27.09.2019

Что такое жилищный сертификат? Как получить и подробнее об очередях. Государственный жилищный сертификат: условия выдачи и реализация Сертификат на готовое жилье и покупку квартиры


Проблема с обеспечением надлежащих жилищных условий по-прежнему остаётся крайне актуальной для большинства граждан России. Поэтому государством применяется множество различных программ, позволяющих облегчить, для лиц определённых категорий, вопрос с приобретением собственной квартиры.

Одним из таких способов является сертификат на покупку жилья (ГСЖ). Поэтому стоит детально рассмотреть его принципиальное отличие от других программ, а также кто и каким образом может получить данный сертификат.

Государственный жилищный сертификат – это именной документ, правом пользования которого обладает исключительно то лицо, кому он был выдан. Часто данный сертификат путают с ценными бумагами, но это ошибочное суждение. Поскольку обналичить документ можно с применением так называемых «серых» методов, которые, с одной стороны, не нарушают действующее законодательство, но с другой – противоречат принципам назначения самого сертификата.

На самом деле ГСЖ – это альтернативный вариант получения бесплатного готового жилья от государства. Иными словами сертификат подтверждает право гражданина на получение и целевое применение государственной субсидии при покупке готовой квартиры.

Главное преимущество ГСЖ заключается в том, что покупатель не привязан к какому-либо региону. Потому выделение готовой квартиры из спецфондов осуществляется по месту жительства гражданина, который нуждается в улучшении жилищных условий. ГСЖ, в свою очередь, позволяет приобретать недвижимость в любом регионе страны.

Помимо этого, получатель имеет право доплатить из собственных средств разницу в цене, если желает прибрести более дорогую жилплощадь, нежели предусмотрена субсидией. При получении готовой квартиры из фонда, у гражданина такой возможности нет.

К недостаткам ГСЖ нужно отнести следующие факторы:

  1. Использовать сертификат можно только на покупку квартиры с указанным количеством комнат и размеров. То есть если выделяется субсидия на приобретение двухкомнатной квартиры площадью в 42 метра квадратных, купить аналогичный однокомнатный объект недвижимости по ГСЖ невозможно. То же самое касается и помещений меньшей площади.
  2. Расчётная по нормативам стоимость одного метра квадратного, в большинстве случаев, существенно ниже рыночных показателей. Отчего пробрести по указанным размерам квартиру в более-менее привлекательном районе или городе, практически невозможно без доплаты из личных средств.
  3. ГСЖ может применяться на «первичном» рынке, но исключительно для покупки готового жилья, а не строящегося. Так как средства перечисляются исключительно юридическому или физическому лицу, имеющему государственную регистрацию права собственности на продаваемый объект недвижимости. Также срок, за который можно использовать сертификат, составляет всего 9 месяцев, что меньше самого минимального периода возведения и ввода в эксплуатацию многоквартирных домов.
  4. Многие частные владельцы не желают связываться с покупателями, обладающими ГСЖ, так как проверка использования субсидии иногда занимает почти до двух месяцев. Да и сама процедура достаточно сложная в бюрократическом значении.

Использование сертификата на практике

Очень часто получатели сертификатов ориентируются на использование документа в покупке строящегося жилья в современных многоквартирных домах эконом-класса. Вызвано это тем, что в комплексах с 30-50% готовностью, цены на квадратный метр довольно низкие, при этом гарантия успешного ввода объекта в эксплуатацию относительно высокая.

В действительности так называемый «первичный» рынок подразумевает не только «будущие» квартиры, но и уже введённые в эксплуатацию. Иными словами, новостройкой является готовый дом, с регистрацией права собственности на каждую квартиру, но ещё не «обжитый». Цены на такие квартиры могут формироваться совершенно по-разному.

С одной стороны новые дома нуждаются в периодических улучшениях, а с другой – такие помещения привлекательней объектов «вторичного» рынка из старого жилого фонда. Оттого, при помощи исключительно субсидии, в большинстве случае купить квартиру в новостройке невозможно.

В то же время в стране ежегодно выдается порядка 10 000 сертификатов, и большинство получателей превращаются в счастливых обладателей собственной квартиры. Рассмотрим практические методы, которым пользуются владельцы ГСЖ.

Покупка исключительно по субсидии

Данным способом пользуются граждане, которые наименее критичны к подбору местоположения квартиры. Чаще всего такая лояльность вызвана сложным материальным положением, когда само по себе наличие квартиры уже является выходом из сложной ситуации.

В действительности такой способ использования сертификата не относиться к самым простым. Так как если, к примеру, необходимо приобрести квартиру в Подмосковье, то даже в крайне удалённых от столицы населённых пунктах порой бывает сложной найти недвижимость, соответствующую цене и параметрам, предусмотренных в ГСЖ. Оттого такая покупка редко обходится без доплат из личных средств. Существенно легче проводятся сделки на жильё по сертификатам в менее привлекательных регионах страны.

Использование ГСЖ в ипотеке

Самым распространённым способом является привлечение субсидии по сертификату в качестве первоначального взноса на покупку жилья в новостройке. Как уже было отмечено, речь идёт о готовых квартирах, но с применением долгосрочного ипотечного займа, что существенно облегчает финансовую нагрузку для большинства граждан, владеющих сертификатами.

Тем более что физические лица, массово приобретающие жильё на стадии проекта для последующей перепродажи, готовы сталкиваться с бюрократическими сложностями в использовании сертификата. То же самое касается и застройщиков, у которых, как правило, остаётся какая-то часть нереализованных помещений после ввода дома в эксплуатацию.

Сложность данной методики заключается в том, что ограниченное количество банков способно предоставить кредит с использованием субсидии. Помимо этого, возникает рассчитанное на долгий срок долговое обязательство, которое, в основном, негативно влияет на привычный образ жизни.

Обналичивание сертификата

Как уже отмечалось, существует метод обналичивания ГСЖ, который не нарушает законодательства, а потому является абсолютно легальным, но всё же противоречит принципам существования программы.

Реализуется данный способ через риэлтерские агентства, которые находят соответствующую цене и параметрам квартиру, к примеру, в каком-нибудь отдалённом населённому пункте Подмосковья. Затем осуществляется покупка объекта, при этом заселяться в помещение не нужно, так как жильё тут же будет продано другому лицу.

По факту, это сугубо формальная купля-продажа, так как законодательство позволяет держателю сертификата распоряжаться приобретённым жилищем по собственному усмотрению. В результате держатель сертификата получает реальные деньги, но в меньшей сумме, нежели предусмотрено субсидией.

Опасность этой процедуры заключается в том, что в случае мошенничества со стороны риэлтерского агентства, держатель сертификата не сможет, в ряде ситуаций, получить поддержку от государства. Так как, во-первых он является соучастником способа обналичивания целевых средств, а во-вторых, такие следки, чаще всего, составляют без нарушения действующего законодательства. В результате держатель сертификата может получить абсолютно нерентабельную квартиру, которую никогда бы не купил.

Необходимые действия после получения ГСЖ

Как уже отмечалось, недостаточно просто владеть сертификатом, так как его использование ограничено рядом бюрократических действий.

Поэтому процедура применения уже имеющегося ГСЖ будет выглядеть примерно следующим образом:

  1. Открытие специального блокированного счёта в уполномоченной ЦБ РФ банковской организации. Денежные средства, которые поступят на этот счёт, являются целевыми, поэтому держатель сертификата не сможет их перевести или обналичить. Чаще всего такие счета открываются в Сбербанке.
  2. Обращение к риэлтерским организациям – не является обязательным. Продавцом недвижимости может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Но срок действия сертификата составляет 9 месяцев. Поэтому часто без помощи квалифицированных посредников приобрести подходящую недвижимость по ГСЖ крайне сложно.
  3. Договор купли-продажи не требует нотариального заверения, но регистрируется в МФЦ или Росреестре. При этом акт приёма-передачи объекта или предварительный договор покупки с уплатой задатка должен быть нотариально засвидетельствован.
  4. В документе, подтверждающем совершение сделки, обязательно необходимо указать факт безналичного расчёта, а также все остальные условия оплаты. Помимо этого, отображаются банковские счета, как покупателя, так и продавца, которые будут использованы при осуществлении сделки.
  5. После регистрации договора держателю сертификата необходимо обратиться в банк, где хранятся средства по ГСЖ, с просьбой перевести необходимую сумму продавцу. Сложность процедуры заключается в том, что банки проверяют подлинность и правильность сделки в течение 30-50 дней, при этом требуя предоставления полного пакета документов, включая копии паспорта продавца. Подобное часто отпугивает частных владельцев жилья.
  6. После того, как средства были переведены на указанный счёт, покупателю нужно получить от продавца расписку о получении денег, а также составить акт приёма-передачи самой квартиры. Затем данные бумаги подаются в МФЦ или Росреестр. Только после этого держатель сертификата получит выписку из ЕГРН, подтверждающую, что он является новым собственником купленной квартиры.

Получение жилищного сертификата

Нужно помнить, что право на получение сертификата имеют определённые категории граждан.

На сегодняшний день ГСЖ выдается:

  • служащим и сотрудникам Вооружённых сил, МЧС, ФСБ, МВД, ФСКН и ФСИН, которые находятся на службе не менее 10 лет. А также гражданам, которые были уволены со службы по состоянию здоровья и близким родственникам военнослужащих, которые погибли при выполнении своих обязанностей;
  • сотрудникам комплекса «Байконур», которых необходимо переселить на территорию РФ;
  • переселенцам из районов Крайнего Севера, трудовой стаж которых составляет не меньше, чем 15 лет;
  • молодым учёным;
  • вынужденным переселенцам, в том числе с территории других государств, но являющихся гражданами РФ;
  • лицам, которые пострадали от техногенной катастрофы на ЧАЭС;
  • лицам, которые потеряли собственное жильё по причине произошедших стихийных бедствий или каких-либо чрезвычайных ситуаций.

При этом необходимо учесть, что сертификаты выдаются людям или семьям из перечисленных категорий, которые не имеют собственного жилья, либо нуждаются в улучшении имеющихся условий.

К таковым относятся:

  • лица, у которых отсутствует постоянное место жительства;
  • проживающие в муниципальных или служебных квартирах, а также общежитиях;
  • лица, которые вынуждены снимать в аренду комнату, квартиру или дом, при условии полного отсутствия собственного жилья.

Если в ходе проверки у кого-либо из членов семьи будет выявлено наличие пригодного для проживания объекта недвижимости, в получении сертификата будет отказано. Также не могут претендовать на предоставление ГСЖ лица, которым ранее выдавались какие-либо субсидии на улучшение жилищных условий или гражданам, члены семьи которых получали такую финансовую поддержку от правительства.

Помимо этого, если в ходе проверки выяснится, что претендент на сертификат ухудшил условия проживания для себя и своей семьи при помощи продажи, дарения или мены пригодного объекта недвижимости, в субсидии будет отказано.

Сертификаты на покупку квартиры выдаются по следующим нормативам:

  1. Для одного человека, который будет проживать отдельно – 33 м2.
  2. Для семьи из двух человек – 42 м2.
  3. Для семьи, состоящей из трёх и более лиц, выделяется дополнительно на каждого человека – 18 м2.

Для получения ГСЖ гражданину необходимо обратиться в управление профильного министерства или учреждения, сотрудником которого он является. Лица, подпадающие под указанные льготные категории, должны подать заявление в жилищную комиссию муниципального совета, по адресу своего фактического нахождения.

Для составления заявления скачайте типовой бланк

Для рассмотрения вопроса о предоставлении ГСЖ, подаются следующие документы:

  1. Оригинал и копия паспорта гражданина РФ.
  2. Подтверждающие статус льготника или вынужденного переселенца справки, либо же документы о выслуге лет – для служащих указанных ведомств и министерств.
  3. Документы о родственных связях с членами семьи, которые также будут претендовать на получение субсидии. Как правило, таковыми являются свидетельства о браке и рождении.
  4. Выписка из домовой книги по местонахождению квартиры, в которой проживает претендент на сертификат и копия его лицевого счета.
  5. Документ, подтверждающий основание, на котором лицо проживает по данному адресу.
  6. Подтверждение того, что гражданин после получения сертификата покинет занимаемое помещение. Необходимо, если заявитель и его семья проживает в муниципальном или служебном жилье, а также в объекте, имеющем статус аварийного и непригодного для эксплуатации. В случае с арендованным помещением, такой документ не требуется.

Также необходимо помнить, что рассматривающая вопрос комиссия имеет право запросить любые другие документы, необходимые для проверки информации.

Актуальность статьи: март 2019 г.

Человек редко бывает доволен своими жилищными условиями. В России существуют различные категории населения, испытывающие явные сложности с жильем и вынужденные снимать квартиры (или комнаты), не имея собственных средств на приобретение дома или квартиры.

Государство выполняет свои обязательства по обеспечению граждан жильем с помощью жилищного сертификата .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Покупка квартиры по жилищному сертификату

Жилищный сертификат — это свидетельство, которое выдается уполномоченными на то специализированными государственными органами и подтверждает право гражданина на получение специальной социальной выплаты за счет средств из федерального бюджета.

Сертификат можно назвать облигацией особого вида , которая будет подтверждать право ее владельца на приобретение жилья в имеющемся жилом фонде.

Сертификаты выдаются конкретному человеку и являются именными, передать другим лицам его нельзя . Это будет считаться фактом мошенничества.

Получить такую социальную гарантию можно только один раз и на покупку только готового жилья . Вложить его в уже построенный, но еще не сданный дом нельзя. Повторное получение сертификата на жилье одним и тем же лицом на законодательном уровне запрещено.

Сертификат можно использовать в качестве первоначального взноса (если удастся найти банк, который готов выдать ипотечный кредит на уже отстроенное жилье).

Для получения гарантии в виде такой субсидии (причем субсидии безвозмездной) от государства необходимо будет обратиться в местные (или федеральные) органы исполнительной власти и заявить о своем желании принять участие в Федеральной программе.

Какие документы нужны?

Категории, которые могут рассчитывать на участие в федеральной программе достаточно разнообразны и перечень документов, которые надо будет предоставить отличается. Однако есть список, который необходимо подготовить всем категориям и уже к нему будут прилагаться дополнительные документы:

  • Заявление на участие в федеральной программе на получение субсидии .
  • Справка, подтверждающая необходимость улучшения жилищных условий .
  • Паспорт гражданина Российской Федерации (или иной документ, который будет удостоверять личность самого заявителя).
  • Если заявитель военнослужащий необходимо предоставить документ, подтверждающий освобождение жилья, которое было выделено по последнему месту службы . Пока такой документ предоставлен не будет, на получение облигации можно не рассчитывать.
  • Выписка из домовой книги по предыдущему месту регистрации (которая подтвердит необходимость улучшения существующих жилищных условий).
  • Копия финансового лицевого счета по месту жительства, где заявитель был зарегистрирован ранее .
  • Документы, которые будут подтверждать родство заявителя с каждым конкретным человеком, которого (или которых) он указал членами своей семьи .

Кому выдается?

Принять участие в программе могут лица, отвечающие перечню требований, определенных в действующем законодательстве.

К таким требованиям относятся:

  1. Признание заявителя лицом без определенного места жительства (это означает полное отсутствие какого-либо жилого помещения, пригодного для постоянного в нем проживания).
  2. Использование для жилья помещений, выделенных в общежитиях или иных служебных помещениях при отсутствии своего собственного жилья.
  3. Съём, то есть поднайм (или коммерческий найм) квартиры, дома или комнаты.

Если кто-то из членов семьи заявителя на момент подачи заявления занимается строительством своего жилого дома или уже получил субсидию от государства по различным программам, то сам заявитель автоматически из программы исключается.

Государственные жилищные сертификаты выдаются:

  • УВ — военнослужащим, сотрудникам МВД, ФСБ, ГУИОН, МЧС (вместе с членами семей );
  • ГУ — гражданам, уволенным с военной службы и получающим сертификат в субъектах России ;
  • БК — переселяемым из Байконура . Постоянным работникам комплекса «Байконур», а также тем, кого с этой территории необходимо расселить для обеспечения их безопасности.
  • ПС — гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и имеющим общий трудовой стаж в этих регионах не менее 15 лет.
  • В — вдовам военнослужащих, погибших во время службы в Вооруженных силах .
  • МУ — молодым ученым .
  • ВП — вынужденным переселенцам , в том числе и из других государств, получившим гражданство Российской Федерации.
  • МЧ — гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС .
  • А — гражданам, лишившимся жилья в результате каких-либо стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций .

Как получить жилищный сертификат?

Если при подаче всех необходимых документов государственные органы приняли решение в пользу заявителя о включении его в программу и выдали соответствующие документы, подтверждающие его право на получение жилья, необходимо переходить к следующему этапу, а именно к реализации сертификата.

Сертификат надо реализовать за достаточно короткий срок – не более девяти месяцев с момента его выдачи (именно столько действует сертификат) .

После получения сертификата гражданин должен открыть целевой счет в уполномоченном банке в течение 2 месяцев, деньги на руки заявителю не выдаются.

После открытия счета наступает период поиска подходящего жилья, на него следует потратить не более пяти месяцев, чтобы уложиться в срок действия облигации .

Построенные, но еще не сданные дома рассматривать в качестве жилья нельзя, так как по действующим на сегодняшний день правилам потратить сумму субсидии можно только на готовое, то есть уже сданное и прошедшее всю процедуру государственной регистрации, жилье.

Стоимость жилищного сертификата рассчитывается исходя из социальной нормы жилой площади и среднерыночной стоимости 1 м² жилья на территории субъекта Федерации, где выдается сертификат.

Установленная социальная норма жилья на сегодняшний день составляет:

  1. На семью из 1 человека — 33 м² ;
  2. Из 2-х человек – 42 м² ;
  3. На семью из 3-х человек и более – 18 м² на одного члена семьи .

Когда жилье подобрано необходимо зарегистрировать договор покупки недвижимости в соответствующих органах, регистрирующих возникновение права собственности на тот или иной объект недвижимости.

Не каждый продавец может согласится, что деньги от продажи квартиры он получит не сразу, а лишь через некоторое время после государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.

После того, как договор прошел соответствующую процедуру регистрации и собственники получили свои свидетельства, заявитель со всеми полученными свидетельствами обращается в банк, где эти документы предъявляются .

По итогам регистрации полученная жилплощадь оформляется на всех зарегистрированных членов семьи, которых заявитель указал при подаче документов на участие в программе с выдачей каждому свидетельства о праве собственности на их долю.

Банк, получив доказательства приобретения в законную собственность выбранного жилья, обращается в Федеральное Казначейство (так как счет находится в заблокированном состоянии и разблокировать его может только этот орган) и в течение десяти дней происходит оплата приобретенного жилья .

В случае, если размер полученной субсидии будет меньше, чем стоимость жилплощади, то в тексте договора необходимо (и это обязательное условие) указать, в каком порядке недостающая часть будет погашена и в течение какого срока.

Предлагаем вам скачать образец именного государственного жилищного сертификата: Скачать бланк .

Сертификаты для военнослужащих

Военнослужащий встает в очередь на квартиру только после трех лет службы .

Военнослужащие и приравненные к ним лица могут обратиться за сертификатом за год до увольнения со службы , если такое увольнение происходит по причине достижения человеком предельного возраста, до которого можно нести службу и только в том случае, если общий стаж (в пересчете на календарный режим исчисления) составит десять лет .

Для участия в программе и получения жилищного сертификата требуется подать рапорт . Рапорт является основанием для включения в список на получение жилищного сертификата, очередь формируется командиром совместно с жилищной комиссией части по последнему месту службы.

Чем раньше будет написан рапорт на получение жилищного сертификата, тем быстрее дойдет очередь на его получение.

В рапорте необходимо указать место будущего проживания . Военнослужащие имеют право выбрать для постоянного проживания любой субъект Российской Федерации. Уволенные с военной службы, получатели сертификатов имеют право приобрести жилье только в том субъекте РФ, где стоят на учете на улучшение жилищных условий.

Документы, которые необходимо предоставить военнослужащим для участия в программе ГЖС:

  • Рапорт ;
  • Сведения о военнослужащем и членах его семьи ;
  • Справка из войсковой части о составе семьи ;
  • Справка из войсковой части о выслуги лет (календарная) ;
  • Справка о сроке увольнения в запас (согласно какой директивы);
  • Справка об отсутствии бронированного жилья за всеми совершеннолетними членами семьи ;
  • Справка об отсутствии ссуды ;
  • Справка о сдаче жилья с прежнего места службы ;
  • Справка об отсутствии приватизированного жилья для всех членов семьи ;
  • Копия финансового лицевого счета ;
  • Гарантийное обязательство об освобождении жилья (подписанное всеми членами семьи) при получении сертификата;
  • Копии свидетельств о браке, рождении (на несовершеннолетних детей);
  • Справка с места учебы — институт, училище ;
  • Паспорта всех совершеннолетних членов семьи ;
  • Адресная справка из отдела кадров ;
  • Выписка из протокола заседания жилищной комиссии в/ч .

С 2016 года военнослужащие смогут получить жилье только по программе военной ипотеки.

В Москве есть микрорайон, который построили специально для военнослужащих. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.

(ГЖС) - это вид особых , которые удостоверяют право их собственника на приобретение недвижимости в жилом фонде. Номинальная стоимость такой облигации индексируема.

Суть займа, который удостоверяет жилищный сертификат, заключается в том, что субъект получает возможность постепенного накопления средств на приобретение квартиры (квартир). Приобретая облигации, человек вкладывает средства в определенную площадь жилья, но не менее 0,1 метра. Таким образом, со временем накопленные жилищные сертификаты могут быть обменены на квартиру (квартиры) соответствующей площади.

В том случае, если субъект, владеющий облигациями, в какой-то момент откажется от покупки квартиры, он имеет право на возмещение средств, эквивалентных стоимости сертификатов. При этом компенсация средств осуществляется на основе текущих цен на жилищные сертификаты.

Стоимость жилищного сертификата определяется на основе себестоимости строительства жилой недвижимости и в процессе изменения этого показателя проходит соответствующую индексацию.

Схема приобретения жилья с помощью облигаций такого типа не предусматривает возможности расширенного выбора квартиры владельцем сертификата. Традиционно, недвижимость предоставляется из муниципального жилого фонда.

Государственные жилищные сертификаты

Государственный жилищный сертификат (ГЖС ) (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина-участника подпрограммы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (далее субсидия). Сертификат не является .

Условия получения жилищного сертификата

Граждане решение об участии в Подпрограмме принимают добровольно. Гражданин-участник Подпрограммы информируется об условиях реализации сертификатов и дает письменное согласие на участие в Подпрограмме и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий, в случае приобретения жилого помещения с использованием сертификата.

Основанием для признания права граждан-участников подпрограммы получения сертификата на жилье не имеющими жилых помещений являются:

  1. проживание в общежитии или в служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
  2. проживание на условиях поднайма (коммерческого найма) при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Не могут быть признаны участниками Подпрограммы граждане в случае:

  1. наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);
  2. наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);
  3. их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств-участников СНГ после 31 декабря 1994г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999г.);
  4. если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получат) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиры за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
  5. если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли- продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Решения по вопросу признания граждан участниками Подпрограммы принимаются в установленном порядке Жилищными комиссиями.

Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную площадь, предусмотренную Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и другими документами, не является основанием для постановки в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

К членам семьи гражданина (применительно к подпрограмме) относятся совместно с ним проживающие супруга (супруг), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица учитываются в расчете размера субсидии при условии признания их в судебном порядке членами его семьи.

Расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов семьи гражданина-участника подпрограммы и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, используемый при расчете указываемого в государственном жилищном сертификате размера субсидий, предоставляемых гражданам - участникам Подпрограммы за счет средств федерального бюджета, определяется 1 раз в полугодие Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в соответствии с утвержденной им методикой и на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата гражданину — участнику подпрограммы, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия.

Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет документы, указанные в Постановления Правительства РФ № 522 от 7 октября 2004г.

В случае непредставления или неполного представления указанных документов сертификат не выдается.

При получении сертификата необходимо проверить точное соответствие данных, внесенных в сертификат, фактическим данным (дату выписки сертификата, паспортные данные владельца сертификата и членов его семьи др.).

После получения сертификата необходимо сразу же приступить к поиску вариантов приобретения жилья. Необходимо помнить, что срок действия сертификата ограничен, он составляет 9 месяцев с даты его выдачи. Продление жилищного сертификата, то есть его срока действия, подпрограммой не предусмотрено.

Граждане могут реализовать свое право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья только один раз.

  • Для подбора вариантов жилья и заключения договора купли-продажи, необходимо иметь при себе пакет документов, оформленный в установленном порядке: государственный жилищный сертификат (оригинал и нотариально заверенную копию (копии) сертификата);
  • документы, удостоверяющие личность владельца сертификата и совершеннолетних членов его семьи (в случае их личного присутствия), наличие регистрации по месту жительства;
  • документы о составе семьи (свидетельства о регистрации брака и рождении детей, справки жилищно-коммунальных органов или воинской части о нахождении лиц на иждивении, документы о совместном проживании и ведении совместного хозяйства в отношении других лиц и др-);
  • для совершения сделки в отсутствие совершеннолетних членов семьи владельца сертификата или его несовершеннолетних детей от 14 до 18 лет — нотариально удостоверенные доверенности на заключение договора приобретения жилого помещения, регистрацию этого договора и возникшего по нему права собственности, выданные владельцу сертификата указанными членами его семьи, в которых должны быть указанны данные документов, удостоверяющих личность доверителя, даты их рождения и место жительства;
  • при наличии несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18_ лет необходимо письменное согласие родителей на приобретение этими детьми жилья в собственность, удостоверенная нотариально. В отдельных регионах у Вас могут потребовать дополнительно другие документы необходимые для оформления приобретаемого жилья.

Реализация жилищного сертификата

Примерная схема приобретения жилья с использованием государственного жилищного сертификата для его оплаты.

Открытие банковского счета

Банковский счет открывается владельцем сертификата не позднее двух месяцев с даты выписки сертификата. Банковский счет может быть открыт на территории другого субъекта РФ указанного в сертификате. При открытии счета обязательно заполняется банковская карточка с образцом подписи распорядителя счета, если счет открывается по доверенности, чтобы денежные средства были оплачены, лучше всего проконсультироваться в нашем агентстве.

Распорядитель счета до приобретения должен предоставить в банк по месту приобретения жилья заключенный ранее договор об открытии банковского счета. В договоре банковского счета может быть предусмотрено, что по соглашению сторон открытие банковского счета и операции по его переводу осуществляется за счет средств распорядителя счета. Также в договоре может быть прописано доверенное лицо владельца сертификата.

Поиск вариантов приобретения жилья

Следует иметь в виду, что Владелец сертификата имеет право приобрести на первичном и вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Общая (жилая) площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина — участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата.

Приобрести жилье по Сертификату Вы можете только в том субъекте Российской Федерации, который указан в Сертификате (г. Москва и Московская область - это разные субъекты Российской Федерации).

Начинать реализацию выданного Вам сертификата необходимо с изучения рынка жилья в выбранном регионе. При этом необходимо взвесить свои финансовые возможности по доплате (выше суммы выделенной субсидии) с реальными ценами на жилые помещения, определиться какое жилье вы хотите приобрести.

Приобретая квартиру в доме-новостройке необходимо помнить, что с момента приемки дома Госкомиссией до его оформления в собственность проходит определенный срок. Подпрограмма позволяет приобретать только то жилье, которое можно оформить в собственность.

После того, как Вы определились с вариантом приобретения жилья, необходимо заключить договор с продавцом жилья.

При заключении договора приобретения жилья продавец должен представить Вам документы необходимые для совершения сделки.

При этом следует иметь в виду, что:

  1. Продавец жилья должен обладать правом на это жилье;
  2. Квартира должна быть юридически чистой;
  3. Договор купли-продажи жилья не требует обязательного нотариального удостоверения.

Вы можете самостоятельно подготовить договор в простой письменной форме, но необходимо знать, что подготовленный Вами договор может быть не зарегистрирован органами осуществляющими государственную регистрацию права собственности. Даже если договор зарегистрирован, то это еще не означает, что банк его оплатит, так как у банка имеются свои требования к оплате договоров. Возврат договоров на устранение ошибок может привести к тому, что продавец квартиры может отказаться от дальнейшей продажи квартиры с оплатой по воинскому сертификату. Для того чтобы избежать ошибок и ускорить приобретение квартиры лучше обратиться в риелторскую компанию профессионально занимающуюся реализацией воинских сертификатов.

Требования к договорам, представляемым на оплату

При оформлении договора приобретения жилого помещения Вы должны обратить внимание на:

Требования банка по оплате договора купли-продажи квартиры (жилого помещения);

В случае если стоимость жилья по договору приобретения жилого помещения превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре должен быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

В договоре должно быть указано, что оплата происходит путем перечисления средств с банковского счета покупателя на счет продавца.

Договор приобретения жилого помещения

Владелец сертификата в течение срока действия сертификата должен представить в банк договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае, если приобретаемое жилое помещение расположено в жилом здании, строительство которого завершено, оно принято в установленном порядке в эксплуатацию, но акт приема-передачи жилых помещений (квартир) не составлялся и право собственности на них не зарегистрировано, вместо договора купли-продажи жилого помещения в банк предъявляется договор уступки требования на жилое помещение, заключенный в соответствии с гражданским законодательством РФ владельцем сертификата и лицом, имеющим требование на это жилое помещение, и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (далее именуется свидетельство), полученное в результате реализации условий этого договора, оформленное на имя владельца сертификата и членов его семьи.

Регистрация договора приобретения жилого помещения и прав собственности

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ регистрация сделки с недвижимостью проводится не позднее, чем в месячный срок со дня подачи заявления и всех необходимых документов. Этот срок, в случаях предусмотренных законом, может быть продлен.

В соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 26.02.98 г.№248 установлен максимальный размер платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и составляет для физических лиц 3-х кратный установленный законом минимальный размер оплаты

Оплата приобретаемого жилья

Перечисление средств с отдельного банковского счета лицу (лицам), участвующему (участвующим) в договоре (договорах), осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора (договоров) к оплате.

В случае если стоимость жилого помещения превысила размер субсидии, указанный в сертификате Банк проверяет наличие документа, подтверждающего зачисление собственных средств владельца сертификата на его банковский счет или на счет лица, предоставившего жилье по договору приобретения жилого помещения.

Деятельность специализированного агентства недвижимости

При самостоятельном поиске вариантов, проверке чистоты квартиры Вы можете столкнуться со многими вопросами, которые требуют особых знаний и опыта, поэтому приобретать жилье целесообразно через агентство недвижимости, которое профессионально занимается реализацией государственных жилищных сертификатов.

Отношения сторон оформляются договором. В соответствии с ним наша компания окажет Вам практическую помощь в подготовке и оформлении необходимых по закону документов, организует подбор и просмотр подобранных квартир, проведет переговоры с заинтересованными сторонами, обеспечит процесс нотариального удостоверения сделки (при необходимости) и государственной регистрации договора купли-продажи жилья.

Наше агентство недвижимости окажет Вам профессиональную помощь в приобретении достойного Вас жилья, с использованием в качестве оплаты государственного жилищного сертификата.

Доверенное лицо

В соответствии со статьями 182 и 185 ГК Российской Федерации, Вы можете уполномочить доверенное лицо на совершение всех необходимых действий по приобретению жилья с помощью Сертификата. При этом доверенность должна быть не генеральная, а специальная, то есть каждое действие, на которое уполномочивается поверенный, должно быть записано в доверенности (как правило, эти действия оформляются отдельной доверенностью), например:

Право сдачи Сертификата в Сбербанк и открытие банковского счета на имя владельца Сертификата (здесь имеются особенности, которые необходимо уточнить у специалистов);

Право на заключение от имени владельца Сертификата и членов его семьи договора приобретения жилого помещения;

Право регистрации договора купли-продажи жилья и возникших по нему прав собственности в Федеральной регистрационной Службе по г. Москве (Московской области);

Право на предъявление договора приобретения жилого помещения в Сбербанк на оплату и получение справки об оплате, распоряжение банковским счетом и т.д.

Однако, как показывает практика, приобретая жилье с использованием жилищного сертификата, практически невозможно обойтись без помощи агентства недвижимости.

Жилищный сертификат для военнослужащих

Формирование системы обеспечения военнослужащих жильем с применением государственных жилищных сертификатов началось с 1998 г. в рамках Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты». В результате серьезных изменений, внесенных в порядок выпуска и реализации указанных сертификатов, она претерпела значительное развитие и окончательно сложилась в 2003 г. в виде подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Участники подпрограммы

В качестве участников подпрограммы могут выступать (согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153) следующие категории граждан РФ:

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

Военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте «в» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

Сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

Граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ;

в) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных военнослужащих имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.;

Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

Граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах РФ до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.

Из числа граждан - участников подпрограммы субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ.
При этом основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

  1. отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
  2. проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
  3. проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Военнослужащие, а также лица, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы. При этом в общую продолжительность военной службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел РФ.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что не могут быть признаны участниками подпрограммы военнослужащие при наличии следующих факторов:

  1. если у них в собственности имеется индивидуальный жилой дом (квартира);
  2. если за ними забронировано жилое помещение (благоустроенное и соответствующее установленным нормам);
  3. если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получат) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиры за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
  4. если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, то есть имеется намеренное ухудшение жилищных условий.

По своей сути предоставление субсидии по государственному жилищному сертификату является финансовой поддержкой государства военнослужащих в целях приобретения ими жилого помещения.

Постановление Конституционного Суда РФ

5 апреля 2007 г. N 5-П Конституционным Судом РФ было вынесено Постановление «По делу о проверке конституционности положений п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ „О статусе военнослужащих“ и п. 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы „Государственные жилищные сертификаты“ на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002 - 2010 годы (эти Правила утратили силу).
Сущность заявленной жалобы состояла в следующем.

Пункт 2 ст. 15 ФЗ „О статусе военнослужащих“ ограничил обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. При этом обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы уже после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

По мнению заявителей, указанные нормы законодательства противоречат Конституции РФ в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года.

В результате произведенной замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в настоящее время исключительно путем выдачи органами исполнительной власти субъектов РФ государственных жилищных сертификатов. Такое регулирование не предполагает возможность выбора ими формы обеспечения жильем, освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставлять им жилье и возлагает эту обязанность на органы исполнительной власти субъектов РФ, не предусматривая при этом (в отличие от прежнего регулирования) трехмесячный срок выполнения соответствующих обязательств. Тем самым оно умаляет конституционные права и свободы человека и гражданина, не гарантируя бывшим военнослужащим и членам их семей социальную защиту и реализацию права на жилище.

Порядок получения ГЖC военнослужащим

Хочется еще раз обратить внимание на тот факт, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве таковых.

Первый этап получения жилищных сертификатов. Для того чтобы стать участником подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ Федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002 - 2010 годы, указанные граждане должны подать заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. К рапорту необходимо приложить следующие документы:

  • справка об общей продолжительности военной службы (службы);
  • выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;
  • выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
  • справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
  • копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ).

В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы (по итогам соответствующей проверки представленных им сведений) на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Второй этап: включение военнослужащего в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Это осуществляется в соответствии с Порядком формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, военнослужащий должен в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представить в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело. Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Но при этом те граждане - участники подпрограммы, кто имеет право на получение сертификата в первую очередь, включаются в списки получателей сертификатов и списки резерва лиц, ранее принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь (наличие каких условий должно присутствовать - об этом говорилось ранее).

Списки потенциальных владельцев сертификатов проходят многочисленные длительные согласования, по ним рассчитывается объем возможного финансирования.

При получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату.

Для получения сертификата военнослужащий - участник подпрограммы представляет в КЭЧ района (ОМИС) документы согласно следующему перечню:

  1. заявление (рапорт) по форме;
  2. документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
  3. выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
  4. гдокументы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
  5. документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
  6. копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ);
  7. обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Оно подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии. Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат;
  8. справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы).

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Факт получения сертификата гражданином - участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета полученных и выданных сертификатов.

Приобретение жилья военнослужащим - владельцем сертификата

Участник подпрограммы, имея на руках ГЖС, может приобрести жилое помещение на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат)), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина - участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше нормы общей площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти субъектов РФ для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата.

Имея на руках государственный жилищный сертификат, нужно знать, что приобрести жилье с использованием предоставляемой государством субсидии можно только в том субъекте РФ, который указан в данной документе. Так, например, право на приобретение жилья в Московской области не предполагает возможность приобретения его непосредственно в городе Москва.

Как известно, цель владельца сертификата состоит в приобретении жилья на территории конкретного субъекта РФ. Для этого необходимо изучить рынок недвижимости в этом регионе, уровень цен на жилые помещения, возможные варианты приобретения, оценить, не потребуется ли доплата, есть ли реальная возможность получения . При этом нужно уложиться в срок действия сертификата.

Существенными условиями договора купли-продажи, оплата по которому будет производиться с использованием жилищных сертификатов, являются указание реквизитов сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого на основании договора на жилое помещение.

Как уже было сказано ранее, приобрести можно жилье как готовое, так и на этапе строительства. Это право предусмотрено п. 53 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. То есть у военнослужащего - участника подпрограммы имеется право на приобретение имущественных прав на жилое помещение на первичном рынке недвижимости. И это право, с одной стороны, ничем в данном случае не ограничено. Но нужно обратить внимание на следующее.

Проблема состоит в том, что существуют сроки предоставления в банк договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение. Эти документы должны быть предоставлены в пределах срока действия договора банковского счета.

В связи с этим покупка квартиры (или имущественных прав на нее) в строящемся доме на этапе начала строительства (когда это наиболее выгодно, так как ее стоимость существенно ниже, чем на этапе окончания строительства) практически невозможна. Ведь продолжительность срока действия договора банковского счета и непосредственно самого жилищного сертификата составляет только 9 месяцев. А это существенно меньше срока осуществления и окончания строительства, а затем дальнейшей регистрации права собственности на квартиру в органах государственной регистрации.

Хотя теоретически купить квартиру в новостройке возможно. Допустим, речь может идти о приобретении квартиры в сдающемся или уже сданном доме на этапе окончания строительства или сдачи его в эксплуатацию. Но даже при этом необходимо знать, что с момента приемки дома и до его оформления в собственность квартир в этом доме проходит определенный срок (часто - немалый). А банк перечисляет деньги только при наличии государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилье и в пределах ограниченных сроков.

То есть в соответствии с требованиями подпрограммы военнослужащие технически не смогут принять участие в долевом строительстве дома, особенно на этапе начала строительства, с оплатой денежными средствами, полученными по государственному жилищному сертификату.

Таким образом, с помощью государственных жилищных сертификатов можно приобрести то жилье, которое можно оформить в собственность в достаточно короткие сроки, уложившись при этом в период действия сертификата. Только при соблюдении этого условия можно рассчитывать на получение субсидии.

Порядок получения субсидии

Как уже было сказано ранее, срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи (она указывается в сертификате) и составляет:

  1. в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее - банк), - 2 месяца;
  2. в отношении банка для представления владельцем сертификата необходимых документов (а именно договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение) - 9 месяцев;
  3. в случае замены сертификата (кроме замены в связи со смертью владельца сертификата или члена его семьи) - 6 месяцев.

То есть владелец государственного жилищного сертификата должен в течение 2 месяцев с момента его получения обратиться в банк для открытия банковского счета и заключения соответствующего договора либо по месту приобретения жилья, либо по месту пребывания владельца сертификата. Причем обратиться нужно не в любой банк, а только участвующий в реализации данной подпрограммы.

Это условие является обязательным для исполнения. Таким образом, не позднее двух месяцев с момента выдачи сертификата его нужно передать в наделенный соответствующими полномочиями банк. Сертификат, представленный в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается.

Правовым последствием пропуска двухмесячного срока предъявления в банк является необходимость обращения в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата.

Затем кредитное учреждение должно открыть специальный счет, на который в будущем из бюджета будет переведена указанная в сертификате сумма. Но для этого перевода необходимо наступление определенных условий.

Открытый в банке на основании предоставленного сертификата счет является блокированным, и воспользоваться им до момента предоставления в банк необходимых документов будет невозможно.

При открытии счета обязательно заполняется банковская карточка с образцом подписи распорядителя счета.

Распорядитель счета (владелец сертификата) до приобретения должен предоставить в банк по месту приобретения жилья заключенный ранее договор об открытии банковского счета. В договоре банковского счета может быть предусмотрено, что по соглашению сторон открытие банковского счета и операции по его переводу осуществляются за счет средств распорядителя счета. Также в договоре может быть прописано доверенное лицо владельца сертификата.

Участник программы (владелец сертификата) за период его действия должен найти подходящее жилье, успеть заключить договор купли-продажи и зарегистрировать его в органах государственной регистрации. При этом оригиналы договора на жилое помещение и свидетельства (свидетельств) передаются в банк и хранятся там до перечисления средств участнику подпрограммы (он же распорядитель счета), указанному в договоре на жилое помещение, или до принятия решения об отказе от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.

Только при наличии этих подтверждающих данный факт документов банк переведет сумму, предоставленную по сертификату, на счет продавца жилья.

Банк в течение 3 рабочих дней с даты получения указанных ранее документов осуществляет их проверку и принимает договор на жилое помещение для оплаты. Допускается принятие договора на жилое помещение для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) ниже размера субсидии, указанного в сертификате.

В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре может быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

Только если данные документы будут представлены в банк, будут одобрены им и приняты для дальнейшей оплаты, обязательства участника подпрограммы по оплате стоимости уже приобретенной им квартиры будут выполнены.

Субсидия предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

После получения банком документов на приобретение жилья он должен принять решение о перечислении субсидии либо об отказе в ее перечислении.

Принятое решение банка об отказе в приеме договора на жилое помещение для оплаты или об отказе банка от его оплаты выдается распорядителю счета в течение 3 рабочих дней с даты получения документов в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

Если банк принимает решение о приеме договора на жилое помещение для оплаты, он в течение 1 рабочего дня направляет государственному заказчику подпрограммы заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты договора на жилое помещение.

Государственный заказчик подпрограммы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки банка проверяет данные, указанные в заявке банка, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов.

Основанием для отказа в перечислении субсидии является несоответствие данных, указанных в заявке банка, данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов. В данном случае перечисление средств субсидии не производится, о чем государственный заказчик подпрограммы в указанный срок уведомляет банк.

Если указанные сведения соответствуют друг другу, государственный заказчик подпрограммы представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения, в которых должны быть указаны номер и дата заявки банка, и заявку банка.

Аналогичную проверку осуществляет территориальный орган Федерального казначейства. При несоответствии данных, указанных в платежном поручении, данным, содержащимся в заявке банка, платежное поручение подлежит возврату государственному заказчику подпрограммы без исполнения, а при их соответствии территориальный орган Федерального казначейства санкционирует кассовый расход средств федерального бюджета государственным заказчиком подпрограммы.

Таким образом, оплата денежных средств по государственному жилищному сертификату производится Главным финансовым управлением Министерства обороны РФ в банк лишь после того, как владельцем сертификата куплено жилье, на него получено свидетельство о собственности, затем эти документы одобрены банком и направлены государственному заказчику (четыре дня), государственный заказчик, в свою очередь, проверяет полученные сведения в течение 5 дней, и лишь после этого направляет в территориальный орган Федерального казначейства для дальнейшей оплаты.

Субсидия считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета (владельца сертификата) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде субсидии в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение.

То есть когда владельцем сертификата предоставляется документально обоснованное подтверждение факта приобретения жилья в собственность (договор купли-продажи квартиры и свидетельство о государственной регистрации права собственности на нее), банк перечисляет денежные средства (субсидию) на счет продавца. С этого момента обязательства государства по обеспечению участника подпрограммы жильем является выполненной.

Определение размера субсидии

Расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (норматив). Он определяется по каждому субъекту РФ, что позволяет учитывать состояние рынка жилья.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 1337-р размер безвозмездной финансовой помощи и иных жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), устанавливается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (жилых помещений), определяемой ежеквартально Госстроем России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 394-р, и является предельным.

В настоящее время полномочия по определению указанного норматива принадлежат Министерству регионального развития РФ.

На первое полугодие 2007 г. Приказом Министерства регионального развития РФ от 18 декабря 2006 г. N 149 „О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2007 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2007 года“ были утверждены:

  • норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации в размере 17460 рублей;
  • средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам РФ.

Кроме средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидии используется социальная норма общей площади жилого помещения, установленная для семей разной численности, количества членов семьи гражданина - участника подпрограммы.

Социальная норма общей площади жилья, исходя из которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах:

  • для семьи численностью 1 человек - 33 кв. метра;
  • для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра;
  • для семьи численностью 3 и более человек - n x 18 кв. метров, где n - число лиц, признаваемых членами семьи в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Кроме того, средняя рыночная стоимость жилья определяется на основании региональных данных, а выдача сертификатов возложена на власти субъектов Федерации. Как считает большинство участников подпрограммы, чтобы получить жилье с использованием субсидии по сертификату, все равно приходится доплачивать.

Иногда государство помогает получить квартиру или дом бесплатно. Разбираемся, как это происходит, кто может претендовать на такую помощь и какую роль во всей этой истории играет жилищный сертификат.

Что такое жилищный сертификат?

Сейчас в нашей стране действует госпрограмма «Жилище» , в рамках которой субсидируются некоторые категории граждан, имеющих необходимость в улучшении своих жилищных условий. Госпрограмма эта содержит несколько подпрограмм с различными формами субсидирования для разных групп, и одна из них касается помощи в покупки жилья по государственным жилищным сертификатам (ГЖС).

Иллюстрация: Полина Васильева

ГЖС представляет собой свидетельство о предоставлении государственной субсидии на приобретение жилья. Получив такую помощь, гражданин открывает счёт в банке, участвующем в программе, куда, собственно, и перечисляются деньги. Разумеется, сертификат нельзя подарить, продать или использовать на покупку чего-то ещё.

Количество сертификатов, выдаваемых ежегодно, невелико и зависит от объёма финансирования. В нынешнем, 2016 году, он составляет 12,02 млрд рублей, и всего запланирована выдача 6323 ГЖС. То есть, во всей стране получить квартиры и дома смогут только 6323 человек.

Кто может получить жилищный сертификат?

  • Военнослужащие, уволенные в связи с тем, что вышли на пенсию по состоянию здоровья или из-за сокращений.
  • Уволенные по аналогичным причинам сотрудники МВД, МЧС и органов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, ФНС.
  • Члены семей военнослужащих, погибших или умерших в период прохождения военной службы и после увольнения.
  • Переселенцы из закрытых военных городков, а также уволенные с комплекса «Байконур».
  • Чернобыльцы и перенесшие аварию на ПО «Маяк», вынужденные переселенцы и переселенцы с Крайнего Севера.

Подробнее эти категории описаны в Правилах выпуска и реализации ГЖС . Надо понимать, что для получения сертификата недостаточно просто относиться к одной из этих категорий. Необходимо, чтобы вас признали . Кроме того, соглашаясь на участие в программе, участник автоматически соглашается на исключение из очереди по их улучшению. Ну, и на то, что удача улыбнётся дважды и появится возможность получить, скажем, две квартиры, рассчитывать не стоит: ГЖС одному и тому же лицу повторно может предоставляться, если в первый раз реализовать его не удалось.

Какова сумма субсидии по ГЖС?

Общая сумма субсидии определяется из норматива стоимости 1 квадратного метра жилплощади по РФ и , положенной на семью. Норматив стоимости – величина переменная, он пересматривается раз в полгода. На первое полугодие 2016 года норматив стоимости квадратного метра жилой площади по РФ утверждён Минстроем и равняется 36 008 рублей. Норма жилплощади на одного человека – 33 кв.м., на семью из двух человек — 42 кв.м., на семью из трёх человек и больше – по 18 кв.м. на человека.

Размер субсидии высчитывается как произведение норматива стоимости и нормы жилплощади. Для некоторых субъектов РФ при расчёте используются повышающие коэффициенты, но, надо сказать, они невелики. Максимальный составляет 1,2 — для столицы, Санкт-Петербурга и Дальневосточных регионов.

Сумму субсидии высчитывают на момент его выдачи. Она не индексируется и не меняется в течение срока его действия.

За какое время необходимо реализовать ГСЖ?

Порядок получения ГЖС

Получение сертификата является добровольным, и попадание в одну из категорий, имеющих право на ГЖС, совсем не означает автоматического его получения, то есть, человек сам должен заниматься этим вопросом, ключи от квартиры ему никто не принесёт.

Для получения ГЖС необходимо подать заявление в органы местной власти или по месту прохождения службы. К заявлению прилагается стопка справок:

  • справка о постановке на учёт на улучшение жилищных условий,
  • справка о выслуге лет (для проходивших службу),
  • справка о статусе переселенца,
  • справка о проживании в закрытых городках, и прочие справки, подтверждающие статус.
  • личные документы всех членов семьи,
  • копия финансового лицевого счета,
  • выписка из домовой книги,
  • приказы об увольнении со службы
  • прочие документы, необходимые в каждом конкретном случае.

Чтобы претендовать на получение сертификата в следующем году, заявку нужно подать строго с 01.01. по 01.07. этого года. Исключения здесь составляют только военнослужащие — у них сроки могут быть иными. Так как объёмов финансирования для всех претендентов на ГЖС не хватает, рекомендуется подавать заявку как можно раньше — это увеличивает шансы.

Решение о включении человека в участники подпрограммы ГЖС или об отказе в выдаче принимают местные органы власти (они же проверяют документы). Местный орган исполнительной власти утверждает списки претендентов на ГЖС с указанием состава семьи и суммы субсидии. Далее списки с мест направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, и уже там, с учётом выделенного финансирования по каждой из категорий, формируются сводные списки. После этого претендента на бесплатное жильё информируют о том, будет ли ему выдан сертификат в следующем году.

Реализация ГЖС

Как уже было сказано, после получения сертификата его владелец, не теряя времени, должен в течение двух месяцев открыть счёт в одном из уполномоченных банков. Следующий этап – . Когда квартира или дом, удовлетворяющее его запросам, найдены, он заключает с продавцом обычный договор купли-продажи, который нужно зарегистрировать в Росреестре. Жильё при этом оформляется на всех членов семьи, указанных в сертификате, и каждый из них получает своё личное свидетельство о собственности на долю.

После регистрации договора в Росреестре банковский счёт разблокируется, и в течение 10 дней производится оплата по договору. Если больше стоимости ГЖС, то в договоре купли-продажи обязательно указывается, когда и как будет проплачена остальная сумма.

Проблемы с реализацией ГЖС

С самого начала действия программы у обладателей сертификатов возникали трудности с их реализацией. Ведь сроки, предоставленные на , довольно жёсткие, а субсидия невелика. Купить квартиру на эти средства в престижных регионах попросту невозможно. Поэтому существовала практика обналичивания средств сертификата с помощью различных махинаций.

Достаточно распространенная схема по обналичке ГЖС – двойная сделка: приобретении жилья и практически одновременной продаже. Для этого владелец ГЖС подбирает квартиру со стоимостью в пределах субсидии, покупает её, а после — тут же перепродает. Понятно, что часть обналиченных денег передается посреднику.

Надо понимать, что такая сделка рискованна и является обманом государства. Кроме того, ещё одна сложность связана с тем, что часто продавцы недвижимости просто не хотят связываться с ГСЖ, их не устраивает порядок оплаты, при котором зарегистрированная сделка ещё некоторое время проверяется банком, и только после этого производится оплата по договору.

В итоге
Несмотря на все сложности, программа государственного субсидирования продолжает развиваться. Сейчас в программе «Жилище» существует несколько других подпрограмм и проектов, в которых предполагается субсидирование государством различных групп граждан, например, подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», проект «Социальная ипотека» и так далее.

Термин «жилищный сертификат» начал применяться в отношении субсидий для молодых и многодетных семей, молодых учёных. Но это уже несколько другая форма субсидирования, которая предполагает, прежде всего, льготное и частично погашаемое государством ипотечное кредитование.

Алиса Орлова


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча