13.08.2019

При необходимости изъятия определенных предметов производится. Как производятся обыск и выемка в уголовных делах. В каком случае при обыске происходит выемка: основания для выемки


  • Общие положения
  • Уголовное судопроизводство (уголовный процесс): понятие, сущность и задачи
    • Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса)
    • Назначение уголовного судопроизводства
    • Стадии уголовного процесса: понятие и система
    • Основные уголовно-процессуальные понятия
  • Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство
    • Уголовно-процессуальное право: понятие и значение
    • Источники уголовно-процессуального права
    • Уголовно-процессуальный закон: понятие и значение
    • Уголовно-процессуальные нормы: понятие, виды и структура
  • Принципы уголовного судопроизводства
    • Принципы уголовного судопроизводства: понятие, признаки и система
    • Характеристика отдельных принципов уголовного судопроизводства
  • Участники уголовного судопроизводства
    • Участники уголовного судопроизводства: понятие и классификация
    • Суд как участник уголовного судопроизводства
    • Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    • Иные участники уголовного судопроизводства
    • Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве
  • Уголовное преследование
    • Уголовное преследование: понятие и сущность
    • Виды уголовного преследования
      • Уголовное преследование по делам публичного обвинения
      • Уголовное преследование по делам частного обвинения
      • Уголовное преследование по делам частно-публичного обвинения
  • Доказательства и доказывание
    • Доказывание в уголовном судопроизводстве: сущность, цель
    • Обстоятельства, подлежащие доказыванию (предмет доказывания)
    • Доказательства: признаки, свойства, классификация
    • Виды (источники) доказательств
    • Процесс доказывания
    • Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
    • Преюдиция и ее роль в процессе доказывания
  • Меры процессуального принуждения
    • Меры процессуального принуждения: понятие, сущность и значение
    • Задержание подозреваемого
    • Меры пресечения
      • Залог
      • Домашний арест (ст. 107 УПК РФ)
      • Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ)
    • Иные меры процессуального принуждения
      • Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ)
      • Привод (ст. 113 УПК РФ)
      • Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ)
      • Наложение ареста на имущество (ст. 115-116 УПК РФ)
      • Денежное взыскание (ст. 117 УПК РФ)
  • Ходатайства и жалобы
    • Процессуальный порядок заявления и разрешения ходатайства
    • Процессуальный порядок заявления и разрешения жалоб
  • Процессуальные сроки. Процессуальные издержки. Процессуальные документы
    • Процессуальные сроки
      • Исчисление процессуальных сроков
      • Порядок соблюдения и продления процессуальных сроков
      • Восстановление пропущенного процессуального срока
    • Процессуальные издержки
      • Порядок взыскания процессуальных издержек
    • Процессуальные документы
      • Классификация процессуальных документов по стадиям и содержанию
      • Классификация юридических документов по их юридической природе
  • Реабилитация в уголовном судопроизводстве
    • Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие, признаки и значение
    • Основания возникновения права на реабилитацию
    • Порядок возмещения имущественного вреда
    • Порядок возмещения морального вреда
    • Порядок восстановления трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного
  • ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • Возбуждение уголовного дела
    • Стадия возбуждения уголовного дела: понятие и значение
    • Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
      • Заявление о преступлении
      • Заявление о явке с повинной
      • Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников
      • Постановление прокурора
    • Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
    • Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела
    • Передача сообщения о преступлении по подследственности или в суд
  • Предварительное расследование
    • Стадия предварительного расследования: понятие и значение
    • Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)
    • Дознание в сокращенной форме: основания и порядок производства
    • Система общих условий предварительного расследования
    • Досудебное соглашение о сотрудничестве
  • Следственные действия
    • Следственные действия: понятие и система
    • Общие правила производства следственных действий
    • Осмотр как следственное действие
    • Освидетельствование
    • Следственный эксперимент
    • Обыск
    • Выемка
    • Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
    • Контроль и запись переговоров
    • Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
    • Допрос
    • Очная ставка
    • Предъявление для опознания
    • Проверка показаний на месте
    • Назначение и производство судебной экспертизы
  • Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого
    • Привлечение в качестве обвиняемого: сущность и значение
    • Основания привлечения в качестве обвиняемого
    • Порядок привлечения в качестве обвиняемого при производстве предварительного следствия
    • Предъявление обвинения
    • Допрос обвиняемого
    • Особенности привлечения в качестве обвиняемого при производстве дознания
  • Приостановление и возобновление предварительного расследования
    • Приостановление предварительного расследования: значение и признаки
    • Основания и условия приостановления предварительного расследования
    • Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования
    • Действия после приостановления предварительного расследования. Розыск подозреваемого, обвиняемого
    • Возобновление приостановленного предварительного расследования
  • Окончание предварительного расследования
    • Окончание предварительного расследования: сущность и виды
    • Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
    • Процессуальный порядок прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования
    • Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Окончание дознания с обвинительным актом
    • Окончание дознания в сокращенной форме
    • Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением
  • СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • Производство в суде первой инстанции
    • Подготовка к судебному заседанию
      • Предварительное слушание
    • Судебное разбирательство: понятие и значение. Общие условия судебного разбирательства
    • Порядок судебного разбирательства
      • Судебное следствие
      • Прения сторон
      • Последнее слово подсудимого
      • Постановление приговора
  • Особый порядок судебного разбирательства
    • Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением
    • Особый порядок принятия судебного заседания при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве
    • Особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме
  • Особенности производства у мирового судьи
    • Правовая основа деятельности и полномочия мирового судьи по уголовным делам
    • Особенности производства у мирового судьи по уголовным делам частного обвинения
    • Производство по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, подсудным мировому судье
  • Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей
    • Этапы становления и развития в России производства в суде с участием присяжных заседателей
    • Предварительное слушание и составление предварительного списка присяжных заседателей. Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей
    • Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей
    • Прения сторон и последнее слово подсудимого
    • Вынесение и провозглашение вердикта
    • Обсуждение последствий вердикта и постановление приговора
  • Производство в суде второй (апелляционной) инстанции
    • Производство в суде апелляционной инстанции: понятие, значение и основные черты
    • Порядок принесения апелляционных жалобы, представления
    • Назначение и подготовка заседания суда апелляционной инстанции
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции
    • Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции
    • Апелляционные приговор, определение и постановление
  • Исполнение приговора
    • Стадия исполнения приговора: понятие и значение
    • Порядок обращения к исполнению приговора, определения и постановления суда. Непосредственное исполнение судом приговора
    • Вопросы, связанные с исполнением приговора, и порядок их разрешения
  • Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
    • Пересмотр приговоров и иных решений суда, вступивших в законную силу: понятие, виды и значение
    • Производство в суде кассационной инстанции
    • Производство в суде надзорной инстанции
    • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
  • ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Понятие производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
  • Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера
    • Производства о применении принудительных мер медицинского характера: общая характеристика и основания для производства о применении
    • Особенности предварительного расследования по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера
    • Особенности судебного разбирательства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера
    • Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    • Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
    • Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
    • Особенности предварительного расследования в отношении отдельных категорий лиц
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
  • Основные формы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
    • Правовая основа осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
    • Основные формы международного сотрудничества по уголовным делам
    • Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора (экстрадиция)
    • Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является
  • Уголовный процесс зарубежных государств
    • Типы (формы) уголовного процесса зарубежных государств
    • Общая характеристика уголовного процесса состязательного типа
    • Общая характеристика уголовного процесса смешанного типа

Выемка

Согласно ч. 1 ст. 183 УПК РФ при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Порядок производства выемки и фиксации ее хода и результатов определяется ст. 183 УПК РФ.

Выемка следственное действие, сущность которого заключается в изъятии (при необходимости принудительном) должностным лицом, осуществляющим производство по уголовному делу, на основаниях и в порядке, предусмотренном законом, предметов и документов, имеющих значение дня уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.

В зависимости от особенностей процессуального порядка существуют следующие виды выемки:

  1. выемка предметов (документов) в помещениях предприятий:
  2. выемка предметов, документов в жилище:
  3. выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи:
  4. выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну:
  5. выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях 1 Выемку почтово-телеграфных отправлений (ч. 5 ст. 185 УПК РФ) следует рассматривать в виде составной части такого следственного действия, как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Нели осмотр и выемка в данном случае рассматриваются как самостоятельные следственные действия, то наложение ареста на почтово-телеграфные отправления теряет направленность на получение доказательств и как следственное действие рассматриваться не может. .

Законодатель указывает на возможность изъятия посредством производства выемки лишь предметов и документов (ч. 1 ст. 183 УПК РФ). В связи с этим, даже если точно известно, где и у кого находится конкретное разыскиваемое лицо или труп, необходимо производить не выемку, а обыск.

Фактическое основание производства выемки - наличие достоверных доказательств, на основании которых может быть сделан вывод о нахождении индивидуально определенных, имеющих значение для дела предметов (документов) в конкретном месте и во владении конкретного лица.

Выемка не может быть проведена, если известно, что предмет (документ) находится в определенном помещении, но отсутствуют доказательства, свидетельствующие о его конкретном месте нахождения. В случае когда такое место известно, но отсутствуют данные об индивидуальных признаках предмета, документа (например, известно, что в сейфе находится орудие преступления - пистолет, но неясно, какой именно), необходимо производить обыск, поскольку подобных предметов в этом месте может оказаться несколько, а посредством выемки может быть изъят лишь один из них, указанный в постановлении. При наличии достоверных доказательств, прямо указывающих на место нахождения индивидуально определенного предмета (документа), изъятие его путем производства выемки возможно лишь при условии, если точно известно, в чьем владении находится предмет (документ) на момент производства выемки.

Выемка производится по постановлению следователя (дознавателя). Выемка в жилище, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производятся на основании судебною решения, принимаемого в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.

Процессуальные правила производства выемки во многом совпадают с правилами производства обыска. Так, производство выемки не допускается в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве выемки необходимо обеспечить присутствие лица, у которого производится выемка, или совершеннолетних членов его семьи. В производстве выемки по решению следователя может принимать участие специалист. Лицо, у которого производится выемка, имеет право на юридическую помощь адвоката. Перед началом следственного действия следователь должен разъяснить права и обязанности лицам, принимающим в нем участие. После этого лицу под расписку предъявляется постановление о производстве выемки и предлагается выдать предметы и документы, подлежащие изъятию.

В случае когда предметы и документы, указанные в постановлении не выдаются добровольно, выемка может быть проведена принудительно. Если подлежащие изъятию предметы (документы) не обнаружены в предполагаемом месте, производство поисковых действий (в отличие от обыска) не допускается. В этом случае производство выемки заканчивается. При этом если необходимость обнаружения и изъятия предмета (документа) обусловлена случаем, не терпящим отлагательства, следователь вправе вы нести постановление о производстве обыска, в ходе которого произвести поисковые действия с последующим уведомлением об этом суда и прокурора (если для производства обыска требуется судебное решение) по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 165 УПК РФ.

Изъятые в ходе выемки предметы предъявляются лицам, присутствующим при выемке, упаковываются и опечатываются на месте производства выемки. Изъятие электронных носителей информации производится по тем же правилам, что и в ходе обыска.

О производстве выемки составляется протокол. Копия протокола вручается лицу, у которого производилась выемка.

В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

Таким образом, выемка отличается от обыска следующими признаками. Она может производиться, только если точно известно: (1) какие предметы (документы) подлежат изъятию; (2) конкретное местонахождение предметов (документов), подлежащих изъятию; (3) в чьем владении на момент производства выемки находятся подлежащие изъятию предметы (документы). Кроме того, в ходе выемки не допускаются поисковые действия.

На практике для этого используется выемка, суть которого состоит в получении либо принудительном изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, при условии, что условии, что точно известно, где и у кого они находятся.

Выемка, производимая в кредитных организациях, представляет определенные особенности по порядку принятия решения и проведения данного следственного действия. Связано это с тем, что сведения, содержащиеся в истребуемых документах, содержат охраняемую законом информацию. Согласно ст. 857 ГК РФ банк (иная кредитная организация) гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливает исчерпывающий перечень государственных органов и их должностных лиц, имеющих право доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, а также условия предоставления информации. В частности, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, справки по операциям и счетам юридических лиц, индивидуальных g редпринимателей, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией при наличии согласия на это прокурора (части 2, 4 статьи).

Разница между получением справок, содержащих банковскую тайну и выемкой документов, ее содержащих, в том, что при выемке получаются или изымаются сами первичные материальные носители информации, тогда как справки по операциям и счетам представляются вторичными носителями. В таком случае порядок производства выемки должен быть по логике вещей сложнее порядка получения справок по операциям и счетам клиентов.

Основания и порядок производства выемки регламентируется статьей 183 УПК РФ. Согласно части 1 статьи при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Часть 2 статьи в регламентации порядка проведения выемки отсылает к порядку производства обыска (ст. 182 УПК), за исключением установленных в ней специальных правил. То есть, о проведении выемки следователь выносит постановление, а сама выемка проводится в присутствии понятых и ее ход протоколируется (ст. 164, 166, 170 УПК РФ).

Части 3 и 4 статьи 183 УПК содержат важные для проведения выемки в кредитной организации нормы. Согласно части 3 выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну , производится следователем с санкции прокурора, а по части 4 выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК. В таких случаях следователь обязан с согласия прокурора ходатайствовать перед судом о проведении данного следственного действия, о чем выносится соответствующее постановление.

Конституционной основой здесь выступает статья 23 Конституции РФ о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Данные нормы также вполне соотносятся с нормами ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Во взаимоотношениях следственных органов и кредитных организаций вызывает разногласия вопрос о толковании нормы статьи ч. 3 ст. 183 УПК. Представители органов следствия часто настаивают на буквальном толковании, утверждая, что при выемке документов по счетам юридических лиц (организаций) не требуется судебное решение, а достаточно санкции прокурора. В приложении № 78 к УПК, содержащем бланк постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве выемки в банках (иных кредитных организациях) также упоминаются только счета (вклады) граждан.

Однако т акое понимание нормы закона вызывает большие сомнения с позиции закрепленного в конституции РФ равенства перед законом и судом (ст.19). Ведь за личностью юридического лица стоят интересы определенных граждан, т. е. физических лиц. Конституционный суд России, распостраняя действие Главы 2 Конституции на юридических лиц, в принимаемых им актах неоднократно подчеркивал, что юридические лица по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для совместной реализации своих конституционных прав , как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации). Следовательно, провозглашенные Конституцией РФ права и свободы граждан, а также гарантии их реализации должны распостраняться и на юридических лиц, в той мере, в какой это соответствует их существу.

Изложенное означает, что норму ч. 3 ст. 183 УПК следует толковать расширительно, поскольку вкладываемый в нее законодателем смысл шире буквального слововыражения. Только такое толкование соответствует Конституции РФ и согласуется с нормами п. п. 7, 9 части 2 ст. 29 УПК РФ, согласно которым только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях и о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также с нормой ст. 10 ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального Кодекса РФ» от 18.12.2001 N 177-ФЗ, в которой устанавливается срок введения в действие части 2 ст. 29 УПК РФ (без указания на принадлежность счетом и вкладов гражданам - А. А.) . К сожалению, такая разноголосица в тексте закона, объяснимая, на мой взгляд, только небрежностью законодателя, влечет споры между кредитными организациями и следственными органами. Однако каких-либо критических комментариев к статье 183 УПК и материалов судебной практики обнаружить не удалось.

Таким образом, при выемке в кредитной организации документов, содержащих информацию о счетах и вкладах клиентов кредитной организации, независимо от того физические это лица или юридические, необходимо наличие судебного решения. При выемке документов, содержащих иную охраняемую тайну, например, коммерческую тайну самой кредитной организации, необходима санкция прокурора.


См. например Постановление Конституционного Cуда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" //Российская газет от 6 ноября 1993 г.

При расследовании преступлений применяется множество самых разнообразных следственных действий, каждое из которых четко регламентируется законом. Выемка документов не является исключением, но есть множество нюансов и мелочей, зная которые можно в полном объеме понимать сущность явления. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса обозначено, каковы основания и порядок производства такого следственного действия.

Общая характеристика выемки

Выемка документов - это действия следователя или дознавателя, которые заключаются в изъятии из помещений, территорий или местности документов, которые имеют значение для уголовного дела. Особенность заключается в том, что предварительный поиск не требуется, должностные лица уже знают, где находятся документы, и просто изымают их. Разрешение на производство этого следственного действия дается вышестоящим должностным лицом или уполномоченным органом, только с ним можно приступить к процессу выемки. Изъятие может проводиться как в добровольном порядке, так и с применением принуждения, об этом делается пометка в протоколе, но на факт изъятия это обстоятельство влияния не оказывает.

Основная задача действия заключается в изъятии у конкретного лица в точном месте документа, который необходим следствию. Обращаем внимание, что в Уголовно-процессуальном кодексе выемка документов не обозначена отдельной статьей, есть общие положения о выемке, в которых также говорится о предметах, не только о документах.

Условия выемки

В статье 183 указываются условия, при которых должна производиться выемка по общему правилу. Есть те, что не подчеркивают суть выемки как следственного действия, а есть другие - они отличают ее от иных следственных действий. Общие условия выемки:

  1. Действие должно быть необходимым, то есть документ должен быть важен и достать его иным путем невозможно.
  2. Изымать можно только те документы, которые имеют отношение к конкретному уголовному делу. В постановлении на проведение следственного действия необходимо мотивированно объяснить, зачем оно нужно, ссылаясь на обстоятельства уголовного дела.

Условия, отличающие выемку от иных действий

Данные условия, в отличие от предыдущих, являются также и основаниями выемки документов. Зачастую данное действие путается с обыском, в котором тоже изымаются документы и предметы. Отличие кроется в следующих положениях:

  1. Место, в котором находится объект, должно быть четко известно. Суть действия сводится к тому, что должностные лица прибывают в конкретное помещение, знают, где лежат документы, изымают их и покидают территорию.
  2. Следствию должно быть известно лицо, у которого содержатся документы, необходимые для изъятия. Данное условие схоже с предыдущим.

Разрешение на производство

Как говорилось ранее, выемке предшествует составление постановления следователя. В нем объясняется, какие конкретно документы нужно изъять, почему они так важны для дела, для какого дела конкретно они важны, у кого будет производиться выемка. Наличие такого документа - общее правило, из которого есть исключения. Если речь идет о прибытии в жилище, необходимо разрешение суда. То есть если следователь отправляется в жилое помещение, в котором живут люди, ему нужно взять разрешение суда. Именно его следователь показывает жильцам. Закон разрешает проводить выемку в ломбарде только с разрешения суда, но это больше касается предметов, поэтому не будем уделять большое внимание этому положению.

Документы, содержащие тайну

Выемка документов в рамках уголовного дела может затрагивать государственную или какую-либо другую тайну, которая охраняется в особом порядке. Сюда же относятся документы, в которых есть сведения о вкладах, счетах граждан, отчетности кредитных организаций и банков. Выемка документов, передаваемых через почту или телеграф, также производится в особом порядке.

  • В первую очередь следователь составляет ходатайство, в котором указывает основания проведения выемки, важность и необходимость документов, которые будут изъяты в процессе. Необходимо ссылаться на нормы закона, а также на фактические обстоятельства дела, по которому идет расследование.
  • Подача ходатайства в суд и рассмотрение. На этом этапе суд оценивает необходимость проведения выемки, особенно, если речь идет о тайне. По результатам рассмотрения выносится решение.
  • Суд выносит решение и в том случае, если дано разрешение на производство выемки, следователь с ним отправляется на место.

Элементы выемки

Существует несколько элементов, которые должен совершить следователь или дознаватель при реализации следственного действия. Если один из элементов будет нарушен или отсутствует вовсе, доказательства, полученные в процессе, можно признать недопустимыми, и в суде эта линия обвинения разрушится.

  1. Прибытие в место или к лицу, у которого находится документ. Изъятие всех необходимых документов. Нельзя брать что-то, что не указано в разрешении на проведение выемки, все производится строго по порядку.
  2. После того как документ изъят, необходимо показать его понятым. При необходимости они могут пролистать бумаги, если их много. Выемка документов производится зачастую при участии и других лиц, например, того, у кого изымают. Дознаватель или следователь должны всем участникам показать документы.
  3. Составление протокола, в котором обозначаются все детали и описываются изъятые документы, обозначается, добровольно или принудительно производилось действие. Также фиксируются данные лица, у которого изъяты бумаги, описывается упаковка и факт изъятия.
  4. После того как объект упакован правильно и опечатан, необходимо поставить свои подписи дознавателю или следователю рядом с печатью. Ставятся и подписи лица, у которого произведена выемка, а также понятых. Заполняется в котором опять же ставятся подписи всех участников.

Протокол

Как мы отметили, по результатам проведения выемки документов и предметов составляется протокол. В зависимости от сути и деталей следственного действия уточняется название документа. Например, если речь идет конкретно о документах, в шапке пишется "протокол производства выемки документов". Далее ставится место и дата составления документа, звание и должность следователя, также фамилия и инициалы. После чего указываются данные понятых и иных участников процесса. Делается ссылка на постановление, которое разрешило проводить выемку, не забываем и про норму закона, который разрешает проведение следственного действия. После чего следователь подробно описывает, что, в каком порядке и как было изъято. Необходимо описать документы и отметить, что все они упакованы и опечатаны. После чего все участники ставят свои подписи. Протокол выемки документов считается готовым, его можно впоследствии вшивать в материалы дела.

Налоговая проверка

Не только следователи и дознаватели имеют право на проведение следственных действий, сотрудники налоговых органов вправе изымать документы. Не будем подробно описывать разновидности налоговой проверки. Нас интересует исключительно выездная, ведь в рамках нее возможна выемка документов. В процессе выездной проверки сотрудники налогового органа выезжают на место нахождения налогоплательщика. Решение о проведении такой проверки составляет руководитель налогового органа, подписывает постановление. Именно оно является основанием проведения проверки. Если речь идет о выемке, нужно составлять отдельное постановление о производстве выемки, которое также подписывается руководителем. В налоговой проверке выемка документов - явление довольно частое, но действия эти совершенно разные, поэтому разрешение требуется отдельное. В противном случае последует признание доказательств недопустимыми, а значит, обвинение будет сведено к нулю.

Основания выемки документов налоговыми органами

В системе налоговых органов действует Письмо ФНС, которое вышло еще 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837. В нем установлены четкие случаи, когда может проводиться выемка документов налоговыми органами.

  1. Если у сотрудников есть основания полагать, что налогоплательщик скрывает, уничтожает, заменяет или исправляет подлинные документы, выдавая на проверку фальшивые акты и отчеты. Из-за этого не может проводиться полноценная выездная проверка, а значит, сотрудники могут провести выемку, чтобы с помощью экспертов определить, подделка это или нет, на основании чего действовать дальше.
  2. Если проверяемая организация отказывается предоставить документы, которые запрашивают сотрудники налоговой службы. То есть добровольная передача документов не состоится, значит, необходимо провести выемку в принудительном порядке.
  3. Если проверяющим нужно получить документы для проведения экспертизы, приобщения к материалам уголовного дела.

Все эти основания перечислены в Письме и являются законными основаниями выемки документов налоговой службой.

Составляется ли в таком случае протокол?

Несмотря на то что компетенция налоговых органов совершенно отличается от органов внутренних дел, по результатам проведения выемки необходимо составить протокол. В процессе нужно задействовать также понятых, составить протокол по тем же положениям, что были описаны выше. Документ нужно подписать всем участникам налоговой проверки и выемки.

В том случае, если изымаются документы, с них делаются копии, которые передаются проверяемой организации. Если невозможно изготовить и передать копии, то налоговый орган берет на себя обязательство вернуть все документы через 5 рабочих дней с момента выемки.

Выемка с электронных носителей

Время идет, и современные технологии не остаются в стороне, многая информация хранится не в бумажном варианте, а в электронном. Законодатель предусмотрел это обстоятельство. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса указано, что в таком случае нужно обязательно привлечь специалиста. Если владелец информации подает ходатайство, нужно сделать копии всех документов, подлежащих изъятию под контролем специалиста. Копирование производится на дополнительный электронный носитель, который предоставляется владельцем информации. Закон запрещает проведение копирования, если оно может создать препятствия расследованию или уничтожению, повреждению информации. Если проведено копирование, об этом делается пометка в протоколе, который составляется следователем. Порядок, основания и условия производства выемки документов в электронном варианте остаются неизменными и не отличаются от общего порядка.

Заключение

Такое следственное действие, как выемка документов, является важным и становится все более популярным с течением времени, когда уровень экономических преступлений постоянно повышается. Законодателю необходимо более подробно и детально регламентировать порядок выемки электронных документов. Мы помогли вам разобраться в основаниях, условиях, порядке и особенностях производства выемки как сотрудниками органов внутренних дел, так и налоговых органов. Несмотря на различную сферу работы, и те и другие уполномочены совершать выемку.

Обыск - следственное действие, производимое путем принудительного обследования помещения или иного места, либо лица с целью отыскания и изъятия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, могущих иметь значение для дела. В ряде случаев обыск производится для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

Именно своим принудительным характером, необходимостью при обыске в определенных законом пределах ограничивать права граждан на личную свободу, свободу личной жизни и неприкосновенность жилища обыск отличается от осмотра и других следственных действий. И поэтому основания для производства обыска (фактические и правовые) и процессуальный режим его проведения обеспечены дополнительными гарантиями прав и законных интересов личности. По этой же причине большая часть тактических приемов обыска, связанных с допустимым принуждением, опосредована уголовно-процессуальным законом (а потому и является предметом нашего анализа).

Образно говоря, если для производства осмотра (в частности осмотра места происшествия - следственного действия, наиболее близкого по своим целям к обыску в помещении) следователя «приглашают» лица, которые выявили событие, имеющее, возможно, криминальный характер, то на обыск следователя не только не «приглашают», но и не ожидают его производства. и более того, как минимум, не желают этого обяска. Он производится по инициативе самого следователя, как правило, внезапно для обыскиваемых лиц, и неизбежно связан с реальным или потенциальным принуждением в отношении не только непосредственно обыскиваемых, но и ряда других лиц (в частности, оказавшихся случайно или по делам службы в месте проведения обыска).

Приведем условный пример. Если следователь получил данные, что в определенном месте в лесу сокрыт какой-либо предмет, имеющий значение для дела (скажем, топор, явившийся орудием преступления), то для его обнаружения следует произвести осмотр, так как действия по розыску и изъятию искомого объекта ничьи права не ущемляют в принципе.

Если же есть основания полагать что тот же топор сокрыт на садовом участке какого-либо конкретного лица (подозреваемого, его родственника, совершенно постороннего для преступника человека), то для его обнаружения и изъятия необходимо уже проведение не осмотра, а обыска. Дело в том, что в этом случае следователь вынужден вторгаться на участок находящийся во владении или в оперативном управлении определенного лица, производить раскопки и другие инициативные действия для обнаружения искомого предмета, ограничивая тем самым право гражданина на неприкосновенность личной собственности и личной жизни.

К целям обыска следует отнести обнаружение:

И изъятие предметов или документов, могущих иметь значение непосредственно по расследуемому преступлению (в том числе орудий и следов преступления, предметов и ценностей, добытых в результате его совершения);

Ценностей, других предметов или документов, наличие которых позволяет выдвинуть версию о совершении других преступлений помимо расследуемого, обусловившего проведение обыска;

Предметов, хранение или ношение которых само по себе является преступлением (например, огнестрельного оружия, наркотиков без соответствующих разрешений);

Предметов и документов, запрещенных к свободному обращению (ядов, радиоактивных или отравляющих веществ и т.д.);

Разыскиваемых лиц;

Выемка гносеологически и во многом процессуально представляет собой лишь разновидность обыска. Во-первых, она производится для изъятия, в сущности, тех же объектов, на обнаружение которых направлен и обыск, но с одной оговоркой. В этом случае следователь знает, какие именно предметы и документы должны быть обнаружены при выемке, и ему точно известно, где и у кого они находятся (обыск же в этом отношении носит во многом прогностический характер, о чем более подробно скажем ниже). Во-вторых, закон прямо указывает, что выемка производится в процессуальном режиме обыска (ч. 2 ст. 183 УПК РФ; следовательно, на нее распространяются все процессуально-тактические приемы и рекомендации, сформулированные законом для обыска). В-третьих, предусмотренная частью 5 этой же статьи УПК РФ возможность принудительного производства выемки во многом практически нивелирует тактические различия выемки и обыска.

По объекту можно выделить такие виды обыска:

Обыск в помещении (на даче, в доме, квартире, служебном кабинете, в подсобных и других служебных помещениях магазина);

Обыск в ином месте; в эту классификационную группу следует отнести обыск на садовых и приусадебных участках, в автомашине, подвалах, погребах и иных местах, помещениями в прямом смысле этого слова не являющимися;

Личный обыск (обыск лица).

По последовательности различают обыск первоначальный (первичный) и повторный . Последний производится, как правило, либо при возникновении сомнений в полноте и тщательности ранее проведенного обыска, либо при получении данных о месте нахождения искомых предметов, не обнаруженных при первичном обыске, или об относимости к делу того или иного предмета, обнаруженного, но не изъятого при первоначальном обыске. Наконец, повторный обыск целесообразно производить при расследовании определенных видов преступлений, а также с учетом психологических особенностей лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении конкретного преступления, и характера искомых предметов.

Как показывает следственная практика, при расследовании «должностных» хищений и других экономических преступлений, дела о которых возбуждены по так называемым официальным данным (акту документальной ревизии, аудита, статье в газете и т.п.), для лица, совершившего хищение, возможность производства у него обыска чаще всего очевидна. Он к нему готовится, в частности, обычно скрывает похищенное имущество либо (и) ценности, нажитые преступным путем, у родственников, знакомых, неустановленных соучастников преступления, в иных местах. Затем, когда у него будет произведен в достаточно короткое время после возбуждения уголовного дела обыск, расхититель стремится возвратить свои ценности для предотвращения их присвоения лицами, которым он передал их на хранение, либо обнаружения этих ценностей при возможных обысках в квартирах этих лиц. Именно поэтому повторно произведенный обыск у расхитителя во многих случаях позволяет обнаружить и изъять искомые предметы.

По форме организации обыск подразделяют на единичный (обыск у одного лица, в одном помещении или одном ином месте) и групповой . Под последним понимается одновременное производство обыска у всех или нескольких лиц, причастных к совершению преступления, одновременно в нескольких помещениях или иных местах (естественно, при наличии фактических и процессуальных оснований для каждого обыска).

В последние годы реалии криминогенной действительности обусловили возникновения еще одной организационной формы обыска – обыска как специальной операции (С. Б.. Россинский). В этих случаях к его производству привлекаются сотрудники силовых структур (ОМОН, спецназ, и т. п.).

Производство обыска и выемки регламентируется статьями 182-184 УПК РФ. Их анализ позволяет сформулировать первый вопрос, который нуждается в криминалистическом исследовании: что понимать под основaниями для производства обыска? (Мы имеем в виду не процессуальные основания (наличие постановления, а в случае обыска и выемки в жилище - санкции суда), а фактические, так сказать, материальные, основания).

Суть проблемы заключается в том, что обыск - действие в высшей степени прогностическое. Планируя его, следователь, зачастую, не только не убежден в наличии в месте производства обыска искомых им объектов, но не всегда уверен в том, они в принципе там могут находиться (этим-то обыск и отличается от выемки). А обыск всегда связан с определенным ограничением прав личности, с принуждением, с очевидным стрессом для лиц, у которых он производится, в том числе, возможно и не причастных к расследуемому преступлению.

В связи с этим под основаниями для производства обыска следует понимать лишь фактические данные, полученные как из процессуальных источников (доказательства), так из источников непроцессуальных (в результате оперативной и розыскной деятельности). Именно они, содержащиеся в материалах уголовного или оперативно-розыскного дела, должны быть представлены суду для решения им вопроса о санкционировании обыска или обоснованности его проведения без санкции в порядке, предусмотренном частью 5 ст. 165 УПК РФ (в соответствии с этой же статьей если судья признает произведенный обыск незаконным, все доказательства, полученные в ходе его, признаются недопустимыми).

Из представленных суду материалов должна четко усматриваться связь между адресом, по которому планируется произвести обыск, и расследуемым событием. Недопустимо проведение обыска по основаниям, прямо не относящимся к лицам, проживающим в обыскиваемом помещении, в частности, производство группового обыска в жилищах нескольких лиц по основаниям, касающимся только одного из них.

Решением Европейского Суда по правам человека от 18 июля 2006 г. по делу Киган против Соединенного Королевства было установлено нарушение требований статьи 8 Конвенции о защите прав и свобод человека, произошедшее при следующих обстоятельствах.

Заявители являются семейной парой, имеющей четырех детей. Предыдущим арендатором их дома была мать лица, которое допрашивалось полицией в связи с серией вооруженных ограблений и которое часто указывало адрес упомянутого дома в качестве своего собственного.

Следователь получил ордер на обыск упомянутого дома с целью обнаружения похищенных денег, после того, как присягнул в том, что имеет веские причины полагать, что похищенные деньги хранятся у лица, занимающего этот дом. В 1999 году, примерно в 7 часов утра, полиция, ошибочно полагая, что там проживает вооруженный грабитель, ворвалась в дом с применением силы и провела обыск помещения. При этом для взламывания двери использовался металлический таран. Не найдя в доме никого, кроме заявителей, полицейский сержант принес извинения и организовал ремонт входной двери.

Суд указал, что заявители проживали по данному адресу в течение примерно шести месяцев и не имели отношения к подозреваемому или преступлению. Трудно представить, что полиция не собрала сведений для установления лиц, проживающих по адресу, указанному подозреваемым в грабеже, и что если бы такие справки были наведены, они бы не выявили смену жильцов. В любом случае, хотя полиция не действовала злонамеренно и руководствовалась лучшими намерениями, в их действиях по выламыванию двери заявителей ранним утром, когда они еще спали, не усматривается разумная основа. Для этого могли быть значимые причины, но поскольку при данных обстоятельствах эти действия основывались на заблуждении, которого можно было и следовало избежать за счет надлежащих предосторожностей, они не могут рассматриваться как достаточные... Использование власти для вмешательства в личную жизнь и неприкосновенность жилища должно быть ограничено разумными пределами для сведения к минимуму влияния таких мер на личную сферу, которая гарантирована статьей 8 Конвенции, обеспечивающей безопасность и благополучие. В деле, где основополагающие меры по установлению связи между адресом и расследуемым преступлением не были приняты с необходимой эффективностью, последующая полицейская акция, вызвавшая у заявителей значительный страх и тревогу, не может считаться соразмерной. Этот вывод не предполагает, что любой обыск, оказавшийся безуспешным, не выдерживает проверки соразмерности, это относится лишь к непринятию разумных и реальных мер предосторожности. В настоящем деле равновесие интересов не было достигнуто.

Суд признал за заявителями право на компенсацию причиненного морального вред 1 .

Основные процессуально-тактические рекомендации и приемы обыска, содержащиеся вУголовно-процессуальном кодексе,имеют общий характер и в большинстве своем опосредуют наиболее сложный вид обыска - обыск в жилище и ином помещении. Они состоят в следующем.

При производстве обыска обязательно участие понятых. К этому положению относится все сказанное о понятых, участвующих в производстве следственного осмотра. Но применительно к такому специфическому следственному действию, как обыск, они нуждаются в определенных уточнениях, носящих и нравственную, и тактическую значимость.

Своеобразие обыска, вновь повторим, заключается в том, что, принимая решение об его производстве, следователь не имеет однозначной убежденности не только в успехе этого действия, но зачастую и в том, находятся ли вообще искомые им предметы или документы в обыскиваемом помещении, ином месте или у данного лица. Более того, обыск состоит в необходимости внезапного вторжения в личную и частную жизнь граждан, возможно даже непосредственно непричастных к расследуемому преступлению, и, во всяком случае, - в личную жизнь членов семьи лица, совершившего преступление, не имеющих к этому преступлению никакого отношения. Именно это обусловило закрепление в законе обязанности следователя принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение, его личной и (или) семейной тайны, а также обстоятельства частной жизни других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ).

Но как быть с разглашением самого факта производства обыска? По тексту закона понятыми могут быть любые незаинтересованные в деле граждане. Следовательно, не является его нарушением и приглашение в качестве понятых ближайших соседей лица, у которого производится обыск. Более того, в следственной практике чаще всего именно они и приглашаются в качестве понятых при обыске. И в этом случае практически маловероятно, а, скорее всего просто невероятно, чтобы сам факт обыска не стал достоянием большого числа граждан.

С позиций нравственных такая огласка недопустима, так же как разглашение обстоятельств частной жизни обыскиваемых. Кроме того, как это опять же показывает следственная практика, отношения между соседями - понятыми и обыскиваемыми - после этого следственного действия обычно резко ухудшаются. И это тоже нельзя не учитывать, приглашая понятых для обыска.

Еще один довод против приглашения для обыска в качестве понятых соседей обыскиваемого. Практика знает случаи, когда такие понятые из «соседских» побуждений, а иногда и по иным мотивам либо препятствовали следователю в производстве обыска, либо в дальнейшем давали ложные показания об обстоятельствах, связанных с его проведением и обнаружением при обыске определенных предметов.

Следователь по делу о хищении получил показания обвиняемого о хранении им ценностей у своего родственника. Прибыв по указанному адресу (это был небольшой домик на окраине города), следователь пригласил в качестве понятых двух соседей обыскиваемого. При обыске были найдены искомые ценности: деньги, бриллианты, золотые изделия, упакованные в двух мешочках. Во время составления протокола один из понятых схватил лежащие на столе ценности и выбежал из квартиры, а второй задержал следователя. Когда следователю удалось выйти, пригласить работников милиции и новых понятых, все присутствующие заявили, что никаких ценностей обнаружено не было, и сопротивление следователю никто не оказывал. Дальнейший розыск ценностей оказался безрезультатным (пример А. Р. Ратинова).

Из приведенного примера следует такая криминалистическая рекомендация: в качестве понятых при обыске должны приглашаться не только незаинтересованные в деле граждане, это само собой разумеется, но и те из них, которые незнакомы с обыскиваемым, а желательно и между собой.

При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его семьи, а обыск в помещениях, занятых предприятиями, учреждениями и организациями, производится в присутствии их представителей.

Обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя с обязательным присутствием при таком обыске прокурора и представителя Министерства иностранных дел России.

Следователь в каждом конкретном случае должен решить вопрос: производить ли обыск в присутствии лица, в помещении которого он проводится, или без него, но в присутствии какого-либо совершеннолетнего члена семьи обыскиваемого. Тактическая значимость верного решения при этом видна из следующих рассуждений. Если при обыске в присутствии обыскиваемого будут обнаружены искомые предметы или документы, изобличающие его в совершении преступления, то это, как правило, повлечет за собой дачу обыскиваемым в целом правдивых показаний по существу дела. И, напротив, если такой обыск окажется безрезультатным, то это укрепит установку данного лица на отрицание своей причастности к расследуемому преступлению. Возможна и такая ситуация: при обыске обнаружены не все, а часть искомых объектов (ценностей, документов и т.п.). Присутствуя при обыске и зная, что именно обнаружено, обыскиваемый, очевидно, ограничит свои дальнейшие показания лишь обстоятельствами, связанными с обнаруженными предметами.

Поэтому с тактических позиций присутствие при обыске лица, в помещении (или ином месте) которого он производится, целесообразно, если есть уверенность или, по крайней мере, высокая вероятность, основанная на доказательствах или оперативно-розыскных данных, в успехе этого действия. В иных случаях обыск следует производить в присутствии кого-либо из совершеннолетних членов семьи обыскиваемого, либо защитника обыскиваемого или его адвоката, (вопрос об их участии в обыске мы рассмотрим чуть позже). Ситуация, когда лицо знает о произведенном в его квартире, доме или ином месте обыске, но не осведомлено о его результатах, предоставляет весьма интересные тактические возможности использования ее при допросе этого лица.

К. подозревался в совершении компьютерных преступлений. Чтобы не дать К. возможность уничтожить во время обыска имеющуюся в его компьютерах информацию, после объявления ему постановления о производстве обыска в его квартире он с места обыска был удален, а сам обыск производится в присутствии жены К.

Кроме всего прочего, при обыске был обнаружен один так называемый «чек» с наркотическим веществом. В то же время следователь располагал оперативными данными, что К. систематически занимался незаконным сбытом наркотиков. Следователь вложил «чек» в коробку с изъятыми при обыске дискетами, надлежащим образом ее упаковал и опечатал.

При допросе К. в качестве подозреваемого в хакерстве, проведенном с участием его защитника, следователь положил эту коробку на стол перед К. и задал ему вопрос, сформулированный следующим образом: «В данной коробке кроме всего прочего находится наркотик, обнаруженный при обыске. Поясните, с какой целью и какое количество наркотиков хранилось в вашей квартире?».

К., полагая, что следователь изъял все хранившиеся у него наркотики, пояснил, что в момент обыска у него было «всего лишь» семьдесят два «чека», которые он приобретал для себя без цели сбыта. При повторном обыске, в месте, названном при допросе К., они были обнаружены.

Производство обыска в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств, не допускается. Из данного требования вытекает, что следователь, планируя производство обыска, должен рассчитать время так, чтобы закончить обыск до 22 часов (напомним, что ночным признается время с 22 до 6 часов - п. 21 ст. 5 УПК РФ). Если же обыск к данному времени не окончен, то при наличии возможности обыскиваемое помещение или иное место необходимо опечатать и обеспечить его охрану до окончания ночного времени, после чего продолжить обыск. При отсутствии такой возможности обыск должен быть продолжен и в ночное время (как разновидность предусмотренных законом случаев обыска, не терпящих отлагательств).

Для участия в производстве обыска следователь вправе вызвать соответствующего специалиста. Участие специалистов в обыске в целом обусловливается теми же причинами, что и их привлечение к следственному осмотру, достаточно подробно рассмотренными выше. Учитывая также что искомые следователем ценности и предметы к моменту обыска могут быть тщательно сокрыты (например, в тайниках), следы преступления, по представлению преступника, уничтожены (смыты следы крови с пола, счищены со стен, которые затем вновь побелены, и т.п.), привлечение для их обнаружения соответствующих специалистов и использование ими при обыске сложных новейших технико-криминалистических поисковых (типа «Омуля», «Гаммы») и других средств будут способствовать успешному проведению обыска.

В ряде случаев к производству обыска целесообразно привлекать потерпевшего по расследуемому делу. (Думается это не следует расценивать как нарушение закона, хотя законодатель такую рекомендацию сформулировал лишь в отношении следственного осмотра, следственного эксперимента и проверки показаний на месте). Наиболее рациональным является участие потерпевшего в обыске по делам о корыстных и насильственно-корыстных преступлениях (кражах, грабежах, разбоях, убийствах из корыстных побуждений и т.п.). Участие потерпевшего в обыске по таким делам позволит более целенаправленно отыскивать похищенные у пострадавшего ценности и другие предметы.

Участвуя при производстве обыска в квартире подозреваемого, сестра погибшего среди находившихся там многочисленных предметов одежды узнала дубленку и зимнюю шапку, принадлежавшие ее брату. После этого тут же на месте обыска подозреваемый признал себя виновным в совершении убийства.

Однако при этом необходимо сделать следующую оговорку, имеющую серьезное процессуальное и криминалистическое значение.

Участвуя в обыске, потерпевший узнает, а не опознает обнаруженные предметы. Это нельзя расценивать как опознание, так как в подобных ситуациях не соблюдаются процессуальные требования к предъявлению для опознания (о которых речь будет идти ниже). И поэтому предмет, узнанный при обыске потерпевшим, в дальнейшем должен быть предъявлен для опознания другим лицам, давшим показания, что они могут опознать похищенные у потерпевшего ценности.

Следователь вправе ограничиться изъятием добровольно выданных предметов и не производить дальнейших поисков, если нет оснований опасаться сокрытия других разыскиваемых предметов и документов. Ситуации, при которых следователю целесообразно использовать названное право, достаточно редки, хотя и оптимальны так как исключают необходимость дальнейших принудительных действий по отношению к обыскиваемому и другим лицам, находящимся в месте обыска. К ним можно отнести производство обыска:

Направленного на изъятие совершенно определенных предметов, ценностей или документов у лиц, непосредственно не причастных к совершению преступления;

У лиц, чья преступная деятельность, как предполагается на данный момент следователем, ограничена конкретным эпизодом (или эпизодами), связанным с искомыми предметами или документами.

Обвиняемый Н. показал, что нож, явившийся орудием совершенного им преступления, он без ведома К. спрятал в кладовой квартиры последнего.

Подозреваемый Б. по полученным оперативным путем сведениям коробку с похищенными ценностями оставил на сохранение своему знакомому Щ., который не знал о ее содержимом.

При расследовании дела о краже огнестрельного оружия в городском тире один из свидетелей заявил, что З. (полковник в отставке), у которого он находился в гостях, показывал ему пистолет «Вальтер».

Думается, что во всех приведенных случаях после добровольной выдачи соответственно К., Щ. и З. указанных предметов вряд ли есть необходимость проводить дальнейшие поиски.

Заметим, что эти ситуации вновь подчеркивают «генетическую» близость обыска и выемки. И тем не менее, прогнозируя возможные их изменения, в связи с которыми может возникнуть потребность в активных поисковых действиях для обнаружения искомых объектов, применения дозволяемых законом средств принуждения, следователь, думается, и в этих случаях должен планировать производство обыска, а не выемки.

Как показывает практика, обыск в помещениях, занимаемых организациями (а в ряде случаев и у частных лиц), чаще всего производится с целью обнаружения документации, которая может быть ей насущно необходима для дальнейшей работы. В этой ситуации, если обнаруженные документы не носят характера вещественных или письменных доказательств, следователь может ограничиться изъятием заверенных руководителями организаций копий обнаруженных документов. Если искомые следователем данные существуют в виде компьютерной информации, то далеко не во всех случаях есть необходимость изымать содержащую ее компьютерную технику; решая этот вопрос, следует продумать возможность ограничиться либо копированием ее на другой носитель (дискету, лазерный диск), либо изъятием жесткого диска (винчестера) компьютера. Такое «гуманное» отношение следователя к проблемам и нуждам организации, в которой производится обыск, не только обусловлено требованиями следственной этики, но и является, как правило, рациональным приемом предупреждения конфликтов, которые могут возникнуть как в ходе обыска, так и проведения с представителями этой организации других следственных действий (допросов и т.д.).

Следователь вправе вскрывать любые запертые помещения, если владелец отказывается добровольно открыть их, избегая при этом не вызываемого необходимостью повреждения запоров, дверей и других предметов. Это право следователя еще раз подчеркивает принудительный характер рассматриваемого следственного действия. Как и применению любого иного средства принуждения, принудительному вскрытию должно предшествовать убеждение следователем обыскиваемого (или лица, в чьем присутствии производится обыск) в необходимости и целесообразности добровольно открыть помещение или хранилище, которые подлежат обыску. В частности, следователь должен со ссылкой на закон (УПК РФ) разъяснить обыскиваемому свое право на принудительное их вскрытие и то, что несогласие на это обыскиваемого может привести к повреждению или порче вскрываемого объекта.

Чтобы предотвратить излишние повреждения принудительно вскрываемых запоров, дверей, крышек сундуков, запертых ящиков, столов, шкафов и т.п., при необходимости следует привлекать для выполнения этой работы специалиста. Это может быть, например, слесарь или столяр ближайшей строительной или жилищно-эксплуатационной организации, располагающий нужными инструментами.

Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого он производился, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Обстоятельства частной жизни, личная и семейная тайна могут быть выявлены при осмотре и изучении в процессе обыска различных дневниковых записей, писем лиц, занимающих обыскиваемое помещение, или им адресованных, медицинских документов, рецептов, в результате обнаружения отдельных предметов. Для обеспечения неразглашения этих обстоятельств, следователь, прежде всего не должен акцентировать внимание участников обыска и понятых на таких документах или предметах, если, разумеется, они не имеют отношения к расследуемому делу и не подлежат изъятию. Для этого же следователю необходимо не только разъяснить участвующим и присутствующим лицам правовую и нравственную недопустимость такого оглашения, но и, исходя из конкретной ситуации, отобрать от них подписку в порядке, предусмотренном статьей 161 УПК РФ, о неразглашении данных предварительного следствия с предупреждением об уголовной ответственности по статье 310 УК РФ («Разглашение данных предварительного расследования»). Одной из гарантий обеспечения выполнения этого требования закона является также соблюдение следователем сформулированной выше рекомендации о привлечение к обыску в качестве понятых граждан, которые не знакомы с обыскиваемым лицами, проживающими в обыскиваемом помещении.

Следователь вправе запретить лицам, находящимся в месте производства обыска либо приходящим туда во время его производства , покидать его, а также сноситься друг с другом или иными лицами до окончания обыска. Прибегать к этим весьма серьезным и ответственным мерам, носящим явно принудительный характер, следователь должен с повышенной осторожностью и лишь при наличии для того реальной необходимости. Типовыми ситуациями, обусловливающими реализацию следователем своего права на названные принудительные действия, нам представляются:

необходимость на определенное время избежать утечки информации о самом факте обыска, его процессе и результатах, обеспечив тем самым хотя бы временное сокрытие этого от возможных соучастников преступления и других заинтересованных в исходе дела лиц;

необходимость исключить возможность выноса искомых следователем ценностей, иных предметов, документов из обыскиваемого помещения или места, их последующего сокрытия либо уничтожения;

исключение возможности сговора лиц, находящихся в обыскиваемом помещении, об однообразных объяснениях происхождения интересующих следователя ценностей и других предметов;

обеспечение необходимых условий для наблюдения за лицами, находящимися в обыскиваемом помещении, с целью изучения их поведения и эмоциональных реакций на поисковые действия следователя и других обыскивающих;

исключение возможности оказания этими лицами активного группового сопротивления обыскивающим либо уничтожения ими искомых следователем предметов или документов.

Следователь вправе подвергнуть личному обыску лиц, находящихся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, при наличии оснований полагать, что они скрывают на себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. В соответствии со статьей 184 УПК РФ личный обыск в таких условиях производится без вынесения о том отдельного постановления и, соответственно, без санкции на то суда. Производить личный обыск должно лицо одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Участвующие в личном обыске специалисты также должны быть одного с ним пола.

Эти предписания закона следователь должен иметь в виду при подготовке к производству обыска и, предполагая возникновение необходимости производства личного обыска, включать в число участников этого действия лиц, отвечающих этим требованиям. Кроме того, следует учитывать и специфику производства личного обыска, навыками производства которого следователь, как правило, не располагает, а потому включать в число участников обыска «специалистов» в производстве личных обысков (в качестве таких «узких специалистов» могут выступать сотрудники дежурных частей органов внутренних дел, следственных изоляторов).

Все изымаемые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим присутствующим лицам и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска. Принципиально важным в доказательственном и тактическом отношении является то, чтобы названным лицам предметы и документы предъявлялись не только при их изъятии, но и в момент и в месте их фактического обнаружения.

Иными словами, следует обеспечивать присутствие понятых при всех поисковых действиях следователя и, обнаружив искомые предметы и документы, акцентировать внимание понятых и других присутствующих лиц на том, где именно эти предметы находятся. Изымать же предметы из этого места (тайника, ящика, сундука и т.д.) не только обязательно в их присутствии, но и желательно с их технической помощью.

Соблюдение этой рекомендации поможет в дальнейшем опровергнуть весьма распространенные объяснения обыскиваемых о том, что обнаруженные у них предметы подброшены им в процессе обыска следователем или другими участвующими в обыске лицами. Обнаружив тайник, следователь, например, может попросить одного понятого поддержать крышку тайника, второго - вынуть лежащий в нем предмет и т.п.

Однако в практике не единичны случаи, когда несоблюдение этой рекомендации не давало возможности опровергнуть такое объяснение обыскиваемого: понятые, допрошенные по обстоятельствам обыска, утверждали (и это, увы, так и было), что впервые увидели изымаемые предметы в руках следователя, при их обнаружении не присутствовали, и где следователь их обнаружил, объяснить не могут.

Уместно в связи с этим вспомнить, что один из первых в истории процессуально-тактических приемов был направлен на предотвращение именно подобных, как бы сейчас сказали, конфликтных ситуаций при обыске. В «Двенадцати таблицах» - первом своде законов Древнего Рима (451–450 гг. до н. э.) говорилось: «Закон двенадцати таблиц» предписывает, чтобы при производстве обыска обыскивающий не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу».

Упаковывать и опечатывать изымаемые при обыске объекты следует для обеспечения их сохранности и в случаях, когда:

Изымается большое количество однородных объектов (например, документов), относимость к делу и доказательственное значение которых могут быть установлены лишь в результате дальнейшего осмотра и иных следственных действий;

Изымаемые предметы подлежат в последующем экспертным исследованиям (например, для установления на них наличия биологических следов, микрочастиц определенного происхождения, отпечатков пальцев);

Обнаруживаются валюта, драгоценные металлы, изделия из них, яды, наркотические вещества и психотропные средства;

Ценность, ее происхождение, назначение и наименование изымаемого объекта могут быть установлены лишь в результате соответствующего экспертного исследования.

Например, установить подлинность, происхождение и ценность обнаруженной при обыске иконы, другого произведения искусства можно только в результате искусствоведческой экспертизы; потому для обеспечения ее сохранности, исключения сомнений, где и у кого она была изъята, и необходимы ее надлежащая упаковка и опечатывание.

При обыске могут присутствовать защитник (обвиняемого, подозреваемого - авт.), а также адвокат того лица (не имеющего процессуального статуса обвиняемого или подозреваемого - авт.), в помещении которого производится обыск. Двуединый смысл этой рекомендации понятен: всемерное обеспечение соблюдения прав обыскиваемого при производстве этого следственного действия, а также исключение каких-либо сомнений в обыске и его результатах.

Это право лица, в жилище (помещении) которого производится обыск, следователь должен разъяснить обыскиваемому после предъявление ему постановления (судебного решения) о производстве обыска. Если обыскиваемый изъявит желание воспользоваться этим правом, то следователь, если иное не диктуется сложившейся следственной ситуацией, должен предоставить ему возможность вызвать адвоката и отложить начало производства поисковых действий до его прибытия.

Вновь подчеркнем: если иное не диктуется следственной ситуацией и не может быть использовано для сокрытия или уничтожения искомых следователем объектов, а также для разглашения самого факта производства обыска у данного лица.

В протоколе обыска должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы ли они добровольно или изъяты принудительно. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись, и указываются принятые меры.

Представляется, что тактически грамотное разъяснение лицам, у которых производится обыск (перед началом и в процессе производства поисковых действий), сущности этих положений во многом может оптимизировать как саму ситуацию в месте его проведения, так и обнаружение следователем искомых им объектов.

В любом случае (воспользуемся не потерявшей значимости и актуальности и в настоящее время рекомендацией, каким надлежит быть протоколу обыска, сформулированной более ста лет назад неким Л.А. Соколовым, служившим в те далекие годы членом Виленского окружного суда (иные сведения о нем нам неизвестны):

«В протоколе [обыска – авт.] по возможности подробно и соответственно обстоятельствам дела должно означать, в каких местах дома или частях усадьбы производился обыск; производился ли он на чердаках, в подвалах, в печах, в сараях, за обоями и т.д., а нельзя ограничиваться одной общей фразой о том, что по розыску ничего не оказалось, так как такая фраза сама по себе еще ровно ничего не доказывает; для суда весьма важно составить себе убеждение по вопросу о том, почему по обыску ничего не оказалось. Потому ли, что плохо искали, или же потому, что в обыкновенных помещениях действительно в определенный момент не было того, чего искали. Обыск должен быть произведен с тщательностью, исключающей возможность каких бы то ни было предположений, и протокол обыска должен быть составлен в таком содержании, чтобы ясно было видно, что всякие сомнения в достоинстве обыска будут неуместны» 1 .

Основания и порядок производства выемки установлены в ст. 183 УПК РФ. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка (ч. 1 ст. 183 УПК РФ). Отсюда следует, что целью выемки, как и обыска, является изъятие предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Как и обыск, выемка производится по постановлению следователя. Как и при обыске, необходимо получить разрешение суда на производство выемки в жилище. Выемка от обыска отличается тем, что при ее производстве: 1) точно известны предметы и документы, которые необходимо изъять; 2) точно известно, где и у кого они находятся. Если же в этом месте предметов или документов, подлежащих изъятию, нет, то необходимо безотлагательно произвести обыск. Обыск необходимо также произвести и в том случае, когда при производстве выемки у следователя появляются основания полагать, что в месте производства выемки могут находиться и иные объекты, имеющие значение для дела или исключенные из гражданского оборота. В указанных выше случаях постановления о производстве выемки недостаточно. Следователь должен вынести постановление о производстве обыска и проводить его с соблюдением требований, предъявляемых к производству обыска. Кроме выемки в жилище, необходимо судебное решение и для выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. При этом закон не требует получения разрешения судьи. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. Протокол выемки составляется с соблюдением тех же правил, что и протокол обыска. В исключительных случаях, когда производств выемки и обыска в жилище, а также личного обыска, не терпит отлагательства, ука занные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Для проверки законности производства следственного действия в течение 24 часов с момента начала его производства следователь уведомляет судью и прокурора о производстве соответствующего следственного действия. К уведомлению должны быть приложены копии постановления и протокола (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

Еще по теме 10.1. Производство выемки:

  1. Алгоритм действий следователя при производстве обыска
  2. § 2. Особый порядок производства по уголовным делам в стадии предварительного расследования
  3. 1.2. Судебный порядок получения разрешений на производство следственных действий
  4. 15.4. Процессуальный порядок производства обыска, выемки и наложения ареста на почтово-телеграфные отправления

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча