05.03.2020

Правила проведения агитации на выборах. Предвыборная агитация как правовой институт. Права и обязанности кандидатов и избирательных объединений


2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата;

1.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов), а действия, указанные в подпунктах 2 - 6 пункта 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

2. Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

3. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах. Кандидат, политическая партия вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;

6.1) международным организациям и международным общественным движениям;

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

8) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

5. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов, уполномоченных представителей политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.

6. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображений и высказываний таких лиц в агитационных материалах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ статья 49 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1

6.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" права проводить предвыборную агитацию, о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, не допускается.

7. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 6.1 настоящей статьи, о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:

1) на использование политической партией высказываний выдвинутого ею кандидата о данной политической партии;

2) на использование обнародованных высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

3) на цитирование высказываний о кандидате, политической партии, выдвинувшей кандидата, обнародованных на соответствующих выборах иными кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими кандидатов, в своих предвыборных агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ статья 49 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1

7.1. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случаях использования политической партией изображений выдвинутого ею кандидата, в том числе среди неопределенного круга лиц, либо использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц. При этом получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

8. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются только за счет средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, за исключением случаев предоставления зарегистрированным кандидатам, политическим партиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в порядке, установленном статьями 51 - 53 настоящего Федерального закона. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается.

9. Политическая партия в случае выдвижения ею кандидата и его последующей регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети "Интернет" и в течение указанного срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках предоставленной кандидату, политической партии бесплатной печатной площади либо оплачена из избирательного фонда кандидата.

Статья 25. Общие принципы ведения предвыборной агитации.

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата. Государственным органам , органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться : через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

Кандидат или его кампания не имеют право агитировать, применяя деньги (или иные матер.Средства, используемые в таких целях) как подкуп или обещания их выдачи опять же с целью подкупа.

Со дня регистрации и до окончания выборов кандидаты не имеют права принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.

Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке.

Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также администрация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Администрация предприятий и организаций, находящихся в государственной, муниципальной, акционерной, долевой или частной собственности, обязана обеспечивать условия для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, работающими на этих предприятиях, по заявлениям кандидатов, их доверенных лиц или избирательных комиссий. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам и избирательным объединениям.

Статья 26. Сроки проведения предвыборной агитации (со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов

В день выборов любая публичная предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.)

Статья 27. Предвыборная агитация через средства массовой информации

СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются какие-либо гос.органы или гос.предприятия или орг.муниц.управления или находятся на финансировании вышеназванных обязаны обеспечивать равные возможности предвыборных выступлений всем кандидатам в депутаты.В течение двух дней до дня выборов и в день выборов запрещается обнародование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с предстоящими выборами.

Статья 28. Использование печатных и иных агитационных материалов

Избирательные объединения и кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их содержание и выпуск. Распространение анонимных (не содержащих указанной информации) агитационных материалов запрещается.

Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и другом объекте, за исключением зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов. Запрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Избирательные комиссии при поступлении сведений о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещается агитация и пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Не позднее чем за 30 дней до дня выборов глава муниципального образования или орган (должностное лицо) местного самоуправления, уполномоченный уставом муниципального образования, решением представительного органа местного самоуправления либо решением суда, обязаны на территории каждого избирательного участка в местах, удобных для посещения избирателями, выделить и обустроить не менее одного специального стенда для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Каждому зарегистрированному по соответствующему округу кандидату предоставляется равная площадь для размещения агитационных печатных материалов.В помещениях избирательных комиссий каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. Отказ избирательной комиссии разместить материал может быть обусловлен только невыполнением кандидатом требований настоящей статьи и может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Статья 29. Использование в предвыборной агитации телевидения и радио

Кандидаты на равных основаниях имеют право на бесплатное пользование эфирным временем на каналах телевизионных компаний и радиовещательных компаний, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно телевизионные компании и радиовещательные компании, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета муниципального образования и осуществляющие телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается избирательной комиссией муниципального образования. Вышеуказанные предвыборные агитационные мероприятия должны проводиться путем прямых трансляций телевизионных программ и радиопрограмм. Дополнительное предоставление кандидатам эфирного времени указанными средствами массовой информации не допускается.

Билет 33

Понятие «предвыборная агитация» и ее характеристика в ФЗ

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Статья 55. Предвыборная агитация

1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются :

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 53 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

2 . Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), либо против всех федеральных списков кандидатов, а действия, указанные в пунктах 2-6 части 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3 . Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.

4 . Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о политических партиях, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, зарегистрированном кандидате (зарегистрированных кандидатах), в других не запрещенных федеральным законом формах.

Билет 36

Требования, предъявляемые к политической партии, ее права и обязанности; дополнения и изменения в ФЗ «О политических партиях».

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. (Статья 4)

1) Требования - Статья 3

п 2. Политическая партия (ПП) должна отвечать следующим требованиям:

а) ПП должна иметь регион.отделения (РО) НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ В ПОЛОВИНЕ СУБЪЕКТОВ РФ, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно РО данной ПП;

б) в ПП должно состоять не менее 500 членов . Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее РО;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Наименование политической партии, символика должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав.

2) Права - Статья 26. Права политической партии

п.1. ПП в порядке, установленном законодательством РФ вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления

в) участвовать в выборах и референдумах

г) создавать региональные, местные и первичные отделения , в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги , и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях гос. и муниципальными СМИ;

з) создавать объединения и союзы с другими ПП и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с ПП и иными общественными объединениями иностранных государств , вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом ПП.

п.1.1. Политическая партия и зарегистрированное в соответствии с законом иное общественное объединение , не являющееся политической партией, создавшие объединение или союз, целью (одной из целей) деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, заключают соглашение в письменной форме :

-включать в эти списки кандидатуры , предложенные данным общественным объединением

- также основания , по которым ПП вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру .

Порядок, в соответствии с которым общественное предлагают кандидатуры для включения в список кандидатов, и указывается срок действия соглашения.

п.2. Политическая партия правомочна осуществлять иную деятельность , установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 26.2

ПП, не представленные в ГосДуме, вправе не менее 1 раза в год участвовать в пленарном заседании ГосДумы Федерального Собрания РФ

Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) либо против них.

Государство в соответствии с федеральными законами и законом субъектов РФ обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации, поэтому они вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него).

Предвыборная агитация может осуществляться:

  • с помощью средств массовой информации;
  • путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий;
  • посредством выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Кандидат или избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации, имея равные условия допуска к ним.

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Кандидат или избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Они также имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств. выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации .

Периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления и распространяются на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями .

Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых периодическими печатными изданиями бесплатно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставить избирательным комиссиям в их пользование помещения , находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства пропаганда войны; иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации, которая начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Вопрос правового регулирования порядка проведения предвыборной агитации без преувеличения является одним из самых сложных, что связанно со спецификой правоотношений в данной области. Так, в 2002 г. законодатель в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав пошел на разделение понятий предвыборной агитации и информирования избирателей . Данный подход надо признать целесообразным и своевременным, так как в рамках предыдущих избирательных кампаний очень много проблем было связано с разграничением информационных и агитационных материалов: «Отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяло вести агитацию под предлогом необходимости «объективного информирования граждан»».

Изготовление псевдоинформационных материалов зачастую оплачивалось по схемам, не контролируемым не только избирательными комиссиями, но и правоохранительными, а также налоговыми органами. Сохранению такой ситуации способствуют и отсутствие законодательства о политической рекламе, и недостаточная развитость партийно-политической системы в Российской Федерации. В связи с этим законодатель поставил задачу нормативно определить тот порог, «когда объективное информирование граждан об избирательном процессе превращается в целенаправленную предвыборную агитацию и. следовательно, должно подчиняться установленным законом правилам проведения предвыборной агитации».

В действующем избирательном законодательстве под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). В данное определение, закрепленное в п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, были внесены существенные изменения в результате принятия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93.

В частности, уточнено, что предвыборной агитацией признается деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию не только за или против отдельно взятого списка кандидатов, но и за или против нескольких списков кандидатов одновременно, в результате чего, бесспорно, был устранен пробел, содержащийся в первоначальной редакции Федерального закона. Кроме того, в связи с отменой графы «против всех» из определения предвыборной агитации были исключены призывы голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Рассматривая процесс становления определения предвыборной агитации, стоит отметить, что в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. № 24 под предвыборной агитацией понималась деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Несовершенство определения предвыборной агитации, закрепленного в указанной редакции Федерального закона, заключалось в том, что, например, деятельность юридических лиц и иностранных граждан, способная побудить голосовать за тех или иных кандидатов (списки кандидатов), не признавалась бы в соответствии с этим определением предвыборной агитацией. При формальном подходе к этому определению не признавалась бы также предвыборной агитацией деятельность любых лиц, побуждающая голосовать за одного кандидата или один список кандидатов, так как в определении сказано «к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов)».

При этом в указанном Законе предвыборной агитацией признавалась деятельность, побуждающая избирателей к участию в выборах, что в настоящее время представляется спорным моментом. Во всех последующих определениях предвыборной агитации данные действия были исключены из определения предвыборной агитации, так как было введено понятие информирования граждан, включающее в себя и призывы принять участие в выборах.

Вместе с тем серьезной проблемой в действующем законодательстве остается вопрос классификации призывов бойкотировать участие в выборах . Данные действия невозможно отнести к предвыборной агитации или информированию избирателей, однако они, бесспорно, могут оказать влияние на итоги голосования и результаты выборов, отстраняя от участия в голосовании электорат определенных кандидатов и избирательных объединений, вплоть до срыва выборов вообще.

С другой стороны, призывы бойкотировать выборы могут быть использованы и как инструмент манипулирования в сугубо корыстных политических целях. Ярким примером было стремление бойкотировать выборы Президента РФ в 2004 г. рядом партий, которые обосновывали свой призыв не отсутствием достойных кандидатов, а отсутствием достойных соперников у действующего главы государства. Истинной целью данных деклараций было стремление не допустить преодоления необходимого 50%-ного порога явки избирателей для признания выборов несостоявшимися. В связи с отменой обязательного порога явки на выборах всех уровней острота этой проблемы значительно снижается, но остаются вопросы правового регулирования данных отношений с точки зрения обеспечения эффективности функционирования избирательной системы в целом.

Итак, можно сделать вывод, что определение предвыборной агитации. содержащееся в действующем Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав, является результатом его практического становления в ходе избирательных кампаний постсоветского периода и в настоящее время представляется оптимальным.

Порядок проведения предвыборной агитации - это один из наиболее детально регламентированных вопросов избирательного законодательства так как, помимо вышерассмотренных норм, включает законодательное регулирование сроков проведения предвыборной агитации, круга субъектов избирательных правоотношений, имеющих право проводить предвыборную агитацию, признаков предвыборной агитации, порядка обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов, порядка проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, а также ограничений при проведении предвыборной агитации и других вопросов.

Сроки проведения предвыборной агитации . В настоящее время четкие сроки проведения предвыборной агитации устанавливаются только для организаций теле- и радиовещания и периодических печатных изданий.

Так, первоначально агитационный период в СМИ для кандидата или списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, начинался после их регистрации, что позволяло в ряде случаев получать некоторым из них значительные преимущества при проведении предвыборной агитации. Позже законодатель определил, что агитационный период в средствах массовой информации начинается за 30 дней до дня голосования, а впоследствии для удобства проведения жеребьевки эфирного времени и печатной площади по неделям данный период был сокращен до 23 дней. По этому поводу высказывались мнения различных экспертов о необоснованном снижении агитационного периода

Тем не менее, при объективном подходе представляется, что закрепленный в законодательстве почти месячный срок на проведение агитации в средствах массовой информации является оптимальным: во-первых, он позволяет кандидатам и избирательным объединениям изложить все тезисы своих предвыборных программ; во-вторых, является достаточным для формирования у избирателей представления о кандидатах и избирательных объединениях для осознанного выбора; в-третьих, ставит всех кандидатов и избирательные объединения в равные стартовые позиции по проведению агитации в средствах массовой информации, так как начало агитационного периода в указанных обстоятельствах не зависит от момента выдвижения или регистрации кандидата, списка кандидатов.

В свою очередь, распространение печатных, аудиовизуальных агитационных материалов, проведение публичных массовых мероприятий может начинаться непосредственно после выдвижения кандидата списка кандидатов, что также представляется абсолютно обоснованным, поскольку эти виды агитации имеют меньшую по сравнению со средствами массовой информации степень воздействия на избирателей, но при этом предоставляет к а» и платам и избирательным объединениям возможность агитировать за себя при сборе подписей избирателей или средств для внесения избирательного залога.

По общим правилам вся агитация прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования, что позволяет избирателям обдуманно сделать свой выбор, не подвергаясь непосредственному агитационному воздействию перед голосованием.

Субъекты избирательных правоотношений, имеющие право проводить предвыборную агитацию . В соответствии с Федеральным законом -Об основных гарантиях избирательных прав...» граждане и общественные объединения (общие субъекты агитационной деятельности) в ходе избирательной кампании вправе осуществлять предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. При этом кандидаты, избирательные объединения (специальные субъекты агитационной деятельности) самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации.

Граждане в статусе избирателей могут разместить материалы агитационного характера в СМИ только с согласия кого-либо из кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений при условии оплаты использованных в этих целях эфирного времени или печатной площади из соответствующего избирательного фонда.

В соответствии с указанным выше Федеральным законом запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы :

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, валяющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законодательством о выборах, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о выборах при проведении выборов органов местного самоуправления, лицам без гражданства иностранным юридическим лицам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения определенных ограничений при проведении предвыборной агитации.

При этом лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, если они зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Данные ограничения, введенные законодателем, представляются обоснованными, так как позволяют создать кандидатам и избирательным объединениям равные условия при проведении предвыборной агитации.

Признаки предвыборной агитации . Не менее важными представляются определенные в законе признаки предвыборной агитации.

Так, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав, признаются:

  • призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
  • выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии требованиями законодательства о выборах);
  • описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет или не будет избран, если тот или иной список кандидатов будет или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  • распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) или избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  • деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Данные признаки предвыборной агитации были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. который в постановлении «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» от 30 октября 2003 г. № 15-П признал их полностью соответствующими Конституции РФ. При этом Конституционный Суд сделал уточнение, что данные действия можно рассматривать в качестве агитационных, если они совершенны умышленно с целью побудить избирателей голосовать за или против того или иного кандидата, избирательного объединения.

Правовое регулирование обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов ⇒

Условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях ⇒

Правовое регулирование условий выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов ⇒

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.

Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться:

через средства массовой информации;

путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.

Со дня регистрации и до окончания выборов кандидаты не имеют права принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.

Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими избирательными комиссиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в трехдневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом избирательной комиссией муниципального образования.

Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке .

Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также администрация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Администрация предприятий и организаций, находящихся в государственной, муниципальной, акционерной, долевой или частной собственности, обязана обеспечивать условия для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, работающими на этих предприятиях, по заявлениям кандидатов, их доверенных лиц или избирательных комиссий. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам и избирательным объединениям.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Избирательные комиссии, поставленные в известность об агитационной деятельности, нарушающей права кандидатов и граждан, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Законодательство разделяет понятия «информирование избирателей» и «предвыборная агитация».

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления и избирательные комиссии. Они предоставляют полную информацию о предстоящих выборах – о процедуре, всех кандидатах и т.д.

Если кратко, то цель агитации – склонить избирателя в определенную сторону, а информирования – предоставить избирателю объективную информацию.

В случае выборов в коллегиальный орган власти форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законами:

  • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

В случае выборов президента РФ форма, методы и сроки предвыборной агитации регулируется законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Каждый кандидат, участвующий в выборах, имеет право на предвыборную агитацию. Кандидат или избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы предвыборной агитации.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов. Запрещена предвыборная агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Агитационный период для кандидата или избирательного объединения начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов.

Формы и методы предвыборной агитации

Проведение предвыборной агитации в РФ должно проходить в допускаемых законом формах и законными методами.

  • на каналах организаций телерадиовещания и в СМИ
  • посредством проведения массовых мероприятий: митингов, демонстраций, шествий, собраний, публичных дебатов и дискуссий
  • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов
  • иными не запрещенными законом методами предвыборной агитации
  • призывать голосовать за или против кандидата или списка кандидатов;
  • выражать предпочтение кандидату или списку кандидатов любым законным способом;
  • рассказывать о возможных последствиях в случае, если кандидат будет или не будет избран, если список кандидатов будет допущен или не допущен к распределению мандатов;
  • распространять информацию о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными или негативными комментариями;
  • распространять информацию о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей;
  • любая законная деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения к кандидату.

Нарушения в предвыборной агитации

Нарушениями предвыборной агитации являются:

  • привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних граждан;
  • использование изображения и/или высказывания несовершеннолетних граждан в агитационных материалах;
  • предвыборная агитация лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, за исключением, если они зарегистрированы в качестве кандидатов на проходящих выборах;
  • использование кандидатом преимуществ должностного или служебного положения.

Законом также запрещается проводить предвыборную агитацию:

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям и учрежденным ими организациям;
  • членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, связанных с запретом экстремистской деятельности.

Запрещено нарушать сроки предвыборной агитации и агитировать за день до голосования, в так называемый «день тишины» и в день голосования.

Предвыборная агитация в СМИ

Предвыборная агитация в СМИ имеет ряд дополнительных условий и ограничений.

Одно из главных ограничений – предвыборная агитация в СМИ может начаться за 28 дней до голосования.

Не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов СМИ обязаны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади. Эти условия должны быть одинаковы для всех кандидатов. Данные сведения должны быть предоставлены в избирательную комиссию, организующую выборы.

Запрещено размещать агитационные материалы в СМИ, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании. За исключением СМИ, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями.

Государственные и/или муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам и избирательным объединениям бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, равное по времени и/или месту. Это не распространяется на специализированные государственные и/или муниципальные СМИ - культурно-просветительские, детские, технические, научные и др., а также на СМИ, выходящие реже одного раза в неделю.

Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д. На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча