28.09.2019

Как избавиться от шепелявости: эффективные упражнения и рекомендации. Как избавиться от шепелявости


Термин «шепелявость » - это простонародное изречение, научным названием в данном случае будет сигматизм – искажение свистящих и шипящих звуков.

Признаками сигматизма являются:

  • Искаженное произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Появление посторонних звуков при разговоре.

Во многих случаях неправильного произношения каких-либо звуков, неспециалисты воспринимают это, как особенности речи, а не нарушения. В отношении же «шепелявости» всё несколько иначе: дефект заметен и самому говорящему и окружающим. Если не устранить его вовремя, то он станет причиной психологического дискомфорта и комплексов. Замечено, что большинство людей, страдающих сигматизмом, со временем становятся замкнутыми, необщительными, избегающими социума.

В норме, у детей дошкольного возраста правильное звукопроизношение появляется без участия логопеда. Но, если ребенок не смог самостоятельно овладеть правильным произношением звуков, то исправить свою речь взрослому человеку возможно только со специалистом, так как неправильное произношение уже стало привычным.

При шепелявости в речи происходит нарушение произношения шипящих («ж», «ч», «ш», «щ») и свистящих («з», «с», «ц») звуков.

Шипящие звуки должны появиться в речи к четырем- пяти годам. При нормативном произношении звука «ш» и «ж» язык в форме чашечки поднимается к альвеолам, зубы сближены, но не сомкнуты, губы немного вытянуты вперед.

Основные виды нарушений шипящих:

  • Щечное. Язык не принимает участия в артикуляции, образуется «тупой» шум. Слова произносятся с прихлюпыванием.
  • Нижнее. При таком произношении «ш» смягчается и слышится звук, похожий на «щ». Например «Шуба» - «щуба».
  • аднеязычное произношение. Щель образуется между задней частью спинки языка и твердым нёбом. Возникает шум, напоминающий звук «х» или фрикативный (характерен для украинцев, белорусов и жителей южнорусских областей) «г». Например: «шарик» - «кхарик».
  • Губно-зубной сигматизм – шипящие звуки заменяются на «ф» и «в». Например: «шапка» - «фапка».
  • Отдельным видом нарушения для звука «ч» является замена «ч» свистящим «ц». Например: «мяч» - «мяц».

В норме, свистящие появляются у дошкольников в три-четыре года. При правильном произношении «с», «з», «ц», губы растянуты в улыбке, зубы сближены, не сомкнуты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка (в форме желобка).

Основные виды нарушений свистящих:

  • Межзубный сигматизм – язык показывается между зубами при разговоре. Появляется неряшливость речи: присвистывание, оглушение звонких звуков.
  • Призубный сигматизм – вместо звуков «с», «з» произносятся звуки «д», «т». Например: «самолёт» - «тамолёт».
  • Шипящий сигматизм – искажение шипящих звуков. Например: «собака» - «щабака».
  • Свистящий сигрматизм – искажение свистящих звуков. Например: «жираф» - «зираф».
  • Боковой сигматизм – появление хлюпающего звука или присвиста из-за неправильного положения языка.

Причины появления шепелявости у взрослых

  • Неправильный прикус;
  • Малоподвижный язык;
  • Короткая уздечка языка;
  • Отсутствие зубов;
  • Травма артикуляционного аппарата;
  • Нарушение фонематического слуха (звукоразличения);
  • Наследственность.

При признаках шепелявости взрослому человеку, так же как и ребенку, следует обратиться к логопеду, которой при необходимости направит его к узкому специалисту.

Логопед проведет комплексное обследование, исследуя:

  • Состояние слуха, в том числе фонематического;
  • Подвижность и состояние органов артикуляции;
  • Правильность, нормативность произносимых звуков.

Коррекция сигматизма

Продолжительность работы по исправлению неправильного звукопроизношения зависит от вида нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Самостоятельно исправить нарушение без участия логопеда невозможно, так как для устранения дефекта требуется профессиональное обследование.

В период коррекция речи для человека очень важно участие и поддержка близких людей, а также участие в социальной жизни: не выпадать из своего круга привычного общения.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики по исправлению шепелявости у взрослых:

17 лет: Раньше Марии даже нравилось, что она немного шепелявит. Девушка считала, что это её речевая «изюминка», которая выделяет её в общем потоке людей. Но к старшим классам начались проблемы: одноклассники смеялись над ней. Это привело к тому, что Маша стала стесняться говорить. Родители вовремя заметили проблему и настояли на обращении к логопеду. По началу Мария скептически отнеслась к этой идее, но пообщавшись со специалистом, она пришла к выводу, что в её силах научиться говорить правильно. У девушки наблюдалось межзубное произношение и на коррекцию этого дефекта ушло около года. Занятия проходили два раза в неделю, также Маша закрепляла полученные навыки самостоятельно. Ко времени поступления в университет, она уже могла похвастаться чистой речью и больше не боялась говорить на публике.

19 лет : Оксана, студентка первого курса, переживала из-за того, что неверно произносила звуки «с», «з», «ц». Она пришла на консультацию в центр с конкретным вопросом: как ей избавиться от дефекта. Девушка пыталась решить проблему самостоятельно: находила в интернете видео-упражнения и пробовала произносить перед зеркалом скороговорки, но у неё ничего не выходило. Оксана решила пройти курс занятий с логопедом. Это оказалось правильным решением. Педагог посоветовал ей начать с артикуляционной гимнастики, затем ей поставили звук «с» и параллельно работали над звуком «з»: автоматизировали его поочередно в слогах, словах и предложениях, связной речи. Девушка регулярно посещала занятия два раза в неделю один месяц, после чего приостановила занятия из-за сессии. Она ослабила самоконтроль и вернулась в центр с теми же проблемами, которые были на первоначальном этапе. Потребовалось 2 месяца работы с педагогом, чтобы звуки вернулись на свои места. Оксана порой забывала делать упражнения дома. Через полгода после первого занятия с логопедом проблема оказалась решена.

25 лет : Учитель начальных классов – Инна испытывала много неудобств из-за того, что шепелявит. Это мешало ей при разговорах с коллегами, родителями и просто знакомыми. Она чувствовала себя неуверенно, общаясь с ним, боялась произнести лишнее слово. У Инны был неправильный прикус. Педагог посоветовал ей обратиться к ортодонту, после исправления прикуса, она провела логопедическое обследование языка, в ходе которого было установлено, что его двигательные возможности нарушены. Инна произносила звуки «т» и «д» межзубно: кончик её языка ударялся о зубы. Педагог научил Инну произносить эти звуки, поднимая кончик языка вверх. Затем они автоматизировали произношение в слогах, словах и предложениях. На коррекцию речи у девушки ушло около четырех месяцев.

28 лет: Антон, преподаватель финансового менеджмента в университете, был недоволен своим неправильным произношением. Долго не мог решиться прийти к специалисту и взять за исправление речи. Он всё оттягивал момент встречи с логопедом, пока однажды не услышал, как студенты его передразнивали. Разумеется, это Антону не понравилось совершенно и стало именно тем стимулом, которого ему не хватало. Логопед выявил у него призубный сигматизм. Начали с артикуляционной гимнастики, потом педагог сформировал правильное положение языка. Коррекция нарушений заняла у него три месяца. Он старался посещать занятия с логопедом не меньше двух раз в неделю и ежедневно занимался дома. Работа шла легко – Антон очень старался. После трех с половиной месяцев интенсивных занятий, он уже и не вспоминал о том времени, когда в его произношение было неправильным.

Сигматизм – это не приговор. Многие люди нашли решение этой проблемы. Всё, что требуется для борьбы с шепелявостью – наблюдение у грамотного логопеда, специальные регулярные занятия и упорство. Главное – желание измениться, сделать свою речь красивой.

Те или иные дефекты произнесения звуков встречаются у подавляющего большинства людей. Общее название таких состояний – дислалия . Многие мелкие несовершенства даже не улавливаются на слух неспециалистами или воспринимаются, как индивидуальные речевые особенности, а не как нарушения.

"Шепелявость" или сигматизм – состояние, которое заметно и самому говорящему, и его собеседникам. Оно нередко становится причиной психологических трудностей, комплексов. У детей дошкольного возраста подобные неправильности звуковоспроизведения могут исправляться самопроизвольно, без вмешательства логопеда. Но нередко и люди старшего возраста продолжают шепелявить – и исправить такой дефект можно только при участии специалистов.

Причины шепелявости

К неправильному произнесению звуков могут приводить следующие причины:

  • Дефекты анатомического строения челюстно-лицевого аппарата – неправильный прикус, расположение зубов, слишком большой или, наоборот, укороченный язык, короткая уздечка языка, неправильное строение свода неба и так далее;
  • Неврологические дефекты, нарушающие движения артикуляционного аппарата;
  • Психологические причины – стрессы, трудности коммуникации;
  • Социальные причины – подражание речи близких людей;

Как правило, присутствует сразу несколько предпосылок для развития шепелявости. Например, неврологические несовершенства, связанные с нарушениями внутриутробного развития, и психологические трудности, вызванные теми же проблемами неврологии.

Из этого списка причин можно сделать еще один важный вывод : если у вашего ребенка присутствуют такие предпосылки к шепелявости – не стоит ожидать, что данный дефект дикции исправится сам собой с возрастом. Например, если у малыша есть диагноз, поставленный невропатологом, или стоматолог указал на неправильность развития челюстей, зубов, неба – отправляйтесь и к логопеду. Ведь, чем раньше начать комплексное лечение – тем успешнее оно будет.

Диагностика

Опытный логопед-дефектолог способен выявить основные причины шепелявости. При необходимости он отправит пациента на консультацию к стоматологу, челюстно-лицевому хирургу, невропатологу, сурдологу, ЛОРу и так далее.

Понятно, что, если дефект связан, например, с неправильным положением зубов, строением языка – если возможно, следует исправить эти несовершенства. В этом случае логопед начинает свою работу после устранения органических причин. Если шепелявость вызвали неустранимые дефекты – дефектолог стремится минимизировать их последствия.

Лечение шепелявости

Конечно, наибольшую важность в работе логопеда имеет индивидуальный подход . В некоторых случаях достаточно лишь объяснить, как правильно произносятся звуки и выработать привычку правильной речи. Чаще приходится иметь дело с целым комплексом проблем, которые требуют такого же комплексного решения.

Все подопечные логопеда занимаются артикуляционной гимнастикой . Хорошие результаты дает логопедический массаж . Пациенты любого возраста должны получать психологическую поддержку и со стороны специалиста, и со стороны ближнего окружения. Акцент должен делаться не на его ошибках, а на достижениях, как бы малы они ни были. Важно восстановление и поддержание навыков активной социальной коммуникации .

Как избавиться от шепелявости у взрослых

Рассмотрев возможные причины данного дефекта дикции, вы можете понять, что без обращения к дефектологу здесь не обойтись. Ведь самостоятельно определить истоки шепелявости и тем более наметить пути их устранения – невозможно.

Но есть несколько советов , которые помогут любому человеку, даже не имеющему заметных проблем с дикцией, сделать свою речь более гармоничной:

  1. Раз в день занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Комплекс упражнений должен затрагивать весь речевой аппарат – язык, губы, щеки. Также, следует развивать дыхательную систему, вырабатывать правильный стереотип дыхания (затрагивающее нижние отделы легких, с опорой на диафрагму).
  2. Выберите несколько скороговорок или фраз, в которых использованы сложные для вас звуки и постепенно приближайтесь к их правильному произнесению. Двигайтесь от малого к большему – сначала тренируйте отдельные звуки, потом слоги, потом слова, потом части фраз, потом скороговорку целиком. Стремитесь не к скорости, а к гармоничному звучанию.
  3. Как можно больше читайте вслух нараспев, пойте.
  4. Нормализуйте свое психологическое состояние. Высыпайтесь, не пренебрегайте приятным дружеским общением.

Схема артикуляционной гимнастики

Язык:

  • Высуньте язык и сделайте 10 движений справа-налево и 10 движений вверх-вниз. Облизывайте губы и щеки по часовой и против часовой стрелки. Амплитуда должна быть максимальной. Не торопитесь, тяните язык в каждую сторону;
  • Нажимайте языком на щеки и верхнее небо;
  • Свертывайте язык в трубочку, перекручивайте его вправо и влево, сделайте из языка «лодочку» (не высовывая изо рта) и старайтесь произнести звук «з»;
  • Чуть высуньте язык и покусывайте его зубами;
  • Для расслабления языка, высуньте его (без напряжения, буквально, вывалите изо рта) и шумно выдыхайте, чтобы он вибрировал;

Губы:

  • Чередуйте широкую улыбку и губы «трубочкой». При упражнении не разжимайте губ;
  • Сложите губы трубочкой и старайтесь указывать ею налево, направо, вверх и вниз. Потом, опишите круг по часовой и против часовой стрелки;
  • Втяните губы внутрь и «шамкайте ими, покусывайте губы зубами;
  • Для расслабления – шумно выдыхайте, подражая лошади;

Шепелявость - расстройство речи, вид нарушения звукопроизношения. Проявляется в трудности воспроизведения свистящих и шипящих звуков. Зачастую дефект исчезает в возрасте пяти лет, после развития артикуляционного аппарата. Но гарантии в этом нет. Поэтому, когда ребенок сильно шепелявит, начните делать упражнения для развития органов речи.

Шепелявость лечим с детства

Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, не должна вызывать беспокойства. К тому же, маленькая шепелявая кроха, так мило выглядит! Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина в офисе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми, заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться целей. Человек просто стесняется говорить, высказать идеи, мнение.

Наивно до 5-6 лет ожидать, что дефект пройдет сам собой. Когда это не происходит, на ребенка сваливается слишком много - ведь вот-вот идти в школу. Привычный детский день нарушают походы к стоматологам, логопедам, дефектологам, бесконечные тренировки дома. Есть все предпосылки к эмоциональному выгоранию: стрессы, переутомление, требования взрослых. Появляются страхи, что не исправится речь, будут смеяться одноклассники, соответственно формируется боязнь школы.

Чем раньше приступить к лечению шепелявости у ребенка, тем лучше.

Причины шепелявости

Для начала посетите логопеда. Он проведет тщательный осмотр и подскажет подходящее лечение. В зависимости, когда ребенок сильно шепелявит, ее исправлять будут стоматолог, хирург, отоларинголог. Устранить недуг можно выяснив его причину:

  • Наследственность;
  • Патологии органов речи. Бывают врожденными;
  • Травмы лица;
  • Неврологические нарушения;
  • Челюстно-лицевой аппарат неправильно развит. Отражается на прикусе, небе, диастеме;
  • Копирование манеры речи. Ребенок подражает персонажу с экрана, другу или родственнику. Проведите беседу и объясните, что так не нужно говорить. Похвалите другого героя кино или мультфильма, который разговаривает правильно. Разыграйте по ролям свой «спектакль».

6 упражнений от шепелявости для детей


Идея : для таких занятий понадобиться зеркало, чтобы ребенок мог видеть правильность выполнения задания, движение губ, языка. Можете подарить малышу настольное детское зеркало. Это создает приятные ассоциации с занятиями.

Как перестать шепелявить и научиться правильно выговаривать свистящие и шипящие звуки? Как избавиться от шепелявости и разговаривать чисто и свободно?

Давайте поговорим на тему “шепелявить это как” и “что делать, если ты шепелявишь”.

Что такое шепелявость?

Шепелявость — это дефект речи, связанный с неправильным произношением звуков “с”, “з”, “ц”, “ш”, “ж”, “ч”, “щ”.

“Не простоквафа у матрефки, а шметана,” — вот что значит шепелявить.

При этом не нарушаются ни грамматика, ни логичность сказанного. Вот только не всегда может быть понятно, что говорят шепелявые люди.

В детском возрасте до 5 лет развивается речевой аппарат, поэтому когда ребенок шепелявит в 4 года и декламирует:

“Шла Шаша по шоше и шошала шушку”, — это вызывает умиление.

Другое дело, если шепелявит взрослый. Здесь при коммуникации возникают совсем другие чувства: зажатость и стеснение с одной стороны и неловкость — с другой. Поэтому не пытаться это исправить, и тем более считать шепелявость своей индивидуальной особенностью, наверное не стоит. Хотя — это дело сугубо личное.

Причины шепелявости

Почему люди шепелявят? Каковы причины шепелявости?

Это могут быть:

  • Нарушения в работе речевого аппарата, например, атония языка или неразвитая уздечка. В результате происходит сбой артикуляции, и звуки искажаются.
  • Неправильный прикус и проблемы с зубами. Отсутствие передних зубов делает речь свистящей, а внятно выговорить звуки “ч”, “щ”, “ж”, “ш” не представляется возможным.
  • Сильный стресс и длительное нервное напряжение. В этом случае нарушается тонус мышц, и это негативно сказывается на ясности произносимых слов.

Резкий испуг может стать причиной того, что ребенок начал шепелявить в 4 года, хотя до этого говорил правильно.

Почему человек шепелявит? Причины ясны. Тогда возникает логичный вопрос: а что с этим делать:

  • как убрать шепелявость;
  • как перестать шепелявить подростку;
  • как избавиться от шепелявости у взрослого?

Методы коррекции

Проблема разрешима. Но надо постараться!

Если малышу исправить шепелявость достаточно просто в силу того, что артикуляционный аппарат мягкий и податливый, то с возрастом какие-то мышцы находятся в излишнем тонусе, другие, наоборот, атрофируются. И решить задачу: как убрать шепелявость у взрослого — становится труднее.

И все-таки как не шепелявить? Вот несколько советов как избавиться от шепелявости ребенку.

Упражнения для разработки артикуляционного аппарата

У детей нарушение речи к 7 годам может пройти самопроизвольно, но вовремя показать ребенка специалисту не помешает.

Из-за шепелявости, которая становится источником стресса, снижается качество жизни человека. Дети постарше, а особенно подростки, становятся замкнутыми, избегают общения, потому что не могут ясно выражать свои мысли.

Как перестать шепелявить подростку и взрослому?

С возрастом при определении причин шепелявости нередко возникает необходимость оперативной коррекции мышц или уздечки языка, исправления прикуса или протезирования зубов. Посещение логопеда и работа под его руководством сделают постановку речи результативной.

Но если, несмотря на то, что процесс исправления речи сложный и длительный, вы полны настойчивости и упорства, можно заниматься коррекцией самостоятельно.

Упражнение с пробкой — одно из самых эффективных. С зажатой в зубах пробкой можно рассказывать истории или читать стихи. Чтение с закрытым ртом также дает хороший результат. Этому занятию можно посвятить полчаса в день, стараясь громко и четко проговаривать звуки.

Скороговорки — наше все!

Скороговорки для шепелявых — это своеобразная гимнастика для речевого аппарата, которая при должном терпении и систематических занятиях дает неплохие результаты, позволяя восстановить разговорные навыки.

Скороговорки — классика коррекционной работы с дефектами речи.

Вот примеры скороговорок от шепелявости: они предназначены для «разработки разных проблемных букв: Ж, Ш, З, С и Ц, Ч, Щ.

Если вас волнует вопрос как перестать шепелявить на букву “с”, можно поупражняться с отдельными словами. Слова для шепелявых с буквой “с”: коса, сосна, насос, ананас, сорока, сыр, ссора.

Дыхательные практики и массаж

В арсенале действенных методов по выправлению такого дефекта речи как шепелявость достойное место занимают массаж и дыхательные упражнения.

Бывает, что человек шепелявит, а это — результат сбившегося от волнения дыхания. В этом случае дыхательная гимнастика восстанавливает его ритм, нормализует носовое дыхание и успокаивает нервную систему.

Артикуляционный массаж нормализует мышечный тонус, тем самым устраняя нарушения нормальной работы речевого аппарата.

Как видите, все не так безнадежно — проблема с шепелявостью решаема!

Поставленная цель: научиться говорить красиво, свободно, с удовольствием, достижима, если идти к ней пусть и маленькими шажками, но терпеливо и настойчиво.

Вот несколько историй из логопедической практики о том, что речь можно и нужно тренировать в любом возрасте:

Заключение

Ну, и напоследок. Если вы задаетесь вопросом о правильности написания шепелявить или шипелявить, то правильный ответ — шепелявить.

Несмотря на то, что однокоренных у этого слова много, все они начинаются с безударного слога “ше”, поэтому правописание слова “шепелявый” следует запомнить.

А чтобы это слово перестало быть для вас актуальным, ваше желание решить эту проблему должно соединиться с силой воли и терпением. И тогда все вам будет по плечу!

Проблемы с речью испытывают не только дети, но и взрослые люди. И если ребенку они не доставляют особых неудобств, то у взрослого человека развиваются комплексы и неуверенность в себе. Один из самых распространенных дефектов речи – шепелявость. Он стоит на втором месте после картавости и характеризуется затруднением в произношении шипящих и свистящих звуков. При этом остальные слова человек выговаривает совершенно отчетливо. Из этой статьи вы узнаете, почему люди шепелявят и как избавиться от шепелявости.

Распространенные причины

Причины для шепелявости есть самые разные – анатомические, психологические, социальные и другие. Поэтому для полноценной диагностики обычно требуется консультация нескольких специалистов. Давайте рассмотрим, почему развивается шепелявость.

  1. Врожденные аномалии. Сюда можно отнести такие патологии, как укороченный или увеличенный язык, неправильно развитую уздечку, толстые губы.
  2. Патологии развития челюстно-лицевого аппарата – нарушения прикуса, диастема, заячья губа, высокий свод нёба.
  3. Неврологические причины, связанные с нарушением артикуляционного аппарата.
  4. Социальные причины. Сюда относится подражание детей взрослым. То есть, если один из родителей шепелявит, то вполне вероятно, что ребёнок переймет эту особенность.
  5. Травмы, связанные с повреждением лицевой части черепа, – вывихи, переломы.
  6. Часто проблема приходит к пожилому человеку, страдающему нарушением слуха и недостатком зубов.
  7. Нельзя исключать и такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Почему нужно бороться с шепелявостью и прилагать усилия, чтобы убрать это из своей жизни? Этот дефект значительно снижает уровень качества жизни человека. Он становится источником стрессов, неуверенности в себе, замкнутости. Не имея возможности четко выразить свою мысль собеседнику, человек утрачивает тягу к общению. Особенно это касается детей и подростков.

Диагностика проблемы

Шепелявость диагностируется логопедом, который в случае необходимости назначает дополнительные консультации у других специалистов. Может быть выписано направление на прием к отоларингологу, ортодонту или хирургу. Но сначала логопед должен оценить симптомы, установить степень выраженности патологии и точно определить причины, почему ребенок шепелявит. Для этого он выясняет следующие моменты:

  • особенности произношения звуков;
  • остроту слуха и зрения;
  • насколько подвижен артикуляционный аппарат;
  • уровень психоречевого развития;
  • на каком уровне находятся такие навыки, как письмо, чтение, а также память;
  • грамотность, зрительное и слуховое восприятие.

Только после полной проверки можно найти лучший способ исправить дефект речи и наиболее эффективно помочь шепелявящему пациенту.

Методы лечения

Шепелявость устраняется путем комплексного подхода. Не стоит настраиваться на быстрый результат – это длительный и сложный процесс . Во время лечения делается упор на логопедическую, педагогическую, коммуникативную, психокоррекционную терапию. В план устранения речевых нарушений входит:

  • постановка правильных звуков;
  • упражнения на автоматизацию произношения шипящих и свистящих звуков;
  • массаж языка;
  • специальная артикуляционная гимнастика;
  • упражнения, обеспечивающие механическую вибрацию передней части языка.

Если речь идет о ребенке, то родителей должно немного успокоить то, что к 7 годам нарушение может пройти самостоятельно, а исправление может и не потребоваться. Но не стоит на это слишком надеяться – лучше вовремя показать малыша хорошему специалисту.

В зрелом возрасте шепелявость тяжелее поддается коррекции, так как чаще всего связана с физиологическими причинами. В некоторых случаях может возникнуть необходимость в хирургической коррекции мышц языка, уздечки или исправлении прикуса и протезировании зубов.

Не стоит мириться с дефектами речи. Если вы не знаете, как перестать шепелявить, обратитесь к хорошему логопеду. Он поможет справиться с дефектом, и вы испытаете радость свободной речи. А чтобы становление правильного произношения звуков протекало быстрее, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  1. Обязательно ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Желательно делать полный комплекс упражнений, в котором задействован весь речевой аппарат: губы, язык, щеки.
  2. Развивайте дыхательную систему. Правильное дыхание должно затрагивать нижние отделы легких – стремитесь к этому.
  3. Ежедневно упражняйтесь в произношении скороговорок. Выбирайте те из них, в которых присутствуют проблемные для вас звуки. Старайтесь выговаривать их четко, постепенно приближаясь к правильному произношению. Этот пункт практически бесполезен без выполнения артикуляционной гимнастики и участия логопеда.
  4. Возьмите за привычку читать вслух по вечерам. Пение тоже оказывает положительное действие.
  5. Многое зависит от психологического состояния, вашего настроя, поэтому обеспечьте себе полноценный отдых, старайтесь поменьше нервничать.

Избавиться от дефекта речи может каждый. Для этого нужно только желание, настойчивость, хороший логопед, а иногда и ортодонт. Теперь вы знаете, почему возникают подобные нарушения, как они диагностируются и лечатся. Еще больше информации вы найдете в видео, посвященном проблеме избавления от шепелявости. Во время просмотра вы услышите немало полезных советов, научитесь делать некоторые простые, но эффективные упражнения.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча