05.03.2020

Принципы правового статуса личности в Российской Федерации: понятие и их классификация. Принципы правового положения личности Что является принципом правового статуса личности


Основополагающие принципы, определяющие характер взаимоотношений личности и государства, провозглашаются в гл. 1 Конституции - «Основы конституционного строя» и гл. 2 - «Права и свободы человека и гражданина». Нельзя не согласиться с М.И. Абдулаевым, который утверждает, что «Это такие исходные принципы, как: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью; обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; признание прав и свобод человека и гражданина критерием деятельности государственной власти и основой содержания и применения российского законодательства; признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; недопустимость отрицания и умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; равенство всех перед законом и судом и т.д.».

Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина :

1. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Принцип равноправия включает в себе следующие положения :

· Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание, не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

· Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

· Равенство прав и свобод признается от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

· Равенство прав и свобод человека и гражданина – равноправие – Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

Следует различать понятия «равенство» и «равноправие». В. Е. Чиркин рассматривая проблему пишет, что даже если рассуждать только абстрактно, абсолютного равенства прав и обязанностей для всех быть не может. Это относиться также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Они могут быть неодинаковыми для различных групп людей, но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковыми для всех ее членов.

Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

2. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления».

Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в силу нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулированы в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав в создании условий для их беспрепятственной реализации.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод . В общем виде принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч.3 ст.15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем Конституция РФ содержит положение о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может представить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формирует таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны других лиц.

6. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга.

Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др.

7. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 года.

В ст. 45 Конституции РФ записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

14.Права, свободы и обязанности – главный элемент правового статуса человека и гражданина.

Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.
Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы:
1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ).
В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда;
2) гражданство;
3) принципы правового статуса человека и гражданина;
4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.

Характерные черты основ конституционно-правого статуса личности в РФ: 1) конституционные права и свободы личности – основа государственной заботы и всей системы права в РФ; 2) они обладают высшей юридической силой; 3) эти права и свободы подлежат особой охране со стороны государства.

Конституция РФ регулирует основы правового статуса личности не в полном объеме, а устанавливает лишь основы этого статуса. Поэтому институт основ конституционно-правового статуса личности является комплексным и включает в себя нормы не только конституционного права, но и нормы других отраслей российского права, например нормы семейного, гражданского, уголовного, экологического и трудового права.

Элементы конституционно-правового статуса личности: 1) права и свободы человека и гражданина; 2) принципы конституционного статуса личности; 3) наличие либо отсутствие российского гражданства.

Конституционные права, свободы и обязанности личности – базовый элемент всего конституционно-правового статуса той или иной категории лиц. При этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.

Принципы конституционно-правового статуса личности в РФ – основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее территории на законных основаниях.

Гражданство – основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ. Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина).


Похожая информация.


(Козлова, Кутафин) Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В Конституции 1993 г. закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Эти начала являются важным условием обеспечения справедливости в пользовании человеком своими правами и свободами, которые гарантированы при их нарушении судебной защитой. Рамки этой защиты в Конституции и федеральном законодательстве неукоснительно расширяются. На конституционном уровне закреплена возможность обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), что в прежнем советском законодательстве не предусматривалось.

Реальность равенства каждого человека перед законом и судом основывается на закрепленных в Конституции принципах деятельности суда и судопроизводства: независимость судей и подчинение их только закону; состязательность и равноправие сторон; открытость разбирательства дел в суде и др. Проводящаяся в настоящее время реформа судебной системы должна привести, в частности, к полному воплощению в жизнь начала равенства перед судом, нарушения которого имеют место в судебной практике, устранить влияние на судебные решения административных, общественных и иных структур, политических ситуаций.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

Это, разумеется, не исключает установления в законе широкой системы льгот для определенных категорий граждан: участников войны, блокадников Ленинграда, сирот, инвалидов и др. Социальная помощь тем лицам, которые в ней нуждаются, не нарушает принципа равенства прав и свобод.

Равноправие Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни.

Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

Естественно, политика государства должна быть направлена на создание условий, препятствующих значительному социальному расслоению общества, с использованием для этого как правовых, так и организационных средств.

В качестве особого аспекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Бывший Союз ССР ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., и у нас в стране сделано в этом отношении немало. Однако до сих пор равные возможности реализации прав женщин не обеспечиваются. Женщины слабо представлены на руководящих постах, их мало, в частности, среди депутатов, предпринимателей. В условиях растущей безработицы "кандидатами" на увольнение часто бывают женщины, сокращаются их возможности получения нового места работы.

Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа. Однако практическая организационная работа по его воплощению в жизнь требует совершенствования.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности .

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 г.

Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.

Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы (ст. 46 - 54).

Закрепленная в Конституции система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного законодательства.

Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам - Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным и уставным судам субъектов Российской Федерации, судам общей юрисдикции.

В Конституции предусмотрен и такой специфический орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Создание условий для реализации прав и свобод - задача не только государственных структур. Ее осуществляют и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция РФ расширила рамки участия и самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

С 5 мая 1998 г. (со дня ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод) российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации. Такие обращения допустимы:

1) только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;

2) только против действий или решений органов властей;

3) в случае если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве;

4) до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанцией.

В положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность. Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.

Под принципами правового статуса личности подразуме­ваются общие основополагающие начала, определяющие его содержание. В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности.

1 . Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

Согласно этому принципу Российская Федерация призна­ет и характеризует права и свободы, свойственные цивилизо­ванному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Междуна­родном пакте о гражданских и политических правах, вступив­ших в силу в 1976 г.

Провозглашенные в указанных документах права и свобо­ды человека и гражданина были взяты под международную за­щиту. Заявляя о своей приверженности к общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепляющим права и свободы человека, Конституция РФ возлагает на госу­дарство обязанность по их обеспечению.

2 . Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод че­ловека и принадлежность их ему от рождения.

Он предполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения. В эпоху то­талитарного режима помимо того, что права и свободы носили декларативный характер, они еще исходили от государства. На этом основании по инициативе государства определенные лица могли быть лишены гражданства или ущемлены в своих пра­вах. В нынешнем Российском государстве в силу того, что Кон­ституцией провозглашается неотчуждаемость прав и свобод человека, государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Тем более оно не может лишить гражданина Российской Федера­ции своего гражданства. Граждане, в свою очередь, свободны Действовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип сводится к следующему.

Во-первых , осуществление прав и свобод человека и граж­данина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Во-вторых , смысл этого равенства выявляется по отношу нию к закону и суду. Государство призвано гарантировать ра­венство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения и т. д.

В-третьих , равенство прав и свобод человека и гражданина обретает реальное существование благодаря и тому, что они объяв­ляются Конституцией РФ непосредственно действующими.

4 . Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он прежде всего основывается на том, что нет прав без обя­занностей, как нет и обязанностей без прав.

В отличие от ранее действовавшей Конституции РФ новый Основной закон преимущественно возлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданами минимум обязанностей. Объем обязанностей, возлагаемых Конституцией на граждан, прежде всего отвечает интересам общества и его членов. Без их реализации оно не может нормально функционировать.

Таким образом, принципы правого статуса личности, воп­лощенные в Конституции РФ, определяют характер, смысл и содержание прав и свобод человека и гражданина в условиях правового демократического государства.

Заключение

Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личнос­ти, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного го­сударства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2, – обязанность государства».

Установленные Конституцией принципиальные положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного обще­ства, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятель­ность демократического государства, на его компетенцию и потенци­альные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые харак­теризуют его как конституционное.



В современной российской действительности, когда растет преступ­ность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, при­знание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и сво­бод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократичес­кий потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Абдулаев М. И. «Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений» - М.: Финансовый контроль, 2004. - 410с.

3. Абдуллаев М. И. « Правоведение; Учебник для вузов». Под редакцией - М.: Финансовый контроль, 2004. - 561с.

4. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов».- М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА ×М, 1998. - 752с.

5. Габричидзе Б.Н, Ким-Кимэн А.Н, Чернявский А.Г. «Конституционное право: Учебник» - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.- 472с.

Правовой статус личности базируется на конституционных принципах, которые отражают конкретные основы отношений между государством и физическим лицом. К конституционным принципам правового статуса личности относятся: принцип всеобщности прав и свобод; принцип равенства; принцип единства прав и обязанностей; принцип гарантированности прав и свобод; принцип взаимной ответственности государства и личности.

Принцип всеобщности прав и свобод означает, что все люди являются свободными и наделены правами от рождения (ст. 21 Конституции Украины).

Принцип равенства означает, что права, свободы и обязанности признаются за всеми в одинаковом объеме, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места проживания и иных обстоятельств. Принцип равенства провозглашает равенство всех перед законом и судом (ст. 24 Конституции Украины).

Принцип единства прав и обязанностей проявляется в чет кой сбалансированности прав и обязанностей в правовом статусе личности. В социально организованном обществе у субъектане может быть прав без обязанностей, как и обязанностей без прав. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения человеком и гражданином своих обязанностей. В Конституции Украины устанавливается, что использование субъективных прав и свобод не должно причинять ущерб интересам общества и государства, правам иных участников общественных отношений (ст. 23 Конституции Украины).

Принцип гарантированности прав и свобод заключается в том, что государство выступает в качестве главного субъекта, обеспечивающего возможность реализации конституционных прав и свобод с помощью правовых, политических, экономических, социальных и иных средств. Права и свободы гарантируются государством и не могут быть отменены; при принятии новых законов, а также при внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Гарантированность прав и свобод в значительной степени определяется политическим режимом, уровнем развития демократии, наличием специальных органов, занимающихся защитой прав и свобод, высоким уровнем правовой культуры, социально-правовой активностью личности и т.д.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина проявляется в их взаимных правах и обязанностях. Конституция Украины устанавливает ответственность государства перед обществом личностью за свою деятельность (ст. 3 Конституции Украины).

Гражданство Украины

Правовой статус личности определяется, прежде всего,ее принадлежностью к государству, наличием или отсутствием гражданства. В полном объеме права и свободы государство гарантирует только собственным гражданам. Соответственно, на граждан налагается и больше обязанностей.

Основы правового регулирования института гражданства в Украине составляют Конституция Украины, Закон Украины «О гражданстве Украины», а также иные нормативно-правовые акты. Закон Украины «О гражданстве Украины» определяет гражданство Украины как правовую связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О гражданстве» гражданство Украины основывается на следующих принципах:

Единого гражданства - гражданства государства Украина, которое исключает существование гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается только лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины;

Предотвращения случаев возникновения безгражданства;

Невозможности лишения гражданина Украины гражданства Украины;

Признания права гражданина Украины на смену гражданства;

Невозможности автоматического приобретения, а также прекращения гражданства Украины;

Равенства перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины;

Сохранения гражданства Украины независимо от местожительства гражданина Украины.

Гражданами Украины являются:

а) все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины;

б) лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, местожительства, языковых и иных признаков которые на момент вступления в силу Закон Украины «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991 года) года постоянно проживали в Украине и не являлись гражданами других государств;

в) лица, прибывшее в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, прибывшие вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не достигли совершеннолетия;

г) лица, которые приобрели гражданство Украинысогласно законам Украины и международным договорам Украины.

Гражданство Украины приобретается:

1) по рождению;

2) по территориальному происхождению;

3) вследствие принятия в гражданство;

4) вследствие восстановления в гражданстве;

5) вследствие усыновления;

6) вследствие установления над ребенком опеки или попечительства;

7) вследствие установления над лицом, признанным судом не дееспособным, опеки;

8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка;

9) вследствие установления отцовства;

10) по иным основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

Согласно ст. 9 Закона Украины «О гражданстве Украины» условиями приема в гражданство Украины являются:

1) признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины;

2) обязательство прекратить иностранное гражданство или не пребывание в иностранном гражданстве;

3) беспрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних 5 лет;

4) получение разрешения на постоянное проживание в Украине;

5) владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения;

6) наличие законных источников существования.

Положения, предусмотренные пп. 3-6, не распространяются на лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной, и на лиц принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины.

В гражданство Украины в силу ст. 9 Закона Украины «О гражданства Украины» не могут быть приняты лица, которые:

1) совершили преступление против человечества или осуществляли геноцид;

2) осуждены в Украине к лишению свободы за совершение тяж кого преступления до погашения или снятия судимости;

3) совершили на территории другого государства действия, признанные законодательством Украины тяжким преступлением.

Конституция Украины содержит широкий перечень прав и свобод человека и гражданина: из 161 статьи Основного Закона правовому статусу личности посвящено 48 статей - без малого третья часть текста Конституции. При этом права и свободы закреплены во втором разделе Конституции, который следует после раздела, устанавливающего основы конституционного строя.

Конституционные (основные) права и свободы по содержанию подразделяются на гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные и права в области экологии.

1. Личные права и свободы включают в себя: право на жизнь;

право на уважение чести и достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции; право на невмешательство в личную и семейную жизнь;

право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства, право на свободу мысли и слова, право на свободу мировоззрения и вероисповедания и другие права и свободы.

2. К политическим правам и свободам относятся: право принимать участие в управлении государственными делами; право избирать и избираться; право на свободу союзов и ассоциаций; право на свободу мирных собраний и т.д.

3. Социально-экономическими правами и свободами являются:

право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, право на свободу предпринимательской деятельности; право на труд; право работающих на забастовку для защиты всех своих экономических и социальных интересов; право на отдых; право на социальную защиту; право на жилище; право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи; право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование и другие.

4. Культурные права это: право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, право на защиту интеллектуальной собственности; право на свободный доступ к культурному наследию; право на образование т.д.

5. Впервые на конституционном уровне (ст. 50 Конституции Украины) в нашем государстве устанавливается, что каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на распространение такой информации. Перечисленные права составляют категорию экологических прав и свобод.

К основным обязанностям относятся: обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины; не посягать на права, свободы, честь и достоинство других субъектов; защищать Отечество; независимость и территориальную целостность Украины; уважать государственную символику, не причинять ущерб природе, культурному наследию, возмещать причиненный убытки; платить налоги и сборы.


Похожая информация.


Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их исполнение.

Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В конституции 1993 года закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

2. Права, свободы и обязанности личности основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством, и другие политико-организационные факторы.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Такого рода конституционные нормы относятся прежде всего к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод самим государством. Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

3. Правой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Часть 2 статьи 55 Конституции закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы - основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.

Но нельзя забывать, что каждому человеку необходимо правомерно использовать свои права и свободы, без нарушения предписаний закона и прежде всего Конституции. Это вытекает из статьи 17 Конституции, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод.

Конституция РФ строго оговаривает рамки и порядок такого ограничения - права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (ч. 3 ст. 55) Определенные ограничения могут вводится с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность честной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др. (ст. 56 Конституции РФ).

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. (этот вопрос мы рассмотрели выше).


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча