кислоты - хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;

основания - гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;

соли - хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия, перборат, нитрат серебра;

неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения - карбид кальция, кремний, карбид кремния;

специальные неорганические химикаты - цианид натрия, цианид калия;

оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);

л) по производству пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений;

м) по производству фармацевтических субстанций;

н) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок:

по обезвреживанию отходов производства и потребления I-III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению;

по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);

о) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);

п) по захоронению следующих отходов производства и потребления:

отходы I-III классов опасности;

отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более);

р) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс.куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);

с) по производству целлюлозы и древесной массы;

т) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

у) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);

ф) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);

х) по производству следующих пищевых продуктов:

мясо и мясопродукты (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);

растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);

молочная продукция (с проектной мощностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);

ц) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);

ч) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);

ш) по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;

щ) по добыче угля, включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);

ы) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории

2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

б) по добыче и подготовке руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;

в) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);

г) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью менее 75 тонн в сутки и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, не превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью менее 500 тонн в сутки);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки);

д) по производству оксида магния (с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки);

е) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс.куб. метров отводимых сточных вод в сутки);

ж) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более);

з) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки);

и) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки);

к) по производству следующих пищевых продуктов:

мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки);

растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью менее 75 тонн готовой продукции в сутки);

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель);

молочная продукция (с проектной мощностью менее 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель);

л) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);

м) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест);

н) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет менее 200 тонн в год);

о) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);

п) по добыче урановой и ториевой руд, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;

р) по эксплуатации:

радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

с) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов;

т) по производству искусственного графита;

у) по производству газа путем газификации и (или) сжижения:

углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);

других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более);

ф) по производству сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;

х) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

ц) по складированию и хранению:

нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более);

пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более);

ч) по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся:

хранения отходов производства и потребления I-III классов опасности;

хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более);

обезвреживания отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);

обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки);

захоронения отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (менее 20 тыс. тонн в год);

ш) по производству изделий из бетона для использования в строительстве, включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);

щ) по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более);

ы) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более);

э) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

3. Объект является:

а) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более);

б) морским портом;

в) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более);

г) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта.

III. Критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории

4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.

5. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа.

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.

В связи с требованием постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», природопользователи обязаны регистрировать эксплуатируемые объекты, с присвоением им соответствующей категории опасности. Предлагаем рассмотреть преимущества присвоения объекту IV категории.

К IV категории относятся объекты, не имеющие источников сбросов в окружающую среду, но имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, в составе которых отсутствуют вещества I-II класса опасности и радиоактивные вещества. Государственный учёт объектов НВОС проводится, в том числе, в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, порядок которого регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 №274-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Плановые проверки, обычно, проводятся с периодичностью раз в три года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2014 №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» объекты IV категории относятся к категории низкого риска, и плановые проверки, на данных объектах, не проводятся. Постановка на госучёт и получение категории для объекта вносит ясность в права и обязанности природопользователя. Это идеальное решение для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Для других объектов также выгодно встать на государственный учёт и получить IV категорию. Это привнесёт ещё ряд преимуществ, и главный плюс этого шага - отмена платы за НВОС для объектов IV категории, согласно ст.16.1 Закона №7-ФЗ. На объектах IV категории отсутствует необходимость разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК), представление отчёта об организации и результатах осуществления ПЭК (ст.67 Закона №7-ФЗ). Следующая привилегия - это отмена расчётов нормативов допустимых сбросов и нормативов допустимых выбросов для объектов IV категории с 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ). Также, с 1 января 2019 года для объектов IV категории отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Владельцы объектов IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ). Отсутствие необходимости разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности - ещё одна льгота для объектов IV категории.

Как мы видим, законом предусмотрен внушительный пакет экологических льгот для объектов IV категории, но также, присутствует рад обязательств, за нарушение которых, контролирующие органы вправе спросить по всей строгости не только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и Уголовного Кодекса РФ.

Главной обязанностью, всех без исключения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Природопользователи обязаны, внутренними приказами и должностными инструкциями, определить должностных лиц, ответственных за экологическую безопасность на предприятии, безопасное обращение с отходами. В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ - ответственные лица должны пройти обучение и иметь документы о дополнительном образовании или повышении квалификации в экологической сфере. Данные специалисты могут назначаться из состава штата, или же предприятие может делегировать экологическую ответственность сторонним специалистам. Без изменений остаётся и обязанность по ведению учёта образующихся и принимаемых отходов, с соблюдением регламентированной документации, а также составления статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы).

Статья 8.46 КоАП РФ:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению сведений для актуализации учётных сведений влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 100000 рублей.

Хозяйствующие субъекты обязаны исполнять все предписания контролирующих органов об устранении обнаруженных нарушений, а главное - бережно относится к природе и её ресурсам, флоре и фауне, здоровью человека и экологической безопасности!


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча