12.10.2019

Мультимедийная презентация как одна из форм работы использования ИКТ в ДОУ. Методическая разработка на тему: Мультимедийная презентация – одна из форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе педагога ДОУ


Организация: МАДОУ ДС «Солнышко»

Населенный пункт: Республика Бурятия, Кабанский район, п.г.т. Каменск

По данным НАСА, в результате анализа мониторинга во всём мире выявилась следующая закономерность: современные дети отличаются от своих сверстников прошлого века на 86%, т.е. налицо следующие показатели: очень хорошее восприятие информации, уровень интеллекта составляет 130 IQ, а не 100, как раньше.

Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Использование мультимедийных технологий в образовательно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду – в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиа занятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

"Мультимедийная презентация” - переводится с английского как "представление”. Презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

Главной целью использования мультимедийных презентаций на занятиях является усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

Так, мультимедийные занятия позволяют решить следующие дидактические задачи :

1. Систематизировать усвоенные знания;

2. Сформировать мотивацию к учению;

3. Расширить словарный запас детей и их знания об окружающем мире;

4. Формировать звуковую культуру речи;

5. Развивать восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности.

Использование презентаций имеет много преимуществ перед традиционным ведением занимательного дела. Это:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем детям, изображение на экране даёт возможность рассмотреть мелкие детали;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить процесс обучения и развития и заинтересовать детей.
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет нам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Кроме того, в силу возраста, один и тот же программный материал повторяется многократно,для этого используются разнообразные формы подачи.

Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность.

Например, в старшей группе по математическим представлениям при изучении темы «Повторение числа и цифры 5», можно предложить детям посмотреть презентацию «Сосчитай-ка». На слайдах дан иллюстративный материал в виде ряда фруктов и звукового сопровождения счета.

При использовании мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи для младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов (например: иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые предназначены для увеличения словарного запаса детей, дидактические игры и упражнения, разнообразный иллюстрированный материал).

Например, при ознакомлении с художественной литературой по теме «Три медведя», показывается презентация, в которой рассказывается сказка, а потом задаются вопросы по содержанию данного произведения.

При познании окружающего мира в старшей группе по теме: «Деревья», можно использовать следующие варианты работ: детям предлагается отгадать загадку: «Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки».(Дерево) Далее проводится беседа о деревьях. Хорошо зарекомендовали себя дидактические игры, например «С какого дерева лист?».

На занятиях по развитию речи, в работе по словообразованию образовываем относительные прилагательные от названий листьев деревьев: лист берёзы – берёзовый лист, лист клёна – кленовый и т. д.; ветка ели – еловая ветка, ветка сосны – сосновая ветка, ветка рябины – рябиновая ветка и т. д. Для закрепления материала предлагается просмотр презентации «Деревья в стихах».

Детей привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Дети очень любят физкультминутки, разминки, с использованием презентаций: под музыку, со сменой слайдов, движущихся человечков, цыплят, гномов и т. д. Они помогают ребятам отвлечься от образовательного процесса и сделать зарядку.

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Весь мультимедийный презентационный материал для работы с детьми можно структурировать в соответствии с ФГОС по пяти областям

Познание математика: «Цифры», «Фигуры», «Устный счёт», «Счёт со смешариками», «Сравнения», «Сосчитай-ка», «Логика», «Математический поезд», «Время суток», «В мире цветов», Десять обезьянок»;

познание окружающего мира, природа: «Чудеса света», «Чей ребёнок», «Урок вежливости», «У кого какие мамы», «Природные явления», «Насекомые», «Лес и его голоса». «Капелька», «Как растёт вермишелька?», «Как развивается цветок?», «Как развивается лягушка?», «Как говорят животные?», «Цветы-игра», «Жители планеты», «Животные, живущие у воды», «Домашние животные», «Дикие животные», Деревья», «Деревья в стихах», «Вода», «Большой - маленький», «Скотный двор»;

Речевое: «Что едят звери?», «Что делают дети?», «Что взяла, клади на место», «Транспорт», «Теремок», «Сказка о веселом язычке», «Разные загадки», «Пушистые стихи», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Кто как говорит», «Кошка и мышка», «Колобок», Звук Ж», «Жужжащие стихи», «Город Киров», «Буквы и звуки», «Три медведя»;

социально- коммуникативное развитие: беседы «Ребенок один дома», «Уроки безопасности», «Мы дежурим»

Физическое: физкультминутки «Цыплятки», «Кошки-мышки», «Колобок», «Зарядка», «Дорогою добра», «Гномики»;

гимнастика для глаз: «Лунтик», Цветик-семицветик».

Художественно-эстетическое: «Как нарисовать маму», «Методика изображения», «Мы лепим из пластилина», «Аппликация из цветной бумаги», «Виды аппликаций», «Слушаем музыку осени» «Времена года» ,дидактическая музыкальная игра «Поющая гусеница»

Мы понимаем, что использование только одного направления информационно-коммуникационных технологий не решит всех проблем в обучении и воспитании, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование информационно-коммуникационных технологий требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к непосредственно-образовательной деятельности. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату:

Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • психологически облегчает процесс усвоения материала дошкольниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности.
  • повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Таким образом, знания, с использованием мультимедийных презентаций даются ребёнку без принуждения, а процесс обучения для родителей и их детей происходит весело и неназойливо. Это, несомненно, окажет свою позитивную пользу при дальнейшем обучении детей в школе.

Литература :

  1. Мириманова М.С., «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды», 2010.
  2. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007.
  3. Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.
  4. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подьяков Н.Н и др. – М.: Линка-Пресс, 1998.
  5. Гигиенические требования к занятиям дошкольников. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. и др. //Информатика и образование – 1990. № 6.
  6. Компьютер в детском саду. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. //Дошкольное воспитание. – 1990 № 1
  7. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. Зворыгина Е.В.// Информатика и образование – 1989 № 6.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Полат Е.С.М.: Академия, 1999.
  9. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
  10. Занимательный компьютер. Симонович С., Евсеев Е. – М., 2004.
  11. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.
  12. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  13. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. //Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
  14. Макасер И.Л. «Игра как элемент обучения». //Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 – 73.
  15. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр».// Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 – 57
  16. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: «Гелиос АРВ», 2000г

В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

В работе с родителями мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

При проведении педсоветов доклады педагогов дополняются мультимедийным сопровождением. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы..

Использование мультимедийных презентаций

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям новые пути и средства педагогической работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета

Термин «интерактивность» происходит от английского слова интер экшен, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность - понятие, используемое в области информатики и коммуникации. Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду позволяет расширить творческие возможности педагогов и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Для точного определения местоположения отметки маркера на доске применяются ультразвуковая и инфракрасная технологии. С помощью одного из предложенных в комплекте электронных маркеров педагог или ребенок может выделить или подчеркнуть необходимую информацию, что дополнительно привлекает к ней внимание. Для дистанционного управления работой Windows-приложений можно также использовать электронный маркер, заменяющий мышь. В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста.

Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога - не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. При работе с интерактивной доской педагоги в первую очередь исходят от перспективного плана, темы и целей занятия. Далее рассматривается возможность максимального использования данных интерактивной доски. Требуется продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, составление слайдов, необходимых для проведения занятия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски: · Начальные знания устройства компьютера · Работа в программах: Word, PowerPoint · Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Итак, рассмотрим универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями – на примере сочинения рассказов по картинке.

  • Задание 1. Это задание можно выполнить 3–мя способами. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
  • Задание 2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
  • Задание 3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ.

Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления. Далее мы рассмотрим пример с использованием 4- х. картинок.

Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи:

Задание 1. Игрушки перепутали, требуется помощь ребят, они называют, что именно подарили Зое, а что Саше. (На интерактивной доске изображение мальчика и девочки, игрушек)

Варианты:

  • «Чья игрушка?» Зоина кукла. Сашин робот.
  • «Жадина» Мой самолет. Моя пирамидка.
  • «Подбирай, называй, запоминай» Дома (в магазине, в детском саду) с игрушками что можно делать? Рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

Задание 2. «Поможем маме» Необходимо разложить продукты в соответствующую посуду. Хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, молоко в молочник.

Задание 3. Следующее задание знакомит детей с зимующими птицами: «Рассмотри и назови

Варианты:

  • «Скажи одним словом»
  • «У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокой»
  • «Кто как голос подает?»

Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Развиваются:

  1. элементы наглядно-образного;
  2. теоретического мышления
  3. активно пополняется словарный запас.

Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику развития речи детей.

Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например: Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы, по которым работают в виде презентаций.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

И, в заключение, использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.


Современные педагогические технологии в ДОУ направлены на реализацию ФГОС, где одной из задач является: Обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм уровня дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников. Поэтому, основная задача педагога-воспитателя – выбрать методы, формы, инновационные педагогические технологии организации работы с детьми, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.


В российском дошкольном образовании инновационные процессы связаны: - с пониманием детства как самоценного периода развития ребенка, характеризующегося культуротворческой функцией; - признанием ребенка главной ценностью педагогического процесса, равноправным субъектом его совместной с педагогом деятельности; - реализацией личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении; - созданием, модернизацией, апробацией вариативных программ дошкольного образования; - использованием технологий развивающего обучения, игровых форм воспитания и образования, использованием разнообразных методов и форм диагностики и коррекции уровня развития детей и педагогического процесса ДОУ; - созданием развивающей среды как важнейшего условия развития самостоятельности, активности и творчества ребенка; - созданием системы негосударственного дошкольного образования.


В развитии инновационных процессов в ДОУ существует ряд проблем, среди которых такие, как: -совмещение инновационных программ с реализующимися в ДОУ; -потребность в новом научно-методическом обеспечении воспитательно-образовательной деятельности и новых педагогических кадрах; -адаптирование нововведений к сложившимся условиям, -воспроизводство инноваций и создание условий, способствующих этому процессу.


Продуктивная деятельность – один из основных видов деятельности дошкольников. В ДОУ нет возможности хранить рисунки много лет, коллективные, объемные работы и т.д., ведь нет ничего проще, чем сфотографировать понравившиеся детские работы и составить из них электронную выставку. Все фотографии можно сопроводить комментариями, подписать имя ребенка, возраст и др. И вот ещё одно преимущество мультимедийной презентации – она может использоваться в качестве архива проведенных мероприятий, с включением текстовых, картинных, фото- и видеоматериалов. Но иногда при создании презентации мы допускаем ошибки. Это может быть: недостаточная методическая подготовленность педагога; неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях; бесплановость, случайность применения ИКТ; перегруженность занятия демонстрацией.


Требования к оформлению презентации. Существует несколько правил, по которым составляется презентация. Так, к ее оформлению предъявляют следующие требования: на титульном листе указываются название презентации, ее автор. заголовки всех слайдов желательно выполнять в едином стиле: цвет, шрифт, начертание, размер; в конце заголовков точка не ставится; размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы написанное было хорошо видно; подчеркивание не используется; графические изображения должны быть четкими, хорошего качества; текст, схема и изображения размещаются по усмотрению автора.


Мультимедийную презентацию на занятиях с детьми можно использовать как: 1. Демонстрационный материал: - репродукции (при рассматривании картин) - портрет (художника, автора произведения, человека…) - иллюстрации к произведению - сопровождающий материал к выступлению воспитателя - и др. (схема для рис.) 2. Дидактическая игра: - отгадывание загадок - «Найди различия» - «Чей голосок» - «Чей контур» - и др. 3. Приз за правильно выполненное задание: - может быть использована анимационная картинка; - звуковой сигнал (сопровождение).


Самые распространенные ошибки в презентациях: - Выносить на экран слова, цели и задачи, правила, слова воспитателя, приветствие и прощание не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним. - Использование анимации отвлекает детей и отнимает драгоценное время, лучше его использовать для чего-нибудь полезного. - Не нужно анимировать заголовки на слайдах. Это неудобно и неуважительно по–отношению к тому, кто будет смотреть вашу работу. - Все так ярко и красиво, всё двигается! Дети будут в восторге. Но наша цель чему-то их научить. Значит, ограничиваем пестроту и яркость, убираем все анимации. Ведь это дополнительная нагрузка на зрение и отвлекает детей. -


Если замысел требует рисованного фона, а заменить его на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким, например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «На задний план». - Не следует размещать на слайде мелкий текст и рисунки. Текст для дошкольников, лучше вообще исключить. - Размытые рисунки не следует включать в презентацию. Это некрасиво и опять же напряжение на глаза. - Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки. - Не рекомендуется использовать картинки с белым фоном. - При подборе фото к презентации необходимо обратить внимание на качество: хорошее разрешение, удачный ракурс, отсутствие лишних, отвлекающих деталей и надписей. Не рекомендуется использовать в работе с дошкольниками картинки с агрессивным поведением животных.


Очень интересный момент в презентации – это триггеры. Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могут появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу и по мере выполнения задания. При помощи этой функции Вы можете сами, своими силами, создавать дидактические игры в мультимедийной презентации.


Необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или сделать самим, то презентацию лучше не использовать.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный островок»

___________________________________________________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Тема: «Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Гасанова Э.А.

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив Детского сада №43, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Сегодня обществу необходим воспитатель - компетентный, мудрый, мастер своего дела и являющийся примером для ребёнка. Детский сад, в котором я работаю, – стабильно функционирующий, развивающийся. В данном учреждении я работаю второй год, и каждый день я вижу в глазах детей проявление любознательности, воображения, общаясь между собой мои дети выдумывают игры, фантазируют о неизведанном мире. Задача моей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе. Наше общество предъявляет новые требования к современному человеку, одно из них умение ориентироваться в информационном пространстве.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. В своей деятельности с детьми для меня стало самым интересным использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) как средство повышения эффективности образовательного процесса.

Данное направление развития образовательной отрасли, подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Главные задачи:

Разработка и внедрение технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс имеет много преимуществ

Дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

Позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

На данный момент технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса является приоритетным направлением в нашем дошкольном учреждении.

Я применяю готовые презентации в различных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Социализация», «Художественная литература», «Безопасность», «Здоровье».

Например:

    Образовательная область «Познание» - тема «Дикие животные», «Мир животных», где описывается внешний вид, повадки животного, и качества которыми он обладает.

    Образовательная область «Художественное творчество» - тема «Русские художники» знакомство с картинами и живописью художников. А также знакомство с русскими народными промыслами.

    Образовательная область «Безопасность» - тема «Правила дорожного движения» - закрепление знаний детей о соблюдении правил поведения в большом городе.

    Образовательная область «Здоровье» - тема «Полезные витамины», «Чтобы быть здоровым, надо спортом заниматься».

В нашей мультимедийной копилке собирается коллекция презентаций в помощь педагогам и с дальнейшем пополнением интернет сайта детского сада для родителей.

Моя практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы значительно повышается, а именно качество усвоения материала, развитие памяти, воображения, творчества детей.

Однако при организации непосредственно образовательной деятельности с использованием мультимедийных презентаций необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии:

    Временные ограничения. Так как у меня дети старшего возраста это не более 10 минут. Все презентации используемые мною имеют 10 – 15 кадров.

    Используя мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра. (Институт возрастной физиологии РАО) или монитор компьютера на расстоянии 50-70 см.

    Регулярно проводить гимнастику для глаз и физминутки.

Выступление хотелось бы завершить перспективами внедрения информационных коммуникативных технологий в собственной практике:

Спасибо за внимание.

Создание и использование мультимедийных презентаций в детском саду

Создание детской презентации с детьми старшего дошкольного возраста.

Седых Нина Павловна воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №7" комбинированного вида Пермского края,города Александровска.
Назначение :данный опыт по использованию и созданию мультимедийных презентаций может быть интересен не только педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, но и педагогам начальной школы и дополнительного образования.

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе административно-управленческого аппарата, с педагогами, родителями и детьми.


К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Особое внимание в применении ИКТ на занятиях уделяется мультимедийным средствам.


Ведь это возможность предоставить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации и звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому материалу. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Следует отдать должное мультимедийным презентациям.


Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Мультимедийная презентация для детей дошкольного возраста имеет свою специфику. В силу того, что у детей не сформирован навык чтения или сформирован слабо, презентация должна включать в себя минимум текстовой информации.
Текстовый материал может быть представлен в виде названий слайдов или коротких вопросов к слайду. Буквы должны быть крупными, легко читаемыми, контрастными по отношению к фону, чтобы дети, осваивающие навык чтения, могли самостоятельно прочитать слова. Основное содержание слайдов должно состоять, прежде всего, из аудиовизуального ряда, видео, подборки фотографий или серии предметных картинок, что в наилучшей степени отвечает наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.


На занятиях по обучению грамоте, предлагается детям для лучшего усвоения звуков, презентации с изображением букв и дети могут не только увидеть букву, проговорить звук, ну и так же услышать или пропеть вместе с танцующими и поющими буквами на экране. У детей есть возможность самим поработать с буквой, при правильном выполнении работы ребенку дается возможность самому нажать клавишу и тем самым проверить правильность выполнения задания.
В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. Использование аудио-видео технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром помогает лучше классифицировать окружающий мир.
Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость.


Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах вызывающих затруднение. Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, например PowerPoint, дают положительную динамику развития речи детей. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе.


Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Они позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, современным, но не надо забывать, что существуют определенные правила, которые мы должны знать при использовании компьютера.
При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразнее использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога. Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но следует помнить, что на презентации (игровых программах) не должно быть построено занятие целиком, должны преобладать другие методические приёмы.


С помощью мультимедийных презентаций можно проводить с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений.


Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Можно использовать физкультминутки, почти в течение всего рабочего дня. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку.
В своей работе с детьми использую, как готовые мультимедийные презентации, которые можно скачать в интернете, так и создаю их самостоятельно.
Это презентации, которые знакомят детей с миром животных и рыб. Презентации, которые я использую на занятиях по ИЗО-деятельности. Презентации о природных явлениях, о природе родного края, о славном городе Александровске. Так же детям нравятся игры «Четвертый лишний», «Определи животного по силуэту», «Чей хвост?» «Чей след?» и т.д.


В своей работе по созданию презентаций я решила попробовать новую технику презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний(скрайбинг). Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги), ", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
Скрайбинг бывает "ручной" и "компьютерный". Ручной - классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации. По-своему уникальный скрайбинг можно создать даже с помощью рисунков на песке. С помощью скрайбинга можно "экранизировать" сказки, стихи, загадки.


Примером может служить загадка про комнатное растение, которую можно использовать на занятии по развитию речи.

Но самое интересное, что эту презентацию придумали и сделали дети, используя в работе элементы аппликации.

Был у нас и оператор, озвучили загадку тоже сами.

Компьютерный скрайбинг намного проще.


Не нужно вооружаться видеокамерой, штативом, осваивать ремесло монтажера и диктора.


Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
Примером рисованной презентации может служить презентация «Мы рисуем животных», которую нарисовали дети студии «Гномики». Для этого использовали мольберт, маркеры и немного фантазии.


Дети сами выбрали своих любимых животных и нарисовали и озвучили ролик. Мне пришлось только смонтировать ролик. Как вы увидите, дети не только знакомят нас с домашними животными, но и учатся приемам рисования. За кадром остались тренировки по рисованию, выбор ракурса съемки и освещения, запись "озвучки" на микрофон. И все это уместилось в небольшую презентацию «Мы рисуем животных».

Таким образом, применение мультимедийного сопровождения в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча