04.03.2020

Структура международного договора включает следующие части. Виды, форма, структура международных договоров. Подготовка и принятие текста договора. Полномочия


Договоры могут классифицироваться по разным основаниям. В зависимости от числа участников договора делятся на двусторонние и многост оронние.

Двусторонние (в них участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой – несколько (например, мирные договоры 1947 г.).

- многостронние (универсальные или общие - рассчитаны на участие всех государств (например, Венские конвенции 1969 и 1986 гг.) и договоры с ограниченным числом участников (Римский договор о создании ЕЭС 1957 года).

В современном международном праве растёт роль и удельный вес многосторонних договоров. Они, в свою очередь подразделяются на универсальные (общие) и локальные.

Как определено в заключительном акте Венской конвенции ООН 1969 г. общими многосторонними договорами являются такие договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом. Такие договоры должны быть открыты для всеобщего участия. В которых предполагается участие государств всего мира (например, Устав ООН, Венская конвенция 1969 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.)

Локальными (региональными) являются договоры, в которых участвуют ограниченное число государств. Статья 52 Устава ООН предусматривает возможность заключения региональных соглашений. Таковыми являются соглашения, заключённые в рамках СНГ и Европейского Союза.

Особо стоят договоры, регулирующие режим определенных видов территории, например, Договор об Антарктике 1959 г, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.

По объектам регулирования делятся на:

Политические (о союзе, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.);

Экономические (об экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.);

Военные (ограничение вооружений и вооруженных сил, поведение в вооруженных конфликтах, размещение войск за границей, поставки военной техники, участие в военных программах);

По специальным вопросам (о научном и культурном сотрудничестве, здравоохранении, правовой помощи и др.)

По форме договора:

Письменные и устные.

Договор может заключаться в письменной или устной форме (так называемое «джентельменское соглашение»). Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только договор в письменной форме четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.



По времени действия:

Бессрочные и срочные.

По пространству действия:

Региональные и универсальные.

По возможности присоединения:

Открытые (это такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств);

Закрытые (это такие договоры, участие в которых зависит от согласия их участников).

Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих стран предполагают согласие их участников. В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытыми договорами являются Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. Венская конвенция о праве договора 1969 и др.

Федеральный закон РФ «О международных договорах РФ» 1995 г. предусматривает классификацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые от имени правительства РФ, межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий. При этом следует иметь в виду, что независимо от того, какой государственный орган заключил договор, он создаёт права и налагает обязанности на Россию в целом.

Структура международного договора:

1. Наименование договора (договор, устав, пакт, хартия, акт, конвенция, статут, соглашение, программа, нотификация).

2. Преамбула (в ней часто формулируется цель договора).

3. Основная часть договора делится на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части.

4. Заключительная часть (в ней излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора и т.д.).

5. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем, описаний и т.д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

Язык договора. Язык, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя они могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и на третьем (нейтральном) языке.

Таким образом, в соответствии с Венскими конвенциями 1969 и 1986 гг. международный договор понимается как регулируемое международным правом соглашение, заключённое государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования.

В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров: межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств - органов исполнительной власти).

Форма договоров. Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Как уже говорилось, Венские конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.

Международные договоры, как правило, состоят из преамбулы (в ней обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора и др.), центральной части (предмет договора, права и обязанности сторон), заключительной части (в ней предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения и т.д.). Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров и т.д. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них. Двусторонние договоры составляются на языках обеих договаривающихся сторон, причем тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу. Иногда двусторонние договоры могут заключаться на трех языках (например, когда в одном из языков недостаточно развита соответствующая терминологическая база). В случае разногласия при толковании такого договора используется текст на языке, которому придана большая сила.

Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки делаются официальные переводы, которые заверяются депозитарием договора и затем передаются участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.

Заключение, вступление в силу, прекращение действия международных договоров

Заключение международных договоров

Выступать от имени государства при разработке текста договора, подписании договора и т.п. может лишь лицо, наделенное для этого необходимыми полномочиями. Полномочия - это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Без полномочий считаются представляющими свое государство главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипломатических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на конференции или в организации).

При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний - сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган международной организации.

Можно выделить следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; принятие текста договора; выражение согласия на обязательность договора.

1 стадия. Выработка текста и установление аутентичности

Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Так, конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. принимались на международных конференциях по кодификации права договоров, Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. - на Генеральной Ассамблее ООН, Конвенция о принудительном и обязательном труде 1929 г. - в рамках МОТ и т.п. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласован, необходимо установить его аутентичность.

Установление аутентичности означает, что текст договора окончателен и изменениям не подлежит. Установление аутентичности договора производится путем его парафирования (постановки под договором инициалов уполномоченных лиц), подписания, подписания ad referendum (подписания договора с условием последующего одобрения компетентным государственным органом), включения текста в заключительный акт конференции или в резолюцию международной организации об одобрении договора. Если после процедуры установления аутентичности договора стороны решат внести в текст изменения или дополнения, аутентичность подлежит новому установлению.

2 стадия. Принятие текста договора

Текст договора может приниматься либо голосованием (единогласно, простым большинством, большинством в две трети голосов или иным большинством по соглашению сторон), либо консенсусом (без голосования, при отсутствии возражений участников переговоров. Если поступает хотя бы одно возражение, текст договора не может быть принят до тех пор, пока не будут изменено соответствующее положение договора или возражение не будет снято). Если договор разрабатывается в рамках международной организации, текст может приниматься путем голосования за резолюцию об одобрении договора (например, на заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Текст договора, разрабатываемый на конференции, может приниматься также путем включения его в заключительный акт конференции, совещания.

3 стадия Согласие на обязательность договора

Согласие на обязательность договора может выражаться путем подписания, ратификации, утверждения, принятия, присоединения к договору, обмена документами.

Подписание. Необходимо учитывать, что подписание договора может выражать как стадию заключения договора (установление аутентичности текста), так и форму выражения согласия на обязательность договора, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или стороны договорились об этом в процессе переговоров, либо такое намерение вытекает из полномочий представителя, или иным образом это было выражено во время переговоров.

Согласие на обязательность договора может также выражаться путем обмена документами, образующими договор, или иными документами (нотами, письмами и др.), если это предусмотрено этими документами или иным образом установлена договоренность сторон об этом. В некоторых случаях согласие на обязательность договора может выражаться путем обмена ратификационными грамотами, документами об утверждении или присоединении к договору, посредством депонирования соответствующих грамот у депозитария, уведомления о них договаривающихся государств.

Согласие на обязательность выражается принятием или утверждением на условиях, подобных тем, которые применяются при ратификации.

Согласие государства выражается присоединением: если такая возможность предусмотрена договором; государства договорились, что такое согласие может быть выражено путем присоединения.

Ратификация договора означает дачу государством согласия на обязательность договора. Согласие на обязательность договора выражается ратификацией: если это предусмотрено в самом договоре или вытекает из полномочий представителя государства; если государства договорились об этом во время переговоров; если договор подписан под условием ратификации (ст. 14 Конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Ратификация происходит в различных сторонах в различном порядке, но этот порядок обязательно регламентируется конституциями.

В России договоры ратифицируются Государственной Думой с последующим обязательным рассмотрением этого вопроса Советом Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

Депозитарий договора.

Депозитарий хранит подлинник международного договора и выполняет в отношении этого договора определенные функции, в частности, принимает на хранение ратификационные грамоты, документы об оговорках, извещает участников договора о поступивших документах и т.д. В качестве депозитария могут выступать правительство государства, международная организация или ее главное должностное лицо.

Регистрация договоров.

Международный договор подлежит регистрации и опубликованию. Согласно ст. 102 Устава ООН международную регистрацию договоров осуществляет Секретариат ООН. Договоры, не зарегистрированные в ООН, не теряют юридической силы, однако государства не вправе ссылаться на них в органах системы ООН. Секретариат ООН организует публикацию зарегистрированных договоров.

Оговорки к международным договорам

Оговорка - это одностороннее заявление государства, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора, присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Юридические последствия оговорки заключаются в том, что она изменяет положения договора в отношениях между сделавшими ее государствами и другими участниками договора. Оговорка не изменяет положений договора для остальных участников в отношениях между ними. Возражение против оговорки препятствует вступлению договора в силу между этими государствами, если об этом заявит возражающее государство.

Оговорки не могут быть сделаны когда:

Данная оговорка запрещена договором;

Оговорка не входит в число допустимых по договору;

Оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Если договор не предусматривает иное, оговорка может быть снята сделавшим ее государством в любое время.

Форма конкретного договора зависит от согласия сторон. Она не влияет на обязательную силу договора и его действительность. Главное -содержание договора. Однако и оформление достигнутого соглашения немаловажно.

Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме (т.н."джентельментское соглашение"). Венские конвенции о праве договоров 1969 г.и 1986 г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.

Как пример можно привести устную договоренность в 1946 году между СССР, США, Англией, Францией и Китаем о принципе справедливого распределения мест при избрании непостоянных членов Совета Безопасности ООН.

Устные договоры так же обязательны, как и письменные.

В понятие договорной формы входят: язык, структура и наименование договора.

Язык является главным элементом, посредством которого воля субъектов международного права получает ясное проявление вовне. Именно в языке договора, словесных формулировках его текста отражаются реальность воли субъектов и согласование государственных воль. Международный договор - и в этом состоит одно из его важных отличий от международного обычая - существует лишь как соглашение, воплощенное в тексте.

Двусторонние договоры обычно составляются на языках обеих договаривающихся сторон в двух экземплярах, каждый из которых содержит два соответствующих языковых текста. Тексты на языках обеих сторон юридически равнозначны (аутентичны), хотя в процессе осуществления договора каждая сторона чаще всего руководствуется текстом на своем языке. В Российской Федерации таким официальным языком является русский язык.

Наиболее важные многосторонние договоры составляются обычно на наиболее распространенных языках мира: английском, французском, испанском, русском, а заключаемые в рамках ООН - еще и на арабском и китайском языках. Все эти шесть языков являются официальными языками ООН.

К элементам формы международного договора относится также структура договора. Договор представляет собой единую систему взаимосвязанных норм. Поэтому он должен рассматриваться как единое целое, в котором все постановления обязательны для сторон. Основными элементами структуры договора являются:

1) преамбула (введение), где указываются цели договора, а также содержится ряд формальных моментов (название договора и сторон, иногда фамилии уполномоченных, проверка полномочий и другие) и реже конкретные нормы (например, в мирных договорах - о прекращении состояния войны);



2) центральная часть, которая содержит положения по существу регулируемых отношений;

3) заключительная часть, которая включает положения о порядке вступления в силу, действии и прекращении действия договора.

В настоящее время положения договора обычно делятся на статьи, а иногда на главы (Устав ООН, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.) и даже части (Всемирная почтовая конвенция). Статьи иногда имеют свои наименования. Это облегчает пользование текстом договора, особенно если он сложен или значителен по объему.

Все более широкое распространение получают приложения. Это как бы четвертая часть договора 0. Однако для придания им силы самого договора нужно специальное указание в нем или в приложении к нему. В противном случае такие акты не будут частью самого договора. Например, не был приложением к советско-германскому Договору о ненападении 1939 года подписанный одновременно с ним Дополнительный секретный протокол о сферах влияния в Европе.

Наличие всех элементов структуры в каждом договоре не обязательно и не влияет на его юридическую силу: договор без преамбулы, без заключительных статей так же обязателен и действителен, как и договор с этими частями.

В понятие формы входит наименование договора. Не существует общепризнанной классификации таких наименований. Одинаковые по форме и содержанию акты в одном случае именуются договором, в другом - конвенцией или соглашением. Встречаются и такие наименования международных договоров, как пакты, хартии, трактаты, совместные декларации, заявления, коммюнике, уставы, статуты, протоколы, обмен нотами и многие другие. Юридического значения это не имеет.

Обмен нотами (письмами) является не только особым наименованием, но и своеобразным, упрощенным способом заключения международного договора. Но договор в форме обмена нотами обладает такой же юридической силой, как и обычный договор. Международные организации заключают международные договоры в трех основных формах: международное соглашение (чаще всего), обмен письмами (нотами) и параллельные резолюции. Отсутствуют такие наименования, как договор, пакт, конвенция. Но это не значит, что таковые не могут быть использованы в будущем. В отличие от практики заключения межгосударственных договоров, языковой принцип в договорах международных организаций не всегда соблюдается. Очевидно, что принцип равноправия языков и здесь должен применяться более последовательно.



61.Презумция действительности международного договора. Основания и последствия недействительности международных договоров

Действителен договор, который должным образом заключен субъектами международного права, воплощает подлинное соглашение этих субъектов, а его содержание не противоречит основным принципам и императивным нормам международного права (jus cogens), т. е. для того чтобы быть действительным, договор должен являться правомерным как по способу заключения, так и по содержанию, объекту и целям.
Понятие действительности нужно отличать от действия международного договора, а также от его эффективности. Действие договора зависит от вступления его в силу, срока, прекращения и других условий, в то время как действительность определяется нормами международного права.

Это - важнейшая характеристика международного договора как источника международного права. Только действительные международные договоры могут порождать правомерные последствия, и только по таким договорам стороны приобретают законные права и обязанности, на достижение которых была направлена их воля.
В международном праве существует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 обеих Венских конвенций, посвященных праву договоров. В соответствии с ней действительность считается нормальным состоянием международных договоров. И наоборот, недействительность договора должна быть установлена. В этом случае договор является юридически недействительным.
В зависимости от степени противоправности международного договора различаются два вида недействительности: абсолютная недействительность (ничтожность) и относительная недействительность (оспоримость ). Первая носит объективный с точки зрения международного права характер и не зависит от воли участников международного договора, т. е. от того, объявили они данный договор недействительным или нет. Поэтому такой международный договор недействителен с момента его заключения (ab initio). Во втором случае недействительность зависит от оспаривания международного договора одной из его сторон.
Международный договор абсолютно недействителен, если он противоречит императивной норме общего международного права, в частности, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН. К абсолютно недействительным относятся договоры, заключенные в нарушение принципов суверенного равенства государств, самоопределения народов, различного рода колониалистские и неравноправные договоры, договоры о разделе «сфер влияния», агрессивные договоры. Примерами таких договоров могут служить Мюнхенское соглашение 1938 г. и Договор о протекторате фашистской Германии над Чехословакией 1939 г., недействительность которых была подтверждена рядом международно-правовых актов. Относительно недействительные, или оспоримые, международные договоры - это договоры, заключенные под влиянием ошибок, в нарушение конституционных ограничений, полномочий на заключение договора и др. Нарушение тех или иных положений внутреннего права, относящихся к компетенции государственных органов заключать меж государственные договоры, может служить основанием для оспаривания действительности договора лишь в том случае, если нарушение было существенным и очевидным. Иное положение с договорами, заключаемыми международными организациями. Они являются производными от государств субъектами международного права и не вправе создавать нормы своего поведения вопреки нормам, установленным для них государствами в учредительных актах или принятых на их основе решениях и резолюциях этих организаций. Поэтому любые такие международные договоры должны считаться ничтожными.

Последствия недействительности договора. Договор может быть недействительным в целом или в части. Важнейшее последствие недействительности договора состоит в нераспространении на него принципа pacta sunt servanda. Такие договоры в принципе мо гут быть односторонне расторгнуты (аннулированы). Они не являются источниками международного права. В зависимости от вида недействительности последствия и правовые отношения, вытекающие из недействительных договоров, могут или игнорироваться полностью с самого начала как их участниками, так и любыми третьими государствами (ничтожность), или же быть аннулированы с момента оспаривания (относительная не действительность). Но здесь участники договора сохраняют право оспаривать действительность договора с самого начала его действия.
Споры о недействительности международных договоров как вид международных споров должны решаться мирными средствами в соответствии со ст. 33 Устава ООН и процедурой, предусмотрен ной в Венских конвенциях 1969 и 1986 гг.

62.Заключение международных договоров: понятие, стадии

Право заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.
Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.
В полномочиях не нуждаются:
глава государства;
глава правительства;
министр иностранных дел.

Стадии заключения международных договоров
1. Согласование воль государств и других субъектов МП относительно содержания и текста международного договора, а также определенных провил поведения участников. Эта стадия осуществляется либо путем предоставления предложений по дипломатическим каналам, либо на международных конференциях.
Если подготовка текста осуществляется на конференции, то для данной стадии определена специальная процедура.
Если подготовка текста осуществляется в рамках международной организации, то она осуществляется по правилам международной организации.
При постатейном принятии условия международного договора, он принимается по принципам консенсуса - всеобщего одобрения. В силу принципа консенсуса голосовать против нельзя (пример: в 1982 г. при принятии конвенции по морскому праву, Мальта заявила отказ подписывать конвенцию. В силу принципа консенсуса остальные государства не смогли подписать конвекцию и прибегли к давлению на Мальту, которая в итоге согласилась подписать конвенцию.)
2. Подписание (утверждение, ратификация, парафирование и т.д.)
В силу общего принципа международные договоры подписываются:
Межгосударственные договоры - подписываются главами государств
Межправительственные.
Межведомственные договоры - подписываются главами соответствующих ведомств
Дипломатические представитель может по поручению главы своего государства подписать любой договор.
Некоторые понятия присущие подписанию международных договоров.
« Подпись со скрепой» - подписание международного договора главой ведомства иностранных дел.
Парафирование - правило, согласно которому в каждом нижнем углу каждой страницы ставится подписи участников договора, которые скрепляются печатью. На последней странице договор подписывается в целом.
Правило альтерната - в двухстороннем договоре каждый подписывает свой экземпляр первым. В многостороннем договоре договор подписывают по очереди в порядке латинского алфавита.
Аутентичность текстов - тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу. При этом обязательно указание, что в случае разночтений, преимущество имеет текстовка на том или ином языке.
Депозитарий - хранитель текста договора, может выступать в лице одной из сторон договора, какой-либо международной организации или третьей стороны. В договоре оговариваются функции депозитария, как- то: хранение текста договора, принятие ратификационных грамот, разрешение споров по договору и др.
Ратификация - в ряде государств ряд договоров подлежит последующему одобрению высшим органом государственной власти соответствующего государства. При этом оформляется ратификационная грамота, которая состоит из:
1. Преамбулы
2. Содержания
3. Положений о действии в отношении государства.
Один из экземпляров сдается контрагенту или депозитарию.
Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое по его мнению противоречит тексту договора или по другим основаниям.
Оговорка может быть сделана с условиями:
1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также пои подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.
2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка сделанная при подписании, должна быть воспроизведена, в ратификационной грамоте.
3. Если договор заключен между ограниченным числом участников, или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако, если одна -из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в -ним договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки и государством, которое то сделала правоотношение по вопросу оговорки не действует.
4. Участник, сделавший оговорку вправе в любой момент ее снять

Международный договор - основной источник. Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части.

Известны случаи заключения комплекса договоров, каждый из которых считается самостоятельным источником международного права, но их толкование и реализация предполагают согласованное действие.

Своеобразным комплексом можно считать договорные акты по морскому праву - Конвенцию ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашение об осуществлении части XI данной Конвенции от 29 июля 1994 г. и Соглашение об осуществлении положений этой Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, от 4 декабря 1995 г.

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельствам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали «все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе».

Классификация международных договоров возможна по следующим направлениям: по кругу участников; двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько); многосторонние; с неограниченным числом участников (универсальные, общие); с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные); по возможности присоединения других участников; закрытые (то есть договоры, участие в которых зависит от согласия их участников); открытые (то есть договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств); по объекту; договоры по политическим вопросам; договоры по правовым вопросам; договоры по экономическим вопросам; договоры по гуманитарным вопросам; договоры в области безопасности и т. д.;

– по форме договора: письменные; устные;

– по времени действия: бессрочные; срочные; краткосрочные; по пространству действия; региональные; универсальные

Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д.

Стадии заключения международных договоров:

– выдвижение договорной инициативы,

– подготовка текста договора,

– принятие текста договора,

– установление аутентичности текстов договора на разных языках,

– подписание договора,

– выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Способы выражения согласия:

– подписание,

– обмен документами (нотами либо письмами),

– ратификация,

– утверждение,

– принятие,

– одобрение,

– присоединение.

Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права в современной ситуации имеет специфический характер, поскольку после прекращения существования СССР термином «международные договоры Российской Федерации» охватывают три категории договоров: 1) договоры, заключенные непосредственно Российской Федерацией как самостоятельным субъектом международного права; 2) договоры, заключенные Союзом ССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые Российской Федерацией в порядке правопреемства (большинство действующих договоров относится к этой группе); 3) договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в свое время в силу ввиду незавершенности предусмотренной для этого процедуры и ратифицируемые уже от имени Российской Федерации.

2.Международная примирительная процедура: понятие, элементы и содержание

В международном праве посредничество — выступает одним из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

Выдвижение посредником определённых предложений как базы для переговоров и урегулирования споров отличает посредничество от простого содействия или «добрых услуг».

Процедура посредничества регламентирована Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 и Уставом ООН (ст. 33). Согласно Уставу ООН, конвенциям и существующей практике, посредник может выступать по просьбе спорящих сторон, по собственной инициативе либо по почину держав, не причастных к спору. В практике СССР известны случаи, когда Советское правительство принимало посредничество других государств или само выступало посредником. Например, в 1945 СССР согласился на посредничество временного французского правительства в переговорах со Швейцарией о положении интернированных во время войны.

В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учредить специальный международный орган - следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.

Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются: подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и др.

Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть выслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол.

После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению

Согласительные комиссии получили широкое распространение в международной практике. Они имеют более широкие полномочия, чем следственные. Согласительные комиссии, как правило, не ограничиваются только установлением того или иного факта, но и предлагают возможное решение спорного вопроса. Однако в отличие от арбитража и суда окончательное решение по делу принимается сторонами, которые не связаны выводами комиссии.

В соответствии с положениями Акта о мирном разрешении международных споров 1985 г. постоянная согласительная комиссия состоит из пяти членов. По одному члену комиссии назначают спорящие стороны, три других избираются из числа граждан третьих стран. В случае затруднения в выборе членов их назначение может быть поручено председателю Генеральной Ассамблеи ООН, третьим государствам или решено жребием.

3.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовые вопросы спасения космонавтов

Нормы, относящиеся к международно-правовому режиму космического пространства и небесных тел, содержатся главным образом в Договоре по космосу. Ряд важных дополнительных предписаний применительно к статусу Луны и других небесных тел предусмотрен Соглашением о Луне.

Большинство элементов режима космического пространства и небесных тел идентичны. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», то есть не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима. Общее правовое положение космического пространства и небесных тел определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В Соглашении о Луне также определено, что поверхность или недра Луны не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, неправительственного учреждения или любого физического лица.

Природные ресурсы Луны объявлены общим наследием человечества, и установлена обязанность разработать специальный международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью. Вместе с тем, в этом же Соглашении закреплено право государств собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда, а также использовать их для поддержания жизнедеятельности экспедиций при проведении научных экспедиций в необходимых для этих целей количествах.

Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом.

Одновременно, как бы подчеркивая неабсолютность такой свободы, государства — участники Договора по космосу приняли на себя обязательство осуществлять эту деятельность в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания мира и безопасности и развития международного сотрудничества, а также должным образом учитывать при ее осуществлении соответствующие интересы всех других государств и не создавать потенциально вредных помех их деятельности. Установлено обязательство государств-участников принимать необходимые меры для избежания вредного загрязнения космического пространства и небесных тел и неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки неземного вещества. Соглашение о Луне ужесточает это требование, налагая обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и «каким-либо иным путем».

Договор по космосу предусматривает процедуру проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, которая запретила применение любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия.

Договор по космосу разрешает использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований. Вместе с тем, участники Договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом, а также не создавать на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, не осуществлять испытаний любых типов оружия и не проводить военные маневры.

В соответствии с Соглашением о Луне на небесных телах могут создаваться обитаемые и необитаемые станции, которые должны располагаться таким образом, чтобы не препятствовать доступу персонала, аппаратов и оборудования других государств во все районы. На небесных телах запрещаются угроза силой или применение силы, а также использование небесных тел для совершения любых подобных действий в отношении Земли, небесных тел, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.

За деятельность в космическом пространстве, включая небесные тела, государства-участники Договора по космосу несут международную ответственность независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами, в том числе и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора по космосу. При этом деятельность неправительственных юридических лиц должна проводиться в космическом пространстве с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора, которое несет ответственность наряду с таким юридическим лицом за выполнение положений Договора.

В отличие от небесных тел естественного происхождения под космическими объектами в МКП подразумеваются созданные человеком искусственные спутники, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.п., а также их составные части. МКП регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве и до возвращения их на Землю, а также отношения между государствами в случае приземления космического объекта на территории иностранного государства. До запуска и после приземления космического объекта на национальную территорию такая деятельность регулируется национальным правом каждого из государств, если об этом нет специальной договоренности между соответствующими государствами.

Порядок международной регистрации космических объектов был установлен Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года.

Государство-участник Договора по космосу, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Таким образом, на космический объект и его экипаж (независимо от гражданской принадлежности его членов) при их нахождении в космическом пространстве распространяется юрисдикция государства регистрации. В случае когда в запуске космического объекта участвуют два или более государств, эти государства совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Соглашение о Луне предусматривает, что юрисдикция и контроль государства распространяются не только на персонал и космические аппараты, но и на оборудование, установки, станции и сооружения, находящиеся на небесных телах.

Все станции, установки и космические корабли на небесных телах открыты для представителей государств-участников Договора по космосу на основе взаимности.

Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или по возвращении на Землю. При этом по просьбе запустившего государства его космические объекты, обнаруженные где-либо, должны быть возвращены владельцу.

Международное космическое право рассматривает космонавтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом море. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их космический корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Луне, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств - участников Соглашения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднамеренная посадка экипажа космического корабля привели к приземлению на территории, находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, то оно должно принять все возможные меры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.

Список литературы

    Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.

  1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1967 г. № 44. Ст. 588.

  2. Венская Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров // Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов. М., 2007.

    Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство: Принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 года. Ратифицирована
    Указом Президиума ВС СССР от 13.07.1977 № 6020-IX «О ратификации Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» // Ведомости ВС СССР. 27 июля 1977 г. № 30. Ст. 457.

    Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (Заключена в г. г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 29.03.1972). Ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 28.09.1973 № 4855-VIII «О ратификации Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX.- М., 1975. С. 95 – 101.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча