30.06.2019

Перевод на жилищную субсидию военнослужащего решение суда. Смоленский гарнизонный военный суд. Кому положена военная субсидия на жилье


Балашихинский гарнизонный военный суд (Московская область) - Гражданское

Суть спора: (адм.) об оспаривании решений, действий (бездействия) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Балашихинский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего судьи Астаховой Т.В.,

при секретаре Бондаренко Н.А.,

с участием административного истца Слепцова А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-172/2015 по административному исковому заявлению полковника Слепцова А.Л. об оспаривании действий начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии решения о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим,

УСТАНОВИЛ:

Полковник Слепцов А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением, оспаривая действия начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1-й отдел ФГКУ «Западрегионжилье»), связанные с отказом в принятии решения о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование своего заявления с учетом позиции, изложенной в ходе судебного разбирательства, административный истец указал, что проходит военную службу в войсковой части №, признан нуждающимся в жилых помещениях с составом семьи из человек. В качестве формы обеспечения жилым помещением он избрал предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Так, в порядке предусмотренном приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в уполномоченный орган с заявлением о выплате ему указанной субсидии. Однако из письма заместителя начальника 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) стало известно, что решение о выплате ему субсидии руководителем не принято, поскольку в настоящее время субсидия предоставляется лишь военнослужащим, зачисленным в распоряжение воинских должностных лиц и являющимися «внеочередниками».

Слепцов А.Л., полагая, что такие действия начальника 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» противоречат положениям вышеуказанного приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и нарушают его права, свободы и законные интересы, просил суд признать действия указанного воинского должностного лица незаконными и обязать его принять решение о выплате ему и совместно проживающим с ним членам его семьи субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании Слепцов А.Л. поддержал административный иск в полном объеме.

Административный ответчик – начальник 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» и его представитель в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие, в удовлетворении административного иска просили отказать. В письменных возражениях представитель сослался на то, что решение о выплате Слепцову А.Л. жилищной субсидии может быть принято только после обеспечения таковой лиц, принятых на жилищный учет ранее него и после доведения уполномоченным органом соответствующих лимитов денежных средств. В настоящий момент такой субсидией обеспечиваются военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее Слепцова А.Л.. Кроме того, права на внеочередное обеспечение субсидией в соответствии с п.1 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» Слепцов А.Л. не имеет.

Представитель второго административного ответчика – Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Западрегионжилье»), привлеченного к участию в деле в порядке ч.2 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 221. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">221 КАС РФ , в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие, в удовлетворении административного иска просил отказать по тем же основаниям.

Руководствуясь положениями ч.6 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">226 КАС РФ , выслушав мнение явившегося участника процесса, суд счел возможным рассмотреть и разрешить административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, рассмотрев административное исковое заявление, выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащим гарантировано обеспечение жилыми помещениями бесплатно и определены источники, порядок и формы обеспечения их жильем. В частности, предусмотрено предоставление военнослужащим денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (ст.15 Закона).

В соответствии со ст.15 указанного Федерального закона приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее – Порядок).

В соответствии с п.4 Порядка, для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.

Согласно п.5 Порядка, в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр).

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что обязательными условиями для принятия решения о предоставлении жилищной субсидии, наряду с другими, являются наличие договора об открытии военнослужащим банковского счета и заявления о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное военнослужащим и всеми членами его семьи, а также, наличие денежных средств на счетах соответствующих органов финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в объемах, достаточных для выплаты субсидии состоящим в очереди лицам, и последующее поступление из Росреестра по запросу жилищных органов сведений из ЕГРП в отношении каждого из состоящих в очереди кандидатов на получение субсидии.

Судом установлено, что Слепцов А.Л. проходит военную службу по контракту в войсковой части № и с составом семьи из человек состоит в едином реестре нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ. В качестве формы обеспечения жилым помещением он избрал предоставление жилищной субсидии.

Судом также установлено, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в 1-й отдел ФГКУ «Западрегионжилье» с заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное им и всеми членами его семьи, т.е. выполнил возложенные на него Порядком обязанности в полном объеме.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленных Слепцовым А.Л. документов, у инспектора 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» замечаний не возникло, и ДД.ММ.ГГГГ им в Росреестр был направлен запрос о предоставлении сведений из ЕГРП о правах Слепцова А.Л. и членов его семьи на жилые помещения. После поступления ДД.ММ.ГГГГ сведений из ЕГРП, указанным сотрудником дано заключение о возможности подготовки договора и решения о выплате жилищной субсидии. Данные обстоятельства подтверждаются и копией жилищного дела представленной административным ответчиком.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в установленный Порядком срок (десять рабочих дней со дня получения сведений и ЕГРП), несмотря на отсутствие оснований для снятия Слепцова А.Л. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении указанному военнослужащему жилищной субсидии так и не было принято.

Из письма заместителя руководителя 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) следует, что решение о предоставлении Слепцову А.Л. субсидии руководителем не принято, поскольку в настоящее время субсидия предоставляется лишь военнослужащим, зачисленным в распоряжение воинских должностных лиц и являющимися «внеочередниками». Поскольку он не относиться к этой категории лиц, то решение о выплате ему данной субсидии будет принято в порядке очередности относительно даты признания на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Вместе с тем, согласно п.17 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих» предоставление денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений вне очереди предусмотрено только военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди. Военнослужащие, находящиеся в распоряжении командования вопреки ссылке вышеуказанного воинского должностного лица к такой категории не относятся.

Анализируя указанные обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что непринятие начальником 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» решения о предоставлении Слепцову А.Л. денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений по указанным основаниям в установленный Порядком срок, противоречит нормам, регулирующим предоставление жилищной субсидии.

Кроме того, в подтверждение доводов, изложенных административными ответчиками в письменных возражений на иск, суду не представлено документальных доказательств того, что в настоящее время жилищная субсидия предоставляется лицам, принятым на жилищный учет ранее Слепцова А.Л., равно как и не представлено суду доказательств того, что препятствием для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении Слепцову А.Л. жилищной субсидии является отсутствие в настоящее время соответствующих лимитов денежных средств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия начальника 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» не соответствуют абз.2 п.5 Порядка и, тем самым, нарушают права, свободы и законные интересы Слепцова А.Л., в связи с чем в целях восстановления нарушенных его прав полагает необходимым возложить обязанность на указанное воинское должностное лицо рассмотреть вопрос о предоставлении данному военнослужащему и совместно проживающим с ним членами его семьи жилищной субсидии.

Вместе с тем, суд отказывает административному истцу в удовлетворении административных исковых требований в части понуждения начальника 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» принять решение о выплате ему и совместно проживающим с ним членами его семьи жилищной субсидии, поскольку в силу конституционного принципа разделения властей, установленного ст. Российской Федерации, судебная власть не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию органа уполномоченного на принятие соответствующего решения, равно как и не вправе предрешать существо принимаемого решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. - , Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">227 КАС РФ , военный суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление полковника Слепцова А.Л. об оспаривании действий начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии решения о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, удовлетворить частично.

Признать действия начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации несоответствующими абз.2 п.5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и нарушающими права, свободы и законные интересы Слепцова А.Л..

Обязать начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении Слепцову А.Л. и совместно проживающим с ним членам его семьи, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим в соответствии с положениями Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Балашихинский гарнизонный военный суд и Слепцову А.Л. об исполнении решения суда по административному делу.

В удовлетворении административных исковых требований Слепцова А.Л. о понуждении начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять решение о выплате ему и совместно проживающим с ним членам его семьи субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через Балашихинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.В.Астахова

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1. Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. К. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным приказ командующего Северным флотом об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения жилищной субсидией.

Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 27 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда отменено и по делу принято новое решение, которым заявление удовлетворено, оспариваемый приказ признан незаконным.

В кассационной жалобе представитель командующего Северным флотом, указывая на отсутствие в законе запрета на исключение из списков личного состава воинской части уволенного военнослужащего, обеспеченного по установленным нормам служебным жилым помещением, просил апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение флотского военного суда и оставила в силе решение гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. об отказе К. в удовлетворении заявления, приведя в обоснование следующие доводы.

Из материалов дела следует, что К., имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и обеспеченный по месту военной службы по установленным нормам служебным жилым помещением, приказом командующего Северным флотом уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

На момент увольнения К. находился на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.

5 февраля 2014 г. жилищным органом удовлетворено заявление К. об изменении формы обеспечения жильем на государственный жилищный сертификат, а 27 мая 2015 г. - на жилищную субсидию.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на 25 января 2014 г.) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного закона.

Из анализа приведенной нормы следует, что закон устанавливает запрет на увольнение указанных военнослужащих при определенных обстоятельствах, а ограничений, связанных с невозможностью исключения уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено.

Аналогичный подход сформулирован в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Согласно договору найма служебного жилого помещения в пос. Луостари-2 и обязательству о сдаче этого жилья К. гарантировано сохранение за ним данного помещения до обеспечения его жилищной субсидией.

При таких данных оснований для нахождения К. в списках личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению не имелось, а непредоставление ему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не являлось препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности приказа об исключении К. из списков личного состава воинской части, изданного во исполнение приказа командующего Северным флотом о его увольнении с военной службы, является правильным.

Определение N 210-КГ16-17

2. Военнослужащий, проходящий военную службу за пределами территории Российской Федерации и не подлежащий увольнению, не имеет права на обеспечение жильем или жилищной субсидией по избранному месту жительства.

Решением Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Московского окружного военного суда от 22 октября 2015 г., удовлетворено заявление Т. в части признания незаконным решения заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") от 20 марта 2015 г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В кассационной жалобе представитель ФГКУ "Западрегионжилье", указывая на обеспечение Т. по месту военной службы служебным жилым помещением и отсутствие правовых оснований для обеспечения его жильем по договору социального найма в период прохождения военной службы за пределами территории Российской Федерации, просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Т., родившийся в 1971 г., заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, с сентября 1994 года проходит военную службу в воинской части, дислоцированной за пределами территории Российской Федерации.

В феврале 2015 года Т. обратился с заявлением к начальнику ФГКУ "Западрегионжилье", в котором просил принять его на жилищный учет в избранном месте жительства после увольнения с военной службы в запас по истечении срока контракта в г. Санкт-Петербурге.

Решением заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от 20 марта 2015 г. заявителю отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение Т. оспорил в судебном порядке.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что общая продолжительность военной службы заявителя составляет более 20 лет, он подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта и по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации не может быть в силу закона обеспечен жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, в связи с чем он имеет право на обеспечение жилищем в избранном постоянном месте жительства. Суд апелляционной инстанции с выводами гарнизонного военного суда согласился.

Однако такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.

В суде установлено, что заявитель, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и подлежащий в связи с этим обеспечению по месту военной службы жилым помещением для постоянного проживания, после истечения в сентябре 2015 года срока контракта о прохождении военной службы заключил новый контракт сроком на один год.

Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.

В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., подлежат обеспечению жилыми помещениями по избранному месту жительства лишь при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Между тем, как следует из материалов дела, Т. проходит военную службу на должности, предельного возраста пребывания на военной службе не достиг. Что касается представленной заявителем в суд кассационной инстанции не заверенной надлежащим образом копии заключения военно-врачебной комиссии от 6 апреля 2016 г., то есть после принятия жилищным органом оспариваемого решения, то это обстоятельство не может учитываться при рассмотрении данного дела.

Отсутствие возможности обеспечения заявителя по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма не предполагает распространения на него положений абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как на военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

Право на обеспечение такими жилыми помещениями по месту военной службы заявитель приобретет в случае ее продолжения на территории Российской Федерации.

Таким образом, вывод судов о незаконности решения заместителя начальника ФГКУ "Западрегионжилье" об отказе заявителю в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на законе не основан.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что явилось основанием для отмены Судебной коллегией по делам военнослужащих в кассационном порядке решения Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 г. и апелляционного определения Московского окружного военного суда от 22 октября 2015 г. и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Определение N 201-КГ16-38

3. Право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке очередности.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 6 ноября 2015 г., удовлетворено заявление Ш., в котором просил признать незаконным бездействие жилищного органа, связанное с непринятием своевременного решения о предоставлении ему жилищной субсидии.

В кассационной жалобе представитель жилищного органа выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе Ш. в удовлетворении заявления ввиду необходимости соблюдения принципа очередности при осуществлении жилищного обеспечения военнослужащих.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих пришла к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, Ш., имеющий общую продолжительность военной службы более 17 лет, 20 марта 2014 г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 16 мая того же года исключен из списков личного состава части с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях.

15 декабря 2014 г. жилищным органом принято предварительное решение о предоставлении Ш. жилищной субсидии, которое с комплектом необходимых документов и учетным жилищным делом истца было направлено для принятия окончательного решения в федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") и поступило туда 26 декабря 2014 г.

Уведомлением руководителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" от 14 января 2015 г. до сведения начальника ФГКУ "Западрегионжилье" доведены лимиты бюджетных обязательств по статье "Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы".

Признавая незаконным оспоренное истцом бездействие начальника ФГКУ "Западрегионжилье", суды исходили из того, что согласно п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее - Порядок), решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Ш. и членам его семьи жилищной субсидии в установленные законом сроки, чем, по мнению судов, были нарушены права истца на своевременное получение субсидии.

Однако данный вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит материалам дела.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Ш. в суд в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений, состояло 687 человек, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с датой постановки на учет ранее 7 октября 2013 г.

Таким образом, перед административным истцом значилось 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имел, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Ш., а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Указанное обстоятельство суды обеих инстанций оставили без внимания, хотя, как это следует из п. 5 Порядка, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.

Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Ш., следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло.

Однако суд должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех очередников, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии ранее Ш., и его в том числе, а возлагать на начальника ФГКУ "Западрегионжилье" обязанность по принятию решения о предоставлении истцу и членам его семьи этой субсидии вопреки правам и законным интересам других 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии ранее Ш., недопустимо.

На основании изложенного Судебная коллегия отменила обжалуемые судебные акты по заявлению Ш. и направила дело на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд в ином составе судей.

Определение N 210-КП6-11

4. Проживание гражданина в жилом помещении по договору безвозмездного пользования, равно как и по иному договору или сделке, может явиться основанием для возникновения жилищных прав.

Решением 94 гарнизонного военного суда от 17 декабря 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением 3 окружного военного суда от 10 марта 2016 г., удовлетворено заявление Ч., в котором он просил признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии ФСО России (далее - жилищная комиссия), оформленное протоколом от 5 ноября 2015 г., об отказе во включении его с членами семьи в списки военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.

В кассационной жалобе представитель жилищной комиссии, указывая на фактическое проживание заявителя вместе с членами семьи в квартире, ранее принадлежавшей его супруге на праве собственности, и умышленное ухудшение последней жилищных условий, что свидетельствует о злоупотреблении ею правом, просил судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих пришла к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Ч. проходит военную службу в воинской части, дислоцированной в г. Москве.

До июля 2014 года заявитель был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном в Павлово-Посадском районе Московской области и принадлежащем на праве собственности его отцу. По решению суда договор пользования указанным жилым помещением был расторгнут, право пользования его этим помещением прекращено.

Супруге Ч. - Ч.Н. до января 2015 года на праве собственности принадлежала квартира в г. Москве общей площадью жилого помещения 50,5 кв. м, которую она продала. Кроме того, супруге заявителя на праве собственности принадлежала 1/2 доли (24,4 кв. м) квартиры, расположенной в г. Химки Московской области, которую она продала в феврале 2015 года своей матери.

После этого Ч. обратился в жилищную комиссию с заявлением о включении его в списки лиц, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, в чем ему было отказано решением жилищной комиссии от 5 ноября 2015 г. В обоснование принятого решения комиссия указала на проживание заявителя и членов его семьи в жилом доме, принадлежащем на праве собственности матери супруги заявителя и расположенном в Домодедовском районе Московской области, а также совершение Ч.Н. действий, приведших к утрате гарантированного законом права пользования жилыми помещениями.

Признавая названное решение незаконным, гарнизонный военный суд указал, что на момент принятия оспариваемого решения по месту службы заявитель вместе с членами семьи не имел жилых помещений в собственности, пользовании и владении, то есть отвечал основаниям предоставления служебного жилья, указанным в ч. 2 ст. 99 ЖК РФ.

Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что командованием не представлено данных о невозможности предоставить Ч. служебное жилое помещение.

Согласно ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, должностными лицами.

При рассмотрении данного дела суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и неправильно истолковали закон.

Из материалов дела следует, что после продажи в январе 2015 года квартиры в г. Москве супруга заявителя заключила договор безвозмездного пользования этим жилым помещением ею и двумя детьми до октября 2018 года, что подтвердил 17 декабря 2015 г. в судебном заседании Ч., пояснив, что он также продолжает проживать в этой квартире.

Кроме того, согласно решению жилищной комиссии от 5 ноября 2015 г. одним из оснований отказа заявителю включить его в списки лиц, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, явилось проживание его и членов семьи по устной договоренности с собственником (матерью супруги) в жилом доме, расположенном в Домодедовском районе Московской области.

Этим обстоятельствам судом оценки не дано, хотя они являются юридически значимыми. ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Однако этого должным образом сделано не было.

Нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве заявителя на обеспечение служебным жилым помещением.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила решение 94 гарнизонного военного суда от 17 декабря 2015 г. и апелляционное определение 3 окружного военного суда от 10 марта 2016 г. по заявлению Ч. и направила дело на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд в ином составе судей.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих от 14 июля 2016 г. данное определение отменено, кассационная жалоба М. с материалами передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе М. просил отменить судебные постановления, указав на оставление судами без внимания того, что с момента зачисления в списки личного состава войсковой части 74777 до даты обращения в Североморский гарнизонный военный суд он проходил военную службу и получал денежное довольствие в пункте временной дислокации указанной воинской части, расположенном с июля 2015 года в г. Североморске на основании приказа командующего Северным флотом.

Рассмотрев материалы судебного производства, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия жалобу удовлетворила, отменила определение заместителя председателя Североморского гарнизонного военного суда от 2 октября 2015 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 30 октября 2015 г. о возвращении административного искового заявления и направила материалы в Североморский гарнизонный военный суд со стадии рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.

В обоснование принятого решения Судебная коллегия указала следующее.

Из сообщения врио начальника организационно-мобилизационного управления штаба Северного флота от 1 октября 2015 г. следует, что войсковая часть 74777 сформирована и включена в состав Северного флота с 1 августа 2014 г. с дислокацией на о. Котельный, Республика Саха (Якутия).

Определение N 210-КП6-16

Решение от 21 января 2015 года

По делу № 2-3/2015

Принято Благовещенским гарнизонным военным судом (Амурская область)

  1. Информация по делу №2-3/2015 ~ М-1/2015
  2. РЕШЕНИЕ
  3. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. 21 января 2015 года город Благовещенск
  5. Благовещенский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Ждановича Д.В.,
  6. при секретаре судебного заседания Самойленко А.О.,
  7. с участие заявителя Хабарова Р.П.,
  8. в открытом судебном заседании, в помещении военного суда,
  9. рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего Хабарова ФИО2 об оспаривании решения руководителя Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о предоставлении заявителю и членам его семьи жилищной субсидии в неполном размере,
  10. Установил:

  11. Хабаров обратился в суд с заявлением, в котором указал, что приказом командующего войсками Дальневосточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № он досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями ( ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). В настоящее время он проходит военную службу в, будучи зачисленным в распоряжение.
  12. Решением руководителя Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – ФГКУ «Востокрегионжильё») от ДД.ММ.ГГГГ № ему предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (далее – жилищная субсидия) в размере. Однако при расчёте размера жилищной субсидии указанным должностным лицом необоснованно применён заниженный поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы, поскольку в отношении него с учётом основания увольнения с военной службы подлежал применению поправочный коэффициент - 2,375.
  13. Полагая свои права нарушенными, Хабаров просил суд признать незаконным решение руководителя ФГКУ «Востокрегионжильё» от ДД.ММ.ГГГГ № в части применения при расчете жилищной субсидии заниженного поправочного коэффициента, и обязать указанное должностное лицо внести в решение соответствующие изменения, указав поправочный коэффициент 2,375, а Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения по Хабаровскому краю» (далее – ФКУ «УФО по Хабаровскому краю») произвести доплату жилищной субсидии.
  14. Заявитель Хабаров изложенные требования поддержал и пояснил, что поскольку он уволен с военной службы в связи с организационно-штатаными мероприятиями, то предоставленная ему жилищная субсидия подлежала расчёту с учётом повышенного коэффициента.
  15. Руководители ФГКУ «Востокрегионжильё» и ФКУ «УФО по Хабаровскому краю», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, явку представителей не обеспечили, в связи с чем, на основании ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.
  16. Вместе с тем, представители ФГКУ «Востокрегионжильё»ФИО и ФКУ «УФО по Хабаровскому краю» ФИО1 в письменных возражениях просили в удовлетворении заявления отказать, так как в отношении заявителя подлежал применению поправочный коэффициент – 2,25. Увеличенный же поправочный коэффициент, о котором заявляет Хабаров, применяется только в отношении граждан, уволенных с военной службы и исключённых из списков личного состава, то есть утративших связь с Вооружёнными Силами РФ. Военнослужащие, проходящие военную службу, и граждане, уволенные с неё, при определённых условиях обладают различными правами на обеспечение жилищной субсидией. Заявитель уволен с военной службы, но не исключён из списков личного состава воинской части, следовательно не подпадает под категорию граждан, определённых ФЗ «О статусе военнослужащих», у которых поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.
  17. Выслушав заявителя, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
  18. В соответствии с абз. 1 и 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
  19. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
  20. Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 , жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
  21. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
  22. Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство РФ постановлением от утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с (далее– Правила).
  23. На основании пункта 2 Правил для расчёта субсидии федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, применяется, помимо всего прочего, поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемый в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящих Правил.
  24. Согласно пункту 7 Правил поправочный коэффициент устанавливается в следующем размере: от 10 лет до 16 лет военной службы - 1,85; от 16 лет до 20 лет военной службы - 2,25; от 20 лет до 21 года военной службы - 2,375.
  25. В соответствии с пунктом 9 Правил военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в ФЗ «О статусе военнослужащих», поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.
  26. В силу ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
  27. Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более законодателем предусмотрен ряд льгот при реализации их права на жильё при увольнении с военной службы, равных по своему объёму правам, предоставленным военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более. Однако данные льготы указанным военнослужащим предоставляются только при условии их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. При увольнении с военной службы военнослужащих по иным основаниям при общей продолжительности военной службы 10 лет и более вышеназванные льготы на них не распространяются.
  28. Из выписки из приказа командующего войсками Дальневосточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Хабаров досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас.
  29. Как следует из выписки из приказа командующего войсками Дальневосточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № Хабаров зачислен в распоряжение начальника организационно-мобилизационного управления – заместителя начальника штаба округа по организационно-мобилизационной работе.
  30. Из справки военного комиссара Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что выслуга лет Хабарова на указанную дату в календарном исчислении составляет 17 лет 2 месяца 4 дня.
  31. Как видно из решения руководителя ФГКУ «Востокрегионжильё» отДД.ММ.ГГГГ № Хабарову на состав семьи из человек предоставлена жилищная субсидия в размере. Согласно данному решению при расчёте жилищной субсидии поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы Хабарова (17 лет 2 месяца 4 дня) применён в размере 2,25.
  32. Как усматривается из выписки из лицевого счета о состоянии вклада Хабарова, последнему ДД.ММ.ГГГГ на лицевой счёт зачислены денежные средства в размере
  33. С учётом изложенного суд приходит к выводу, что поскольку Хабаров досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а его выслуга в календарном исчислении составляет от 10 лет до 20 лет, расчёт жилищной субсидии заявителю в соответствии с пунктом 9 Правил должен производится с учётом увеличенного коэффициента – 2,375. Следовательно обжалуемое решение руководителя ФГКУ «Востокрегионжильё» в части применения при расчете жилищной субсидии поправочного коэффициента – 2,25 является незаконным и нарушающим права Хабарова.
  34. При таких обстоятельствах, признавая заявление обоснованным, суд полагает необходимым возложить обязанность: на руководителя ФГКУ «Востокрегионжильё» – внести изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ№ в части, касающейся Хабарова, указав в решении поправочный коэффициент – 2,375, произвести перерасчёт предоставленной Хабарову жилищной субсидии и направить изменённое решение о предоставлении Хабарову жилищной субсидии с учётом перерасчёта в ФКУ «УФО по Хабаровскому краю»; на руководителя ФКУ «УФО по Хабаровскому краю» – произвести выплату жилищной субсидии Хабарову с учётом перерасчёта.
  35. Принимая данное решение и руководствуясь ГПК РФ, суд считает необходимым установить руководителю ФГКУ «Востокрегионжильё» срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
  36. Доводы представителей ФИО и ФИО1 о том, что пункт 9 Правил распространяется только на граждан, уволенных с военной службы и исключённых из списков личного состава, являются ошибочными, поскольку в данной норме Правил прямо указано, что правом на увеличение поправочного коэффициента обладают военнослужащие. Более того, предусмотренное пунктом 9 Правил условие, что общая продолжительность военной службы военнослужащих должна составлять от 10 лет до 20 лет, свидетельствует о том, что ссылка на ФЗ «О статусе военнослужащих» законодателем сделана лишь для того, чтобы определить категории имеющих право на увеличение коэффициента военнослужащих, а именно при их увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
  37. Доводы о том, что военнослужащие, проходящие военную службу, и граждане, уволенные с неё, при определённых условиях обладают различными правами на обеспечение жилищной субсидией, несостоятельны, так как право уволенных с военной службы граждан на жильё производно от имевшегося у них ранее статуса военнослужащего и только в том объёме прав, которые им были предоставлены в период прохождения военной службы.
  38. Учитывая положения ГПК РФ, суд считает необходимым возместить Хабарову понесённые им судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении с заявлением в суд в размере 300 руб.
  39. Вместе с тем, принимая во внимание возражения представителя Лебедева, согласно которым ФГКУ «Востокрегионжильё» зачислено на финансовое обеспечение в ФКУ «УФО по Хабаровскому краю» без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, понесённые заявителем судебные расходы суд взыскивает с ФКУ «УФО по Хабаровскому краю».
  40. На основании изложенного, руководствуясь и
  41. в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу внести изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся Хабарова Р.П., указав в решении поправочный коэффициент 2,375, и произвести перерасчёт предоставленной Хабарову Р.П. и его членам семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений);
  42. направить изменённое решение о предоставлении Хабарову Р.П. и его членам семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) с учётом перерасчёта в Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю».
  43. Обязать руководителя Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» после получения из Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ изменённого решения о предоставлении Хабарову Р.П. и его членам семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) произвести выплату данной субсидии Хабарову Р.П. с учётом перерасчёта.
  44. Взыскать с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» в пользу Хабарова Руслана Павловича понесённые им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении с заявлением в суд, в размере 300 (триста) руб.
  45. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Благовещенский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.
  46. Председательствующий по делу Д.В. Жданович

Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих

Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилище гарантировано статьей 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" , в соответствии с данной статьей , государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

Военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

Офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

Прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Лицам, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье 44 Федерального закона от 06.02.97 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по контракту в воинских частях по охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и члены их семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее в настоящей статье - проживающие совместно с ними члены их семей), на период прохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваются служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Выводы судов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014 N 210-КГ14-5

Исковые требования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении ему распределенного жилого помещения по избранному месту жительства в связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного жилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом и обратился в суд.

Позиция суда: решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, Кривцу К.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьи Северного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации заявителю и его представителю отказано.

Однако Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства в Кривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве члена семьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерации они не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет.

Согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявитель правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом супруги и дочери.

Иск об обязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковые требования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение.

Позиция суда: Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А. отказано.

Вышестоящий суд согласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условием обеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категории является принятие решения органами местного самоуправления о принятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении их в список нуждающихся в жилых помещениях. Однако, как следует из материалов дела, истец является включенным в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты "Комсомольская правда" ОАО "Ростовуголь" непригодным для проживания по критериям безопасности.

Как следует из материалов дела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасска разъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию города с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался с заявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано по каким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилого помещения

1. Апелляционное определение Омского областного суда от 23.04.2014 по делу N 33-2531/2014

Исковые требования: Министерство обороны РФ обратилось с иском к К.А., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.Е., К.Г. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения.

Позиция суда : в исковых требованиях отказано. Ответчик был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, на момент предоставления спорного помещения он и члены семьи не имели в собственности либо в пользовании иного жилья, предоставленное помещение по площади соответствует установленной норме предоставления.

На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п.

2. Апелляционное определение Омского областного суда от 23.04.2014 по делу N 33-2454/2014

Исковые требования: ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Р.А., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Р.М., Р.Е. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения.

Решение суда: В удовлетворении исковых требований отказано. На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности, либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 6 мая 2005 года N 251-п.

Отказ в постановке на учет на получение постоянного жилья

Определение Московского городского суда от 24.03.2014 N 4г/4-2361

Исковые требования: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать действия, связанные с отказом ответчика в постановке Т.С.Г. и членов его семьи в очередь нуждающихся на получение постоянного жилья по избранному месту жительства при увольнении с военной службы, неправомерными.

Решение суда: В передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о признании права в постановке на жилищный учет уволенного с военной службы офицера и членов его семьи отказано.

Военнослужащие, уволенные в запас и принятые на учет нуждающихся в постоянном жилье в избранном месте жительства органами местного самоуправления до 01.01.2005, при наличии оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ , могут быть обеспечены жилым помещением органами местного самоуправления по месту постановки на учет в установленном порядке.

Решения о принятии Т.С.Г. на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, которое должно быть вынесено уполномоченным органом в соответствии с п.5 Инструкции , утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" , не выносилось.

Снятие с учета военнослужащего

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.02.2014 N 33-1604/2014

Исковые требования: А.И. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором оспаривал решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях и решение этого же учреждения Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> об отказе в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <...>, ранее распределенной А.И.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права А.И. просил суд возложить на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность предоставить квартиру.

Решение суда: Решением Смольнинского районного суда г.Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявления А.И. отказано.

В решении апелляционной инстанции решение уполномоченного органа о снятии бывшего военнослужащего с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений признано незаконным. В остальном требования оставлены без удовлетворения.

Право А.И. на обеспечение его жилым помещением, возникшее вследствие принятия Санкт-Петербургским гарнизонным военным судом <дата> решения по делу N <...>, по смыслу части 2 статьи 58 ЖК Российской Федерации должно реализовываться посредством предоставления ему однокомнатной квартиры общей площадью, определяемой по правилам статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и с учетом права заявителя, предусмотренного пунктом 16 статьи 15 этого же Федерального закона , а также с учетом приходящейся на заявителя доли площади квартиры.

Включение в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилье

1. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.03.2014 по делу N 33-4898

Исковые требования: о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, обязании включить в реестр военнослужащих.

Истец просил признать за ним и членами его семьи право на обеспечение Министерством обороны РФ жилым помещением по договору социального найма, обязать Министерство обороны РФ и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ восстановить Б. и членов его семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении (компьютерной базе данных).

Решение суда: в заседание судебной коллегии Б. были представлены документы, свидетельствующие о том, что истец был включен в единый реестр данных по жилью военнослужащих, и ему выделено жилое помещение в виде двух квартир, о чем ему сообщено в установленном законом порядке. Таким образом, ДЖО МО РФ фактически признал незаконность своих действий и восстановил Б. на учете с последующим предоставлением ему жилой площади.

2. Определение Мурманского областного Суда от 08.04.2015 по делу N 33-1019/2015

Исковые требования: иск Малахова Ю.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела N 4 г.Североморск о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список участников программы.

Позиция суда: Материалами дела подтверждается, что после увольнения с военной службы в запас, Малахов Ю.И. убыл на избранное постоянное место жительства в....

Доказательств того, что в соответствии с действующим на тот период времени законодательством истец встал на учет в исполнительном комитете Советов народных депутатов по избранному месту жительства, истцом суду не представлено. Равно как не представлено и доказательств постановки его на жилищный учет в срок до 1 января 2005 года в органе местного самоуправления по избранному месту жительства.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Малахову Ю.И. в удовлетворении иска.

В конце 2013 года были внесены изменения в

законодательство «О статусе военнослужащих» , в соответствии с которыми было введено понятие «субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим», или, для краткого обозначения, «жилищная субсидия» (ст. 15).

В феврале 2014 года было издано Постановление Правительства РФ , котором были утверждены Правила расчёта жилищной субсидии, где сухие строчки закона уже превратились в конкретные, осязаемые суммы, причём весьма вкусные, значительно увеличенные по сравнению с суммами Государственных жилищных сертификатов (ГЖС). На сегодняшний день рекордная субсидия составила 17 777 000 рублей.

По мнению автора, 15 февраля 2014 года (день вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.02.2014 № 76) теперь будет связан не только с памятью воинов- интернационалистов (день афганца), но и с днем «похорон» ГЖС.

В дальнейшем, летом – осенью 2014 года все силовые ведомства, в которых по закону предусмотрена военная служба, опубликовали свои Приказы , в которых установлены все технические моменты – от подачи заявления военнослужащим, и до перечисления ему полагающейся суммы денег. В этих приказах радуют очень жесткие сроки совершения всех необходимых действий со стороны жилищных и финансовых органов: например, решение о предоставлении жилищной субсидии должно быть принято в течение 10 дней со дня поступления заявления военнослужащего.

Перечень Приказов силовых ведомств – в отдельном прикреплённом файле.

Праворуб: Деньги вместо квартиры для военнослужащих
Праворуб: Деньги вместо квартиры для военных, часть 2: Что делать, если …
Праворуб: Деньги вместо квартиры военнослужащим, часть 3: Что делать, если …

В настоящее время ситуация изменилась:

В конце 2014 года поступило финансирование для реализации жилищной субсидии, и началась её выдача (В Южном военном округе – 10, в Центральном ВО – 112, не густо, но лиха беда начало, в будущем году под эти цели планируется выделение 15 млрд. рублей).

Многие военнослужащие смогли реализовать своё право на получение субсидии, но много оказалось и тех, кому в предоставлении субсидии было отказано – по разным причинам и основаниям. Соответственно, появилась и первая судебная практика по оспариванию незаконных отказов Региональных управлений Жилищного обеспечения (РУЖО).

Таким образом, жилищная субсидии - это, что не говори, новый «тренд» и новый этап не только в жилищном обеспечении, но и новый этап работы для тех, кто занимается защитой прав военнослужащих.

2. Права военнослужащих и других граждан на получение жилищной субсидии.

Конечно, не все военнослужащие получили право на жилищную субсидию, поэтому сегодняшняя теоретическая статья будет посвящена именно тем, кто сможет ей воспользоваться.

В данной статье автор стремится избежать длинных цитирований закона, поэтому все, кто интересуются подробностями законодательства, смогут ознакомиться с выписками из законов в отдельном прикреплённом файле (3 стр. мелким шрифтом). Мы же постараемся сделать максимальные «выжимки» для краткости:

Добавлено: 09:34 28.03.2015

Добавлено: 08:23 31.03.2015

Добрый день.

Семья военнослужащего (20 лет выслуги) 4 человека (2 взрослых, 2 ребенка). Квартиру 57 м2 получали по договору соц найма на трех членов семьи в 2010 году (3 человека по 18 м2 = 54 м2). в 2012 году рождается второй ребенок. Квартиру приватизировали в 2013 году на четверых. Можем ли мы претендовать на получение военной субсидии (части субсидии) с учетом уже имеющейся приватизированной жилплощади и с учетом рождения второго ребенка? Могут ли нас признать нуждающимися в улучшении жил площади и по какой норме? Если учетная норма в нашем регионе 13 м2, а норма предоставления жилья для военных 18 м2. Следует ли нам снова становится на очередь как не обеспеченным жил площадью или нам откажут, т.к. квартира уже приватизирована? Заранее признательны за ответ.

800 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Итак, Администрацией Форума принято решение создать данную тему в связи с возрастающей актуальностью судебной защиты интересов военнослужащих при оформлении и получении жилищной субсидии.
В этой теме предлагаю делиться как своими решениями судов (другой судебной практикой, в т.ч. и по применяемости коэффициента 2,375 уволенных и увольняемых военнослужащих по льготным основаниям, не имеющих на момент увольнения выслуги в 20 календарных лет), так и заявлениями в суд, оказывать практическую пользу Форумчанам в судебных тяжбах.
В свою очередь, в ближайшее время выложу свое решение суда, касаемо отказа руководителя ТО РУЖО в избрании способа (формы) обеспечения жильем самим военнослужащим.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча