02.07.2020

Статья должностное лицо как субъект преступления. §3 Субъект преступления. Незаконное участие в бизнесе


Уголовный кодекс РФ содержит две группы норм, касающихся преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском законодательстве.

Толкование организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций приводится в постановлении Пленума Верховного

Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”. Кроме этих разъяснений большую роль играет правоприменительная практика судебных органов. Так, суды неоднократно отказывались квалифицировать действия лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как должностные преступления, хотя бы они фактически замещали управленческие должности в исправительно-трудовых учреждениях.

Так, организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчинённых, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным же функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Несмотря на довольно чёткое разграничение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и преступлений против интересов службы в государственных органах, на практике разграничение субъектов данных преступлений вызывает сложности. Совершение общественно опасного деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, рассматривается в качестве квалифицирующего признака в преступлениях, предусмотренных статьями 285-287, 290 УК РФ. В качестве субъектов преступлений предусмотренных статьями 288 и 292 УК РФ упоминаются государственные служащие.

В Российской Федерации установлен специальный правовой статус государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности. Не все лица, занимающие должности в государственных органах, являются государственными служащими.

Г осударственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей пор исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение своих обязанностей. Уголовный кодекс не предусматривает в качестве главного условия признания человека государственным служащим замещения им государственной должности. Государственные служащие делятся на государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, служащих территориальных органов исполнительной власти и государственных служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ). Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском законодательстве.

Преступления, предусмотренные в нормах гл. 30 УК, обладают рядом общих признаков:

  • 1) они могут быть совершены специальным субъектом - должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органов местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект - общий;
  • 2) эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью;
  • 3) данные деяния нарушают правильную, законную деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления;
  • 4) рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, занимающими должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, военных службах, др. войсках и воинских формированиях РФ.

К федеральным государственным органам относится: аппарат президента, Федеральное собрание, Правительство, все виды судов, прокуратура, федеральные органы государственных охран, государственный нотариат, Банк России, федеральное казначейство и др. К государственным органам субъектов РФ следует относить Думы и администрации, правительства субъектов РФ, их комитеты. К военным службам, согласно ФЗ об обороне, относятся центральные органы военного управления, объединения, соединения, военные части, которые входят в виды и рода войск и тыла.

Все преступления по субъекту могут быть подразделены на 4 группы:

  • 1) совершаемые только должностными лицами;
  • 2) государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст.292);
  • 3) совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст.288);
  • 4) совершаемые общим субъектом.

Все преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса субъекта, условно можно разделить на три группы:

  • * общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и ответственность за которые предусмотрена нормами этой главы;
  • * специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками;
  • * альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами.

Объективная сторона должностных преступлений состоит в посягательстве на нормальную деятельность органов власти, управления или местного самоуправления путём действия, некоторые преступления также и путём бездействия (халатность, злоупотребление должностными полномочиями). Должностные преступления с материальными составами (ст.285, 286, 288, 293 УК) имеют обязательные признаки объективной стороны--- общественно опасные последствия (это может быть не только материальный ущерб, но и иной вред: нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета органов власти, создание помех и сбоев в их работе) и причинно - следственная связь между деянием и последствиями. Для Президент РФ, депутаты Государственной Думы преступления с формальными составами ограничиваются только преступным деянием. У объективной стороны этой группы преступлений есть два специфических признака:

  • 1. Они совершаются либо с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебному положению. Этот признак по существу вытекающий из УК (ст.285- 289; 292; 293)., разделяется всеми криминалистами, занимающимися проблемами ответственности за должностные преступления. При раскрытии этого признака почти все авторы сходятся на том, что сущность его состоит в совершении лицом таких действий (или в таком бездействии), которое оно могло совершить единственно благодаря служебному положению, т.е. вследствие того, что занимает определённую должность в системе государственных органов и т.п. и её осуществление связано с такими полномочиями по службе, наличие которых только и делает возможным преступное посягательство на нормальное функционирование органов власти и исполнения.
  • 2. Эти преступные деяния совершаются вопреки (во вред) интересам службы. Этот признак, понимаемый как совершение действия или бездействия, которые препятствуют нормальному функционированию тех или иных звеньев государственной и исполнительной власти, осуществляются не основе и не во исполнение законов и других нормативных актов, не вызывает особых разногласий в работах о должностных преступлениях. Деяние признаётся совершённым вопреки интересам службы во всех тех случаях, когда оно объективно противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственным органам в целом, так и задачам, которые выполняют отдельные звенья государственного органа. В связи с тем, что деяние будет совершено вопреки интересам службы и тогда, когда оно нарушает установленные принципы и методы работы органов государственной службы и органов местного самоуправления. Этот признак сохраняется и в случаях совершения должностным лицом таких действий, которые продиктованы ложно понимаемыми им интересами ведомства или организации.

Субъективная сторона для большинства должностных преступлений характеризуется, как указано в УК, только умышленной виной. Исключение составляет состав халатности, для него характерна неосторожная вина в виде преступного легкомыслия либо небрежности. В субъективную сторону любого состава преступления также в ходят факультативные признаки: мотив и цель. В ст. 286- превышение должностных полномочий; ст.287 - отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию; ст.288- присвоение полномочий должностного лица; ст. 291- дача взятки------ эти признаки являются действительно факультативными и на квалификацию не влияют. Но в этой группе присутствуют такие преступления, для которых мотив и цель становятся необходимыми признаками субъективной стороны. К ним относятся: ст. 285- злоупотребление должностными полномочиями (корыстная или иная заинтересованность); ст. 289- незаконное участие в предпринимательской деятельности (имущественная выгода); ст. 290 - получение взятки (корыстный мотив); ст. 292- служебный подлог (корыстная или иная заинтересованность.

П. КУЗНЕЦОВ
П. Кузнецов, прокурор Центрального района г. Кемерово.
Новый УК РФ развел в отдельные главы составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30) - должностные преступления в традиционном понимании и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23). Юридико - технически статьи указанных глав построены по одному типу. Статья 201 УК (злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации), ст. 202 (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами) и 285 (злоупотребление должностными полномочиями) имеют по существу одинаковую объективную сторону, отличаясь по объекту - характеру защищаемых интересов и по субъекту. Аналогичны сходства и различия ст. 203 (превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб) и ст. 286 (превышение должностных полномочий); ст. 204 (коммерческий подкуп) и ст. 290 (получение взятки).
Примечания к ст. 201 и ст. 285 УК, распространяющие свое действие на главы 23 и 30 УК, казалось бы, позволяют определить, является то или иное лицо субъектом должностного преступления, и дать правильную квалификацию. Однако практика показывает, что этот вопрос не ясен до настоящего времени.
Чтобы с достоверностью решить вопрос о том, является ли лицо субъектом должностного преступления, необходимо учитывать как положения ст. 285 УК, так и ст. 201, а именно примечание к ней. В п. 1 примечания указано, что форма собственности юридического лица не имеет значения для решения данного вопроса. Решающим критерием для квалификации действий лица, занимающего то или иное служебное положение в организации, является ее организационно - правовая форма.
В соответствии со ст. ст. 50, 113 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие является коммерческой организацией, что в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" исключает возможность рассматривать сотрудников муниципального предприятия как субъектов должностных преступлений, так как этими законами установлена несовместимость статуса государственного и муниципального служащего с осуществлением предпринимательской деятельности, коей является деятельность коммерческого предприятия.
Ссылка на законодательство о государственной и муниципальной службе в данном случае правомерна. Более того, без знания положений Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" решение вопроса о субъектах составов преступлений главы 30 УК представляется невозможным.
Анализ п. 1 и п. 4 примечания к ст. 285 УК позволяет утверждать, что субъектами должностных преступлений являются государственные и муниципальные служащие, а также сотрудники образованных в соответствии со ст. 120 ГК РФ муниципальных и государственных учреждений (некоммерческих организаций), созданных для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций. Таким образом, для решения вопроса о субъекте должностного преступления, помимо определения статуса юридического лица, необходимо устанавливать содержание его обязанностей, а также надлежащее юридическое их оформление.
В соответствии с п. п. 2, 3 примечания к ст. 285 УК субъектами должностных преступлений также являются лица, занимающие государственные должности категории "А" (депутаты, министры, главы администраций субъектов Федерации и т.д.), в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственными служащими не являющиеся.
К сожалению, неясным до настоящего времени остается вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности преподавателей учебных заведений за взятки. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. преподаватель может быть признан субъектом должностного преступления - за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии. Однако и само Постановление принято во времена существования иной правовой системы, и посвящено оно делам о злоупотреблениях властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге, но не взяточничеству. Что делает актуальным применение ст. 49 Конституции РФ, в силу которой неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1995 N 119-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 8-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 17.12.1997)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 N 4
"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ВЛАСТЬЮ ИЛИ
СЛУЖЕБНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, ПРЕВЫШЕНИИ ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ,
ХАЛАТНОСТИ И ДОЛЖНОСТНОМ ПОДЛОГЕ"
Законность, N 10, 1999

Одно из первых упоминаний о должностных преступлениях, нашедшее отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности - архивах Древнего Вавилона, - относится ко второй половине XXIV века до н.э.

Понятие субъекта должностных преступлений по уголовному праву Царской России (1885-1917 гг.). В законодательстве Руси первое официальное упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление властных полномочий связано с Двинской уставной грамотой 1397-1398 гг. В то же время какое-либо общее понятие «должностного лица» как субъекта должностных преступлений отсутствовало в уголовном законодательстве Царской России, что является характерным для средневекового, самодержавно-монархического государственного строя, так как окончательное решение о квалифицирующих признаках преступления и степени вины того или иного лица давалось на откуп суду, что позволяло в одних и тех же ситуациях принимать различные решения.(2)

К началу второй половины XIX в. основным законом, определяющим круг преступного поведения и устанавливающим уголовную ответственность за совершение преступления, было Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года, которое не содержало понятия «должностного лица», однако его современники пытались дать доктринальное определение указанному понятию. Так, Р. Гоувальт просто перечислил всех служащих царской государственной службы, являющихся, по его мнению, должностными лицами.

Н.С. Таганцев писал, что лица, не состоящие на государственной службе, а служащие по вольному найму, подлежат ответственности и преданию суду в порядке, установленном для должностных преступлений, при условии существования правительственной должности, в пределах которой совершено противозаконное деяние лицом, занимающим указанную должность по найму. Уголовная практика и доктрина рассматриваемого периода в основу категориального корпуса должностного лица закладывала материальный признак - материальную ответственность лица за вверенное ему общественное или государственное имущество.

Как видно из указанных определений, субъектом должностных преступлений являлось любое «служащее» лицо, могущее посягнуть в связи с занимаемой должностью на наиболее значимые общественные отношения, затрагивающие интересы государственной власти.

В Уголовном Уложении 1903 года законодателем впервые в российском уголовном законодательстве были определены признаки специального субъекта преступлений против государственной и общественной службы. Закон указал на то, что лицо должно быть признано представителем власти - «лицо, несущее обязанности по службе государственной или общественной», где представитель власти - это лицо, предписания которого являются обязательными для граждан, учреждений, предприятий или организаций. Функции представителей власти могли быть различными, но компетенция представителя власти едина - это полномочия властного характера, при осуществлении указанных функций служащими обязанности должны быть возложены на них в установленном законом порядке («лицо, несущее обязанности» или «исполняющее временно»).

Уложение 1903 г. определяло перечень лиц, могущих быть признанными «служащими»: должностные лица, полицейские стражи, иные стражи или служители; лица сельского или мещанского управления. Именно в данном признаке определения «служащего» проявилось несовершенство Уложения 1903 г.. В статьях Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. отсутствовало какое-либо определение должностного лица как субъекта преступления, в статьях же Уголовного Уложения 1903 г. должностными лицами признавались лица, постоянно или временно осуществляющие управленческие функции в качестве представителей власти, несущих гос или общественную службу.

УК РСФСР 1922 г. стал первым кодифицированным уголовно-правовым документом Советского государства и отправной точкой для бурного развития уголовно-правовой мысли в нашем государстве. В примечании к ст. 105 УК РСФСР 1922 г. законодатель впервые в истории российского (советского) уголовного законодательства закрепил определение должностного лица - «под должностными лицами разумеются лица, занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, просветительных и других общегосударственных задач».

Основным принципом признания или непризнания лица должностным по УК РСФСР 1922 г. являлось определение масштабов ущерба, нанесенного им государству.(3)

В УК РСФСР 1926 г. была усовершенствована юридическая техника в построении определения «должностного лица». Вместе с тем законодатель, включив в признаки должностного лица «выполнение лицом профессиональных задач», безмерно расширил круг лиц, признававшихся должностными. Должностными лицами теперь признавались учителя, врачи, рабочие, крестьяне, водители, сторожа и т.д. А.К. Квициния писал, что законодатель применил неконкретный термин «определенные права», которыми лицо наделялось и вследствие этого признавалось должностным, что давало основания для отнесения к их числу фактически всех, в том числе и рядовых работников.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. в примечании к ст. 170 определил, что «под должностным лицом понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию».(4)

Указанным определением законодатель конкретизировал, ограничил и сузил перечень функций от декларированных ранее в УК РСФСР 1926 г. - общегосударственных, до административно-хозяйственных и организационно-распорядительных. Данное положение позволило исключить из субъектов должностных преступлений лиц, осуществляющих профессиональные функции в государственных или общественных учреждениях, организациях, предприятиях - рабочих, крестьян, врачей и т.д. Однако не раскрытое содержания указанных функций повлекло большое количество ошибок в квалификации содеянного на практике.

В России с середины XIX века по настоящее время правовая мысль в поисках наиболее точного и безупречного определения субъекта должностных преступлений постоянно развивалась, каждое последующее определение «должностного лица», дававшегося законодателем, является, несомненно, более точным и совершенным, чем предыдущее.

Большое значение на формирование правовой мысли о субъекте преступления оказали воззрения немецких ученых: И. Фихте, И. Канта, А. Фейербаха, Г. Гегеля. Так, представление о свободе воли, которая полностью независима от определений чувственного мира, является основой уголовно-правового учения Канта. На этом и основывалось понятие уголовной ответственности за действие, совершенное по решению человеческой воли. Преступление, с точки зрения Г. Гегеля, есть не что иное, как проявление воли отдельного субъекта. Преступник же является не просто объектом карательной власти государства, а субъектом права и наказывается в соответствии с совершенным преступлением. И. Фихте обосновывал наступление уголовной ответственности не только при совершении умышленного, но и при совершении неосторожного преступления, основывая ее на свободе воли, т.е. свободе выбора преступником целей своего поведения.

Представители социологической школы права (Ф. Лист, И.Я. Фойницкий) выступили против признания того, что преступник, совершая преступное деяние, обладает «свободой воли, хотя он не свободен». Действия же его на момент совершения преступления, как правило, обусловлены социальными факторами преступности.

В современном уголовном праве субъектом преступления признается лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность. Важным и дискуссионным остается как в теории, так и на практике вопрос, связанный с установлением уголовной ответственности в отношении лица, совершившего должностное преступление.

В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ субъектами преступлений, предусмотренных главой 30, могут быть следующие категории правонарушителей: 1) должностные лица, 2) должностные лица, занимающие государственные должности РФ, 3) должностные лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, 4) госслужащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, которые несут ответственность в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями главы 30 УК РФ.

При этом специальными субъектами в соответствии с анализируемым законом признаются должностные лица, которые постоянно или временно, а также по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти, либо лица, выполняющие организационно-распорядительные, а также административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления или государственных и муниципальных учреждениях и, наконец, в Вооруженных Силах РФ.

Указание законодателем в примечании к ст. 285 УК РФ места служебной деятельности лица позволяет при квалификации преступлений разграничить должностное лицо с лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Существенным содержательным отличием понятия должностного лица в действующем УК от понятия должностного лица, указанного в примечании к ст. 170 УК РСФСР, является то, что из категории должностных лиц исключены лица, выполняющие управленческие функции в государственных предприятиях.

При злоупотреблении полномочиями со стороны руководителей государственных предприятий страдает в первую очередь авторитет государства перед лицом различных хозяйствующих субъектов и граждан, что порождает необходимость рассмотрения преступных деяний указанных лиц в рамках главы 30 УК РФ.

Злоупотребления, совершенные должностными лицами причиняют как материальный ущерб, так и моральный вред, посягая тем самым на объект должностных преступлений. Материальный ущерб может выражаться в убытках либо в упущенной выгоде, когда собственник в лице РФ, субъекта РФ или муниципального образования не получает причитающейся ему прибыли от деятельности предприятия. Моральный вред государственным интересам (авторитету государственного управления) выражается в снижении доверия граждан и других субъектов к государству в целом и его представительствам в экономической сфере.

Введение

Глава 1. Законодательное и научное определение понятия субъекта должностного преступления в российском и зарубежном уголовном праве

1.1. История становления и развития отечественного законодательства об ответственности субъектов должностных преступлений (X - начало XX века) 11

1.2. Признаки понятия «должностное лицо» в советском уголовном праве 45

1.3. Вопросы регулирования ответственности должностного лица как субъекта преступления по зарубежному уголовному праву 77

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика должностных лиц и составов совершаемых ими преступлений

2.1. Функциональное содержание понятия «должностное лицо» 103

2.2. Организационно-правовая форма органов и учреждений как признак, указывающий место осуществления должностных функций 132

2.3. Временные рамки правомочности исполнения функций как признак понятия «должностное лицо» 153

2.4. Сравнительный анализ и классификация составов преступлений, совершаемых должностными лицами и лицами, использующими свое служебное положение 174

2.5. Должностные лица уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации 199

Заключение 226

Список использованной литературы 240

Приложение 261

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования

В настоящее время серьезный резонанс в обществе вызывают преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления, традиционно называемые должностными. Несмотря на то, что они составляют всего 0,7% от общего количества всех регистрируемых преступлений, они привлекают к себе пристальное внимание в силу специфики статуса субъектов, их совершающих. В уголовно-правовом аспекте данные лица должны не только отвечать общим условиям уголовной ответственности (ст. 19 УК РФ), но и обладать признаками должностного лица (прим. 1 к ст. 285 УК РФ) как специального субъекта указанных преступлений.

Понятие «должностное лицо» в Уголовном кодексе РФ 1996 года несколько изменено по сравнению с его редакцией, имевшей место в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года. Критерии отнесения лиц к данной категории обнаружили новые проблемы разграничения должностных лиц с такими параллельно существующими субъектами, как государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, с одной стороны, и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, с другой стороны. Вследствие чего круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по статьям главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», а также по статьям 149, 169, 170, п. «б» ч.З ст. 188 УК РФ, где субъектом составов преступлений является должностное лицо, зачастую не вполне адекватен его законодательному определению. Судебная практика в ря-

См.: Сведения о состоянии преступности и результатах деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений за январь - июль 2001 года// Щит и меч. 2001. 23 августа. С. 5.

4 де случаев идет по пути расширительного толкования признаков данного специального субъекта преступления, что не является правомерным.

Попытки разъяснить термин «должностное лицо», предпринимавшиеся на уровне Пленума Верховного Суда РФ, не устранили неоднозначность его понимания.

Тем не менее важнейшей предпосылкой применения норм об уголовной ответственности должностных лиц в следственной и судебной практике является научно обоснованное раскрытие их содержания. Более того, правоохранительные органы испытывают потребность в более конкретном усовершенствованном определении должностного лица, которое было бы закреплено непосредственно в Уголовном кодексе и позволило бы избежать выше обозначенные проблемы.

Степень разработанности проблемы

В теоретическом плане проблема должностного лица затрагивалась многими представителями юридической науки как одна из наиболее сложных, дискуссионных и важных в рамках общего учения о должностной преступности. Так, в отечественном уголовном праве еще в конце XIX века научные изыскания в данной области были предприняты В.В. Есиповым, А.А. Жижиленко, Н.А. Лазаревским, Н.А. Неклюдовым, СВ. Познышевым, Н.С.Таганцевым, В.Н. Ширяевым. Позднее уголовно-правовым и криминологическим аспектам проблемы преступности должностных лиц уделялось весьма пристальное внимание в работах таких ученых, как В.А. Владимиров, Б.В. Волженкин, А.В. Га-лахова, И.А. Гельфанд, В.И. Динека, Б.В. Здравомыслов, Ю.В. Золотухин, А.К. Квициния, С.Г. Келина, В.Ф. Кириченко, Н.И. Коржанский, Н.Г. Кучерявый, М.Д. Лысов, Ю.И. Ляпунов, В.Е. Мельникова, А.А. Пионтковский, А.Б. Сахаров, А.Я. Светлов, Г.Р. Смолицкий, В.И. Соловьев, А.Н. Трайнин, Б.С. Утевский, П.С. Яни и др.

Несмотря на позитивную роль научных исследований перечисленных авторов, следует признать, что многие из них концентрировали свое внимание на субъекте должностных преступлений, рассматривая его как часть более общей

5 проблемы - изучения в целом данной группы преступлений или отдельного их вида. Признаки должностного лица многие из названных авторов констатировали исходя из прежнего уголовного законодательства. Так, последнее исследование, посвященное комплексному уголовно-правовому анализу субъекта должностных преступлений, было проведено в 1975 году Ю.В. Золотухиным 1 .

В настоящее время на страницах юридической печати ведется острая дискуссия о сущности понятия должностного лица и его правовой природе (А. Горелик, Н. Егорова, С. Изосимов, И. Камынин, И. Клепицкий, П. Кузнецов, С. Макаров, А. Павлинов, Ю. Щиголев, П. Яни и др.).

Предлагаемое нами исследование посвящено анализу современного состояния проблемы должностного лица как субъекта преступления, с предшествующим ему историческим экскурсом, а также обобщением зарубежного опыта в данной области.

Целью исследования является изучение уголовно-правовой характеристики должностного лица как субъекта преступления и обоснование предлагаемой конструкции его определения, отвечающего современному состоянию российской следственной и судебной практики.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

провести систематизацию накопленных российским уголовным правом теоретических знаний о субъекте должностных преступлений, начиная с зарождения данного понятия и его закрепления в первых источниках права;

изучить динамику развития признаков должностного лица в советском уголовном праве (1917 - начало 90-х гг.);

проанализировать нормы уголовного права зарубежных государств, которые содержат дефиниции должностного лица или иного субъекта преступлений, облеченного публично-правовыми обязанностями;

Золотухин Ю.В. Субъект должностного преступления по советскому уголовному праву (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупр. прест-ти, 1975. - 185с.

провести юридический анализ признаков понятия должностного лица на основе определения в УК РФ 1996 г.;

сравнить уголовно-правовой статус лиц, использующих свое служебное положение, и должностных лиц;

классифицировать преступления, совершаемые лицами с использованием служебного статуса;

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с регулированием ответственности должностных лиц как специальных субъектов преступлений, посягающих на интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, на конституционные права и свободы человека и гражданина, общественные отношения в сфере экономической деятельности.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регламентирующие особенности ответственности должностных лиц, судебная практика, теоретические концепции ученых-правоведов по данной теме.

Методология и методика исследования. Диссертационное исследование основывается на диалектическом методе познания. В ходе работы автор использовал частнонаучные методы исследования (историко-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический, системный), а также конкретно-социологические (анкетирование, наблюдение, анализ документов, интервьюирование).

Нормативную базу работы составляют Конституция Российской Федерации, действовавшее и действующее уголовное законодательство России, нормы конституционного, административного, муниципального, гражданского, уголовно-процессуального права, постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ, уголовно-правовые акты зарубежных государств, приказы и инструкции Министерства юстиции РФ и ГУИН Минюста России.

Теоретической основой диссертации явились труды специалистов в области истории и теории государства и права, теории управления, уголовного, уголовно-исполнительного, административного права.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате анализа и обобщения 185 уголовных дел, имеющих непосредственное отношение к проблематике диссертации, рассмотренных судами Тульской и Рязанской областей за период с 1996 г. по 2001 г. По интересующим составам преступлений изучена официально опубликованная практика Верховных Судов СССР, РСФСР, России с 1961 по 2002 г. По отдельным дискуссионным вопросам на основе разработанной автором анкеты опрошено 211 респондентов, в числе которых судьи, прокурорские работники, следователи, работники УИС, преподаватели учебных заведений системы МВД РФ и Минюста России Тульской и Рязанской областей. Использованы статистические данные ГИЦ МВД РФ, Министерства юстиции России, а также результаты эмпирических исследований, проведенных другими авторами.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что диссертантом проведен развернутый уголовно-правовой анализ категории должностного лица как субъекта преступления, включая исторический аспект проблемы и опыт правового регулирования данного вопроса в законодательстве зарубежных государств. Автор попытался не только изучить норму-дефиницию о должностном лице в свете рассмотрения устоявшихся на данный момент ее признаков (с учетом изменений в УК РФ 1996 г.), но и предложить некоторые уточняющие критерии должностного лица, более соответствующие современному направлению уголовно-правовой политики. Таким образом, наиболее значимыми результатами проведенного исследования являются:

уточнение понятия должностного лица;

классификация служебных преступлений в зависимости от субъекта и способа их совершения;

8 - определение понятия должностного лица уголовно-исполнительной

системы Министерства юстиции России.

Основные положения, выносимые на защиту:

    Функциональный критерий понятия «должностное лицо» (осуществление функций представителя власти, выполнение организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций) нуждается в уточнении с целью избежания его расширительного толкования в правоприменительной практике.

    Представитель власти - это лицо, наделенное в законодательной, судебной, исполнительной (в том числе правоохранительной, контролирующей, надзорной) сферах деятельности распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

    Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности должностных лиц следует именовать «функциями по управлению людьми или имуществом посредством совершения юридически значимых действий». По своей сути, данные функции подразумевают руководство коллективом или хотя бы одним человеком либо реализацию права владения, пользования, распоряжения материальными или иными имущественными ценностями посредством совершения действий, связанных с возникновением, изменением либо прекращением прав или обязанностей у физических, юридических лиц.

    Категория «использование лицом своего служебного положения» имеет двухаспектную природу: одновременно предполагает специального субъекта противоправной деятельности - служащего, а также является специфическим способом совершения преступления.

    Должностными лицами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации следует признавать лиц, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют функции по управлению людьми или имуществом посредством совершения юридически значимых действий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. К таковым относятся

как лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС и состоящие на

должностях в центральном и территориальных органах уголовно-исполнительной системы (в т.ч. по федеральным округам), уголовно-исполнительных инспекциях, исправительных центрах, арестных домах, исправительных учреждениях (колониях общего, строгого и особого режимов; колониях-поселениях; воспитательных колониях; тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях; лесных исправительных учреждениях, объединениях исправительных учреждений), следственных изоляторах, так и иные служащие, которые наряду со своими профессиональными обязанностями выполняют функции по управлению людьми или имуществом посредством совершения юридически значимых действий в вышеперечисленных учреждениях и органах УИС.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблеме должностного лица как субъекта преступления, а также в законотворческой деятельности в целях совершенствования действующего уголовного законодательства.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что сделанные автором выводы могут применяться в деятельности правоохранительных органов и судов при квалификации преступлений, совершаемых должностным лицом, лицом, использующим свое служебное положение, должностным лицом УИС Минюста России. Материалы диссертации также возможно использовать в процессе преподавания курса уголовного права в вузах юридического профиля, а также при подготовке методических пособий по вопросам уголовного права.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в трех статьях, опубликованных в журналах и сборниках. Некоторые результаты исследования освещались на научно-практических конференциях и семинарах, в частности: на Всероссийской межведомственной научно-практической конференции «Карательная политика

10 России на рубеже веков», проходившей во Владимирском юридическом институте Минюста России (март 2001 г.); на научно-практической конференции «200-летие Министерства юстиции России: история и пути развития органов и учреждений», проводившейся в Академии права и управления Минюста России (декабрь 2001 г.).

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе Академии права и управления Минюста России при проведении учебных занятий по курсам «Уголовное право», «Криминология», а также в деятельности федерального районных судов г. Рязани и подразделений Управления исполнения наказаний Минюста России по Тульской области.

Структура работы. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК РФ, и состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

История становления и развития отечественного законодательства об ответственности субъектов должностных преступлений (X - начало XX века)

Институт должностных преступлений имеет многовековую историю и, к сожалению, существует до сих пор. Любой социальный институт, «раз его история указывает на его жизнеспособность, во всех своих эволюциях имеет основной неизменный элемент, всегда ему свойственный». Таким элементом для преступлений по должности является специальный субъект - должностное лицо.

Нынешнее наименование данного субъекта преступления, а также содержание категории «должностное лицо» закрепилось в праве лишь в последние два столетия, но должностные преступления возникли еще в глубокой древности, и к ответственности за их совершение привлекалась всегда только определенная группа лиц. Обращение к законодательным памятникам русского права, «выяснение духа закона, намерений и целей, имевшихся в виду законодате-лем» , позволяет нам проследить развитие юридической мысли в данной области.

Однако, совершая исторический экскурс, следует иметь в виду, что мы рассматриваем должностных лиц как субъектов преступления, а преступление есть, прежде всего, нарушение закона. «Пока известное действие не запрещено законом под страхом наказания, оно не может быть ни признано преступлением, ни повлечь за собой наказание, по тому общепринятому правилу, что без закона нет ни преступления, ни наказания (Nullum crimen sine lege. Nulla poena sine lege)". Следовательно, если нет преступления, значит, и нет его субъекта.

Нить исторических исследований приводит нас в государство Древней Руси XI-XII вв. Как бы ни была элементарна государственная организация, все же с появлением органов власти появилась неизбежность определить юридическими нормами отношения данных органов с населением, по крайней мере, в тех случаях, когда нарушались права населения.

В одном из древнейших памятников русского права - Русской Правде, созданной и существовавшей в период выделения и организационного оформления структур и учреждений публичной власти (IX-XI вв.), не содержалось норм, описывающих злоупотребления должностных лиц. Но уже имелись указания на отдельных лиц, на которых возлагались те или иные публичные функции и которых мы бы сейчас причислили к числу должностных. Так, имелись нормы, определявшие размер оплаты общиной представителей княжеской власти - вирников2 (ст. 42 Русской Правды Краткой редакции)3, мечников4, емцов5 (ст. 41 Русской Правды Краткой редакции)6, мостников7, (ст. 43 Русской Правды Краткой редакции и ст. 97 Русской Правды Пространной редакции) .

То, что должностные правонарушения существовали уже тогда, подтверждают факты, запечатленные летописцами. В Новгородской летописи сохранились рассказы о народной расправе на вече над провинившимися князьями, посадниками, тысяцкими. В 1136 году новгородцы судили князя Всеволода за неисполнение им обязанностей князя как вождя и правителя1. Во всех других русских землях князь подлежал суду и наказанию союза князей: «ряд наш так есть, оже ся князь извинит, то в волость» (лет. Ипатьев., 1177 г.) . Также по летописному свидетельству, например, в 1209 году в Новгороде судили и казнили посадника за незаконное наложение податей3 (по сути: превышение должностных полномочий).

Памятники русского права XII- XIV вв. - периода феодальной раздробленности - Новгородская, Псковская судные грамоты, Двинская, Белозерская уставные грамоты возникли в результате кодификации правовых источников более раннего происхождения. Их уголовно-правовые нормы весьма сходны с нормами Русской Правды, но, несомненно, имеются и некоторые новшества.

Органы государственной власти обыкновенно имели то или иное отношение к судебной деятельности, а на первоначальном этапе становления государственности суд вообще не был отделен от администрации, поэтому одними из первых служебных правонарушений были злоупотребления в сфере судебной деятельности, а их субъектами - лица, осуществлявшие правосудие.

По Псковской судной грамоте посадник должен был целовать крест в том, что он будет «судить право по крестному целованию, а городскими кунами5 не корыстоватися, а судом не метится ни на кого ж, а судом не отчитись6, а праваго не погубити, а виноватаго не жаловати»7. Князь также обязывался судить по крестному целованию. Статья 4 Псковской судной грамоты запрещала неправосудие и взимание тайных посулов (взяток), но не устанавливала за это наказания («Бог буди им судиа на втором пришествии Христове») .

Советское законодательство о должностных преступлениях начало развиваться почти сразу после Октябрьской революции 1917 года. Уже первые официальные документы нового правительства содержали отдельные положения и постановления, которые предусматривали жесткие меры пресечения противоправной деятельности лиц, выполнявших служебные обязанности. Декрет СНК от 14 (27) ноября 1917 года «О рабочем контроле» устанавливал, что владельцы частных предприятий и представители рабочих и служащих, избранные для осуществления рабочего контроля, виновные в сокрытии материалов, продуктов, заказов и в неправильном ведении отчетов и тому подобных злоупотреблениях, подлежали уголовной ответственности. Субъект данных служебных злоупотреблений был сформулирован с использованием и экономического критерия, и классового, объединяя представителей разных слоев общества единой функцией - осуществление рабочего контроля.

Постановление Кассационного отдела ВЦИК РСФСР от 6 октября 1918 года «О подсудности революционных трибуналов» в общей форме попыталось установить некоторые признаки злоупотребления властью. Уголовной ответственности согласно его положениям подлежали лица, совершавшие преступные деяния в момент исполнения своих служебных обязанностей, а также лица, совершавшие вообще какие-либо преступные деяния с использованием в каком-либо отношении своего положения на советской службе. Соучастниками признавались все иные лица, участвовавшие в преступлении или входившие в сношения со служащими при совершении преступного деяния

Понятие «должностное лицо» впервые появилось в советском законодательстве в Декрете СНК от 8 мая 1918 года «О взяточничестве». В нем говорилось о «лицах, состоящих на государственной или общественной службе в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике», к которым относились: «должностные лица Советского правительства, члены фабрично-заводских комитетов, домовых комитетов, правлений кооперативов и профессиональных союзов и т. п. учреждений и организаций, или служащие в тако-вых» . Как видим, наименование субъекта должностного преступления - «лицо, состоящее на государственной или общественной службе» аналогично тому, что имело место в дореволюционных уголовно-правовых актах, и, скорее всего, заимствовано именно из них. Также стало традиционным, что родовое понятие лица, состоявшего на государственной или общественной службе, раскрывалось посредством перечисления категорий должностных лиц и соответственно других служащих. Именно данное определение и было принято за основу при подготовке последующих Уголовных кодексов.

В других законодательных актах первых лет советской власти составы должностных преступлений были сконструированы таким образом, что субъекты их специально указывались, например: железнодорожные служащие - в Декрете ВЦИК РСФСР от 20 марта 1920 года «О революционных военных железнодорожных трибуналах» ; продагенты - в Постановлении Народного комиссариата юстиции от 21 февраля 1921 года «Об усиленной ответственности должностных лиц за преступления, совершенные при продовольственной работе»должностные лица, выполнявшие обязанности по заготовке, хранению, доставке и использованию семенного материала (члены губернских и уездных семстроек, их волостные уполномоченные, председатели сельских советов, заведующие складскими помещениями, сотрудники местных органов народных комиссариатов продовольствия) - в Декрете СНК РСФСР от 2 января 1922 года «Об ответственности должностных лиц за нарушения возложенных на них обязанностей по заготовке, хранению, доставке и использованию семенного материала» .

После революции 1917 года количественный состав должностных преступлений значительно возрос именно за счет расширения круга их субъектов. «...Национализация промышленности и торговли превратила всех частных служащих в должностных лиц. Современный строй не знает или почти не знает более частной службы. Все торговые приказчики и фабричные рабочие - являются ныне экономическими чиновниками, внесенными в штаты соответствующих учреждений и получающими жалованье по определенным тарифным ставкам».

Таким образом, в первых декретах и постановлениях советской власти, отражавших уголовную политику государства в области борьбы с должностными преступлениями, субъект последних уже получил определенные очертания: его содержательная сторона несла на себе отпечаток произошедших изменений в обществе, хотя общим его наименованием все еще оставалась дореволюционная терминологическая конструкция - «лицо, состоящее на государственной или общественной службе».

Функциональное содержание понятия «должностное лицо»

В течение последнего десятилетия понятие «должностное лицо» претерпело существенные изменения. Основные тенденции данных изменений тесно связаны с общим направлением правовой реформы в стране. Для уголовного права понятие должностного лица важно как понятие субъекта должностного преступления, поскольку уголовное законодательство устанавливает повышенную ответственность для лиц, выполняющих функции, важные для государства.

Применительно к преступлениям, традиционно именуемым «должностными», тезис о том, что «уголовный закон вначале решает вопрос о том, что совершено, а потом - кем совершено»1, не всегда справедлив. В комплексном анализе составляющих объективной и субъективной стороны преступления, выявление наличия у лица, совершившего запрещенное законом деяние, признаков должностного статуса, помимо общих признаков субъекта, играет весьма существенную роль. Отсутствие таковых означает, что либо данное общественно опасное деяние является преступлением другого вида, но не должностным, либо вообще правонарушением, не преследуемым в уголовно-правовом порядке.

Определение признаков должностного лица, круга и категории должностных лиц, являющихся субъектами соответствующих составов преступлений - один из дискуссионных вопросов теории и практики уголовного права.

В соответствии с примечанием 1 к статье 285 УК РФ должностными лицами признаются «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Данное определение включает три группы признаков: а) признаки, указывающие на характер выполняемых функций; б) признаки, указывающие место осуществления указанных функций; в) признаки, характеризующие временные рамки правомочности осуществ ления определенной деятельности.

«Должностным лицом, - писал русский ученый А. Елистратов, - делает человека не двадцатое число (день получения жалования в государственных учреждениях), но выполнение миссии, признаваемой в данное время общест-венно необходимой и обязательной» . Исходя из указания нынешнего закона, основным содержанием общественно полезной деятельности должностных лиц на данном этапе развития российского государства является осуществление ими организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, а также функций представителя власти. Их рассмотрению мы уделяем центральное место, так как именно содержание указанных функций имеет решающее значение для правильной квалификации так называемых должностных преступлений.

Законодатель указывает в УК РФ три вида функций, которые могут исполнять должностные лица, а именно: - функции представителя власти; - организационно-распорядительные функции; - административно-хозяйственные функции.

Из общего числа опрошенных нами респондентов, в числе которых судьи, работники прокуратур, следователи, преподаватели юридических вузов Тульской и Рязанской областей, 53% ответили положительно на вопрос, возникают ли у них сложности при установлении содержания функций представителей власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.

Проанализируем данные функции последовательно. Легальное определение понятия «представитель власти» дается в при мечании к статье 318 УК РФ, где говорится, что представителем власти в дан ной статье и, что немаловажно, в других статьях Уголовного кодекса признается «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

Как видим, раскрытие категории «представитель власти» опять же замы кается на понятии «должностное лицо», что с логической точки зрения недо їв пустимо для конструирования определений, так как сущность понятий, которые поясняются посредством друг друга, в итоге остается неясной.

Однако соотношение понятий «должностное лицо» и «представитель власти» в их нынешней трактовке позволяет подтвердить вывод, сделанный А.Н. Трайниным1, что всякий представитель власти - должностное лицо, но не всякое должностное лицо является представителем власти.

В действующем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» дается толкование некоторым элементам понятия «должностного лица» как субъекта преступления, предусмотренного статьей 290 УК

РФ («Получение взятки»). Исходя из того, что Пленум в данном случае обращается к примечанию к статье 285 УК РФ, а также, учитывая то, что он отменил те пункты предыдущего Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. №4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебными полномочиями, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»1, которые решали вопросы о субъекте должностного преступления, то есть основания полагать, что содержащиеся в Постановлении Пленума ВС РФ от 10 февраля 2000 г. рекомендации относительно должностных лиц с полным правом можно применять ко всем составам преступлений, где таковые являются субъектами.

Организационно-правовая форма органов и учреждений как признак, указывающий место осуществления должностных функций

Уголовный Кодекс РФ (1996 г.) дифференцировал ответственность лиц, осуществляющих управленческие функции, и поместил соответствующие нормы права в двух разных главах УК РФ: в главе 30 и главе 23 УК РФ. В качестве основы дифференциации была избрана организационно-правовая форма юридических лиц.

Должностное лицо может выполнять свои функции только в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с примечанием 1 к статье 201 УК РФ субъектами преступлений главы 23 УК РФ являются лица, работающие в коммерческих организациях независимо от формы собственности, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, и выполняющие в них подобные управленческие функции, за исключением функций представителя власти, которые по определению не могут исполняться в перечисленных здесь организациях.

Таким образом, «место выполнения лицом управленческих функций является не только одним из обязательных специальных признаков субъекта, но и критерием разграничения схожих составов должностных (глава 30 УК) и «служебных» (глава 23 УК) преступлений» .

Кроме этого, указанные главы отличаются кругом криминализованных деяний, размерами санкций за аналогичные составы преступлений, а также условиями привлечения к ответственности.

Итак, должностное лицо зачастую исполняет свои функции в государственных органах. Государственный орган - это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный государством на осуществление его функций и действующий в установленном государством порядке1.

Посредством государственных органов, прежде всего, осуществляют свою деятельность каждая из ветвей власти - законодательная, исполнительная и судебная как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. На уровне субъектов РФ законодательная власть осуществляется парламентами, которые имеют различные наименования (Областная Дума, Законодательное Собрание и т.п.). К должностным лицам этих органов относятся депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, депутаты местных законодательных органов, являющиеся представителями власти, а также работники аппаратов, обеспечивающих их деятельность, выполняющие функции управления людьми или имуществом.

Федеральными органами исполнительной власти являются: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии России, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти (Управление делами Президента РФ, Главное Управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ).

В субъектах Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (администрацией, правительством и др.).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполни-тельной власти в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти имеют подчиненные им на местах свои «филиалы» - органы исполнительной власти субъектов РФ (министерства, управления, департаменты, комитеты, инспекции и т.д.). Так, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях

В УК РФ перечисляются многочисленные преступления, которые могут совершаться частными лицами, компаниями и должностными лицами. Особенно много внимания уделяется должностному преступлению. Оно совершается лицами, наделенными определенными полномочиями. Должностное преступление - человека, обладающего некоторыми специфическими правами. Оно может быть представлено халатностью, взяткой, превышением полномочий или другими незаконными деяниями. Наказания за них предусматриваются многочисленными статьями УК. Они могут приводить не только к начислению значительных штрафов, но и к уголовной ответственности, представленной принудительными работами, тюремным заключением или запретом занимать конкретные должности в течение длительного времени.

Понятие должностных лиц

Должностными являются лица, которые на постоянной или временной основе наделяются определенными специфическими полномочиями. Они дают возможность выполнять функции представителя государственных властей. Также сюда относятся граждане, реализующие распорядительные, хозяйственные, организационные или административные функции в разных государственных организациях, в местной администрации, муниципальных учреждениях или Вооруженных силах страны.

Должностные лица определяются на основании трех признаков:

  • имеется специфический характер выполняемых трудовых функций, поэтому наделяются граждане особыми полномочиями и обязанностями;
  • у этих функций должно иметься правовое основание;
  • работа должна осуществляться в соответствующих органах, учреждениях или организациях.

Все люди, работающие при таких условиях, должны точно следовать основным правилам работы организаций. Если они нарушаются, то такие действия представлены преступлениями должностных лиц. Они считаются тяжкими правонарушениями, за которые назначается уголовная ответственность.

Виды преступлений

Должностные лица наделяются многочисленными полномочиями и возможностями, которыми они нередко злоупотребляют в личных корыстных целях. Такие действия являются серьезным правонарушением. Существует несколько видов должностных преступлений. О них мы поговорим немного позже, рассмотрев особенности каждой категории противоправных деяний.

Преступления должностных лиц обязательно подлежат тщательному расследованию. Наказание назначается исключительно судом, для чего изучаются все обстоятельства конкретного дела. При этом применяться могут разные статьи УК, для чего выявляются конкретные действия, совершенные гражданами.

Злоупотребление полномочиями

Данные действия перечисляются в ст. 285 УК. На основании данной статьи к ответственности могут привлекаться не только должностные лица, но и даже государственные служащие, наделяемые некоторыми специфическими полномочиями. Для таких лиц предполагается повышенная ответственность, если они пользуются полученными возможностями в личных целях.

Злоупотребление должностными преступлениями может привести к назначению реального тюремного срока для гражданина. При этом учитываются некоторые особенности:

  • нарушением является использование полномочий не в интересах службы, а для решения личных проблем;
  • круг полномочий определяется разными официальными документами, к которым относятся уставы, положения, инструкции или иные нормативные акты, причем именно в них перечисляются все права и обязанности, которыми наделяются граждане, занимающие конкретную должность;
  • не допускается пользоваться своим авторитетом для решения личных проблем, причем это относится даже к давлению на других лиц при телефонных разговорах или личном общении;
  • преступлением будет считаться совершение разных действий в пределах имеющейся компетенции, но при этом они противоречат целям и задачам, поставленным перед конкретной государственной организацией.

Понятие должностного преступления весьма многогранно. Чаще всего подразумевается, что гражданин, наделенный полномочиями и использующий их, совершает какие-либо противоправные действия. Однако совершение преступления возможно даже при бездействии со стороны наделенного определенной властью человека.

У преступления должен выявляться материальный состав. Оно считается оконченным, если нарушены интересы государства или конкретной государственной организации. Требуется доказать наличие корыстной заинтересованности. Она представлена стремлением человека получить какую-либо личную выгоду. Для этого может использоваться чужое имущество, принадлежащее государству или третьим лицам.

Лицо, совершающее обозначенные в УК должностные преступления, стремится получить от этого какую-либо имущественную выгоду. Для этого могут использоваться свои уникальные полномочия или вверенное в использование имущество. Обычно такие действия приводят к многочисленным негативным последствиям. Должностные преступления - это действия, результатом которых становится возникновение крупных аварий или остановка производственного процесса. Наносится обычно другим лицам или организациям крупный материальный ущерб. Нередко вовсе последствием выступает нанесение тяжелого вреда здоровью людей.

Превышение должностных полномочий

Данные действия также являются серьезными преступлениями. Регулируются они ст. 286 УК. Процесс превышения полномочий подразумевает, что гражданин выполняет действия, которые выходят за пределы имеющихся у него возможностей и прав.

Преступления, совершенные должностными лицами в этой области, могут быть представлены разновидностями:

  • выполнение разных действий или совершение сделок, которые входят в компетенцию иного должностного лица;
  • реализуются операции, которые могут осуществляться исключительно коллегиально;
  • у виновного отсутствуют специальные полномочия, но он все равно выполняет определенные действия, для которого они требуются;
  • совершение операций, которые являются противозаконными для любого лица независимо от разных условий и обстоятельств.

Чтобы привлечь виновника к ответственности, необходимо, чтобы у него имелись определенные должностные или властные полномочия в отношении лиц, которым непосредственно наносится ущерб реализованными действиями.

Преступления, совершенные должностными лицами путем превышения их полномочий, могут быть представлены разными видами:

  • нанесение другим лицам побоев, ударов или других физических повреждений;
  • истязания граждан;
  • незаконное лишение свобод гражданина;
  • применение психического насилия или угроз;
  • умышленное причинение вреда здоровью или запланированное убийство, причем такие действия классифицируются как тяжкое преступление, поэтому используются сведения из ст. 111 и ст. 105 УК.

Дополнительно учитываются отягчающие обстоятельства. Сюда относится не только то, что преступник превышает имеющиеся у него полномочия, но и то, что при совершении должностного преступления он может пользоваться разными техническими средствами, оружием или иными устройствами, выдаваемыми ему на службе. Сюда относятся специальные резиновые палки, наручники, газ или другие элементы, применяемые сотрудниками правоохранительных органов.

Если должностное лицо при совершении преступления наносит чрезвычайно тяжелые повреждения гражданину, что приводит к его смерти, то он привлекается к уголовной ответственности, представленной лишением свободы.

Присвоение полномочий другого лица

Другим видом должностного преступления выступает присвоение каких-либо полномочий, которые на самом деле принадлежат другому служащему. На основании такого действия совершаются гражданином операции, противоречащие законодательству. Это непременно приводит к тому, что нарушаются права или интересы граждан, всего общества или каких-либо компаний.

Некоторые лица могут присваивать себе звания или власть других должностных лиц, на основании чего совершают опасные действия. Они являются преступными, поэтому перечисляются в ст. 30 УК. Они нарушают интересы всего государства, а также службы.

Присвоение полномочий, принадлежащих другому лицу, может выражаться в разных действиях:

  • объявление себя другим служащим;
  • применение подложной документации;
  • использование специализированной форменной одежды.

На основании вышеуказанных действий совершается должностное преступление. В этом случае человек пользуется разными полномочиями и возможностями, которыми на самом деле он не наделен. Например, он может принимать посетителей или выносить решения по разным делам, останавливать автомобили граждан или пользоваться другими способами для собственной наживы. Такие действия являются, согласно 288 ст. УК РФ, должностным преступлением.

Уголовная ответственность применяется при наличии доказательств вины конкретного человека. Гражданин должен осознавать, что он специально воспользоваться специальными полномочиями, которые имеются у другого служащего, чтобы совершить неправомерные действия.

Незаконное участие в бизнесе

Весьма распространенная схема в РФ. Должностное преступление такого рода заключается в том, что должностное лицо открывает фирму, целью которой выступает предпринимательская деятельность. Дополнительно сюда относится ситуация, когда служащей какой-либо муниципальной или государственной организации принимает участие в управлении частной коммерческой компании. Такие действия напрямую запрещаются законодательством. Это обусловлено тем, что субъект должностных преступлений, представленный должностным лицом, за счет своих полномочий и возможностей может пользоваться разными льготами и преимуществами для предприятия. Это приводит к получению значительной и нечестной прибыли.

Должностные преступления - это действия, направленные на получение прибыли. Для этого должностное лицо может открывать компании или участвовать в деятельности уже существующих коммерческих предприятий. Во время расследования такого преступления требуется установить связь между разными действиями, совершаемыми должностным лицом и полученными фирмой льготами или преимуществами. Наиболее часто такие действия связаны с покровительством предприятию.

Получение взятки

В понятие должностного преступления входит даже получение денежных средств от посторонних лиц с целью использования должностным лицом своих полномочий, чтобы предоставить данным лицам разные льготы или преимущества. Такое правонарушение отличается некоторыми особенностями:

  • взятка может передаваться должностному лицу лично или через посредника;
  • она может быть представлена не только наличными денежными средствами, но и разными ценными бумагами, имуществом или другими выгодами;
  • взяткой может считаться даже отсутствие каких-либо негативных действий для компании или частного предпринимателя, например, отсутствие проверки бизнеса.

Взятка обязательно представлена незаконной выгодой, которая характеризуется имущественными параметрами. Она может выдаваться полностью или частично безвозмездно.

Выделяются даже некоторые новые виды взяток, к которым относится:

  • покупка или оформление в аренду жилых или нежилых помещений;
  • перевод денег с одного счета на другой;
  • приватизация отдельных компаний, которые могут быть производственными или торговыми.

Разумеется, преступления, совершаемые должностными лицами, обычно тщательно скрываются. Для этого служащие разных государственных учреждений открывают счета в иностранных государствах или оформляют разное имущество на своих родственников, которые могут проживать в России или другой стране. Нередко вовсе организуются поездки в иностранные государства, в течение которых производится выдача валюты.

В УК РФ должностные преступления в виде взятки являются серьезным противоправным деянием. Взяткой теперь считаются не только но и имущество или ценные бумаги. Нередко вовсе выгодой выступает получение путевок для путешествия или посещения санатория. Даже ремонтные или строительные работы могут быть представлены взяткой.

Существует даже завуалированная форма взятки, поэтому в ст. 575 ГК устанавливается запрет на дарение госслужащим или работникам муниципальных организаций крупных подарков, стоимость которых превышает 5 МРОТ. В судебной практике имеется случай, когда судья посчитал взяткой даже оплату питания должностного лица в ресторане третьими лицами.

Предоставляется взятка обычно за то, что должностное лицо должно выполнить какие-либо действия или отказаться от реализации некоторых операций. Данные действия могут входить в должностные обязанности служащего или он ими может превышать свои полномочия.

Уголовная ответственность за должностные преступления наступает как в случае выявления единичного случая получения взятки, так и при неоднократном ее получении. Дополнительно включается сюда вымогательство, представленное требованием должностного лица предоставить некоторую сумму средств, а если это требование не будет исполнено, то гражданина или компанию могут ожидать негативные последствия. Поэтому третьи лица просто вынуждены передавать свои деньги должностному лицу, чтобы избежать нарушения своих интересов или прав.

Дача взятки

Предоставление денег или иных ценностей другим лицам со стороны должностного лица также считается значимым правонарушением. Должностное преступление - это не только получение взятки, но и ее передача третьим лицам. Для этого может привлекаться посредник.

Обычно используется взятка для получения определенных преимуществ или льгот, что позволяет служащему государственного или муниципального учреждения получить определенную выгоду. Взятка может даваться не только в собственных интересах, но и для достижения определенной цели всей организацией. Даже если должностное лицо требует от своего подчиненного передачи взятки третьему лицу, именно он выступает взяткодателем, поэтому привлекается к ответственности за должностное преступление. Подчиненный при таких условиях также привлекается к ответственности, но уже в качестве сотрудника организации.

Если для передачи взятки используется посредник, то при расследовании должностных преступлений учитывается, обладал ли он сведениями о данном процессе. Если ему было известно о том, что передаются средства с целью получения определенной выгоды от другого человека или компании, то он считается соучастником преступления.

Подлог

Служебный подлог предполагает, что должностное лицо вписывает в разную официальную документацию недостоверную информацию. Также сюда относится исправление разных сведений в бумагах, которые приводят к искажению достоверных фактов. Данные действия совершаются в личных корыстных целях.

За такое преступление не только должностные лица, но и другие служащие, работающие в государственных или муниципальных организациях. Характеристика должностных преступлений такого рода:

  • в качестве предмета преступления выступает официальная документация, представленная многочисленными актами, на основании которых предоставляются права, ограничиваются обязательства, удостоверяются разные факты и события, но они обязательно обладают юридической силой и важностью;
  • основной целью такого преступления обычно выступает возможность за счет завладеть должностному лицу чужим имуществом;
  • стандартно такие действия классифицируются в качестве мошенничества;
  • существует несколько способов, с помощью которых может выполняться подлог, например, могут вноситься в документацию заведомо ложные сведения, а также могут исправляться достоверные факты;
  • наиболее часто изменения вносятся в размеры денежных сумм или в личные данные разных граждан;
  • заканчивается состав преступления в тот момент, когда осуществляется непосредственный подлог, а именно заменяются документы поддельными бумагами или вносятся исправления в имеющуюся информацию;
  • дальнейшее применение таких документов запрещается, а действия должностного лица рассматриваются как преступление по УК.

Преступления, связанные с подлогом, совершаются при наличии прямого корыстного умысла. У должностного лица должна иметься личная заинтересованность в процессе. Она обычно раскрывается при расследовании должностных преступлений. Подлог может выступать способом приготовления к хищению или сокрытия воровства.

Халатность

Данное нарушение заключается в том, что должностное лицо не желает исполнять свои обязанности или реализует их некачественно и неправильно, поэтому гарантируется низкокачественный результат. Обычно это относится к людям, которые небрежно и недобросовестно относятся к своей деятельности.

Для привлечения к уголовной ответственности требуется доказать, что халатность должностного лица привела к тому, что были существенно нарушены права или интересы иных граждан или предприятий. Наиболее часто такие действия приводят к нанесению материального ущерба.

Дополнительно может привести к смерти или тяжкому причинению вреда здоровью граждан такое должностное преступление. Статья 118 УК содержит информацию о том, что халатность может быть признана преступлением против личности. Преступление должно совершаться по неосторожности, так как обычно халатность связана с безответственностью человека, а не с желанием целенаправленно нанести вред другим лицам или компаниям.

Субъектом халатности выступает исключительно должностное лицо. Каждое такое дело рассматривается отдельно судом, так как применяемая ответственность для должностного лица зависит от того, какой именно вред был нанесен такими действиями. Уголовная ответственность применяется при наличии действительно тяжких и серьезных последствий, например, отравление нескольких лиц из-за небрежного отношения к своим обязанностям должностного лица.

Ложные показания

Регулируется такое преступление ст. 307 УК. Сюда входят ситуации:

  • дача заведомо ложных показаний по разным делам;
  • неверное экспертное заключение, причем недостоверная информация вносится специалистом намеренно, так как таким способом он может получить определенную выгоду для себя;
  • неправильный перевод с какого-либо иностранного языка.

Наиболее часто такие ситуации возникают, когда при рассмотрении какого-либо дела приходится прибегать к помощи экспертов. Они могут давать заведомо ложные заключения, чтобы обеспечить возможность преступнику уйти от ответственности. Дополнительно сюда входит неправильная оценка разных фактов, что приводит к соответствующим выводам.

Такие действия специалистов совершаются ими умышленно. Они реализуются людьми, обладающими определенными уникальными знаниями и опытом в разных уникальных сферах, к которым относится медицина, техника или наука. Обычно такие знания требуются при дознании, ведении предварительного следствия или при разбирательствах в суде.

Часто такие преступления совершаются медицинскими экспертами, которые проводят экспертизы на основании постановления суда или других государственных органов. Эксперт должен быть представлен опытным врачом, обладающим соответствующим образованием и специальной подготовкой. Он должен работать штатным судебным медицинским экспертом. Если отсутствует в штате нужный специалист, то допускается привлечение врача подходящей специальности. Он принимает участие в экспертизе на основании имеющегося профиля. Он называется в официальных документах врачом-экспертом.

Эксперт перед проведением экспертизы или при участии в предварительном следствии и на заседании суда, заранее предупреждается, что он наделяется ответственностью за дачу ложных показаний на основании ст. 307 УК.

Вымогательство

Отдельно следует выделить положения ст. 163 УК, которая включает преступление, представленное вымогательством со стороны работников медицинских учреждений. Они требуют от своих пациентов уплаты определенной суммы средств, за что обязуются выполнить свои должностные обязанности со всей ответственностью и осторожностью.

Вымогательство может предполагать передачу пациентами или клиентами не только денежных средств, но и других материальных благ, представленных продуктами питания, спиртными напитками, сладостями или даже ценным имуществом.

Не всегда получение материальных благ от пациентов приводит к тому, что врач привлекается к уголовной ответственности, так как требуется доказать наличие вымогательства. Нередко сами пациенты желают отблагодарить врачей за качественно оказанные медицинские услуги. При таких условиях незаконное получение вознаграждения не считается преступлением.

Вымогательством могут заниматься не только медицинские работники, но и другие должностные лица, работающие в разных государственных учреждениях. Процесс предполагает, что вымогатель намеренно вынуждает других лиц передать ему свои средства или имущество. Только при таких условиях должностное лицо обязуется выполнить свои обязанности правильно и качественно. Могут применяться угрозы использования насилия или уничтожения чужого имущества. Угрожать специалисты могут даже распространением конфиденциальной информации или нарушением прав других лиц.

Преступление считается оконченным с того момента, когда предъявляются незаконные требования, которые дополнительно подкрепляются угрозами. В медицинской сфере обычно используется возможность врачом распространить личную информацию о пациенте.

Результатом вымогательства обычно выступает получение должностным лицом определенных материальных благ, представленных деньгами, ценным имуществом или другими ценностями. Пользуются лица даже угрозами или другими возможными мерами воздействия. Вымогательство должно подтверждаться тем, что должностное лицо напрямую требует от какого-либо гражданина или представителя компании вознаграждения в определенной форме. Угрозой выступает информация о том, что разные сведения будут распространены, что приведет к негативным последствиям для третьего лица.

Ответственность за преступления

Если выявляются признаки должностного преступления, то проводится соответствующее расследование. Процесс выполняется только опытными специалистами, представленными работниками правоохранительных органов. Он призван определить состав должностного преступления, а также выявляются все виновники данного деяния. Только при наличии доказательств дело передается в суд.

Ответственность за должностное преступление зависит от того, насколько сильный ущерб был нанесен чужому имуществу или здоровью и жизни людей. Стандартно для наказания виновников используются разные меры:

  • отсутствие возможности занимать руководящие должности некоторый промежуток времени;
  • наложение запрета на работу в конкретной сфере деятельности;
  • привлечение гражданина к обязательным или принудительным работам;
  • взимание значительных по размеру штрафов;
  • лишение свободы на разный срок, который зависит от отягчающих или смягчающих обстоятельств дела.

Поэтому все люди, работающие на важных должностях в государственных или муниципальных организациях, должны ответственно подходить к своей работе и обязанностям. Если будут намеренно и в корыстных целях нарушаться законы РФ, то это приведет к лишению имущества и свободы.

Заключение

Таким образом, множество преступлений являются должностными. Они совершаются государственными или муниципальными служащими, наделенными определенными уникальными полномочиями.

Согласно УК, должностными преступлениями являются халатность, вымогательство, получение взятки, превышение полномочий или другие незаконные действия. В отношении каждого должностного лица обязательно проводится соответствующее расследование, призванное удостовериться в наличии состава преступления. По результатам данного расследования проводится судебное заседание. На нем рассматриваются все отягчающие или смягчающие обстоятельства, после чего должностное лицо привлекается к уголовной или другим видам ответственности.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча