Когда-то человеку хватало минимальных знаний. Спустя столетия информация стала одной из высочайших ценностей. Её хранят, защищают, крадут, утаивают, и так далее. В наше время с информацией связаны многие правонарушения и/или . Рассмотрим два из них.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если запрос не может быть выполнен без неоправданной задержки. Орган должен либо переслать данные в течение 14 дней с момента получения запроса, либо сообщить заявителю о причинах задержки. В этом случае данные должны доходить до заинтересованного лица не позднее чем через 2 месяца после подачи заявки.
Если по каким-то причинам информация не может быть предоставлена в порядке, указанном в заявке субъектаобязан уведомить об этом заявителя в письменной форме о причинах отсутствия возможности предоставить запрашиваемую информацию и указать, каким образом и в какой форме эта информация может быть предоставлена немедленно. В этом случае, если в течение 14 дней с момента получения уведомления, заявитель не подает запрос на получение информации в порядке, или в форме, указанной в процедуре уведомления о предоставлении информации должна быть прекращена.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.
Или позвоните нам по номеру:
8 804 333 71 85
(Звонок Бесплатный)
Это быстро и бесплатно
!
Основные сведения
Ситуация проста: нам нужны сведения, мы их запрашиваем в законном порядке. Это может быть информация о здоровье ребёнка или престарелого родителя, которые направлены на лечение в стационар. Или сведения о ходе исполнительного производства, о принятых приставами мерах и так далее.
Запрос сделан, а вот ответа нет. Здесь возможны варианты: либо полное молчание, либо масса отговорок (ответственный сотрудник в отпуске/на больничном, письмо у кого-нибудь на подписи). И вот тогда самое время задуматься: быть может, стоит заявить о правонарушении или о преступлении?
Подробно об особенностях отказа в предоставлении информации как преступлении расскажет следующее видео:
Понятие и правовые нормы
Для начала рассмотрим, какие именно нормы гарантируют нам информационные права, защищают их и призваны карать виновных:
- Конституция во втором пункте 24-й статьи указывает на обязанность представителей государственной власти или местного самоуправления обеспечивать ознакомление с документами/материалами всех тех, чьи права и свободы затрагиваются такими документами.
- В четвёртой части 29-й статьи Конституция гласит: мы вправе оперировать информацией в рамках закона. Сведения можно искать и получать, передавать и распространять. Конечно, если это не государственная тайна.
- 27 июля 2006 года был принят Федеральный закон (его номер – 149-ФЗ), который также говорит о доступе к информации, правах, обязанностях и ограничениях в этой сфере. Особенно важной представляется восьмая статья закона.
- КоАП в статье 5.39 рассматривает сразу три «информационных» нарушения. Речь идёт о ситуациях, когда необходимые сведения оказываются заведомо ложными, или предоставляются с нарушением отведённых на это сроков, или не предоставляются совсем.
- Очень схожа с упомянутой выше нормой 140-я статья УК. Однако в ней есть важнейшее дополнение: указание на вред, который возникает в результате нарушений в области предоставления сведений.
Ещё один важный момент: существует множество локальных норм, которые «командуют» деятельностью государственных и негосударственных служащих. Перечислить их просто нереально, зато можно дать совет. Если вам предстоит общаться с каким-либо органом власти, то заранее поищите в открытом доступе документы, которые расскажут о ваших правах и обязанностях представителей власти и/или закона.
Субъективная сторона отказа в предоставлении гражданину информации рассмотрена ниже.
Уголовно-правовая характеристика преступления и его состав
Сначала рассмотрим общие для правонарушения и преступления моменты, а затем – отличия между ними. Это поможет лучше разобраться в том, когда нарушителю наших прав предстоит отвечать по КоАПу, а когда – по УК.
- Деяние по статьям 5.39 или 140 может совершить только специальный . Это некто, чья должность предполагает предоставление информации (данных, справок и прочего).
- В узком смысле объектом правонарушения/преступления становятся наши права на получение сведений, в широком – вся конституционная основа таких прав. Нарушения допускаются только с прямым умыслом.
- Объективная сторона может проявить себя как действием, так и бездействием виновного.
- У правонарушения по статье 5.39 формальный состав. Для 140-й статьи состав преступления материальный. Это значит, что виновный не просто должен допустить нарушения в предоставлении информации, это должно стать причиной какого-либо подтверждённого .
Виды
Какого-то специального деления статьи 5.39 и 140 не дают. Никаких квалифицирующих обстоятельств или примечаний в статьях не содержится. И всё же условно можно выделить три момента:
- сведения должны быть предоставлены, но этого не происходит (с прямым отказом или игнорированием запроса);
- требуемая информация намеренно искажается виновным;
- сведения предоставляются с нарушением отведённых на это сроков.
Последнее обстоятельство оговаривается только в КоАПе, в УК такой формулировки нет.
Если касаться лишь Уголовного кодекса, то важен ли вид вреда, причинённого виновным? Ни сам кодекс, ни комментарии этого не оговаривают. Это значит, что пострадавший может заявить о любом вреде, нужны лишь доказательства.
Про обжалование отказа в предоставлении информации разным типам субъектов (пр. медиками, адвокатам, организациям, судебным приставам и т.п.) читайте ниже.
Управляющая компания не хочет предоставлять информацию? Следующее видео подскажет, как бороться с правонарушением:
Обжалование отказа
Здесь всё зависит от того, кто именно стал нарушителем, а также идёт речь о правонарушении или о преступлении.
- Если нарушение (отказ в предоставлении информации) подходит под КоАП, есть общий принцип: не стоит сразу обращаться к «верхам». Существует такая вещь как порядок подчинённости: в своих жалобах приходится словно идти по лестнице всевозможных органов и должностей.
- Если «секретничает» полицейский, правильнее всего обращаться в прокуратуру. Адвокаты состоят в различных коллегиях. Действия приставов сначала обжалуют у старшего над ними, а затем – выше, от местного до федерального управлений.
- Когда , указать на его нарушения нужно руководителю медучреждения. Если не поможет, желательно пожаловаться одновременно и в страховую компанию, в местный департамент здравоохранения.
- О преступлении лучше заявить в полицию. Главное – не забыть о доказательствах полученного вреда, без которых речь пойдёт всё-таки о правонарушении.
Как составить жалобу?
В этом вопросе действуют общие принципы. Сначала нужно чётко определиться, кому писать. Затем нужно коротко, чётко и без малейших эмоций изложить следующее:
- Дату, время, обстоятельства отказа в предоставлении сведений.
- Кем было допущено нарушение. Здесь важно показать, что именно виновный был обязан предоставить информацию, но не сделал этого.
- Перечислить требования: предоставить информацию, принять меры в отношении «отказника».
Очень важно не забыть указать все свои контактные данные – номера телефонов, электронный и почтовый адреса.
Куда и как ее подать?
- Более традиционный вариант предполагает обращение в дежурную часть или приёмную с распечатанным заранее заявлением и всеми приложениями. Экземпляров должно быть два. Входящий номер не всегда присваивается сразу, иногда лишь через три рабочих дня.
- Второй вариант – найти интернет-приёмную той организации, куда хотите обратиться. Обычно при обращении нужно указывать электронную почту – туда приходят извещения о регистрации заявления, а также (если нужно) коды подтверждения.
Про то, как выглядит образец письма с причиной об отказе в предоставлении информации, расскажем далее.
Образец письма об отказе
Какого-то унифицированного образца просто не существует. Каждый орган имеет обычно свои формы ответов и правила их составления. И всё же обратите внимание: отказ должен как-либо мотивироваться, объясняться требованиями законов.
Скачать образец письма с причиной об отказе в предоставлении информации вы можете .
Образец письма об отказе в предоставлении информации
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 1
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 2
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 3
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 4
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 5
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 6
Образец письма об отказе в предоставлении информации — 7
Уголовная и административная ответственность за отказ в предоставлении информации рассмотрены ниже.
Наказание и ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации
- При нарушении по стать 5.39 КоАП виновный будет отвечать в административном порядке. Наказанием становится штраф в пределах одной – трёх тысяч рублей.
- По 140-й статье УК РФ о незаконном отказе в предоставлении гражданину информации возможно два вида наказаний: либо в пределах двухсот тысяч рублей (дохода не более чем за полтора года), либо , который налагается на срок не менее двух и не более пяти лет.
Юристы-практики отмечают, что пока что описанные выше нормы применяются редко. Преимущественно люди жалуются друг другу. Возможно, со временем мы по-настоящему оценим важность информации и будем более активно бороться с нарушениями в этой области.
А в видео ниже будут рассмотрены советы в отношении борьбы с отказами в предоставлении информации, а также будет рассказано о примерах из судебной практики в этой сфере:
За исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не подлежит предоставлению по запросам информация, содержащая сведения:
составляющие государственную или служебную тайну;
о частной жизни другого лица без его согласия (персональные данные), если иное не предусмотрено действующими федеральными законами;
об осуществлении в установленном законом порядке оперативно-розыскной и следственной деятельности;
о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом или может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;
доступ к которым ограничен другими федеральными законами.
Если в документе содержатся сведения, перечисленные в настоящей статье, ознакомление с таким документом, его разъяснение и выдача копий ограничиваются частью документа, не содержащей указанных сведений.
Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизационного характера.
Орган или организация, их должностные лица могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации, если:
не соблюдены формальные требования к запросу, предусмотренные статьей 12 настоящего Федерального закона;
неправомерно запрашивается информация, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи;
орган или организация не располагают запрашиваемой информацией.
Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования.
Отказ в предоставлении информации по запросу, как письменному, так и устному, дается в письменной форме.
Статья 15. Порядок возмещения расходов на предоставление информации
1. На безвозмездной основе предоставляется:
информация, непосредственно касающаяся лица, запросившего информацию;
информация, уточняющая или дополняющая ранее предоставленную информацию, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона; информация, содержащаяся в Правилах, названных в пункте 4 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая тарифы на услуги по предоставлению информации и случаи освобождения от оплаты оказанных услуг;
информация о правах и обязанностях юридического лица, запрашивающего информацию. 2.
Освобождаются от оплаты за предоставление информации по запросам лица, относящиеся к социально и экономически незащищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, официально признанные безработные) в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии соответствующих удостоверяющих документов.
За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая себестоимости услуг, связанных с ее предоставлением.
Порядок оплаты услуг по предоставлению информации устанавливается Правилами, названными в пункте 4 статьи 8 настоящего Федерального закона. 4.
Порядок возмещения федеральным органам и организациям, органам и организациям субъектов Российской Федерации расходов, связанных с предоставлением ими информации, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации или высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Еще по теме Статья 14. Отказ в предоставлении информации:
- Правомерно ли лишение аккредитации журналиста за отказ от распространения информации, предоставленной аккредитующим органом?
- Правомерен ли отказ в предоставлении журналисту информации о кредитном учреждении в связи с тем, что журналист не является его клиентом и не собирается им стать?
- Глава 3. Предоставление информации по письменному запросу