22.06.2019

Информация о добросовестности участника торгов является. Антидемпинговые меры в государственных закупках: определение демпинга Информация подтверждающая добросовестность поставщика в соответствии


Подтверждающая добросовестность участника закупки информация - это сведения о сделках, совершенных участником закупочных конкурсов ранее. Основные моменты, касающиеся подтверждения благонадежности лица, участвующего в закупках, и рассмотрим в нашей статье.

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, согласно закону № 44-ФЗ

Законом «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ введена новая (в сравнении с прежней редакцией законодательного акта) норма, которая включает ряд антидемпинговых приемов для участвующих в конкурсных и аукционных процедурах. Демпинг — это притворное снижение цены на товары и услуги по сравнению с рыночными. Соответственно, антидемпинговые меры — это мероприятия, направленные на борьбу с таким снижением.

В понимании закона № 44-ФЗ под демпингом может рассматриваться понижение цены на 25% и более от начальной ставки контракта. При этом в качестве антидемпинговых приемов определяются:

  1. При изначальной стоимости контракта свыше 15 000 000 руб. — предоставление обеспечительных мер в 1,5 раза большей сумме, чем обеспечительный параметр, определенный аукционной или конкурсной документацией (но не меньше суммы аванса, если он предполагается).
  2. При первоначальной стоимости контракта 15 000 000 руб. и меньше:
    • обеспечение в полуторном размере суммы обеспечения, определенной конкурсными документами,
    • либо наличие подтверждающей добросовестность участника закупки информации (44-ФЗ, ч. 3 ст. 37).

Ведение антидемпинговых процедур в иной форме законом № 44-ФЗ не предполагается и может быть обжаловано участниками конкурса или аукциона.

Таким образом, передача на рассмотрение данных о благонадежности участника закупки — это антидемпинговая процедура, используемая в указанной в законе ситуации и проводимая в нормативно определенной форме. Понятие информации, которой может быть подтверждена добросовестная деловая репутация участника закупки, определено в ч. 3 ст. 37 закона № 44-ФЗ. Согласно ее положениям, ей являются данные из реестрового перечня контрактов, заключенных заказчиком.

Реестр контрактов

Понятие реестра контрактов устанавливает ст. 103 закона № 44-ФЗ, процедуру его формирования — постановление Правительства РФ «О порядке ведения реестра…» от 28.11.2013 № 1084. Этим же постановлением утверждены правила заполнения реестра.

Согласно этим документам упомянутый перечень контрактов представляет собой консолидированную базу данных, состоящую из сведений обо всех сделках, заключенных по правилам закона № 44-ФЗ, исключая совершенные с одним поставщиком в рамках пп. 4, 5, 23, 42, 44 и 45, а также п. 46 (по отношению к контрактам, заключаемым с физлицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 указанного закона, и сделок, содержащих гостайну. Последний вид контрактов формируется в отдельный, закрытый для свободного доступа, реестр.

Реестр же контрактов должен быть доступен для бесплатного ознакомления всем желающим. Находится он на портале www.zakupki.gov.ru в разделе «Информация о контрактах и договорах».

К сведениям, составляющим реестровый перечень контрактов, в числе прочих относятся:

  • данные заказчика;
  • сведения о способе проведения закупки (аукционе, конкурсе и т. д.);
  • информация о завершении контракта.

Что относится к информации, подтверждающей благонадежность участника закупки?

Данные, которые способны подтвердить добросовестность участвующего в конкурсной закупке, перечислены в ч. 3 ст. 37 закона № 44-ФЗ и представляют собой сведения из реестрового списка контрактов о выполнении участвующим в конкурсе своих обязательств по ранее заключенным сделкам в одном из вариантов:

  1. В количестве 3 или больше контрактов, завершенных в течение года до даты подачи рассматриваемой конкурсной заявки. При этом по всем контрактам участнику не должны вменяться штрафные санкции или неустойки.
  2. В составе 4 или больше сделок, исполненных в течение 24 месяцев до даты подачи рассматриваемых конкурсных документов. В этом случае 75% контрактов должно быть выполнено без применения к участнику штрафных или подобных санкций.
  3. В комплекте 3 или больше контрактов, исполненных в течение 36 месяцев до момента рассмотрения указанной конкурсной заявки. При этом по всем контрактам к участнику не должно быть применено штрафных санкций или неустоек.

Во всех перечисленных случаях стоимость каждого из контрактов должна быть не меньше 20% цены, которая предлагается конкурсантом для заключения рассматриваемого контракта.

Порядок подготовки информации о деловой репутации участника закупки

Для того чтобы подтвердить добросовестность, выступая в качестве участника конкурсных закупок, необходимо совершить ряд последовательных действий:

  1. Найти информацию о контрактах, заключенных заказчиком, по реестру контрактов. Для этого необходимо пройти по указанному выше адресу и в статусе контракта выделить строку «Завершено», после чего в нижней части страницы ввести свой ИНН в соответствующую графу и сформировать список завершенных к моменту запроса контрактов по указанному участнику.
  2. Из списка выбрать контракты, которые отвечают требованиям ч. 3 ст. 37 закона № 44-ФЗ в части способа подтверждения деловой репутации участника закупки, по одному из предложенных законодателем вариантов.
  3. Сформировать документацию для конкурсного пакета. Подробно определяя содержание данных, подтверждающих благонадежность участника конкурса, закон № 44-ФЗ не конкретизирует форму, в которой эти сведения могут быть переданы на рассмотрение.

Документы, которые подтверждают добросовестность участника закупки (пример оформления, образец заполнения таблицы)

Оптимальный способ подтвердить добросовестность участника закупки — создать текстовый файл, который будет содержать требуемые данные:

  1. Ссылки на выбранные в соответствии с установленным законодательно требованием контракты, указав по каждому из них:
    • номер закупки по реестру;
    • данные заказчика;
    • регистрационные данные контракта (номер и дату);
    • стоимость контракта;
    • дату исполнения.
  2. Ссылку на страницу со сведениями о штрафных санкциях, наложенных на участника во время исполнения контракта, которые можно найти в карточке контракта (по каждой из выбранных сделок) на вкладке «Информация об исполнении (расторжении) контракта». При этом необходимо также сделать скриншоты страниц со сведениями об отсутствии или наличии штрафных санкций или неустоек к конкурсанту по прошлым сделкам.

Образец оформления информации, которая должна быть включена в файл, может выглядеть следующим образом:

Реестровый номер закупки

Наименование заказчика

№ и дата контракта

Сумма контракта, руб.

Срок исполнения

Администрация МО «Юшкино»

2153236346236 от 21.07.2017

500 000,00 руб.

http://zakupki.gov.ru/pgz/

Администрация МО «Юшкино»

5623452345666 от 17.08.2017

245 000,00 руб.

http://zakupki.gov.ru/pgz/

Администрация МО «Юшкино»

6321341236263 от 11.12.2017

113 000,00 руб.

http://zakupki.gov.ru/pgz/

Как видите, сведения, подтверждающие добросовестность участника закупки, являются доступными для ознакомления. Однако их комплектации и оформлению следует уделить внимание, дабы избежать отклонения заявки на конкурс.

Не знаете свои права?

Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.

Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.

С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

Только «добросовестности» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, теперь недостаточно!

С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:

А также они распространяются на новые электронные закупки:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме.

При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ

Нужные сведения содержатся в ЕИС, а именно в реестре контрактов, которые были ранее заключены с госзаказчиками. Причем все сделки должны быть полностью закрыты, то есть быть в статусе «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, может быть следующей (на выбор):

  1. Три и более исполненных контракта в течение одного года до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.
  2. Четыре и более исполненных контракта в течение двух лет до даты подачи заявки. 75 % из которых без штрафных санкций.
  3. Три и более исполненных контракта в течение трех лет до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.

Важно учесть, что в вышеперечисленных вариантах сумма хотя бы по одному из документов не должна быть ниже 20 % от предложенной участником цены в текущих торгах. Более того, предмет завершенных сделок законом не уточняется, то есть он может быть любым, от участника не требуется подтвердить факт исполнения аналогичных госконтрактов.

При подготовке очередной закупки важной частью работы любого государственного заказчика является обоснование НМЦК. Специалисты изучают предложения на рынке и в извещении о тендере выставляют среднее стоимостное значение. Участники на торгах снижают его, соревнуясь за право заключить контракт. Однако если поставщик предлагает цену меньше 75% от изначальной, это вызывает подозрение: может ли качественная продукция быть настолько дешевле средней по рынку? Чтобы не попасть под действие антидемпинговых мер и все-таки подписать договор, такому поставщику необходимо подтвердить свою добросовестность.


Для этого мало просто отсутствовать в списке РНП. Необходимо предоставить:

  • Стандартное банковское обеспечение плюс подтверждение добросовестности поставщика в виде выписки из реестра контрактов. Это список на сайте ЕИС, в который заказчики по 44-ФЗ вносят данные компаний, которые полностью исполнили свои обязательства, а значит заслуживают доверия.
  • Если выполненных контрактов нет, необходимо перевести на счет заказчика обеспечение в полуторакратном объеме.
  • Если НМЦК сделки больше 15 миллионов рублей, обеспечение должно превышать полуторакратный размер.
  • В 2018 году, если объектом закупки являются ТРУ, необходимые для нормального жизнеобеспечения (топливо, продовольствие, лекарства), дополнительно к одному из вышеуказанных пунктов участнику нужно предоставить доказательства реального наличия у него такого товара по указанной цене (например, гарантийное письмо от производителя).

Требования к количеству исполненных контрактов

Доказательством положительной деловой репутации компании служат сделки, внесенные государственными заказчиками в реестр контрактов, в статусе “Исполнение завершено/прекращено”. Их должно быть несколько:

  • больше 3 за последний год или 3 года, если все контракты исполнены без неустоек;
  • больше 4 за последние 2 года, если 75% выполнены без неустоек.

Объект закупки по данным сделкам не важен, однако совсем мелкие контракты в расчет не берутся: хотя бы один из них должен составлять не менее 20% цены, предложенной участником на конкурсе, для которого требуется подтвердить добросовестность.

Когда подавать документы о добросовестности поставщика

В 2018 году письмо о благонадежности необходимо предоставлять заказчику:

  • В составе заявки на участие при проведении офлайн процедур в формате конкурсов: закрытых, открытых, двухэтапных, с ограниченным участием. Если комиссия находит неверные сведения, то просто отклоняет заявку.
  • Вместе с подписанным договором при онлайн конкурсах и аукционах. В этом случае обнаружение недостоверности информации грозит победителю уклонением и попаданием в список РНП.

Утвержденных бланков такого документа не существует. Он может быть составлен в свободной форме, если содержит сведения, описанные в статье. Чтобы ничего не упустить, воспользуйтесь нашим образцом.


рис.1 Образец письма-подтверждения


Информацию о добросовестности конкретной организации можно найти на сайте Синапс в разделе Проверка контрагентов . На странице каждого юр.лица вы найдете отметку о том, числится ли оно в РНП (или числилось в нём ранее).

Понятие демпинга

Демпинг (от английского dumping - сброс) - в экономической теории продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, не являются экономически обоснованными, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Демпинг в госзакупках преследует цель включения поставщика в рынок закупок для государственных нужд и вытеснение конкурентов и выражается в заключении поставщиком контракта с заказчиком посредством значительного занижения цены при участии в торгах.

Проблема демпинга распространилась в процессе проведения открытых аукционов в электронной форме рамках закона №94-ФЗ. Любые поставщики из всех регионов России могли участвовать в торгах и подавать предложения цен ниже рыночных. Бывали случаи, когда участники снижали НМЦ до нуля, а затем проводились торги на повышение цены.

Негативные последствия демпинга

  • Неисполнение обязательств по заключенным контактам. Зачастую после неоправданного снижения НМЦ и заключения контракта поставщики понимали, что не могут поставить товары, оказать услуги или выполнить работы по предложенной цене.
  • Поставка товара, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества. В первую очередь, это касалось торгов на поставки продуктов питания: победители торгов поставляли некачественный или просроченный товар, чтобы уложиться в предложенную ими цену.
  • Расторжение контракта в судебном порядке.
  • Затраты времени на проведение повторных процедур закупок.

Реформа законодательства в области государственных и муниципальных закупок была призвана, в том числе, решить проблему демпинга. В связи с этим в 44-ФЗ введена норма, предусматривающая антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона . Норма закреплена в статье 37 Закона о контрактной системе. Применение антидемпинговых мер при проведении закупок другими способами является нарушением закона №44-ФЗ и поставщики имеют право обжаловать такие действия заказчика.

Варианты применения антидемпинговых мер в госзакупках

1. Если НМЦ контракта составляет 15 млн рублей или менее, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить:

  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника

2. Если НМЦ контракта составляет более 15 млн рублей, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить только

Обеспечение исполнения контракта, в 1,5 раза превышающее размер, указанный в документации

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки

Зачастую участникам закупки сложно предоставить обеспечение в размере, превышающем указанный в документации в 1,5 раза, потому что оно может составлять довольно крупные суммы. Поэтому законодатель предусмотрел возможность подтверждения добросовестности участника. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками , и подтверждающая исполнение таким участником обязательств по контрактам:

  • в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
  • если поставщик не участвовал в государственных и муниципальных закупках в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе, то он может предоставить информацию, подтверждающую исполнение им обязательств по четырем и более контрактам в течение двух лет (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) ;
  • либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) .

Внимание!

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены , по которой участником закупки предложено заключить контракт. Например, если цена контракта 100 млн руб., то участник закупки должен представить информацию об исполнении контрактов за предыдущий период, цена одного из которых составляла не менее 20 млн руб.


Однако если НМЦ более 15 млн руб., а участник закупки предложил цены ниже на 25% и более, то он уже не имеет альтернативы в виде возможности документального подтверждения своей добросовестности, а обязан предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер, указанный в документации.

Порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки

Внимание!

Комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку в случае признания этой информации недостоверной . Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Если участником в составе конкурсной заявки не предоставлена информация , подтверждающая его добросовестность, контракт с ним заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).


Конкурс

В случае участия в конкурсе сведения предоставляются участником в составе заявки на участие конкурсе. На практике это означает, что поставщик, ознакомившись с конкурсной документацией и рассчитав, что может предложить цену ниже начальной, например, на 30%, в составе конкурсной заявки предоставляет документы, подтверждающие его добросовестность, в соответствии с градацией, установленной в ст. 37 Закона о контрактной системе. Заказчик, получив такую заявку, проверяет достоверность информации о добросовестности участника в реестре контрактов по номеру реестровой записи: факт наличия такого контракта; соответствие цены указанному размеру; отсутствие неустоек, штрафов, пеней, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по этому контракту.

Аукцион

Внимание!

При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок представленной информации недостоверной, контракт с таким участником не заключается, а он признается .

В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.


При участии в аукционе участник предоставляет информацию, подтверждающую его добросовестность, при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения . Участник закупки, не выполнивший данное требование, признается уклонившимся от заключения контракта . В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Примеры из практики

1.Включение в РНП сведений об участнике, занявшем второе место, правомерно

Пример 1.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта .

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015

Пример 2.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Указанные требования участником не были исполнены. На этом основании антимонопольный орган включил сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

(Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015)

2. Добросовестность участника подтверждается не только сведениями из реестра контрактов

Пример 3.

Победитель аукциона, снизивший цену контракта более чем на 25%, при заключении контракта представил заказчику сведения из реестра контрактов, подтверждающие добросовестность. Заказчик, посчитав, что участник не подтвердил свою добросовестность должным образом, отказался от заключения контракта и направил сведения о победителе в антимонопольный орган. Данные сведения были включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение антимонопольного органа недействительным.

Как было установлено судами, победитель для подтверждения своей добросовестности представил в том числе акты выполненных работ по нескольким контрактам. Однако, по мнению антимонопольного органа, в отношении победителя аукциона в реестре контрактов количество записей со статусом "исполнение завершено" не соответствует требованиям ст. 37 Закона 44-ФЗ.

Указанный довод не был принят , поскольку расхождение данных реестра и представленных победителем сведений о количестве исполненных контрактов, возможно, возникло ввиду неполного или несвоевременного внесения заказчиками информации в реестр .

(Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 N 17АП-980/2015-АК по делу N А60-39881/2014).

Закон №44-ФЗ предусматривает право поставщика при участии в аукционе предоставлять информацию, подтверждающую добросовестность, или обеспечение исполнения контракта с использованием протоколов разногласий (с целью увеличения времени на подписание контракта и предоставления информации). Необходимо помнить, что в соответствии с частью 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, если победитель электронного аукциона не направит заказчику подписанный проект контракта или протокол разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона, то он признается уклонившимся от заключения контракта.

Особенности применения антидемпинговых мер

1. Законом 44-ФЗ предусмотрено применение особого порядка антидемпинговых мер при проведении специальных закупок. Например, к таким закупкам относится проведение конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также на оказание консультативных услуг.

В таких закупках заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже НМЦ контракта.

В случае, если предложение о цене контракта по этим закупкам на 25% и более ниже НМЦ контракта, величина значимости такого критерия как цена контракта устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок, которая проводится согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 для указанных видов работ (услуг) установлены, в пределах от 20 до 80%.

2. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта . Оно может включать в себя:

гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара,

документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки (договор, товарная накладная и т.п.),

иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

При участии в конкурсе участник предоставляет обоснование в составе заявки на участие в конкурсе.

Если закупочная комиссия при оценке заявки признает, что данный документ должен быть, но не предоставлен, то такую заявку комиссия вправе отклонить. Такое решение комиссии фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

Если проводится аукцион , то гарантийное письмо или документы, подтверждающие наличие товара представляются участником заказчику при направлении подписанного проекта контракта.

Если участник не выполняет данное требование, не направляет необходимые документы, он признается уклонившимся от заключения контракта.

На рассмотрение в Госдуму внесен проект изменений в 44-ФЗ, предлагающий исключить из закона положения об антидемпинговых мерах, которые применяются при поставках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения.

Новое в антидемпинговых мерах

В июне 2014 года в ст. 37 закона 44-ФЗ была включена часть 12, которая предусматривает возможность неприменения антидемпинговых мер при соблюдении двух условий:

  1. осуществляется закупка лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
  2. участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

Ответы на вопросы

Необходимо ли прописывать в аукционной документации, что если поставщик снизит цену на продукты питания более чем на 25%, то он должен предоставить обоснование такой цены?

Ответ : На поставщика возлагается такая обязанность в силу 44-ФЗ, и если заказчик не указал соответствующее требование в документации, он все равно вправе требовать обоснование и расчет такой цены, а также необходимые документы, или отклонить заявку за их непредоставление. Однако чтобы избежать споров лучше предусмотреть в документации условие и случаи предоставления обоснования.

Участник тендера рано или поздно сталкивается с демпингом в госзаказе. Само явление демпинг существует в сфере тендеров очень давно, практически с момента возникновения института государственных закупок в России. Понятие «антидемпинговые меры» в госзаказе появилось не так давно, а именно после принятия 44-ФЗ. В действовавшем до 44-ФЗ законе №94-ФЗ такое понятие отсутствовало. При этом на практике демпинг в госзаказе конечно же был, но законодательно государство никак с этим явлением не пыталось бороться. Что же из себя представляет «демпинг» в госзаказе на сегодняшней момент и какие способы борьбы с этим явлением применяются? Попробуем во всем разобраться!

Что такое демпинг в госзаказе?

Слово демпинг заимствовано от английского dumping, в переводе сброс (продажа по искусственно заниженным ценам). Чаще всего, демпинговые цены ниже рыночных и даже ниже себестоимости. Чтобы понять природу это явления давайте с Вами разберемся в причинах использования демпинга в тендерах:
1. Вход поставщика на рынок, который уже поделен и нет иного способа на него попасть.
2. Получение заказа у конкретного заказчика, чтобы начать с данным заказчиком сотрудничество с целью допродажи смежных услуг, работ, а также выход на более крупные контракты.
3. Получение новых контрактов и получение необходимой квалификации для участия в крупных конкурсах, запросах предложений.
4. Игра по правилам, установленным государством, где ценовой показатель является в госзакупках наиболее важным и большинстве случаев решающим.

Общее у всех этих причин это то, что поставщик работая в минус или в ноль планирует получить прибыль или какие то преференции в будущем. Кроме того, не стоит забывать и про Российскую действительность. На данный момент государством создана система госзакупок, при которой больше шансов выиграть имеет поставщик, который предложит наименьшую цену. Это справедливо, как для аукционов, так и для конкурсов и иных способов закупок. В подавляющем большинстве закупок коэффициент значимости выше для критерия «Цена», чем по другим оценочным критериям.
Не смотря, на то что государство создало условия для развития демпинга в госзаказе, оно же создало и антидемпинговые меры для борьбы с этим явлением. Рассмотрим этот инструмент поподробнее.


Антидемпинговые меры по 44 ФЗ: что это такое?

Под демпингом в 44-ФЗ понимается снижение ценового предложения участника на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта. То есть, если лимит закупки 1 000 000 рублей и ценовое предложение участника составляет 750 000 рублей или более, то такое предложение признается демпинговым, если поставщик предложит 750 001 рубль, то по закону это не демпинг. Уловили тонкую грань? Один рубль или даже одна копейка может повлиять на то признается предложенная цена демпинговой или нет. Конечно же такой подход он формален и к рынку имеет опосредованное отношение. На рынке госзаказа свои правила и эти правила 44-ФЗ. Разберем антидемпинговые меры по 44 фз поподробнее.

Возможны две ситуации:

Вариант №1 Цена (НМЦ) закупки более 15 миллионов рублей.
В этом случае, согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ если цена победителя закупки является демпинговой и снижена на 25% и более, то заказчик заключает контракт с таким участником только после предоставления победителем обеспечения контракта с коэффициентом 1,5. Но при этом сумма должна быть не менее, чем размер аванса (если аванс предусмотрен по закупочной документации и по проекту контракта). То есть участник закупки, предлагая цену на 25% и ниже цену от НМЦ должен быть готов в случае победы предоставить обеспечение контракта в 1,5 выше. Обеспечение контракта участник на выбор может предоставить, как в виде банковской гарантии, так и перечислив денежные средства на счет заказчика. Конечно же, чаще всего поставщик выбирает обеспечение в виде банковской гарантии.
Вариант №2 Цена (НМЦ) закупки менее 15 миллионов рублей.
В этом случае у участника закупки есть выбор:
- предоставить обеспечение контракта с коэффициентом 1,5 (как в варианте выше)
- предоставить в составе заявки документы, подтверждающие добросовестность поставщика на дату подачи заявки.

ВАЖНО: документы по добросовестности необходимо представлять в составе заявки на конкурс, то есть до определения победителя. Если Вы участвуете в аукционе, то такие документы предоставляются вместе с подписанным контрактом.

Информация подтверждающая добросовестность поставщика.

Рассмотрим, что понимается под «добросовестностью» поставщика» и подтверждающей информацией.
Под добросовестностью поставщика понимается подтвержденный факт успешного исполнения контрактов с государственными заказчиками. То есть, такие контракты должны быть завершены и информация о таких контрактах должна содержаться в реестре контрактов.
Кроме того, должны быть соблюдены условия по сроку давности таких контрактов, количеству и наличию или отсутствию штрафных санкций:
Вариант №1: 3 и более контракта в течении 1 года до даты подачи заявки, без неустоек.
Вариант №2: 4 и более контракта в течении 2 лет до даты подачи заявки, 75% контрактов без неустоек.
Вариант №3: 3 и более контракта в течении 3 лет до даты подачи заявки, без неустоек.
При этом, цена одного исполненного контракта должна быть не менее 20% ценового предложения участника в закупочной процедуре.

ВАЖНО: Обратите внимание на то что контракты, подтверждающие добросовестность обязательно должны быть внесены в реестр контрактов. Факт внесения такого контракта в реестр необходимо проверить самостоятельно. Контракты, которые не внесены в реестр контрактов не могут быть использованы участников в качестве информации, подтверждающей добросовестность. В случае, если заключенный контракт отсутствует в реестре, то обратитесь к заказчику для уточнения причин. Внесение контрактов в реестр - это обязанность заказчика, который также несет и административную ответственность.

На практике информация подтверждающая добросовестность может быть представлена поставщиком в виде справки с перечнем контрактов, которые соответствуют требованиям Варианта №1,2 или №3, которые мы с Вами разобрали выше. В такой справке участник закупки может указать также и ссылку на записи в реестре контрактов. В качестве подтверждения информации поставщик может приложить распечатки с реестра контрактов, а также сами копии исполненных договоров и актов (справку участник представляет обязательно, остальное по усмотрению).

В некоторых случаях заказчик может признать информацию подтверждающую добросовестность недостоверной если:
- участником представлена информация по добросовестности по незавершенным контрактам
- представленные сведения по контрактам, подтверждающим добросовестность отсутствуют в реестре контрактов
- не выполнены требования по количеству подтверждающих контрактов, сроку, отсутствию неустойки (в соответствии с вариантами 1,2,3 разобранными выше)

Такая ситуация может иметь далеко идущие последствия для поставщика с внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков, в случае участия в электронном конкурсе. В случае выявления заказчиком недостоверной информации в открытом конкурсе участник отделается отклонением заявки.

Антидемпинговые меры по 44 ФЗ и особые случаи.

Вариант №1: В случае, если Заказчик проводит конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, то в конкурсной документации могут быть предусмотрены различные критерии оценки заявок с ценой снижения 25% и более от НМЦ и менее 25% от НМЦ. Например, участник такого конкурса снижает цену на 25% и более, в этом случае Заказчик понижает коэффицент значимости для ценового предложения и устанавливает его равным не 60%, а 30%, для оценки квалификации коэффициент станет, например, не 40%, а 70%. Таким образом, заявка «демпингующего» участника будет оцениваться так, что предлагать заниженную цену становиться не выгодно, так как участник в этом случае гарантированно наберет меньше баллов. Эти цифры указаны для примера и естественно, что заказчик должен прописать в закупочной документации коэффициенты значимости и условия, при которых они будут применяться.

Вариант №2: В случае, если заказчик производит закупку товаров для жизнеобеспечения (продукты, средства для первой помощи, топливо и т.д.), то участнику дополнительно к 1,5 кратному обеспечению контракта (или информация подтверждающая добросовестность) необходимо обосновать снижение ценового предложения путем представления:
- гарантийного письма от производителя (с ценой и количеством товара)
- документов, которые подтверждают факт наличия товара у участника процедуры
- иных документов

Вариант №3. Антидемпинговые меры в некоторых случаях вообще не могут быть применены, например, в случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств (такой перечень утверждается Правительством РФ). Но цена лекарственных препаратов должна быть снижена не более 25% относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ.

Вариант №4: Антидемпинговые меры не применяются также и в случае, если заказчиком не установлено требование о обеспечении исполнения контракта. Установление требования о обеспечении контракта это обязанность заказчика и в некоторых случаях заказчик вправе обеспечение контракта не устанавливать. В этом случае у поставщика отсутствует необходимость предоставлять обеспечение контракта, предоставлять информацию подтверждающую добросовестность в составе заявки или предоставлять обеспечение контракта с коэффициентом 1,5.

А был ли демпинг?

Мы с Вами подробно разобрали антидемпинговые меры по 44 фз, рассмотрели во всех ньюансах добросовестность поставщика, способы подтверждения добросовестности. А теперь давайте зададимся вопросом насколько эффективны данные меры, предложенные авторами 44-ФЗ? Дело в том, что точкой отсчета при определении демпинговая цена или не демпинговая предложена начальная максимальная цена контракта (НМЦ). Но, как показывает практика НМЦ заказчик может сформировать и обосновать абсолютно любую, то есть это не рыночная цена. Если НМЦ 1 000 000 это совершенно не значит, что реальная стоимость товаров, работ, услуг является такой же, то есть 1 000 000 рублей. Естественно, что заказчик заинтересован в том, чтобы процедура закупки состоялась. Поэтому заказчику выгодно формировать НМЦ выше реальной стоимости. Такая ситуация с формированием НМЦ выгодна также и поставщику, который при участии в закупке имеет возможность «скинуть» цену и побороться за заказ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цена поставщика сниженная на 25% и более от НМЦ не всегда может являться действительно демпинговой. Механизм, который заложен в 44-ФЗ для борьбы с демпингом нельзя назвать эффективным и продуманным.

Но следует отметить и тот, факт, что заказчик сам может создать условия для борьбы с демпингом, например выбирая процедуру закупки, в которой возможно установить коэффициент значимости по цене 30%. Как показывает практика заказчик сам не всегда заинтересован бороться с демпингом, так как в сегодняшних нестабильных реалиях наименьшая цена контракта является важнейшим фактором при выборе поставщика.

Следует также понимать, что слишком низкая стоимость может стать причиной низкого качества поставляемых товаров работ, услуг. Заказчикам и поставщикам следует пытаться искать и находить золотую середину в этом непростом вопросе.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча