03.03.2020

Добровольная пожарная охрана может создаваться в виде. Добровольная пожарная охрана. Федеральный закон "О добровольной пожарной охране". Из истории пожарной охраны


7. В ч. 7 ст. 6 комментируемого Закона изложены полномочия главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору и должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности. Подробнее об этом будет сказано при анализе положений ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона.

8. Согласно ч. 8 ст. 6 комментируемого Закона организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке. Подробно данные вопросы регламентированы в Положении о государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820.

В соответствии с данным нормативным актом государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;

вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном КоАП РФ, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;

составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.

Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в п. 9 этого Положения, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;

давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.

Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.

Главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными выше, а также имеют право:

осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях субъектов РФ.

Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители наделяются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в полном объеме.

Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок их выдачи определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;

соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организаций и граждан;

проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ;

посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;

не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;

предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;

знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;

доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о пожарной безопасности; соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Пунктом 17 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 установлено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аттестованные на соответствие квалификационным требованиям, установленным Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основным методом осуществления органами государственного пожарного надзора своих функций является проведение проверочных мероприятий. Подробно порядок их осуществления определен Административным регламентом по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС РФ N 517 от 1 октября 2007 г. (далее - Административный регламент), согласно которому деятельность должностных лиц государственного пожарного надзора по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с пятилетними планами мероприятий по надзору на объектах надзора, разрабатываемыми в УГПН региональных центров МЧС России, УГПН (ОГПН) ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделах (отделениях, инспекциях), в ОГПН ЗАТО, а также в соответствии с их личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом их должностных обязанностей. Планирование служебной деятельности органов и должностных лиц государственного пожарного надзора, не связанной с исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном МЧС России порядке.

Пятилетние планы утверждаются руководителем органа государственного пожарного надзора не позднее, чем за пятнадцать дней, предшествующих началу календарного года. В течение десяти дней после утверждения планы проведения мероприятий по надзору каждого органа государственного пожарного надзора публикуются на официальном сайте регионального центра МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту РФ в сети Интернет или доводятся до сведения руководителей объектов надзора, подлежащих проверке, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Не подлежат опубликованию планы мероприятий по надзору в отношении особо важных и режимных организаций. Ответственным за публикацию (доведение до сведения) пятилетних планов проведения мероприятий по надзору являются региональные центры МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, ОГПН ЗАТО.

В пятилетний план мероприятий по надзору, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включаются адреса мест нахождения объектов надзора; наименование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на соответствующих объектах, в отношении которых планируется осуществить мероприятие по надзору; наименование органа государственного пожарного надзора или фамилия и инициалы должностного лица государственного пожарного надзора, на которых возлагается ответственность за организацию и проведение мероприятия по надзору; месяц проводимой проверки.

Планируемые мероприятия разрабатываются на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий, объектов с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, а также с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами государственного пожарного надзора мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются.

В органах государственного пожарного надзора ведется учет объектов надзора. Объекты надзора закрепляются распоряжением (приказом) начальника органа государственного пожарного надзора за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, а объекты, критически важные для национальной безопасности страны и особо важные пожароопасные объекты, - лично за начальником УГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником ОГПН ЗАТО и его заместителями. На мероприятия по надзору, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления государственного пожарного надзора: подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение мероприятия по надзору, оформление результатов мероприятия по надзору, производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору, прием граждан, связанный с проведением мероприятий по надзору.

Результаты надзорной деятельности должны анализироваться в органах государственного пожарного надзора для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории. Анализ результатов деятельности органов государственного пожарного надзора является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

Юридическим фактом для проведения планового мероприятия по надзору является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом государственного пожарного надзора запланирована в календарном году проверка объекта надзора. Плановые мероприятия по надзору в отношении лиц, указанных в п. 6 Административного регламента, проводятся в соответствии с пятилетним планом, разрабатываемым органом государственного пожарного надзора. Плановые мероприятия по надзору за выполнением требований пожарной безопасности в отношении одного лица на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, особо важных пожароопасных и с массовым пребыванием людей, проводятся органом государственного пожарного надзора один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. В отношении других объектов надзора плановые мероприятия по надзору проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года. Плановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора.

При осуществлении планового мероприятия по надзору проверяется:

соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;

готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;

наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку, либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

Продолжительность мероприятий по надзору не может превышать один месяц. Руководители органов государственного пожарного надзора (заместители руководителей) на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по надзору, и при необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий, вправе продлить срок проведения мероприятий по надзору, но не более чем на один месяц. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии по надзору в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в случаях:

истечения срока исполнения законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства;

получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут создать непосредственную угрозу жизни, здоровью людей, причинения вреда имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими требований пожарной безопасности, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

письменного обращения лица о проведении в отношении его мероприятия по надзору.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного пожарного надзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю. Внеплановое мероприятие по надзору проводится на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора. Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении обращений (сведений) о нарушении требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, за исключением объектов жилого сектора высотой менее 75 метров, пожароопасных производственных объектах осуществляются в первоочередном порядке, в остальных случаях - в течение месяца.

При осуществлении внепланового мероприятия по надзору проверяется соблюдение тех требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внепланового мероприятия по надзору либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства.

Контроль исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений осуществляется в течение срока, установленного предписанием. Контроль исполнения ранее выданного предписания по снятию с производства осуществляется не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного в предписании. При установлении факта неисполнения в срок законного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее внеплановое мероприятие по надзору, составляет акт проверки, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

При непосредственном обнаружении в ходе внеплановой проверки нарушений требований пожарной безопасности принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и выдается предписание по устранению нарушений или по снятию с производства. Государственный инспектор по пожарному надзору производит запись о проведенном мероприятии в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.

Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления должностным лицом органа государственного пожарного надзора, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям распоряжения либо его копии, заверенной должностной печатью государственного инспектора, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, одновременно с предъявлением служебного удостоверения. Мероприятие по надзору должно проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в распоряжении.

При проведении мероприятий по надзору должностное лицо органа государственного пожарного надзора не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного пожарного надзора;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.

В рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться:

визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

анализ документов;

отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;

установление уровня знаний требований пожарной безопасности;

иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации.

Визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного им должностного лица. В ходе визуального осмотра фиксируются:

1) общая характеристика пожарной опасности объекта;

2) факты нарушений требований пожарной безопасности.

Впоследствии, результаты визуального осмотра отражаются в акте проверки. Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта. Должностное лицо органа государственного пожарного надзора вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а именно:

правоустанавливающие документы на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя;

документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора и т.д.);

техническую документацию, связанную с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договоров на обслуживание систем противопожарной защиты и т.д.);

технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами;

договоры аренды помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;

лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности;

сертификаты соответствия на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

иную документацию, характеризующую пожарную безопасность объекта.

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки.

В случае, если в ходе мероприятия по надзору установлено, что производимые (реализуемые) товары и (или) оказываемые услуги вследствие несоответствия их требованиям пожарной безопасности причиняют или могут причинить угрозу жизни, вред здоровью и (или) имуществу потребителя, государственный инспектор обязан принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности путем вручения предписания по снятию с производства. Основанием для принятия решения по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг) является несоответствие таких товаров (работ, услуг) обязательным требованиям пожарной безопасности, зафиксированное в акте проверки. Наряду с вручением предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении. Решение по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, принимается государственным инспектором по пожарному надзору в пределах его компетенции. При невыполнении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем предписания по снятию с производства возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с законодательством Российской Федерации. О выявленных фактах выпуска и реализации продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности, органы государственного пожарного надзора информируют соответствующие надзорные органы и (или) органы по сертификации однородной продукции. Предписание по снятию с производства действует до выполнения предложенных в нем мероприятий и внесения в него соответствующей записи государственного инспектора по пожарному надзору, вручившего предписание, или вышестоящего государственного инспектора по пожарному надзору разрешении производства, выпуска или реализации товаров (работ, услуг).

По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по надзору.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений в десятидневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта. В случае, если лицо, в отношении которого производилось мероприятие по надзору или его представитель уклоняются от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу местонахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства гражданина. В данном случае датой вручения акта проверки считается дата отметки о получении заказного почтового отправления согласно уведомления о вручении.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее мероприятие по надзору, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении, выдает ему предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности; по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание по устранению нарушений включаются нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений. Срок проведения внепланового мероприятия по надзору с целью проверки выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности устанавливается государственным инспектором по пожарному надзору с учетом характера выявленных нарушений.

Все мероприятия по надзору, проводимые органом государственного пожарного надзора, должны регистрироваться и учитываться. Регистрация и учет возлагаются на орган государственного пожарного надзора, издавший распоряжение о проведении мероприятия по надзору. Проведенное мероприятий по надзору в течение трех рабочих дней после подписания должностным лицом органа государственного пожарного надзора акта проверки регистрируется в журнале учета мероприятий по надзору.

9. Согласно ч. 9 ст. 6

Стоимость формирования ДПО - договорная.

Время прибытия на место ЧС: Москва - от 5 минут, Московская область - от 10 минут.

Время прибытия указана исходя из действующих нормативов, учитывая размещение боевого расчета в непосредственной близости от охраняемого объекта, либо прямо на его территории. В случае размещения подразделения на удалении от охраняемого объекта, время прибытия может быть увеличено. Заключение договора на обслуживание возможно на некоммерческой основе, все действия и условия сотрудничества обсуждаются индивидуально.

Вам также может быть интересно:

Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях, на основании Федеральных законов «О пожарной безопасности», «О добровольной пожарной охране», руководствуясь Уставом, формирует подразделения ДПО, ДПК и ДПД. Данные формирования создаются из числа добровольцев и осуществляют свою деятельность на общественных началах (безвозмездно), при этом, в соответствии с Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» могут вести коммерческую деятельность и получать прибыль лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых созданы указанные организации и соответствующие этим целым. Добровольная пожарная команда не может выполнять боевые задачи при отсутствии минимального финансирования. Поэтому мы выполняем свою работу в обмен на материальную помощь, покупку за счет заказчика необходимого оборудования, автомобилей и пожарно-технического вооружения, необходимого для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Добровольная пожарная дружина (ДПД)

Небольшое пожарное формирование, в задачи которого помимо тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, входи также предупреждение и профилактика пожаров. Дружины создаются на общественных началах в небольших организациях, на предприятиях в образовательных учреждениях, школах, ДОУ. Как правило, дружины не используют спецтехнику и вооружение, а занимаются выставлением пожарных постов, мониторингом состояния стационарных средств пожаротушения и проведением учебных занятий и тренировок. В обязанности также может входить обучение пожарно-техническому минимуму руководителей и сотрудников организаций.

Добровольная пожарная команда (ДПК)

Более крупное, по сравнению с пожарной дружиной подразделение, имеющие средства для доставки огнетушаших веществ к месту возгорания и необходимое пожарно-техническое вооружение. ДПК создаются в населенных пунктах, вне населенных пунктов, на крупных производственных и опасных объектах. Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной команды являются Устав создавшей ее Организации, Федеральное законодательство и Конституция Российской Федерации. ДПК приступает к тушению очага возгорания немедленно, не дожидаясь прибытия профессиональных подразделений МЧС России, что очень востребовано в труднодоступной местности, на опасных производствах, местах большого скопления людей.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров . Рекомендованная численность в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны : один добровольный пожарный на каждые 160 человек населения .

В России

Имевшаяся к середине 19 века система профессиональной пожарной охраны Российской Империи оказалась неспособной успешно противостоять опасности пожаров. Профессиональные пожарные команды существовали только в городах, а в селах и деревнях пожары тушили сами жители, неся «пожарную повинность». Участие населения в тушении пожаров, а также распространение в России взаимного страхования от огня, когда сгоревшее хозяйство восстанавливалось за счет страховых сборов от каждого двора, явились причинами возникновения движения добровольных пожарных дружин. В году в г. Осташкове Тверской губернии было организовано первое в России добровольное пожарное общество. В году Министр внутренних дел утвердил «Нормальный устав добровольной пожарной дружины».

К 1917 году в составе Императорского Российского пожарного общества (ИРПО) насчитывалось 3600 организаций: городских добровольных пожарных обществ – 952, городских добровольных пожарных дружин – 1377, фабрично-заводских пожарных обществ и дружин – 960, других пожарных организаций - 261. В ИРПО было зарегистрировано более 1400 сельских пожарных обозов. Число действительных членов составляло свыше 400 тыс. человек.

В XIX в. пожарные команды России, в соответствии с их устройством, способом содержания и другими особенностями, подразделялись на: «постоянные» - команды, готовые сразу выехать к месту пожара, и на «вольные» (добровольные) - те, члены которой собирались только в случае пожара, имея у себя лишь противопожарный инвентарь, в виде так называемого пожарного обоза.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования. Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин. Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

Команды могут подразделяться на разряды:

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляется их учредителями за счет собственных средств .

В начале 2009 года МЧС России выступило с предложением о подготовке закона «О добровольной пожарной охране». Разработанный министерством законопроект устанавливает отношения между обществом и государством, а также гражданами России в вопросе организации добровольных общественных объединений по обеспечению пожарной безопасности и тушению пожаров на территории России. О льготах для добровольных пожарных, финансировании добровольной пожарной дружины и многих других вопросах рассказывает директор Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России Михаил Верзилин.

В Иркутской области 509 подразделений добровольной пожарной охраны общей штатной численностью 2572 человека, на вооружении находится 571 ед. техники, 51 мотопомпа .

Будущее добровольной пожарной охраны

Уже сегодня в России насчитывается более 148 тысяч добровольных пожарных, на оснащении которых находится свыше 13 тысяч единиц техники. В МЧС рассчитывают и на широкую пропаганду добровольчества. "В России уже был хороший опыт добровольного движения до революции - Императорское добровольное пожарное общество, которое традиционно возглавляли члены императорской семьи. Но потом за долгие годы был утрачен корпоративный дух, когда люди, которые хотели помогать обществу, близким, заниматься героическим делом, находили такую возможность именно в добровольных отрядах, и это становилось их образом жизни. Сегодня это надо восстанавливать".

В Германии

Марка с добровольными немецкими пожарными

Профессиональные пожарные службы есть только в крупных городах ФРГ . В деревнях и небольших населенных пунктах существует добровольная пожарная охрана, которая также занимается тушением лесных пожаров. Добровольные пожарные получают поддержку от государства. Их снабжают техникой и пожарно-техническим вооружением. Работа добровольных пожарных не оплачивается .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Добровольная пожарная охрана" в других словарях:

    См. Пожарная охрана добровольная EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Добровольная пожарная охрана - 1) добровольная пожарная охрана социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и… … Официальная терминология

    Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях. Добровольным пожарным признается гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора)… … Административное право. Словарь-справочник - В первые десятилетия своего существования Петербург застраивался главным образом деревянными и мазанковыми домами, что создавало постоянную угрозу пожаров. Обязанности П. о. были возложены на всех жителей города, которые по специальному… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    ПОЖАРНАЯ ОХРАНА - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в т. ч. противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения и тушения пожаров, проведения связанных с ними первоочередных аварийно… … Российская энциклопедия по охране труда

    Многозначный термин: В вооружённых силах Добровольные вооружённые силы вооружённые силы стран мира, формируемые на добровольной основе. Добровольная служба с целью поддержания мира. Лицо, добровольно поступившее на военную службу В… … Википедия

    Виды пожарной охраны - Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана...

Пожароопасность возрастает ежедневно, поскольку и в быту, и на промышленных предприятиях используется большое количество легковоспламеняющихся соединений и материалов, в том числе природный газ, нефть и продукты ее переработки. Высокий риск создают энергоемкие и сложные технологии, изношенные строения, коммуникации, сооружения, оборудование. Для многих предприятий в этой связи разрабатываются специальные требования обеспечения пожаробезопасности.

Причины возгораний

Пожары на предприятиях, как правило, обуславливаются нарушениями, допущенными в процессе проектирования и строительства. Немаловажное значение имеет несоблюдение простых мер безопасности самим персоналом, неосторожное обращение с опасными веществами и огнем. Зачастую нарушаются и электрооборудования. Недостаточный уровень подготовки сотрудников предприятий и населения, неспособность оперативно осуществить эвакуацию, предотвратить распространение пламени, локализовать его очаги приводит к большому числу несчастных случаев и вызывает значительный имущественный вред.

Добровольная пожарная охрана

Это специально сформированное социально-ориентированное объединение. Оно создается по инициативе организаций и граждан. Его деятельность регулирует 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране". Объединения формируются для участия в профилактике или ликвидации возгораний, а также выполнении аварийно-спасательных мероприятий.

Структура

100-ФЗ "О добровольной пожарной охране " предусматривает возможность комплектования специальных подразделений. Ими выступают команды и дружины. Последние представляют собой объектовое либо территориальное подразделение. Дружины непосредственно участвуют в тушении возгораний. Они не имеют мобильных средств на вооружении. Команды также непосредственно участвуют в тушении. Однако у этих подразделений есть мобильные средства на вооружении.

Задачи

ФЗ "О добровольной пожарной охране " содержит перечень функций, которые выполняют подразделения. Они осуществляют:

  1. Профилактику возгораний.
  2. Спасение граждан и материальных ценностей, оказание помощи потерпевшим.
  3. Участие в тушении.
  4. Аварийно-спасательные мероприятия.

Права работников

Их также устанавливает Федеральный Закон 100 "О добровольной пожарной охране ". Работники, которые имеют должности, установленные по штатному расписанию, члены команд или дружин имеют право на:

  1. Гарантии защиты здоровья, жизни в ходе исполнения своих задач.
  2. Компенсацию ущерба, причиненного при выполнении обязанностей. Возмещение вреда осуществляется в соответствии с правилами, установленными в законодательстве.
  3. Участие в составе дружины/команды или самостоятельно в тушении или профилактике возгораний, выполнении аварийно-спасательных мероприятий, оказании пострадавшим помощи.
  4. Информирование об обнаруженных нарушениях предписаний, правил в сфере пожарной безопасности местных структур власти либо подразделений Госпожслужбы.
  5. Внесение в территориальные органы самоуправления и уполномоченные учреждения предложений, направленных на повышение уровня защиты от возгораний в границах сельских и городских поселений, на межселенных участках и в организациях.
  6. Выполнение необходимых действий, связанных с обеспечением безопасности граждан и спасению материальных ценностей, при непосредственном тушении возгораний и проведении аварийных работ, в соответствии с законодательством.

Сотрудники подразделений обеспечиваются необходимыми средствами для индивидуальной защиты. Им выдается пожарное снаряжение для использования при непосредственном тушении возгораний. Предоставляются средства в порядке, определенном федеральным исполнительным институтом власти, имеющим полномочия по решению задач в сфере безопасности.

Обязанности

Федеральный Закон "О добровольной пожарной охране " предъявляет ряд требований к сотрудникам объединений, членам дружин и команд. Они должны быть закреплены в уставе или положении о деятельности подразделений. Добровольная пожарная охрана формируется из граждан, обладающих необходимыми знаниями в объеме, который предусматривается по программе первоначальной и дальнейшей профессиональной подготовки. Работники несут службу (дежурство) по графику. Согласно ему, граждане прибывают на место вызова при получении соответствующего сообщения (о возгорании или чрезвычайной ситуации). Добровольная пожарная охрана должна участвовать в тушении и оказании помощи потерпевшим. При возникновении необходимости нести дежурство в рабочее или учебное время, график согласуется с руководителем образовательной организации или предприятия, на котором трудится член дружины или команды, и утверждается начальником подразделения. Сотрудники, из которых формируется , обязаны следовать порядку, установленному уставом. Они должны выполнять правила ОТ, соблюдать дисциплину. Работники обязаны содержать пожарное снаряжение, инструмент, СИЗ и оборудование в исправном состоянии. Члены дружин и команд должны исполнять правомерные распоряжения начальников и руководителя тушения возгорания.

Обеспечение

Добровольная пожарная охрана финансируется и получает материально-техническое оснащение за счет своих средств, пожертвований, взносов, вкладов учредителей. Органы госвласти и территориального управления могут оказывать дополнительную поддержку объединению. Финансирование и может также осуществляться за счет иных средств, не запрещенных законодательством.

Личный состав

Он включает в себя сотрудников добровольной охраны, которые состоят на должностях, установленных штатным расписанием. В качестве члена дружины/команды может выступать физлицо, достигшее 18-ти лет, способное по состоянию здоровья выполнять соответствующие обязанности. Пригодность к осуществлению деятельности, связанной с тушением возгораний или выполнением аварийно-спасательных мероприятий. Для личного состава учредители могут предусматривать специальную форму и знаки отличия.

Подготовка

Добровольные пожарные и работники подразделений, не имеющие специального профобразования, должны в обязательном порядке пройти обучение. Инструктаж осуществляется по программам первоначальной и последующей профподготовки. Они разрабатываются и утверждаются исполнительными структурами власти, уполномоченными на решение задач в сфере пожарной безопасности. Первоначальная и дальнейшие подготовки работников производятся в подразделениях по правилам, установленным руководителем. При их утверждении должны учитываться особенности охраняемых сооружений и прочих объектов, специфика сельских, городских поселений, межселенных участков. Подготовка может осуществляться на базе учебных пунктов (центров) Госпожслужбы и иных организаций, которые имеют соответствующую лицензию на обучение. Физлица, которые входят в состав местного общественного управления, или граждане, которые участвуют в объединениях, созданных для решения разных проблем социального характера по месту учебы/работы, также проходят инструктажи. Их подготовка осуществляется в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных.

Практика борьбы с огнем показывает, что подавление очагов загорания в начальной стадии развития позволяет в значительной степени снизить материальный ущерб от огня и затраты на ликвидацию последствий пожара. Пожарная обстановка в Российской Федерации показывает, что совершенствование средств защиты от пожара и оснащение ими добровольных пожарных формирований является актуальной задачей

Александр Рогачев
Генеральный директор ООО "Арника", г. Красноярск

Оснащение добровольных пожарных формирований должно состоять не только из конкретного специализированного противопожарного оборудования, адаптированного к местным условиям, но и из инструмента, принадлежностей, оборудования, устройств, подручных и технических средств, имеющихся на данном объекте или в населенном пункте. Для этого необходимо провести комплексную инвентаризацию всего, что может быть использовано при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС, начиная с особенностей местности, на которой расположен объект, и заканчивая наличием оборудования, технических средств и инвентаря, находящихся в пользовании или собственности у населения и на объекте.

После этого необходимо проработать возможные варианты возникновения и распространения пожара и возможной ЧС, а по результатам разработать планы и мероприятия по предупреждению пожара и ЧС, действиям добровольных пожарных формирований и населения при пожаре и ЧС.


Результатом этих мероприятий должны стать конкретные и неукоснительные правила поведения и обязанности при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации для каждого сотрудника объекта или жителя поселения.

Проблемы оснащения добровольных пожарных обществ

С вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" добровольчество все больше и больше увеличивает свои ряды, являясь подмогой пожарным подразделениям МЧС России при тушении пожаров. Сегодня добровольцы несут службу на многочисленных объектах и в сельских поселениях, удаленных от пожарных частей, используя всевозможные средства. Не секрет, что в большинстве случаев техническое вооружение добровольцев не всегда соответствует желаемому, его ассортимент невелик, а выбирать оборудование, инструмент и принадлежности для оснащения команды приходится по различным журналам, каталогам, а чаще всего по советам сомнительных специалистов. Некоторые чиновники, юристы и прочие специалисты, не компетентные в данной области, выражают сомнения в целесообразности закупки предлагаемого оборудования. Поэтому созрела ситуация, при которой появилась необходимость в рекомендациях от лица МЧС по ассортименту средств технического оснащения подразделений добровольных пожарных.


Поставляемые техника и решения для ДПО должны соответствовать:

  • ФЗ № 100 "О добровольной пожарной охране";
  • ФЗ № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
  • ФЗ № 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
  • сводам правил (СП), нормам пожарной безопасности (НПБ), СНИПам и ГОСТам на технику пожарную и пожарно-техническое вооружение (ПТВ);
  • программам местного самоуправления по оснащению областей, регионов и краев перспективной и современной противопожарной техникой;
  • программам ГО и ЧС развития и внедрения современных и инновационных разработок в сфере пожаротушения;
  • программам правительства по импортозамещению и целевому освоению бюджетных средств на развитие отечественного научного и производственного потенциала.


Территориальное размещение:

  1. Добровольные пожарные дружины (ДПД): до 1000 чел.
  2. Добровольные пожарные команды (ДПК): от 1000 до 3000 чел.
  3. Государственная пожарная служба (ГПС): свыше 3000 чел.

На основании изложенного предлагается проект перечня оборудования, которому необходимо придать определенный статус, разместить его на сайте МЧС для всеобщего ознакомления и руководства, а в конечном итоге перечень должен стать приложением к закону от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".

Ниже приведен примерный рекомендательный перечень пожарной техники, оборудования, инструмента и принадлежностей, предназначенных для технического оснащения добровольных пожарных формирований населенных пунктов, предприятий, организаций, садовых обществ, детских оздоровительных лагерей, турбаз и прочих объектов, удаленных от пожарных частей.

  1. Пожарный автомобиль. Предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, аварийно-спасательного инструмента и запаса огнетушащих средств. Используется как самостоятельная боевая единица.
  2. Передвижной пожарно-спасательный комплекс. Представляет собой автомобильный прицеп, на котором размещены ПТВ, аварийно-спасательный инструмент и определенный запас различных огнетушащих средств. Транспортировка комплекса может производиться любым видом транспорта.
  3. Мобильная пожарная установка (МПУ). Представляет собой тележку, на которой установлена мотопомпа и кассета с ПТВ. Перемещение установки и тушение возгорания может производиться одним человеком.
  4. Мотопомпа (переносная, прицепная). Предназначена для забора и подачи воды к месту пожара с применением напорных и напорно-всасывающих рукавов.
  5. Рукав пожарный напорный с навязанными рукавными головками. Предназначен для подачи воды от мотопомпы до очага пожара.
  6. Рукав пожарный напорно-всасывающий с навязанными рукавными головками. Предназначен для подвода воды от водоисточника к пожарному насосу.
  7. Ствол пожарный ручной. Предназначен для создания и направления струи огнетушащего вещества, образования защитной водяной завесы, предохраняющей человека от теплового потока.
  8. Разветвление рукавное. Предназначено для разделения потока и регулирования количества подаваемой воды, проходящей по напорным пожарным рукавам.
  9. Колонка пожарная КП. Предназначена для открывания (закрывания) подземного гидранта и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.
  10. Генератор пены. Предназначен для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены.
  11. Пеносмеситель. Предназначен для получения водного раствора пенообразователя, применяемого для образования пены в генераторах пены.
  12. Гидроэлеватор пожарный. Предназначен для отбора воды из водоисточников с уровнем, превышающим высоту всасывания насосов, и для удаления ее из помещений при тушении пожаров.
  13. Сетка всасывающая. Предназначена для удерживания воды во всасывающей линии при кратковременной остановке насоса, а также для предохранения насоса от попадания посторонних предметов.
  14. Ключ для пожарной соединительной арматуры. Предназначен для соединения арматуры напорных и всасывающих пожарных рукавов и пожарного оборудования.
  15. Лестница пожарная ручная. Предназначена для подъема личного состава пожарных формирований на второй и третий этажи, чердаки и крыши.
  16. Огнетушители. Ручные, передвижные, являются первичным средством пожаротушения и применяются для тушения различных классов пожаров.
  17. Модуль порошкового пожаротушения с ручным пуском (забрасываемый). Предназначен для подавления очагов различных классов пожаров, в том числе в электрооборудовании, находящемся под напряжением.
  18. Ранцевый лесной огнетушитель (РЛО). Предназначен для тушения низовых пожаров водой или водяными растворами неагрессивных химикатов.
  19. Лом и багор пожарные. Являются ручным немеханизированным пожарным инструментом, предназначенным для проведения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров.
  20. Ведро пожарное. Применяется для доставки воды к очагу пожара и заполнения полости насоса мотопомпы водой.
  21. Топор пожарный поясной. Используется при движении по крутым скатам крыши, вскрытия кровли, дверей и окон горящих зданий, открывания крышек колодцев и пожарных гидрантов.
  22. Кобура. Предназначена для размещения поясного топора на спасательном поясе пожарного.
  23. Карабин. Предназначен для проведения спасательных работ, самоспасения пожарных и страховки при работе на высоте.
  24. Ручной универсальный пожарный инструмент (РУПИ). Предназначен для облегчения прокладки рукавных линий при тушении возгораний на открытых площадках, дачных участках, полях и лесных массивах.
  25. Веревка пожарная. Предназначена для спасения людей и перемещения грузов во время пожаров, ЧС и других стихийных бедствий.
  26. Боевая одежда пожарного. Предназначена для защиты пожарного от высокой температуры, тепловых потоков и возможных выбросов пламени при работе в экстремальных ситуациях, возникающих при тушении пожаров, проведении разведки и спасении людей.
  27. Сапоги пожарного. Предназначены для защиты ног от тепловых потоков, ушибов, проколов и прочих механических повреждений, воды, действия различных агрессивных сред.
  28. Пояс пожарного. Предназначен для спасения людей, самоспасения пожарных, а также для закрепления и страховки при работе на высоте.
  29. Шлем-каска пожарного. Предназначена для защиты головы и лица от возможных травм, теплового излучения и воды.
  30. Краги пожарного. Предназначены для защиты рук от открытого пламени, теплового потока, воды и других опасных факторов.
  31. Боты, перчатки и коврики диэлектрические. Применяются как основное средство, для защиты от поражения электрическим током.
  32. Ножницы диэлектрические. Являются изолирующим инструментом, предназначенным для резки проводов, находящихся под напряжением до 1000 В.
  33. Противопожарное полотно. Используется в качестве первичного средства тушения небольших очагов возгорания.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча