19.10.2019

Экспертиза промышленной безопасности фз 116. Законодательная база российской федерации. Глава II. Основы промышленной безопасности


Справочник > Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями на 22 августа 2004 года)

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями на 22 августа 2004 года)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О промышленной безопасности опасных производственных объектов
(с изменениями на 22 августа 2004 года)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 . Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

  • промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
  • авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
  • инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Статья 2 . Опасные производственные объекты

  1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
  2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 3 . Требования промышленной безопасности

  1. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
  2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Статья 4 . Правовое регулирование в области промышленной безопасности

  1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.
  2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 5 . Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

  1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
  2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

ГЛАВА II. ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 6 . Деятельность в области промышленной безопасности

  1. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
    Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган акта приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. (Статья в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 7 . Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте

  1. Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  2. Сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  3. Правила проведения сертификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации совместно с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  4. Общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  5. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.

Статья 8 . Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта

  1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
  4. Приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке.
    В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяются соответствие опасного производственного объекта проектной документации, готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Статья 9 . Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
    • соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
    • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
    • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
    • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
    • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
    • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
    • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
    • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
    • предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
    • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
    • разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
    • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    • выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
    • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
    • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
    • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
    • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
    • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
    • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
    • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
    • представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  2. Работники опасного производственного объекта обязаны:
    • соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
    • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Статья 10 . Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Статья 11 . Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
  2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 12 . Техническое расследование причин аварии

  1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.
  2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
    В состав указанной комиссии также включаются:
    • представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;
    • представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
    • другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.
  4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.
  5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
  6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.
  7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, а также в иные заинтересованные государственные органы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

Статья 13 . Экспертиза промышленной безопасности

  1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:
    • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
    • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
    • здания и сооружения на опасном производственном объекте;
    • декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.
  2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.
  3. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.
  4. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  5. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  6. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке.

Статья 14 . Разработка декларации промышленной безопасности

  1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
    Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону.
    Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.
    Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
    Для опасных производственных объектов, действующих на день вступления настоящего Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
  4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
    Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Декларация промышленной безопасности проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.
  6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.

Статья 15 . Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
  2. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:
    • а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем:
      • получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, - 7000000 рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
      • получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, - 1000000 рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
    • б) иного опасного производственного объекта - 100000 рублей (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 16 . Федеральный надзор в области промышленной безопасности

  1. Федеральный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.
  2. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций.
  3. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
  4. Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):
    • посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты;
    • знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности;
    • осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;
    • выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;
    • давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
    • выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания о приостановке работ, ведущихся с нарушением требований промышленной безопасности, при необходимости опечатывать опасные производственные объекты, помещения на указанных объектах или технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, а в случае угрозы жизни и здоровью работников давать указания о выводе людей с рабочих мест;
    • абзац исключен с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ. - См. предыдущую редакцию;
    • привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
    • выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
    • осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.

Статья 17 . Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18 . Вступление в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Приложение 1. Опасные производственные объекты

  1. получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
  • а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
  • б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
  • в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
  • г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
  • д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
    средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
    средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
    средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
  • е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
    средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
    средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
    средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
  • ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
    • средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
    • средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
    • средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
  • используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
  • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
  • Приложение 2. Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

    Таблица 1. Наименование опасного вещества

    т
    Аммиак 500
    Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы) 2 500
    Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) 10 000
    Акрилонитрил 200
    Хлор 25
    Оксид этилена 50
    Цианистый водород 20
    Фтористый водород 50
    Сернистый водород 50
    Диоксид серы 250
    Триоксид серы 75
    Алкилы 50
    Фосген 0,75
    Метилизоцианат 0,15

    Таблица 2. Виды опасных веществ

    Предельное количество опасного вещества т
    Воспламеняющиеся газы 200
    Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах 50 000
    Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу 200
    Токсичные вещества 200
    Высокотоксичные вещества 20
    Окисляющие вещества 200
    Взрывчатые вещества 50
    Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды 200

    Примечание 1. Для опасных веществ, не указанных в таблице 1, применять данные таблицы 2.

    Примечание 2. В случае, если расстояние между опасными производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества.

    ФЗ-116 отвечает за нормы по эксплуатации опасных производственных объектов. Статьи данного закона регламентируют подготовку сотрудников, систему устранения происшествий на производстве, порядок оформления документации.

    ФЗ-116 «О промышленной безопасности» был принят 20 июня 1997 года. Закон регламентирует основы обеспечения и поддержания сохранности при использовании объектов на производстве, классифицируемых как опасные. Положения ФЗ направлены на предупреждение аварийных ситуаций на производстве, их устранение, а также подготовку сотрудников к экстренным ситуациям. Положения ФЗ действительны для всех организаций на территории Российской Федерации, которые эксплуатирует опасные производственные объекты.

    Последние изменения ФЗ-116 «О промышленной безопасности»

    Последние изменения ФЗ-116 «О промышленной безопасности» касаются соблюдения норм. Согласно новому изменению, при необходимости, руководители могут устанавливать локальные требования пром. безопасности для конкретных проводимых работ. Стоит рассмотреть некоторые из статей.

    Статья 3

    В данной статье описываются требования пром. безопасности, а именно условия, запреты и ограничения в ходе рабочего процесса.

    Документ устанавливает для предприятия следующие нормы соответствия:

    • защита населения;
    • защита территории от чрезвычайных ситуаций;
    • поддержка санэпидем состояния населения на должном уровне;
    • охрана окружающей среды и др.

    Уточняется, что требования по безопасности относятся и к объектам, которые используют атомную энергию.

    Изменения статьи в новой редакции коснулись пункта 4. Измененный пункт гласит, что в случае проведения различных работ на производственном объекте – эксплуатации, реставрации, ликвидации, строительстве и т.д., может возникнуть необходимость отойти от нормы, установленной ФЗ. При отсутствии необходимых подтверждающих документов, лицо, осуществляющее подготовку проектных бумаг, может установить требования промышленной безопасности для проводимых работ.

    Статья 4

    Статья указывает, что любое правовое действие, согласно закону о пром. безопасности, направлено, положено, или контролируется Федеральным законом и сопутствующими правовыми актами.

    Федеральные нормы и правила устанавливают требования для:

    • технических процессов. Каждый из них должен быть безопасен, соответственно, с принятием мер по предупреждению рисков;
    • любых видов деятельности, связанных с пром. безопасностью;
    • сохранения объекта в целом.

    Без изменений.

    Статья 6

    Статья описывает виды деятельности, на которые накладываются правила безопасности промышленной области. К таким видам деятельности относится проектирование зданий, их эксплуатация, а также реконструкция в случае, если здание приходит в негодность. Также, можно выделить консервацию с конструкции с целью дальнейшего капитального ремонта или ликвидации.

    Без изменений.

    Статья 7

    Данная статья регламентирует использование технических устройств на производстве. Устройство подвергается экспертизе, если техническим регламентом не установлена другая форма оценки.

    Экспертиза происходит:

    • до начала применения устройства на объекте;
    • по окончанию службы, установленной производителем.

    Без изменений.

    Статья 8

    Статья номер 8 описывает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и другим видам деятельности на объекте. Согласно данной статье, любая деятельность на объекте должна быть выполнена, основываясь на разработанной документации, в порядке, установленном ФЗ. Отклонения от проектной документации не допускаются.

    Без изменений.

    Статья 9

    В данной статье описываются требования по эксплуатации производственного объекта.

    Перечень требований:

    • обеспечивать безопасное применение технических устройств;
    • иметь лицензию, в случае осуществления какого-либо специализированного вида деятельности;
    • для руководящих должностей – обеспечивать укомплектованность штаба;
    • также, проводить своевременную аттестацию, для проверки уровня подготовки работников и т.д.

    Без изменений.

    Статья 10

    Десятая статья описывает, как бороться с возникшими авариями на производственном объекте – с их причинами и последствиями.

    Организация, занимающая объект, должна:

    • иметь резервы финсредств, для восстановления последствий аварии;
    • проводить курсы обучения работников в случае аварийных ситуаций;
    • создавать и поддерживать системы наблюдения, системы предотвращения происшествий и т.д.

    Без изменений.

    Статья 11

    Данная статья определяет повышенный контроль за соблюдением требований безопасности, а также управлением промышленности. Системы управления безопасностью обеспечивают безопасную, координированную работу на объекте.

    Без изменений.

    Статья 12

    В случае неполадок на производстве, статья 12 отвечает за техническое расследование их причин. Согласно данному документу, после происшествия, производится расследование комиссией, возглавляемой представителем власти федерального значения.

    Состав комиссии следующий:

    • представитель организации, которая управляла объектом;
    • представитель страхового агентства;
    • а также представитель местного органа самоуправления.

    Без изменений.

    Статья 13

    Статья описывает необходимую, для проведения экспертизы, документацию. Согласно документу, это могут быть бланки на произведение действий с объектом, на техническое перевооружение, декларация пром. безопасности, а также документация технических устройств.

    Без изменений.

    Статья 17

    Данная статья описывает ответственность за причинение вреда жизни гражданам, если при промышленном действии на предприятии произошла авария. При случившимся инциденте, закон обязывает организацию, во владении которой находится объект, выплачивать компенсацию.

    Без изменения.

    Скачать

    ФЗ-116 с изменениями с изменениями на 2017 год, можно скачать Закон описывает необходимые предприятия для поддержания безопасности на промышленном объекте, а также методы устранения происшествий и их последствий.

    Приложение 1

    В первом приложении дается перечень объектов производства, классифицируемых как опасные. Скачать приложение можно

    Приложение 2

    Во втором приложении указаны классы опасности производственных объектов, дана их классификация. Скачать приложение 2 можно

    Называют состояние защищенности интересов граждан и общества в целом от аварий и их последствий. Такое определение содержится в Федеральном законе № 116.

    ОПО: общие сведения

    Опасными объектами производственного назначения, в соответствии со 116-ФЗ, являются предприятия, их участки, цеха, площадки, на которые распространяются требования по промбезопасности. Они подлежат регистрации в едином госреестре в порядке, определенном Правительством.

    Классы опасности

    О них говорится в п. 3 ст. 2 116-ФЗ. Согласно норме, выделяют 4 класса опасности :

    1. Чрезвычайно высокий.
    2. Высокий.
    3. Средний.
    4. Низкий.

    Присвоение конкретного класса осуществляется в момент госрегистрации ОПО.

    Администрация предприятия, эксплуатирующего опасный объект, отвечает за полноту и достоверность информации, предоставленной для регистрации.

    Требования промышленной безопасности

    Они представляют собой запреты, условия, ограничения и прочие предписания для субъектов, эксплуатирующих ОПО. Обязательными для исполнения являются требования, закрепленные Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", иными нормативными актами, принятыми в соответствии с ним, в том числе президентскими указами и правительственными постановлениями, а также федеральными правилами и нормами.

    Предписания должны согласовываться с нормами, установленными в сфере обеспечения защиты граждан и территорий от ЧС, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны природы, экологической, пожарной безопасности, ОТ, строительства.

    Вопросы, связанные с промышленной безопасностью опасных производственных объектов по использованию атомной энергии, регулируются актами, принимаемыми в соответствии с ФЗ № 21.

    Обоснование

    Для обеспечения промышленной безопасности опасных промышленных объектов может потребоваться отступление от закрепленных нормативными актами предписаний. Такая ситуация может возникнуть при проектировании, строительстве, капремонте, эксплуатации, реконструкции, ликвидации или консервации ОПО. Субъект, ответственный за подготовку документации, может установить дополнительные требования в обосновании промышленной безопасности опасного промышленного объекта. Такая возможность предусмотрена в случаях, когда закрепленных в официальных нормативных актах правил недостаточно или они вовсе отсутствуют.

    Обоснование и изменения, вносимые в него, должны пройти экспертизу промышленной безопасности. Необходимая документация направляется предприятием, эксплуатирующим ОПО, в исполнительный федеральный орган власти для регистрации в реестре.

    Изменения в обоснование передаются уполномоченной структуре в десятидневный срок с даты получения положительных результатов экспертизы промышленной безопасности.

    Виды деятельности в сфере промбезопасности

    К ним относят:

    • Проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт, эксплуатацию, ликвидацию, консервацию ОПО.
    • Монтаж, изготовление, наладку, ремонт, обслуживание устройств, используемых на объекте.
    • Экспертизу промбезопасности.
    • Подготовку, переподготовку персонала, занятого на объекте, в необразовательных учреждениях.

    Специальные разрешения

    Для ведения некоторых видов деятельности в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных промышленных объектов требуется лицензия.

    Обязательным условием для предоставления разрешения является наличие документации, подтверждающей ввод ОПО в эксплуатацию, либо положительные результаты экспертизы на технические устройства, используемые на объекте, сооружения/здания и в случаях, закрепленных 14 статьей ФЗ № 116.

    Лицензирующей структуре запрещено требовать указанные документы от соискателя, если они имеются в ее распоряжении или у других органов власти. Исключение составляют бумаги, включенные в перечень, определенный в ФЗ № 210.

    Технические устройства на ОПО

    Обязательные требования к ним, формы оценки соответствия нормативам определяются в законодательстве о техрегулировании.

    Если в техрегламенте не предусматривается другая форма проверки, устройство подлежит экспертизе:

    • До начала эксплуатации на ОПО.
    • После окончания срока службы либо в случае превышения допустимого количества циклов использования, установленного производителем.
    • После завершения работ по изменению конструкции устройства, замене материалов несущих деталей, восстановления после аварии или иного инцидента.

    Дополнительные требования

    В ст. 8 ФЗ № 116 закреплены правила обеспечения промышленной безопасности опасных промышленных объектов, подвергающихся ремонту, перевооружению, ликвидации или консервации. В п. 1 нормы сказано, что указанные мероприятия осуществляются в соответствии с документацией, разработанной в порядке, определенном Законом, с учетом положений нормативных актов, регламентирующих градостроительную деятельность.

    Если техническое переоснащение производится одновременно с реконструкцией ОПО, документы на перевооружение включаются в состав проекта. Бумаги по ликвидации и консервации опасного объекта промышленного назначения направляются на экспертизу промбезопасности. Проверка документации о техническом переоснащении осуществляется в случае, если она не включена в состав проекта, подлежащего анализу в соответствии с нормами, регламентирующими градостроительную деятельность в РФ.

    Ограничения

    Согласно ФЗ № 116, перевооружение, ликвидация, консервация ОПО запрещена без положительного экспертного заключения. Сведения о его наличии можно получить из единого госреестра.

    Отклонения от проекта в ходе строительства, капремонта, реконструкции опасного объекта промышленного назначения не допускаются. Техническое переоснащение, консервация, ликвидация должны производиться в строгом соответствии с документацией. Отклонения от нее также не допускаются.

    Регистрация изменений

    Корректировки, которые вносятся в проектные документы на реконструкцию, сооружение ОПО, должны пройти экспертизу по нормам, регламентирующим градостроительную деятельность. При консервации и ликвидации проверяется соответствие изменений положениям, действующим в сфере промбезопасности.

    Корректировки, вносимые в документацию на техническое переоснащение опасного объекта производственного назначения, дополнительно должны быть согласованы с исполнительным органом федеральной власти или его территориальным подразделением. Исключение составляет случай, когда указанные бумаги включены в состав проекта, подлежащего экспертизе в соответствии с нормативными актами, регламентирующими градостроительную деятельность.

    Действующий

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

    Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

    Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

    Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;

    Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта;

    Вспомогательные горноспасательные команды - нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций;

    Обоснование безопасности опасного производственного объекта - документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

    Система управления промышленной безопасностью - комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;

    Техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств;

    Экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности;

    Эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации , которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.

    1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в к настоящему Федеральному закону.

    3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

    5. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    1. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также в области промышленной безопасности.

    2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с Российской Федерации о техническом регулировании.

    3. Требования промышленной безопасности для объектов использования атомной энергии устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, принимаемыми в соответствии с от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

    4. В случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

    Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

    Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

    1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

    1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

    Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

    2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

    3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

    3.1. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

    В случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;

    В случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

    В случае изменения требований промышленной безопасности;

    По предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

    4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

    Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

    6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.

    7. Декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.

    8. Ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.


    Судебная практика по статье 14 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ

      Решение от 30 апреля 2019 г. по делу № А27-30315/2018

      Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)

      Заявителя: Шумская И.С. – представитель, доверенность от 26.03.2019 № 100/2019 (копия доверенности приобщена к материалам дела), паспорт; Андреева В.А. – представитель, доверенность от 14 . 02.2019 № 73/2019 (копия доверенности в материалах дела), паспорт; от заинтересованного лица: Хребтова Е.Ю. - представитель, доверенность от 31.12.2018 № 16 (копия доверенности в материалах...

      Решение от 12 апреля 2019 г. по делу № А19-30930/2018

      Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)

      Объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ); статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятого Государственной Думой 14 . 07.1995; пункта 2 «Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22....

      Решение от 1 апреля 2019 г. по делу № А12-626/2019

      Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)

      Области с заявлением об изменении в части наказания постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) № 163-11-18 от 14 . 12.2018 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, заменив наложенный штраф на предупреждение, либо на административный штраф в размере...

      Решение от 29 марта 2019 г. по делу № А75-10519/2018

      Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО)

      Ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) об оспаривании постановления от 20.06.2018 № 57- 14 - 35, при участии представителей: от заявителя – Анфалов О.Н. по доверенности от 20.12.2018 № Юр/18/442, от административного органа – не явились, установил: общество с ограниченной...

      Решение от 8 марта 2019 г. по делу № А70-19678/2018

      Арбитражный суд Тюменской области (АС Тюменской области)

      Комплекса, утверждённой приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.01.2018 г. № 29 и указано, в качестве нарушений: ст.ст. 9, 14 Закона №116-ФЗ; пункт 7.1.1. подпункта 2 Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта РФ, утверждённой Приказом МЧС России от 04.04.1996 № 222/59, Приказом...

      Решение от 25 февраля 2019 г. по делу № А65-19148/2017

      Арбитражный суд Республики Татарстан (АС Республики Татарстан)

      82-00036 от 24.03.2017г., согласно которому: 1. Не разработана вновь (не уточнена) декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов ПАО «Казаньоргсинтез», зарегистрированная в Ростехнадзоре № 14 - 14 (00).0004-43-ОС от 06.11.2014, в связи с отсутствием в ней сведений и изменений, связанных с технологическими изменениями: - внесение дополнений в схему узла...

      Решение от 6 февраля 2019 г. по делу № А57-19869/2018

      Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)

      А именно: декларация промышленной безопасности не внесена в реестр деклараций промышленной безопасности, что нарушает требования части 1, 2 статьи 9, части 3.1, 7 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 3. Манометр, установленный на Ресивере Е-1 peг. №20200, входящим в состав опасного...

    • ...на пункте слива-налива нефти в автоцистерны отсутствуют датчики загазованности, чем нарушены ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, пункты 2.2.27,2.3. 14 Приказа № 461, подпункт к п. 5 Постановления № 492; стальные вертикальные резервуары не оснащены: дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями; устройствами для отбору проб и удаления подтоварной воды; ...

    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча