20.09.2019

Священный союз. Образование «Священного Союза» монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции


Вопрос 30. Наполеоновские войны 1805 – 1814 гг.

В 1805 г. Наполеон разгромил третью антифранцузскую коалицию, которую создала Великобритания с участием России, Австрии, Неаполитанского королевства и Швеции. Австрийцы без боя сдали Вену, а после поражения объединенных русско-австрийских войск в битве при Аустерлицем 2 декабря 1805 г . подписали с Наполеоном мир. Радость Наполеона ом­рачала лишь катастрофа, постигшая французов на море. 21 октября 1805 г. объединенный франко-испанский флот был почти полностью уничтожен британской эскадрой под командованием адмирала Нельсона в морском сражении у мыса Тра­фальгар близ берегов Испании. В 1806 г . возникла четвертая антифранцузская коалиция, в которой место выбывшей из войны Австрии заняла Пруссия. Однако прусскую армию французы наголову разгро­мили в сражениях при Йене и Ауэрштедте.

В конце октября 1806 г. Наполеон во главе «великой армии» вступил в Берлин. Здесь он принял важное решение, призванное уравнять шансы на победу с Великобританией после поражения в Трафальгарском сражении. 21 ноября 1806 г . Наполеон подписал дек­рет о континентальной блокаде. Согласно этому декрету, на территории Франции и зависимых от нее стран запрещал ась торговля с Великобританией. Наполеон надеялся, что контине­нтальная блокада подорвет экономическое могущество Ве­ликобритании. Присоединение новых стран Европы к конти­нентальной блокаде стало целью его внешней политики на ближайшие годы.

В Восточной Пруссии после ряда ожесточенных сражений (решающее значение имела победа французов при Фридланде 14 июня 1807 г.). Франция и Россия заключили перемирие в 1807 г. А 7 июля 1807 г . французский и российский императоры подписали в Тильзите союзный договор. В обмен на присоединение к континенталь­ной блокаде Александр 1 заручился поддержкой Наполеона в войнах против Швеции и Османской империи, Здесь же, в Тильзите был подписан франко-прусский договор, согласно которому Пруссия также присоединилась к континентальной блокаде. Кроме того, она теряла свои польские земли, захваченные в результате разделов Польши в 1793 и 1795 гг. На этих землях было образовано дружественное Франции Великое Герцогство Варшавское.

В 1807 г. Наполеон в ультимативной форме потребовал от Португалии присоединения к континентальной блокаде. В эту страну вторглась французская армия. Началась многолетняя война, В ходе которой на помощь португальцам прибыли бри­танские войска. В 1808 г. война охватила весь Пиренейский полуостров. Пытаясь окончательно подчинить себе Испанию, Наполеон посадил на испанский трон своего брата Жозефа Бонапарта. Но испанцы восстали и развернули против захватчиков партизанскую борьбу - гверрилью. Неудачами французов на Пиренейском полуострове решила воспользоваться Австрия. В 1809 г . она образовала вместе с Великобританией пятую коалицию . Однако в сражении при Ваграме Наполеон разбил австрийцев и вынудил их подписать в октябре 1809 г. мир. Австрия потеряла ряд территорий, в том числе и выход к Адриатическому морю, сокращала свою армию, выплачивала большую контрибуцию и присоединялась к континентальной блокаде.

Наполеон по своему усмотрению перекраивал политическую карту Европы, менял правительства, сажал на троны монархов. «Дочерние» республики были частично упразднены присоединены к Франции. В результате этих аннексий возникла « Великая империя», численность населения которой к 1811 г. достигла 44 млн человек. По периметру ее границ. Наполеон образовал сплошную полосу подвластных себе государств. В них большей частью был установлен монархический образ правления, а правили назначенные Наполеоном лица как правило, его родственники - братья, сестры, племянники и пр., либо местные династии или должностные лица (при этом Н.Б. присваивал себе полномочия протектора). От зависимых стран Наполеон добивался в первую очередь поддержки его внешней политики, включая участие в завоевательных походах. Кроме того, как человек просветительской культуры он стремился реформировать подвластные страны «по французскому образцу». Например, Кодекс Наполеона действовал на всех аннексированных Францией территориях.

В 1812 г., так до конца и не одолев народы Пиренейского полуострова, Наполеон начал новую войну с Россией. К этому его побуждали непомерное честолюбие и все более независимая политика Александра I, который пренебрегал своими союзническими обязательствами - не поддержал Францию в войне против Австрии(в 1809 г.), поощрял контрабандную торговлю с Великобританией.

"Великая армия" Наполеона вторглась в Россию 12 (24) июня 1812 г. Она насчитывала свыше полумиллиона человек, значительно превосходя русскую армию численностью. Армия на две трети состояла из солдат союзных или зависимых от Франции стран - немцев, поляков, итальянцев, испанцев, - большинство из которых шли на войну без особого энтузиазма

Крупнейшее сражение этой кампании произошло 26 августа (11 сентября) 1812 г. у села Бородино, когда французы приблизились к Москве на расстояние всего нескольких десятков километров. К тому времени из-за больших потерь, которые понесла наполе­оновская армия, силы противников почти сравнялись. Однако бородинское сражение не дало существенного перевеса ни одной из сторон. Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов принял решение об отступлении и сдаче Москвы противнику без боя. Большинство москвичей покинуло город вслед за армией.

В городе вскоре после при­хода французов начались пожары, в которых сгорело две трети всех кормов. Армии угрожал голод. Прождав в нерешительности месяц, Наполеон 7 (19) октября вывел армию из Москвы и попытался про­биться к Калуге, где располагались продовольственные склады русской армии. Но получив отпор, был принужден к отступлению.

Разгром «Великой армии» в России послужил сигналом к созда­нию новой антифранцузской коалиции. В ее состав наряду с Рос­сией и Великобританией вошли Пруссия, Швеция и Австрия. Начало кампании 1813 г. оказалось для союзников неудачным. В мае французы добились победы в сражениях при Лютцене и Бауцене в Саксонии. Но уже в августе по отдельности были разбиты видные Наполеоновские военачальники Макдональд и Удино, в сентябре ­Ней. А в «Битве народов» под Лейпцигом 16-19 октября были раз­громлены и основные силы наполеоновской армии.

Поражение под Лейпцигом ознаменовало закат политического и военного могущества наполеоновской Франции. Ее покинули последние союзники. Народы Европы один за другим стряхивали себя иноземное господство. Двадцать лет почти непрерывных войн начиная с 1792 г., обескровили Францию. Ее прямые безвозвратные потери составили около одного миллиона человек. Страна устала от войны. Молодежь уклонялась от военной службы. 350-тысячная армия союзников, которая в декабре 1813 г. вступила на французскую территорию. Наполеон смог противопоставить ей лишь около 70 тыс. солдат.

Во время кампании 1814 г. Наполеон в последний раз блеснул своим полководческим талантом. Особенно удачной для него была середина февраля, когда за восемь дней он одержал семь побед. Но эти победы имели местное значение и не могли изменить общего хода войны. 1 марта в городе Шомоне, лежащем на полпути от Рейна к Парижу, Великобритания, Россия, Австрия и Пруссия подписали союзный договор, предусматривающий войну с Францией до полной победы.

30 марта войска союзников подошли к стенам Парижа. В тот же день его защитники, опасавшиеся участи Москвы, сложили оружие. На следующий день император Александр I и прусский король Фридрих-Вильгельм III во главе своих армий вступили во француз­скую столицу.

Наполеон, которого эти события застали в замке Фонтенбло, не терял надежды на сохранение власти. Его все еще окружали 60 тыс преданных солдат. Но маршалы Ней, Бертье, Лефевр потеряли веру в победу и посоветовали императору отречься от престола в пользу сына, Римского короля. Несколько дней Наполеон колебался, 6 апреля он все же подписал отречение. Но еще I апреля по предло­жению Талейрана Сенат сформировал временное правительство, а 3 апреля объявил о низложении Наполеона, виновного «в наруше­нии присяги и покушении на права народа, поскольку набирал в армию и взимал налоги в обход положений конституции». 6 апреля сенат предложил корону Людовику ХVII. 11 апреля 1814 г. союзники заключили в Фонтенбло договор, отдавав­ший в пожизненное владение Наполеону остров Эльбу в Средизем­ном море.

«Сто дней Наполеона». Ватерлоо. Исторические итоги наполеоновских войн.

10 месяцев правления Бурбонов оказалось достаточно, чтобы вновь оживить пронаполеоновские настроения во Франции. Людовик XVIII в мае 1814 г. опубликовал конституционную хартию. По ней власть короля ограничивалась 2-х палатным парламентом. Однако старая французская аристократия и духовенство требовали от правительства полного восстановления феодальных прав и привилегий, возвращения земельных владений.

Недовольством Бурбонами воспользовался Наполеон, кото­рый тайно покинул остров Эльбу и 1 марта 1815 г. высадился на южном побережье Франции с целью вернуть себе власть. По мере его продвижения к Парижу на его сторону переходили местные власти и высланные против него войска. 20 марта На­полеон с триумфом вступил в столицу, из которой в панике бе­жали Людовик XVIII, его министры и сановники.

Крушение Реставрации всколыхнуло патриотические и де­мократические чувства французов. Они снова были готовы защищать «родину И свободу», но при этом ожидали от Напо­леона, что он будет вести себя не как деспот, а как револю­ционный генерал. Однако обнародованный им 22 апреля до­полнительный акт к конституциям империи вызвал в демо­кратических кругах глубокое разочарование: он немногим отличался от Хартии Бурбонов.

Впрочем, Наполеону некогда было заниматься внутренней политикой. Правительства европейских держав, созвавшие конгресс в Вене, объявили его «врагом и возмутителем спокой­ствия всего мира» и образовали новую (седьмую по счету) ан­тифранцузскую коалицию. Спешно собрав армию, Наполеон двинулся в Нидерланды, где близ местечка Ватерлоо 18 июня 1815 г . состоялось решающее сражение с силами коалиции. Потерпев поражение, он вторично вынужден был отречься от престола и сдался в плен англичанам, которые по согласова­нию с союзниками отправили его к месту новой ссылки (фак­тически заключения) на остров Св. Елены в Атлантическом океане (где он и умер в 1821 г.)

Прямым следствием Наполеоновских войн стал крах феодализма во всей Европе. Эти войны проложили дорогу прогрессу, главным постулатом которого является признание того факта, что каждый способный человек может достичь многого в жизни независимо от своего происхождения. Прочными оказались последствия реформ, осуществленных во время войны в странах, подвергшихся французскому нашествию. Освободившись от наполеоновской Франции, правительства и народы Европы не захотели отказаться от большинства из них, поскольку уже успели оценить их достоинства. Новые принципы рационального права, укоренившиеся в большинстве европейских стран, стали в XIX в. одной из важнейших предпосылок их процветания.

Вместе с тем наполеоновские войны привели к подъему патри­отического движения во всей Европе. Однако патриотизм на почве абсолютистских государств, какими и были большинство участни­ков антифранцузской коалиции, еще в начале XIX в. разделился как бы на два течения. Одно из них унаследовало мятежный, оппозиционный дух американских повстанцев и французских револю­ционеров. Его сторонники не разделяли, а объединяли любовь к родине со стремлением к преобразованиям в соответствии с передовыми теориями своего времени. Другое течение под влиянием абсолютистских правительств прониклось официальным духом и приобрело ярко выраженный консервативный, охранительный оттенок. Обе разновидности патриотического движения проявили себя в течение XIX и ХХ вв.

Венский конгресс 1814 – 1815 гг. Теория и практика Священного союза 1815 г.

В сентябре 1814 г. в столице австрийской империи Вене открылся международный конгресс. Перед ним встала задача определить новые правила взаимоотношений, в том числе договорится о признании границ, во избежание новых споров и войн, от которых вся Европа порядком устала. Для участия в конгрессе в Вену прибыли 216 представителей всех стран Европы (кроме Османской империи). Формально все участники конгресса были равноправны. Но главную роль играли 4 союзные державы, основные участники борьбы с Наполеоновской Францией, - Россия, Великобритания, Пруссия и австрийская империя. От имени четырех держав переговоры вели российский император Александр I, британский министр иностранных дел лорд Каслри, прусский первый министр князь фон Гарденберг и австрийский первый министр князь фон Меттерних. На Венский конгресс прибыл и Талейран, теперь министр иностранных дел Людовика XVIII.

Работа конгресса сводилась главным образом к совещаниям представителей 4-х держав, на которых по мере надобности приглашались делегаты от других стран. Большую роль играли неофициальные встречи, обмены мнениями, беседы. Поначалу участники конгресса с недоверием относились к делегации Франции. Однако Талейран умело воспользовался разногласиями между державами-победительницами, чтобы поднять престиж Франции.

Споры вызывали почти все вопросы, обсуждаемые на конгрессе. Некоторые участники конгресса выступали за то, чтобы вернуться к границам 1792 г. Но против этого возражали крупнейшие государства – Россия, Пруссия и Австрия, рассчитывающие на территориальное вознаграждение за свой вклад в победу над наполеоновской Францией. Много споров вызвал вопрос о существовании Священной Римской империи германского народа, упраздненной Наполеоном.

В обоснование своих намерений монархи ссылались на теорию легитимизма, или законности. Но сам легитимный порядок они толковали по-разному, в зависимости от собственных интересов и целей. Многие понимали законность, придерживаясь принципа исторического истолкования легитимизма (основа ист. Легитимизма – возвращение к проверенным временем ценностям – религии и церкви, монархическому устройству государства, сословному строю). Подобные взгляды получили название реакционных.

Россия добивалась от других стран признания законности при­соединения к ней в 1809 г. Финляндии и в 1812 г. - Бессарабии. трудность вопроса заключалась в том, что эти приобретения были сделаны с одобрения наполеоновской Франции, с которой Россия в то время находилась в союзнических отношениях. Но главное, Рос­сия добивалась присоединения территории Великого герцогства Варшавского. Против этого возражали все крупные государства. Пруссия и Австрия - потому, что речь в данном случае шла о поль­ских землях, которые отошли к этим странам по договорам XVIП в. о разделах Польши. Великобритания и Франция - потому, что счи­тали, что это привело бы к нарушению баланса сил в Европе в пользу России.

Резкие разногласия возникли между Австрией и Пруссией в связи с намерением последней захватить Саксонию. В конце концов Россия и Пруссия сумели между собой догово­риться. Пруссия согласилась с передачей территории Великого герцогства Bapшавского России в обмен на согласие последней по держать ее притязания на Саксонию. Однако другие государства упорно не желали идти ни на какие уступки. Противоречия достигли такого накала, что казалось: раскол между вчерашним союзниками неизбежен. В начале 1815 г. Великобритания, Франция и Австрийская империя заключили тайный военный союз против России и Пруссии. В Европе запахло новой войной.

Охвативший европейские дворы страх перед «узурпатором» (в это время Наполеон бежит с острова Эльба)способствовал сглаживанию противоречий между державами, подтолкнул их к поиску компромисса.

В результате Россия получила Великое герцогство Варшавское, за исключением некоторых земель, переданных Пруссии и Австрии. Кроме того, Венский конгресс подтвердил права России на Финляндию и Бессарабию. В обоих случаях это было сделано в нарушение исторического права. Территория Герцогства Варшавского никогда России не принадле­жала, да и в этническом отношении (язык, религия) она имела мало общего с ней. То же самое можно сказать и о Финляндии, которая издавна была владением шведских королей. В компенсацию за потерю Финляндии Швеция как активный участник войн против наполеоновской Франции получила Норвегию.

Полюбовно был урегулирован спор между Пруссией и Австрией из-за Саксонии. Пруссия в конце концов добилась части Саксонии, хотя и рассчитывала на всю ее территорию. Однако Пруссия вполне удовлетворилась таким решением спорного вопроса, поскольку дополнительно ей были отданы обширные земли на западе Герма­нии, в том числе и на левом берегу Рейна. Австрия тоже не осталась в обиде. Ей вернули часть Великого Герцогства Варшавского, а также владения на Балканском полуост­рове, отобранные ранее Наполеоном. Но главное вознаграждение за свой вклад в войну против наполеоновской Франции Австрия получила в Северной Италии. Там она еще с начала ХVIП в. владела Ломбардией. Теперь в дополнение к этому к ней переходила территория Венецианской республики, включая Далмацию. Под конт­роль Австрии были возвращены мелкие государства центральной Италии - Тоскана, Парма, Модена и др.

Сардинское королевство, захваченное французами еще в 90-е годы XVIII в., было восстановлено как независимое государство. В знак признания его заслуг ему была передана территория Генуэз­ской республики, упраздненной в свое время французами и так и не восстановленной по окончании наполеоновских войн.

Судьбу крупнейших республик Средневековья - Генуэзской и Венецианской - разделила и Республика Соединенных провинций (Голландия). Ее территория вместе с Южными Нидерландами, которыми до конца XVIII в. владели австрийские Габсбурги, вошла в состав довольно крупного Нидерландского королевства. Оно должно было служить буфером между Францией и германскими госу­дарствами, желавшими таким образом обезопасить себя от повто­рения французской агрессии.

Общей судьбы этих республик Средневековья и начала Нового времени избежала лишь Швейцарская конфедерация. Она была сохранена Венским конгрессом и получила статус нейтрального государства.

Европейские монархи решили не восстанавливать Священную Римскую империю. Фактически они примирились со многими территориальными изменениями, которые осуществил в Германии Наполеон. В частности, они не стали восстанавливать сотни упраздненных им мелких государств. Большинство из них отошло к Австрии, Пруссии или другим более крупным германским государства

На Венском конгрессе было решено образовать в границах Священной Римской империи новую конфедерацию под название Германский союз.

В итоге после Венского конгресса конституции были введены во Франции в Нидерландском королевстве, в ряде западногерманских государств. Александр I даровал конституции Королевству Поль­скому и Великому герцогству Финляндскому, пользовавшимся автономией в составе Российской империи. Борьба за введение конституций развернулась в Испании, Пруссии и итальянских государствах, правда, потребовались еще революции начала 20-х го­дов В Испании, Португалии, Италии, Греции, а также революции 1830-х годов во Франции и Бельгии, чтобы принцип конституцион­ного правления был принят в ряде других государств. Тем не менее, после Венского конгресса Европа стала не в пример свободнее в политическом отношении, чем была до него.

Едва завершился Венский конгресс, как 26 сентября 1815 г . монархи России, Пруссии и Австрии подписали в Париже договор о создании так называемого Священного союза. В нем провозгла­шалась «неколебимая решимость» трех государей руководство­ваться в своих действиях «заповедями святой веры, любви, правды и мира», а также «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь в любое время и при любых обстоятельствах. Со временем к Священному союзу присоединилось большинство других госу­дарств Европы.

В первые годы после Венского конгресса Священный союз представлял собой одну из основных форм международного сотрудничества европейских государств. Состоялись четыре его конгресса. Первый из них прошел в 1818 г. в городе Ахен в Западной Германии. На этом съезде Франция была окончательно признан четырьмя другими державами равной себе: Великобритания, Пруссия, Австрия и Россия подписали с ней союзный договор. Возни так называемый «пятерной союз» (пентархия), который формально сохранялся до середины XIX в. и обеспечивал мир и стабильность Европы в течение этого времени.

В конце 1820 - начале 1821 г. состоялся сдвоенный конгресс Священного союза в Австрии. Он начался в Троппау, а закончился в Лайбахе (Любляна) в Австрии. Наконец, конгресс 1822 г. проходил в Вероне (Северная Италия). С тех пор конгрессы Священного союза не проводились. Основной формой взаимодействия круп­нейших государств на международной арене стали конференции, созываемые по какому-нибудь конкретному поводу, либо консуль­тации послов в Лондоне, Санкт- Петербурге или столицах других держав.

Реставрация монархии. Причины падения империи Наполеона Бонапарта.

Причины падения Н.Б. Внешние:

1) Н.Б. имел авторитет у населения до тех пор, пока вел успешные завоевательные войны и поддерживал высокий международный статус страны. Когда 1813 г. неприятель впервые после 1793 г. вторгся на территорию Франции происходит катастрофа, его авторитет подорван.

Внутренние:

1) общая усталость населения от войн;

2) истощение людских и материальных ресурсов;

3) негативные результаты континентальной блокады для Франции. Французской торговле был нанесен ущерб. Фр. предприниматели не имели доступа к товарам других стран (?).

4) постоянные наборы в армию - нехватка рабочих рук на производстве.

5) продовольственный кризис, который был связан с неурожаем 1811-1812 гг.

6) постоянное повышение прямых и косвенных налогов, которые нужны были на военные расходы. Были удвоены подушная подать, соляной налог, ряд косвенных налогов.

Факторы реставрации монархии:

1) у населения к монархии усилилась тяга, поскольку уже в ходе революции многие республиканцы были дискредитированы. Они не имели былой ценности для народа.

2) внешнеполитический фактор. Хозяева положения (монархические страны - Россия, Австрия, Пруссия, Англия), которые в течение 25 лет вели войн в с революционной Францией, полагали, что только реставрация Бурбонов даст положительный эффект.

14.09.1815 (27.09). - Образование "Священного Союза" монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции

"Священный союз" – русская попытка спасения христианской Европы

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после . Предистория Священного Союза такова.

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мiровой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений! Этот высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, написанного самим русским Императором и не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты:

«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:

I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.

III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил также в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.: «...Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».

Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить "реакционный" христианский переворот в европейских делах, – что для "передовой" Европы было "дико" и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение "узурпатора" Наполеона. Европейская "общественность", питаемая еврейскими газетами, отнеслась к Священному Союзу именно как к "реакции", подозревая в этом также и интриги Русского Царя.

Австрийские и прусские дипломаты-специалисты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и "непрофессиональному" тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел. Меттерних же подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения» . Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства» .

Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» , документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим "законным" государям.

Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но с одобрения европейских держав было подавлено и , хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. В этом случае предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками (ведь в Австрии могло случиться подобное восстание порабощенных славян) и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом утрачивался христианский дух Союза. (Лишь при .) Казалось, Союз обречен на провал. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Россия подавила революцию в Венгрии в 1849 г.

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. , в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга "Россия и Европа".

В дальнейшем внешняя политика России исходила в основном из того, что в Европе «у России нет друзей и союзников, кроме Русской армии и флота» (). Участие России в коалициях одних европейских держав против других диктовались прагматическими соображениями: сдерживать наиболее агрессивного соперника (каким, в конечном счете, еврейские СМИ и деньги "сделали" соседнюю Германию) в союзе с менее агрессивными (какими выглядели территориально отдаленные Англия и Франция).

Но "менее агрессивные" демократические союзники оказались более лукавы и предали Россию в с целью столкновения главных европейских монархий, бывших участников Священного Союза. Их взаимное сокрушение и торжество жидо-масонской власти в Европе стало наглядным уроком и логичной "альтернативой" неосуществившемуся стремлению русской монархии «подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя» международные отношения христианских держав.

Ныне демократизированная и "мультикультурализированная" объединенная Европа, исключившая упоминание о христианстве из своей конституции, демонстрирует полное торжество масонских идей Французской революции. Торжественное празднование ее 200-летия в 1989 г. в Париже стало сюрреалистическим спектаклем, репетицией парада воцарения антихриста. Европа стала колонией своей бывшей колонии или, по выражению Бжезинского, "вассалом" и "геополитическим плацдармом" США (прообраза царства антихриста) в завоевании Евразии как "главного приза" для Америки.

М. Назаров

См. также в книге "Вождю третьего Рима" (гл. VI-8: )

Обсуждение: 2 комментария

    Слова "жидомасон", "жидофашист" и т. п. пишутся слитно.

    Благодарю за исправление опечатки.

По окончании Венского конгресса осенью 1815 г. в Париже одновременно находились государи России, Австрии и Пруссии и заключили здесь между собою так называемый Священный союз, который должен был и на будущее время обеспечивать мир в Европе. Инициатором этого союза был царь Александр I . «Вождь бессмертной коалиции», низложившей Наполеона , он был теперь наверху могущества и славы. Его популярность поддерживалась еще и тем, что его считали сторонником свободного политического развития, и действительно, в это время настроение его было довольно либеральным. Присоединяя в 1809 г. к России Финляндию , он удержал в ней сословную конституцию, действовавшую в Швеции, а в 1814 г. настоял, чтобы французский король Людовик XVIII дал своим подданным конституционную хартию. В конце 1815 г. и вновь образованное на венском конгрессе Царство Польское получило от своего нового (русского) государя конституцию. Еще раньше этого у Александра I были конституционные планы для самой России , и даже позднее, открывая в 1818 г. первый польский сейм в Варшаве, он говорил, что намерен распространить блага представительного правления на всю свою империю.

Но в одно и то же время с этим либерализмом, оказавшимся впоследствии недостаточно глубоким и прочным, в душе Александра I было и другое настроение. Грандиозные события, в которых ему пришлось играть роль, не могли не подействовать на всю его психику, а результатом этого действия было развитие в нем религиозной мечтательности, мистицизма . После пожара Москвы, по собственному его признанию, «осветившего его душу», он вместе с набожным адмиралом Шишковым стал усердно читать Библию, некоторые места которой им толковались в смысле пророчеств о только что совершившихся событиях. Это настроение усилилось в Александре I после его знакомства с одною пиетисткою , г-жою Крюденер , с которою он часто видался в 1815 г. в Гейдельберге и в Париже: она уже прямо применяла к самому Александру I разные пророчества Апокалипсиса, называла его ангелом мира, основателем тысячелетнего царства и т. п. Набросав то, что впоследствии сделалось основным актом Священного союза, мистически настроенный император показал ей свой проект, на котором в виде заголовка она и поставила слова «La Sainte Alliance».

Священный союз

Сущность дела заключалась в том, что государи Австрии, Пруссии и России давали торжественное обещание во всех своих действиях руководствоваться заповедями святой христианской веры , пребывать между собою в братстве и «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», относясь к своим подданным и войскам, как надлежит вести себя отцам семейств, и т. д. Объявляя себя «как бы поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями», три союзных государя «с нежнейшим попечением убеждали своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей», преподанных Божественным Спасителем. В заключение указывалось на то, что державы, желающие торжественно признать «священные правила», изложенные в акте, «могут все охотно и с любовью быть приняты в сей Священный союз».

Составив эту религиозно-нравственную декларацию без всякого определенного политического и юридического содержания и без какого бы то ни было упоминания о правах народов, Александр I передал ее на рассмотрение австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III . Ни тому, ни другому проект не понравился. Австрийский император был, впрочем, под безусловным влиянием своего министра князя Меттерниха , который вполне соглашался со своим государем, находя, что эта «филантропическая затея под покровом религии» не что иное, как «пустой и трескучий документ», могущий, однако, быть очень дурно истолкованным. Меттерних как раз в это время начинал играть роль первого государственного человека Австрии, в каковой и оставался потом более тридцати лет, направляя политику монархии Габсбургов по самому реакционному руслу. По своему упорному консерватизму он, как нельзя более, подходил к характеру Франца I, педантического абсолютиста, верившего только в патриархальный способ управления и в необходимость строжайшей дисциплины. Франц I поручил Меттерниху переговорить о предложении русского императора с прусским королем, и тот также нашел дело неподходящим, но вместе с тем указал на неудобство отклонения проекта. Александру I были тогда обоими союзниками указаны кое-какие, на их взгляд, желательные изменения, и Меттерних убедил автора проекта в необходимости их сделать, после чего документ был подписан всеми тремя монархами. Для самого подписания акта Священного союза его инициатор выбрал 26 сентября нового стиля, которое в прошлом веке совпадало с 14 сентября по старому стилю, т. е. с празднованием в православной церкви дня Воздвижения креста Господня, что также для Александра I. по-видимому, имело особый религиозный смысл.

Кроме трех государей, подписавших акт Священного союза, к нему присоединились и другие государи. Исключений было очень немного. Во-первых, папа Пий VII заявил, что ему нечего присоединяться к принципам, которые он всегда признавал, но на самом деле он не хотел, чтобы его подпись стояла в числе подписей второстепенных государей. Во-вторых, отказался примкнуть к союзу английский принц-регент, заменявший своего душевнобольного отца Георга III : договор был подписан одними государями, а английская конституция требует также подписи ответственного министра. Наконец, турецкий султан, как государь нехристианский, и совсем не был приглашен к участию в этом союзе «единого народа христианского», как союз был прямо назван в акте. Кроме крупных и мелких монархов, к союзу присоединились, равным образом, Швейцария и германские вольные города.

Австрийский министр, находивший сначала «филантропическую затею» Александра I «по меньшей мере бесполезною», впоследствии более, чем кто-либо, извлекал выгод из документа, который сам же назвал «пустым и трескучим». После падения Наполеона Меттерних сделался самым влиятельным политическим деятелем Европы, и даже Александр I подчинился его системе, несмотря на то, что австрийская политика нередко находилась в противоречии с наиболее жизненными интересами России. Из всех государственных людей этой эпохи австрийский канцлер полнее других воплощал в себе принципы реакционной политики и неуклоннее, чем кто-либо, проводил их на практике, недаром называя себя человеком существующего. Сама государственная традиция габсбургской монархии была традициею политической и религиозной реакции. С другой стороны, ни одно государство в такой степени не нуждалось в подавлении народных движений, как Австрия с её разноплеменным населением: в ней были и немцы, а потому нужно было смотреть за тем, чтобы в Германии было тихо и смирно, – и итальянцы, а следовательно, нужно было наблюдать и за всей Италией, – и поляки, соплеменники которых в Царстве Польском, к неудовольствию Меттерниха, имели конституцию, – и, наконец, чехи, мадьяры, хорваты и проч. с их партикуляристическими стремлениями. Все это и делало монархию Габсбургов общим центром реакционной политики, а Меттерниха – руководителем её во всей Европе. Советам венского оракула следовали не только мелкие государи Германии и Италии, но и монархи таких великих держав, как Россия и Пруссия. В частности, Александр I часто подчинялся влиянию Меттерниха, который обыкновенно требования австрийской политики всегда очень искусно подкреплял ссылками на Священный союз.

Идейно-политической основой венской системы международных отношений стал союз великих держав Европы- вначале Четверной (тетрархии) в составе России, Австрии, Пруссии и Великобритании, как главных участников победы над Наполеоном, а впоследствии- с подключением к нему Франции- Пятерной (пентархия). Сердцевиной того и другого на договорной основе стал Священный союз первых трёх, в котором Россия играла значительную роль, ориентируясь на тесное сотрудничество с двумя главными германскими государствами- Австрийской империей и Прусским королевством.

Четверной союз был чисто светской конфедерацией из четырех великих держав, опрокинувших владычество Наполеона. Ее прямым назначением было, во-первых, отрешить династию Наполеона от французского престола и, во-вторых, предотвратить распространение идей французской революции в Европе. По смыслу договора, четыре державы увековечивали и осуществляли тот тесный союз, который первоначально был заключен для продолжения войны против корсиканского узурпатора до благоприятного исхода и затем распространен и на последующий мирный период. Было создано и установлено европейское «господство четырех» (тетрархия), вместо французской гегемонии, против которой державы выступили и которую сокрушили. Но так как сфера их соединенного законодательства была шире сферы наполеоновского влияния, то можно утверждать, что никогда до того времени Европа не была так близка по условиям правления к унитарном государству, как при действии трактата 20-го ноября 1815 года. Четыре державы взяли континент Европы под свою охрану, объявили себя «одинаково благосклонными ко всякой спасительной мере, принимаемой для обеспечения спокойствия Европы», и пришли к соглашению для того, чтобы «упрочить отношения, которые в настоящий момент так тесно связывают четырех монархов к благополучию вселенной, возобновлять свидания «через определенные промежутки или в непосредственном присутствии самих монархов, или при участии замещающих их министров, для совещаний по поводу интересующих каждого из них вопросов, а также для обсуждения тех мер, которые для данной эпохи могут быть признаны как наиболее полезные для спокойствия и благоденствия народов и для поддержания европейского мира». Таким образом, был основан в Париже на тех принципах, которые были приняты за основные в Шомоне и Вене, тот европейский концерт, который в продолжение следующих семи лет держал континент в строгой дисциплине. Под его покровительством были созваны конгрессы в Аахене, Троппау, Лайбахе и Вероне. В промежутках между этими конгрессами послы четырех держав, имевшие свои резиденции в Париже, образовали нечто в роде постоянного комитета, при посредстве; которого четыре правительства удобно и быстро могли приходить к единодушным решениям. Главное руководство «концертом» оказалось в руках Меттерниха, который и воспользовался своим огромным влиянием для того, чтобы при всяком удобном случае бороться против принципов революции, т.-е демократизма и национализма. Но согласие и единодушие концерта недолго шли по тому курсу, который дал ему его руководитель Меттерних. В 1822 году Британия официально отделилась от своих трех соучастниц, протестуя против принципа вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В 1827 году Россия принуждена была разорвать с Пруссией и Австрией, дабы получить возможность свободно действовать в защиту греков, которых уничтожали турки Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIXв. - М., 1963..

Если русские дореволюционные консервативные историки восхваляли царизм, выступая апологетами дворянско-самодержавного строя в России, то западные, наоборот, всемерно преуменьшают роль России и возвеличивают правительства европейских держав. Общим недостатком тех и других являются безмерный субъективизм в оценке правителей государств и очень слабое использование архивов.

Война, продолжавшаяся в Европе полных 10 лет, принесла огромный урон странам континента. Одновременно она способствовала появлению первого мирового опыта регулирования международных отношений и обретения политической стабилизации в Европе, гарантированной всей мощью держав-победительниц.

Венский конгресс, его решения, непоследовательные, противоречивые, несущие в себе заряд будущих взрывов, тем не менее сыграли эту роль. Но монархи этим не удовлетворились. Необходимы были более прочные, и не только силовые, но и юридические, а также нравственные, гарантии. Так в 1815 г. появилась идея Священного союза европейских государств - первой общеевропейской организации, целью которой должно было бы стать прочное обеспечение существующего порядка вещей, незыблемости тогдашних границ, стабильности правящих династий и других государственных установлений при уже свершившихся в разных странах послевоенных переменах.

Инициатором союза европейских государств стал Александр I. Основные положения договора о Священном союзе Александр написал собственноручно. Они содержали следующие статьи: поддерживать между государствами узы братской дружбы, оказывать друг другу помощь в случае дестабилизации международной обстановки, управлять своими подданными в духе братства, правды и мира, считать себя членами единого христианского сообщества, в международных делах руководствоваться евангельскими заповедями.

Таким образом, идеи Священного союза, который действительно стал прообразом международных организаций XX в., были исполнены самых благих намерений, и Александр I мог быть доволен своим детищем. Вскоре почти все страны Европы, кроме островной Англии, примкнули к Союзу, но и Англия активно участвовала в работе его конгрессов и оказывала на их политику достаточно силь­ное влияние.

По существу, решения Венского конгресса и Священного союза создали в Европе так называемую венскую систему, которая существовала около 40 лет, предохраняла Европу от новых больших войн, хотя противоречия между ведущими европейскими державами попрежнему существовали и являлись достаточно острыми.

Это выявилось сразу же после введения «венской системы» в жизнь. И главным ее испытанием стали не столько территориальные претензии держав друг к другу, сколько нарастание на континенте революционного движения, которое явилось логическим продолжением грандиозных преобразований общественной жизни стран Европы, порожденных и продолженных Великой французской революцией.

Заря новой революции, национально-освободительного движения, которая с 1820-х гг. поднималась над Европой, внушала ужас устроителям «венской системы». Опять замаячили призраки якобинства, беспощадного сокрушения тронов. Вспыхнули революционные движения в Испании, Португалии, Италии. В этих условиях заколебались даже либералы, к которым относился и Александр I. Русский царь медленно, но верно отходил от своих идеалистических представлений о послевоенном устройстве Европы. Уже в начале 1820-х гг. на примере событий в Испании, Италии, на примере восстания собственного Семеновского полка в центре Петербурга он понял, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народных революций или военных мятежей. Реальное дыхание народной свободы страшило создателя Священного союза и заставляло его дрейфовать вправо, хотя он поначалу и выступал против применения силы, как на том настаивали Австрия и Пруссия.

И все же, несмотря на глубокие противоречия, разрывавшие Священный союз с самого начала его существования, он во многом способствовал стабилизации ситуации в Европе, внес в европейскую практику новые гуманистические идеи, не дал Европе скатиться к новому военному.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча