25.07.2019

Российское законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Закон об экологии в российской федерации Государственное законодательство об окружающей среде


20 декабря 2001 года Государственной Думой РФ принят Закон «Об охране окружающей среды» и подписан 10 января 2002 года Президентом Российской Федерации. Принятый закон сменил Закон «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года.

Закон «Об охране окружающей среды» является комплексным головным законодательным актом прямого действия и решает три задачи:

1. Сохранение природной среды;

2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

3. Улучшение качества окружающей среды.

Этот закон является актом прямого воздействия, то есть его статьи действуют без каких-либо дополнительных инструкций, постановлений и пр.

Основная задача закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов для сохранения здоровой чистой окружающей среды. Обосновываются нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и т.д.

Данный закон формулирует экологические требования, к источникам вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Закон «Об охране окружающей среды» состоит из XVI глав, содержащих 84 статьи, в которых представлены:

Общие положения;

Основы управления в области охраны окружающей среды;

Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

Нормирование в области охраны окружающей среды;

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Зоны экологических бедствий, зоны чрезвычайных ситуаций;

Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

Государственный мониторинг окружающей среды;

Контроль в области охраны окружающей среды. Экологический мониторинг;

Научные исследования в области охраны окружающей среды;

Основы формирования экологической культуры;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

Заключительные положения.

Центральная тема Закона – это охрана здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек рассматривается как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и, как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

Механизм исполнения норм данного закона состоит из системы. включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта, а также административно-правового воздействия на нарушителей.

Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации

После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство РФ, в том числе и экологическое. Основные акты экологического законодательства приведены в табл.3.1.

Таблица 3.1 Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (1993 г.)
Природоохранное законодательство Экологическая безопасность Природно-ресурсовое законодательство
Действующие законодательные акты
Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002г Закон РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 1991 (с изменениями) Земельный кодекс, 2001
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,1999г Закон РФ «О безопасности», 1992 Закон РФ «о плате за землю», 1991 г. (в ред. Законов 1992, 1994, 1995 гг.)
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1999г Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера», 1994 г Водный кодекс, 1995г
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г (в ред. Законов 1998г) ФЗ «О радиационной безопасности населения», 1996 г Закон РФ «О континентальном шельфе», 1995г
Закон РФ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата», 1994 г ФЗ «Об использовании атомной энергии» Закон РСФСР «О недрах», 1992 (в ред. Закона 1995 г).
Закон РФ «О ратификации Базельской конвенции ООН о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», 1994 г ФЗ «О пожарной безо­пасности» ФЗ «О ставках отчислений на минерально-сырьевой базы», 1995 г.
ФЗ «Об экологической экспертизе», 1995 г ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г.
ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», 1995 г Закон «О животном мире», 1995 г.
ФЗ «Об уничтожении химического оружия», 1997 г Лесной кодекс, 1997 г.
ФЗ «Об исключительной экономической зоне России», 1998 г ФЗ «Об отходах производства и потребления»,1998 г.
Законодательные акты, нуждающиеся в разработке и/или в утверждении
ФЗ «Об экологическом страховании» ФЗ «Об экологической безопасности» ФЗ «О разграничении прав собственности на природные ресурсы («О федеральных природных ресурсах»)».
ФЗ «Об экологических фондах» ФЗ «О статусе зон экологического неблагополучия» ФЗ «О государственных кадастрах природных ресурсов»
ФЗ «Об охране водных биологических ресурсов» ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами» ФЗ «О растительном мире»
ФЗ «Об охоте и рыболовстве» ФЗ «Об энергоинформационном благополучии населения» ФЗ «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами».
ФЗ «О государственном регулировании использования охраны зеленого фонда городских поселений» ФЗ «О питьевой воде»
ФЗ «От государственном регулировании в области экологического образования»

Природоресурсовое законодательство включает нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ(2001 год), Лесной кодекс РФ(1997 год), Водный кодекс РФ(1995 год), Закон РФ «О недрах»(1992 год), Закон «Об особо охраняемых природных территориях»(1995 год), Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год), Федеральный закон «О животном мире»(1995 год).

В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Закон РФ «Об охране окружающей среды»(2002 год), Федеральный закон «Об экологической экспертизе»(1995 год), «О радиационной безопасности населения»(1995 год), «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»(1997 год) и др.

Действующий земельный кодекс РФ был принят в 2001 году.

Первый земельный кодекс РСФСР был принят в 1992 г. ВЦИК. Он провозглашал собственность государства на землю и изъятие земель из гражданского оборота. Второй земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР в июне 1970г. Это был кодекс периода развитого социализма, утвердившего полное господство колхозно-совхозной формы ведения сельского хозяйства. Земельный кодекс 1991 года – это кодекс отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы.

Закон Российской Федерации «О недрах» 1992 г. устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

Данный закон устанавливает строгое лицензирование, вводит плату за пользование недр для различных целей и распределение доли доходов, получаемых недропользователем. В недропользовании много сложных и неразрешенных проблем: истощение минеральных ресурсов, утилизация отвалов пород, захоронение токсичных и радиоактивных отходов.

Основы лесного законодательства(1997 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса. Воспроизводство лесов. Охрану и защиту лесов. В нем можно выделить пять групп правовых норм: лесохозяйственные (ведение лесохозяйства, воспроизводство лесов, охрана и защита лева и т.д.), лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса), лесоземельные (использование земель лесного фонда), управленческие(компенсация органов управления лесным хозяйством), экологические, которые касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределения лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения, прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод. Их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год).

Важными общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий(ПДК,ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы:

К первой группе относятся те законы, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Например, Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г.

Третья группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экономических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Например, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использование природных ресурсов.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д.

Формирование экологического законодательства, отвечающего современным задачам обеспечения устойчивого развития и экологического оздоровления, началось в Нижегородской области в 1995 году с принятием Устава Нижегородской области, который закрепил конституционные экологические приоритеты для региона. В пятой главе Устава отражены основы экологической и социальной политики области. В статье 19 главы 5 отмечается, что «земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущего поколений ее жителей». В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы. Законами области и иными нормативными правовыми актами устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативные платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий.

В Нижегородской области не должна допускаться деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и источников экологической опасности в Нижегородской области устанавливается решением органов государственной власти. Все виды экологически опасной деятельности могут осуществляться только на основании лицензии. Экологически опасные объекты на территории Нижегородской области должны в обязательном порядке иметь сертификат экологической безопасности объекта.

В январе 2002 года вступил в действие новый федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон заменил закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 году. В течение 2004-2008 годов в закон вносились изменения, связанные с уточнением полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в области охраны окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей среды» состоит из 16 глав:

Глава I. Общие положения.

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды.

Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).

Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды.

Глава XIII. Основы формирования экологической культуры.

Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Глава XVI. Заключительные положения.

В главе 1 федерального закона даны определения основных понятий, в том числе: в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического аудита, наилучшей существующей технологии, экологического риска и экологической безопасности. Сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которые допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из соблюдения требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно осуществляться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Закон устанавливает объекты охраны окружающей среды от загрязнения и истощения, деградации, к ним относятся:



Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, рассмотрены в главе 2 . Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ должно осуществляться на основе Соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, о передаче осуществления им части полномочий по вопросам охраны окружающей среды.

Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды рассмотрены в главе 3 закона. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В этой главе также определены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, рассмотренные в главе 4 включают в себя:

Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.

Законом ликвидирована система экологических фондов, существовавшая с 1991 года. Сохранена плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за загрязнение окружающей среды). Определено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован механизм добровольного экологического страхования, действовавший с 1991 года.

В главе 5 рассмотрена система нормирования в области охраны окружающей среды. Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также государственных стандартов и иных документов. Нормирование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К нормативам качества окружающей среды Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Как один из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация.

В федеральном законе «Об охране окружающей среды» принципиально изменена глава 6 , посвященная государственной экологической экспертизе. В эту главу, в качестве самостоятельной статьи закона, включена оценка воздействия на окружающую среду, которая проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Глава 7 посвящена вопросам охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и включает в себя следующие статьи, содержащие требования в области охраны окружающей среды при:

размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;

производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;

обращении с отходами производства и потребления;

установлении защитных и охранных зон;

приватизации и национализации имущества;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.

В главе 8 рассмотрен порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В главе 9 рассматриваются вопросы охраны природных объектов. Для охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

В главе 10 рассмотрены вопросы организации государственного экологического мониторинга. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Глава 11 федерального закона «Об охране окружающей среды» посвящена экологическому контролю. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Предприятия обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

В главе 12 рассмотрен порядок проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, которые проводятся научными организациями в соответствии с федеральным законом о науке и государственной научно-технической политике.

Глава 13 посвящена формированию экологической культуры. В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды законом устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В главе 14 устанавливается ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Так субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и на проекты, которые имеют положительное заключение государственной экологической экспертизы. Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими предписаниями могли приостановить или прекратить деятельность хозяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, должны рассматриваться судом или арбитражным судом.

В главе 15 рассмотрены вопросы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, принятый 10 января 2002 г., является систематизированным, комплексным нормативно- правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Общая характеристика закона

Этот закон определил основные задачи и механизм регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и человека. Он заложил основы прогрессивного развития экологического законодательства как законодательства нового поколения. Для этого закона характерно наличие следующих особенностей:

    Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. Он формулирует основные положения, которые позволяют предупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований. К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственность за экологические правонарушения.

    Закон является базовым нормативным актом, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Отдельные разделы этого закона впоследствии стали основой для разработки других федеральных законов и иных нормативных актов экологического законодательства.

    Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вредного воздействия окружающей среды на организм человека. С этой точки зрения действуют основные правовые институты охраны окружающей среды. В частности, здоровье человека является основным критерием при установлении экологических нормативов.

    Закон исходит из научно обоснованного сочетания экологи-

ческих и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов общества является основополагающим в концепции устойчивого развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг. В нашем законодательстве этот принцип нашел отражение в такой компромиссной формулировке

    Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия. Такое сочетание позволяет, с одной стороны, государству контролировать деятельность природопользователей, так как природные ресурсы являются достоянием всего общества, с другой стороны, внедрение рыночных механизмов создает предпосылки для рационального использования природных ресурсов.

Закон состоит из преамбулы, 16 глав и в84 статей.

Нормативные акты по рациональному Природопользованию

Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсные.

Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.

В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ, Закон РФ “О недрах”, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, Федеральный закон “О животном мире”.

Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков.

1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объектом собствен-

ности, но они являются специфическим объектом собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов.

    Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия “охрана и рациональное использование природного ресурса”.Какие качества природного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т.д. Если вода используется как судоходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения. Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является ее пригодность для питья, т.е. чистота.

    Выполнение любых предписаний невозможно без наличия ответственности. Норма права - это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства.

Указанные законодательные акты предусматривают ответственность за нарушение соответствующего законодательства (земельного, водного, лесного т.д.), причем меры ответственности могут иметь свои специфические особенности.

Рассмотрим подробнее два основных природоресурсных федеральных закона.

Земельный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий:

    поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям;

    защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

    предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

Водным кодексом РФ предусмотрены следующие обязанности водопользователей: рационально использовать водные объекты; не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нане-

сения вреда здоровью людей и окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.

Водным кодексом РФ предусмотрено, что “лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации” (ст. 130). Если нанесен ущерб водному объекту, то лица, виновные в этом, обязаны возместить ущерб.

Вопросы для самопроверки

    Назовите основные нормативно-правовые акты, которые регулируют использование отдельных природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.

    Охарактеризуйте основные этапы формирования российского законодательства.

    Дайте общую характеристику Федерального закона “Об охране окружающей среды”.

    Какие общественные отношения регулируются природоресурсными нормативными актами?

    Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.

    Дайте характеристику Водного кодекса РФ.

    Какие обязанности землепользователей предусмотрены Земельным кодексом РФ?

Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей. Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан. В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.

Какие в РФ есть экологические законы?

Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:

Вам будет интересно: ФЗ 59 в последней редакции.

Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” , определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.

Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее

Общие положения закона об экологии

Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.

Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.

ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
  • Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
  • Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
  • Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
  • Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
  • Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
  • Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
  • Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
  • Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
  • Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
  • Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
  • Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
  • Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
  • Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
  • Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.

Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:

  • соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
  • создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
  • защита и разумное использование природных ресурсов;
  • принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
  • непредвзятый экологический надзор;
  • принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
  • обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
  • естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
  • установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
  • уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
  • обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • комплексный подход к защите окружающей среды;
  • запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
  • всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
  • экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.

Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

Изложена в новой редакции статья 7 , предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

  • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
  • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
  • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
  • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

Скачать текст закона об экологической безопасности

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, .

Также для ознакомления с другими законами об экологической безопасности рекомендуется пройти по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” — скачать .
  • Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” — скачать .
  • Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — скачать .
  • Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” — скачать .

Все предоставленные документы содержат актуальные на 2018 год поправки.

Согласно Конституции у каждого гражданина есть право на благоприятные окружающие условия. При этом возникает обязанность сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Естественные ресурсы выступают как основа устойчивого развития, жизнедеятельности всех народов России. Правовое регулирование сферы защиты природы осуществляется соответствующим ФЗ.

Закон "Об охране окружающей среды": общие сведения

В нормативном акте установлены принципы, в соответствии с которыми осуществляется защита природы. Правовые основы документа обеспечивают сбалансированность при решении общественно-экономических вопросов, сохранении благоприятных окружающих условий, биологического разнообразия и ресурсов для удовлетворения нужд настоящего и будущего поколений, контроля исполнения предписаний экологического законодательства. Нормативным актом регулируются отношения, формирующиеся в процессе осуществления хозяйственной и прочей деятельности, касающейся воздействия на природу.

Принципы

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет общие требования для субъектов, ведущих хозяйственную и прочую деятельность, оказывающую влияние на природу. Функционирование предприятий и работа граждан должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:


Объекты, подлежащие защите

Их перечень устанавливает 7-й Федеральный закон (ФЗ "Об охране окружающей среды"). К объектам, подлежащим защите от истощения, загрязнения, порчи, деградации, уничтожения и прочего негативного влияния хозяйственной или другой деятельности, относят:


Особые категории

Закон РФ "Об охране окружающей среды" устанавливает перечень объектов, подлежащих первоочередной защите. К ним относят экосистемы, природные комплексы и ландшафты, которые не подвергались антропогенному влиянию. Закон "Об охране окружающий среды" определяет также категорию объектов, подлежащих особой защите. В этот перечень включены:

  • государственные заповедники, заказники;
  • ботанические сады;
  • природные памятники;
  • дендрологические и национальные парки;
  • лечебно-оздоровительные и курортные местности;
  • постоянная среда проживания малочисленных коренных народов.

В данную категорию Закон "Об охране окружающий среды" включает объекты, входящие в Список всемирного наследия, а также имеющие особое историко-культурное, научное, рекреационное, эстетическое или другое ценное значение, исчезающие и редкие почвы, леса и другая растительность, животные и иные организмы и их ареалы.

Права граждан

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" принят во исполнение Конституционных положений, касающихся сферы экологической безопасности. В этой связи в нормативном акте прописаны права граждан в данной области. В частности, Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что каждый россиянин может направлять обращения в структуры государственной, региональной либо местной власти, организации и должностным лицам для своевременного получения полных и достоверных данных о состоянии природы на территории их проживания. Граждане также вправе знакомиться со сведениями о мерах экологической безопасности. Закон "Об охране окружающей среды" позволяет формировать общественные объединения, другие некоммерческие структуры (фонды и пр.) для осуществления деятельности, связанной с защитой природы. Граждане могут участвовать в демонстрациях, шествиях, митингах, пикетировании, референдумах, сборе подписей для принятия петиций по экологическим вопросам, а также в других, не противоречащих нормативным актам акциях. Закон "Об охране окружающей среды" предусматривает право частных лиц обращаться в суд с исками о возмещении ущерба природе.

Обязанности

В соответствии с законодательством, граждане должны:

  1. Оберегать природные богатства.
  2. Сохранять окружающую среду.
  3. Выполнять другие экологические требования.

Взаимодействие с госорганами

Граждане вправе выдвигать предложения о выполнении экологической экспертизы и принимать участие в ней в установленном порядке. Частные лица могут содействовать органам местной, государственной или региональной власти при решении экологических вопросов. Закон "Об охране окружающей среды" предусматривает право любого гражданина обратиться в уполномоченные структуры с заявлениями, жалобами и предложениями, касающимися защиты природы.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча