08.07.2019

Учет имущества казны. Об утверждении порядка ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны муниципального образования города пензы Выбытие имущества казны


Еще в конце прошлого года в Инструкцию по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) был введен счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" с соответствующими аналитическими субсчетами, предназначенными для учета имущества казны. Однако практика показывает, что и сейчас у бухгалтеров бюджетных учреждений нередко возникают вопросы по его использованию. В настоящей статье методисты фирмы "1С" разъясняют, что относится к имуществу казны, а также в каком случае и в каком порядке оно отражается в бухгалтерском учете.

Предписания нормативных актов

Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.

Имущество казны РФ, казны субъекта РФ - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна - средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Имущество, полученное в оперативное управление

В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 и 5.22 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении:

  • имущества федеральных государственных учреждений РФ;
  • федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
  • иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.

Кроме того, названный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.

Таким образом, собственность, переданная Госкомимуществом учреждению в оперативное управление, имуществом казны не является.

Счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны"

Согласно Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) для учета объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 "Нефинансовые активы". Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:
010100000 "Основные средства";
010200000 "Нематериальные активы";
010300000 "Непроизведенные активы";
010400000 "Амортизация";
010500000 "Материальные запасы";
010600000 "Вложения в нефинансовые активы";
010700000 "Нефинансовые активы в пути";
010800000 "Нефинансовые активы имущества казны".

В соответствии с пунктом 89 Инструкции по бюджетному учету № 148н счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" предназначен для учета объектов имущества казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество государственной (муниципальной) казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (органах местного самоуправления) или уполномоченных ими органах, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.

Таким образом, счет 010800000 должен применяться только органами, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для учета имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

Бюджетные учреждения учитывают имущество, полученное в оперативное управление, а также поступившее в самостоятельное распоряжение учреждения (приобретенное за счет приносящей доход деятельности), - ОС, НМА, НПА, МЗ - на остальных счетах счета 010000000 "Нефинансовые активы".

Основные средства, являющиеся имуществом казны, также могут быть переданы учреждению с правом их использования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. В этом случае они учитываются на забалансовом счете 01 "Основные средства в пользовании".

Часто бывает, что при оприходовании имущества дополнительной информацией, является ли объект имуществом казны, бухгалтер не обладает. В таком случае нужно учесть, что порядок использования получаемого имущества должен быть закреплен в сопроводительных документах органа, на который возложены функции по управлению и распоряжению этим имуществом.

Г.П. Попова,
председатель комитета бюджетного учета и отчетности
Департамента по управлению государственной собственностью Томской области;

Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

В настоящее время в нормативных актах не содержится четкого определения понятия "имущество казны". Отсутствие такого определения вызывает вопросы у учреждения даже, казалось бы, в самых простых ситуациях при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Разъяснения Минфина России

Совсем недавно Минфин России в своем письме от 24.03.2016 № 02-07-10/17037 дал разъяснения о проведении инвентаризации имущества казны. В частности, сообщается, что одной из целей инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, в отношении которого субъект учета осуществляет управление (распоряжение).
Сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ и актами Минфина России (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
При этом пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н) установлено, что обязательная инвентаризация активов, в том числе составляющих имущество казны, проводится перед составлением годовой бюджетной отчетности.
В то же время порядок проведения инвентаризации имущества казны законодательством Российской Федерации не установлен.
Согласно пункту 6 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н) субъект учета в целях организации бухгалтерского учета исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий формирует порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в рамках своей учетной политики.

Статья 11. Формирование и учет казны муниципального образования

1. Включение имущества в состав казны осуществляется на основании постановления администрации.

2. Основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне являются:

— отсутствие закрепления муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— принятие в муниципальную собственность имущества субъекта Российской Федерации, федерального имущества, приобретение, прием безвозмездно в муниципальную собственность имущества юридических или физических лиц;

— отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;

— изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением на праве оперативного управления;

— отказ муниципального предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество;

— имущество, оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

— создание имущества за счет средств бюджета муниципального образования;

— иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

3. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременений, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Распоряжение объектами муниципальной казны осуществляется следующими способами:

— предоставление в аренду, субаренду;

— передача в безвозмездное пользование;

— передача в доверительное управление;

— иными способами распоряжения объектами казны в соответствии с действующим законодательством.

5. Оценка стоимости объектов муниципальной казны осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования либо за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.

Независимая оценка стоимости объектов муниципальной казны является обязательной:

— при приватизации муниципального имущества;

— при предоставлении в аренду;

— при передаче в доверительное управление;

— при использовании имущества в качестве предмета залога;

— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;

— в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Оценка производится оценщиком, являющимся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и ставшим победителем в проведении запроса котировок, аукциона или конкурса на оказание услуг для муниципальных нужд, проводимых отделом размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

6. Имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.

Права на недвижимое имущество, составляющее муниципальную казну, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

7. Технический учет объектов муниципальной казны, за исключением земельных участков и средств бюджета муниципального образования, ведет Администрация путем занесения сведений в реестр муниципальной казны и передает в отдел по бухучету и отчетности.

Учет имущества казны муниципального образования

Учет имущества казны муниципального образования

В последнее время достаточно много вопросов возникает с постановкой на бухгалтерский учет имущества Казны, связанных с противоречиями в законодательстве.

К сожалению, практически ни один из нормативных документов, включая и Бюджетный кодекс РФ, не раскрывает понятие “Казна“, ее функции, состав, порядок учета и прочее. Единственным нормативным документом, раскрывающим правовой аспект имущества Казны, является Гражданский кодекс РФ, согласно которому данное имущество принадлежит на праве собственности государству, субъекту, муниципальному образованию.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н обозначена обязанность государства, субъекта РФ, муниципальных образований ведения бухгалтерского учета Казны: “Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“, т.е. баланс муниципального образования должен отражать достоверную, полную информацию о наличии имущества, находящегося в его собственности. Следовательно, имущество Казны должно быть отражено в составе актива баланса государства, субъекта РФ, муниципального образования.

При этом в п. 10 указанной Инструкции обозначено в составе объектов, учитываемых на счете 101, имущество Казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В приказе Минфина России от 24.02.2005 N 26н также обращено внимание на обязательность ведения учета имущества Казны: “Вновь вводимые объекты бюджетного учета (имущество государственной и муниципальной казны, финансовые вложения и др.) принимаются к бюджетному учету…“.

Таким образом, не возникает сомнений о необходимости учета имущества Казны. Однако при выяснении вопроса — кто должен осуществлять учет и на балансе какого учреждения — и возникают проблемы, связанные с реализацией положений отдельных нормативных актов.

В ряде писем Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.11.2004 N 03-06-01-04/117, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56, письмо Минфина России от 22.09.2006 N 02-14-10а/2566 и др.) указывается, что бухгалтерский учет имущества Казны должен осуществлять орган государственной власти, в чьем ведении находится управление имуществом (департамент, комитет по управлению имуществом и другие структурные подразделения администрации). Данное имущество должно быть отражено на балансе этих учреждений. В связи с этим сразу возникают вопросы налогообложения операций, связанных с этим имуществом (налог на имущество, налог на прибыль и др.).

Однако в ст. 215 Гражданского кодекса РФ определено, что: “Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования“. В связи с этим сложились два мнения. Одни твердо стоят на позициях, что бухгалтерский учет вести не следует, так как Гражданский кодекс РФ имеет юридический статус выше чем приказы, инструкции и письма. Другие советуют прислушаться к мнению представителей Минфина России и поставить Казну на учет “комитетами по управлению имуществом“.

Бюджетное учреждение наделяется имуществом на основе права оперативного управления, которое подразумевает его использование в качестве средства выполнения своих функций. Так, например, образовательное учреждение использует выделенные ему компьютеры в учебном процессе. То есть учащиеся — это предмет деятельности, образовательный процесс — функция учреждения, компьютеры — средство выполнения функции. У органов управления имущества такая же цепочка в отношении имущества Казны выглядит следующим образом: имущество Казны — это предмет деятельности, управление имуществом — функция учреждения, имущество, которым оно наделено для выполнения своей функции (помещение, в котором располагается орган управления, техника, используемая им в процессе своей деятельности и т.д.) — средство ее выполнения. При этом имущество Казны не может быть использовано для выполнения своих функций комитетами по имуществу. Таким образом, не определен вид права, на основании которого имущество Казны может отражаться на балансе органов управления.

Для устранения противоречия положений Гражданского кодекса РФ и нормативных документов по бюджетному учету организация учета имущества Казны до внесения изменений в указанные нормативные акты может быть осуществлена в следующем порядке:

орган управления муниципальным имуществом формирует отдельную от своего (как юридического лица) бюджетного учета базу по бюджетному учету имущества Казны; отражает операции по его наличию и движению в отдельной от учреждения электронной базе по бюджетному учету, на основании которой формируется баланс Казны и прочие формы отчетности;

баланс Казны и прочие формы, в которых происходят изменения по причине наличия операций с имуществом Казны, передаются для включения их в итоговые, консолидированные формы отчетности по муниципальному образованию.

Таким образом, имущество Казны не будет закреплено за органом управления как бюджетным учреждением на праве оперативного управления. В то же время его наличие найдет отражение в формах отчетности муниципального образования.

Как показывает практика, органы управления как муниципалитетов, так и субъектов противятся постановке на учет имущества Казны, так как это требует больших финансовых расходов. Однако сделать это необходимо. В конечном итоге им придется это сделать. И чем дольше происходит процесс игнорирования учета имущества Казны, тем сложнее придется в дальнейшем. Поэтому было бы целесообразно незамедлительно начать подготовку к этому процессу, так как он является не только дорогим, но так же трудоемким и длительным.

Для того чтобы организовать процесс постановки на учет имущества Казны следует провести внутренний аудит, который включает:

проведение инвентаризации имущества муниципального образования; с этой целью формируется компетентная комиссия, результатом деятельности которой является формирование исчерпывающего перечня имущества Казны с описанием состояния его объектов и возможного срока дальнейшей эксплуатации;

оценка имущества Казны с целью определения его рыночной стоимости и срока возможного использования.

В статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ в перечне случаев, при которых оценка объектов независимыми экспертами является обязательным, не указывается необходимость таковой в процессе восстановления учета. Данная оценка является обязательной только в процессе совершения сделок, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации муниципального имущества. Привлекать в этом процессе оценочные фирмы на платных условиях нецелесообразно, так как по постановлению Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поэтому по истечении этого времени при приватизации муниципального имущества придется делать повторную оценку и повторно оплачивать услуги оценщика.

В процессе учета имущества Казны следует отразить бухгалтерские записи как на стоимость объектов, так и на величину амортизации. Проблема заключается в том, что многие муниципалитеты (субъекты) не вели учет, а следовательно, и не начисляли амортизацию. Поэтому определение величины амортизации, которую следует отразить на учете, основывается на заключениях компетентной комиссии, проводившей инвентаризацию.

Вопрос о постановке на учет имущества Казны особенно актуализируется с 1 января 2008 г. В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Данная статья являлась основанием для отсутствия возникновения налоговых обязательств по налогу на прибыль при реализации муниципального имущества. Однако Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ ст. 43 признана утратившей силу с 1 января 2008 г. Поэтому:

если имущество Казны будет учитываться на балансе органов управления как бюджетных учреждений, то помимо налога на имущество возникнет обязательство по уплате налога на прибыль с реализованного муниципального имущества. А так как в бюджетах муниципальных образований такие платежи скорее всего не предусмотрены, то возникнут и прочие проблемы, связанные с вопросами налогообложения;

если имущество Казны не будет отражено в бюджетном учете, то, вероятно, налоговые органы будут так же расценивать реализацию, как реализацию в учреждении. Так, в своих письмах Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, комментируя вопросы налогообложения по налогу на имущество, ссылается на Инструкцию по бюджетному учету об отражении имущества Казны на счете 101 и делает вывод о необходимости постановки его на баланс органов власти как бюджетных учреждений;

Вопрос: Как правильно (желательно проводки) списать имущество находящееся в казне учреждения?

Ответ: Порядок проведения и отражения в бюджетном учете операций по списанию имущества казны в Инструкциях №157-н и №162-н не отражены. При этом, администрация сельского поселения вправе самостоятельно утвердить порядок учета

имущества казны, в части не противоречащей федеральному и муниципальному законодательству. При списании имущества казны рекомендуем использовать следующие проводки:

  • При списании пришедших в негодность объектов имущества казны по дебету счета 401 10 172 и кредиту счета учета имущества казны (сч. 108);
  • При списании объектов имущества казны пришедших в негодность в следствие стихийных стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы по дебету счета 401 20 273;
  • При списании недостающего и похищенного имущества казны по дебету счета 401 10 172.

Обоснование: По своей правовой основе имуществом казны является муниципальная собственность не закрепленная на праве оперативного управления ни за каким юридическим лицом. Исходя из этого, его учет и операции по его поступлению, перемещению и выбытию имеют специфический характер, по сравнению с учетом имущества администрации. Фактическим собственником имущества казны является поселение, соответственно любые действия с ним должны производиться на основании решения совета депутатов.

В соответствии с п.141-п.146 Инструкции №157н указан порядок учета имущества казны. п. 143 данной инструкции предусмотрен суммовой учет имущества казны, без инвентарного и аналитического учета. При этом, в соответствии с п.145 финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы вправе установить порядок инвентарного и аналитического учета имущества казны.

В п.38 Инструкции 162н указан порядок отражения операций с имуществом казны. К таким операциям относятся:

  • безвозмездное поступление объектов в состав имущества казны от других учреждений и организаций, а также от физических лиц;
  • безвозмездная передача объектов имущества казны учреждениям, организациям и физическим лицам;
  • списание амортизации при всех случаях выбытия имущества казны, при которых нет необходимости передавать сумму начисленной амортизации. Указанные операции полностью аналогичны таковым для основных средств;
  • Вложение имущества казны в уставный капитал организаций.

При этом, порядка списания и отражения операций списания имущества казны в бюджетном учете инструкцией не предусмотрено. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства.

Понятие "казна" не нуждается в представлении. Но что же такое муниципальная казна муниципального образования? Чем этот термин отличается от общего понятия? Что конкретно входит в такую казну? Каким образом она формируется? Какие правовые акты регулируют этот процесс? На все эти и другие важные вопросы мы ответим далее в статье.

Главное определение

Разберемся с базовым понятием. Казной называются бюджетные средства или государственная собственность, еще не распределенная между государственными учреждениями и предприятиями, а принадлежащая самому государству по праву собственности.

Типы казны в РФ

В Российской Федерации на сегодня действуют три вида казны:

  • Федеральная (собственно, казна РФ).
  • Казна каждого из субъектов.
  • Муниципальная казна муниципальных образований.

Понятие муницапального образования

Что же относится к последней категории? Бюджетные средства или государственная собственность муниципальных образований государства. Что это такое, подробно рассказывает ФЗ № 131 (2003). Закон разъясняет, какие муниципальные образования есть на территории России:

  • Так может называться как один, так и несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией. Ими могут быть села, деревни, хутора, поселки, кишлаки, аулы, станицы, кишлаки и проч. Здесь МСУ (расшифровка: местное самоуправление) осуществляется жителями самостоятельно либо через выборные (или иные) средства управления. Такие органы власти полностью соответствуют по своим функциям сельсоветам советского периода и земствам императорской России.
  • Городское поселение. Под названием скрывается или небольшой город, или крупный поселок (городского типа). Местное самоуправление население осуществляет непосредственно или через избираемые органы власти.
  • Муниципальный район. Название нескольких поселений (как городских, так и сельских), межселенных наделов, объединенных общей землей. В его границах местное самоуправление воплощается для решения местных вопросов межпоселенческого типа. Население дает ответ самостоятельно или через выборные органы МСУ. Последние могут осуществлять определенные государственные полномочия, которые передаются им согласно федеральным актам и законам субъектов федерации.
  • Городской округ. Это отдельное городское поселение, которое не будет входить в состав муниципального района. Структура местного самоуправления здесь осуществляет полномочия по решению вопросов локального значения, установленных федеральным законодательством.
  • Внутригородская территория федерального значения города. Это часть территории, относящейся к мегаполису федерального значения, в границах которой МСУ будет осуществляться населением самостоятельно либо через выборные органы.

Значение термина

Имущество казны муниципального образования - это главная составляющая собственности муниципалитета. Соответственно, она включает в себя денежные накопления бюджета населенного пункта и другое имущество, что не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями.

Имущество казны муниципального образования - собственность, не закрепленная за предприятиями и учреждениями муниципалитета. Иными словами, это муниципальное нераспределенное имущество. При этом ошибкой будет отнести сюда казначейство. Законодательство РФ называет казной лишь нераспределенное имущество, а не муниципальный, государственный орган.

Недостатки законодательства

Само понятие "средства казны муниципального образования" пока что закреплено лишь в Гражданском Кодексе. Он данный термин объясняет несколько рамочно. А вот в иных федеральных законах понятие не упоминается. Вместо него законодательство оперирует термином "муниципальная собственность" (более широкий по своему значению) или "бюджет муниципалитета" (напротив, более узкий). Сегодня это весьма серьезный недостаток законодательств о муниципалитете, требующий доработки.

Состав казны

Определено, что в состав муниципальной казны муниципального образования может включаться следующее:

  • Доля муниципалитета в нежилых помещениях единых комплексов недвижимого имущества, которая находится в общей доле собственности частных владельцев помещений.
  • Нежилой муниципальный фонд. В эту категорию входят отдельно стоящие строения, здания, сооружения, помещения в них. Нежилые помещения, находящиеся в жилых домах. Пристроенные, встроенно-пристроенные помещения к жилым строениям, которые сами не предназначены для проживания. Объекты нежилого строительства, а также инженерные, транспортные и иные сооружения.
  • Имущественные предприятия и комплексы.
  • Земельные наделы и природные объекты, ресурсы.
  • Машины, автомобильный транспорт, оборудование, товары, станки, запасы материалов и сырья.
  • Имущественные права. В том числе и обязательственные права в отношении тех хоз. обществ, в уставных капиталах которых содержится определенная доля муниципалитета.
  • Имущество, что находится в долевой собственности.
  • Архивные и библиотечные фонды муниципалитета, а также иные информационные ресурсы.
  • Имущество непосредственно органов МСУ.
  • Имущество, что было передано муниципалитету по договорам аренды, безвозмездного пользования, найма, а также доверительного управления.
  • Денежные накопления местного бюджета, а также валютных фондов, пакеты акций, ценные бумаги (акции, облигации и проч.), доли в уставных капиталах различных хозяйствующих объектов, доли в соглашениях о совместной деятельности, а также иные активы финансово-кредитной сферы, что могут принадлежать муниципалитету.
  • Нематериальные активы, принадлежащие муниципальному образованию.
  • Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, а также права на них.
  • Программное обеспечение, а также базы данных.
  • Иное имущество, движимое и недвижимое, что вошло в муниципальную казну муниципального образования по основанию, не противоречащему действующему законодательству.
  • Муниципальные жилые помещения, доли муниципалитета в жилых комплексах (комнаты, квартиры), муниципальные общежития.
  • Иное имущество.

Законодательное определение

Мы разобрали, что составляет казну муниципального образования. Теперь перейдем к букве закона.

Институт казны определяет гражданское законодательство. А именно - п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ. Закон утверждает, что средства местного (или государственного бюджета), а также иное госимущество, что не закреплено за муниципальными (или же государственными) учреждениями и предприятиями, составляют собой государственную казну РФ, казну субъектов страны, а также муниципальную казну какого-либо из городских, сельских и иных поселений на территории РФ.

Составляющие по законодательству

Какие же составляющие казны муниципального образования? В состав ее имущества может входить любая собственность из числа той, что перечислена в ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ". Однако при этом выделяются различные группы объектов, что могут быть собственностью разных видов муниципальных образований страны. Как то: сельским поселениям, городским округам, районам.

Первая часть ст. 50 данного ФЗ также определяет категории объектов, что могут числиться в муниципальной казне.

Категории объектов в составе казны

При учете казны муниципального образования важно понимать, что она неоднородна. Ее составляющие можно разделить на несколько категорий объектов:

  • Имущество, что предназначено для решения вопросов, установленных ФЗ "Общие принципы МСУ в РФ" (а именно - части 2-4 ст. 50 данного Федерального закона).
  • Имущество, предназначение которого - финансовое обеспечение отдельных госполномочий, что были переданы органам местного управления в случаях, определенных как ФЗ, так и законами субъектов РФ.
  • Имущество, чье предназначение - обеспечение деятельности органов МСУ, а также должностных лиц, входящих в систему местного самоуправления по нормативно-правовым актам представительного органа муниципальной власти.

Формирование казны

Как регулируется учет имущества казны муниципального образования? Сегодня все субъекты РФ в своих законах закрепили нормы о собственности муниципалитета. Более конкретно ее состав определяется в уставах конкретных муниципальных образований, нормативных подзаконных актах.

А вот формирование и дальнейшее использование муниципальной казны никак не может осуществляться в виде стихийного саморегулирования и саморазвития. Отсюда учет имущества, включенного в его состав, осуществляется при органическом сочетании механизмов местного и государственного регулирования.

При этом политика муниципального образования в сфере формирования казны направляется на достижение определенных целей.

Цели формирования казны

Взыскание с казны муниципального образования здесь - весьма негативный момент. Упор же делается на привлечение нового имущества. Муниципалитету важно достигнуть следующие цели:

  • Увеличить доходы бюджета своего образования путем эффективного управления и распоряжения местным казенным имуществом.
  • Оптимизировать структуру нефинансовой муниципальной казны в целях обеспечения устойчивых предпосылок, мотиваций для результативного экономического развития объекта.
  • Вовлечь наибольший объем муниципальных казенных средств в оборот.
  • Использовать муниципальное казенное имущество в качестве инструмента для привлечения в экономику муниципального образования дополнительных инвестиций.
  • Обеспечить функционирование местных учреждений и предприятий, а также содействовать увеличению их конкурентоспособности.

Источники пополнения

Как мы уже говорили, взыскания за счет казны муниципального образования - не путь ее развития. Государству важно, напротив, чтобы она приумножалась. Это делается несколькими путями формирования муниципальной казны:

  • Имущество, что было передано в рамках законодательства о разграничении общей госсобственности на федеральную собственность, собственность российских субъектов и, наконец, на собственность муниципальных образований.
  • Имущество, что было вновь создано или приобретено на средства, поступающие в муниципальную казну на законных основаниях.
  • Государственное имущество, переданное в установленном законодательством порядке муниципальному образованию.
  • Собственность, оставшаяся после ликвидации муниципальных учреждений.
  • Имущество, исключенное из списка хозяйственного владения муниципальных унитарных организаций.
  • Собственность, безвозмездно переданная муниципалитету физическими или юридическими лицами.
  • Перешедшая в муниципалитет на основании договор о купле-продаже имущества - движимого и недвижимого.
  • Собственность, поступившая в казну по иным, но не конфликтующим с законодательством основаниям.

Муниципальная казна - это средоточие собственности муниципального образования. Вы знаете теперь ее специфику, составляющие, источники пополнения. А также регулирующие все вышеобозначенные федеральные законы.

Учет имущества казны ведется на балансах органов управления имуществом. Недавно в Единый план счетов были внесены изменения, касающиеся порядка учета имущества казны, в том числе переданного в концессию.

Состав движимого имущества казны

Имущество казны – это движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст. , Гражданского кодекса РФ). Под движимым имуществом казны понимают движимое имущество, входящее в казну, за исключением средств бюджета.
В его состав могут входить транспортные средства, машины и механизмы, станки и оборудование, архивные документы и фонды, движимые культурные ценности, ценные бумаги, а также иное движимое имущество.
Формирование имущества казны может осуществляться следующими путями:

- создание новых объектов за счет средств соответствующего бюджета;
- приобретение объектов в собственность за плату на основании договоров;
- безвозмездная передача объектов в государственную (муниципальную) собственность юридическими и физическими лицами;
- принятие объектов в муниципальную собственность на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении государственной собственности;
- изъятие объектов из хозяйственного ведения предприятий, из оперативного управления учреждений и органов местного самоуправления;
- переход прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов;
- иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Правовым основанием для учета имущества в казне является отсутствие закрепления за учреждениями имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета, либо отсутствие собственника имущества, вследствие чего на имущество возникает право государственной (муниципальной) собственности.
Нефинансовые активы имущества казны могут передаваться государственным (муниципальным) учреждениям в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог и др. При этом они продолжают числиться на балансе публично-правового образования.

Бухгалтерский учет

Имущество казны подлежит отражению в бюджетном учете публично-правового образования, на балансах органов, осуществляющих управление государственным (муниципальным) имуществом.
Согласно пункту 143 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой органа управления имуществом.
Если аналитический учет ведется, то он осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра имущества публично-правового образования (п. 145 Инструкции № 157н).
Порядок ведения аналитического учета имущества казны (в части имущества субъекта РФ, имущества муниципального образования) на основании информации из реестра устанавливается учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении имущества казны, если иное не предусмотрено финансовым органом соответствующего бюджета.
Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества, устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.
Финансовый орган имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов и материальных


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча