Письменная часть ЕГЭ по обществознанию всегда вызывает сложности у выпускников. Здесь требуется не только уверенное знание теоретического материала, но и применение собственных знаний, широкого кругозора и понимание социальных взаимодействий. Предлагаю разобрать реальные задания части 2, встретившиеся на ЕГЭ 2016 года.
Часть 2 ЕГЭ по обществознанию
Сразу выделим несколько блоков «трудностей», связанных с их решением на ЕГЭ:
- Недостаток времени (значительный объем письменной части, необходимость выписывать ее в черновик, а, затем, аккуратно переносить записи в чистовик — бланки ответов 2);
- Недостаточное знание теории основных обществоведческих
- Неумение применить эти знания на практике, приводя примеры из социальной практики и из собственной жизни;
- Недостаточное понимание того, как правильно, и в «выгодном» для себя свете оформить ответ, который будет проверять субъективно настроенный человек —
Отметим к тому же, что именно эти задания принесут Вам на ЕГЭ около половины от всех возможных баллов, которые можно набрать на экзамене — 27 из 62, согласно критериям оценки в
Реальные задания и ответы части 2 ЕГЭ по обеществознанию 2016
Предлагаю посмотреть, как была выполнена работа части 2 одним из выпускников на ЕГЭ 2016 года, а затем проанализировать ее. Для начала посмотрим на заполненные бланки ответов 2:
А теперь посмотрим на тексты заданий и на разбалловку, полученную выпускником за выполнение заданий части 2:
Текст (задания 21-24)
Гарантии законности и правопорядка
В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры. принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.
К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.
Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.
К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.
Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.
Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.
- 2 балла из 2 возможных.
- 2 балла из 2 возможных.
Какая система, по мнению автора, является основой нормального экономического развития общества? Как в тексте объясняется то, что субъекты экономической деятельности заинтересованы в обеспечении законности и правопорядка? Проиллюстрируйте такую заинтересованность примером.
- 1 балл из 3 возможных.
Какие ветви власти примеры
- 1 балл из 3 возможных.
- 2 балла из 3 возможных.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп, и одно предложение, содержащее информацию о любой из функций социальных групп.
- 3 балла из 3 возможных.
Назовите и проиллюстрируйте (конкретными) примерами три вида несовершенной конкуренции.
- 3 балла из 3 возможных.
Молодого человека в возрасте 16 лет принимают на работу на следующих условиях: без медицинского освидетельствования, рабочий день с 16 до 23 часов, отпуск только после 6 месяцев работы, и кроме этого оплата почасовая. Нужно найти нарушения, допущенные работодателем, и пояснить их.
- 3 балла из 3 возможных.
План по теме «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром».
29.3 3 балла из 5 : 1(1) 1(2) 1(2)
«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов).
Анализ выполнения заданий части 2
Не станем комментировать и подробно останавливаться на тех заданиях, где были выставлены максимально возможные баллы. В форме совместного анализа выпускника и эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича проанализируем те моменты, за которые выпускник мог не получить максимальный балл:
23. 1 балл из 3
Какие ветви власти известны Вам из курса обществознания? Назовите их и приведите примеры их деятельности по обеспечению законности и правопорядка.
Комментарии выпускника:
- в условии не было сказано о том, что примеры должны быть конкретные
.
Кроме того, в Методических Рекомендациях для экспертов по Обществознанию на стр. 18 сказано:
«Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации . В ответах допускается различная степень конкретизации , и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.»
- Подозреваю, что поставили только один балл из трех за то, что конкретным им показался только 3й пример, а первые два сочли за то, что в критериях из Демоверсии называется «Приведены рассуждения общего типа».
Допустим, второй пример действительно похож на «общие рассуждения». Но чем 1й пример плох? По сути там сказано о разработке законопроекта, регулирующего сферу экономических отношений, и указана суть этого законопроекта
- Возможно, они хотели бы видеть в каждом примере ссылку на какой-либо гос. орган, т.е. чтобы в каждом примере был указан субъект этой деятельности. Например, в 3м у меня сказано про суд, а в первых двух никакого такого субъекта нет. Но насколько я помню, в условии ничего не сказано было про органы власти – нужно было именно написать про ветви власти. Если же там все-таки было не про ветви, а про что-то более конкретное, то тогда, наверное, сняли справедливо
И все же, думаю, можно попробовать отапеллировать 1 балл за первый пример.
Комментарий эксперта:
Второй аргумент точно не зачтут, «осуществление мер… (?каких???)»
Согласен, что скорее всего зачли 3й пример (больше конкретики), но также что можно бороться за 1й (формулировка задания не предусматривала конкретизации, функции законодательной власти не искажены). Абсолютно верно приводите выдержку из Методических рекомендаций.
- 1 балл из 3
Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения того, что режим законности и стабильного правопорядка способствует обеспечению нормальной жизнедеятельности общества.
Комментарий выпускника:
В данном случае вообще не понимаю, из каких соображений только один балл из трех. Если посмотреть на ответ к заданию 24 из то какой-то конкретики там вроде бы и не требуется. Разве что у меня, может быть, написано более развернуто и более трудно для понимания с первого прочтения. Кроме того, достаточно активно используются различные термины из курса.
1 балл подразумевает, что эксперты приняли только одно объяснение из трех. Но на мой взгляд, здесь все три объяснения по характеру фактически одинаковы. То есть, если предположить, что есть какой-то изъян в одном из объяснений, то такой же изъян должен быть и в остальных. В таком случае здесь нужно было ставить либо 0, либо все 3 балла. Но я не вижу здесь никаких проблем в объяснения, поэтому больше склоняюсь к 3 баллам.
Используя обществоведческие знания, поясните, как информационная доступность суда и открытость судебных заседаний могут гарантировать соблюдение прав граждан (приведите три пояснения).
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Главный элемент конституционного права на судебную защиту - право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя.
Реализация этого права начинается с обеспечения информационной доступности суда. Каждый должен иметь возможность узнать, как, куда и по какому вопросу обратиться, где и когда рассматривается его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Однако к Уполномоченному по правам человека продолжают поступать многочисленные жалобы на неисполнение этого элементарного требования закона и здравого смысла. К наиболее серьёзным последствиям приводит отказ в выдаче или направлении по почте копий судебных постановлений, что не позволяет их обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях...
Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. Так, в частности, исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни», или после личной консультации с судьей, или при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность.
Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и откровенно избыточные правила приёма заявлений и жалоб, суды сознательно облегчают себе работу. Другое, прямо противоположное мнение сводится к тому, что любая процедура немыслима без строгих правил, а тот, кому действительно нужно подать жалобу, эти правила выполнит. Со своей стороны, Уполномоченный хотел бы напомнить, что ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов, в данном случае соответствующих процессуальных кодексов.
Важной гарантией доступа к правосудию является создание условий для беспрепятственного посещения зданий судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в большинстве государственных учреждений такие условия отсутствуют. Причём не всегда по причине нехватки средств - просто потому, что об этом никто не подумал.
Распространённым способом ограничения доступа к правосудию остаётся практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела.
По-прежнему имеются проблемы, касающиеся обеспечения открытости судебных заседаний. Особенно серьёзные нарушения связаны с оглашением итоговых судебных решений за «закрытыми дверями».
(В. П. Лукин )
О каком конституционном праве граждан идёт речь в тексте? Какое условие реализации этого права рассматривает автор?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Указано конституционное право:
Право на судебную защиту (право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя).
2. Условие реализации, рассматриваемое автором:
Обеспечения информационной доступности суда.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.
Какую проблему процедуры приёма жалоб поднял автор? Назовите любые два проявления этой проблемы, упомянутые в тексте. Какова роль федеральных законов в решении этой проблемы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Указана проблема процедуры приема жалоб:
Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию.
2. Названы два проявления этой проблемы:
Исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни»
Исковые требования и жалобы принимаются при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность
3. Указана роль федеральных законов в решении этой проблемы
Ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов (соответствующих процессуальных кодексов).
4. Объяснен смысл понятия, например:
Суд - это орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других дел в установленном процессуальном порядке.
Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина, Право. Правоохранительные органы, судебная система
Работа с текстом по экономике.
Приведите пример решения конкретной экономической проблемы с помощью малого бизнеса.
Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.
С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х - начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются.
Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
2.1Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите три объяснения роли малого бизнеса в современной экономике. Проиллюстрируйте одно из объяснений примером.
2.2Назовите три меры, которые авторы текста указывают как необходимые для оказания поддержки малому бизнесу.
2.3На основании знаний обществоведческого курса приведите две меры по поддержке малого бизнеса, не указанные в тексте.
2.4Какую характерную черту (проблему) малого бизнеса называют авторы? Какие два объяснения существования этой проблемы они указывают?
Как известно, одной из характерных черт малых предприятий является проблема их финансирования. Как правило, они обладают недостаточной суммой стартового капитала и испытывают постоянные трудности с аккумулированием денежных средств и их инвестированием в бизнес. Одним из вариантов решения данной проблемы является финансовая поддержка со стороны банков. Среди основных причин, препятствующих получению кредита в банке, 42 % опрошенных предпринимателей выделяют проблему
залога и гарантий, 31 % – высокие процентные ставки, 26 % – проблемы с оформлением. Главной причиной, препятствующей получению кредита в фондах поддержки предпринимательства, 42 % респондентов называют отсутствие доступа к соответствующей информации. Вместе с тем почти 70 % отметили, что нуждаются в реальной государственной поддержке.
В первую очередь свои ожидания предприниматели связывают со снижением налоговой нагрузки, созданием условий доступа к финансовым ресурсам, упрощением отчётности. При этом большинство считают, что вероятность получения такой помощи низка. На наш взгляд, в рамках государственной поддержки системы кредитования малого бизнеса необходимо обеспечить снижение процентной ставки. Кроме того, 55 % респондентов считают необходимым предоставление государственных гарантий по кредитам. При этом 40 % опрошенных считают, что объём государственных гарантий по кредитам малого и среднего бизнеса должен составлять порядка 50 % от суммы кредита.
Общей проблемой остаётся недостаточная определённость требований законодательства, создающая условия для их произвольного толкования. Считаем, что вмешательство правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность неоправданно высоко, вне зависимости от вида деятельности, необходимо законодательно ограничить их вмешательство. На наш взгляд, важнейшим направлением также является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения значения предпринимательской деятельности для развития общества.