29.05.2019

Неисполнение обязанностей воспитанию несовершеннолетнего состав. §4. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего



Согласно требованиям действующего уголовно-процессуального законодательства (ч. 3 ст. 150 УПК РФ) проведение предварительного следствия по рассматриваемому составу необязательно.

1 Макаров А. В. Состояние преступности, посягающей на права несоверпкннолетних//Российский следователь. 2001. №9. ¦


Однако по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 156 УК РФ, в подавляющем большинстве случаев, в силу сложности предмета доказывания возникает необходимость в проведении предварительного следствия. Диспозиция этой уголовно-правовой нормы устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Этот вид преступлений по своему удельному весу среди преступлений против семьи и несовершеннолетних занимает третье место. Субъектами этого преступления в подавляющем большинстве являются родители, злоупотребляющие спиртными напитками, - 93%, отчим и мачеха - 7%. В 79% эти преступления совершаются женщинами. Это объясняется тем, что большинство данных преступлений совершается в неполных семьях. Потерпевшими в основном являются малолетние дети в возрасте 8-14 лет - на их долю приходится 95% преступлений. Высока доля прекращенных уголовных дел на стадии предварительного расследования - 37%, главным образом за отсутствием состава преступления, что обусловлено, как уже отмечалось выше, в основном сложностью предмета доказывания1.
Как видно из криминологической характеристики данного состава преступления, основным его субъектом являются родители или лица, их заменяющие. В ч. 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ указано, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Перечисленные виды вреда в самом общем плане являются последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения родительских обязанностей. Но такой вред для наличия признаков состава преступления должен быть следствием жестокого обращения. Объективная сторона деяния характеризуется действием или бездействием виновного относительно к исполнению своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, при этом деяние должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Законодатель не раскрывает понятия.жестокого обращения. Жестокое обращение по смыслу нормы уголовного закона не идентично понятию особой жестокости, являющемуся квалифицирующим признаком (например, убийства- п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Уместно отметить, что признаками квалифицированного состава умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ) являются, наряду с особой жестокостью, также издевательства и мучения. Эта дефиниция уже ближе к рассматриваемому понятию жестокости. Издевательства и мучения могут вьфажаться не только в причинении физических, но и психических страданий. Необходимо обратить внимание на то, что законодатель, конструируя диспозицию рассматриваемого состава, ставит на первое место неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и только после этого увязывает наличие признаков преступления с жестоким обращением с несовершеннолетним. В частности, бездействие, может быть соединено с жестоким обращением. Понятие жестокости не ограничивается только истязаниями, мучениями и иными действиями, причиняющими физическую боль. Жестокость - это крайне суровое, безжалостное, беспощадное поведение, отнощение к кому-либо2. Применительно к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - это оставление последнего без еды, тепла, медицинской помощи, элементарного ухода за ним и иные подобные последствия, причиняющие или создающие серьезную угрозу причинения физического, психического вреда здоровью ребенка или его нравственному развитию. По отношению к такому необходимому элементу состава преступления -г- жестокому обращению - возможен не только прямой, но и косвенный умысел. Последний, как правило, наличествует, когда объективная сторона исполняется в форме бездействия. При косвенном умысле волевой момент характеризуется нежеланием причинения мучений и страданий несовершеннолетнему, а сознательным их допущением или безразличным к ним отношением. Установление признака жестокости в большинстве случаев носит оценочный характер, что и вызывает затруднения при расследовании. Особенности построения составов умышленных составов преступлений, объективная сторона которых исполняется в форме бездействия, характеризуется иногда и умышленным невмешательством виновного в дальнейшее развитие причинно-следственных связей, с наличием которых законодатель связывает и наличие признаков преступления. В таких случаях характеристика виновности определяется не по моменту первоначальной деятельности, а по моменту невмешательства, которое становится юридическим центром преступного деяния. Такое признание подобного деяния умышленным невмешательством, а не неумышленным
1 Криминологическая характеристика и статистические сведения даны по А.В. Макарову // Российский следователь. 2001.
№9._С. 27-29. ".:
: Ожегов СИ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского яэыка. - М.: 1995. - С. 18$т
580

Глава 34. Расследование преступлении против семьи и несовершеннолетних

причинением вреда имеет весьма важные последствия1. Невмешательство может являться самостоятельным способом нарушения законов тогда, когда в момент невмешательства существуют субъективные условия виновности2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего по вине субъекта предрешают и вопрос о таком явлении, как жестокое обращение с несовершеннолетним, ибо в процесс развития физических, психических и нравственных страданий последнего виновный не вмешивается.
В таких сложных составах тщетно в буквальном смысле пытаться вычленять умышленную вину, так как дефиниция двух видов умысла, изложенная в ст. 25 УК РФ, дана в предельно абстрагированном виде. Понятие вины в составах со сложной диспозицией носит в значительной степени оценочный характер и представляет собой прежде всего упрек со стороны государства в неисполнении установленных законом социальных, нравственных, моральных и этических требований. Как обращал в свое время внимание Э. Мецгер, вина есть в первую очередь оценочное суждение об определенном характере внутреннего поведения человека. Вина, как указывал Г. Вельцель, есть упрек в отношении умысла (решимости), в отношении волеобразования в том, что оно не является тем, каким должно быть.
Сложность расследования заключается и в понятии субъекта преступления. Из анализа диспозиции уголовно-правовой нормы можно выделить два вида субъектов этого состава. Первый - это родители и иные лица, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, ими могут быть усыновители, приемные родители, опекуны. Второй вид субъектов - это педагоги или другие работники образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним. Осуществление надзора за несовершеннолетним шире понятия исполнения обязанностей по его воспитанию. Надзор- это наблюдение, контроль, который, не всегда связан непосредственно с воспитанием. При определении этого вида субъектов преступления необходим анализ действующего законодательства, включая законы субъектов Федерации, нормативных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления, ведомственных нормативных актов, которыми на учреждение или конкретных лиц возлагаются обязанности по осуществлению надзора за несовершеннолетним.

Источниками информации о наличии признаков преступления являются сведения, поступающие из органов местного самоуправления, специализированных органов по охране детства, выступлений в средствах массовой информации, заявлений граждан. В целях выявления этого вида преступлений целесообразно анализировать в городах и районах дела о лишении и ограничении родительских прав. В материалах этих дел можно обнаружить сведения о жестоком обращении с детьми, которые подлежат проверке с привлечением подразделений органов внутренних дел по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних, участковых инспекторов милиции, комиссий по охране прав несовершеннолетних, отделов и управлений по здравоохранению и образованию.

По возбужденным уголовным делам в качестве специалистов привлекаются работники образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждений. Необходимо также привлечение специалистов-психологов, которые могут оказать реальное содействие в установлении вреда нравственному развитию ребенка.

В ходе расследования выясняются условия жизни, воспитания и обучения несовершеннолетнего. В зависимости от характера дела выясняются вопросы: обеспечен ли несовершеннолетний одеждой, питанием, индивидуальным спальным местом, соблюдаются ли в отношении его элементарные правила гигиены, принимаются ли меры для оказания необходимой медицинской помощи, создаются ли условия для обучения и получения минимального стандарта образования, какие обязанности возлагаются на несовершеннолетнего, не подвергался ли он систематической эксплуатации, привлечению к тяжелым, вредным, изнурительным и явно бессмысленным работам, какой характер этих работ, под чьим руководством или контролем они осуществлялись, подвергался ли ребенок систематическому или продолжительному ограничению свободы путем принудительного содержания в запираемых помещениях, подвергался ли ребенок побоям, истязаниям, угрозам, унижениям и т.д.

Важное значение имеют акты проверок, обследований и заключения органов опеки, попечительства, специализированных органов и комиссий по охране детства и защите прав несовершеннолетних. Они являются таким источником доказательств, как иные документы (ст. 84 УПК РФ). В процессе доказывания по расследуемому уголовному делу сведения, содержащиеся в документах,

С. 273.
" Таганцев Н.С. Русское уголовное право. - М., 1994. Т. 1. 2 Там же. - С. 275-276.
581

Глава 34. Расследование преступлений против семьи и несовершеннолетних
могут быть проверены путем проведения допросов в качестве свидетелей лиц, принимавших участие в проведении проверок и составлении этих письменных документов. Таким способом проверяется не только достоверность отраженных в документах сведений, но и устанавливаются источники этих сведений.
Доказательственное значение по делу имеют и результаты следственного осмотра, в ходе которого фиксируется обстановка и условия содержания несовершеннолетнего. К участию в проведении этого следственного действия привлекаются в качестве специалистов работники органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования. Эти лица помогут следователю в отыскании и собирании доказательств. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего целесообразно зафиксировать путем применения фотографии, видео- или киносъемки.
Подлежит тщательной отработке свидетельская база по делу. В качестве свидетелей могут быть допрошены соседи по месту жительства несовершеннолетнего, его родственники, сверстники, педагоги, воспитатели, врачи и т.д.
Большой степенью информативности обладает допрос самого несовершеннолетнего, который является потерпевшим. Как отмечалось в характеристике криминологической стороны преступления, потерпевшими в основном являются несовершеннолетние в возрасте 10-14 лет. Лиц в этом возрасте необходимо допрашивать с обязательным участием педагога (ст. 191 УПК РФ), в некоторых случаях могут приглашаться в качестве специалистов психологи и психиатры. При проведении допроса следует акцентировать внимание на фактической стороне исследуемою события, избегая малопонятных допрашиваемому юридических терминов, понятий и оценок. Однако полноте допроса препятствуют малолетний возраст, отставание в психическом развитии, замкнутость, боязнь взрослого и т.п. Иногда подросток, привыкнув к жестокому обращению с собой или опасаясь лишиться последних, даже примитивных бытовых условий, встает на защиту подозреваемого или обвиняемого. Не исключены случаи, когда ребенок дает правдивые показания относительно обстоятельств проявлений к нему жестокости, но считает это нормальным явлением и даже проявляет чувства привязанности к этим лицам. В этом плане характерно уголовное дело по обвинению супругов И. по ст. 156 УК РФ. Весьма показательно, что оба они являлись педагогами. Они установили в семье жестокую систему «воспитания» и «приобщения» к труду несовершеннолетнего сына. Десятилетнего ребенка заставляли носить полные ведра с водой, в строго определенное время делать кирпичную кладку во дворе, наблюдая за «работой» из окна, искусственно изобретались и воплощались другие виды бессмысленных и тяжелых для малолетнего работ. «Педагогами» были заведены розги и рассчитано определенное количество ударов за каждую мелкую провинность или отступление от установленного дома порядка. Порка осуществлялась почти каждый день. Перечисленные обстоятельства подтверждались на допросах ребенком, но такой образ жизни он считал нормальным явлением и выражал привязанность к родителям, в основном к матери.
Вред психическому здоровью и нравственному развитию ребенка подобными методами «воспитания» устанавливаются путем проведения психиатрических, психологических экспертиз, а также проведением комплексной психолого-психиатрической экспертизы. При расследовании дел повышенной сложности в число экспертов включаются педагоги научно-исследовательских институтов.
Подозреваемые и обвиняемые, как правило, полностью или частично отрицают факты жестокого обращения, либо ссылаются на объективные обстоятельства, непослушание ребенка, или (признавая фактическую сторону исследуемого события) пытаются убедить окружающих в правоте избранных ими методов «воспитания». Основным лейтмотивом следствия при оценке подобной позиции должна быть установка, основанная на принципах права, что никакие обстоятельства не оправдывают никого, если он допускает жестокое обращение с несовершеннолетним.
Как уже отмечалось, понятие жестокого обращения с несовершеннолетним не должно сводиться лишь к применению физического воздействия, оно может находить свое выражение и в других формах. Так, Р. ненадлежащим образом относился к воспитанию сына, всячески препятствовал реализации его конституционного права на образование, в результате 14-летний подросток практически не мог писать и считать. Такое отношение к воспитанию ребенка само по себе не содержало бы признаков преступления, если бы не было соединено с жестоким с ним обращением, выражавшимся в постоянной муштре. Р. заставлял ребенка ежедневно проделывать изнурительные физические упражнения, в частности, большое количество приседаний с нарастающим темпом, часами продолжалось хождение строевым шагом. Заключением психиатрической экспертизы Р. был признан невменяемым, в иной ситуации он подлежал бы уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ. Необходимость в проведении судебно-психиатрической экспертизы по таким делам является нередким явлением, что обуславливает необходимость в тщательном изучении личности предполагаемого субъекта преступления. Проведение этой экспертизы в некоторых случаях необходимо и в
582

Глава 35, Расследование некоторых видов хищений (краж, грабежей, разбоев, присвоений и растрат)
При вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого следует в конкретной форме давать описание преступления, в которое входят: указание на субъекта преступления, его обязанности по осуществлению воспитания несовершеннолетнего, возраст потерпевшего, в чем выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовер-лшннплетнего и в какой период времени, содержание жестокого обращения и характер причиненных ему страданий.
Состав преступления будет и в том случае, если ребенок сам не осознает жестокого характера обращения с ним. Так, В. была привлечена к уголовной ответственности и осуждена по ст. 156 УК РФ за то, что, пьянствуя со случайными знакомыми, систематически оставляла без питания, присмотра и гигиенического ухода свою двухмесячную дочь.
Кроме родителей и лиц, их заменяющих, субъектом рассматриваемого преступления могут быть педагоги или другие работники образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним. Педагоги и работники образовательного либо воспитательного учреждения могут стать субъектами преступления, в частности, при систематическом применении антипедагогических мер по воспитанию: побои, истязания, издевательства и т.п. Работники лечебного либо иного учреждения, обязанного в силу закона осуществлять надзор за несовершеннолетним, могут стать субъектами преступления также и в случаях оставления несовершеннолетнего без такого надзора, если такое обращение причиняет физический вред ребенку или нравственные страдания.
Особенностью расследования дел этой категории является необходимость в пресечении преступного деяния и устранения опасности для жизни, здоровья и нравственного развития ребенка на самых ранних этапах досудебного производства. Такими мерами могут быть отобрание ребенка по основаниям ст. 77 СК РФ при обнаружении признаков непосредственной угрозы его жизни или здоровью, ограничение родительских прав в соответствии со ст. 73 СК РФ, а впоследствии и для лишения родительских прав (ст. 69-70 СК РФ). Поэтому следователь, орган дознания должны взаимодействовать с органами опеки и попечительства, иными институтами по защите прав ребенка и информировать о необходимости вмешательства надзирающего прокурора. Последний, в свою очередь, должен держать на постоянном контроле расследование таких дел.
В предмет доказывания входят и обстоятельства, способствующие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ). Это требование уголовно-процессуального закона приобретает особую актуальность при расследовании рассматриваемого вида преступлений. Как уже отмечалось, сложность конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, предопределяет и повышенную сложность доказывания, своевременного применения профилактических мер, что диктует необходимость с самого начала проведения расследования не в форме дознания, а в форме предварительного следствия1.

Родители вправе и должны заниматься воспитанием своего малыша, а также заботиться о нем и обеспечивать всем необходимым, чтобы последний вырос здоровым и порядочным человеком. Если данные обязанности последними не выполняются, кроме того, они жестоко обращаются со своим чадом, лишают воды и еды, запугивают, закрывают одного дома, то в этом случае данные лица подлежат наказанию по ст. 156 УК РФ. К ответственности по данной статье могут быть привлечены и другие граждане, которые занимаются воспитанием ребенка на законных основаниях, а также педагоги образовательных учреждений, сотрудники медицинских организаций, если они не исполняют свои обязанности по надзору за малолетним и жестоко обращаются с ним.

Как проявляется

Ст. 156 УК РФ гласит об ответственности за ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию ребенка, но только в том случае, если это сопровождается грубым и жестоким обращением с ним. Потому что в результате таких неправомерных действий нарушается нормальное психическое и физическое развитие несовершеннолетнего. Здесь же стоит отметить, что наказание за данное деяние могут понести и другие лица, которые занимаются воспитанием малолетнего вместо законных представителей, а также педагогические и медицинские работники организаций, если они не осуществляют надзор за ребенком и жестоко с ним обращаются.

Злодеяние, указанное в ст. 156 УК РФ, считается умышленным. Тем не менее оно относится к преступлениям небольшой тяжести.

Когда виновный проявляет жестокость по отношению к ребенку, он всегда осознает противоправность своих действий. Кроме того, злоумышленника даже не останавливает тот факт, что несовершеннолетний в силу своей беспомощности не сможет оказывать ему сопротивление.

Состав


Для того чтобы привлечь человека за злодеяние, указанное в ст. 156 УК РФ, необходимо иметь два основных признака:

Неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка;

Жестокое обращение с ним.

Поэтому квалифицировать состав данного преступления можно только при наличии двух таких условий. Если виновный не исполняет надлежащим образом обязанности по уходу за ребенком, не воспитывает его и не проявляет должную заботу, то он подлежит административной ответственности.

Преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ, имеет следующий состав:

Субъектом здесь будет родитель или иное лицо, осуществляющее уход за малолетним, работник медицинского учреждения, педагог;

Объективная сторона проявляется здесь в виде неисполнения обязанности по воспитанию малолетнего и жестокости по отношению к нему (лишении одежды, еды, питья, психическом воздействии и унижении);

Субъективная сторона - всегда имеет только прямой умысел, потому что виновный желает наступления негативных последствий;

Объектом будет выступать нормальное развитие ребенка как психическое, физическое, так и духовное.

Санкции


Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего его родителями или другими людьми, которые проживают с ребенком на законном основании, а также педагогами и работниками, если малолетний находится под их контролем, при условии жестокого обращения с ним, должно быть наказано в соответствии с кодексом о злодениях. Санкции, которые предусмотрены статьей 156 УК:

Штраф в сумме ста пятидесяти тысяч рублей или удержание из заработка на срок до года;

Обязательные (до 440 часов), исправительные до 2 лет работы;

Тюремное заключение до 3 лет и возможно дополнительное наказание (в виде запрета на занятие деятельностью, связанной с развитием детей, до 5 лет).

Данное злодеяние относится к категории небольшой тяжести. Тем не менее, если ребенок очень сильно пострадал от рук взрослых и его здоровью нанесен серьезный вред, то наказание должно быть назначено по совокупности преступлений.

Важное

В данном случае пострадавшим может быть только несовершеннолетний человек, который в силу возраста не может использовать все предоставленные ему права и не в состоянии сам позаботиться о себе. Именно интересы такого гражданина нарушаются взрослыми людьми, которые из-за личных побуждений проявляют к нему жестокость: лишают воды, еды, одежды, заботы, сна и отдыха, а также другими методами унижают его личность и человеческое достоинство, что мешает ему нормально расти и развиваться.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, -

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 156
1. Данная уголовно-правовая норма направлена на охрану специфических отношений в сфере воспитания несовершеннолетних - выполнение обязанностей родителей и некоторых категорий лиц по их воспитанию. В этом смысле следует указать на положение ст. 38 Конституции Российской Федерации о том, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В развитие этой конституционной нормы ст. 63 СК РФ устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечить получение детьми основного общего образования. В соответствии со ст. 65 СК РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Статья 156 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за наиболее опасные проявления нарушения обязанности родителей и других лиц, на которых возложена такая обязанность, по надлежащему воспитанию детей.
2. Объективная сторона преступления характеризуется деянием (действием или бездействием), выражающимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении соответствующим лицом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, и специфическим способом - жестоким обращением с несовершеннолетним. Таким образом, уголовно наказуемым является всякое нарушение, которое сопряжено с жестоким с ним обращением. Под жестоким обращением в этих случаях понимается причинение ребенку страданий путем нанесения ему побоев, лишения его пищи и воды, крова и т.п. (см. содержание понятия жестокого обращения в комментарии к ст. 110 УК). Следует отметить, что умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью и тяжкого вреда без отягчающих обстоятельств охватываются комментируемой статьей и не требуют дополнительной квалификации. Истязание, причинение более тяжкого вреда здоровью и доведение до самоубийства предполагают квалификацию соответствующих преступлений по совокупности со ст. 156. Однако для оконченного состава рассматриваемого преступления фактического причинения вреда здоровью несовершеннолетнего не требуется. Он является оконченным при условии установления жестокого обращения с несовершеннолетним.
3. Субъект преступления - либо родитель, либо иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (например, опекун - попечитель, педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанный осуществлять воспитание несовершеннолетнего и надзор за ним).
4. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает, что грубо нарушает обязанности по воспитанию несовершеннолетнего путем жестокого обращения с ним, и желает этого.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча