15.06.2019

Аппаратные средства защиты персональных данных. Является ли ваша организация оператором персональных данных? Обеспечение безопасности ПДн в кредитно-финансовых организациях


После выхода в свет постановления Правительства РФ № 781 “Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных” от 17 ноября 2007 г. и совместного приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ФСБ РФ и Министерства информационных технологий и связи РФ от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20 “Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных” (далее "Порядок…") перед службами разработки и эксплуатации информационных систем (ИС), обрабатывающих персональные данные, возникло два почти гамлетовских вопроса:

  • как классифицировать ИС, предназначенные для защиты персональных данных;
  • как выбрать средства защиты информации для защиты персональных данных в этих системах.

"Порядок…" утверждает, что “классификация информационных систем проводится государственными органами, муниципальными органами, юридическими и физическими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, а также определяющими цели и содержание обработки персональных данных”. Это означает, что персональные данные (ПД) классифицирует их владелец , что является серьезным подспорьем для объективного выбора методов и средств защиты ПД и создает объективную базу для диалога с проверяющими органами о достаточности принятых в организации мер защиты персональных данных.

При проведении классификации ИС, предназначенной для обработки персональных данных, учитываются следующие исходные данные: ·

  • категория обрабатываемых в информационной системе персональных данных; ·
  • объём обрабатываемых ПД (количество субъектов, персональные данные которых обрабатываются в ИС); ·
  • заданные владельцем информационной системы характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в ИС; ·
  • структура информационной системы; ·
  • наличие подключений ИС к сетям связи общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена; ·
  • режим обработки ПД; ·
  • режим разграничения прав доступа пользователей информационной системы; ·
  • местонахождение технических средств ИС.

В первую очередь определим, что относится к персональным данным. Это сведения различного характера о конкретных физических лицах. Заметим, что мы говорим только о сведениях в электронной форме, вводимых, хранящихся, обрабатываемых и передаваемых в информационной системе. Данные сведения разделяются на четыре основные категории: ·

  • категория 1 — ПД, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни; ·
  • категория 2 - ПД, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных и получить о нём дополнительную информацию, за исключением персональных данных, относящихся к категории 1; ·
  • категория 3 - персональные данные, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных; ·
  • категория 4 - обезличенные и (или) общедоступные ПД.

Например, отдельно фамилия является данными 4-й категории, сочетание фамилии и адреса - третьей, фамилия, адрес, номера страховок и карт - второй, а если к этим данным добавлена электронная медкарта, то получившиеся персональные данные относятся исключительно к первой категории.

Исходя из этой классификации можно констатировать, что любые медицинские данные, а также кадровый учет, содержащий графу “национальность” (а таковы почти все действующие анкеты и личные листки по учету кадров, используемые в настоящее время), необходимо относить к первой категории. Понятно также, что фрагменты персональных данных почти всегда имеют меньшую категорию, чем их совокупность. Даже подробные сведения о здоровье физического лица могут быть бессмысленны, если неизвестна его фамилия или другие данные, однозначно привязывающие эти сведения к пациенту.

Объем обрабатываемых ПД может принимать следующие значения: ·

  1. - в ИС одновременно обрабатываются персональные данные более чем 100 000 субъектов или персональные данные субъектов в пределах региона Российской Федерации или Российской Федерации в целом; ·
  2. - в ИС одновременно обрабатываются персональные данные от 1000 до 100 000 субъектов или персональные данные субъектов, работающих в отрасли экономики Российской Федерации, в органе государственной власти, проживающих в пределах муниципального образования; ·
  3. - в ИС одновременно обрабатываются данные менее чем 1000 субъектов или персональные данные субъектов конкретной организации.

По характеристикам безопасности ПД, обрабатываемых в информационной системе, ИС подразделяются на типовые и специальные. Первые - информационные системы, в которых требуется обеспечение только конфиденциальности персональных данных.

Характеристика “конфиденциальность” означает, что обращаться (вводить, хранить, обрабатывать и передавать) с ПД в электронной форме может только тот, для кого они предназначены. Для обеспечения конфиденциальности при передаче персональных данных в сетях, включая Интернет, необходимо использовать шифрование данных.

Специальные информационные системы - это такие ИС, в которых вне зависимости от необходимости обеспечения конфиденциальности ПД требуется обеспечить хотя бы одну из характеристик безопасности персональных данных, отличную от конфиденциальности (например, целостность или доступность). Характеристика “целостность” означает, что персональные данные должны меняться только регламентированным образом, например изменения в файл электронной медкарты может вносить только уполномоченный врач, а в любых других случаях информация в медкарте не должна меняться. При передаче по сетям целостность обеспечивается применением электронной цифровой подписи.

Характеристика “доступность” означает, что работа с ПД должна обеспечиваться для заданного количества данных и пользователей с соблюдением установленных временных регламентов. Иначе говоря, “доступность” - другая формулировка надежности системы. Заметим также, что говорить о доступности в открытых сетях практически бессмысленно - ни один провайдер не обеспечит гарантированного доступа к данным или их бесперебойной передачи.

К специальным информационным системам относятся: ·

  • ИС, в которых обрабатываются персональные данные, касающиеся состояния здоровья субъектов; ·
  • ИС, в которых предусмотрено принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта или иным образом затрагивающих его права и законные интересы.

По структуре информационные системы для обработки ПД подразделяются: ·

  • на автономные (не подключенные к иным ИС), предназначенные для обработки персональных данных (автоматизированные рабочие места); ·
  • на комплексы автоматизированных рабочих мест, объединенных в единую ИС средствами связи без использования технологии удаленного доступа (локальные информационные системы); ·
  • на комплексы автоматизированных рабочих мест и (или) локальных ИС, объединенных в единую информационную систему средствами связи с использованием технологии удаленного доступа (распределённые информационные системы).

По наличию подключений к сетям связи общего пользования и (или) международного информационного обмена ИС подразделяются на системы, имеющие подключения не имеющие подключений.

Исходя из того, что в обязательном порядке требуется обеспечение конфиденциальности данных, можно выделить необходимые элементы информационной системы для обработки персональных данных.

В первую очередь информационная система обязана идентифицировать пользователей и иметь возможность устанавливать индивидуальные полномочия по доступу пользователей к ПД, т. е. обладать системами идентификации и аутентификации и разграничения доступа.

Во-вторых, необходимо обеспечивать защиту персональных данных, которые могут отчуждаться из системы. Например, следует контролировать перенос информации на съёмные носители. Весьма вероятно, что в ряде случаев надо учитывать возможность хищения и утраты (потери) компьютерной техники с персональными данными. В этом случае также обязательно шифрование хранимых на носителях компьютера ПД.

Если система имеет подключения к открытым сетям или предусматривает обмен данными, обязательно применение шифрования данных и электронной цифровой подписи, а также обеспечение защиты от атак из внешних сетей, включая антивирусную защиту.

Для шифрования и электронной подписи используются ключи и сертификаты, которые генерируются самими пользователями и регистрируются в так называемых удостоверяющих центрах.

Весьма важный момент - регистрация действий с ПД, которая, с одной стороны, позволяет выявить виновных в их утечке, а с другой - создает психологическую мотивацию для корректной работы с ними.

Информационной системе для обработки ПД может быть присвоен один из следующих классов: ·

  • класс 1 (К1) - ИС, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к значительным негативным последствиям для субъектов персональных данных; ·
  • класс 2 (К2) - ИС, для которых нарушение заданной характеристики безопасности ПД, обрабатываемых в них, может привести к негативным последствиям для субъектов персональных данных; ·
  • класс 3 (К3) - ИС, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к незначительным негативным последствиям для субъектов персональных данных; ·
  • класс 4 (К4) - ИС, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, не приводит к негативным последствиям для субъектов персональных данных.

Таблица 1

Категория

Во-первых, из “Порядка…” следует существование категорий персональных данных. Логично осуществить агрегирование базы данных в ИС, содержащей ПД, на непересекающиеся части, содержащие данные различных категорий. Также ИС для обработки ПД должна быть разделена на контуры , содержащие данные только одной категории. Это вполне возможно сделать, поскольку физические лица однозначно идентифицируются номером паспорта или ИНН либо номером полиса медицинского страхования, который позволяет индексировать базы медицинских данных и другие массивы однозначно. Таким образом, необходимо следовать принципу, что в каждом контуре ИС для обработки персональных данных необходимо использовать сертифицированные средства одного класса , а контуры должны быть изолированы друг от друга.

Можно констатировать, что большинство информационных систем для обработки ПД (особенно медицинского назначения) будут специальными , т. е. в них необходимо обеспечивать не только конфиденциальность, но и целостность в обязательном порядкеи другие характеристики безопасности и надежности.

В случае распределённой ИС для обработки персональных данных даже при необходимости обеспечения только конфиденциальности в соответствии с "Порядком…" в обязательном порядке потребуется защита передаваемых и хранимых ПД . Это полностью соответствует действующим требованиям ФСБ РФ к автоматизированным ИС, предназначенным для защиты конфиденциальной информации, не составляющей государственной тайны, а именно - положению, что “должна осуществляться защита всей конфиденциальной информации, передаваемой по каналам связи; информация, передаваемая по каналам связи, должна быть зашифрована с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ), или для ее передачи должны использоваться защищенные каналы связи. Должна осуществляться защита информации, записываемой на отчуждаемые носители”.

Последнее требование безусловно применимо для изолированных ИС ПД, не имеющих каналов для передачи ПД, т. е. для отдельных рабочих мест, обрабатывающих персональные данные.

Это означает, что для обработки персональных данных ИС должны быть аттестованы по классу не ниже АК2 в классификации ФСБ РФ. Например, такому классу соответствует защищенная Windows XP c пакетом обновления Secure Pack Rus. В состав средств защиты должны входить средства криптографической защиты информации (СКЗИ) класса не ниже КС2.

Исходя из этого для любой ИС ПД, обрабатывающей ПД категорий выше 4-й (к которой безусловно будут отнесены все системы обработки медицинских ПД), потребуется выполнение всех требований класса АК2 в классификации ФСБ РФ.

Из архитектуры ИС ПД при достаточно большом количестве обрабатываемых ПД (показатель 1 или 2) однозначно будет выделяться серверный компонент, который также потребует защиты. В этом случае должна осуществляться защита всей конфиденциальной информации хранимой на магнитных носителях рабочих станций и серверов, что соответствует требованиям класса АК3.

Таким образом, можно предложить вполне обоснованную стратегию защиты ПД, состоящую в том, что табл. 1 заполняется в следующей редакции (см. табл. 2).

Таблица 2

Категория ИС Класс ИС в зависимости от объема обрабатываемых ПД

Не ниже АК3

Не ниже АК3

Не ниже АК3

Примечание. “-” - означает, что требования не предъявляются.

Таким образом, для защиты ПД первой категории, к которой относятся все медицинские данные, необходимо использовать средства защиты классов не ниже АК3 и средств криптографической защиты классов не ниже КС3.

Для практического оснащения ИС средствами защиты можно рекомендовать продукты, специально адаптированные для защиты персональных данных и имеющие необходимые разрешительные документы (сертификаты и заключения). Это в первую очередь Secure Pack Rus и средства криптографической защиты семейства CryptoPro.

Попробуем теперь оценить затраты на оснащение одного рабочего места для обработки ПД. Без учета скидок цена пакета Secure Pack Rus составляет приблизительно 2000 руб., при этом средства криптографической защиты семейства CryptoPro уже включены в этот пакет. Далее, для защиты хранимой на компьютере персональной информации целесообразно докупить один из пакетов защиты данных CryptoPro EFS, Secure Pack Explorer либо "Криптопроводник". Цена каждого из этих продуктов составляет от 600 до 1000 руб. Итого защита одного рабочего места без учета установки и настройки обойдется примерно в 3000 руб., а установка и адаптация программ традиционно добавит 10--15% к стоимости

Условно можно выделить “мистические десять шагов на пути” к защищенной системе для обработки ПД.

  1. Определите те элементы вашей ИС, которые необходимо защитить в первую очередь. Сначала выясните, какие именно персональные данные нуждаются в защите и где в вашей системе они находятся в настоящее время. Затем проверьте, действительно ли нуждаются в защите данных рабочие места всех без исключения сотрудников. Может быть, проще выделить отдельные компьютеры для работы с персональной информацией, которую необходимо защищать особенно надежно? Помните, что компьютер, подключенный к Интернету, - не самое удачное место для хранения ПД!
  2. Оцените текущее состояние информационной безопасности. Насколько оно удовлетворительно? Если есть возможность, проведите внешний аудит защищенности вашей системы. Классифицируйте вашу ИС в соответствии с приведенными выше рекомендациями. Сравните ваши выводы с выводами внешнего аудита.
  3. Определите, кто в данное время отвечает за обеспечение защиты ИС. Нельзя ли сузить круг лиц, от которых зависит надежность этой защиты? В то же время помните - безопасность не может зависеть от одного человека! Обязательно назначьте аудиторов, например, главный врач может контролировать работу специалистов по заполнению и перемещению ПД.
  4. Критически относитесь к требованиям специалистов, если они настаивают на установке аппаратных средств обеспечения безопасности. Учтите также, что применение криптографических средств - довольно серьезная работа. Важно понять: не помешает ли обслуживание средств шифрования и использование цифровой подписи основной деятельности вашей компании? Учтите также, что далеко не каждый сотрудник может и должен заниматься шифрованием данных.
  5. Наведите порядок в сфере безопасности вашей клиники. Установите режим, который позволит обеспечить требуемый уровень информационной безопасности, однако не перегните палку. Например, нельзя лишать людей возможности пользоваться мобильными телефонами. Нецелесообразно также запрещать сотрудникам обращаться к электронной почте и Интернету в личных целях. В то же время вполне целесообразно регламентровать порядок внесения на территорию компании флэш-носителей и собственных ноутбуков, либо использовать имеющуюся в Secure Pack Rus функцию отключения не разрешенных к использованию администратором USB-накопителей
  6. Потребуйте от ИТ-специалистов составить чёткий план работы по созданию и настройке системы безопасности. Попросите обосновать необходимость закупок дополнительных средств обеспечения безопасности. Настаивайте на гарантиях того, что настройка системы безопасности не скажется на основной работе системы.
  7. Контролируйте выполнение плана по созданию системы безопасности.
  8. Выслушайте мнения врачей и сотрудников - не мешают ли меры безопасности их работе и основной деятельности?
  9. Поддерживайте и проверяйте состояние защищенности ПД, а также укрепляйте лояльность сотрудников, занимающихся безопасностью.
  10. Спокойно относитесь к инновациям в области безопасности - здоровый консерватизм позволить сэкономить ваши деньги.

Защита персональных данных – это комплекс мероприятий, позволяющих выполнить требования законодательства РФ, касающиеся обработки, хранения и передачи персональных данных граждан РФ. Согласно требованиям закона о защите персональных данных, оператор обязан применить ряд организационных и технических мер, касающихся процессов обработки персональных данных, а также информационных систем, в которых эти персональные данные обрабатываются.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Правоотношения в сфере персональных данных регулируются федеральным законодательством РФ (Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), Трудовым кодексом РФ (глава 14), а также Гражданским кодексом РФ.

Основные положения Закона «О персональных данных»

  • Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, в строгом соответствии с установленными целями обработки персональных данных.
  • Недопустимо раскрытие персональных данных третьим лицам или распространение таких данных без соответствующего основания (согласия субъекта либо требований федеральных законов).
  • В ряде случаев обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных.
  • Информационные системы, обрабатывающие персональные данные, должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства о персональных данных.
  • Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда, обжаловав действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке;
  • Оператор обязан направить уведомление об обработке персональных данных в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (более известная как Роскомнадзор);
  • Нарушение требований Закона влечет гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

Комплекс мероприятий по обеспечению защиты персональных данных

Организационные меры по защите персональных данных включают в себя:
  • Назначение лиц, ответственных за организацию обработки и обеспечение безопасности персональных данных;
  • Разработку организационно-распорядительных документов, регламентирующих весь процесс получения, обработки, хранения, передачи и защиты персональных данных;
  • Внесение изменений в бизнес-процессы организации, ознакомление пользователей, осуществляющих обработку персональных данных с положениями нормативных документов;
  • Заключение дополнительных соглашений с контрагентами и третьими лицами, которым передаются персональные данные либо поручается их обработка;
  • Определение перечня мероприятий по защите персональных данных и реализация таких мероприятий;
  • Осуществление внутреннего контроля соответствия обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства.
Технические меры по защите персональных данных предполагают внедрение и использование программно - аппаратных средств защиты информации. При осуществлении обработки ПДн с использованием средств автоматизации, применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется исходя из уровня защищенности системы персональных данных.

Требования к информационным системам персональных данных

Определение уровня защищенности информационных систем персональных данных производится операторами самостоятельно в зависимости от объема и категории обрабатываемых персональных данных, а также типа актуальных угроз в соответствии с Постановлением Правительства № 1119 от 01.11.2012 г. «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Данное Постановление Правительства также определяет требования по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах в соответствии с их уровнем защищенности.

Помимо этого, детализированные требования по защите персональных данных установлены, в частности:

  • приказом ФСТЭК № 21 от 18.02.2013 г;
  • приказом ФСБ № 378 от 18.08.2014 г. (в случае необходимости применения для защиты персональных данных шифровальных (криптографических) средств защиты информации).
Также, согласно требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, базы данных информационных систем, в которых осуществляется запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации должны быть расположены на территории РФ.

Контроль

Контроль за выполнением законодательства возложен на следующие органы:
  • Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) – основной надзорный орган в области персональных данных;
  • ФСБ – основной надзорный орган в части использования средств шифрования;
  • ФСТЭК – надзорный орган в части использования технических средств защиты информации.
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных проводит как плановые и внеплановые мероприятия по контролю (надзору) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

Типичные позиции операторов персональных данных

  1. ”Наша компания не собирается ничего предпринимать и тратить время и деньги на решение этих вопросов, мы будем ждать развития событий”.

    Такая компания не собирается тратить деньги и время на изменение процессов обработки персональных данных, а также не задумывается о соответствующем обучении своих сотрудников. Она продолжает свою деятельность в привычном режиме, в надежде на то, что проверка Роскомнадзора ее не затронет. Однако, как показывает практика, действия проверяющих органов нельзя предугадать, под проверку может попасть любая организация и в этом случае компания может понести значительные убытки, вплоть до приостановки ее деятельности.

    Стоит также учитывать, что с 2016 года Роскомнадзор на регулярной основе проводит так называемые мероприятия систематического наблюдения, в результате которых на основании мониторинга веб-сайта любой организации может быть направлен запрос на предоставление необходимых сведений об осуществлении обработки и защиты персональных данных. Непредоставление необходимой информации в срок может послужить поводом для проведения внеплановой проверки в организации.

  2. “Мы уверены в том, что действия закона не будут распространяться на нашу компанию”.

    В любой компании, вне зависимости от её организационно-правовой формы, есть информация о сотрудниках, работающих в организации, а иногда и о её клиентах и контрагентах, а значит такая компания является оператором, следовательно, требования ФЗ-152 распространяются на неё в полном объеме.

Классическая ситуация: реализовать своими силами, или приглашать консультантов?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться со следующими вещами:
  • Готов ли руководитель компании взять на себя ответственность за успешную реализацию проекта по защите персональных данных?
  • Есть ли у компании квалифицированные сотрудники, обладающие глубоким пониманием требований законодательства, а также необходимыми юридическими и техническими знаниями и навыками?
  • Может ли руководство компании оценить сроки и стоимость такого проекта?
  • Как выполнить требования закона по защите персональных данных и при этом не нарушить деятельность критических бизнес-процессов компании?
  • Каким образом необходимо подавать уведомление в регулирующие органы?
Если вышеперечисленные задачи не могут быть реализованы собственными силами, следует привлекать внешних консультантов.

Компания “Pointlane” оказывает полный цикл услуг по консультационным вопросам в области соответствия требованиям законодательства о персональных данных:

  • Консультации по вопросам требований законодательства и определения их действия применительно к Вашей организации (в том числе консультации по вопросам соответствия требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, касающимся вопросов обработки ПДн граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ);
  • Обследование процессов и информационных систем обработки персональных данных, формирование рекомендаций по обработке и защите персональных данных;
  • Подготовка необходимой организационно – распорядительной документации по вопросам обработки и защиты персональных данных;
  • Определение уровня защищенности ИСПДн (информационных систем персональных данных) и формирование необходимых требований к их защите в соответствии с выбранным уровнем защищенности;
  • Построение модели угроз и модели нарушителя безопасности персональных данных;
  • Проектирование системы защиты персональных данных;
  • Закупка и внедрение средств защиты;
  • Подготовка ИСПДн к аттестации (для государственных или муниципальных органов) либо декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных (для всех остальных организаций);
  • Подготовка уведомления в Роскомнадзор для регистрации Вашей организации в качестве оператора персональных данных;
А также:
  • Сопровождение проверок Роскомнадзора;
  • Аутсорсинг обязанностей лица, ответственного за обработку и защиту персональных данных.

Преимущества проведения мероприятий по защите персональных данных

После внедрения системы защиты персональных данных Заказчик получит:
  • Защиту от претензий и штрафов со стороны регулирующих органов;
  • Преимущества перед конкурентами, т.к декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных приведет к повышению прозрачности и доверия к компании со стороны потенциальных и существующих контрагентов и клиентов;
  • Отсуствие негативных отзывов в прессе и СМИ, связанных с неудовлетворительными результатами прохождения проверок регулирующих органов;
  • Возможность продолжать свою деятельность, не опасаясь претензий со стороны клиентов и собственных сотрудников;
  • Возможность работы с персональными данными не только внутри компании, но и при передаче их сторонним организациям;
  • Защиту от непредвиденной и принудительной остановки бизнеса;
  • Защиту от недобросовестных конкурентов;
  • Информационные системы, соответствующие всем стандартам и требованиям законодательства в области персональных данных.

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:

1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;

2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;

3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.

8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.

11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Многие руководители предприятий до сих пор не вполне ясно представляют себе, что конкретно нужно делать для защиты персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона № 152 от 27.07.2006 года «О персональных данных» . Такая ситуация вызвана отсутствием практики применения норм Закона в проектах по обеспечению защиты персональных данных .

Основные требования по защите персональных данных общеизвестны:

  • предписывает в обязательном порядке обеспечить соответствующую защиту персональных данных, обрабатываемых в компании
  • вновь создаваемые и вводимые в эксплуатацию информационные системы персональных данных должны соответствовать требованиями
  • за неисполнение требований предусмотрены различные виды ответственности
  • перечень организационных и технических мероприятий также определен:
    • уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных
    • разработка документов, регламентирующих обработку персональных данных в организации (положение по обработке персональных данных, регламенты, положения по защите персональных данных)
    • создание системы защиты персональных данных , в т.ч. выполнение требований по инженерно-технической защите помещений
    • аттестация ИСПДН (аттестация или декларирование соответствия информационных систем персональных данных (ИСПДн) требованиям безопасности информации)
    • повышение квалификации сотрудников в области защиты персональных данных

Вопросы, которые требуется решить каждому предприятию:

  • Как обеспечить защиту персональных данных в соответствии с требованиями законодательства?
  • Как завершить работы в установленный срок?
  • Как минимизировать затраты на создание системы защиты?

Действие 1. С чего начинать?

Вначале нужно ответить на ряд вопросов, от которых зависит дальнейший план действий по выполнению требований законодательства. Для этого предстоит провести предварительный анализ информационных ресурсов предприятия. Это можно сделать самостоятельно или пригласить сторонних специалистов – экспертов в области защиты персональных данных , которые проведут работы на высоком профессиональном уровне.

1.1. Установить перечень персональных данных, обрабатываемых на предприятии

Перечень персональных данных. В первую очередь, необходимо установить перечень персональных данных (ПДн) физических лиц, которые обрабатываются на предприятии. Если кадровый учет и бухгалтерия есть на любом предприятии, то другие направления деятельности, где используются персональные данные, требуется установить: это могут быть данные клиентов, заказчиков, посетителей, партнеров, контрагентов и т.п.

Цели обработки персональных данных. Также нужно определить цели обработки персональных данных: трудовые отношения с работниками; оформление пропусков для входа на территорию предприятия; договор оказания услуг и т.п.

Сроки обработки и хранения. Хранение ПДн должно быть не дольше, чем этого требуют цели их обработки, по достижению которых ПДн подлежат уничтожению. Установить перечень ПДн, по которым цели обработки достигнуты.

1.2. Способы обработки персональных данных?

Обработка персональных данных может осуществляться с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

Обработка ПДн без использования средств автоматизации (неавтоматизированная обработка). Понятие неавтоматизированной обработки персональных данных определено в от 15.09.2008 года «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». На основании данного положения нужно определить перечень персональных данных, обрабатываемых без использования средств автоматизации.

Обработка ПДн с использованием средств автоматизации. В этом случае на предприятии требуется выявить информационные системы, в которых осуществляется обработка персональных данных (ИСПДн) (например, система бухгалтерского учета, система взаимоотношений с клиентами, биллинговая система и т.п).

1.3. Определить состав и объем обрабатываемых персональных данных?

Состав персональных данных. В зависимости от состава персональных данных (например, фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес и т.п.) определяется категория, к которой они относятся:

  • категория 1 - персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни;
  • категория 2 - персональные данные, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных и получить о нем дополнительную информацию, за исключением персональных данных, относящихся к категории 1;
  • категория 3 - персональные данные, позволяющие идентифицировать субъекта персональных данных;
  • категория 4 - обезличенные и (или) общедоступные персональные данные.

Объем обрабатываемых ПДн. Установить объем персональных данных (количество субъектов ПДн), обрабатываемых в каждой информационной системе ПДн.

1.4. Провести предварительную классификацию информационных систем ПДн

Информационные системы ПДн (ИСПДн) делятся на:

  • Типовые информационные системы - информационные системы, в которых требуется обеспечение только конфиденциальности персональных данных.
  • Специальные информационные системы - информационные системы, в которых вне зависимости от необходимости обеспечения конфиденциальности персональных данных требуется обеспечить хотя бы одну из характеристик безопасности персональных данных, отличную от конфиденциальности (защищенность от уничтожения, изменения, блокирования, а также иных несанкционированных действий).

На основании данных, полученных в предыдущих пунктах, провести предварительную классификацию «типовых» информационных систем ПДн. Классификация ИСПДн осуществляется в соответствии с таблицей, рекомендованной регуляторами:

В зависимости от класса зависят требования по обеспечению безопасности информационной системы ПДн. Чем выше класс информационной системы ПДн, тем выше требования по обеспечению ее защиты.

1.5. Полученные результаты и способы защиты персональных данных

После проведения предварительного анализа информационных ресурсов собственного предприятия можно получить представление о состоянии информационных ресурсов в части обработки персональных данных (перечень и характеристики обрабатываемых ПДн), осознать масштаб сложности решаемых задач и определить дальнейшие шаги по выполнению требований Закона «О персональных данных» .

Если в результате предварительной классификации на предприятии оказались информационные системы ПДн 1-го и 2-го классов это значит, что к таким системам предъявляются повышенные требования по обеспечению их безопасности и существенно увеличиваются расходы на проведение работ по созданию системы защиты ПДн.

Способы минимизации затрат на создание системы защиты персональных данных.

  • При классификации информационной системы ПДн (ИСПДн) как «специальная» возможно снижение затрат на создание системы защиты ПДн. Классификация «специальной» системы осуществляется на основании разрабатываемой модели угроз безопасности ПДн, что дает возможность в каждом конкретном случае обоснованно выбрать минимальное количество актуальных угроз, от которых требуется защитить персональные данные.
  • При разработке требований к системе защиты персональных данных (СЗПДн) проводится логическое структурирование, основанное на анализе возможности сегментирования и (или) объединения ИСПДн. Такой подход позволяет выбрать оптимальное количество ИСПДн в соответствии с бизнес-процессами обработки ПДн.
  • Разработка требований с учётом возможностей инфраструктуры Заказчика, при этом максимально используются штатные средства ОС, СУБД и механизмов обеспечения ИБ корпоративной информационной системы
Перечисленные методы позволяют минимизировать затраты и выполнить требования Закона «О персональных данных» .

Для проведения таких мероприятий целесообразнее пригласить специализированную организацию с опытом работ по данному направлению.

Действие 2. Подача уведомления в уполномоченный орган

Обработка персональных данных без уведомления.

Закон «О персональных данных» разрешает вести обработку персональных данных без подачи уведомления в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных в следующих случаях:

  • если предприятие обрабатывает персональные данные граждан, которых связывают с предприятием трудовые отношения;
  • при наличии договора с субъектом персональных данных, на основании которого персональные данные не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются предприятием исключительно для исполнения указанного договора;
  • если персональные данные относятся к членам общественного объединения или религиозной организации, действующими в соответствии с законодательством РФ, при условии, что персональные данные не будут распространяться без письменного согласия субъектов персональных данных;
  • если персональные данные являются общедоступными;
  • если персональные данные включают в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
  • если персональные данные необходимы для однократного пропуска на территорию предприятия;
  • персональные данные включены в информационные системы персональных данных, имеющих статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также государственных информационных систем, созданных в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • персональные данные обрабатываются без использования средств автоматизации.

Если один или несколько из перечисленных пунктов относится к Вашему предприятию, подавать уведомление в Роскомнадзор не нужно.

Подача уведомления в Роскомнадзор.

Во всех остальных случаях предприятие обязано подать уведомление в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. На основании уведомления предприятие регистрируется в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Форма уведомления утверждена Приказом Роскомнадзора № 8 от 17.07.2008 года и содержит следующие основные положения: наименование и адрес местонахождения предприятия; цель обработки персональных данных; категории персональных данных и субъектов персональных данных; правовое основание и способы обработки персональных данных.

Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действие 3. Организационные меры защиты персональных данных

Комплекс мероприятий по обеспечению защиты персональных данных состоит из организационных и технических мер защиты информации.

Организационные меры по защите персональных данных включают в себя:

  • разработка организационно – распорядительных документов, которые регламентируют весь процесс получения, обработки, хранения, передачи и защиты персональных данных (например):
    • Положение об обработке персональных данных;
    • Положение по защите персональных данных;
    • Регламент взаимодействия с субъектами персональных данных;
    • Регламент взаимодействия при передаче персональных данных третьим лицам;
    • Инструкции администраторов безопасности персональных данных;
    • Инструкции пользователей по работе с персональными данными;
  • перечень мероприятий по защите персональных данных:
    • определение круга лиц, допущенного к обработке персональных данных;
    • организация доступа в помещения, где осуществляется обработка ПДн;
    • разработка должностных инструкций по работе с персональными данными;
    • установление персональной ответственности за нарушения правил обработки ПДн;
    • определение продолжительности хранения ПДн и т.д.

Меры организационного характера осуществляются на предприятии независимо от того, нужно подавать уведомление в Роскомнадзор или нет, обработка ПДн осуществляется с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. В каждой организации перечень мероприятий и документов может варьироваться в зависимости от специфики обработки ПДн, организационной структуры и других особенностей конкретного предприятия. Реализация организационных мер защиты информации осуществляется с учетом категорий персональных данных – чем выше категория, тем выше требования их защиты.

Действие 4. Техническая защита персональных данных

Технические меры защиты информации предполагают использование программно - аппаратных средств защиты информации. При обработке ПДн с использованием средств автоматизации применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется в процессе предпроектного обследования информационных ресурсов предприятия.

Технические средства защиты информации делятся на два основных класса:

  • средства защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) (системы разграничения доступа к информации; антивирусная защита; межсетевые экраны; средства блокировки устройств ввода-вывода информации, криптографические стредства и т.п.);
  • средства защиты информации от утечки по техническим каналам (использование экранированных кабелей; установка высокочастотных фильтров на линии связи; установка активных систем зашумления и т.д.).

В отличие от организационных мер, техническая защита информации является сложным и трудоемким делом, при выполнении которого требуется соблюдать определенные условия, а именно:

  • для выполнения работ по технической защите конфиденциальной информации (а персональные данные относятся к сведениям конфиденциального характера) на выполнение такого вида деятельности;
  • требуется тщательное обследование информационных ресурсов предприятия в соответствии с методическими рекомендациями ФСТЭК (определение перечня ПДн, подлежащих защите; определение состава и структуры каждой информационной системы ПДн (ИСПДн); анализ уязвимых звеньев и возможных угроз безопасности ПДн; оценка ущерба от реализации угроз безопасности ПДн; анализ имеющихся в распоряжении мер и средств защиты ПДн);
  • на основании проведенного обследования осуществляется обоснование требований по обеспечению безопасности ПДн (разработка модели угроз и модели нарушителя безопасности ПДн; определение класса информационных систем ПДн; при необходимости обосновывается использование средств шифрования);
  • далее проводятся работы по проектированию, созданию и вводу в эксплуатацию системы защиты ПДн (разработка перечня мероприятий по защите ПДн в соответствии с выбранным классом ИСПДн; согласование документов с регуляторами; разработка технического задания на создание системы защиты ПДн; развертывание и ввод в эксплуатацию системы защиты ПДн);
  • аттестация (сертификация) информационных систем ПДн по требованиям безопасности информации (для ИСПДн 1-го и 2-го классов требуется аттестация соответствия требованиям информационной безопасности; сертификация средств защиты информации). Работы по аттестации (сертификации) выполняются при наличии соответствующих лицензий.

Действие 5. Выбор исполнителя

После изучения вопроса и понимания того, что выполнять работы необходимо, каждый руководитель задает себе следующий вопрос: можно ли самостоятельно выполнить требования законодательства или воспользоваться услугами специализированных организаций?

Если обработка персональных данных в компании осуществляется без использования средств автоматизации (неавтоматизированная обработка), обеспечение защиты ПДн вполне реализуемо собственными силами. При обработке ПДн с использованием средств автоматизации необходимо оценить сложность и масштабность работ, взвесить все положительные и отрицательные стороны того или иного подхода и принять оптимальное решение по выбору исполнителя проекта.

Выполнение работ своими силами

Реализовать работы по защите ПДн можно и собственными силами, но их эффективность зависит от наличия следующих ресурсных возможностей:

С учетом временных ограничений (срок завершения работ – 01.01.2010 года) проведение работ собственными силами может растянуться на длительный период, превышающий установленные законом сроки. Соответственно, возникают риски предъявления претензий со стороны регуляторов за неисполнение требовании законодательства.

Привлечение специализированной организации

Воспользовавшись услугами организации, специализирующейся на оказании услуг по обеспечению безопасности информации, заказчик получает следующие выгоды:

  • специализированная компания обладает необходимыми ресурсными возможностями: соответствующие лицензии; штат высокопрофессиональных специалистов; практический опыт реализации проектов; знание нормативно – методической базы в сфере обработки ПДн;
  • реализации работ в минимальные сроки: выполнение всего комплекса работ одним исполнителем; использование практического опыта ведения аналогичных проектов; минимум времени на подготовку и реализацию технических заданий;
  • минимизация затрат: выбор оптимальной конфигурации программно – аппаратных средств защиты, отвечающей требованиям защиты информации; минимизация требований защиты при согласовании документов с регуляторами; отсутствие методических ошибок, что не исключено при проведении работ самостоятельно.

Подробнее об услугах компании Weta в разделе .

Заключение

В любом случае, независимо от размера и организационной структуры предприятия, наличия или отсутствия собственных специалистов по информационной безопасности, своими силами или с привлечением сторонних организаций приступать к решению задачи под названием «Выполнение требований Закона О персональных данных » нужно как можно быстрее. Так как установленный законом срок выполнения требований не за горами, а сложность и масштабность работ по защите ПДн не предполагает быстрого их завершения.

Предприятия, которые уже приступили к реализации проектов по защите ПДн или приступят в ближайшее время имеют следующие преимущества:

  • временной запас позволит тщательно изучить задачи и выбрать наиболее оптимальную конфигурацию защиты ПДн, соответствующую требованиям Закона;
  • поэтапное выполнение работ обеспечит равномерное распределение затрат на создание системы защиты ПДн;
  • выполнить работы в установленные сроки даже в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Можно занять выжидательную позицию, но в этом случае предприятие рискует испытать на себе жесткость санкций со стороны регуляторов за неисполнение требований законодательства и подвергнуть свой бизнес рискам, влекущим репутационные и финансовые потери.

1. Настоящий документ устанавливает требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее - информационные системы) и уровни защищенности таких данных.

2. Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с частью 5 статьи 19

Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.

3. Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивает оператор этой системы, который обрабатывает персональные данные (далее - оператор), или лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора на основании заключаемого с этим лицом договора (далее - уполномоченное лицо). Договор между оператором и уполномоченным лицом должен предусматривать обязанность уполномоченного лица обеспечить безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе.

4. Выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю во исполнение части 4 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных".

5. Информационная система является информационной системой, обрабатывающей специальные категории персональных данных, если в ней обрабатываются персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни субъектов персональных данных.

Информационная система является информационной системой, обрабатывающей биометрические персональные данные, если в ней обрабатываются сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, и не обрабатываются сведения, относящиеся к специальным категориям персональных данных.

Информационная система является информационной системой, обрабатывающей общедоступные персональные данные, если в ней обрабатываются персональные данные субъектов персональных данных, полученные только из общедоступных источников персональных данных, созданных в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О персональных данных".

Информационная система является информационной системой, обрабатывающей иные категории персональных данных, если в ней не обрабатываются персональные данные, указанные в абзацах первом - третьем настоящего пункта.

Информационная система является информационной системой, обрабатывающей персональные данные сотрудников оператора, если в ней обрабатываются персональные данные только указанных сотрудников. В остальных случаях информационная система персональных данных является информационной системой, обрабатывающей персональные данные субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.

6. Под актуальными угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих актуальную опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным при их обработке в информационной системе, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия.

Угрозы 1-го типа актуальны для информационной системы, если для нее в том числе актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном программном обеспечении, используемом в информационной системе.

Угрозы 2-го типа актуальны для информационной системы, если для нее в том числе актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе.

Угрозы 3-го типа актуальны для информационной системы, если для нее актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе.

7. Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для информационной системы, производится оператором с учетом оценки возможного вреда, проведенной во исполнение пункта 5 части 1 статьи 18.1 Федерального закона "О персональных данных", и в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение части 5 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных".

8. При обработке персональных данных в информационных системах устанавливаются 4 уровня защищенности персональных данных.

9. Необходимость обеспечения 1-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе устанавливается при наличии хотя бы одного из следующих условий:

а) для информационной системы актуальны угрозы 1-го типа и информационная система обрабатывает либо специальные категории персональных данных, либо биометрические персональные данные, либо иные категории персональных данных;

б) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.

10. Необходимость обеспечения 2-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе устанавливается при наличии хотя бы одного из следующих условий:

а) для информационной системы актуальны угрозы 1-го типа и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные;

б) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных сотрудников оператора или специальные категории персональных данных менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;

в) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает биометрические персональные данные;

г) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;

д) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;

е) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.

11. Необходимость обеспечения 3-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе устанавливается при наличии хотя бы одного из следующих условий:

а) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные сотрудников оператора или общедоступные персональные данные менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;

б) для информационной системы актуальны угрозы 2-го типа и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных сотрудников оператора или иные категории персональных данных менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;

в) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает специальные категории персональных данных сотрудников оператора или специальные категории персональных данных менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора;

г) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает биометрические персональные данные;

д) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных более чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.

12. Необходимость обеспечения 4-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе устанавливается при наличии хотя бы одного из следующих условий:

а) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает общедоступные персональные данные;

б) для информационной системы актуальны угрозы 3-го типа и информационная система обрабатывает иные категории персональных данных сотрудников оператора или иные категории персональных данных менее чем 100000 субъектов персональных данных, не являющихся сотрудниками оператора.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча