20.06.2020

Какие государства не относятся к социальным. Что означает понятие "социальное государство"? Сущность социального государства. Закрепленные в Конституции РФ обязанности государства


Определение 1

Социальное государство – это новая стадия в развитии страны или государства. Подобный этап возможен при условии наличия в распоряжении страны достаточного количества ресурсов для обеспечения реальной ответственности за судьбу общества в целом и каждого гражданина в частности.

Социальное государство в качестве понятия представляет собой тип страны, стремящейся к созданию для каждого человека максимально благоприятных условий существования, реализации его личных талантов и способностей, обеспечению высокого уровня экономической и социальной защищенности.

Примеры социальных государств

Конечно, не все мировые страны имеют статус социальных государств. К их числу можно отнести только те, где большая часть населения достигла высокого уровня жизни, где высока и степень душевого потребления продукции и услуг.

Примерами социальных стран могут быть США, Япония, Швеция, Норвегия, Германия, Франция и др.

Основные признаки социального государства

Признаки социального государства могут предполагать некоторые конкретные характеристики, о которых подробней далее.

Достойный жизненный уровень, ответственность государства за предоставление любому человеку прожиточного минимума, который гарантирует достойное существование. Эта функция осуществляется с помощью справедливого перераспределения богатства общества от богатых к бедным. Чаще всего уровень прожиточного минимума определяется по сумме двухсот наименований благ, требуемых для нормальной жизни людей. Это не значит, что здоровый взрослый человек может жить в ожидании социального пособия. Его обязанность заключается в самостоятельном зарабатывании средств для обеспечения своей семьи. Государство способно взять ответственность лишь за того, кто сам не может удовлетворить собственные потребности по (инвалиды, пенсионеры, больные люди).

Замечание 1

К социальным странам принято относить те государства, в которых прожиточный минимум составляет около 7 - 10 тыс. долл. на человека ежегодно.

Социальное равенство, не представляющее собой уравниловку. Оно понимается в качестве равенства возможностей на старте, а не равенство результатов деятельности. Среди проявлений социального неравенства можно выделить образование, район жизни, возраст, пол, специальность и др.

Государство осуществляет попытки смягчения или устранения социального неравенства с помощью активного вмешательства в различные области жизни человека. Так происходит закрепление принципа равного доступа к государственным должностям с ликвидацией правовых предпосылок неучастия в управлении определенных групп общества.

Замечание 2

Помимо этого, государство производит вмешательство и в трудовые отношения путем уравнивания прав мужчин и женщин при найме на работу. Что касается имущественных различий, то их сглаживание происходит посредством налоговой политики через перераспределение собранных средств в пользу малоимущих слоев.

Социальная защита лиц, которые потеряли доход или средства к существованию (болезнь, инвалидность, потеря кормильца, старость, безработица), включая оплату издержек по медицинскому обслуживанию.

Система социального обеспечения формируется в виде социального страхования, проводя границу между самостоятельным заработком и средствами, которые идут по линии социального обеспечения и страхования (различные пособия, пенсия, выплата из бюджета, благотворительного фонда).

Подъем благосостояния для общества в целом, показателем чего считается уровень нищеты. В развитых государствах этот показатель не превышает 10%. а в Швеции он немногим больше, чем 5%. Это дает возможность включать в пользование материальными благами более широкий круг лиц (оплата жилья, стипендия студентам, детские пособия).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Желева Ольга Викторовна

студент 5 курса Юридического института Томского государственного университета, РФ, г. Томск

Парфенов Александр Сергеевич

научный руководитель, ст. преподаватель Юридического института Томского государственного университета, РФ, г. Томск

Процесс возникновения и становления социального государства довольно сложен. В настоящее время данное понятие можно рассматривать в нескольких плоскостях: в научной – как определенную идею и концепцию; в нормативной - как принцип, закрепленный в конституциях развитых стран мира; в эмпирической - как проявление деятельности ряда государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Впервые термин «социальное государство» был употреблен в 1850 году немецким ученым Лоренцом фон Штейном, который включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве . В 1930 году немецким ученым Г. Геллером было предложено понятие «социальное правовое государство» и дана его трактовка. Ключевым звеном такого государства становятся права гражданина и гарантии, которые предоставляются государством. Немецкий правовед К. Хессе, освещая деятельность социального государства, практически полностью уподобляет социальное государство социалистическому, которое осуществляет контроль над материальной и духовной сторонами жизни общества.

Появление термина «социальное государство» связано с объективными социально-экономическими процессами, происходящими в буржуазном обществе на рубеже XIX-XX веков. В то время необходимо было определить роль государства в социальной сфере общества, распределении доходов, установлении равенства и свободы человека и гражданина. В связи с многочисленными революционными социальными потрясениями государство было вынуждено отказаться от роли «ночного сторожа» и занять активную позицию в предоставлении каждому необходимых гарантий для реализации своих прав и свобод.

В учебнике «Государственное право Германии» приводятся три подхода к решению вопроса о сущности социального государства.

Первый подразумевает под термином «социальный» - связанный с обществом, то есть государство в этом смысле ответственно за существование самого общества.

Второй подход заключается в толковании слова «социальное» как указывающего связь статуса человека с обществом, то есть термин «социальное государство» указывает на наличие обязанностей индивидов и общества по отношению друг к другу.

Третий подход наиболее полно раскрывает суть социального государства, понимая под ним организацию, помогающую слабо защищенным слоям населения, способствующая справедливому распределению материальных благ и тем самым, обеспечивающая достойной уровень жизни каждого члена общества. Таким образом, третий подход воспринял идеи и первого, и второго.

В качестве же основных элементов социальной государственности немецкие исследователи выделяют: достойный человека прожиточный минимум; смягчение и устранение социального неравенства; развитое социальное обеспечение; общий подъем благосостояния .

Германия стала первым государством, провозгласившим себя в Основном законе 1949 года социальным, что означает активное устремление государства гарантировать обеспечение достойного человека уровня жизни, а также удовлетворения базовых потребностей всех слоев общества согласно существующим стандартам .

Аналогичные процессы происходили и в англоязычных странах, где в научный оборот было введено понятие “Welfare State” - «государство благоденствия». В 1977 г. английские ученые Фернис Норман и Тилтон Тимоти в своей работе, вышедшей в Лондоне, «Состояние государства благоденствия. От социальной безопасности к социальному равенству» выделили 3 разновидности «государства благоденствия» . Первую разновидность они назвали «позитивное государство социальной защиты», основанное на либеральных идеях и гарантии корпоративных интересов. Прототипом этой модели, по их мнению, являются США. Вторая разновидность - «государство социальной безопасности », которое обеспечивает формальное равенство граждан, а не фактическое (материальное), так каждому предоставляются равные возможности для самореализации. Его прототип - Великобритания. Третья разновидность получила название «социальное государство всеобщего благоденствия» , которое уделяет большое внимание социальной политике, способствует реализации принципов свободы, равенства, солидарности. Этому типу соответствует Швеция.

В целом, при таких различных зарубежных подходах к пониманию социального государства можно выделить его типичные характеристики и функции.

Признаки и условия существования социального государства:

1. Демократический режим

2. Высокий нравственный уровень граждан и должностных лиц государства, то есть высокий уровень правосознания и правовой культуры всех членов общества

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий справедливому перераспределению доходов

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности в государстве в нужных областях хозяйства

5. Наличие правового государства

6. Существование гражданского общества, способствующее становлению и развитию социальной политики

7. Наличие социальных программ, ориентированных на менее защищенные слои общества

8. Стремление государства к установлению всеобщего блага, обеспечению достойного уровня жизни всех членов общества, установление справедливости в системе общественных отношений

9. Наличие развитого эффективного социального законодательства, о социальной защите населения. Например, в Германии имеется Социальный кодекс.

В качестве целей и задач, которые выполняет социальное государство можно выделить следующие:

1. Помощь социально незащищенным слоям населения посредством установления величины прожиточного минимума, государственных пособий, пенсий и иных гарантий социальной защиты, развития системы социальных служб.

2. Обеспечение равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния.

3. Обеспечение государственной поддержки лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Таким образом, определение государства как социального относится к конституционно-правовому статусу государства, предполагающее конституционное закрепление и гарантирование экономических, социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Это означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму неопределенные социальные различия.

Таким образом, социальное государство - это государство, отдающее приоритет реализации социальных функций, способствующее развитию каждого гражданина путем обеспечения достойного уровня жизни ему и его семье, такое государство, прежде всего, является новым этапом развития правового.

Список литературы:

1.Балюшина Ю.Л. Социальное государство в России: история и современность //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 1. - С. 126-129.

2.Краснолуцкий Г.Н. Правовое и социальное государство: политологические исследования и пути становления // Политика и правовое государство. - 2011. - № 5. - С. 1-14.

3.Кочеткова Л.Н. Социальное государство: опыт философского исследования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 160 с.

4.Скуратов Ю.И. Социальное государство как институт гражданского общества и конституционного права //Российский юридический журнал. - 2008. - № 2. - С. 24-34.

Утверждение правового государства как политической реальности не означало «завершения» исторической эволюции государственности, как таковой. Несмотря на провозглашение гуманистических ценностей, реальная социальная и политическая динамика выявила ряд исторических ограничений, существенных противоречий и даже определенную не реализуемость тех норм и принципов, которые были заложены в основание правового государства. Утверждение принципов индивидуальной свободы, создание условий для равной конкуренции, а также формирование правовых условий, поддерживающих взаимную ответственность государства и общества, выведя общество на новый уровень его социального и политического развития, тем не менее, не привело к всеобщему счастью и благополучию граждан. Власов В.И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов / В.И. Власов. Ростов н/Д - 2009.

Роль государства как политического института, не вмешивающегося в дела гражданского общества, не смогла предотвратить издержки реального неравенства сил и способностей людей. Формально-правовое равенство индивидов не спасло общество от порой весьма существенной экономической дифференциации доходов его граждан, снижения социальных позиций групп населения, кризисов, ухудшающих материальное положение людей. Своеобразным ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось возникновение в развитых индустриальных странах нового типа государственности - государства социального.

Понятие и первые концепции социальной государственности возникают по мере развития буржуазного общества под влиянием идей социализма. Устанавливаются новые параметры взаимоотношений между государством и человеком, связанные с обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению прав человека - экономических, социальных и культурных, в результате чего возникает идея социального государства.

Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказало философия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересом народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего класса - класса имущих, класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является «поднятие» низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами, как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций М.: Юрайт, 2011.

Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности сформировалось в конце XIX - начале ХХ в. как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошло мощная волна революций и кризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательство государства в экономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическим режимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Теоретический образ этого государства «всеобщего благоденствия», устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечении граждан, развивался на протяжении 70 - 80-х гг. XX столетия параллельно с практикой утверждения его политических порядков. Предлагавшаяся обществу политическая модель установления социальной справедливости предполагала обеспечение каждому гражданину не только приблизительно равных шансов на самореализацию, но и тех минимально необходимых условий, которые обеспечили бы ему достойное существование, должный уровень защищенности от общественных катаклизмов, соучастия в управлении делами общества и государства. Устанавливаемые принципы деятельности государства предполагали сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граждан, формирование той духовной и общественной среды, в которой люди чувствовали бы себя не только самостоятельными и активными гражданами, но и защищенными от наиболее жестких общественных противоречий. Такая переориентация деятельности государства отразилась не столько на системе организации власти, сколько на модификации стиля деятельности его структур и органов власти, потребовав усиления ресурсного обеспечения их целей. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций М.: Юрайт, 2011.

В целом социальное государство, возникшее в наиболее экономически развитых странах (Швеция, Германия, США), проводило политику формирования такой социальной среды, в которой кардинально повышался бы уровень социальной безопасности. В рамках этой стратегии оно предлагало адресную помощь наиболее нуждающимся слоям общества, предоставляя им источники существования (работу, социальную помощь), налаживая социальные контакты, обеспечивая реализацию индивидуальных жизненных планов. Это предполагало перераспределение государственного бюджета в пользу наименее обеспеченных слоев населения, изменение политики занятости и переподготовки работников, установление новых отношений с частным сектором, направленных на усиление социального страхования, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных рабочих, престарелых и инвалидов.

В идеале стратегия социального вспомоществования была направлена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию, пробуждение творческих сил, раскрепощение его общественной инициативы. Решение этих задач одновременно кардинально подняло уровень общепринятых стандартов жизни в обществе, изменило представления о престижной работе и стиле проведения досуга.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель -- при помощи социальной политики, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства), или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав. Теория государства и права. Борисов Г.А. Белгород: БелГУ, 2010

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками, то есть описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии интересующего явления, являются:

  • 1. Демократическая организация государственной власти.
  • 2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
  • 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  • 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  • 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  • 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  • 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  • 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
    • а) достойных условий существования;
    • б) социальной защищенности;
    • в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
  • 9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  • 10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны. Теория государства и права. Борисов Г.А. Белгород: БелГУ, 2010

Исходя из этого, можно сказать, что социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

Таким образом, социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.

Сегодня часто можно слышать декларации о том, что та или иная страна является социальным государством. И возникает вопрос: социальное государство - это что? В чем его специфика? Каждое ли государство является социальным?

Понятие социального государства

В самом общем виде социальное государство - это государство, главным принципом которого является стремление к справедливому распределению благ в стране. Политика его реализуется в стремлении уменьшить тяжелые последствия материального расслоения общества, основной акцент делается на помощи обделенным представителям нуждающихся слоев. Понятие социального государства тесно связано с явлением социального обеспечения. В таких системах государство берет на себя обязательства по поддержанию достойного уровня жизни нуждающихся граждан за счет изъятия части доходов у людей, достигших высокого уровня материального обеспечения.

Таким образом, суть социального государства - это существование гарантий обеспечения неблагополучным группам населения достойного прожиточного уровня. Причем ресурсы для такой материальной поддержки черпаются из налогового бремени, лежащего на плечах более обеспеченных сограждан.

Немного истории

Социальная система государства впервые была декларирована немецким экономистом Лоренцом фон Штейном еще в середине 19 века. Он проводил глубокий анализ процесса формирования капитализма в Германии и пришел к выводу, что государство должно строиться на идеях равенства и справедливости, что оно должно стремиться подтянуть уровень жизни низших слоев до среднего и высшего уровней. Социальное государство в его трактовке - это система, обеспечивающая социальный прогресс.

Развитие взглядов Штейна представил Фридрих Науманн, который пропагандировал либеральные взгляды на экономику. Социально-политическое государство, по его мнению, путем активного вмешательства в систему хозяйствования должно устанавливать порядок, в котором в приоритете будут не только охрана собственности и закон, но и социальные реформы во имя справедливости.

Такие идеи стали платформой для формирования социал-демократического движения, которое набирало силу в Германии конца 19 века. На рубеже 19 и 20 веков в стране под давлением народного рабочего движения защита социально незащищенных классов была закреплена законом. Эти идеи стали толчком к проведению в Германии реформ, в частности впервые появилась система пенсионного страхования и финансирование медицинской помощи работникам за счет работодателя. Идеи социального устройства государства проникли также во Францию и Англию, где под влиянием профсоюзов появляются меры по регулированию социальных отношений со стороны государства.

В США идеи социального государства находят мощную поддержку во времена экономического кризиса 30-х годов 20 века. Президент Рузвельт законодательно закрепляет право рабочих на создание профсоюзов, защищающих их права, он сократил продолжительность рабочего дня, запретил эксплуатацию детского труда. В Великобритании значительную роль сыграл доклад Бевериджа, в котором говорилось о государстве благосостояния, по сути, синониме социального государства.

Появление Советского государства внесло новый всплеск в развитие концепции социального государства, так как оно законодательно закрепило социальную направленность своей политики.

После Второй мировой войны правительство Германии впервые закрепляет в Конституции страны наименование государства, как социального. После этого уже все крупные страны Запада начинают декларировать принципы социальной справедливости в качестве основного постулата государственности. Рост популярности данных идей продолжался до середины 70-х годов, когда у концепции появляется немало противников, и она начинает трансформироваться. Экономические кризисы конца 20 - начала 21 века поставили под сомнение рациональность данной концепции, хотя официально отказываться от нее страны Запада не торопятся.

Условия существования социального государства

Не каждая страна может назвать себя социальным государством. Для его формирования необходимо соблюдение ряда условий. Социальное государство - это модель, которая возможна при создании определенных условий:

  • Высокий уровень нравственного развития граждан. Для социального государства характерно превалирование моральных ценностей над всеми прочими, все члены общества, особенно менеджмент, должны придерживаться идей равенства и справедливости.
  • Демократический строй. Для реализации принципов социальной защищенности в государстве должны реализовываться принципы свободы.
  • Высокий уровень экономического развития государства. Для того чтобы иметь возможность социального обеспечения неимущих, у государства должны иметься большие резервы.
  • Социально-ориентированный тип экономики. Государство, чтобы были возможности регуляции экономических процессов, должно иметь большое количество различных предприятий со своим участием. Это позволяет регулировать занятость населения и перераспределять доходы в пользу обделенных.
  • Высокий уровень правового развития. Обязательным спутником социального государства является высокий уровень развития законодательных и гражданских инициатив. Гражданское общество и правовое государство являются платформой для проведения социально-ориентированной политики.
  • Социальная политика государства. Приоритетами государственной политики должны быть социальные проекты по нивелированию последствий неравенства и различной поддержке неимущих слоев населения. Государство должно стремиться к всеобщей справедливости, ставить себе цель по достижению благосостояния для всех челнов общества. Среди таких целей - создание равных стартовых возможностей для людей всех классов, социальная защищенность всех граждан страны, достойные условия жизни для всех, включая обездоленных.
  • Закрепление в законодательстве. Термин «социальное государство» должен быть зафиксирован в конституции государства.

Характерные признаки социального государства

Распознать социальное государство можно по следующим признакам:

  • Справедливая оплата труда. Государство гарантирует достойную оплату труда для всех работающих граждан, вне зависимости от занимаемой должности.
  • Удовлетворенные потребители. Жители социального государства имеют высокий потребительский уровень, они могут удовлетворить не только первичные потребности в еде, жилище, безопасности, но и выбирать высокое качество предметов, удовлетворяющих эти потребности. Кроме того, население должно иметь возможность реализовывать планы по самореализации и удовлетворять социальные и духовные потребности.
  • Отрегулированная система социальной защиты. Удовлетворенность населения своей жизнью зависит от социальной политики государства, оно должно создать систему, которая помогает людям с ограниченными ресурсами удовлетворять свои потребности на достойном уровне. Признаком социального государства является отлаженный институт помощи тем, кто не может себя обеспечить: инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным семьям, безработным.
  • Нивелирование социальных различий. В социальном государстве путем различных видов помощи должен сокращаться разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными за счет перераспределения доходов. Акцент делается на подтягивании бедных к достойному уровню проживания. Разрыв между доходами высшего и низшего слоев населения страны примерно должен быть в шесть раз.
  • Качественные социально-значимые отрасли услуг. Для социального государства чрезвычайно важно налаживание эффективной работы таких сфер, как медицина, образование, жилищное строительство, транспорт. Социальные услуги обеспечивают достойный уровень проживания и удовлетворенности населения.
  • Правовое разрешение конфликтов. Для социального государства характерен низкий уровень социальных конфликтов, но, если они возникают, то разрешаются мирным путем через инструменты гражданского и правового общества.
  • Воплощение принципов социальной справедливости. Распределение богатств страны, обеспечение возможностей для всех удовлетворять не только свои первичные потребности, должны исходить из интересов всех жителей страны. Каждый гражданин получает от страны столько, сколько ей дает.
  • Главенство нравственных принципов поведения. В социальном государстве моральными нормами поведения выступают благотворительность, взаимопомощь, альтруизм, милосердие. Причем они характерны не только для государственной политики или отдельных групп людей, а и большинства граждан страны.

Социальные функции государства: реальность и декларация

Как и любое другое государство, социальное выполняет все традиционные функции: политические, экономические, социальные, правоохранительные, экологические и многие другие. Однако акцент при их исполнении всегда делается в сторону социальной защищенности населения. При этом существуют и специфические социальные функции государства, к ним относятся:

  • Поддержка незащищенных слоев населения. Она может быть материальной в виде субсидий безработным, инвалидам, пенсионерам, и социально-психологическая, в виде различных консультаций, тренингов, курсов по психологической разгрузке и коррекции депрессивных состояний.
  • Охрана труда и здоровья населения. Государство создает достойные условия для выполнения любой работы, контролирует соблюдение норм и законов. Также обеспечивает регулярное медицинское обслуживание на качественном уровне, делая акцент на профилактику заболеваний.
  • Поощрение и стимулирование благотворительности. У государства есть налоговые механизмы, которые могут делать благотворительность не только социально-одобряемой деятельностью, но и экономически выгодной.
  • Поддержка материнства и детства. Государство создает институты, помогающие родителям растить детей вне зависимости от уровня дохода. Оно обеспечивает качественную медицинскую помощь и систему образовательных услуг, а также вырабатывает механизмы материальной поддержки нуждающихся семей.
  • Сглаживание последствий социального расслоения общества, путем перераспределения доходов государство снижает разрыв между богатыми и бедными.
  • Обеспечение занятости населения. Государство создает условия для того, чтобы каждый человек мог найти работу по своим способностям и возможностям, стимулирует предпринимательство для создания рабочих мест, поддерживает низкооплачиваемые, но социально-значимые отрасли.

  • Забота о решении экологических проблем, о сохранении мира.
  • Поддержка различных проектов, инициатив и программ в социальной, культурной, образовательной сфере.

Таким образом, социальное государство - это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере эти функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.

Типы социальных государств

Социально-экономическое развитие государства может идти разными путями и приводит к тому, что появляются различные типы социальных государств. Исследователи выделяют такие разновидности, как:

  • Позитивное государство социальной защиты. Тип, построенный на стремлении к созданию общества равных возможностей. Образцом такого типа являются США.
  • Государство социальной безопасности. В этом типе к социальной защите добавляются требования по обеспечению стабильного дохода всем гражданам не ниже прожиточного минимума. Образец - Великобритания.
  • Социальное государство всеобщего благосостояния. Государство стремится выровнять уровень доходов и возможностей для всех жителей. Пример - Швеция.

Также есть попытка выстроить классификацию в зависимости от доминирования рыночных или социальных требований в политике государства. В этом случае выделяются консервативный, либеральный и социал-демократический типы социального государства.

Воплощенные проекты

Концепция социального государства в несколько разных видах прижилась во многих странах. Так, социальными государствами являются страны Запада, а также Австралия, Канада, Япония. В них реализуются различные модели, все они основаны на нравственных принципах и исповедовании либеральных идей. Немного другой формат социального государства реализуется в странах, где источник благосостояния - нефтедобыча, это Арабские Эмираты и Кувейт, здесь национальные доходы распределяются по местным представлениям о справедливости.

Российская реальность

Естественно возникает вопрос, а Россия - социальное государство? Несмотря на то что с 1993 года в стране законодательно закреплен социальный приоритет в политике, до сих пор существуют сомнения в реальности этой декларации. Институты социальной защиты в России существуют, однако разрыв между богатыми и бедными слишком велик, система здравоохранения и образования далека от высоких стандартов цивилизованных стран. Поэтому пока нельзя с уверенностью сказать: Россия - социальное государство.

Трудности построения социального государства

Социальное развитие государства сталкивается со многими проблемами, основными из которых являются:

  • Нестабильность мировой экономики. Кризисы последних лет показали, что не все государства могут себе позволить социальную ориентацию из-за падения доходов.
  • Несознательность граждан. Социальное государство сталкивается с тем, что некоторые слои населения превращаются в иждивенцев и стремятся получать блага, ничего не отдавая. Особенно эту проблему обнажил миграционный кризис в Европе, когда на пособия начинают претендовать тысячи и миллионы граждан и государство не в состоянии всех обеспечить достойно.

Таким образом, социальное государство и общество пока не становятся доминирующим типом в мировом устройстве.

Критика социального государства

У концепции социального государства немало противников и критиков, которых стало значительно больше в связи с затяжными финансовыми и политическими кризисами. Население стран Европы привыкло больше получать, чем отдавать, что приводит к нарастанию социального недовольства, особенно в ситуации нехватки ресурсов для выполнения социальных гарантий. Критики говорят, что сегодня концепция социального государства если не изжила себя, то требует значительного пересмотра.

Дня определения и понимания социального государства, важно рассмотреть его основные функции. Под функциями государства понимаются основные стратегические направления его деятельности внутри страны и на международной арене, в которых выражаются его сущность, роль и назначение в обществе. В ходе развития общества функции государства претерпевают изменения, одни возникают, другие отмирают.

В настоящее время существуют различные подходы к пониманию функций государства, на которые влияли и продолжают влиять история развития государства и экономическая среда, формирующая государство как политическую и социальную систему. Если в середине XX в. функции государства служили выражением и конкретизацией его классовой сущности, то позже функциями государст ва стали называть то, что характеризует его предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в данный период его развития. Иначе говоря, это - содержание его государственной деятельности .

Функции социального государства - это такие направления деятельности государства, которые осуществляются посредством проведения государст венной политики профессиональными субъектами государст вен кого управления - лицами, занимающими государственные до.шкности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ, государственными и муниципальными служащими, реализуемой для формирования стандарт качества жизни населения и повышения качества жизни, когда у фаждан отсутствует нуждаемость в государственной помощи для удовлетворения минимальных потребностей.

Не менее дискуссионным вопросом вместе с функциями государства является вопрос об их классификации. Существующие подходы к классификации функций государства позволяют систематизировать теоретические знания о природе функций, а также более глубоко понять их сущность. Основные функции государства сводятся к закреплению и охране господствующих форм собственности; организации и укреплению единства общества и государства и поддержанию общественного порядка.

Функции делятся на два типа: внутренние (на территории государства) и внешние (за пределами государства).

Внутренние функции :

  • Сбор налогов, и других обязательных платежей в государственный бюджет.
  • Развитие сферы образования, финансирование научной деятельности, духовной сферы жизни общества.
  • Охрана груда и здоровья фаждан.
  • Поддержка социально незащищенного населения.
  • Поддержка семей, бездетных семей, материнства, инвалидов.
  • Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов.
  • Поощрение благотворительной деятельности.
  • Борьба с безработицей.
  • Поддержание высокого нравственного уровня населения.

Внешние функции :

  • Решение вопросов национальной безопасности.
  • Поддержание связей в сфере торговли и других экономических связей.
  • Участие в обмене культурных ценностей, научных достижений и другими информационными аспектами с другими странами.
  • Установление дипломатических отношений с другими государствами.

Роль государства в социально-экономическом развитии общества во многом определяется выполнением всего комплекса функций, присущих государству .

Под функциями государства в теории государства обычно понимаются основные направления его деятельности, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение . «Функции государства - эго основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение» . «Функции - эго основные направления деятельности государства, обусловленные его главными задачами, назначением государства в обществе» . Содержание любой функции государства составляют следующие взаимодействующие элементы: предмет функции, цели функции, методы, формы и средства осуществления функции.

Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы и как они их решают. Поэтому, с одной стороны, функции государства отражают его природу как необходимого для любого общества политического института, с другой - его асимметрию, а также разную природу государственной воли и государственной власти на том или ином этапе развития.

Функции государства зависят и от этапа развития общества. При либеральном капитализме XIX века экономическая функция государства была иной, чем у современного капиталистического государства в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

В научной литературе предложено много классификаций функций государства. В значительной мере эго связано с различными подходами ученых. Хотя функции сами по себе представляют объективную реальность, их классификация производится субъективно, в соответствии с теми или иными основаниями деления, избранными людьми.

В научной литературе обычно выделяют четыре основные внутренние функции государства - экономическую, социальную, поли-

тическую и идеологическую, а иногда добавляют еще две - экологическую и правоохранительную.

Опыт развитых стран мира показывает, что все функции государства взаимосвязаны, но экономическая является основной, т.к. она определяет эффективность реализации всех других.

Экономическая функция состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности, в регулировании экономики.

Механизм свободного рынка позволяет удовлетворить только те потребности, которые выражаются через спрос. Правда, механизм рынка не всегда дает обществу нужные результаты: он признает единственный вариант распределения доходов, полученных благодаря участию в конкуренции на нем товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Вне влияния рынка остаются вопросы образования, фундаментальной науки, государственного управления, а также граждане, которые выступают лишь как потребители. Важно обратить внимание на то, что рыночный механизм нс гарантирует реализации права человека на стандарт благосостояния. В связи с этим необходимо вмешательство государства в перераспределение доходов.

Экономическая функция государства осуществляется через формирование экономической политики. Государство, осуществляя экономическую политику обязано учитывать объективные законы на мак- ро-и микроэкономическом уровнях. Специфическими средствами государственного влияния на экономику выступают экономическое прогнозирование, программирование, планирование.

Социальная рыночная экономика предполагает регулирующую роль рынка. Она основывается на частной собственности, правовых гарантиях, действенной системе государственного управления, внедрении экономических стимулов, наличии контролирующих органов. Рыночная экономика автоматически не обеспечивает благосостояния и не освобождает от ошибок.

В современных условиях суть этой функции состоит в том, чтобы исправлять недостатки рыночной стихии, не нарушая естественного саморегулирования общества. Этой цели в настоящее время соответствует концепция социально ориентированной рыночной экономики. На практике экономическая функция государства выражается в том, что оно определяет разрешаемые и запрещаемые законом формы экономической деятельности (например, недобросовестную конкуренцию или производство атомного оружия частными предпринимателями).

Государство предпринимает меры против незаконных монополий (например, созданных с целью взвинчивания цен), но одновременно может создавать государственные монополии в жизненно важных для общества сферах (например, электроэнергетическая система в России). Оно устанавливает цены на некоторые товары, занимается прогнозированием и планированием экономического развития, осуществляет национализацию определенных объектов собственности и др. Таким образом, экономическая деятельность государства имеет весьма разносторонний характер.

Социальная функция по-разному осуществляется в тех или иных государствах. В тоталитарных государствах она имеет классовые цели, хотя под лозунгами заботы о трудящихся, рабочих и крестьянах или иногда под националистическими лозунгами социальные привилегии получала партийно-государственная номенклатура. В современном государстве эта функция имеет общесоциальные цели. К социальным функциям государства относятся:

  • охрана и защита основных прав человека;
  • охрана природной среды;
  • охрана и восстановление здоровья граждан;
  • социальное обеспечение;
  • образование, воспитание, развитие культуры.

В международной сфере эти функции заключаются в:

  • международном обеспечении и защите прав человека;
  • помощи населению других стран (в случае стихийного бедствия, кризисных ситуаций и г.д.);
  • участие в защите природной среды (экологическая функция);
  • участие в международном культурном сотрудничестве .

Реализация социальных функций государства имеет непосредственное отношение к общественному благосостоянию людей, а также удовлетворению их материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к формированию взаимного уважения и человеческого достоинства, к установлению социальной стабильности, социального мира в обществе. Исполнение социальных функций государства предполагает следующие виды деятельности: политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения; политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную.

Цель реализации социальных функций государства - поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Но реализация модели социальной политики тесно связана со многими фактами, которые вырабатывались годами: культура населения, отношение к морали, изучению истории и традиций, а также уровня экономического развития.

Еще одна важная особенность связана с гем, что реализация социальных проектов, улучшение уровня жизни, повышение пенсий и зарплат бюджетных организаций напрямую зависит от финансовобюджетной политикой, в частности, с политикой налогообложения. Наибольший размер социальных расходов имеет место в скандинавских странах, которые реализуют свой социал-демократический выбор (32% ВВП). За чертой бедности в этих странах находится лишь 0,1% людей. Уровень безработицы - 4%. Источником социального благополучия в странах с социал-демократической моделью является высокий уровень налогообложения - 49,3% ВВП .

Функции государства тесно связаны с социальным назначением и задачами государства. Сущность государства - его глубинное свойство - проявляется оно в его социальном назначении. Для чего существует государство, кого оно защищает, чьи интересы выражает, какие цели ставит? Вот вопросы, ответив на которые можно судить о сущности государства и его социальном назначении. Функции «напрямую» выражают сущность государства. «Между сущностью и функциями государства ист никаких промежуточных звеньев, поэтому как ничто другое функции позволяют проникнуть в сущность государства, вскрыть то главное, что его характеризует, выявить основные, определяющие черты и связи» .

В настоящее время свободный рынок перестал быть саморегулирующейся или самокорректирующейся системой, нс способен решать важнейшие проблемы, стоящие перед обществом. Разрешая одни проблемы, рынок порождает множество других, не менее серьезных и взрывоопасных. Имеется определенная часть экономического пространства, где рынок «проваливается и нс срабатывает» .

В связи с этим рынок, нуждается в поддержке со стороны государства - создании соответствующей инфраструктуры, рамочных условий и правил игры для всех хозяйствующих субъектов. Поэтому промышленно развитые страны стали признавать как де-факто, гак и де- юре необходимость вмешательства государства в действие рыночного механизма, который нс может существовать сам но себе, вне общества и отдельно от государства.

Позволяя сохранить преимущества рынка, публично-правовое регулирование дает возможность сгладить отрицательные стороны его функционирования, особенно в социальной сфере. «Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики, соответственно, выступают законы, подзаконные акты и судебные акт» .

По мнению Е.Г. Ясина, государство должно обеспечивать необходимый уровень социальной функции как с целью повышения эффективности социальных расходов, так и исключения выполнения гипертрофированной функции «всеобщего собеса» .

Эволюция функций государства развиваегся нс только под влиянием внутренних изменений, происходящих в государстве. Современная эпоха - эпоха глобализации, включающая в себя высоко динамичное развитое инте- грационных процессов в сфере экономики. Национальные финансовые системы активно интегрировались в единый планетарный механизм с универсальной системой финансовых институтов и взаимодействия рынков.

В глобальной экономике финансовый сектор стал господствовать над производством.

Глобальная экономика в еще большей мере подвержена рискам, наступление которых неизбежно влечет экономические потери . В условиях глобализации в страховое ноле все чаще попадают риски, нс укладывающиеся в стандартные схемы управления рисками, например, риски политической нестабильности.

Страхование как неотъемлемая функция любого государства, стратегическое направление его деятельности, дает возможность государству не только минимизировать и ликвидировать экономические потери, но в ряде случаев сохранить саму государственность, сохранить экономический суверенитет государства.

Цель функции государства - результаты, которые должны быть получены в процессе осуществления функции. Эти цели могут быть ближайшими, промежуточными, конечными. Цели каждой из функций в целом образуют в своей совокупности цели государства.

Методы осуществления функций государства - эго методы правового регулирования общественных отношений. Набор этих методов достаточно разнообразен, а их сочетание зависит от характера осуществляемой функции.

Основные методы, используемые государством, при осуществлении своих функции:

  • - императивный (строго обязательный, не допускающий отступлений от правовых предписаний);
  • - диспозитивный (предусматривающий значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляющий им возможность в пределах правовых предписаний самостоятельно урегулировать свои отношения);
  • - поощрительный (стимулирующий желательное для общества правомерное, социально-активное поведение субъектов права путем различного рода поощрений);
  • - рекомендательный (предлагающий субъектам права наиболее приемлемый, с точки зрения государства, вариант поведения).

Осуществление основных функций государства но своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Деятельность государства но управлению общественными делами разнообразна и многогранна. Вместе с тем имеются такие направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение.

Деятельность государства но осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранная. Каждое государство представляет собой четкую организацию власти, т. е. для осуществления определенных функций в любом государстве существует государственная власть.

Практическая деятельность государственных органов при их системности обеспечивается механизмом функционирования государства. Именно системная связь, взаимодействие, интеграция и единая направленность деятельности государственных органов образует в целом механизм функционирования государства. Механизм функционирования государства можно подразделить на следующие основные направления:

  • 1) законотворческое;
  • 2) управленчсски-исполнительнос;
  • 3) судебное;
  • 4) надзорно-контрольное .

Механизм государства - эго система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные органы власти, глава государства, правительство.

Другая подсистема - органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка и др.).

Утвержденная Госсоветом РФ Концепция стратегического развития России до 2010 года исходило из того, что рыночные реформы инструментом для достижения желаемого результата . Базовыми целями развития общества названы высокий уровень жизни населения, гармоничные социальные отношения, устойчивая динамика развития. Государственный совет отказался от концепции саморсгулируемого рынка, поскольку эго приведет к дальнейшему отставанию страны от лидеров экономического развития.

Приоритетами были названы: высокие темпы экономического развития, рост инвестиций, усиление государственности и корректирование действия рыночных сил целесообразной государственной политикой.

Стратегическая роль страхования в социальных государствах с развитой рыночной экономикой состоит в следующем:

  • - защищает личные и имущественные интересы граждан, является важнейшим составным элементом государственной социальной политики, связанной с решением социальных проблем в обществе;
  • - защищает интересы юридических лиц и государства в целом, предоставляя гарантии восстановления их нарушенных интересов вследствие непредвиденных неблагоприятных событий, которые могут причинить вред их имущественным интересам и окружающей природной среде;
  • - освобождает бюджет от части расходов на возмещение убытков при наступлении аварий и катастроф техногенного и природного происхождения, что позитивно влияет на укрепление финансов системы государства; является важным элементом финансовой системы государства, отвлекая из оборота избыточную денежную массу, оказывает антиинфляционное воздействие, оптимизирует формирование платежного баланса страны;
  • - позволяет накапливать денежные ресурсы в страховые фонды - один из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций в экономику государства.

Из всей совокупности проблем повышения эффективности социальных процессов подробнее следует остановиться именно на вопросе повышения роли народа в решении и реализации социальной политики государства в качестве субъекта государственной собственности .

Страхование по своей экономической и юридической природе представляет собой закрепленный в законе способ материального возмещения убытков, понесенных одним юридическим или физическим лицом, посредством их распределения между многими лицами. Это возмещение осуществляется за счет специального централизованного фонда, сосредоточенного в ведении страховой организации и образованного за счет денежных взносов страхователей. Таким образом, страхование строится на принципе разложения убытков одного лица на множество субъектов.

Страхование составляет экономическую необходимость, т.к. общественное производство нуждается в средствах, предназначенных для покрытия чрезвычайных убытков, вызванных случайностями и силами природы.

Являясь одним из самостоятельных звеньев финансовой системы страны страхованию присущи все основные функции категории финансов:

  • 1) рисковый характер;
  • 2) денежное перераспределение между участниками страхования в связи с последствиями страховых случаев;
  • 3) возвратность страховых взносов страхователям, признак которой приближает финансовую категорию страхования к кредитной.

Страхование имеет и определенное специфическое проявление. Специфичность страхования можно выразить, во-первых, в случайном характере наступления определенного события (страхового случая) и величине причиненного ущерба от этого случая; в вероятностной оценке возможного ущерба и расчете страховых тарифов, с помощью которых формируются страховые фонды; в неравномерной раскладке величины страховых взносов (платежей, премий) между заинтересованными лицами и т.д.

С юридической точки зрения, страхование является правоотношением. Это может основываться на договоре (страховой договор) или на требованиях закона. В зависимости от источника его возникновения все страхование делится по своей юридической природе на две основные формы - страхование добровольное и страхование обязательное.

Национальная страховая система России часть экономической системы страны, которую можно выделить их комплекса субъектов экономики, исходя из их целей и свойств, и включает в себя весь комплекс субъектов страхового рынка; страховщики, страховые посредники, компании страхового сервиса (специализированные издания, аудиторы, учебные центры и т.д.), государственные органы, регулирующие страховые взаимоотношения, объединения страховщиков и т. д.

В последние годы в сфере страхования произошли существенные изменения. В условиях перехода к рыночным отношениям они коснулись регулирования состава участников страховых правоотношений, их объекта, и характера содержания самих этих отношений. Страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Все эго коснулось и законодательства, нормы которого обязаны регулировать страховую деятельность. Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности, административным, гражданским и финансовым правом.

Гражданское право регулирует договорные отношения в этой деятельности, административное и финансовое - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Финансово-правовые нормы определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций - страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Ознакомившись с данными функциями, можно сделать вывод, что обеспечение и развитие социальной сферы жизни является ключевой задачей социального государства.

  • Принцип демократии государственной власти (г.е. в управлении государством могут участвовать вес граждане, а также брать ответственность перед всем обществом).
  • Наличие правового государства (главенство права и закона всех сфер общества).
  • Наличие достаточных экономических ресурсов для эффективного перераспределения доходов.
  • Наличие 1ражданского общества (общества с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимо от государства, но где государство дополняет гражданское общество).
  • Достойный уровень жизни (гарантированное обеспечение гражданам государства всех необходимых условий для комфортного проживания).
  • Равенство всех граждан (наличие этого признака не гарантирует полнейшее равенство во всех аспектах этого понятия, а сглаживание неравенства, в предоставлении всем и каждому одинаковых условий жизни, путем участия в контролировании всех сфер жизни общества).
  • Гарантированное материальное социальное страхование граждан, которое помогает всем, кто в этом действительно нуждается. Социальное страхование оплачивает ущерб здоровью, пострадавших, инвалидность, старость (пенсия), временную нетрудоспособность, материнство и г.д.)
  • Высокий уровень нравственности граждан, высокий уровень развитости духовной сферы общества.
  • Обеспечение социальных гарантий путем государственного регулирования экономики.
  • Обеспечение социальной справедливости в обществе.
  • Развитое социальное законодательство.

В зависимости от различных критериев (оснований) функции государства в научной и учебной литературе классифицируют на основные и неосновные, постоянные и временные, внутренние и внешние, а также на функции, выделяемые в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, культура и т.д.).

В основных функциях государства реализуются главные (приоритетные) цели и задачи государства, эго наиболее стабильные и устойчивые функции государства. Осуществление внутренних функций государства направлено на решение внутригосударственных задач. Внешние функции направлены на поддержание внешнеполитической деятельности и межгосударственных отношений.

Как мы уже говорили, функции государства находятся в постоянном изменении и развитии общества, направления экономического и политического развития прямо влияют на расширение функций государства.

В зависимости от внутренних и внешних сфер деятельности II.А. Власенко классифицирует функции государства на следующие виды:

  • - внутренние функции государства - функция обеспечения народовластия, экономическая, социальная, функция налогообложения и взимания налогов, экологическая, функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, функция развития культуры, науки, образования, функция регулирования межнациональных отношений;
  • - внешние функции государства - функции интеграции в мировую экономику, функция сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем, функция обороны страны, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудничества и укрепления связей со странами - участницами СНГ .

Статья 7 Конституции Российской Федерации закрепила постулат о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это свидетельствует о конституционно-правовом статусе государства и предполагает конституционные гарантии экономических и социальных нрав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства:

  • - охрана труда и здоровья людей;
  • - установление гарантированного минимального размера оплаты груда;
  • - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • - развитие системы социальных служб;
  • - установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Функции социального государства предполагают в деятельности государственного аппарата целенаправленность и справедливость при решении социальных проблем В функциях должна быть отражена прямая связь между целями и задачами государства и обратная связь между государством и обществом.

Некоторые ученые определяют следующие социальные функции государства:

  • 1) защитную (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
  • 2) регулирующую (проведение структурных реформ в экономике в целях се большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, норм процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных программ, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
  • 3) стабилизирующую (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости и т.д.).
  • 4) контрольно-охранительную (контроль за соответствием общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих плановых требований.

С учетом становления и развития такого явления, как социальное государство в современном развитии российской государственности, необходимо отметить возрастающую роль государства при экономической нестабильности. Исполнение своей государственной роли влияет на эффективное осуществление всех функций государства.

Стабильность всех групп населения взаимосвязана с осуществлением прежде всего экономической и социальной функций государства, влияющих на качество жизни каждого человека.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения у1рожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

Функция содействия но обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предогвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения груда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Итак, подведем некоторые итоги.

Таким образом, социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития общества в целом.

Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство как "атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления", и толкуют о "фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия".

Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным фактором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества.

Международный опыт социальной работы показывает, что для распространения индивидуальной частной инициативы по социальному обеспечению необходимо создание целого ряда правовых, политических и экономических условий. Прежде всего, это правовое обеспечение рыночной экономики.

Второй момент - экономическая политика. Для каждого отдельного человека это означает защиту его денежных накоплений.

Третий момент - социальная политика, причем такая социальная политика, которая не ставит себе целью полное обеспечение граждан, но направляется на достижение социальной защиты, в рамках которой есть место и для индивидуальной, личной инициативы.

Четвертое - это законы, нормативные акты, которые регламентируют деловую активность организаций, которые заняты дополнительным социальным обеспечением.

К примеру, Конституция России направлена на достижение определенных установок социальной политики: улучшение материального положения и повышение среднего уровня жизни; увеличение рынка трудоустройства, увеличение квалифицированных и конкурентоспособных специалистов; защита прав граждан в области труда со стороны конституции, социальная защиты населения, культуры, охрана здоровья, образования, обеспечения жильем; улучшение статистики демографического показателя; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Исходя из этого можно сделать вывод, что социальное государство реализует свои задачи в форме правовой государственности, идет по пути гуманизации общества - расширяет права личности и наполняет нормы нрава более справедливым содержанием. Оно обеспечивает благо индивида: социальную безопасность, условия свободы и комфортное существование каждого человека.

Государство выполняет деятельность распределения общественного бюджета, но не подрывает основы рыночного хозяйства, такие как частная собственность, конкуренция, предпринимательство, индивидуальная ответственность и другое, при этом не влечет за собой массовое социальное иждивенчество.

Анализируя основные функции социального государства можно прийти к выводу, что социальное государство - это новая модель устройства государства, к которому приходят страны в процессе долгого и упорного развития всех сфер общества. Оно свидетельствует о прогрессивно развитом цивилизованном обществе, в котором царит справедливость и соблюдение прав всех и каждого, которые охраняются законом.

Государство гарантирует обеспечение достойных условий жизни всем своим 1ражданам, осуществляет материальную поддержку социально незащищённых, уделяет особое внимание сфере образования, здравоохранения, культурной сфере 1раждан. В таком государстве право человека провозглашается наивысшей ценностью. Факторами этой хорошо отлаженной в мире государственной и общественной системы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны.

Итак, социальное государство реализует следующие функции:

  • 1) В первую очередь, эго социальное обеспечение всех членов данного общества;
  • 2) В торая, но не менее важная функция, - эго обеспечение доступного для всех образования и здравоохранения;
  • 3) Далее, эго социальная защита всех нуждающихся и уменьшение социального неравенства в обществе для обеспечения более благоприятных условий для проживания в данном государстве, которое обеспечивается посредством перераспределения благ в обществе;
  • Байтин Т.И. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2т. Отв. ред. Проф. М.Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1. С. 197. Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс.М„ 2002. Т. 3. С. 57.
  • Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М„ 2009.
  • Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной АссамблеейООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс.
  • Косов Р.В. Основы социального государства/учебное пособие. Тамбов,Изд-во: Университет, 2011. С. 56.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча