16.10.2019

Каким был Вещий Олег. Князь Вещий Олег: биография, годы жизни и легенда о смерти


Князь Олег (Вещий Олег)
Правитель Киевской Руси.
Дата рождения - ?
Дата смерти - 912 (по другим данным 922)
Годы правления - (879—912)

Основные события во время правления:
882 год — завоевание Киевского княжества.
907 год — поход на Константинополь; подписание первого мирного договора с греками.

К сожалению, до наших времен сохранились только две летописи, упоминающие Олега, - «Повесть временных лет» и «Новгородская летопись младшего извода», поскольку начало летописи старшего извода не уцелело. Есть еще документы, происходящие из Византии, мусульманских стран, Хазарии. Но и в них сведения малы и отрывочны. Причем версии биографии князя Олега, изложенные в этих памятниках, разнятся, а хронология путается. По версии «Повести временных лет», Олег, племянник Рюрика. В 879 году, умирая, Рюрик передал правление Олегу за малолетством сына Игоря, которому было всего два года.

Новгородская летопись писалась с более раннего летописного свода, однако содержит неточности в хронологии по событиям X века. Согласно этому документу княжеский титул был жалован Олегу умирающим Рюриком и до вхождения на престол его сына Игоря, Олег должен был опекать и присматривать за мальцом.

Но всё-таки, смысл двух документов сводится к одному. Судьба свела князя Олега и малолетнего князя Игоря.
Дата рождения князя Олега неизвестна, вероятно, он был немного младше Рюрика. Рюрик не ошибся в своем выборе, когда на смертном одре завещал именно Олегу своего сына и новгородский стол.
Олег стал настоящим отцом для княжича, заложив в Игоре такие черты как исключительная храбрость, мужество, честь, вера в родных богов и почитание предков.
В 879 году Рюрик оставляет Новгородский престол малолетнему Игорю, Олег принимает правление как опекун и в течение 3 лет готовился к походу на Киев.
Олег собрал большое войско и в 882 году двинулся к Киеву. Ему удалось собрать под своим началом представителей многих народов, населявших тогда Русь и о которых сегодня сохранились только названия: веси, меря, чудь, кривичи, ильмените словлены и др. В поход он взял с собой и юного княжича Игоря. Войско плыло на ладьях.
По дороге он последовательно осаждает и берет Смоленск, стольный град племени славян-кривичей и город Любеч, славянского племени северян.
Олег был хитер и коварен. Князь укрыл в ладьях воинов и, приблизившись к Киеву, послал Аскольду и Диру, правителям города, гонца с вестью: новгородские купцы, следующие в Грецию, желают их видеть. Не подозревая худого, те вышли на берег Днепра без личной охраны. Олег сказал им: «Я Олег князь, а это Игорь Рюрикович княжич» - и тут же убил Аскольда и Дира. Олег показал Игоря и назвал его истинным властителем Киева. Киевские жители и дружина, не оказав сопротивления, признали новую власть.
Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Более развитый Киевский юг стал центром Древнерусского государства. Установив свою власть в Киеве, Олег обложил данью все подвластные земли, обеспечил мир на северо-западных границах Руси, вывел восточно-славянские племена из-под влияния Хазарии.

В 898 году Олег терпит поражение от перемещающихся на запад венгров. После безуспешной осады венграми Киева заключен венгерско-русский договор, просуществовавший два века. Объединив восточно-славянские племена, создав Киевскую Русь, Олег принимает титул князя князей, становится Великим князем. К началу X века большинство племен восточных славян было под началом киевского князя.
В 907 году Олег решается идти в поход на Византию. Снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил на Константинополь (Царьград). Византийский император Лев VI приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, оставив без защиты пригороды Константинополя. Но Олег в очередной раз применил хитрость: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань русским городам. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Одним из величайших достижений внешней политики Олега является заключение с Византией договора о торговле и основании в Константинополе русского посольства.
После триумфального возвращения в родные пенаты Олег был наречен «Вещим», т.е. умеющим предвидеть будущее.
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».
Умер Олег в 912 году. В «Повести временных лет» говорится, что смерти Олега предшествовало «появление звезды на западе».
Существует предание о смерти Вещего Олега. Волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
Место захоронения Олега достоверно неизвестно. По версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. В Новгородской летописи могила находится в Ладоге, но в то же время говорится, что он ушёл «за море».

«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам….» - эти строки прекрасно знакомы каждому еще со школьной скамьи. Однако сегодня мало кто знает, кем же на самом деле был этот замечательный персонаж, когда существовал и что сделал для родного народа и это несмотря на то, что он является одним из самых известных князей древней Руси. Давайте вместе разберемся, кто же такой князь Вещий Олег, каким образом он получил власть, чем он прославился за годы своего правления и как погиб, превратив свою жизнь в настоящую легенду, умело воспетую Александром Пушкиным.

Князь Вещий Олег: биография, происхождение и вокняжение

Существует несколько версий происхождения Вещего Олега. Каждая из них имеет полное право на жизнь. Обычно историки опираются на сохранившиеся документы. В нашем случае речь идет о «Повести временных лет», которая в современной интерпретации, все больше и больше смахивает на художественное произведение и все меньше на исторический источник, а также о Новгородской Первой летописи, которая уже дает более достоверные сведения и факты. Нужно отметить, что согласно новейших исследований, оба документа имеют колоссальное количество неточностей и ошибок в хронологии событий десятого века.

О происхождении Вещего Олега существует много легенд. Одни считают, что он был дальним родственником Рюрика, другие говорят, будто он приходился тот ли родным, то ли двоюродным братом его супруги. К примеру, великий историк и географ Василий Татищев называет ее Ефандой, опираясь на Иоакимовскую летопись. По легенде эта женщина была норвежской королевной, которая бросив все, сбежала от родителей с любимым мужем.

Как бы там ни было, но ничего о происхождении князя Олега в «Повести временных лет» не написано. Видимо, автор не посчитал нужным углубляться в столь несущественные детали, казавшиеся ему очевидными и не требующие пояснений. Потому точно узнать, кем был этот удалой молодец, по легенде имеющий дар предвидения, как прошла его юность и молодость, где он жил и кем воспитывался, едва ли когда-то будет возможно.

Однако об этом легендарном человеке рассказывают не только русские легенды, но и предания иных народов. К примеру, его имя можно встретить в скандинавской «Саге об Одде Стреле» (Ǫrvar Odds saga). Это свидетельствует о том, что человек этот был известен и популярен в Скандинавии. Правда, датируется он только тринадцатым веком, то есть почти через три сотни лет, после интересующих нас событий.

Великий князь киевский Олег Вещий

Когда в 879 году старый Рюрик возлег на смертном одре, его отпрыску малолетнему Игорю не было еще и двенадцати лет. Потому отдавать его новгородский престол было никак невозможно. Пришлось срочно искать выход, и он нашелся, в лице брата жены Олега. Именно ему передал правление умирающий князь. С тех самых пор он поселился в Новгороде, в качестве регента и опекуна для юного князя. С первых лет своего правления он задумывал великие дела и свершения и в основном, все они ему удались, недаром современники называли его человеком чрезвычайно предприимчивым и воинственным.

Цель была одна, захватить для своего государства чем побольше земель, но не бессмысленно воевать просто так, а значительно укрепить свое воздействие на мировой арене, если можно так сказать. Основная идея состояла в том, чтобы прибрать к рукам весь путь от Новгорода в богатую товарами Грецию, захватит все течение полноводного судоходного Днепра. Так можно было получить контроль над торговлей, получая из этого крупные барыши и прибыли. Но для этого пришлось бы покорить племена славян, что проживали там издревле.

Одних дружинников для достижения столь великой цели было явно маловато. Потому в эти годы правления князя Олега Вещего (880-882 гг.) был брошен клич для того чтобы собрать боеспособную армию. Подключены были кривичи, варяги, чудь, словены, веси, мерю и прочие. Они вполне успешно выдвинулись в поход и вскоре захватили Смоленск и Любеч. Осталось только погрузиться в челны и спуститься в Киев, где засели на то время бояре Аскольд и Дир.

«Повесть временных лет» гласит, будто Олег сказался купцом, что везет свои товары в Грецию, чем усыпил подозрительность киевских правителей. Когда же они пришли повидать богача, то он вышел к ним и сказал, что они не княжеского рода, потому и править не могут, а вот он может. После этого мужчины были убиты и тут же преданы земле. Тексты более поздние, второй половины четырнадцатого века, а именно Никоновская летопись рассказывает несколько иную историю. Согласно этим текстам, Олег обманом заманил Дира и Аскольда к себе на ладью, сказавшись больным. Когда же они пришли, убил их.

Стоит запомнить

Местоположение города Киев показалось Вещему Олегу очень выгодным, на большой реке, что ведет прямиком в богатые «греки». Потому он прихватил дружину, не подросшего еще Игоря и переехал жить туда. Именно этому легендарному человеку принадлежат слова «Да будет это мать городов русских».

Первые походы и достижения

Получается, что вовсе не Рюрик объединил славян, а скорее Олегу принадлежит основание Древнерусского государства. Интересно, что, став князем Киевским, он назначил Новгороду дань в триста гривен, которые полагалось платить ежегодно.

  • В 883 году были проведены работы по укреплению киевских заградительных сооружений, выстроены мощные частоколы, выкопаны рвы.
  • В том же году были подчинены племена древлян, что жили до этого достаточно бесконтрольно.
  • Спустя год покорить удалось также северян, которые после непродолжительного сопротивления поняли, где их ждет большая выгода и не стали больше «ломаться».
  • К 885 году были захвачены еще и радимичи.
  • В 889 году сами пришли под крыло киевского князя еще и угры (венгры).

Стоит вспомнить, что два последних племени успешно все это время платили дань хазарам. Именно на этом умному Олегу удалось сыграть как нельзя лучше. Он говорил народам, что враг его врага, скорее всего, оказывается другом, потому, подчинившись ему, они избавятся от потребности платить оброки и пошлины.

Византийская война

Знаменитый Царьград (Константинополь) всегда казался лакомым кусочком для всех правителей. Расположенный на стратегическом мысу между Золотым Рогом и Мраморным морем, как раз на границе между старой Европой и молодой и дикой Азией, давал влияние на всю Византию, с ее несметными сокровищами. Считается, что Олег выстроил две тысячи ладей, в которые помещалось не менее сорока человек. То есть, по тем временам армия у него была просто колоссально огромная.

В ратники для похода на Византию брали не всех, только самых смелых, отчаянных, голодных и бедных, к примеру, славян, финнов и варягов. Такой выбор едва ли был случайным, богатые люди воюют неохотно, так как дома их ждут сытые подворья и упитанные дети. В 907 году Олег выступил в поход и вскоре был уже под вратами Царьграда. Но византийский император Лев VI Философ опрометчиво приказала запереть ворота и огородить гавань цепями. Так захватчики могли только грабить и жечь пригороды и окрестные деревни.

Некоторые источники говорят, что это вынудило Олега мыслить нестандартно, чтобы как-то компенсировать невозможность попасть внутрь Константинополя. Он приказал озверевшим от безнаказанности и жажды грабежа варягам, уповающим только на своего умного господина, сделать колеса и прикрутить их к ладьям. Они подняли паруса, а когда подул свежий ветер, корабли пошли к городу, что несказанно напугало глупых греков, хотя количество их могло смутить кого угодно.

Испуганные до смерти греки решили пойти на попятную и предложили киевскому князю дань и дружбу навеки. На это он охотно согласился, однако, цену назначил настолько непомерную, что даже самые богатые византийцы не смогли сразу же собрать всю сумму. Считается, что он взял по 12 гривен за каждую уключину (место, железная петля, куда вставляется весло на ладье). На вратах Царьграда после этого был прибит щит Олега.

Многие считают, что весь этот поход – всего лишь легенда, а сведения о нем скомпилированы из более поздних походов. Но стоит обязательно упомянуть, что договор 911 года, когда в Константинополь было отправлено русское посольство, подтвердил заключение многолетнего мира и выплату дани. Если ничего подобного не было, то что тогда можно было закреплять? В подлинности этого документа историки ничуть не сомневаются.

Новгородская версия правления Вещего Олега

Походы Вещего Олега представлены не только в вышеозначенном варианте. Согласно Новгородской первой летописи, правил такой князь исключительно под начало Игоря Рюриковича. Причем захватить Киев, убив Дира и Аскольда, тоже удается именно ему, в то время как сам Олег в это время возвращается в Ладогу, где и погибает, не то в 911, не то в 922 году при невыясненных обстоятельствах, о которых мы поговорим позже. Нужно признать, что такой вариант развития событий напрямую противоречит тому самому договору 911 года, где он конкретно назван великим российским князем.

Арабский историк, путешественник и географ Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди говорит о том, что в 912 году крупный флот руссов вошел в Керченский пролив и был пропущен хазарским правителем. По задумке, они должны были пройти по реке Дон до самой Волги, а там уже было рукой подать до Каспийского моря. Таким образом русам удалось разграбить Азербайджан, при этом половину всей добычи они отдали хазарам, как и договорились. Во все века обман, сплетни и предательство зачастую становилось роковым для известных личностей.

Царская гвардия ал-ларисия возмутилась допущенным убийством единоверцев (мусульман), и царь решил оставить армию русов на произвол судьбы, что и привело к плачевным последствиям. Сражение длилось три дня и три ночи, словно в сказке. Отмечается, что погибло более тридцати тысяч воинов, а оставшиеся пять тысяч попытались спастись бегством, отправившись вверх по Волге. Но и там им не повезло, они были добиты булгарами и буртасами.

Третий вариант жизнеописания и походов

Годы правления Вещего Олега овеяны легендами и слухами, причем сведения настолько разрозненны, что многие историки даже не берутся искать в них крупицы истины. Впрочем, есть смысл просто дать информацию читателю, чтобы он сам делал выводы. Существует некий «Кембриджский документ», который назван так по месту хранения. Это своего рода письмо неизвестного иудея, написанное на древнееврейском языке. Вероятнее всего написал его кордовский сановник Хасдай ибн Шапрут, что и собирал в то самое время сведения о Хазарии в Константинополе. Датируется документ 949 годом.

В бумаге есть упоминание имени H-l-g-w (Хелгь, Хелгу), владельца которого зачастую связывают с русским князем Олегом. В документе именно этот загадочный персонаж называют постоянно правителем Русии, однако описанные события более напоминают действия Игоря, да и хронология событий более соответствует более позднему периоду.

Княгиня Ольга и первая письменность на Руси

Стоит рассказать еще одну интересную подробность жизни князя Олега, а именно его непонятные отношения с некой женщиной, которая впоследствии первой приняла крещение на Руси. Ни одна летопись не дает достоверных данных о рождении княгини Ольги, однако «Архангелогородский летописец» гласит, будто на момент вступления в брак с Игорем Рюриковичем, ей было всего десять лет от роду. Потому многие историки, такие как Карамзин и Войтович, склоняются к мысли, что родилась она в 893 или в 894 году.

Некоторые историки также считают, что Ольга была внучкой легендарного старейшины ильменских словен, а ко всему, еще и дочерью Олега. Из Иоакимовской летописи следует, что когда подопечный князя возмужал, тот решил его женить на девушке из знатного рода Гостомысла по имени Прекраса. Для того же, чтобы увековечить собственное имя, он ее переименовал, назвав Ольгой. Однако и тут разобраться досконально получится едва ли, так как все сведения из разрозненных источников зачастую противоречат друг другу.

Занимательно

Многие считают, что свое прозвище Вещий, Олег получил не случайно. В некоторых документах той эпохи говорится о том, что этот статный и воинственный мужчина порой мог наперед предвидеть события и исходы битв, из-за чего его армия редко терпела поражения. Глядя с высоты прошедших лет, ученые считают, что никакими экстрасенсорными способностями он никогда не обладал. Просто, наделенный острым умом и мощной логикой, он мог заранее проанализировать соотношение сил и происходящие события.

Самый приятный сюрприз в годы правления князя Олега Вещего – это возникновение на Руси настоящей письменности. Приблизительно в 860 году на Ладоге братья Кирилл и Мефодий, родом из современных Салоников, которые на те времена звались Солуни. В той самой «Повести временных лет» упоминаются эти легендарные создатели старославянской азбуки.

Олег всячески способствовал развитию данной темы. Он принимал революционные реформы, официально признал азбуку и тот самый алфавит, который мы сегодня используем каждый день. Та же письменность была признана и принята в Болгарии и Сербии, но только спустя четверть тысячелетия. За это стоит сказать огромное спасибо князю Олегу.

Гибель и связанные с ней легенды

Истинных обстоятельств смерти или гибели князя Олега, прозванного современниками Вещим, наверное, не узнает никто. Сведения, приводимые историческими источниками, настолько разрозненны и противоречивы, что найти истину непросто. В «Повести…» можно найти отрывок, где говорится, что этому трагическому событию предшествовало падение крупного метеорита. Это воспринималось в те времена, как настоящее знамение. Дословно летописец говорит о появлении «звезды великой на западе копейным образом».

Есть два предания, из первой летописи и «Повести временных лет», которые рассказывают одну и ту же загадочную историю. Будто бы волхвы задолго до смерти Олега предсказали ее. Они считали, что погибнет от собственного боевого коня, которого князь очень любил. Тогда он удалил лошадь, приказал кормить ее и ухаживать за нею, но сам никогда больше к ней не приближался.

Однажды, спустя четыре года, он вдруг вспомнил об этой истории, но конь к тому времени уже благополучно умер. Олег отправился посмотреть на его кости, чтобы утвердиться в мысли, будто волхвы соврали или просто ошиблись. Когда же наступил он на череп ногой, попирая его, оттуда выползла змея и укусила его. Князь после этого заболел, слег и вскоре умер, так как противоядия не нашлось.

Непонятно и где похоронен Вещий Олег, так и насчет этого имеется у двух исторических источников разное мнение. «Повесть…» говорит о могиле, что располагается в Киеве на горе Щекавице. Другой источник гласит, будто похоронен был князь вовсе не там, а в селе Ладоге. Однако в то же время первая летопись свидетельствует, будто он «ушел за море, где и сгинул».

Нужно знать

История о черепе коня нашла свое отражение в еще одном эпосе, на первый взгляд, не имеющем никакого отношения к истории Олега. Речь идет об исландской саге о славном викинге, по имени Орвар Одд. Однако стоит вспомнить и о том, что если князь действительно был настоящей исторической личностью, а вот скандинавский воин – вымышленным персонажем.

Интересные факты, вымысел и след в истории

Жизнедеятельность и смерть Олега покрыта тайнами и мистикой, спорить с этим не станет никто. Польский историк Генрик Ловмянский считал, что новгородское правление князя вообще стоит поставить под сомнение. Он утверждал, что он был смоленским князем, а вся история его связи с Рюриком позже сфабрикована летописцами. Главным доказательством этого, с чем согласился и А. Лебедев, предъявляется факт обложения новгородцев данью. Едва ли он поступил бы так, после княжения в этом городе.

С датой смерти Олега тоже связано множество всяческих недоразумений. К примеру, 912 год является также временем гибели главного врага князя, византийского правителя Льва VI. Удивительно, но получается, что оба они правили ровно по тридцать три года, как и князь Игорь и его антагонист Роман Первый. Это наводит на определенные мысли.

Жизнеописание, а главным образом красивая легенда о его гибели, отражена в самых разнообразных литературных произведений. Это стало основой для сочинений Пушкина, Высоцкого, Васильева, Рылеева, Пануса. Было снято несколько художественных фильмов и даже открыты памятники. В 2007 году открыт монумент на горке в Переяславе-Хмельницком. Также имеется памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге.

Вещий Олег – князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года. Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Имя

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском – Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI–IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века. Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином – братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии. После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Вокняжение в Киеве

В 882 году князь Олег вещий захватил Киев, хитростью умертвив его князей Аскольда и Дира. Сразу же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова, что отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически непреступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей.

Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь представлял и себя путешествие через крупные русские реки. Он брал свое начало в Финском заливе Байкальского моря, которое на тот момент называлось Варяжским. Далее путь шел через реку Неву к Ладанежскому озеру. Путь изваряг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильни. Оттуда он мелкими реками добирался до истоков Днепра, а от туда уже проходил до самого Черного моря. Таким путем, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, и проходил известный до сих пор торговый путь.

Внешняя политика Олега

Князь Олег Вещий после захвата Киева решил продолжить расширение территории государства, за счет включения в него новых территорий, которые были заселены народами, издревле плативших дань хазарам. В результате в состав Киевской Руси вошли племена:

  • радимичи
  • поляне
  • словене
  • северяне
  • кривичи
  • древляне.

Кроме того, князь Олег навязал свое влияние и другим соседствующим племенам: дреговичам, уличам и тиверцам. В то же время к Киеву подошли угорские племена, вытесненные с территории Урала половцами. В летописях не сохранилось данных о том прошли ли эти племена с миром по Киевской Руси, либо были выбиты из нее. Но доподлинно можно сказать то, что на Руси долго мирились с их пребыванием вблизи Киева. Это место вблизи Киева и по сей день называет Угорским. Эти племена позднее перешли через реку Днепр, захватили близлежащие земли (Молдавию и Бессараббию) и отправились в глубь Европы, где обосновалигосударство Венгерское.

Поход на Византию

Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище – «Вещий». Согласно «Повести временных лет», князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда. Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии. Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир. Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля – Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

Встреча с мудрецом и смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение – появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд – герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI – антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение – 945 – и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI–XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Образ Вещего Олега

К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией, добавим несколько научных комментариев.

  1. Во-первых, по археологическим данным в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце Х в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX в. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь, меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859-862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения. При Несторе памяти о былом величии Ладоги или значимости Рюрикова городища уже не было, он писал два столетия спустя после времени призвания варягов. А вот слава Новгорода, как крупного политического центра, достигла пика, что и заставило летописца верить в его древность и именно в Новгороде разместить первых правителей Руси.
  2. Вторая оговорка будет касаться происхождения, деятельности и гибели Вещего Олега. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, даже старше ПВЛ, называет Олега не князем, а воеводой при Игоре сыне Рюрика. Олег сопровождает Игоря в его походах. Именно князь Игорь расправляется с Аскольдом, а потом идет в поход на Ромейскую (Византийскую) империю и осаждает Царьград. Олег, по версии Первой Новгородской летописи, находит свой конец, когда уходит из Киева на север в Ладогу, где его поджидает легендарная змея. Укушенный ею, он умирает, но не в 912 г., а в 922 г. Сообщает Новгородская летопись и еще одну версию гибели Олег: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.
  3. Третий комментарий будет связан с возможным участием Олега в восточных походах русов. Русские летописи говорят, что он удачно воевал с хазарами, а восточные источники рассказывают еще и о Каспийских, направленных против Персии, походах русов, которые приходятся на время Олега. Некоторые историки считают, что смутные и отрывочные сообщения восточных документов на данный счет можно гипотетически связать не только со временем, но и с разными историческими деятелями.

Волей летописца, создавшего «Повесть временных лет», его преемников XIII-XVII вв., первых русских историков и, конечно А.С. Пушкина, который поэтически пересказал предание ПВЛ о Вещем Олеге, легендарный Олег стал частью всей последующей русской истории. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IХ столетием истории.

Олег, он же Вещий Олег (др.-рус. Ольгъ, Ѡльгъ). Умер ок. 912 года. Князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет» (ПВЛ), и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и ПВЛ), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.

Согласно ПВЛ, Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином - братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в ПВЛ не указывается. Существует гипотеза о том, что Олег - это Одд Орвар (Стрела), герой нескольких норвежско-исландских саг.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Согласно ПВЛ, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, - взял города Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам» .

Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» - и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной , объявив: «Да будет это мать городов русских» . Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (ПВЛ), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» .

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет упоминаний у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Осенью 912 года, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение - появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги.

Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы: И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд.

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком - поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI - антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение - 945 - и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI-XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском - Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI-IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

Вещий Олег (документальный фильм)

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии:

Львова А. Д. драматическая панорама в 5 действиях и 14 картинах «Князь Олег Вещий» (премьера 16 сентября 1904 на сцене Народного Дома Николая II), музыка Н. И. Привалова с участием хора гусляров О. У. Смоленского.

В литературе летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

Пушкин А. С. «Песнь о вещем Олеге»;
Высоцкий В. С. «Песня о вещем Олеге»;
Рылеев К. Ф. Думы. Глава I. Олег Вещий. 1825;
Васильев Б. Л. «Вещий Олег»;
Панус О. Ю. «Щиты на вратах».

В кино:

Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Олега Николай Олялин;
Покорение / Honfoglalás (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи, в роли Олега Ласло Хельей;
Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости);
Вещий Олег. Обретённая быль (2015; Россия) - документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.

Вещий Олег. Обретённая быль


князь Новгорода
879 — 912

Олег Вещий— варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Прощание Вещего Олега с конем. В. Васнецов, 1899

В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, сохранившей фрагменты не дошедшего до нас более раннего летописного свода, с путаницей в хронологии.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи) его шурином. После смерти Рюрика в 879 Олег стал княжить в Новгороде, поскольку Игорь Рюрикович был ещё малым ребёнком.

Захват Киева


Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

В 882 Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявил им:

«Вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ».

Предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег убил Аскольда и Дира.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.


ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ.Князь Олег и Игорь.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив:

«Да будет Киев матерью городов русских».

Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза были данниками хазар. По преданию, Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег завоевал самые южные из восточно-славянских племен уличей и тиверцев.

898 годом «Повесть временных лет» датирует появление под Киевом угров в ходе их миграции на запад. По данным венгерской хроники, князь Альмош разгромил неназванного русского князя (очевидно Олега), осадил его в Киеве и согласился уйти только после того, как русы заплатили ему выкуп в 10 тыс. марок серебром.

Поход на Византию


Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

В 907, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (Повесть временных лет), Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Константинополя.


Тихоновский В.Г. Поход князя Олега на Константинополь в 907 г.

Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Цареграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 года. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 передает «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Повесть временных лет сообщает, что в 912 году князь Олег погиб от укуса змеи.


Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.


Борис Ольшанский. Щит на вратах Царьграда

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.

«Идѣ Олгъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказают, яко идуще ему за море, и уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в Ладозѣ.»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди,флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.


Виктор Васнецов. Встреча Олега с кудесником
Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».


Триумф князя Олега

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника («Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгъ, Хелго.Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом.
Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.


Олег у костей коня. В. Васнецов, 1899

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для изобретения русской легенды об Олеге, или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе каких-то устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершитья предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:

«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шел путь Одда, так шел рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд»


Кончина Олега. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I). Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.


Смерть Олега. Гравюра

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX вв.В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. По мнению Л. П. Грот, связывать имя Олега со шведским именем "Helge" затруднительно по семантическим причинам, поскольку значение последнего - «святой» противоположно по смыслу языческому прозвищу русского князя.


Тризна по Олегу. В.Васнецов

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

А.С.Пушкин

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Серия "СЛАВЯНЕ"


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча