06.02.2019

Политический кризис осенью 1993


К 15-й годовщине расстрела Белого Дома

Время покрывает прахом забвения драматические события истории Отечества. Особенно быстро это происходит, когда в том заинтересована власть, желающая скрыть, что её «повивальной бабкой» было насилие, кровопролитие. Нынешнее русское поколение вряд ли сможет вразумительно объяснить, почему Верховный Совет Российской Федерации , который с 1989 по 1991 год лелеял и холил Бориса Ельцина, избрал его сначала своим Председателем а затем Президентом РФ, предоставлял ему особые полномочия, одобрял развал Советского Союза, ратифицировав Беловежские соглашения , поддержал запрет Коммунистической партии и пр., вдруг с 1992 года встал в оппозицию к своему любимцу?

В настоящее время проект находится в Юридической комиссии, после чего он будет представлен Комиссии по обороне, общественному порядку и национальной безопасности. Он направлен на радикальное ограничение свободного распространения информации и восстановление централизованного контроля, которое будет осуществлять румынская разведывательная служба.

Несколько месяцев спустя правительство подтвердило Генеральному секретарю Совета Европы, что учреждение этой службы является чисто административной мерой. В первой статье проекта говорится, что «защита государственной тайны является юридическим обязательством и моральным обязательством всех граждан Румынии, выражающих лояльность к стране».

Как могло случиться, что Александр Руцкой и Руслан Хасбулатов, вчерашние собутыльники и политические союзники Б. Ельцина, занимавшие по его протекции высокие посты в государстве - вице-президента РФ и Председателя Верховного Совета РФ - вдруг оказались с ним по разные стороны баррикад? Ответ прост: когда они боролись с одряхлевшим коммунистическим монстром, то шли рука об руку, а когда подошло время делить добычу, их пути разошлись. Вокруг Б. Ельцина быстро свила себе гнездо команда реформаторов (А. Чубайс - Е. Гайдар со товарищи), которая с помощью советников из США сочинила план быстрой приватизации государственного имущества и создания класса «новых русских» - политической опоры власти. Из правительства в Верховный Совет потекла река законопроектов, направленных на закрепление этого курса. Но в недрах Верховного Совета разрабатывали иную приватизацию: более медленную, с учётом интересов трудовых коллективов и директоров предприятий.

Статья 5 в своих 13 пунктах перечисляет категории информации, данных, документов, объектов или видов деятельности, составляющих «государственную тайну». Помимо некоторых категорий, для которых признание государственной тайны является естественным, проект относится к документам и информации, защита которых является анахроничной из-за техники, используемой на международном уровне при сборе данных.

Выражение настолько неопределенно, что оно может охватывать все. В статье 7 вводится понятие «секрет службы», определяемое следующим образом: информация, данные, документы, объекты и виды деятельности, которые не являются секретными для государства, но не предназначены для публикации, составляют «служебные секреты»и их раскрытие или передачу, средства запрещены. Это положение отменяет любую возможность получения информации, независимо от источника, и легко вызвать предлог «секрет службы». Практически все, что не подпадает под государственную тайну, распространяется на понятие «секретной службы», а раскрытие или передача такой информации считается либо преступлением, либо нарушением, и наказывается лишением свободы или штрафом.

Эта приватизация предусматривала сохранение сильного государственного сектора в экономике. Всем было понятно: кто «оседлает» экономическую реформу, тот и останется в выигрыше. Каждый из участников этой схватки в первую очередь думал о своих интересах, опирался на свои «команды».

Никто из тех, кто готовил реформы, не собирался открыто сказать народу о подоплёке назревавшего конфликта. Внешне всё представлялось как борьба реформаторов против консерваторов. Продажная российская пресса клеймила сторонников Верховного Совета как «красно-коричневых».

Проект предусматривает в статье 9, что во всех государственных учреждениях и органах власти должны быть организованы специальные секции автономных администраций и коммерческих компаний для обеспечения безопасности документов, считающихся государственной тайной.

В то же время предусмотрено, что в перечисленных выше учреждениях должны быть некоторые отсеки для протоколов с адекватными помещениями, любые контакты с внешними учреждениями осуществляются только в этих рамках. Это, учитывая, что каждое учреждение обязано составлять списки документов, информации, данных и т.д. считающихся государственными секретами, и поэтому практически невозможно понять, что они собой представляют. В заключение этот законопроект серьезно затрагивает права и свободы, такие как доступ к информации, свободное передвижение, свобода выражения мнений, презумпция невиновности и т.д.

Ю.Лужков, В.Черномырдин (первопроходцы «дикой приватизации») выбирали самые уничижительные слова для характеристики своих противников. Их называли «преступниками», «убийцами», «неадекватными авантюристами», несмотря на то, что они были народными избранниками. Их оппоненты в Белом доме в свою очередь обвиняли Б. Ельцина в узурпации власти, в нарушении всех законов РФ, в отказе от демократии и т.д. Обо всём этом откровенно поведал Р. Хасбулатов в интервью «Парламентской газете» (26.12.2000). Борьба шла за власть, за перераспределение полномочий. Никто не хотел слушать никаких аргументов.

Как и в предыдущих случаях, анализ ассоциации был направлен парламентариям, участвовавшим в его обсуждении, а также заинтересованным международным организациям. Несмотря на свой недемократический характер, проект получил благоприятное мнение Юридической комиссии и должен быть обсужден Комиссией обороны.

Был установлен ряд критериев для того, чтобы лицо могло воспользоваться этой правовой помощью, материализовавшись путем уплаты пошлины адвоката или гербового сбора: быть нарушением одного из прав человека; жертва не имеет материальных средств, необходимых для рассмотрения преступления; можно судить перед судьями тексты Конституции Румынии или другие документы из различных международных документов по правам человека. По этому последнему критерию программа направлена ​​на одновременное поощрение в румынских судах положений, защищающих права человека.

Б. Ельцин, в ту пору наиболее напористый, энергичный, бескомпромиссный политик России, исподволь готовился к государственному перевороту путём применения военной силы. В августе 1993 года он посетил «придворные» Таманскую и Кантемировскую дивизии, дислоцированные в Подмосковье, чтобы убедиться в их готовности выполнить любой его приказ. Офицерам и генералам отменили отпуска. Началась вербовка особо преданных Ельцину танковых экипажей для расстрела Белого дома. Каждому участнику кровавой бойни были обещаны квартиры в Москве, крупные денежные премии, повышение по службе. В Генеральном штабе у всех генералов были отключены телефоны правительственной связи, чтобы информация и приказы шли только «сверху».

На сегодняшний день 6 из них были решены. Ночью, находясь под стражей в полиции, он был жертвой изнасилования, совершенного сотрудником полиции в этом подразделении. Хотя он жаловался на следующий день о том, что происходит, ему не разрешалось официально жаловаться, расследование не было сделано для фактического открытия, а затем, когда жертва сообщила, что он был беременен после изнасилования, меру. Столкнувшись с этим обстоятельством, военная прокуратура решила не начинать уголовное расследование, но немедленно приказала провести судебно-медицинскую экспертизу в области исследований отцовства.

21 сентября 1993 года грянула гроза. В этот день Б. Ельцин подписал зловещий Указ № 1400, согласно которому распускались все органы народного представительства в России, начиная с Верховного Совета и кончая поселковыми и сельскими советами. Объявлялось, что страна впредь будет руководствоваться только указами президента и распоряжениями правительства. Конституционному суду предписывалось не проводить своих заседаний, пока не соберётся новое Федеральное Собрание, выборы которого были назначены на 12 декабря 1993 года. К этому же сроку было велено представить текст проекта новой Конституции. Рубикон был перейдён!

Истец также выдвинул другой иск, требуя, чтобы министерство внутренних дел, работник которого был Саймоном Тудором, было приказано выплатить моральный ущерб за акт жертвы. Дело все еще находится в стадии судебного разбирательства. Когда он направился домой, его остановил экипаж, состоящий из главного сержанта и двух солдат. Его попросили представить документы, удостоверяющие личность, и потому, что у него его нет, его избивали. Пытаясь избежать ударов в несколько рядов, Татуэла вызвал раздражение сержанта, который, несколько раз угрожая ему, когда он стрелял в него, в конце концов угрожал и выстрелил.

В тот же день Конституционный суд РФ принял решение, в котором однозначно заявлял, что Указ № 1400 не соответствует Конституции РФ и может служить основанием для отрешения Б. Ельцина от должности президента. Верховный Совет, решивший сопротивляться, отстранил Б. Ельцина от должности и, по закону, возложил обязанности президента на вице-президента А. Руцкого. Но, как караси-идеалисты, в Белом доме не понимали, что вопрос о власти решается силой и кровью, а не юридическими нормами и документами.

Пуля пронзила его лицо и прошла через затылок, оставив жертву лицевой парез и частично потеряв глаза. Необходимость вмешательства нашей ассоциации была введена, потому что расследование было очень сложным, и хотя главный сержант был поставлен в запас, находясь в состоянии свободы, он и полиция в отделе, где он ранее работал, появились в доме жертвы и он пытался оказать на него давление, чтобы заставить ее изменить свою жалобу.

В то же время следует отметить, что ничего не было сделано против капитана Адама Стелиана, который должен был обеспечить надзор за экипажами. Он прибыл на место происшествия через несколько минут после того, как был израсходован, но не сообщил о потреблении боеприпасов или провел на следующий день, тем самым будучи виновным в совершении преступления, отказавшего в уведомлении юридических лиц.

Здание Белого дома, где заседал Верховный Совет , было обнесено заграждением из колючей проволоки, оцеплено со всех сторон милицией, подразделениями внутренних войск, а затем подошли и армейские части. Ю. Лужков распорядился отключить электроснабжение Белого дома, подачу воды, все виды телефонной связи. Продуктовые лавки в окрестностях этой «осаждённой крепости» в одночасье «закрылись на ремонт». Подъезды и подходы к Белому дому были заблокированы большегрузными автомобилями и цистернами с водой. Началась осада парламента, продлившаяся до 4 октября.

Первоначально Буджану Николае был вынужден дать заявление о том, что он был заплачен политической партией за участие в демонстрации на Университетской площади. Затем, хотя он не был расследован, он остался под стражей и был предъявлен иск за разжигание штаба МВД.

Приговоренный к 10 годам тюремного заключения, Буджану Николае был передан программой правовой помощи только в ходе судебного процесса по заявлению, которое он объявил. Примечательно, что подсудимому не разрешалось защищаться, как считает его адвокат, либо на вопросы, адресованные свидетелям обвинения, либо на письменные ответы, которые они дали, было отказано. Таким образом, после увольнения апелляции Буджану Николае был приговорен к 10 годам лишения свободы, будучи единственным обвиняемым и приговорен огнем к производству, и обвинение, и суд признали, что это работа нескольких десятков человек.

Прекрасно зная, с какими людьми он ведёт борьбу, Б. Ельцин по всем каналам приглашал депутатов покинуть Белый дом и перейти на его сторону. Каждому перебежчику обещали выплатить 2 млн рублей наличными, предоставить престижное место в госаппарате, квартиру в Москве, медицинское обслуживание в президентских лечебных учреждениях и т.д. В результате этих «переговоров» из 638 народных депутатов, которые собрались в начале осады в Белом доме, к моменту штурма в нём осталось менее 100 человек. Среди сбежавших были такие, чьи имена ещё пока на слуху у общественности: Сергей Степашин, Александр Починок, Рамазан Абдулатипов , Евгений Кожокин , Николай Рябов (потом был назначен председателем ЦИК) и многие другие. Как видно, в подавляющем большинстве депутаты тогдашнего Верховного Совета были вовсе не идейными, убеждёнными противниками Б. Ельцина, не борцами за правое народное дело, а обыкновенными карьеристами, преследовавшими свои личные, как говорят, «шкурные» интересы.

Генеральная прокуратура выбрала компромиссную формулу: она приняла решение приостановить исполнение приговора на неограниченный срок до объявления чрезвычайной апелляции. В настоящее время апелляция еще не объявлена, но Буджану Николас свободен, и есть основания полагать, что, хотя нет мужества пересмотреть причину страха перед оплатой, не будет никаких повторных действий.

Его потребность была достигнута после предыдущей программы, поскольку было обнаружено, что во многих районах страны очень сложно найти адвоката, желающего защищать жертв нарушений прав человека, такую ​​помощь, связанную, по крайней мере, с местными властями. Чтобы найти юристов, которые хотели бы участвовать в такой деятельности, необходимо, чтобы представители ассоциации отправились в разные населенные пункты страны и лично обсудили с адвокатами из разных баров. Таким образом, можно было объяснить, в какой степени румынское законодательство, особенно Конституция, может быть использовано для защиты прав человека в качестве связующего звена между ним и международными документами, регулирующими этот вопрос.

Я в те дни многократно бывал в Белом доме, милицейские чины спокойно пропускали меня туда и обратно по моему старому удостоверению генерала КГБ, подписанному еще В. Крючковым. Помнится, советовал осаждённым депутатам не ждать фатальной развязки, а уезжать из Москвы, собраться где-нибудь в провинции и оттуда начинать борьбу за подлинную демократию и справедливость. Но это был глас вопиющего в пустыне.

Всего в этом совещании приняли участие около 60 юристов из 15 городов. В течение двух дней были проведены широкие дискуссии о проблемах, с которыми сталкиваются юристы в их оборонной работе, о препятствиях, с которыми они столкнулись, и о многочисленных примерах случаев, которые могут быть приняты программой юридическая помощь.

Но было очевидно, что люди не знают причины, что их проблемы могут быть решены судом, но кто-то должен был дать им необходимые указания. Таким образом, идея найма сотрудника, который, еженедельно, в течение двух часов, получает в штаб-квартире ассоциации тех, кто нуждается в юридической консультации. Также случилось, что в рамках программы правовой помощи были приняты даже два дела.

Обстановка накалялась с каждым днём. 28 сентября 1993 года Святейший Патриарх Алексий II прервал свою поездку в США и вернулся в Москву, чтобы сделать всё возможное для предотвращения кровопролития и налаживания переговоров между конфликтующими сторонами. Он встретился с Б. Ельциным, Ю. Лужковым, группой народных депутатов, председателем Конституционного суда В. Зорькиным и другими. 1 октября в Свято-Даниловом монастыре стараниями Святейшего начались переговоры, но уже первые раунды их показали крайне агрессивный настрой президентской команды во главе с тогдашним руководителем Администрации Ельцина С. Филатовым и не менее жёсткую позицию делегации Верховного Совета, которой верховодил Ю.Воронин. Три дня спорщики вываливали друг на друга свои обвинения, выдвигали заведомо неприемлемые условия и требования. Политического веса Церкви оказалось недостаточно для смягчения душ опьянённых борьбой за власть противников.

В рамках этой программы людей учат, что их права должны быть реализованы, они руководствуются призывом к адвокату и адвокату, очень важным отношением в современном румынском обществе, когда есть большое недоверие к институтам государства в целом и в частности, в отношении правосудия.

Его цели заключаются в следующем. Расследовать серьезные случаи нарушений прав человека, совершенных сотрудниками полиции, и отслеживать эволюцию возможных судебных процессов против них. Способствовать постепенному принятию идеи демилитаризации полиции, что будет означать фундаментальное изменение менталитета.

На очередное заседание, назначенное на 20 часов 3 октября, представители противоборствующих сторон просто не явились. К этому времени насилие властных структур уже выплеснулось на улицы Москвы. Кровавая развязка наступила 3-4 октября 1993 года. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос: были ли события вечера 3 октября выражением стихийного недовольства населения властью, или они срежиссированы провокаторами? Или, может быть, сложилось фатальное стечение обстоятельств?

Вносить свой вклад в информирование полиции о положениях международных документов по правам человека, которые непосредственно связаны с работой полиции в ее отношениях с населением. Обучать так много адвокатов, особенно адвокатов, в их усилиях по защите прав человека, когда они нарушаются.

Редактирование плаката «Права человека и полиция». Были выбраны положения Конституции Румынии и основные международные документы по правам человека, опубликованные в виде плаката под названием «Права человека и полиция», напечатанного в тысячах экземпляров. Наконец, такой плакат будет существовать в каждом полицейском участке в стране, а также в пожарных и пограничных подразделениях.

А внешне случилось вот что: ближе к вечеру этого дня огромная клокочущая ненавистью толпа, собравшаяся на Октябрьской площади, двинулась вниз по Садовому кольцу . Дорогу на Крымский мост ей перекрыла цепь ОМОНовцев . Разъярённые демонстранты легко прорвали её и, сметая всё на своем пути, часть их подошла к осаждённому Белому дому, а другая часть двинулись в Останкино, к телецентру. Осада Верховного Совета была прорвана, возникла атмосфера эйфории, и колонна автомашин под руководством генерала А. Макашёва двинулась тоже к телецентру в Останкино. Там их ждала засада: внутри телецентра и в парке притаились полтора десятка бронетранспортеров с крупнокалиберными пулемётами, за парапетами балконов разместились автоматчики. Когда безоружная толпа подошла к зданию телецентра и грузовик протаранил входную дверь, на демонстрантов со всех сторон обрушился ураганный огонь профессионалов. В четверть часа всё было кончено, улица Королёва усыпана трупами и ранеными.

Круглые столы с ответственными должностными лицами из окружных полицейских инспекций, а также с более низкими сотрудниками полиции. После конкретных случаев нарушения прав человека сотрудниками полиции из других частей страны были проведены внеочередные переговоры. Некоторые участники пытались оправдать злоупотребления со стороны своих сверстников, но были также голоса, которые однозначно осудили такое поведение.

Прокурор, расследующий дело Занополя, также отрицал контакт с арестом, заявив, что «ни адвокат не может его увидеть до пяти дней», доказывая, что он не знает действующих законов. Способ общения с полицией в округе Бакэу в целом был таким же, как и в Галаце. Однако во втором, неофициальном, явно появились устаревшие менталитеты старших офицеров. Была реакция на отказ или даже отказ от идеи «подсчета» неправительственной правозащитной ассоциации. Более того, после обсуждения с сотрудниками полиции нижнего уровня они должны были принять обязательство полиции не прибегать к бесчеловечному или унижающему достоинство обращению с задержанными или арестованными, в частности, утверждали, что «это нормально, чтобы дать несколько горячий, после которого вы бежите в течение нескольких часов или дней, пока не поймаете его».

Утром 4 октября 1993 года рота в составе 10 танков «Т-80» из Кантемировской дивизии открыла огонь из 125-миллиметровых орудий в упор по зданию Верховного Совета - более 80 снарядов. Стреляли до тех пор, пока осаждённые не капитулировали . Кровавая оргия - расстрелы, избиения, аресты - продолжалась несколько дней. Общее число погибших - от 150 (по официальным данным правительства) до 1200 (по данным участников и свидетелей). Государственный переворот завершился. Удивительно, что среди погибших не оказалось ни одного депутата. Жертвами стали простые граждане-идеалисты, жаждавшие справедливости и правды.

Дальше, как писал поэт, детали - «гроб, крышка, гвозди, молотки». Российскую демократию похоронили быстро, без особых хлопот и надолго. 22 октября, через четыре дня после снятия объявленного чрезвычайного положения, в Москву прибыл государственный секретарь США Уоррен Кристофер, который выразил российскому президенту полную и безоговорочную поддержку Б. Клинтона и американского правительства. Для Б. Ельцина это был бесценный подарок в условиях, когда весь мир пребывал в шоке от столь бесцеремонного обращения с парламентом в стране, претендующей на статус демократического государства.

Он торопился юридически закрепить результаты государственного переворота. 12 декабря, когда всё общество ещё пребывало в страхе, состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой Конституции, которая отдавала всю власть президенту и до неприличия урезала права парламента. Практически мы получили в результате тех событий ту систему, которая господствует и сегодня в РФ.

Правда, те декабрьские выборы в Госдуму показали одно: общество не одобрило этот государственный переворот. Проправительственная партия под названием «Выбор России» получила на выборах всего 15% голосов, несмотря на свою финансовую расточительность и беспримерную пропагандистскую кампанию. Две левые оппозиционные партии (КПРФ и Аграрная) набрали вместе 20% голосов, но настоящим сюрпризом для России и мира стал фантастический успех партии Жириновского (ЛДПР) - ей досталось 23% голосов. Это было явно протестное голосование людей, разуверившихся и в коммунистах, и в демократах . Ошалевший от боли народ шарахнулся в сторону Жириновского от отчаяния. Правительство спокойно восприняло результаты выборов, оно знало, что Жириновский давно и надёжно у них «в кармане».

Конституция была принята 33 млн голосов из 56 млн избирателей, участвовавших в референдуме. Эти результаты голосований показали, что наш народ ещё не готов к ответственному и сознательному пользованию своими гражданскими правами, а это означает, что сложившийся после 1993 года порядок установился в России всерьёз и надолго.

Русский дом, сентябрь 2008 г.

Октябрьские события 1993 г. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. Его разрастание – результат отсутствия у России реального опыта, устойчивых традиций демократии и парламентаризма. В условиях начавшегося революционного процесса в стране одновременно оказалось несколько властных центров, в силу чего и Р. Хасбулатов, и Б. Ельцин имели основания претендовать на лидерство в государственных делах. Начиная с весны 1992 г. большинство депутатского корпуса было нацелено на постепенное ограничение власти и полномочий президента, на изменение курса реформ.

В этих условиях Б. Н. Ельцин, убежденный сторонник построения правового государства (что вполне подтверждено последовательным исполнением взятых на себя обязательств), пошел на вынужденный шаг. Чтобы прекратить затянувшееся политическое двоевластие, 21 сентября 1993 г. он издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», в котором объявил о роспуске съезда и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). К этому же сроку предполагалось завершить работу по подготовке новой Конституции.

Указ Президента формально противоречил ряду статей действующей Конституции, однако оставлял оппозиции реальную возможность пойти на выборы и демократическим путем решить вопрос о власти.

Оппозиция отвергла легитимный вариант развития событий и перешла к решительной атаке на президента. В ночь на 23 сентября 1993 г. чрезвычайный Десятый Съезд народных депутатов, на котором не было кворума, принял постановление, объявившее действия Б. Н. Ельцина «государственным переворотом», и отстранил его от должности. Съезд избрал вице-президента А. В. Руцкого исполняющим обязанности президента. После этого противостояние сторон переходит в плоскость силовой борьбы. Получив полномочия, А. Руцкой создает вооруженные формирования, в «Белый дом» свозятся оружие и боеприпасы (впоследствии военными было обнаружено 1132 единицы оружия – сотни автоматов, пулеметы, гранатометы, снайперские винтовки, – 312 кг тротила).

1–2 октября еще существовала возможность мирного развития событий. Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин выступил с предложением так называемого нулевого варианта, сущность которого заключалась в отмене всех решений президента и Верховного Совета после 21 сентября и назначении одновременных перевыборов президента и парламента. Но оппозиция организовала 3 октября 1993 г. в центре Москвы на Смоленской площади массовые беспорядки. К 10 часам вечера вооруженные боевики, прибывшие в телецентр «Останкино», предприняли попытку его штурма.

В этой ситуации Ельцин, взяв на себя всю полноту ответственности, отдал приказ о вводе в Москву танковой дивизии и блокаде Белого дома. В результате последующего его штурма с обеих сторон были жертвы, в числе которых ни депутатов, ни лидеров мятежа не было. Мятежники были арестованы.

События октября 1993 г. были неоднозначно восприняты различными слоями российского общества. И до сих пор в историографии отсутствуют их однозначные оценки (среди пяти пунктов обвинений левой оппозиции, инициировавшей в мае 1998 г. процесс отстранения Б. Н. Ельцина от власти через импичмент, т. е. через отрешение от должности, фигурировал и неправомерный роспуск в 1993 г. оппозиционного Верховного Совета).

Вне зависимости от правовых и иных оценок действий сторон «черный октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти.

Возрождение российского парламентаризма. В соответствии с принятым решением президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции.

Выборы на многопартийной основе в России проходили впервые после почти восьмидесятилетнего перерыва. Между политическими партиями и блоками развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. Изначально 35 партий и движений претендовали на участие выборах, но лишь 13 из них удалось зарегистрировать свои списки в Центральной избирательной комиссии РФ, остальные не смогли собрать необходимые 100 тыс. подписей избирателей.

Выборы проводились в атмосфере напряженности в общества, вызванной распадом СССР и октябрьским путчем. Избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. В итоге ни одна из политических партий, поддерживавших курс президента, не набрала более 15 % голосов от общего числа избирателей, в силу чего изначально Госдума оказалась оппозиционной президенту. Вместе с тем самой борьбой за места в парламенте, а затем занятием в нем важных постов депутаты, в том числе и противники Б. Н. Ельцина, признали легитимность «президента-узурпатора» и «его Конституции». Подобная легитимация в целом обеспечила на ближайшие годы стабильность конституционному строю России.

Всего на выборах 12 декабря в Государственную думу было избрано 444 депутата, в том числе 225 по общефедеральному и 219 по одномандатным избирательным округам. Не проводились выборы на территории Татарстана и Чечни. Из 13 избирательных объединений лишь 8 получили места в парламенте. С учетом депутатов, избранных по партийным спискам и на индивидуальной основе, наибольшее число мест в Госдуме получила партия «Выбор России» – 76, ЛДПР – 63, аграрии – 55, КПРФ – 45.

Новая Конституция России. 12 декабря вместе с выборами в Госдуму состоялся также и референдум по Конституции. За проект нового основного закона страны проголосовали чуть больше 50 % участвовавших в голосовании. Принятие Конституции явилось важнейшим шагом в демократическом обновлении России.

Конституция России 1993 г. – это первая за всю историю страны демократическая Конституция. Она положила конец идеологизации государственной власти, всей системе советского тоталитарного режима. Конституция впервые в истории Российского государства утвердила основополагающий принцип современного парламентаризма – принцип разделения властей. Также впервые в соответствии с общепринятой мировой практикой законодательный орган был назван парламентом, его полномочия были отделены от полномочий других государственных органов, что позволяло ему сосредоточиться на законодательной деятельности.

К моменту принятия новой Конституции в России не оформились новые социальные группы и партии, не закончилось формирование политических и экономических структур нового общества. В силу этих причин новая российская Конституция несла в себе черты переходного периода, определенных компромиссов. Наиболее очевидный из них – заметный дисбаланс сил между президентом и парламентом. Согласно новому основному закону, президент имеет чрезвычайно широкие полномочия. Его трудно подвергнуть импичменту (отрешить от должности), хотя такая процедура заложена (ст. 93) в новой Конституции.

Человек, его права и свободы (а не коллектива, класса, партии, как это было прежде) названы в основном законе высшей ценностью. Провозглашались свобода слова, свобода СМИ, запрещалась цензура. Правда, и это один из существенных недостатков, права и свободы оказались вытесненными с заглавного места.

При всех своих недостатках впервые в истории России был принят документ, в котором уровень гарантируемых прав и свобод человека, механизм их защиты соответствовали общепризнанным принципам и нормам международного права. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода средств массовой информации, запрещается цензура.

Новый Основной закон, несмотря на слабость реальных противовесов принимаемым президентом решениям, создал вполне реальную правовую основу для строительства демократического федеративного правового государства. В результате уже в 1994 г. Россия имела вполне работоспособный двухпалатный парламент.

Становление Федерального Собрания. Новая российская Конституция изменила характер государственной власти, форму правления и принципы законодательной деятельности. Начался новый, постсоветский, посткоммунистический этап в развитии российской государственности.

В отличие от бывшего Верховного Совета Государственная дума изначально создавалась как исключительно профессиональный парламентский орган, где все избранные депутаты должны работать на постоянной основе. К ведению нижней палаты, согласно Конституции, отнесены принятие законодательных актов, утверждение госбюджета и контроль над его исполнением, контроль над соблюдением прав человека, участие в формировании Правительства РФ.

Совет Федерации (как верхняя палата парламента), согласно Конституции РФ, представлял и защищал интересы 89 субъектов Федерации. Поэтому главной его функцией является рассмотрение федеральных законов, принимаемых нижней палатой. Состав депутатского корпуса Госдумы первого созыва в основном отражал реальное соотношение сил и настроений в российском обществе. Ни одна из фракций в Госдуме не имела решающего перевеса. Коммунистические и националистические фракции в лучшем случае могли рассчитывать при голосовании на поддержку 180–230 депутатов, «буферные фракции» – 110–130, демократические – 100–120. В нижней палате были созданы и официально зарегистрированы восемь фракций и одна депутатская группа «Новая региональная политика». Их состав и политические ориентации в течение срока работы Госдумы неоднократно менялись.

Процесс становления Федерального Собрания протекал сложно, так как его первые шаги осуществлялись под сильным воздействием кровавой развязки противостояния президента и Верховного Совета.

Наиболее последовательную антипрезидентскую позицию в Госдуме занимала фракция Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) во главе с ее председателем Г. А. Зюгановым (воссозданная в феврале 1993 г. КПРФ требовала смены правительственного курса, восстановления социализма). Имея солидное представительство в думе (45 человек), фракция коммунистов инициировала обсуждение наиболее конфронтационных вопросов – о Комиссии по расследованию событий 3–4 октября, о денонсации Беловежских соглашений, о начале процедуры импичмента президента. Тем не менее коммунистической оппозиции так и не удалось обеспечить думского большинства по наиболее важным вопросам. Из-за несовершенства конституционных норм и переходности самого парламента при голосовании чаще всего проходили компромиссные решения. По этим причинам парламент созыва 1993 г. не добился особых успехов в законодательном деле. Госдума смогла принять новый Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы о выборах президента, депутатов Государственной думы, об общих принципах устройства государственной власти, о местном самоуправлении, об основных гарантиях избирательных прав граждан России.

Государственная дума в соответствии со своим конституционным правом 23 февраля 1994 г. объявила амнистию лицам, находящимся под следствием или содержащимся под стражей в связи с событиями 19–21 августа 1991 г., 1 мая 1993 г., 21 сентября – 4 октября 1993 г. Этот шаг, имевший в первую очередь политическую направленность, превращал Думу в самостоятельный центр власти. Однако война в Чечне ясно показала неспособность парламента контролировать применение исполнительной властью военной силы.

Тем не менее российский парламент первого созыва выполнил свою главную функцию: он узаконил новую политическую и государственную систему.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча