26.06.2020

Дополнительные виды социальной поддержки семьям имеющим детей. Изменения в законодательстве в вопросе предоставления жилья и государственной помощи многодетным семьям. Досрочный выход на пенсию


Как государство поддерживает семейных людей? Какие социальные льготы предусмотрены для детей? В чем заключается социальная поддержка малообеспеченных семей?.

Перечень инструментов государственной поддержки - «широкий и разнообразный». Они охватывают спектр семейной жизни и существенно облегчают семейное положение соотечественников.

Социальная поддержка молодых семей. Помощь, о которых должны знать!

1. Детские пособия

Рождение и воспитание ребенка активно финансируются властями, поэтому законодательно установлено сразу несколько видов пособий:

  1. Для беременных женщин, в срок до 12 недель, вставших на медицинский учет. Эта сумма в текущем году равна 581,73 руб. Выдается она один раз на основании соответствующей врачебной справки.
  2. . Декретные выплачиваются из средств Фонда соцстрахования и получают их женщины:
    • Трудящиеся - в размере 100% заработка за последние 2 года.
    • Потерявшие работу по причине ликвидации предприятия - ежемесячно по 581,73 руб. в течение 1 года.
    • Застрахованные со стажем менее 0,5 года - в размере 1 МРОТ.
    • Учащиеся на очном отделении - в размере стипендии.
    • Военнослужащие по контракту - в размере денежного довольствия.
  3. По рождению ребенка. Разовая денежная помощь, составляющая 15 512,65 руб., выдается одному из родителей. Предназначается она каждому родившемуся в семье.
  4. По уходу за ребенком до 1,5 лет. равняется 40% от среднего заработка. За отсутствием родителей может выдаваться иным лицам, не имеющим дохода и фактически ухаживающим за малышом.

    В период от 1,5 до 3 лет полагается ежемесячная компенсация в размере 50 руб.

  5. При усыновлении. За усыновление малыша, до достижения им 3 месяцев, полагается сумма в 28 555 руб. Выплачивается она до истечения 70 дней.
  6. При передаче ребенка в семью на воспитание. В этом случае пособие равняется 5 512 руб. Возраст воспитуемого роли не играет. Если речь идет об инвалидах или нескольких малышах, то денежная помощь существенно возрастает.

Обратиться за вышеперечисленными пособиями следует не позднее 6 месяцев.

2. Материнский капитал

Эта и поддержка семьи, где появился второй и последующий ребенок, выраженная в единоразовой безналичной выплате. В этом году она равна 453 026 руб. Получателями выступают мать или, при ее отсутствии, отец, единственный усыновитель, сам несовершеннолетний ребенок.

После того, как малыш подрастет до 3 лет, материнский капитал можно направить семьи, обучение ребенка или обеспечение пенсии матери.

3. Пособие по потере кормильца

Детям до 18 лет и учащимся на очном отделении до 23 лет, потерявших одного или двух родителей, выплачивается ежемесячная денежная помощь.

При утере одного родителя социальная пенсия положена в размере 4959,85 руб., двух - 9919,73 руб.

4. Налоговые послабления

Государственная социальная поддержка проявилась и в предоставлении налоговых льгот. Так, освобождены от уплаты налогов следующие доходы семьи:

  • декретные пособия;
  • материальная помощь работодателей, выплаченных в связи с появлением детей;
  • суммы, уплаченные работодателями, на лечение детей.
  • малоимущие, то есть в которых доход на одного человека меньше прожиточного минимума;
  • многодетные, где есть 3 и более несовершеннолетних ребенка;
  • матери-одиночки, у ребенка которой в метрике графа «отец» пустует.

5. Компенсация платы за детсад

Многодетные и малообеспеченные семьи вправе рассчитывать на властями платы за детсад в размере:

  • 20% - на 1 малыша;
  • 50% - на 2 ребенка;
  • 70% - на 3 и более.

Семьи, имеющих детей с инвалидностью, сирот и без родителей, вовсе освобождают от взимания платы за нахождение в дошкольном учреждении.

6. Жилищные субсидии

Если затраты на ЖКХ превосходят 22% от доходной части бюджета малоимущей семьи, то она может воспользоваться субсидиями. Рассчитываются субсидии каждый месяц на основе конкретных сведений о квартплате и коммунальных услугах и предоставляются сроком на полгода.

7. Социальная стипендия

Малоимущие семьи, в которых есть студент, вправе рассчитывать на социальную стипендию, которая выплачивается наряду с академической. Если студент очного отделения получает:

  • среднее профобразование, то к выплате ему положено не менее 730 руб.;
  • - не меньше 2 010 руб.

8. Пособие на третьего ребенка

Рождение третьего малыша влечет выплату финансовой помощи вплоть до достижения им 3 лет. Размер пособия зависит от региона проживания.

9. Бесплатный участок

Многодетным семействам отводится земельный участок для ИЖС площадью от 6 до 10 соток на безвозмездной основе в обход торгов. Этим правом можно воспользоваться только один раз.

Если же администрация региона не имеет возможности удовлетворить ходатайство о наделении земельным наделом, она обязана альтернативными мерами решить проблемы по проживанию нуждающейся семьи.

10. Улучшение жилищных условий

Многодетным семьям, состоящим в очереди за жильем, предоставляются . Они направляются на нужды:

  • покупку жилых помещений;
  • долевое участие;
  • внесение первоначального взноса;
  • уплату ипотеки.

Такие очередники в приоритетном порядке обеспечиваются жильем.

11. Возмещение трудового стажа

Длительный уход за детьми не дает многодетной матери набрать минимальный стаж, достаточный для пенсии по возрасту, ведь за это время пенсионные отчисления никто не производит.

Поэтому государство с 2014 года засчитывает декретные отпуска в страховой стаж матери.

12. Трудовые привилегии

Руководитель предприятия не вправе отказывать одинокой матери в работе, ссылаясь на наличие детей. Она может трудиться неполный рабочий день, пока ребенку не исполнится 14 лет.

Если на иждивении матери-одиночки находятся малолетнее дитя или ребенок-инвалид, не достигший 18 лет, то трудовой договор с ней по инициативе работодателя - не расторгается, за исключением серьезных объективных причин.

13. Досрочный выход на пенсию

Многодетная мать уходит на пенсию в 50 лет, если соответствует следующим условиям:

  • родила 5 и более детей и воспитывала их до 8 лет;
  • имеет 15-летний страховой стаж.

14. Иные льготы

Многодетные семейства могут пользоваться следующими преимуществами:

  • 30% скидкой на коммунальные услуги;
  • бесплатными лекарственными средствами для детей до 6 лет;
  • бесплатным проездом для школьников внутри города;
  • первоочередным приемом в детсад;
  • бесплатным питанием учащихся школ и студентов и т. д.

При желании создать КХ или малые формы предпринимательства для них предусмотрены сниженные налоговые и арендные ставки на землю или полное освобождение от их уплаты, беспроцентные ссуды, льготные займы.

Помимо федеральной поддержки, существует и социальная региональная помощь. Каждая область на постоянной основе проявляет заботу о семьях с детьми в тех или иных сферах жизни.

Получить подробную информацию о конкретных мерах, реализуемых в вашем регионе, вы можете в территориальном отделе соцзащиты.

Удовлетворить интерес пользователей всегда смогут консультанты сайта сайт, которые расскажут, как осуществляется социальная защита семьи, какие документы требуется для этого собрать и куда надо обращаться.

Как уже было сказано выше, в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества.

Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

  • 1. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.
  • 2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.
  • 3. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).
  • 4. Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает основные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

  • - пособие по беременности и родам - выплачивается за период отпуска по беременности и родам (декретного отпуска) в размере 100% от среднего заработка;
  • - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) - 490,79 рублей;
  • - единовременное пособие при рождении ребенка - 13087,61 рублей;
  • - ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет - в размере 40% среднего заработка, но не более чем 16241,14 рублей и не менее для первого ребенка - 2453,93 рублей для второго и последующих детей - 4907,85 рублей;
  • - ежемесячное пособие на ребенка - выплачивается ежемесячно в размере 50 рублей на районный коэффициент;
  • - женщинам родившим (усыновившим) второго или третьего ребенка начиная с 1 января 2007 года, предоставляется «материнский капитал» - 408,900 рублей;
  • - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью составляет 11 703,13 рублей, если несколько детей то на каждого;
  • - единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву составляет 20,725 рублей;
  • - ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 8,882 рублей и выплачивается независимо от других детских пособий .

Выплата этих пособий производится за счет: федерального бюджета, бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты, внебюджетные источники.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» рассчитан на малообеспеченные семьи и одиноко проживающих граждан. Согласно этому закону, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов у соответствующих социально-демографических групп населения. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Социальная помощь назначается на основании письменного заявления гражданина в письменной форме или от имени своей семьи в органы социальной защиты по месту жительству или пребывания, в котором заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах, принадлежащему ему (его семье) имуществу. Эти сведения могут подвергнуться проверке со стороны органа социальной защиты населения.

Размер государственной социальной помощи определяется государственными властями субъекта Российской Федерации. Социальная помощь оказывается как в виде денежных выплат (социальные трансферты), так и в виде натуральной помощи .

Особенностью формы государственной поддержки семьям, имеющим детей, является право на льготу, компенсацию или субсидию только определенных категорий семей с детьми и граждан, первоочередность их предоставления определенным категориям и предоставление бесплатно или за половину стоимости, что создает для этих категорий населения определенные льготы и привилегии. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:

  • - трудовые гарантии и льготы;
  • - льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;
  • - транспортные льготы для семей и детей;
  • - субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;
  • - безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья, а также бесплатное обеспечение жилой площадью;
  • - льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;
  • - права и льготы в области охраны здоровья семей;
  • - налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).

Социальное обслуживание различных категорий населения установлено в соответствии с Федеральным законом от 10.12.95 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В соответствии с указанным Законом предусмотрены такие формы социального обслуживания, как материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, консультативная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, реабилитационные услуги инвалидам. Особенностью социального обслуживания как самостоятельной формы социальной помощи населению, в том числе семьям, имеющим детей, является то, что все указанные виды социальной помощи населению оказываются специализированными учреждениями социального обслуживания населения и за исключением материальной помощи представляют собой социальные услуги. Социальное обслуживание включает: материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; консультативную помощь клиентам государственных учреждений социального обслуживания населения; социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях; временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания; дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Социальное обслуживание населения государственными учреждениями социального обслуживания - это относительно новая форма социальной помощи населению. Начало ее формирования как целостной системы связано с процессами современной социально-экономической трансформации России, хотя государственные интернатные учреждения для детей, престарелых и инвалидов существуют уже давно, а первые центры дневного пребывания и социальные приюты для детей и взрослых появились еще в 80-е годы.

В 90-е годы в Российской Федерации государством создана новая социальная отрасль реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что является несомненным достижением.

Множество острых социальных проблем, стоящих перед семьей, определяют спектр направлений деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказывать действенную и комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций. В России много центов, которые предоставляют услуги помощи семье. Например: в Республике Коми «Центр социальной помощи семье и детям» в котором есть отделения: по профилактике безнадзорности, отделение помощи женщинам оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными способностями, отделение помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей и замещающим семьям, отделение экстренной психологической помощи населению, а также есть центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения во всех районах республики .

В рамках полномочий субъекта Российской Федерации на территории Республике Коми также установлены государственные гарантии семьям, имеющим детей, в частности:

  • - Законом Республики Коми № 57-РЗ от 12.11.2004 «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей». В соответствии с законом семьям, имеющим детей, предоставляются следующие виды государственных гарантий:
    • 1) ежемесячное пособие на ребенка;
    • 2) доплата к ежемесячному пособию на ребенка;
    • 3) ежемесячная социальная выплата матерям, воспитавшим 7 и более детей;
    • 4) ежемесячная денежная выплата семьям при рождении в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей - до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата). применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением ребенка (детей) в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года .
  • - Законом Республики Коми № 45-РЗ от 29.04.2011 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми». Настоящий закон устанавливает на территории Республики Коми дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми), получения платных медицинских услуг ребенком (детьми).

Право на дополнительные меры социальной поддержки возникает при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми:

  • 1) матерей, родивших начиная с 1 января 2011 года ребенка, который является третьим ребенком по счету с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона;
  • 2) матерей, родивших начиная с 1 января 2011 года ребенка, который является четвертым или последующим ребенком по счету с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 настоящей части.

При возникновении права на дополнительные меры социальной поддержки лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона:

  • 1) учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) по 31 декабря 2010 года данными лицами;
  • 2) не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право на дополнительные меры социальной поддержки возникает со дня рождения соответственно третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня рождения третьего ребенка или последующих детей.

Распоряжение средствами (частью средств) регионального семейного капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Законом .

Согласно ст. 5 Закона № 45-РЗ за счет средств регионального семейного капитала лица, получившие сертификат, ежегодно могут получить единовременную выплату в размере не более 25 000 рублей для компенсаций расходов по следующим направлениям:

  • 1) на оплату занимаемого семьей жилого помещения и коммунальных услуг;
  • 2) на оплату за содержание в государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях, а также иных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как родного (родных) ребенка (детей), так и усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей;
  • 3) на уплату налогов семьи - налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога с владельцев транспортных средств;
  • 4) на страхование имущества семьи, на страхование жизни ребенка (детей) как родного (родных), так и усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей.

В Постановлении Правительства Республики Коми от 01.08.2011 № 324 (ред. от 16.07.2012) «О мерах по реализации статей 5 - 8 Закона Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми», можно ознакомиться с правилами:

  • - подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) регионального семейного капитала;
  • - перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами регионального семейного капитала,
  • - направления средств (части средств) регионального семейного капитала на улучшение жилищных условий
  • - направления средств (части средств) регионального семейного капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов
  • - направления средств (части средств) регионального семейного капитала на получение платных медицинских услуг ребенком (детьми)
  • - подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств регионального семейного капитала, перечнем документов, необходимых для получения единовременной выплаты, правилами ее осуществления .

Таким образом, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества. Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки: прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей, натуральные выдачи семьям, имеющим детей, различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.), социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

В последние годы в России осуществляется модернизации системы государственной поддержки семей с детьми.

Основными международными документами регламентирующим деятельность в области государственной политики в отношении семьи и детей является Конвенция ООН о правах ребенка и Декларации прав ребенка, принятой ООН. В России в период становления нового конституционного устройства таким документом стал Указ Президента РФ от 01.06.1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Этим документом проблема выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными. Установлено обеспечить приоритетность решения задач по выживанию, защите и развитию детей на федеральном и региональном уровнях при формировании бюджетов, в том числе инвалютных, распределении материально-сырьевых ресурсов, организации и развитии производства товаров для детей, инвестировании строительных работ и при решении других задач и предусмотреть финансирование целевых мероприятий по проблемам детства.

Одним из первых международных актов, закрепившим социальные права человека, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Декларация провозгласила право каждого человека, как члена общества, на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания достоинства и развития личности, социальных прав посредством национальных усилий и международного сотрудничества в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Статья 23 закрепила право каждого человека на труд, включая право на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд. В случае если заработная плата не обеспечивает человеку и его семье достойного существования, должны применяться дополнительные средства социального обеспечения. Часть 1 статьи 25 Декларации закрепляет право граждан на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Здесь же приведен базовый перечень жизненных ситуаций, дающих право на социальное обеспечение: безработица, болезнь, инвалидность, вдовство, наступление старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Часть 2 статьи 25 провозглашает право на особое попечение и помощь для материнства и младенчества, которые, с одной стороны, являются наиболее уязвимыми категориями, а с другой стороны - наиболее важными для воспроизводства населения.

Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Статья 10 Пакта выделяет трех основных субъектов, имеющих право на особые меры социальной поддержки: семья, материнство и детство. Самая широкая охрана и помощь должны предоставляться семье. Особой охране подлежат матери в течение разумного периода до и после родов . Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации. Помимо этого, статья 11 Пакта закрепляет право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Таким образом, данный документ закрепляет основные положения Всеобщей декларации прав человека и гражданина в сфере защиты социальных прав. Однако если Декларация носит рекомендательный характер, рассчитывая лишь на добрую волю членов мирового сообщества, то Пакт обладает обязательной юридической силой. Участвующие в нем государства берут на себя обязательство принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление указанных прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, определила, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, государственными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. С этой целью государства-участники принимают необходимые законодательные и административные меры, а также обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами .

Непосредственно право детей на социальное обслуживание закреплено статьей 26 Конвенции, которая гласит, что государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством.

Кроме того, данный международный акт содержит ряд положений, тесно связанных с этим правом и более полно раскрывающих его сущность.

Признавая приоритет семейного воспитания, Конвенция обязывает государства оказывать родителям и законным опекунам надлежащую помощь по воспитанию детей, развивать сеть детских учреждений, а также обеспечивать возможность работающих родителей пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми. В отношении ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, государство должно обеспечить замену ухода в виде передачи на воспитание, усыновления или помещения в учреждения по уходу за детьми.

Особую защиту Конвенция гарантирует детям-инвалидам, устанавливая, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь. При этом помощь таким детям предоставляется по возможности бесплатно и имеет целью обеспечение им эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, таким образом, который приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности.

Анализ международных актов позволяет сделать вывод, что право на социальное обслуживание в большинстве случаев не выделяется в качестве самостоятельного, но подразумевается, входя в комплекс социальных прав, таких как: право на социальную защиту, право на социальное обеспечение, право на особые меры социальной поддержки, право на особую охрану и помощь, право на доступ к услугам т.п. Несмотря на то, что в большинстве международных документов не говорится прямо о социальном обслуживании, они создают нормативно-правовые предпосылки для развития различных его форм в странах-участницах, поскольку подразумевают необходимость создания специальных учреждений, обеспечивающих реализацию прав граждан на повышенную защиту в определенных случаях, признаваемых социально значимыми (детский возраст, старость, инвалидность, болезнь, материнство, наличие особых семейных обязанностей, бедность и т.п.) .

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (далее - федеральный закон № 195-ФЗ) во исполнение конституционных положений и общепризнанных принципов и норм международного права дает определения базовых понятий, представляет базовый перечень трудных жизненных ситуаций, дающих право на получение помощи, устанавливает разновидности систем социальных служб, а также учреждений и предприятий социального обслуживания, раскрывает содержание права граждан на социальное обслуживание, закрепляет основные виды и формы социального обслуживания, устанавливает основания платного и бесплатного социального обслуживания, разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания, закрепляет основы ресурсного обеспечения социального обслуживания.

Федеральный закон № 195-ФЗ является общим (базовым) нормативно-правовым актом в сфере социального обслуживания населения, устанавливающим основы правового регулирования и способствующим тем самым упорядочению общественных отношений в данной области. Дальнейшее развитие его нормы получают в специальных нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы социального обслуживания применительно к отдельным категориям населения. Кроме того, в связи с передачей с 1 января 2005 года большей части полномочий в сфере социального обслуживания субъектам РФ ведущую роль начинает играть региональное социальное законодательство, прежде всего, через разработку государственных стандартов социального обслуживания.

К базовым законам, закрепляющим права семьи в РФ, относятся Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

До принятия кодекса в законодательстве о браке и семье охрана прав детей как специальная задача не фигурировала. Сейчас ребенок вправе выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе в суд.

Впервые в кодексе оговариваются основы правовой защиты от насилия в семье. Введение этой нормы является законодательным ответом на усиление жестокости в семье.

Также впервые законодательно закреплен институт приемной семьи, усовершенствован институт усыновления, законодательно закреплен приоритет семейного воспитания детей, подробно регламентированы его формы: усыновление, опека и попечительство, приемная семья (которой не было ранее). Установлена более гибкая система определения размера алиментов. Суду предоставлена возможность, с учетом заслуживающих внимания обстоятельств, уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. Предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика и заключение соглашения о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, а также имущественной ответственности за несвоевременную уплату.

Федеральный закон № 81-ФЗ впервые соединил воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшийся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами). Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти .

В 90-е годы, в процессе социально-экономической трансформации России, создана новая для России отрасль социального обслуживания семей с детьми.

Начало этой работы связано с Указом Президента РФ от 01 июня 1992 года № 543 «О мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В этом Указе органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовалось содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям. Законами, определившими правовые и организационные условия оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, являются федеральный Закон № 195-ФЗ и Федеральный Закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - 178-ФЗ).

Таким образом, законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям.

Законодательство в области государственной поддержки семей с детьми предлагает следующие меры поддержки:

  • 1. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей.
  • 2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.
  • 3. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).

Таким образом, множество острых социальных проблем, стоящих перед семьей, определяют спектр направлений деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи и детства.

Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказывать действенную и комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций.

12 декабря 2019 , Утверждён перечень субъектов Федерации, в которых в 2020 году будут софинансироваться расходные обязательства по поддержке семей в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 10 декабря 2019 года №2968-р. Позволит регионам с неблагоприятной демографической ситуацией продолжить в 2020 году поддержку семей при рождении третьего ребёнка или последующих детей, направленную на создание условий для повышения рождаемости.

29 января 2019 , Социальная поддержка семей с детьми О внесении в Госдуму законопроекта об уточнении условий предоставления гражданам ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребёнка Распоряжение от 28 января 2019 года №87-р. В целях приведения Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в соответствие с Гражданским кодексом законопроектом предлагается уточнить, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребёнка может быть подано гражданином не только по месту жительства, но также и по месту его пребывания или фактического проживания на территории России.

28 декабря 2018 , Социальная поддержка семей с детьми Президент России подписал Федеральный закон, направленный на поддержку семей в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №568-ФЗ. Федеральным законом установлено, что плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на ежемесячную выплату в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка, не взимается.

9 ноября 2018 , Социальная поддержка семей с детьми Об официальном отзыве Правительства на законопроект, направленный на поддержку семей в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» положением о том, что плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого ребёнка, не взимается. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект.

11 октября 2018 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Президент России подписал Федеральный закон об изменениях в порядке предоставления отпуска гражданам, имеющим трех и более детей Федеральный закон от 11 октября 2018 года №360-ФЗ. Федеральным законом вносятся изменения в Трудовой кодекс, предусматривающие предоставление работникам, имеющим трёх и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в удобное для них время.

27 августа 2018 , Государственная программа «Социальная поддержка граждан» Об утверждении перечня субъектов Федерации, в которых в 2019 году будут софинансироваться расходные обязательства по поддержке семей в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 24 августа 2018 года №1747-р. Позволит регионам с неблагоприятной демографической ситуацией продолжить в 2019 году поддержку семей при рождении третьего ребёнка или последующих детей, направленную на создание условий для повышения рождаемости.

14 августа 2018 , Жилищная политика, рынок жилья Об использовании социальных выплат для участия в долевом строительстве Постановление от 14 августа 2018 года №940. Для участия граждан в долевом строительстве жилья разрешено использовать социальные выплаты, право на которые имеют эти граждане.

10 января 2018 , Демографическая политика О субсидировании процентной ставки по ипотечным кредитам для семей с детьми Постановление от 30 декабря 2017 года №1711. В целях стимулирования выдачи кредитов по ставке ниже рыночного уровня утверждены правила предоставления субсидий кредитным организациям и АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по ипотечным кредитам, которые предоставлены гражданам, имеющим детей. Правила предполагают субсидирование ставки до уровня 6% в течение трёх или пяти лет при рождении с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года соответственно второго или третьего ребёнка у заёмщиков, которые возьмут кредит или рефинансируют действующий кредит на покупку жилья на первичном рынке. Это позволит выдать гражданам, родившим второго и третьего ребёнка, до 600 млрд рублей жилищных кредитов с пониженной процентной ставкой.

27 ноября 2017 , Социальная поддержка семей с детьми Об утверждении перечня субъектов Федерации, в которых в 2018 году будут софинансироваться расходные обязательства по поддержке семей в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 18 ноября 2017 года №2565-р. Позволит регионам с неблагоприятной демографической ситуацией продолжить в 2018 году поддержку семей при рождении третьего ребёнка или последующих детей, направленную на создание условий для повышения рождаемости.

9 октября 2017 , Социальная поддержка семей с детьми О дополнительных субсидиях на ежемесячные денежные выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего ребёнка или последующих детей Распоряжение от 6 октября 2017 года №2184-р. Распределены дополнительные субсидии 25 субъектам Федерации в объёме 526,3 млн рублей на софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребёнка или последующих детей.

1

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча