21.09.2019

Джон Юз - основатель Донецка. Биография. Чем знаменит Донбасс. Люди. Джон Джеймс Юз



Одним из самых выдающихся промышленников своего времени являлся Джон Юз – основатель Донецка. Благодаря ему появился этот один из крупнейших промышленных городов Украины. Чем же ещё была примечательна биография Джона Юза? Давайте более подробно узнаем, кто он такой и чем занимался. Молодые годы Прежде всего давайте узнаем, в каком году родился Джон Юз, где и в чьей семье. Будущий крупный промышленник был рожден в 1814 году в городке Мертир-Тидвил, что в Уэльсе. Происходил он из валлийской семьи инженера Юза (в современном произношении - Хьюза), который управлял местным металлургическим заводом. В ранней молодости Джон Джеймс Юз работал на предприятии отца, но к 28 годам смог накопить определенный капитал и приобрел собственную судостроительную верфь. Деятельность в Великобритании В 1850 году Джон Юз приобретает ещё одно предприятие – литейный завод в Ньюпорте. Впрочем, это не мешало ему одновременно самосовершенствоваться, работая инженером на Мильвольском железно-прокатном заводе, куда он перешел в конце 50-х годов XIX века. Уже в 1860 году Джон Юз стал директором этого предприятия. Одним из его достижений того времени было создание лафета для тяжелых пушек, который он спроектировал в 1864 году. Этот механизм привлек внимание многих европейских стран, откуда посыпались заказы. Кроме того, Джон Юз занимался разработкой брони для кораблей. Имя Джона Юза стало одним из самых известных в британской металлургии и судостроении. Предложения из России Разработки Джона Юза заинтересовали Адмиралтейство Российской империи, которое планировало использовать броню для укрепления форта «Константин» в Кронштадте. В ходе переговоров по поставке брони у Юза завязались тесные знакомства с российскими чиновниками, среди которых были полковник Оттомар Герн и генерал Эдуард Тотлебен. Они предложили британскому промышленнику воплотить проект на юге Российской империи по постройке завода по производству железных рельсов, за который ранее брался князь Кочубей. Юз согласился. Причины принятия предложения Главной причиной, которая побудила Джона Юза сконцентрировать свое основное направление деятельности на Российской империи, являлся промышленный кризис, разразившийся в Великобритании после катастрофического падения Лондонской биржи в 1866 году. Это породило значительный рост уровня безработицы в стране и отток инвестиций. В это время значительно упал объем заказов от покупателей. Россия же тогда была государством, экономика которого развивалась семимильными шагами, пытаясь сократить отставания от стран Запада. Поэтому она представляла собой довольно привлекательное поле деятельности для иностранного промышленника. Он намеревался привлечь в проекты, реализуемые в России, рабочую силу из Великобритании, на которую в родной стране резко упал спрос. К тому же российские чиновники сделали Юзу ряд довольно выгодных предложений, которые в данной ситуации казались ещё привлекательнее.

У 1870 році у ньому введене було нове "Городовое положення", що дало міському самоврядуванню нові права і початки. Але, як завжди, за браком грошей нова дума і міська управа небагато могли зробити для благоустрою міста. "Будучи заурядным губернским городом, почти немощным, он вдруг и неожиданно оживает".
Хто ж його і як оживив?
Оживили його два діячі, що в історії нашого краю набули собі добре ім"я. Це були англієць Юз і місцевий громадянин Олександр Поль.
Д.І. Яворницький

Юз, Джон Джеймс
(1814, Мертир-Тидвил - 1889, Санкт-Петербург) - британский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя - Юзовка.

Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов г. Мертира.
В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь.
В 36 лет приобретает в г. Нью-Порте литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на Мильвольский железнопрокатный завод в Великобритании а в 1960 г. становится его директором. В 1864 г. сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь в первые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров России, а затем и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Юзу.
Также в Донецке сохранился полуразрушенный дом Юза.

Уэльс – благодатный край Соединенного Королевства – помимо несметных запасов каменного угля прославился также своими недюжинными чудаками-валлийцами…

Но нам, украинцам, пожалуй, более всего будет интересен оборотистый предприниматель Джон Джеймс Юз (Хьюз), который в 1869 году, имея от роду 55 лет, со всем своим многочисленным семейством (жена и восемь детей), прислугой, пожитками поселился в голой донецкой степи. Закопал там несколько миллионов серебряных рублей и построил за два года поселок с металлургическим заводом. Теперь этот населенный пункт не что иное, как столица шахтерского края Донецк.

Что же заставило подданного Великобритании в спешке покинуть милую добрую Англию и застолбить место в широкой украинской степи? Конечно же, ее богатства! О рудных кладах Донбасса любознательный валлиец узнает из монографии об исследовании недр региона Ле Пле. Абсолютно доверяя французскому геологу, Юз все-таки решает собственноручно перепроверить результаты его научного изыскания. Себе в помощники он берет здешнего пастуха, знатока окрестностей и местных достопримечательностей И. Древицкого. Вдвоем они перелопачивают не одну тонну породы и выпивают не одну пляшку горилки. В итоге возникает проект завода с полным металлургическим циклом.

Юз медлить не любил. Поэтому сразу же с места в карьер занялся осуществлением задуманного. С удивительной легкостью он преодолевает бюрократические барьеры и получает разрешение царского правительства на строительство металлургического предприятия. Немалую услугу ему в этом оказывает председатель Государственного совета Великий князь Константин Петрович. Князю уже приходилось контактировать с валлийцем, когда тот поставлял русскому правительству вооружение и бронированную сталь для военных кораблей самодержавия.

Надо сказать, что сэр Джон появился в Российской империи уже обремененный славой талантливого предпринимателя. В 28 лет он покупает по случаю судостроительную верфь и к вящему огорчению конкурентов проявляет себя очень энергичным и крайне работоспособным бизнесменом. Через пару месяцев Юзу с трудом удается разместить в своем вместительном портфеле заказы на строительство и ремонт английских судов. В 36 лет неугомонный валлиец приобретает на юго-востоке Уэльса в г. Ньюпорт литейный завод Уксайд Энджиниринг. С этого момента все его внимание поглощает производство металлов и сплавов, их механическая и химическая обработка.

И все же славу талантливого изобретателя Джон Хьюз обрел благодаря сконструированному им в 1864 году лафету для тяжелых пушек, названному «стрингер Хьюза». Впоследствии эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Сей факт вынуждает Россию заняться модернизацией своего флота. Знаменитого валлийца приглашают в Северную Пальмиру. Взваливают на его плечи перевооружение и обшивку броней военных судов. Хьюз справляется. На редкость добросовестное отношение иностранца к порученному делу, рвение в работе покоряют царское правительство и Великого князя. На самом высоком уровне немедленно принимается решение о дальнейшем использовании опыта и капиталов предприимчивого валлийца.

На этот раз Джону Хьюзу предлагают укрепить строящийся в Кронштадте форт «Константин», в Санкт-Петербурге усовершенствовать литейную «Колпино», на Донбассе создать современное металлургическое производство. На радостях оно доже забывает, что концессия на постройку горно-металлургических предприятий в Донбассе уже давно обещана местному бизнесмену князю Кочубею. Многие полагают, что сэр Джон отступится, ан нет, наличие конкурента лишь ускоряет осуществление его планов.

В 1864 году происходит учредительная конференция Новороссийского АО. Большинством голосов директором-распорядителем общества назначается Джон Джеймс Хьюз. Его личный взнос на счет акционерного общества составляет 50 тыс. фунтов стерлингов.

Раскошелиться валлийца заставляет сложившаяся в самодержавии конъюнктура рынка. Империи катастрофически не хватает чугунок (ж/д) и качественного металла. Поэтому царским правительством всячески поощряются предприниматели, основавшие металлургические заводы. Им беспрепятственно предоставляются госзаказы для строящихся по всему царству железных дорог. Сэр Джон как человек с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу прекрасно понимает, что все его расходы вскоре окупятся с лихвой. Наличие рудников с высококачественными коксующимися углями, известняком, близкое расположение криворожской железной руды, дешевая рабочая сила – все это сулило ему высокую прибыль при умеренных затратах. Забегая вперед, скажем, что в 1889 году личное состояние Джона Юза превысило 90 тыс. фунтов стерлингов.

Сэр Джон проявляет способности психолога. Зная о неудержимой страсти чиновников к налу, он с успехом использует это их греховное влечение во благо развития национальной экономики и освоения природных богатств края. Благодарность властей не заставила себя долго ждать. В середине апреля 1869 года царское правительство дает добро на назначение Джона Юза директором-распорядителем вышеуказанной компании в Российской империи. В результате сэр Джон становится монополистом по производству металла на юге страны.

Оживление безбрежных ковыльных донецких степей Юз решает не откладывать. Не проходит и полгода, как по поручению нетерпеливого валлийца доменный мастер вместе с сотней квалифицированных рабочих привозят из Туманного Альбиона на Донетчину заводское оборудование. В апреле 1871 года задувается первая печь юзовского металлургического предприятия. На беду, из-за несовершенства системы через три дня домну пришлось остановить. Понадобилась полная ее перестройка. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В ходе реконструкции Юзу удается усовершенствовать режим работы печи, отрегулировать дутье, улучшить состав шихты, и, главное, он первый в Украине и России осуществляет применение кокса в металлургической промышленности. Но полному осуществлению его грандиозных планов помешала костлявая с косой.

Умер Джон Джеймс Юз летом 1889 года в Санкт-Петербургском отеле «Англитер». Его сыновьям досталось неплохое наследство: металлургический завод, десять угольных шахт, железнодорожная ветка, соединяющаяся с Екатерининской чугункой, кирпичный завод с карьерами известняка, щебня, песка и глины, коксовальная фабрика, а также 90 000 фунтов стерлингов. Ну а нам, благодарным потомкам, он оставил целый промышленный поселок под названием (до 1924 г.) Юзовка, который нынче разросся до столицы шахтерского края города Донецка, равно известного всей планете как своим промышленным, так спортивным и культурным потенциалом.

"Господа историки-краеведы, я видел много разного за те года, что изучаю историю Донецка. Но такого еще не встречал! Кому-то не дают покоя лавры РЕН-тв, но что бы говорить умные вещи, надо что бы в голове были умные знания, а не туфта всякая!

В сети чего только не обнаружишь. Например, два видео об альтернативной истории Новороссийского общества. Там доказывается, что на самом деле, история Донецкого металлургического завода началась не в 1872, и даже не в 1869 году, а гораздо раньше. И что Джон Юз откопал какое-то более древнее производство, на остове которого и создал все, благодаря чему стал известен. Это не шутка.
Общий хронометраж видео - 69 минут 10 секунд. Для тех, кто хочет сэкономить час своей жизни, вкратце перескажу содержание обоих серий. Ну, точнее, не содержание, а концепцию. К сожалению, я так и не понял, как зовут автора. На YouTube его канал обозначен как «Жизни круг».
Главная идея, которую продвигает автор - что на территории Донецка еще до Юза (и, скорее всего, задолго до Юза) существовало некое производство (возможно, тоже металлургическое).
Иначе автору решительно непонятно, зачем Юзу пришло на ум основать завод в месте, где нет залежей железной руды. Ну, а так - все понятно.
Юз ехал на берега Кальмиуса, потому что уже знал: раньше здесь было некое производство.
Куда оно делось? Было погребено под наслоениями времени. Автор отстаивает эту идею, используя всем известные фотографии юзовских времен и по-своему их интерпретируя. Доказывая, в частности, что изображенные на них здания, трубы и прочие объекты слишком глубоко сидят в земле - а значит, были построены до Юза.
Откуда Юз узнал о существовании этого погребенного завода? Прежде всего - из старинных манускриптов, собирать которые был большой охотник. Развивая свою мысль, автор всячески доказывает, что вся известная нам история Новороссийского общества была сфальсифицирована.
Отстаивая свои мысли, он проявляет завидную энергию и напористость, не особо обращая внимание на те шероховатости, которые возникают на его пути. Серьезного разбора его видео мы делать не собирались, но два момента отметим - просто ради примера.
В первой серии, демонстрируя акцию Новороссийского Общества, он обращает внимание на то, что там стоит дата 1862. Это служит ему лишним доказательством того, что история НРО - сплошная фальсификация (ведь нам всегда доказывали, что НРО было основано в 1869 году). При этом автор элементарно игнорирует тот момент, что 1862 год на акции - всего лишь дата парламентского указа, регламентировавшего функционирование компаний в Великобритании.

Во второй серии автор делает привязку к местности, отталкиваясь от фотографии с домом Юза. При этом, он берет фотографию старого дома Юза, а привязку делает, отталкиваясь на современной карте от нового - то есть, от дома Юза/Свицына. Ну, это так, мелочи. А вот идея - да! Впечатляет. Так что в целом - фильм полезный, прежде всего тем, что способен вас по-настоящему развлечь!

Про засыпанные дома еще больший бред. Автор далек невообразимо и от архитектуры и от строительства и от архитектуры промышленных поселков. Рассматривая фотографию первого кирпичного завода Юза, он умудряется сравнивать высоту её труб с высотой труб коксовых батарей, построенных намного позже.

Во-вторых, о таком методе строительства, как землянка он явно не в курсе. Дома никто НЕ ЗАКАПЫВАЛ. В земляном откосе просто вырывалась яма, перекрывалась кровля и закладывалась одна торцевая стена - все, здание готово! Дешево и сердито!. Позже часть этих землянок обкладывалась изнутри и приподымалось над землей, но это не обязательно.
В-третьих, автор явно не в курсе, что завод изначально строился в котловине, через которую протекал ряд балок.
Т.е. все эти кочугуры, которые он называет вынутым грунтом являются:
1) естественным склоном,
2) вынутым при строительстве землянок грунтом,
3) доменным шлаком, который отсыпали по заводу очень хаотично.

В-четвертых, автор оперирует фотографиями завода, когда производилась коренная модернизация. Были снесены ряды старых цехов и построены новые. Даже первый дом Юза не уцелел.
В-пятых, ну нельзя же нести бред по поводу строительных технологий, оперируя собственными ощущениями. Если знакомым ему лично "строителям" никто не рассказывал о технологии строительства из бутового камня, то это не значит, что половину домов в городе построили атланты.
Я могу, при надобности, рассказать и о том как строили из бута, все плюсы и минусы этой технологии, а также почему от неё впоследствии отказались и забыли, как устарелую.
Тут нет никаких ужасных тайн. Просто автор ролика недалекий человек!"

Основатель и директор завода Новороссийского общества (Юзовского завода), крупный деятель в деле водворения железного производства в России.

Англичанин по происхождению, Ю. родился в 1814 г. в гор. Мертире, в Южном Валлисе, и был сыном инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов.

Получив прекрасное домашнее образование Ю. поступил на завод Кафартера, где в то время служил его отец. Ознакомившись на этом заводе практически с металлургическим делом, он перешел на завод Еббевеля, а затем основал свою механическую фабрику в Ньюпорте.

При своих недюжинных способностях он быстро поставил дело на твердую ногу. К этому времени относится устройство им первой в Англии подъемной машины прямого действия.

Поступив затем в конце 1850-х годов на железопрокатный завод Миллволь, он уже в 1800 г. был назначен его директором.

Здесь, между прочим, им были изобретены известные "юзовские" лафеты для дальнобойных орудий.

Затем по мысли Ю. завод Миллволя занялся приготовлением брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

Около того времени русское правительство решило укрепить броней форт "Константин" в Кронштадте и по этому поводу вошло в переговоры с английским заводом Миллволя.

Во время этих переговоров Ю. близко сошелся с генералом Тотлебеном и полковником Герном.

Последний предложил ему принять на себя исполнение договора, заключенного в 1868 г. с кн. Кочубеем, по которому кн. Кочубей взялся построить на юге России завод для выделки железных рельсов.

Ю. поехал в Новороссию, осмотрел залежи каменного угля и железной руды, затем вернулся в Лондон, составил солидную компанию из английских и русских капиталистов и принялся за устройство завода в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии.

В январе 1872 г. начала уже действовать первая доменная печь, а через год начата была уже и выделка железных рельсов.

Между тем министерство Путей Сообщения решило не употреблять более железных рельсов и постановило заменить их стальными.

Новый завод, или, вернее, его директор Ю., принялся за выделку из местных материалов стальных рельсов и в 1879 г. выпустил такие рельсы, которые не только не уступали, но даже превосходили своим качеством рельсы английских заводов.

Переселившись в Россию со всей семьей, Ю. скоро полюбил новое свое отечество и искренно желал ему промышленных успехов.

Особенно старался он оживить юг России, предпринимая самые энергичные меры к расширению разработки каменного угля и железной руды. Постоянной его мечтой было добиться того, чтобы русский каменный уголь мог с успехом конкурировать с английским в Средиземном море, а русский чугун - в Петербурге.

Он уже с этой целью предполагал расширить производство своего завода и довести добычу каменного угля до 45 миллионов пудов в год, а выплавку чугуна до 15 миллионов.

Однако привести в исполнение этот план ему не пришлось.

Приехав в июне 1889 г. в Петербург по делам, касавшимся вышеупомянутого плана, он 16-го числа того же месяца внезапно захворал и на другой день скончался, имея 74 года от рождения.

Памятником 20-летней деятельности его на юге России остался прекрасно устроенный завод Новороссийского общества, около которого в этот период вырос целый город с 15000-ным населением. "Новости и Биржевая Газета", 1889 г., № 168. - "Сын Отечества", 1889 г., № 163. - "Новое Время", 1889 г., № 4779. - "Русский Календарь" на 1890 г., стр. 254. - "Всеобщий Календарь" на 1890 г., стр. 501. Е. Ястребцев. {Половцов}

Да, я не ошиблась, имя англичанина, валлийского промышленника Джона Джеймса Юза навсегда вошло в историю Донбасса. А в Донецке даже стоит ему памятник. Да и сам город с 1869 по 1923 назывался "#Юзовка " в честь Джона Юза. И знаете, почему?

Джон Джеймс Юз (англ. John James Hughes) родился в 1814 году в одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса. Умер 17 июня 1889 года в гостинице «Англетер» города Санкт-Петербург. Похоронен в Лондоне, на кладбище Западный Норвуд.

В начале XIX века Британию называли «мастерской мира». Стремительно развивались горная и металлургическая промышленность, и небольшой городок Мертир Тидвил превратился в город с 20-тысячным населением. Джон поступает учеником литейщика на железоплавильный завод Cyfarthfa Fawr Ironworks, где его отец был главным инженером.

Через некоторое время #Юз переходит на Ebbw Iron Work, где совершенствует свое мастерство литейщика. Завод Ebbw Iron Work первым в мире начал в промышленных масштабах производить отливку не только чугуна, но и стали, и Джон был в первой пятерке мастеров, освоивших эти технологии. Когда же прокатное отделение Ebbw Iron Work получило заказ на производство рельсов для строящейся железнодорожной ветви Ливерпуль — Манчестер, Джон Юз из литейной переходит туда и участвует в выполнении железнодорожного заказа.

В 1842 году Джон Юз (а ему нет и еще 30 лет) на собственные сбережения покупает предприятие Uskside Engineering Co в Ньюпорте, производившее металлические изделия и комплектующие паровых двигателей. И в Ньюпорте он женится на Элизабет Левис, дочери владельца местной гостиницы.

Руководство заводом в Ньюпорте Юз начал с изменений в производстве — перепрофилировал предприятие на выпуск литых изделий для портов, изготовление корабельных цепей, якорей, пушек и брони для флота. В это время как раз происходит перевооружение военно-морских сил Британии, так что недостатка в заказах не было.

Достаточно быстро Юз стал известен в профессиональных кругах металлургов и судостроителей, к его мнению стали прислушиваться. В 1860 году происходит слияние его бизнеса с предприятием Millwall Engineering and Shipbuilding Company on Thames side. Находясь в должности Генерального директора этого предприятия, он знакомится с представителями русского правительства: героем обороны Севастополя генерал-инженером Эдуардом Ивановичем Тотлебеном и инженером-полковником Оттомаром Борисовичем Герном, изобретателем русской подводной лодки с паровым двигателем. Россиянам британец понравился своими деловыми качествами и, после обсуждения ряда технологических вопросов, Юза приглашают посетить Россию.

В это время русское правительство решило укрепить броней форт Константин в Кронштадте и искало подходящий для этих целей материал и заводы-изготовители в Западной Европе. К решению этой задачи Адмиралтейство подошло очень серьезно и провело ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства. По мнению специалистов, продукция завода Миллвол, оказалась наиболее прочной и качественной, поэтому они обратились с заказом к Джону Юзу.

В конце 1865 года генерал-адьютант князь В.И. Васильчиков, Каншин и Рукавишников через министра финансов стали зондировать мнение императора на предмет строительства на юге страны металлургического завода. Результатом этого шага явилось подписание 19 февраля 1866 года Александром ІІ программы развития отечественного производства рельсов. 10 ноября 1867 года князь Сергей Викторович Кочубей получил Высочайшее соизволение на строительство предприятия по изготовлению железных рельсов из местных материалов. К разрешению было приложено сопроводительное письмо, где говорилось, что если ему удастся образовать подобного рода общество, то правительство под сооружение завода и шахт безвозмездно предоставит в достаточном количестве пустопорожние казенные земли в Екатеринославской губернии.

В 1869 году через посредничество Герна Джон Юз получил предложение принять на себя исполнение договора, заключенное правительством с князем Сергеем Кочубеем на строительство на юге России завода для выделки железных рельсов. Для разработки угля Юз основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». С.В. Кочубей поторговался для вида и продал концессию на постройку рельсового завода «Новороссийскому Обществу» за 24 000 фунтов стерлингов. Почетным директором Общества стал князь С.В.Кочубей. Но никакого влияние на принятие решений он не имел.

18 апреля 1869 года император Александром II утвердил договор между Российским правительством и Новороссийским обществом каменноугольного, железного, стального и рельсового производства о строительстве в донецкой степи металлургического завода, что фактически дало толчок к основанию Юзовки. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза.

Юзу было уже 55 лет, когда он приехал на эти земли со своими четырьмя старшими сыновьями Джоном Джеймсом, Артуром Дэвидом, Айваром Эдвардом и Альбертом Льюелин.

Сначала Юз обосновался на земле помещика Смолянинова (ныне Куйбышевский район Донецка). Он арендовал небольшую усадьбу и поселился в простой саманной хате, крытой соломой. Рядом с домом Юз построил кузницу, в которой изготовлялись инструменты и мелкое оборудование для будущего завода. Эта кузница явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода. Рядом со стройкой возник поселок, который слился с шахтерским селением Александровского рудника и был назван Юзовкой по имени управляющего делами англичанина Юза.

В 1873 году он арендовал (позже купил) землю юго-западнее своего еще не построенного завода у помещицы Екатерины Лариной и построил для себя более просторный, более надежный дом, чем саманная хата.

Так выглядел второй дом, который Юз построил для своей семьи (сейчас это центральный Ленинский район Донецка) . Первый,был построен в 1874 году.

А так он выглядел в 2006 году. Юзы жили в доме до 1903 года, затем уехали из Юзовки навсегда. После их отъезда до 1907 года в доме жил управляющий заводом Андерсон, но после травмы, полученной на заводе, уехал в Англию. Новый управляющий Адам Александрович Свицын прожил в доме до 1918 года, пока завод не был национализирован большевиками. Долгое время дом был известен под названием «Дом Свицына». В годы гражданской войны дом Юзов частично был разграблен. В 1920—1930-е годы в доме жили директора металлургического завода. В годы Великой Отечественной войны рядом с одноэтажной постройкой разорвалась авиабомба, которая снесла крышу и западную стену этой постройки. Эта же бомба повредила крышу двухэтажного особняка. В послевоенное время крышу и стену одноэтажного особняка отремонтировали, а двухэтажный дом долго не восстанавливали. Одно время дом распродавали на кирпичи. В начале 1980-х годов частично отремонтировали его крышу.

Строительство завода и шахт началось в 1869 году. Летом 1870 года из Англии в Украину на 8 груженых кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало в основном из Южного Уэльса около сотни специалистов — металлургов, шахтеров. В результате — Джону Юзу и небольшой группе его рабочих удалось построить первую доменную печь меньше чем за 8 месяцев (24 апреля 1871 года она была сдана в эксплуатацию).

Первая доменная печь в Юзовке, 1872 год.

Доставка оборудования в Юзовку.

Следует отметить, что Джон стал первым человеком в России, который использовал кокс в железном производстве. И это решение привело его к успеху. Уже в январе 1872 года начала действовать доменная печь, а в 1873 году открылась выделка железных рельсов. В это же время Министерство путей сообщения решило заменить железные рельсы стальными и поручило это дело Юзу, который блестяще справился с заданием: в 1879 году из местных материалов он приготовил стальные рельсы высочайшего качества.

Шахта в Юзовке, 1888 год.

Завод, построенный Джоном, работал по полному металлургическому циклу. Именно здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей и осваивается горячее дутье. Успех Юза достиг широчайшего масштаба. Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской империи, позже СССР, а с 1991 года - Украины.

Джон Юз надеялся, что совсем скоро российское производство угля и чугуна составит хорошую конкуренцию английскому. Однако этим планам не суждено было сбыться - Юз скоропостижно скончался в 1889 году. Причина его смерти до сих пор не установлена, но по некоторым данным, Джон Юз умер от кровоизлияния в мозг в одной из петербургских гостиниц. Найти место захоронения Юза - еще более сложная задача, по этому поводу специалисты до сих пор ведут жаркие споры. Сначала были предположения, что Джон похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, затем поступили сведения, что английский инженер покоится на территории современного Донецка. По последней, наиболее вероятной версии, могила Джона Хьюза находится в Лондоне на кладбище Западный Норвуд.

Страна потеряла одного из самых энергичных, талантливых и честных деятелей в горнозаводской промышленности. Дела Джона должны были продолжить его сыновья, которые к тому времени уже служили на заводе. Однако они вскоре покинули город, а новым управляющим заводом стал Адам Свицын.

Сегодня в Донецке в честь своего основателя установлен памятник на улице Артема около третьего учебного корпуса Донецкого национального технического университета Ворошиловского района. Кроме того, в городе до сих пор сохранились останки его двухэтажного особняка в Ленинском районе, где семья Юза проживала до 1903 года. Сегодня Дом Юза представляет собой историческую ценность.

Вот такая история о талантливом английском промышленнике Джоне Джеймсе Юзе (Хьюзе), который в 1869 году, имея от роду 55 лет, со всем своим многочисленным семейством (жена и восемь детей), прислугой, пожитками поселился в голой донецкой степи. Закопал там несколько миллионов серебряных рублей и построил за два года поселок с металлургическим заводом. Теперь этот населенный пункт не что иное, как столица Донбасса Донецк.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча