05.07.2019

Условия назначения субсидий ветеранам боевых действий на покупку жилья. Социальная программа приобретения жилья для участников боевых действий Может ли ветеран боевых действий получить квартиру


Российское государство в последнее десятилетие достаточно последовательно проводит политику по замене льгот и социальных гарантий, предоставляемых ранее в "натуральном" виде, денежными выплатами. Наиболее радикальная реформа в данной сфере произошла с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, вошедшего в историю как Закон о монетизации льгот. При этом в одних случаях социальные гарантии в безусловном порядке были заменены денежными выплатами, в других случаях получателям предоставлено право выбора - получать деньги или меры социальной поддержки в натуральном виде.
Коснулась данная тенденция и сферы жилищного обеспечения различных категорий граждан, включая военнослужащих и ветеранов.
Так, с 1998 г. действует система жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем получения и реализации государственных жилищных сертификатов (ГЖС). При этом участие в данной системе является добровольным.
С 2005 г. вступила в действие накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения, которая для военнослужащих, поступивших на военную службу после 1 января 2005 г., является единственной формой жилищного обеспечения. Права выбора - получить квартиру в готовом виде или путем использования накоплений на именном счете - у данных военнослужащих нет, они могут решать свою жилищную проблему только за счет денежных средств, выделенных им государством.
С 1 января 2011 г. право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения получили граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). При этом за указанными гражданами сохранено право выбора - получать данную денежную выплату либо жилое помещение в собственность бесплатно либо по договору социального найма.
Коснулась данная тенденция и отдельных категорий ветеранов. Так, согласно п. 3.1 Федерального закона "О ветеранах" ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., имеют право (по их письменному заявлению) на жилищное обеспечение путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом России).
Данная практика получила свое дальнейшее развитие в отношении других категорий ветеранов с принятием Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 169-ФЗ "О внесении дополнений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно внесенным дополнениям граждане, перечисленные в подп. 3 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 г. (инвалиды и ветераны боевых действий, военнослужащие и лица, к ним приравненные, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих и лиц, к ним приравненных, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий), могут быть обеспечены жильем путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Данная выплата осуществляется при наличии волеизъявления указанных граждан, выраженного в поданном ими письменном заявлении в орган, осуществляющий их жилищный учет.
До сих пор указанные граждане, как известно, могли рассчитывать на обеспечение жилыми помещениями только в натуральном выражении за счет денежных средств, выделяемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета. Как показала практика, данный единственный способ жилищного обеспечения оказался малоэффективным. Ветераны годами вынуждены ждать положенного им по закону жилья.
С принятием вышеназванного Закона у ветеранов боевых действий появилась альтернатива получить "живые" деньги и с их помощью самостоятельно решить жилищную проблему.
Правда, смущает весьма скромный размер единовременной денежной выплаты. Он, согласно указанному Федеральному закону, определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Минрегионом России, т.е. государство берет на себя расходы на приобретение лишь 18 квадратных метров общей площади жилого помещения, остальное ветеран должен доплачивать за счет собственных средств.
Исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, установленной на третий квартал 2012 г. Приказом Минрегиона России от 7 июня 2012 г. N 225, нами произведены соответствующие расчеты размера данной выплаты (см. приложение к настоящей статье). Судя по полученным результатам, бюджетных денежных средств может хватить лишь на однокомнатную квартиру. Но в любом случае вышеназванный Закон заслуживает положительной оценки, поскольку предоставляет ветеранам право выбора варианта решения своей жилищной проблемы.

Приложение

Размеры единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предоставляемой отдельным категориям ветеранов (по состоянию на третий квартал 2012 г.)

Наименование субъекта
Российской Федерации

Стоимость
одного
квадратного
метра жилья
(Установлена Приказом Минрегиона России от 7 июня 2012 г. N 225)

Размер единовременной
выплаты

Для ветеранов
Великой
Отечественной
войны и
приравненных к
ним лиц

Для
ветеранов
боевых
действий и
приравненных
к ним лиц

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Ненецкий автономный
округ

г. Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея
(Адыгея)

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская
Республика

Карачаево-Черкесская
Республика

Республика Северная
Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан
(Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика -
Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский
автономный округ - Югра

Ямало-Ненецкий
автономный округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха
(Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная
область

Чукотский автономный
округ

06.03.2014

Об обеспечении ветеранов боевых действий жильем (Определение КС РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О)


Ветеранам боевых действий предоставляется соцподдержка. Ее объем различается в зависимости от того, к какой из перечисленных в законе группе ветеранов боевых действий относится человек.
До 1 января 2005 г. некоторые ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Сейчас закон предусматривает обеспечение жильем за счет федерального бюджета только для тех из них, кто встал на учет до 1 января 2005 г. Полномочия по обеспечению жильем данных граждан переданы региональным органам госвласти. На эти цели выделяются субвенции. А вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.
Заявитель (ветеран боевых действий) посчитал такое правовое регулирование неконституционным.
Но Конституционный Суд РФ не принял его жалобу к рассмотрению, указав, в частности, следующее.
В рамках реформирования системы соцзащиты ветеранов была исключена льгота в виде первоочередного бесплатного предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. При этом для граждан, которые по состоянию на 1 января 2005 г. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет, т. е. имели право на данную льготу, предусмотрена гарантия в виде обеспечения жильем за счет федерального бюджета. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании прежнего законодательства, и выполнение государством ранее взятых им на себя обязательств.
Граждане, которые на 1 января 2005 г. имели статус ветеранов боевых действий, но не были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не приобрели право на первоочередное бесплатное предоставление жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. В отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке. Поэтому у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. В то же время им предоставлено право получить жилье по договору соцнайма на общих основаниях.
Конституцией РФ не предопределено введение особого (льготного) порядка обеспечения жильем для тех или иных категорий граждан. Учитывая это, оспариваемое правовое регулирование осуществлено в пределах полномочий законодателя по определению механизма реализации соцподдержки ветеранов.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В.Н. Балуты, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Н. Балута, имеющий статус ветерана боевых действий, оспаривает конституционность подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями его статьи 23.2, а ветераны боевых действий из числа тех же лиц, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, Первомайский районный суд города Ижевска решением от 6 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 июня 2013 года, отказал в удовлетворении заявления В.Н. Балуты о признании незаконным отказа администрации Первомайского района города Ижевска в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании поставить его на такой учет в качестве ветерана боевых действий. При этом суд указал, что после 1 января 2005 года постановка ветеранов боевых действий на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только при условии признания их малоимущими, а документы, необходимые для признания В.Н. Балуты таковым, им представлены не были.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку, отменяя право ветеранов боевых действий на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов и предусматривая право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только для нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий, принятых на учет до 1 января 2005 года, ставит граждан, которые приобрели статус ветерана боевых действий до указанной даты, но не обратились в названный срок в уполномоченный орган с заявлением о постановке их на учет, в неравное положение с относящимися к той же категории гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

2. Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления располагает достаточно широкой свободой усмотрения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П). Однако, внося изменения в содержание таких мер, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, произвольно отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О).

2.1. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.

Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объем этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились. В частности, наибольшими по объему правами и льготами обладали ветераны боевых действий из числа: военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ - также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции).

При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт «г» подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).

Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.

Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.

2.2. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 года, должны были обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учет после 1 января 2005 года подлежали обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ приведенное законоположение было исключено (пункт 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учет - до или после 1 января 2005 года.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Приведенное правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильем всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года № 990-О-О).

Что же касается ветеранов боевых действий, вставших на учет после 1 января 2005 года, то в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» они обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

2.3. Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 1 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, т.е. имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Такое правовое регулирование было предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.

Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Внося изменения в систему социальной защиты ветеранов боевых действий и предусмотрев для них взамен ранее предоставлявшихся льгот определенный набор мер социальной поддержки, федеральный законодатель исходил из недопустимости произвольного уменьшения гарантированного государством объема социальной защиты, обусловленного наличием у лица статуса ветерана боевых действий. Однако, учитывая, что установление для тех или иных категорий граждан особого (льготного) порядка обеспечения жильем не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, предоставление права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года, - притом что ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях - осуществлено в пределах полномочий федерального законодателя по определению механизма реализации социальной поддержки ветеранов.

2.4. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, затрагиваются его конституционные права и свободы.

Оспариваемое В.Н. Балутой законоположение, предусматривая различный порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», в зависимости от даты их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до или после 1 января 2005 года, затрагивает права только тех ветеранов боевых действий, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на указанном учете.

Из представленных же материалов следует, что заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом правомерность такого отказа была подтверждена судом общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах жалоба В.Н. Балуты не может быть признана отвечающей критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Говоря о ветеранах, в памяти у большинства людей всплывают постаревшие участники Великой Отечественной войны, убеленные сединами с орденскими планками на груди. С той войны минуло не один десяток лет и наших дедов, принимавших участие в тех баталиях, осталось к сожалению не так много.

Но термин ветеран, применим не только к фронтовикам тех далеких дней, наша страна принимала участие в других локальных военных конфликтах, в которых были задействованы военнослужащие и гражданские лица. Участники этих боевых действий так же именуются ветеранами и им положены различные виды поддержки и социальные гарантии от государства.

Законодательная база

Основным регулирующим законодательным актом в сфере государственной помощи ветеранам является Федеральный закон с одноименным названием «О ветеранах», которым гарантируется ряд привилегий для лиц, принимавших участие в боевых и иных действиях в силу своей профессиональной принадлежности.

Существует перечень отдельных норм, в соответствии с которыми ветераны могут рассчитывать на льготное обеспечение в различных отраслях, к ним относятся:

Кто относится к данной льготной категории

Порядок признания лица ветераном боевых действий предусмотрен статьей 3 ФЗ «О ветеранах» в соответствии с его положениями таковыми могут себя считать следующие граждане:

Для того, что бы воспользоваться всей полнотой социальной поддержки необходимо получить статус ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением. Правом выдачи официального документа обладают согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2003 года федеральные органы исполнительной власти, которые направляли лиц для участия в боевых действиях, либо их правопреемники, если они были реорганизованы или упразднены.

К числу ведомств, уполномоченных выдавать удостоверения, относятся Министерство труда и социального развития РФ, Министерство обороны, МВД, ФСБ Министерство юстиции и другие органы исполнительной власти.

Для того, что бы получить удостоверение участника потребуется написать заявление в одну из вышеуказанных государственных структур и подтвердить его соответствующими доказательствами:

  • военный билет;
  • личное дело;
  • выписки из медицинской карты о полученном ранении;
  • выдержки из приказа о зачислении в воинскую часть;
  • приказы о награждении;
  • архивные справки;
  • летные книжки.

Документы из архива должны удостоверять факт участия в специальных операциях боевого характера на территории нашей страны или за ее пределами. Особая категория военнослужащих, сотрудников МВД и других ведомств, участвовавших в чеченской и северо-кавказских компаниях надлежит представить:

  • выписки из приказов о направлении в служебную командировку с целью ведения боевых действий;
  • копию военного билета;
  • копию трудовой книжки;
  • приказ о направлении в командировку.

Помимо перечисленных документов потребуется приложить паспорт, страховое свидетельство и две фотографии 3х4. Если все сведения указанные заявителем будут после проверки признаны достоверными и действительными, то ему на руки будет выдано удостоверение, которое является бланком строгой отчетности, и в получении которого необходимо расписаться в специальном журнале.

Перечень льгот

Лица, которые с оружием в руках выполняли особые государственные задания вправе рассчитывать на широкий спектр мер поддержки в различных отраслях жизни. При предоставлении льгот законодатель проводит грань между участниками боевых действий и лицами, которые признаются таковыми же, но относятся к категории обслуживающего персонала воинских частей в период вооруженного конфликта, а так же гражданским лицами, направленными на работу в Афганистан в 1979-1989 годах.

У последних двух групп льготников объем помощи от государства значительно меньше, социальные блага для них предоставляются практически в том же виде, что и ветеранам боевых действий, а вот размеры пенсий у них, как у обычных граждан, так же им не начисляются ежемесячные выплаты.

В зависимости от принадлежности к определенной категории государственная помощь и гарантии рассчитываются в соответствующем объеме и по утвержденным статьям.

Учитывая особый характер заслуг ветерана боевых действий перед страной, они могут получить следующие льготы .

Социальные

Пенсионные выплаты, как , так и и потере кормильца превышают обычные пенсии на 32% . Инвалиды и участники боевых действий могут получать две разновидности пенсионного обеспечения: по старости и по инвалидности.

Установка квартирного телефона без очереди, а так же возможность воспользоваться преимущественным правом на вступление в различные кооперативы: жилищные, садово-дачные, строительные и гаражные.

Законом гарантировано право посещения культурно-просветительных и спортивных учреждений во внеочередном порядке.

Одним из актуальных видов помощи является медицинское обслуживание , суть которого заключается, что будучи уже на пенсии ветераны могут пользоваться услугами специализированной ведомственной поликлиники, а так же вправе попасть без очереди на прием любого врача в обычных лечебных учреждениях.

Государство взяло на себя обязанность снабжать бывших воинов протезно-ортопедическими материалами, льготными путевками в санатории и обеспечивать необходимыми лекарственными препаратами согласно перечню, утвержденному Правительством РФ.

Государство берет на себя расходы по погребению ветерана и изготовление с установкой надгробного памятника.

Жилищно-коммунальные

Бесплатное предоставление жилья из государственного или муниципального жилищного фонда, данная льгота в настоящее время носит скорее декларативный характер, поскольку воплощение ее в жизнь связано с недостатком финансирования в данной сфере и большим количеством нуждающихся.

Государство предоставляет всем лицам, причисленным к вышеозначенной категории, 50% скидку на оплату за жилое помещения по договору социального найма или за содержание жилья, находящегося в собственности, а так же в этом же объеме снижается размер взноса на капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме.

Налоговые

Данная помощь состоит в предоставлении ежемесячного налогового вычета в размере 500 рублей для исчисления НДФЛ, при этом данный налог не удерживается с выплат в адрес участника боевых действий.

Ветераны освобождаются от налога на имущество в количестве одной единицы каждого вида, если его стоимость не превышает 300 миллионов рублей.

Земельный налог рассчитывается со стоимости участка, уменьшенного на 10 000 рублей, а размер транспортного налога зависит от субъекта, в котором проживает бывший воин, в большинстве регионов его ставка равно 0 на одну единицу транспорта.

Участники боевых действий могут не платить госпошлину при обращении в суды, если сумма иска не превышает 1 миллион рублей.

Транспортные

Заключаются во внеочередном приобретении билетов на все виды транспорта и бесплатный проезд на электричках. В случае необходимости поехать на лечение в другой регион, то они вправе рассчитывать на освобождение от проездной платы.

Трудовые

Возможны в виде предоставления очередного отпуска в любое удобное для ветерана время по его желанию, ежегодного неоплачиваемого отпуска сроком до 35 дней и .

Так же участники вооруженных конфликтов вправе претендовать на бесплатное обучение в целях повышения квалификации или получения дополнительного образования.

Денежные выплаты: Помимо пенсии ветераны имеют право на получение ежемесячных денежных выплат . С учетом индексации 1 февраля 2019 года их размер составляет (при отказе от соцпакета): инвалиды войны – 5 403 руб. 22 коп., участники войн – 4 052 руб. 40 коп., ветераны боевых действий – 2972 руб. 82 коп. Также одновременно с увеличением ЕДВ вырасла и стоимость набора социальных услуг (НСУ) – «соцпакета». С 1 февраля 2019 г. его стоимость составила 1 121 руб. 42 коп.

Ежегодно происходит индексация установленных сумм на коэффициент, утвержденный Правительством РФ.

Порядок оформления

Все предусмотренные льготы не носят единый комплексный характер и предоставляются уполномоченными государственными и муниципальными структурами на основании заявлений от ветеранов боевых действий.

В зависимости от вида и категории льгот необходимо обратиться в соответствующее ведомство и представить удостоверение, дающее право на получение мер государственной поддержки.

Положенные налоговые льготы будут предоставлены ветерану только после подачи заявления, после рассмотрения которого, в информационной базе ИФНС будет обозначено, что в отношении заявителя должен применяться особый порядок налогообложения.

Для получения льготной пенсии надлежит обращаться в органы Пенсионного фонда по месту проживания, приложив к заявлению необходимый перечень документов. На основании принятого решения отделения ПФ РФ будут производить начисление пенсий и положенных ежемесячных выплат в соответствии с установленными законодательством тарифами.

Трудовые льготы участники боевых действий должны получать по месту работы. Кадровая служба и бухгалтерия, осведомленные о том, что их работник является льготником, обязаны начислять отпуска и положенные отпускные с учетом положений закона.

Для получения скидки на оплату за наем жилого помещения необходимо обратиться сразу в два адреса: в местную администрацию и обслуживающую эксплуатационную контору по месту жительства.

Для того, что бы встать в очередь, нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо подать заявление в муниципалитет и дождаться решения о признании лицом, которому должна быть предоставлена квартира по договору социального найма.

Для получения льготного медицинского обслуживания необходимо обратиться в ведомственную специализированную или муниципальную поликлинику.

Прочие льготы, такие как бесплатный проезд, путевки в санатории, обеспечение протезами предоставляются органами социальной защиты населения, которые имеются в каждом регионе.

Если военнослужащий или гражданское лицо, признанное ветераном боевых действий умерло или погибло в ходе вооруженного конфликта, то все социальные блага должны предоставляться членам его семьи: несовершеннолетним детям и нетрудоспособным иждивенцам.

Региональные особенности

Субъекты федерации, в которых проживают ветераны и участники вооруженных конфликтов, признанные таковыми в связи с положениями закона, принимают меры региональной поддержки наряду с государственной.

Так в Москве и Московской области дополнительной к федеральной помощи ветеранам дают возможность бесплатно ездить на городском транспорте общего пользования, а при необходимости поездки на лечение в санаторно-курортные учреждения оплачивают и на междугородном транспорте.

В Санкт-Петербурге применяют комплексный подход к льготному обеспечению ветеранов, в соответствии с которым они могут получить бесплатные лекарства на определенную сумму, путевку в санаторий и не платить за проезд в пригородном транспорте.

Екатеринбург оказывает адресную помощь тем участникам, которые получили инвалидность. Пакет региональной поддержки весьма обширен от возможности получения земельного участка до 50% скидки на услуги ЖКХ.

Государство должно быть благодарно тем лицам, которые выполняли боевые задания в мирное время в локальных вооруженных конфликтах и конечно тем ветеранам, которые принимали участие в тяжелой кровопролитной войне, выполняя интернациональный долг. Меры поддержки должны быть своевременными и действенными, чтобы участники боевых действий могли осознавать, что государство за них в ответе.

Государственная помощь для данной категории населения рассмотрена в следующем видеосюжете:

17263

Ветеран боевых действий – физическое лицо, которое на основании выполнения своих должностных или служебных обязанностей было вынуждено участвовать в вооруженных конфликтах регионального или мирового характера. Такие группы перечислены в приложении «Перечень государств и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ» к ФЗ «О ветеранах» . Основные группы лиц, принимавших участие в боевых действиях:

  • Участники ВОВ, войны с Финляндией, Японией, боевых действий в Китае и Венгрии, проходивших в период с 1939 по 1956 год .
  • Лица, внесшие свой вклад в оборону городов: Севастополь, Сталинград, Ленинград.
  • При выполнении миротворческих операций, в зонах боевых действий в Египте, Сирии, Анголе, Мозамбике, Афганистане, Таджикистане, Чечне, Грузии.

К перечисленным лицам приравниваются граждане, осуществляющих трудовую или санитарную деятельность по обслуживанию военнослужащих и обеспечению тыловых соединений армий СССР и России.

Российская Федерация посредством своих исполнительных органов поддерживает данные категории лиц определенными . Доступные привилегии для ветеранов боевых действий регламентированы следующими нормативными актами:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

  • с последними дополнениями и изменениями от 29.12.15 г.

Одно из привилегий от государства, осуществляемое посредством муниципальной администрации субъектов Федерации – предоставление субсидии на приобретение недвижимости. При этом жилье ветеранам боевых действий должно соответствовать необходимым критериям, прописанным в постановлениях Министерства строительства РФ.

Размер субвенции для приобретения жилья участниками боевых действий

Обеспечение жильем участников боевых действий происходит в зависимости от даты постановки в очередь. До 2005 года это пособие – определенная сумма, передаваемая из федерального бюджета на муниципальный счет отдельного субъекта Федерации. После 2005 года - социальный найм жилья.

В зависимости от перечислений, руководитель регионального отдела исполнительной власти распределяет полученную субвенцию между претендентами на приобретение жилого помещения, разделяя ее в долях на субсидии. Если денежные средства не будут потрачены в течение одного года , оставшийся капитал должен быть возвращен в федеральный фонд для формирования бюджета на следующий период.

Размер субвенции определяется на основании соглашения между руководителем федерального фонда и представителем субъекта Федерации. При этом государственный бюджет на жилищно-коммунальное хозяйство в 2016 году утвержден .

В соответствии с ФЗ №5 определен критерий расчета суммы материального довольствия для военнослужащих. Для участия в программе для получения жилья необходимо получить статус нуждающегося в улучшении условий проживания . При этом срок участия в боевых действиях не регламентирован.

Если ветеран достиг пенсионного возраста или обладает семьей с тремя и более детьми процедура постановки его на очередь для получения недвижимости осуществляется в первую очередь. В этом же порядке предоставляется жилье для участников боевых действий в Чечне или ином государстве, получивших инвалидность в период выполнения должностных обязанностей.

Размер субсидии ветеранам боевых действий на рассчитывается с учетом следующих критериев:

  • количества членов семьи военнослужащего;
  • средней стоимости одного квадратного метра жилья в аналогичном сегменте рынка;
  • поправочного коэффициента;
  • боевых заслуг участника военизированных действий.

Если военнослужащий проживает один, государство предусматривает для него 33 кв. м. жилья для субсидирования. При составе семьи в два человека – 42 квадрата . В случае совместного проживания трех и более индивидов – по 18 кв. м. при расчете на каждого.

Средняя стоимость одного такого квадрата недвижимости принимается ежегодно соответствующим постановлением Министерства строительства РФ. При этом расценки на недвижимость для отдельных регионов России будут различны.

Ветеранам боевых действий, ставшим на учет после 2005 года вместо денежных субсидий предоставляется жилье по договорам социального найма . При этом порядок расчета площади жилья сохраняется.

Кто может стать участником программы приобретения жилья для участников боевых действий?

Для участия в программе для получения материального довольствия на жилье для ветеранов боевых действий или получение жилья ветеранам боевых действий по договору соцнайма, необходимо обладать статусом нуждающегося в приобретении собственного имущества.

При этом гражданин и члены его семьи, проживающие вместе с ним не должны обладать иной недвижимой собственностью, соответствующей установленным нормам. Если имущество есть и на одного индивида приходятся 18 кв. м. и менее площади жилого помещения – такое имущество считается непригодным для пребывания, и в этом случае сохраняется право на получение субсидии.

Участник боевых действий и члены его семьи обладают правом на улучшение жилищных условий, если они проживают на съемной квартире, в общежитии или арендуют квартиру на основании договора коммерческого или социального найма.

Как стать участником программы?

Получение субсидии на приобретение недвижимости участником боевых действий основывается на федеральном законе «О Ветеранах». Для участия в улучшении жилищных условий необходимо:

  • собрать необходимые документы;
  • подать соответствующее заявление с прошением в региональное отделение социальной защиты населения, расположенный в МФЦ (многофункциональный центр) или местном муниципалитете;
  • написать рапорт на имя начальника воинского подразделения или части, если участник боевых действий продолжает службу;
  • по факту принятия заявления с пакетом документов расписаться в уведомлении о предоставлении бумаг в государственный орган для начала делопроизводства;
  • через одну – четыре недели получить соответствующее решение.

Подача документации для участия в программе осуществляется непосредственно участником боевых действий, а в случае его смерти ближайшим родственником, претендующего на переход имущественного права погибшего или умершего гражданина.

Если ветеран в силу обстоятельств не может присутствовать лично при осуществлении собственных полномочий, он может наделить этим правом ответственное лицо, закрепляя его полномочия доверенностью, заверенной через нотариуса.

Список документов

Необходимый пакет документации для участия в получении материального пособия на жилье для участников боевых действий:

  • Документы, удостоверяющие личности просителя и членов его семьи.
  • Удостоверение ветерана.
  • Письменное ходатайство от военного руководства или начальника местного комиссариата.
  • Справка лицевого счета.
  • Выписка из домовой книги о составе семьи.
  • Свидетельства о бракосочетании, разводе, рождении ребенка, усыновлении.
  • Заявление. Посмотреть и скачать можно здесь: .
  • Заключение оферты с банком об открытия индивидуального счета.
  • Кадастровый паспорт.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по социальной программе приобретения жилья участниками боевых действий

Вопрос: Добрый день. Моя жена участвовала в лечении раненых военнослужащих в период боевых действий в Афганистане. Она отработала санитаркой в полевом госпитале г. Файзабад провинции Бадахшан около года. Может ли моя жена претендовать на получение жилищной субсидии? Если да, каков порядок оформления и как получить пособие? Виктор.

Ответ: Здравствуйте, Виктор. Согласно третьему разделу приложения списка городов и территорий проведения боевых действий войсками СССР и России ФЗ «О ветеранах», Ваша жена обладает правом на улучшение жилищных условий. Для этого ей необходимо явиться в региональное отделение социальной защиты населения с необходимыми документами и написать заявление с прошением участвовать в жилищной программе. В случае удовлетворения прошения она будет поставлена в очередь на получения жилья по договору социального найма. Денежные субсидии выдаются только ветеранам, ставшим на чет до 2005 года.

Пример по социальной программе приобретения жилья участниками боевых действий

Ерохин Г.Б. участвовал в миротворческой миссии СССР на территории Афганистана в период 1980-1982 г . С распадом союза остался проживать на территории соседнего Казахстана. Там получил гражданство этой республики. В 2010 году переехал на территорию РФ на заработки. Для проживания он арендовал съемную квартиру. На основании ходатайства руководства по месту работы гражданин подал документы для оформления гражданства. Параллельно он составил заявление о получении субсидии на покупку квартиры.

Решением руководителя исполнительного органа в соответствии постановления компетентной комиссии в предоставлении субсидии Ерохину Г.Б отказать на основании отсутствия у него гражданства России.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча