28.07.2019

Закон о незаконной перевозки людей. Штраф за работу в такси без лицензии. Что должно лицензироваться


Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам , либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) .

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении .

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства .

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12) .

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

В чем проблема таких ситуаций

К сожалению, исходя только из таких сведений, дать однозначную правовую квалификацию отношениям сторон достаточно сложно.

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора - предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялись по расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства . Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

Согласно отечественному законодательству, перевозка пассажиров без лицензии может стать причиной наложения штрафов. Их размер зависит от нескольких факторов, включая тип транспортного средства, лицо (юридическое или физическое), а также длительность езды без соответствующей документации.

Обратите внимание! Для получения лицензии организация, специализирующаяся на перевозке людей, обязана иметь в своем автопарке несколько автомобилей, профильных водителей и обслуживающий персонал. Кроме того, в управляющие органы передается полный набор документов, являющихся доказательством соблюдения требований.

Условия законной езды

Как частная организация, так и физическое лицо обязаны соблюдать следующие требования:

  1. Перевозчик должен иметь лицензию, позволяющую вести деятельность, связанную с пассажирскими перевозками. Для оформления необходимо обратиться в профильную Федеральную службу транспортного надзора. На территории каждого региона есть филиал организации, поэтому найти его не составит труда.
  2. Перевозка, выполняемая по схеме предварительного заказа, производится только при условии составления договора фрахтования. В качестве сторон выступают пассажиры и организатор перевозки. В качестве исключения можно выделить легковые автомобили, работающие по схеме такси. В данном случае договор фрахтования заключается исключительно в устном виде.
  3. Если перевозчик планирует вести деятельность на регулярной основе, при обращении в профильную инстанцию надо подать на проверку согласование маршрута. Оно обсуждается вместе с представителями Департамента транспорта, сотрудники которого и выписывают этот документ. После успешного согласования транспортное средство получит номер, а водитель, в свою очередь, – маршрутную карту. Последняя определяет время отправления от «пункта А», время приезда в промежуточный пункт (их количество указывается в маршрутной карте), а также время приезда в конечный «пункт Б».

Водитель получает информацию о потенциально опасных местах в пути поездки, местонахождении пунктов отдыха и питания, автозаправочных комплексов и больниц.

Обратите внимание! Для перевозки пассажиров необходимо соответствовать установленным требованиям, которые предъявляются профильным законодательством Российской Федерации.

Также стоит отметить, что при лицензировании физические лица никак не смогут оформить разрешение. Гражданам необходимо обязательно получить статус индивидуального предпринимателя, чтобы в дальнейшем без проблем оказывать свои услуги.

Если, минимум, одно из указанных условий не соблюдено, это приводит к признанию перевозки незаконной. В таком случае человек понесет наказание.

Каковы последствия

Если транспортное средство зарегистрировано на компанию, которая ведет нелегальную деятельность, последняя несет ответственность в различных формах. Так, например, наиболее распространенной мерой является выписывание штрафов. Ввиду небольшой их суммы, которая регламентируется отечественными нормативными актами, нелегалы не всегда перестают работать. Полученный штраф за перевозку легко перекрыть ценой предоставляемых услуг.

Государственное правительство делает все возможное для упрощения схемы легализации регулярных и заказных перевозок, которые базируются на увеличении суммы штрафов. В 2016 году на рассмотрение попал законопроект, повышающий суммы штрафов. Тем не менее, сейчас никто не знает, когда его реализуют на практике.

Если после наложения штрафа физическое или юридическое лицо не ответило за совершенные действия, государство применяет штрафные санкции в виде конфискации автомобиля. Эта мера уже давно работает в КоАП, ее используют очень часто.

Но даже если и это не помогло, и частная организация дальше ведет неправомерную деятельность, компанию могут ограничить не только в осуществлении пассажирских перевозок, но и не позволят заниматься другими видами деятельности. Профильные органы будут проводить комплексную проверку, в рамках которой возможна временная остановка деятельности с обязательной заморозкой банковских счетов.

Пассажиры

Из-за того, что граждане не могут увидеть разницу между легальными и нелегальными перевозчиками, незаконная перевозка пассажиров для последних имеет менее тяжкие последствия. Так, например, клиент может не получить комплексную услугу, которая предусматривается в договоре фрахтования. Соответственно, люди не могут в дальнейшем передвигаться и попасть в нужное им место.

Также могут появиться задержки в доставке. Этот аспект является весьма актуальным при задействовании перевозчиков, работающих на регулярной основе, катаясь по определенному маршруту.

Пассажиры получают возможность взыскать компенсацию за причиненный материальный и моральный ущерб. При нарушении правил грузоперевозки ведение деятельности может повлечь за собой причинение вреда здоровью людей.

Обратите внимание! Заключив фиктивный договор аренды, транспортная компания не может привлекаться к ответственности за доставку людей. Соответственно, если в документе указаны пункты, согласно которым предусматривается выплата компенсации, получить ее на практике будет невозможно.

Суммы штрафов

Так какой штраф предусмотрен законодательством? Ниже предлагаем ознакомиться со списками:

  • автобусы: для физического лица – от 5 до 50 тысяч рублей, юридического – от 100 тысяч до 1 000 000 рублей;
  • такси: для физического лица – от 5 до 50 тысяч рублей, юридического – от 100 до 400 тысяч рублей;
  • Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Суммы штрафов для водителей растут, словно снежный ком. Только за езду на такси без лицензии можно получить квитанцию об уплате пятизначной цифры . Не верите, считайте сами.

Основания для наложения штрафа

Регулируют отношения между водителями, пассажирами и контролирующими органами следующие документы:

  • ФЗ РФ №99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Кодекс об административных правонарушениях (КОАП). Статьи 11.4 и 12.3 регламентируют штрафные санкции.

Особенности процедуры

Штраф таксисту, не имеющему лицензии, выписывает инспектор ГИБДД, в том случае, если у него есть веские доказательства нарушения . Водитель имеет право обжаловать решение, обратившись в суд, или снизить сумму, оплатив суммы в 20-ти дневный срок со дня наказания .

Сумма штрафа в 2017 году

Маразм крепчает, размер наказания за отсутствие лицензии на перевозку пассажиров подрастает каждый год. В 2017 году сумма штрафа составляет 10 000 в городе Москве и 5 000 рублей в остальных городах и регионах России.

Лицензия тоже становится только дороже, а расценки держатся на прежнем уровне, дороги в безобразном состоянии . При этом Правительство РФ грозится ещё ужесточить наказание, Госдума предлагает увеличить штрафы в шесть раз . Перевозка пассажиров без лицензии будет стоить 30 000 рублей .

Кроме того, уже сейчас дополнительно могут оштрафовать за:

  • езду на автомобиле без опознавательных знаков на 3 000 рублей ;
  • незаконную установку опознавательного фонаря или нанесение цветографии 5 000 рублей ;
  • невыдачу чека клиенту – 1 000 рублей ;

По решению сотрудника ГИБДД с машины имеют право снять госномера и отправить её на штрафстоянку.

Лайфхак: как избежать штрафа

При остановке такси сотрудниками ДПС скажите, что подобрали попутчика по дороге. Иногда этот прием работает потому, что перевозка граждан, «голосующих» на дорогах, не относится к незаконной деятельности.

Спорные ситуации в судебной практике

Добрая половина споров между перевозчиками и контролирующими органами решаются в судебном порядке. Примеров по теме находится множество.

Спор №1: Красноярск. Водитель везет гражданина на легковом авто. Представитель ГИБДД доказывает, что водитель занимается частным извозом без лицензии . Ответчику удалось привести доводы, что пассажир не оплатил проезд, этот аргумент был принят во внимание судом . На основании показаний пассажира и отсутствия доказательной базы у истца решение было вынесено в пользу водителя . Штраф отменен.

Сегодня на рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения .

Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 и ч. 2 , предусматривающие административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии, распространив действие этой статьи и на случаи осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без разрешения.

Напомним, ч. 1 упомянутой устанавливает в виде санкции за указанное правонарушение наложение административного штрафа :

  • на граждан и должностных лиц – в размере 50 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – в размере 100 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – в размере 400 тыс. руб.

Такое административное наказание, по мнению разработчиков законопроекта, будет стимулировать нелегальных перевозчиков легковым такси к получению разрешения на осуществление соответствующей деятельности и к выполнению установленных для нее требований.

Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской к документу, сдерживающим фактором осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения будет являться и санкция ч. 2 , которая предусматривает, что повторное совершение указанного административного правонарушения влечет как наложение административного штрафа, так и конфискацию транспортного средства .

Нормы, регламентирующие получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, содержатся в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ . Согласно закона такое разрешение выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ на срок не менее пяти лет и действует только на территории данного субъекта.

Стоит отметить, что в действующей редакции ч. 2.1 закреплено, что перевозка пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. руб.

Помимо этого, ч. 2 устанавливается административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если они обязательны. За такое правонарушение, согласно статье, граждан ждет штраф в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Однако, по мнению авторов законопроекта, такие санкции для физических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения, незначительны, а используемое в качестве такси транспортное средство не признается орудием производства и не подлежит конфискации.

Необходимость внесения рассматриваемых изменений их разработчики объясняют тем, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси на незаконном основании без специального разрешения, без проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а также без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств создает угрозу для жизни пассажиров.

С полным текстом законопроекта № 447293-6 и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Штраф за нелегальное такси без лицензии в 2018 г. хотят увеличить в разы по сравнению с предшествующими годами. А при повторном нарушении «бизнесменами» норм транспортировки пассажиров, к финансовым санкциям будет добавлена еще и конфискация водительского удостоверения на срок до полугода.

Участились случаи задержания неофициально подрабатывающих частным извозом автомобилистов, в народе «бомбил». Граждане вместо того, чтобы трудоустраиваться, следуя букве закона, предпочитают неофициальную деятельность, которая не требует регистрации и не идет под запись в трудовую книжку. Преимущество якобы в том, что, не нужно адаптироваться к графику и «правильному» общению с работодателем, делиться заработками, целиком оставляя себе выручку без уплаты процентов «хозяину» и налогов государству.

Каким законом регулируются правила и порядок перевозки пассажиров и багажа на такси? Какие штрафы за нарушение правил перевозки пассажиров на такси предусмотрены? Какая ответственность и штрафы за частный извоз без лицензии предусмотрены в 2018 году? Какой новый закон о такси хотят принять и как планируется повысить штрафы за перевозку пассажиров на такси без лицензии? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Чем регулируются отношения «перевозчик - пассажиры»?

В январе 2009 года высший коллегиальный орган исполнительной власти в РФ издал Постановление №112 о Правилах, регламентирующих транспортировку пассажиров и багажа легковым такси. Характер ответственности за не следование Правилам закреплен в статье 11.14.1 КоАП РФ и в Федеральном законе от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Так, статьей предусмотрены штрафы в ряде моментов:

  • внутри «легковушки» нет информации, указанной в Правилах;
  • пассажирам не выдается ни кассовый чек, ни квитанция БСО;
  • на кузове отсутствуют цветографическая схема в виде шашечек и/или оранжевый осветительный прибор на автомобильной «кровле», сообщающий о готовности к перемещению людей и клади.

Еще эксперты рекомендуют ознакомиться с Федеральным законом № 34-ФЗ от 23 апреля 2012-го, который вносит поправки в отдельные нормативных акты РФ в части улучшения госрегулирования пассажирских и багажных перевозок в легковом таксомоторе.

Наказание за частный извоз без лицензии

С 2012 года нелегальных таксистов штрафовали в размере до 5 000 рублей, но в городах федерального значения размер штрафных санкций мог достигать и 10 000 рублей. Согласно законопроекту №472515-6 в 2018 законодатели готовы штрафовать каждого нарушителя уже на 30 000 рублей. За повторное правонарушение, сверх уплаты административного штрафа, нарушителю придется на срок от 3 до 6 месяцев попрощаться с водительскими правами. Диспетчер, передавший заказ таксисту без лицензии, будет выплачивать 45 000 рублей. Причем в зависимости от конкретного субъекта РФ, суммы могут изменяться.

Существуют обстоятельства, усугубляющие положение провинившихся, например, отсутствие опознавательных знаков - сумма денежного взыскания составит 3000 рублей. А незаконное использование опознавательных знаков в 2018 году, таких как «шашечки» или сигнальная расцветка легкового такси, будет караться санкциями в размере 5000 рублей. За невыдачу чека пассажиру придется заплатить в качестве штрафа 1000 рублей.

Пример

Гражданин Д. занимался нелегальными перевозками пассажиров на своем личном автомобиле. Сотрудник ГИБДД, остановивший гражданина, обнаружил, что на авто есть опознавательные знаки (фонарь), но машина не окрашена в установленный цвет, в салоне авто не размещены правила перевозки, отсутствует таксометр и кроме того, пассажиру не выдан чек за оплату проезда. Согласно действующему законодательству гражданину Д. придется заплатить внушительную сумму штрафа за:

  • отсутствие информации в салоне авто о правилах перевозки пассажиров - 1 000 руб.;
  • невыдачу квитанции, подтверждающей оплату проезда - 1 000 руб.;
  • отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке - 5 000 руб.;
  • незаконное установление фонаря легкового такси - 5 000 руб. (согласно ч.3 ст. 12.4 КоАП).

Легковые машины, задействованные в транспортировке физических лиц, должны быть оборудованы таксометром, опознавательными знаками и окрашены в определенный цвет. Остальные нормы, устанавливающие ответственность перевозчика перед пассажирами, остаются пока без изменений.

Как избежать наказания?

Чтобы не преступать нормы законодательства, проходят процедуру получения соответствующей лицензии. Для этого обращаются в органы Министерства транспорта на местах, имея при себе пакет документов: бумаги на авто и основной удостоверяющий личность документ (оригиналы, копии). Получив лицензию и легализовав свою деятельность, таксист перестает быть нарушителем и отвечать за неблагоприятные последствия штрафами. Также автомобилисту будет необходимо иметь водительский стаж не менее 3 лет и регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Кстати, чтобы зарегистрировать ИП в 2017 году, россиянам придется столкнуться с меньшим объемом трудностей, если выбрать УСН. Во-первых, процедура получения такого статуса будет выглядеть проще, а во-вторых, созданная специально для малого бизнеса система налогообложения будет более мягко «относиться» к доходам бизнесмена за счет не такой большой процентной ставки, как у других систем. Приятным дополнением при выборе данной системы также будет возможность индивидуального предпринимателя уменьшать сумму налога на страховые взносы.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча