05.03.2020

Управление земельной собственностью в муниципальном образовании. Управление земельными ресурсами муниципального образования. Гу «институт региональной политики


Введение

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как рациональное, эффективное и использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды.

Поэтому одной из настоятельных потребностей стала разработка законодательной, нормативной и информационной базы научного обеспечения правового, экономического и информационного механизмов регулирования земельных отношений, учёт традиций, национальных особенностей и государственных интересов в вопросах использования земли.

Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях

Управление земельными ресурсами представляет собой урегулированную нормами права деятельность государственных, муниципальных и иных управленческих органов (структур), должностных лиц, призванную обеспечить рациональное использование и охрану земель (земельных ресурсов).

Основной предпосылкой управления земельными ресурсами на территории муниципального образования является то, что земля - это один из основных резервов общественного развития. Каждый гражданин, проживающий на территории любого административного уровня, в том числе и муниципального образования, считает ее общественной собственностью, в том числе и своей.

Муниципальное образование - территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

При управлении земельными ресурсами федеральные и муниципальные органы должны исходить из следующих положений:

1) земля принадлежит государству, муниципальному образованию и населению, проживающему на конкретной территории. Поэтому необходимо соглашение между государственными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами, а также ответственности за их сохранение и использование;

2) земельные ресурсы должны приносить пользу всему населению муниципального образования;

3) использование земли, согласно российскому законодательству, должно быть платным. Размер платы за использование земли должен устанавливаться на основании государственной кадастровой оценки, в соответствии с федеральным законодательством, теми органами власти, к собственности которых отнесены земли;

4) земельный оборот, т.е. все виды сделок с землей, должны осуществляться по правилам, установленным федеральным законодательством, но с обязательным учетом особенностей региона и муниципалитета, на принципах, предусмотренных соглашением о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами;

5) региональные и муниципальные власти могут накладывать ограничения на использование земли любых собственников, если это использование наносит вред окружающей среде или ухудшает условия жизни населения.

Система управления муниципальными землями практически во всех муниципальных образованиях соединена с системой управления зданиями и сооружениями.

Исключение составляют небольшие по территории и численности поселки и города, как правило, областного подчинения, где функции управления недвижимостью сосредоточены в одном структурном подразделении местной администрации. Также система управления муниципальными землями, предусматривает достижение нескольких целей:

1) эффективное использование муниципальных земель;

2) оптимизация структуры доходов местного бюджета за счет доходов от земельной собственности;

3) создание цивилизованного рынка недвижимости на территории муниципального образования;

4) обеспечение гарантий имущественных прав на объекты недвижимости;

5) увеличение доходной части муниципального бюджета за счет увеличения собираемости земельных платежей;

6) экономия бюджетных средств;

7) снижение затрат времени на управленческие решения.

Конституцией Российской Федерации определено, что компетенция органов местного самоуправления складывается из вопросов местного значения и переданных на исполнение федеральными и региональными законодателями государственных полномочий. Сами вопросы местного значения формируются из двух источников: законодательства и из внесенных населением в устав предметов ведения.

Управление землями на территории муниципального образования включает в себя принятие нормативных правовых актов органами местного самоуправления и раскрывается через мероприятия, каждое из которых представляет собой обособленный вид деятельности, имеющей цель и порядок осуществления.

В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие и становление земельного рынка, не дожидаясь решения земельного вопроса на федеральном уровне.

На территории поселений могут появляться, как постоянные объекты, строительство которых предусмотрено генпланом, так и временные объекты (торговые павильоны, палатки, киоски, остановочные комплексы), порядок предоставления земельных участков под которые не определен.

Кроме этого, проводятся ремонтные, аварийные работы, связанные с использованием земель, порядок предоставления которых также не определен. В этом случае порядок предоставления участков для размещения вышеперечисленных объектов должен устанавливаться органами местного самоуправления.

Система управления земельными ресурсами любого муниципального образования разрабатывается с учетом следующих условий:

1. Составляться на основе анализа состояния и перспектив развития социально-экономической и политической ситуации в стране, регионе, муниципальном образовании на основе материальных, интеллектуальных и прочих ресурсов,

2. Учитывать долгосрочные перспективы развития муниципального образования, а также интересы соседних территорий, органов власти субъекта Федерации и федерального центра.

3. Охватывать основные направления развития муниципального образования: экономическое, социально-культурное, градостроительное, экологическое и прочие.

4. Быть совокупностью программ, развернутых задач и конкретных мероприятий с примерной оценкой их стоимости, ожидаемого эффекта и определением конкретных разработчиков и исполнителей.

5. Обеспечивать периодическую конкретизацию в форме годовых планов в соответствии с изменениями социально-экономической ситуации, взглядов сообщества муниципального образования на развитие территории.

Под государственным управлением земельными ресурсами

понимают организационно-правовое и экономическое воздействие государства на использование и охрану земель на территории РФ. Государственное управление можно также рассматривать как осуществление исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления своих полномочий по земельным вопросам в целях организации рационального использования и охраны всех земель на территории РФ.

Государство осуществляет управление землей в двух аспектах:

  • - как собственник земли, недвижимого имущества (хозяйственное управление);
  • - как суверен, осуществляющий публичное управление в отношении всех земель независимо от форм собственности.

Управление землями на территории России осуществляют:

  • - Российская Федерация (в лице федеральных органов государственной власти);
  • - субъекты Российской Федерации (в лице региональных органов государственной власти);
  • - муниципальные образования или органы местного самоуправления.

Цели государственного управления землями:

  • - реализация органами власти и управления своих правомочий в соответствии с законодательством;
  • - организация рационального использования и охраны всех земель;
  • - охрана прав на землю граждан и юридических лиц.

Стратегические задачи муниципального управления землями:

  • - повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования;
  • - увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и сделок с землей;
  • - максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках;
  • - устойчивое использование земель;
  • - предельное увеличение земли в оборот.

Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений закреплены в ст. 9 Земельного кодекса:

  • - установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • - установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  • - государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;
  • - осуществление государственного земельного надзора;
  • - установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  • - резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
  • - разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • - иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами. 1

Российская Федерация также осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Структура федеральных органов исполнительной власти (см. табл. 2), реализующая полномочия Российской Федерации в сфере земельных отношений, утверждена Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636.

Структура федеральных органов исполнительной власти

Федеральные

министерства

Министерство природных ресурсов и экологии

Министерство сельского хозяйства

Министерство

экономического

развития

Координируемые ими службы и агентства

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Земли особо охраняемых природных территорий и объектов;

Земли лесного фонда;

Земли водного фонда

Земли сельскохозяйственного назначения

Система органов государственного управления земельными ресурсами на федеральном уровне регулируется следующими документами:

  • - Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;
  • - Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития РФ»;
  • - Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
  • - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ»;
  • - Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования...»;
  • - Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства РФ»;
  • - Постановление Правительства РФ от 09.02.2012 № 109 «О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель»;

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

  • - резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
  • - разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
  • - иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации также осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющих управление земельными ресурсами, устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Субъекты РФ вправе самостоятельно определять систему органов государственной власти в регионе, устанавливать их статус, наименование, порядок формирования, компетенцию и др. В то же время действие принципа самостоятельности ограничено положением Конституции

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

  • - резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  • - установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
  • - разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • - иные полномочия, направленные на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель . Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления нс входят в систему органов государственной власти. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения .

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации 1 .

К основным функциям государственного управления земельными ресурсами можно отнести:

  • - перевод земель из одной категории в другую;
  • - мониторинг земель;
  • - землеустройство;
  • - ведение государственного кадастра недвижимости;
  • - планирование использования земель;
  • - территориальное зонирование;
  • - оценка земель;
  • - предоставление земельных участков и изъятие земель;
  • - контроль за использованием и охраной земель;
  • - государственная регистрация прав на землю и сделок с ней.

Перевод земель из одной категории в другую - это изменение

категории и целевого назначения земельного участка, т. е. деятельность уполномоченных органов по установлению фактической цели использования земельного участка, изучению природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка, направленному на выбор того целевого назначения, которое бы соответствовало эффективному и рациональному использованию земельного участка, а также издание индивидуального правового акта об отнесении земельного участка к определенной категории.

Перевод земель осуществляется в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», градостроительным, лесным и иным федеральным законодательством.

Перевод земель осуществляется:

  • 1 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  • - из земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
  • - из земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • - из земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Для земель, находящихся в частной собственности:

  • - перевод земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • - перевод земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Мониторинг земель - это система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды. Объектами мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Мониторинг осуществляется несколькими федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии друг с другом, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Задачами мониторинга являются:

  • - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  • - информационное обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  • - обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель регулируется Положением об осуществлении государственного мониторинга, утвержденным Постановлением Правительства от 28.11.2002 № 846.

Мониторинг включает в себя:

  • - сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;
  • - непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
  • - анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В зависимости от сроков и периодичности проведения съемки наблюдения и обследования делятся на:

  • - базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
  • - периодические (раз в три года и более);
  • - оперативные (фиксирующие текущие изменения).

Землеустройство - система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (внутрихозяйственное землеустройство).

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства в основном осуществляется ст. 68, 69 ЗК РФ и Федеральным законом от 18.06.2001 «О землеустройстве» 1 .

" СЗ РФ. 2001. №26. Ст. 2582.

Цель землеустройства заключается в обеспечении рационального использования земель, их охраны, улучшении ландшафтов. Различают территориальное и внутрихозяйственное землеустройство. Объектами территориального землеустройства являются территории субъектов РФ, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Объектами внутрихозяйственного землеустройства являются земельные участки, используемые гражданами и юридическими лицами для сельскохозяйственного производства, и территории, используемые общинами коренных малочисленных народов для обеспечения их традиционного образа жизни.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном законом порядке.

В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Под землеустроительным процессом понимается организация и порядок проведения землеустройства.

Землеустроительный процесс состоит из следующих этапов:

  • - из подготовительных работ;
  • - разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства;
  • - рассмотрения и утверждения проектной документации;
  • - перенесения проектов в натуру (на местность);
  • - оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов;
  • - осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.
  • Ч. 1 ст. 77 Конституции РФ // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  • СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  • Ст. 11 Земельного кодекса РФ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  • СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.

Система управления земельными ресурсами включает:

  • - установление цели и приоритетов управления;
  • - определение объектов и субъектов управления;
  • - формирование политики, выработка стратегии управления;
  • - выбор методов/механизмов управления;
  • - создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления;
  • - создание организационной инфраструктуры;
  • - реализацию целей, задач и функций субъектами управления.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как: рациональное, эффективное использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю.

Управление земельными ресурсами - одно из важнейших направлений деятельности местного самоуправления. Земля, будучи необходимым условием существования человека, основой его физиологической, социальной и экономической деятельности, занимает особое место в жизни муниципалитета.

Это место не только для жизни десятков и сотен тысяч людей, но и для промышленной, торговой деятельности, представительских функций, отдыха и туризма. Для всех разнообразных проявлений жизненных функций городского организма, тесно связанных с местной территорией, земельная проблема имеет решающее значение.

Использование любого земельного участка изначально связано с проявлением разнонаправленных интересов, нередко значительной степени конфликтности, так как цели и интересы субъектов градостроительной деятельности в силу ряда объективных причин могут не только не совпадать, но и иметь диаметрально противоположную направленность.

В соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении, территорию муниципального образования составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения".

Муниципальные образования реализуют следующие задачи управления земельными ресурсами:

  • - повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования;
  • - увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и сделок с землей;
  • - максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках;
  • - устойчивое использование земель;
  • - предельное увеличение земли в оборот.

Управление земельными ресурсами - сложно организованная система, которая охватывает большой спектр общественных отноше-

ний и включает управление социальными, экономическими, правовыми, экологическими и другими видами отношений. Данному виду управления характерен ряд особенностей, связанных с тем, что:

  • а) земля - это особый объект управления;
  • б) земельные отношения связаны с объективными закономерностями развития общества и общественного производства;
  • в) земля представляет собой имущество особого рода и, следовательно, по поводу земли возникают особые - имущественные или рыночные отношения;
  • г) для управления земельными ресурсами характерно специфическое сочетание функций и методов управления.

Объектом управления в сфере земельных отношений является земля. Термин «земля» имеет несколько значений. В широком смысле под «землей» понимается планета Земля со всеми ее естественными компонентами, а в узком смысле - поверхностный слой земной коры, включающий голую материнскую породу, почвы, дно водоемов.

Земля может рассматриваться как природный объект и ресурс, существующий независимо от воли человека, как место и условие жизни людей, как территория государства, как объект хозяйствования, как пространственный операционный базис (место размещения зданий, сооружений и т. п.) .

Земля - это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства.

Земля обладает особым свойством - плодородием. Ее плодородный слой - главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве .

Земля является недвижимым имуществом и не может перемещаться в пространстве. Земля незаменима, невосполнима, конечна и ограничена в пространстве .

Законодатель указывает на две основные естественные функции земли как природного ресурса. Первая - способность земли служить в качестве естественного средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Вторая - ее способность выступать в качестве территориальной (пространственной) основы (базиса) осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ .

Земля - «первичный» и абсолютно необходимый элемент недвижимого имущества. Без земли нет недвижимости. Земля же, независимо от того, размещено ли на ней другое имущество, сама по себе является недвижимостью, а все, что на ней расположено, является движимым имуществом. Поскольку земля является одним из элементов недвижимости, к ней относятся и другие объекты, однако земля среди них играет главенствующую роль. Поскольку земля - это недвижимость особого рода, управление земельными ресурсами требует иных подходов и реализации более сложных и комплексных функций управления (см. табл. 1).

Вопреки сложившимся представлениям об экономическом значении земли как об основном, определяющем ее ценность, главным все же является ее экологическое значение - как природного объекта. Например, земельные участки будут представлять интерес как недвижимость, объект права собственности и иных прав только до той поры, пока земля будет выполнять свои естественные природные функции. Если же они будут утрачены (скажем, в результате истощения земель либо провала поверхности земли вследствие нарушения правил добычи полезных ископаемых), то соответствующие земельные участки утратят и экономическую ценность как недвижимость, и привлекательность как объекты юридических прав.

Функции земли

Земельные ресурсы - возобновляемые природные ресурсы, используемые в различных отраслях национальной экономики. Характеризуются территорией, качеством почв, климатом, рельефом, гидрологическим режимом, растительностью и т. д. Земельные ресурсы также являются основой размещения объектов, средством производства в сельском, лесном и других хозяйствах, где используется плодородие почв.

Рынок земельных ресурсов - это средство перераспределения земель между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями в рамках принятых государством законов.

Рынок земли - совокупность конкретных отношений и связей между покупателями, продавцами, иными субъектами по поводу распределения и перераспределения земли, отражающих различные (в основном экономические) интересы их участников и обеспечивающих движение и закрепление земельных участков.

Субъектами управления в сфере земельных отношений являются:

  • - граждане, в том числе иностранные;
  • - юридические лица;
  • - Российская Федерация;
  • - субъекты Российской Федерации;
  • - муниципальные образования .

Управление земельными ресурсами осуществляется посредством нескольких механизмов:

  • 1. Политический", выполнение социально-политических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов.
  • 2. Правовой", нормативно-правовое регулирование земельных отношений с целью рационального использования и охраны земель.
  • 3. Организационный : формирование системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, установление и разграничение их компетенции, организация выполнения ими взаимосогласованных функций.
  • 4. Административный : использование властных полномочий для управления деятельностью в сфере использования и охраны земель и выбор соответствующих методов воздействия на общественные отношения.
  • 5. Экономический". определение финансово-экономических условий эффективного использования земель.
  • 6. Научный", разработка научно-обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижения научно- технического прогресса.
  • 7. Общественный : влияние общественности на использование и охрану земель.

О. Б. Мезенина, А. В. Латинова и А. А. Рассказова выделяют принципы управления земельными ресурсами. Их можно разделить на общие и частные. К общим принципам относят:

  • - приоритет государственного управления земельными ресурсами;
  • - дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов;
  • - принцип рационального использования земель;
  • - единство управления земельными ресурсами и управления территориями;
  • - организационная согласованность использования земель и управления территориями;
  • - систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами;
  • - экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами;
  • - разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня;
  • - разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • - правовая обеспеченность управления земельными ресурсами;
  • - принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

Частные принципы управления земельными ресурсами закреплены в ст. 1 Земельного кодекса:

  • - принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  • - принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде;
  • - принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  • - принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
  • - принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • - принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  • - принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • - принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  • - принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  • - принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  • - принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Вопросы для самопроверки

ГУ «ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

БЕЛГОРОД, 2009

ББК 67.400.74 + 67.407.1

Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГУ «Институт региональной политики и законодательства»

Рецензент:

доктор юридических наук, профессор

Составитель:

– нач. отдела регионального законодательства ГУ «Институт региональной политики и законодательства», кандидат юридических наук, доцент.

М 90 Муниципальное управление земельными ресурсами / [сост. ] ; ГУ «Институт региональной политики и законодательства». – Белгород: ИРПиЗ, 2009. – 29 с.

Методическое пособие рассматривает институт муниципального управления земельными ресурсами, которые являются одним из главных богатств территории муниципальных образований и средством пополнения местного бюджета за счёт уплаты земельного налога . Данное методическое пособие рассматривает правовые основы участия муниципальных образований в земельных правоотношениях , формы землепользования , территориальное планирование как функцию органов местной власти, полномочия в области градостроительного зонирования. Отдельным вопросом рассматривается осуществление муниципального земельного контроля, который в последнее время приобретает большую актуальность.

Настоящее пособие предназначено для практических работников , занятых в системе местного самоуправления.

ББК 67.400.74+ 67.407.1

© ГУ «Институт региональной политики и законодательства», 2009


Введение

Муниципальный и общественный земельный контроль

Заключение

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Земля представляет особую ценность для человеческого общества, являясь первоначальным источником всякого богатства. Она выступает, прежде всего, в качестве единственного места обитания всех поколений людей, выполняет функцию пространственного базиса для размещения и развития отраслей производства. По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений, поэтому вопросы, связанные с правомерным использованием и охраной земель являются на сегодняшний день одними из наиболее актуальных.

Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т. е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере.

Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (земельный налог и арендная плата) не превышает 4 – 5% доходов местных бюджетов.

Эти и другие аспекты обусловили необходимость рассмотрение правовых основ земельных правоотношений с участием муниципальных образований в данном методическом пособии.

§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
И ЕЁ ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ

Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985г. в Страсбурге и ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998г., указывает на «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 01.01.01 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ), определяет местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».


В связи с изложенным следует четко разграничить собственно вопросы местного значения, то есть проблемы жизнедеятельности населения муниципальных образований, которые органы местного самоуправления обязаны решать, и полномочия органов местного самоуправления, то есть средства решения указанных проблем.

В частности, представляется необходимым исключить упоминание о владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами, находящимся в собственности муниципальных образований.

Право муниципальной собственности и муниципальная собственность – это разновидности соответственно отношений собственности и права собственности.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли каждой категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности (кроме земель сельскохозяйственного назначения) также органами местного самоуправления.

Согласно Земельному кодекс РФ от 01.01.01 N 136-ФЗ(далее – ЗК РФ), в муниципальной собственности находятся земельные участки:

Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

В соответствии с ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся муниципальной собственности, осуществляется по общему правилу на основании решений органов местного самоуправления. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Непосредственно связанными с земельными отношениями являются следующие вопросы в рамках компетенции органов местного самоуправления:

Утверждения генеральных планов поселения, городского округа, утверждения схем территориального планирования муниципального района;

Утверждения правил землепользования и застройки;

Резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах, соответственно, поселения, городского округа, муниципального района для муниципальных нужд,

Осуществления земельного контроля за использованием земель, соответственно, поселения, городского округа, межселенных территорий.

Правила землепользования и застройки согласно ст. 30 Градостроительного кодекса разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства ;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

С 01 января 2010 г. согласно ФЗ 25 октября 2001г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется (кроме земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также земельных участков, предоставляемых в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов РФ).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, они подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов , иной официальной информации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Кроме того, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение находящимися в их собственности земельными участками, на них возложено распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть установлен публичный сервитут в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства или об изъятии – землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд.

Земли для размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками, соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск безвозмездно могут предоставляться им в постоянное или временное пользование органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

На основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей решениями органов местного самоуправления могут быть образованы территории традиционного природопользования местного значения. А предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

§3.ФОРМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Законодательство устанавливает различные формы землепользования (рисунок № 1).

Рисунок №1


В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям , а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды , при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т. п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т. п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство , государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

§4. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КАК ФУНКЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Органы местного самоуправления, как ранее было указано, обладают комплексом полномочий в сфере территориального планирования муниципального образования (см. Приложение).

Градостроительный кодекс РФ от 01.01.01г. N 190-ФЗ в качестве условий устойчивого развития территорий называет территориальное планирование и градостроительное зонирование. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (п. 2 ст. 1 Кодекса). Градостроительное зонирование, в свою очередь, представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 Кодекса).

Градостроительный кодекс РФ предполагает создание трехуровневой системы территориального планирования. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования подразделяются на:

Документы территориального планирования Российской Федерации;

Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

Документы территориального планирования муниципальных образований.

Территориальное планирование, как следует из ч. 1 ст. 9 Кодекса, направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур , обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования относятся:

Схемы территориального планирования Российской Федерации;

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

Схемы территориального планирования муниципальных районов;

Генеральные планы поселений;

Генеральные планы городских округов.

В документах территориального планирования отображаются границы субъектов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований; особых экономических зон; муниципальных образований; существующие и планируемые границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий, границы земель обороны и безопасности; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы территорий, подверженных риску воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения; существующие объекты капитального строительства федерального, регионального и местного значения; границы размещения планируемых объектов капитального строительства.

В качестве общей посылки Кодекс предполагает самостоятельную разработку документов территориального планирования органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вместе с тем ст. 27 Кодекса допускает совместную подготовку проектов документов территориального планирования. С инициативой о совместной подготовке документов территориального планирования могут выступить федеральные органы исполнительной власти, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Градостроительный кодекс РФ предусматривает максимальную открытость процесса подготовки и утверждения документов территориального планирования. Так, проекты документов территориального планирования подлежат обязательному опубликованию и могут размещаться в сети Интернет на официальных сайтах соответствующих государственных или муниципальных органов. В таком же порядке подлежат опубликованию уже утвержденные документы территориального планирования. При этом правообладатели земельных участков и существующих объектов капитального строительства вправе в судебном порядке оспорить положения документов территориального планирования (независимо от того, принят этот документ на федеральном, региональном или местном уровне).

Наиболее важную роль в регулировании застройки городских поселений играет генеральный план города. На картах (схемах), содержащихся в генеральном плане города, должны отображаться (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ):

Границы города;

Границы земель сельскохозяйственного назначения; границы земель для обеспечения космической деятельности; границы земель обороны и безопасности; границы земель иного специального назначения; границы земель лесного фонда; границы земель водного фонда; границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;

Существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи;

Границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;

Границы территорий объектов культурного наследия;

Границы зон с особыми условиями использования территорий;

Границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

Границы зон инженерной и транспортной инфраструктур.

Значительная часть указанной информации должна воспроизводиться в генеральном плане города на основе сведений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим можно предположить, что принятие генерального плана города в том виде, который соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ, может производиться только после утверждения соответствующих документов территориального планирования федерального и регионального уровней.

В основу системы территориального планирования положен принцип функционального деления территории. Функциональные зоны по определению, содержащемуся в Кодексе, представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Кроме понятия «функциональные зоны» градостроительное и земельное законодательство оперирует понятием «территориальные зоны», к которым относятся зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. При этом в ст. 35 Кодекса дается характеристика видов и состава территориальных зон. Аналогичные положения закреплены в ст. 85 ЗК РФ. Что же касается функциональных зон, то ни их виды, ни состав в Градостроительном кодексе не определены. Если учесть, что документы территориального планирования составляют основу для подготовки правил землепользования и застройки, и Кодекс в п. 2 ч. 1 ст. 34 прямо предписывает при определении территориальных зон учитывать функциональные зоны и параметры их планируемого развития, отсутствие норм, определяющих состав и виды функциональных зон, можно считать пробелом в законодательстве, требующим скорейшего восполнения.

Решение о подготовке проекта генерального плана города принимается главой местного самоуправления. Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов с учетом комплексных программ развития города, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования федерального и регионального уровней, региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.

Таким образом, необходимым условием разработки проекта генерального плана города является наличие нормативов градостроительного проектирования.

Местные нормативы градостроительного проектирования разрабатываются с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Градостроительный кодекс РФ в ч. 6 ст. 24 устанавливает правило, в соответствии с которым местные нормативы градостроительного проектирования не могут противоречить региональным нормативам.

Результаты мероприятий по обоснованию проекта генерального плана оформляются в виде материалов, которые делятся на две группы:

1. Информация о состоянии городской территории, возможных направлениях ее развития и об ограничениях ее использования;

2. Предложения по территориальному планированию.

При наличии предусмотренных ст. 25 Градостроительного кодекса РФ обстоятельств проект генерального плана города до его утверждения подлежит обязательному согласованию . Такое согласование требуется, если проект генерального плана города предполагает изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования РФ планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках. Порядок такого согласования должен быть определен Правительством РФ.

Проект генерального плана города подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с городом, подготовившим проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.

В случае если город находится в границах муниципального района, проект генерального плана подлежит согласованию с органами местного самоуправления данного муниципального района в части учета содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории такого муниципального района.

Органы государственной власти и местного самоуправления, которым направляется для согласования проект генерального плана, представляют в орган, разработавший проект, свои заключения. В случае если проект генерального плана не согласовывается, глава местного самоуправления принимает решение о создании согласительной комиссии, максимальный срок работы которой не может превышать трех месяцев. Результаты работы согласительной комиссии в виде документа о согласовании проекта генерального плана и подготовленного для утверждения проекта генерального плана с внесенными в него изменениями, а также материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) по несогласованным вопросам направляются главе местного самоуправления, который вправе принять решение о направлении проекта генерального плана на утверждение в представительный орган местного самоуправления либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Проект генерального плана города публикуется в порядке, установленном для опубликования нормативных актов органов местного самоуправления и иной официальной информации, а также может размещаться на официальном сайте муниципального образования.

Кроме согласования в порядке ст. 25 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит обязательному обсуждению на публичных слушаниях. Кодекс не устанавливает, в какой последовательности должны проводиться согласование и публичные слушания, однако разумным было бы предположить, что на публичные слушания должен выноситься проект генерального плана, уже согласованный с уполномоченными федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Это объясняется тем, что согласование проекта генерального плана, как было указано выше, производится исключительно по указанным в Кодексе вопросам, отнесенным к компетенции соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, тогда как на публичные слушания выносится проект генерального плана в целом.

Публичные слушания по проекту генерального плана города проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом города и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Утверждение генерального плана города производится представительным органом муниципального образования с учетом результатов согласования проекта генерального плана и публичных слушаний по данному проекту. Градостроительный кодекс РФ не регулирует процедуру утверждения проекта генерального плана. Представляется, что порядок утверждения проекта генерального плана должен определяться уставом города и совпадать с порядком принятия нормативных актов местного самоуправления. Не указывает Кодекс и последствия неутверждения проекта генерального плана. Логично предположить, что в случае неутверждения проекта представительный орган муниципального образования должен возвратить проект генерального плана главе местного самоуправления для направления на доработку с указанием причин, по которым проект не был утвержден. Полезным было бы создание в данном случае согласительной комиссии, в задачи которой входило бы решение спорных вопросов по проекту генерального плана. В любом случае подобные нормы должны быть включены в Градостроительный кодекс РФ.

Завершающий этап процесса территориального планирования в городе - реализация генерального плана. Порядок реализации генерального плана определяется планом реализации генерального плана, который утверждается главой местного самоуправления в течение трех месяцев со дня утверждения генерального плана.

§5. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти; поэтому многое объединяет муниципальный и общественный контроль. И это естественно: органы местного самоуправления в наибольшей степени приближены к населению, зависят от него; граждане, как никто другой, наиболее заинтересованы в надлежащем состоянии среды своего обитания; им же, как никому другому, известны упущения и правонарушения в области охраны земель и всей окружающей среды.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления предусматривают в ряде случаев земельный и природоохранный общественный контроль на территории муниципального образования.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предусмотренными законом формами осуществления местного самоуправления и участия граждан в решении вопросов местного значения и деятельности органов местного самоуправления являются референдумы, собрания, конференции и сходы граждан, опросы граждан, народная и правотворческая инициатива.

Не являющиеся государственными, органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями. Правовой основой этой деятельности является ФЗ № 000 – ФЗ.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

В условиях демократических реформ органы территориального общественного самоуправления, другие общественные объединения и граждане наделяются полномочиями по осуществлению контроля за подготовкой и принятием решений о предоставлении (передаче) гражданам и юридическим лицам прав на использование земель и иных природных объектов.

Органами территориального общественного самоуправления являются, например, советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий. В отличие от общественных организаций органы территориального общественного самоуправления действуют только в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население на основе не членства, а совместной деятельности в сфере обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча